Введение к работе
Актуальность проблемы. Среди множества проблем, которые стоят сейчас на пути мирного сосуществования стран и народов нашей планеты и политической стабильности отдельных государств, важное место по-прежнему занимают национальные и религиозные противоречия. В последней четверти IX века мир стал свидетелем резкого обострения этих противоречий, новой волны политизации религии, новых религиозно-общинных и религиозно-этнических конфликтов.
Обострение проблемы религиозно-общинных противоречий явилось неотделимой частью того возрождения религии, которое особенно отчетливо выступило на поверхность политической жизни на рубеже 80-х годов в странах традиционного распространения ислама. В этот же период стали все больше привлекать к себе внимание движения тех общин, члены которых рассматривают свою общность не просто как религиозную, но и как этническую.
Такие религиозные общности, обладающие отдельными чертами этносов (общей территорией, языком и т.д.), широко известны в научной литературе под названием этноконфессиональных общностей. К их числу относятся и общины маронитов и друзов, отношения между которыми играли и играют по сей день важную роль в политической жизни Сирии и Ливана.
Сирия и Ливан в религиозном плане всегда представляли и представляют пеструю картину. Ливан - классическая страна межобщинных противоречий, она отличается существованием большого количества христианских и исламских религиозных течений и общин (свыше 20 религиозных и этнорелигиозных групп), среди которых особое место в историческом плане всегда занимали и продолжают занимать маронитская и друзская общины.
Пестрота этнического состава и сложная религиозная ситуация дестабилизируют положение в стране, используются в эгоистических интересах внешних и внутренних реакционных политических
сил. Выражение социальных и политических противоречий в религи озной форме в Ливане проявляется особенно отчетливо.
Корни современных социально-экономических и политических противоречий между общинами следует искать в изучаемом в диссе; тации периоде. Именно тогда были заложены основы враждебности маронитов и друзов и их политического соперничества. Именно к концу этого периода марониты превратились в наиболее состоятелі ную и наиболее влиятельную в политической и административной сфере общину Ливана. Напротив, друзы к концу рассматриваемого периода утратили свои некогда господствовавшие позиции и в экономике, и в политике. Такое положение сохраняется и сегодня.
Прогрессивные силы Ливана видят надежный путь освобождение от межобщинной отчужденности в сплочении всех патриотических сил для стабилизации политического положения страны. Однако власть секты и этноконфессиональных традиций все еще пронизывает жизнь современного Ливана. Комплекс традиционных взглядов, на протяжении многих веков помогавший религиозным общинам выжить, сейчас препятствует консолидации ливанского общества.
Все это и обуславливает особую актуальность изучения положения двух общин Сирии и Ливана: маронитов и друзов, играющих важную роль в современных религиозно-этнических отношениях в этом регионе.
Предмет исследования. Объектом исследования являются общины маронитов и друзов, их становление и их роль в истории Сирии и Ливана с момента их возникновения до 1861 г., когда статус Ливана как административно-территориальной единицы был впервые определен международным соглашением и в основу его деления на административные округа был положен религиозный принцип.
Диссертант считает, что применение к общинам маронитов и друзов термина этноконфессиональный правомерно потому, что они обладают развитым самосознанием и устойчивой традицией. Они объединены не только религиозным учением, но и идеализированным историческим прошлым, наличием первоначальной родины, которую они связывают с определенными географическими районами. Эти общины, возникшие изначально как религиозные секты, в процессе своего становления приобрели ряд черт новых этнических образований, причем процесс этого становления занял почти весь рассматриваемый период, но наиболее интенсивно протекал на его ранних этапах.
Важное место занимает изучение роли маронитов и друзов в 2
политической истории Ливана, их политического соперничества на путях создания собственной государственности, характера отношений между ними и влияния этих отношений на положение в стране на разных этапах политического развития.
В течение всего рассматриваемого периода местом расселения этих общин были районы Горного Ливана, входившего в состав Сирии (до 1861 года), в настоящее время марониты проживают в основном в северной и средней части Горного Ливана, а друзы - в Сирии и Ливане, прежде всего в горном районе Шуф. Численность друзов на I960 г. составляла около 200-300 тыс. человек, маро-нитов на 1974 г. - 879 тыс. человек.
