Введение к работе
Актуальность проблемы. Известно, что религия играет огромную роль в жизни общества. На страницах многочисленных изданий исследуются различные аспекты этого явления, но очень мало говорится о его политическом аспекте. Затрагивая столь сложную и по-своему деликатную тему, необходимо отметить, что в данной работе на материале истории Южного Вьетнама середины XX в. рассматривается главным образом взаимосвязь между такими явлениями, как религия и политика. Это в свою очередь позволит полнее уяснить суть многих событий и обогатить наши знания об этом сложном и противоречивом периоде.
В научной литературе существует традиция рассматривать религиозно-политические группировки во Вьетнаме сугубо с религиоведческой точки зрения, уделяя основное внимание описанию их доктрин. Однако очевидно, что эта сторона вопроса, при всей ее важности, отнюдь не исчерпывает всю полноту проблемы. При таком подходе за кадром остается «мирская жизнь» этих организаций, где они посредством практической деятельности как раз и проявляли свою сущность, реализовывали свои действительные потенции.
Различные религиозные организации - неотъемлемая часть политической истории Южного Вьетнама, без углубленного изучения роли и места которых наши знания будут односторонними и неполными. В связи с этим в качестве отдельной темы исследования встает проблема отношений религиозных организаций и политической власти. Постановка проблемы именно таким образом позволяет лучше уяснить особенности и специфику исторического развития Южного Вьетнама.
Комплексное изучение места и роли религиозных организаций в политической истории Вьетнама в новейшее время является направлением вьетнамоведческих исследований, не освоенным до сего времени как в нашей стране, так и за рубежом. В отечественной и зарубежной исторической науке лишь частично затронуты некоторые аспекты рассматриваемой проблемы. В отечественной историографии традиционной является разработка вопросов, связанных с развитием национально-освободительного и коммунистического движения во Вьетнаме, однако исследования велись без должного учета роли религиозного фактора.
Важную роль в проведении политики Франции и США во Вьетнаме играла католическая церковь. Частично данная проблема освещена в научных исследованиях, однако, как правило, по более раннему периоду проникновения и развития католической церкви во Вьетнаме. Привлечение новых источников позволяет выявить
преемственность между тактикой распространения католичества в XIX и XX в. особенно в период режима Нго Динь Зьема (1955-1963).
В общих работах по истории Вьетнама события, имевшие место в Южном Вьетнаме до 1945 г., освещаются весьма скудно, период с 1945 по 1954 гг. полностью выпадает и только в общих чертах говорится о режиме Нго Динь Зьема 1955-1963 гг. В связи с этим следует уделить особое внимание политической истории Южного Вьетнама.
В последнее время значительно расширился круг авторов, проявляющих интерес к данной теме. В отечественной исторической науке также появились первые труды, посвященные разработке ряда аспектов данной тематики. Однако специальных работ, где проводился бы комплексный анализ религиозно-политической ситуации в Южном Вьетнаме, еще нет. Об уровне исследованности проблемы в целом свидетельствует тот факт, что даже такие криминальные организации, как отряды Бинь Сюйен, зачастую попадают в число религиозных сект. Таким образом, наличие множества нерешенных вопросов, а также отсутствие комплексных разработок по данной теме, убеждают в необходимости проведения ее широкого научно-исторического исследования. Только появившиеся в самое последнее время опубликованные и неопубликованные архивные материалы позволяют по-новому поставить проблему и приступить к ее комплексному рассмотрению.
Предметом исследования являются основные политически значимые религиозные объединения Южного Вьетнама: буддизм, католическая церковь, каодаизм, буддизм Хоа Хао, а также отряды Бинь Сюйен. Роль религии и политики рассматривается на примере взаимодействия указанных объединений с профранцузскими и проамериканскими южновьетнамскими политическими режимами.
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть условия появления и становления основных религиозных сил Южного Вьетнама; определить основные факторы воздействия в пору их образования и развития; исследовать роль религиозного фактора в историческом развитии Южного Вьетнама в 1945-1963 гг., сосредоточив внимание на узловых моментах истории региона; дать оценку деятельности основных конфессиональных групп в данный период; провести сравнительный анализ развития религиозно-политических группировок и ряда современных им политических партий и на этой основе раскрыть взаимоотношения наиболее крупных религиозных групп и политической власти.
Хронологические рамки исследования - 1945-1963 гг. Это переломный период в истории Южного Вьетнама, который начинается с Августовской революции в Сайгоне (25 августа 1945 г.) и заканчивается убийством южновьетнамского диктатора Нго Динь Зьема (2 ноября 1963 г.). Основное внимание уделяется крупным политически значимым конфессиональным группировкам. Они рассматриваются в период их наиболее активной политической деятельности и упадка влияния. 1945-1955 гг. могут считаться временем расцвета для религиозно-политических группировок Као Дай и Хоа Хао, тогда как в 1955-1963 гг. активизируется деятельность католической церкви, а в 1963 г. -политическая деятельность буддистов в ответ на политику откровенной дискриминации со стороны властей. На этой основе выявляются причины, вызвавшие смену политической активности наиболее крупных конфессиональных групп, особенности их развития в данный период, характеризуются определяющие факторы и условия, имевшие первостепенное значение для их жизнеспособности, в Заключении делаются соответствующие выводы.
Территориальные рамки исследования ограничиваются Южным Вьетнамом, точнее, Кохинхиной. Поскольку так называемые новые религии являются организациями регионального масштаба, то их следует рассматривать именно в региональных рамках Кохинхины, чтобы в ходе исследования не отвлекаться от существа проблемы.
Методика исследования. В основу исследования положен комплексный проблемный подход в сочетании с хронологически последовательным и сравнительно-историческим анализом источников и собственно истории Южного Вьетнама.
Учитывая фрагментарный характер встречающихся