Цель и задачи исследования. Автор диссертации ставил своей целью на основе научного анализа первоисточников и специальной литературы западных, арабских и советских ученых, опираясь на их обобщения и теоретические разработки, исследовать причины возникновения и распространения в Сирии и Ливане вероучения ма-ронитов и друзов, определить этногеографический ареал распространения маронитства и друзизма на Ближнем Востоке, проанализировать общий процесс формирования и консолидации общин маронитов и друзов как этноконфессиональных общностей, рассмотреть взаимоотношения этих двух общин и выделить причины этноконфессиональных противоречий маронитской и друзской общин на разных этапах исторического развития и определить их характер.
Научная новизна темы. Научная новизна темы состоит в том, что проблемы зарождения, формирования и консолидации этноконфессиональных общин маронитов и друзов и их взаимоотношения изучены недостаточно. По вопросу этнорелигиозного генезиса маронитов и друзов и их роли в истории нет фундаментальных трудов ни западных, ни арабских, ни советских историков. Единственной специальной работой, посвященной этноконфессиональной истории маронитов, является книга М.А.Родионова "Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья".
Научная, политическая и практическая значимость работы. Проведенный в диссертации анализ становления этноконфессиональных общин маронитов и друзов и их политической истории в течение длительного исторического периода имеет важное значение для понимания многих особенностей влияния религии на этнические про-
I. Родионов М.А. Марониты. Из этноконфессиональной истории Восточного Средиземноморья. М., 1982.
цессы, формирование общественного сознания и политического поведения членов этноконфессиональных общностей.
Изучение характера противоречий между маронитами и друзам позволяет лучше понять те трудности, которые стоят на пути политического сотрудничества между этническими, религиозными и этнорелигиозными общностями, отличающимися по своим историческим традициям, политической культуре и ориентации на различные религиозные, культурные и политические центры.
Наконец, изучение политической истории маронитов и друзов на разных этапах исторического развития позволяет понять, каки условия наиболее благоприятны для политического сотрудничества общин и при каких условиях на первый план выступают противореч между ними.
Приведенный в диссертации новый фактический материал и оп ранциеся на анализ этого материала выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий, курсов лекций по истории и религиоведению как в советских, так и в арабских высших учеб ных заведениях. Большой интерес исследование может иметь для специалистов, занимавдихся изучением истории стран Ближнего Во стока и духовной жизни и культуры населяющих их народов.
Теоретической и методологической основой диссертации явля ются труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, посвященные различным аспектам и проблемам истории Востока, национального воп роса и религии. Диссертант учитывал в своей работе также материалы съездов КПСС и съездов компартий Сирии и Ливана.
Источники и литература. Работа написана на основе критического изучения источников, работ арабских историков, западной и советской литературы.
Общая постановка вопроса о влиянии религии на этнические процессы написана на основании трудов советских историков. Ю.В.Бромлей в своих работах раскрывает вопрос об этносе и об этнических процессах, П.А.Грязневич исследует формирование
-
Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981; Этнос и этнография. М., 1973 и др.
-
Грязневич П.А. Формирование арабской народности раннего средневековья. - в кн.: Ислам, религия, общество, госудаї ство. М., 1984.
арабской народности, Л.Р.Полонская рассматривает вопрос о месте религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран.
Для написания истории формирования общины маронитов были использованы источники, описания путешественников и специальная литература.
Самосознание общины маронитов выражала и в определенной степени формировала традиционная маронитская историография ХУТ -начала XI веков. Первым маронитскую историческую концепцию сформировал Ибн аль-Киляи Джибраиль (ум. в 1516 г.) в книге "Мадиха иля Джебель Лубнан. Хуруб аль-мукаддимин, 1075-1450" , написанной на разговорном диалекте, распространенном в Ливане. Автор воспевал золотой век маронитов, когда ими правили собственные эмиры и мукаддамы, делившие власть с духовным руководством общины. Другой маронистский историк ад-Дувайхи Истифан (1629-1704) в книге "Гарих ат-таифа аль-марунийа" выдвинул два положения, которые в наши дни защищают ревнители маронитской исторической традиции: об изначальном и последовательном правоверии маронитской церкви и о мардаитском происхождении маронитов Ливана. ад-Дувайхи категорически отвергал обвинения маронитов в мо-нофелитстве или в других отклонениях от позиции римской курии.
Для аш-Шидийака Таннуса (I794-I86I) история родной общины составляет часть истории Ливана - поликонфессионального общества, политически объединенного властью эмира. Он выдвинул теорию о финикийском происхождении Ливана, которая является сейчас существенным элементом современной националистической концепции. Крупным выразителем маронитского самосознания был ад-Дибс Йусуф (ум. в 1907 г.), обобщивший в книге "Аль-ддами аль-муфассаль фи
-
Полонская Л.Р. Традиционные религиозные формы мировоззрения и их место в современном идейно-политическом размежевании стран Востока. - в кн.: Место религии в идейно-политической борьбе развивающихся стран. М., 1978 и др.
-
Ибн аль-Киляи Джибраиль. Мадиха иля Джебель Лубнан. Хуруб аль-мукаддимин, 1075-1450. Бейт-Шехаб, 1937.
-
ад-Дувайхи Истифан. Тарих ат-таифа аль-марунийа. Бейрут, I960.
-
аш-Шидийак Таннус. Китаб ахбар; аль-айян фи Джебель Лубнан. Бейрут, 1855-1859.
тарих ат-таифа аль-марунийа аль-муассаль" взгляды своих предшественников. Новым в его работе стало то, что принадлежность к маронитству он не всегда определял по конфессиональному признаку.
Как источники рассматриваемого нами периода маронитской ос щины можно рассматривать и сочинения Ибн аль-Ибри "Тарих мухта-сар аль-дуаль" , Йусуфа Самани "Мактабат аш-шаркийа, Ибн аль Асира Иззадина "Аль-камиль фи-т-таварих" .
К более современным историкам, изучавшим историю маронитої относятся Дау Бутрус , Матран Исхак Сака1,5, Бутрус Б.Карам .
Для написания глав об общине друзов важнейшими источниками явились такие сочинения историков, как труд Яхья йбн Сайд аль-Антаки (ок.980-1066) "Тарих"15, продолжение "Всемирной истории" Евтихия; эта книга содержит важнейшую информацию по Фатимидам, особенно периода правления аль-Хакима (996-1021). Ценным источником является хроника египетского историка Таки ад-Дина Ахмад ибн Али аль-Макризи "Китаб аль-муаиз ва-ль-хитат ва-ль-асар" , содержащая множество отрывков из сочинений предшественников, в том числе и из не сохранившихся трудов. Большой фактологический материал содержат хроники Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дина ибн Тагри Барди (ок.І4І0-І470) "Ан-Нуджум аз-захира фи мулюк миср ва-ль-кахира" , ученика аль-Макризи.
-
ад-Дибс Йусуф. Аль-джами аль-муфассаль фи тарих ат-таифа аль-марунийа аль-муассаль. Бейрут, 1905.
-
Ибн аль-йбри. Тарих мухтасар аль-дуаль. Бейрут, 1890.
-
Йусуф Самани. Мактабат аш-шаркийа. Рим, 1719.
-
Ибн аль-Асир Иззадин. Аль-камиль фи-т-таварих, Каир, 1303 г.х.
-
Дау Бутрус. Тарих аль-муарина ад-диний ва-с-сийясий ва-ль-хадарий мин мар Марун иля мар Йуханна Марун: 365-700. Бейрут 1870.
-
Матран Асхак Саха. Ас-Сурийян иман ва хадара.Халеб,1983,
-
Бутрус Б.Карам. Калаид аль-мурджан фи тарих Джебель Лубнан. Бейрут, 1932.
-
Яхья Ибн Сайд аль-Антаки. Тарих. Каир, б.г.
-
Таки ад-Дин Ахмад ибн Али аль-Макризи. Китаб аль-муаиз ва-ль-хитат ва-ль-асар. т.1-5. Каир, І9ІІ-І927.
-
Абу аль-Махасин Джамаль ад-Дин ибн Тагри Барди. Ан-Нуджум аз-захира фи мулюк миср ва-ль-кахира. т.1-3. Бейрут, б.г.
Неоспоримый интерес представляют труда современных арабских историков: Асада Рустама "Канисат Антакийа" , Хусейна Мухаммеда Камиля "Таифат аль-исмаилина тарихухум нузумухи акаидухм ,
Гиза Анри "Бейрут ва Лубнан мунзу карн ва нисф карн" и других.
Общие и специальные труды по истории маронитов и друзов, принадлежащие перу западных ученых, исследуют различные вопросы их этногенеза, вероучения, традиций и быта. Здесь понятный интерес представляют разработки 'специалистов арабского происхождения. Указанные проблемы, связанные с маронитами, исследованы в труде А.С.Атийа , ливанского историка, преподающего сейчас в Канаде. Оказались существенными для нас и работы американско-го ученого ливанского происхождения Ф.Хитти . Дня изучения истории общины друзов и взаимоотношений их с маронитами представляют значительную ценность сведения, содержащиеся в работе профессора Американского университета в Бейруте К.С.Салиби .
Проблемой друзской общины, ее истории, культуры, традиции исследованы в работах С.Селла , В.Сибрука , В.Полка^ и других.
Большой и интересный материал об истории маронитской и друзской общины собран путешественником Б.Буркхардом и К.Вол-неем . Начало научному исследованию религии друзской общины положил С. де Саси , издавший свод друзских религиозных текстов.
-
Асад Рустам. Канисат Антакийа. т.1-3. Бейрут, б.г.
-
Хусейн Мухаммед Камиль. Таифат аль-исмаилина тарихухум нузумухи акаидухм. Каир, 1962.
-
Гиз Анри. Бейрут ва Лубнан мунзу карн ва нисф карн. Бейрут, 1949.
'21. Atiya A.S. A History of Eastern Christianity.!.,1968.
-
Hitti Ph.К. Lebanon in History. L., 1957.
-
Салиби К.С. Очерки по истории Ливана. М., 1969.
-
Sell S. The Druses. Ъ., 19Ю.
-
Seabrook W.B. The Mountain of the Druses. H.Y., 1926.
-
Polk W. The Opening of South Lebanon. 1788-1840. Cambridge, 1963.
-
Burckhard T. Travels in Syria and the Holy Land.b.,1822.
-
Путешествие Волнея в Сирию и Египет в 1783, 1784, 1785 годах, т.1-2. М., 1873.
-
S.De Sasy. Expose de la religion des Druzes tire destivers religion de oette rect et precede dime istrodention et de laviedu na life Hakem Allah. P., 1938, T.1-2.
Огромную работу проделал и другой ученый А.Мюллер .
Достоверные сведения о глубокий анализ общественно-политических событий 30-40-х годов XIX века содержатся в книге русск( го консула в Бейруте К.М.Базили . Большой фактологический мате риал по истории маронитскои общины можно найти в трудах русскю
ар *Л
исследователей, таких как Петкович К.А. , Медников Н.А. , Успенский Ф.И. , руппин Д. и других.
Из советских историков, занимавшихся проблемами истории ж ронитской и друзской общин, их культурой, традициями, соотношением этнического и религиозного, необходимо выделить крупнейшего востоковеда Н.В.Пигулевскую . Хороший материал с интересными научными выводами, посвященный истории маронитскои общины, обощен в уже упоминавшейся книге М.А.Родионова, научный анализ социально-экономической истории Сирии и Ливана содержится в мо-нографии И.М.Смилянской .
Огромную помощь в написании данного исследования оказали общие работы по исследованию мусульманского сектантства - трудь Е.А.Беляева , В.Б.Луцкого , К.И.Матвеева и других советских
-
Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен, т.1-2. СПб., 1895.
-
Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительст вом в историческом и политическом отношениях. М., 1962.
-
Петкович К.А. Ливан и ливанцы. СПб., 1885.
-
Медников Н.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по арабским источникам, т.1-2. СПб., 1903.
-
Успенский Ф.И. История Византийской империи, т.1-2. СПб., 1892.
-
Руппин А. Современная'Сирия и Палестина. Пг., 1919.
-
Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. М., 1979.
-
Смилянская И.М. Крестьянское движение в Ливане в первой половине XIX века. М., 1965.
-
Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1957.
-
Дуцкий В.Б. Национально-освободительная война в Сирии. М., 1964.
-
Матвеев К.П. Ассирийцы и ассирийская проблема в новое и новейшее время. М., 1979.
юториков. Отдельных работ, посвященных изучению образования и іазвития друзской общины, в советской историографии, однако, ют.
Апробация диссертации. Диссертация была обсуждена и рекомен-девана к защите на заседании Сектора идеологических проблем Ст-іела общетеоретических проблем социально-политического развития :тран Азии и Северной Африки Института востоковедения АН СССР.
Структура исследования. Диссертация построена по проблемно-сронологическому принципу. Она состоит из введения, четырех ляав, заключения и библиографии.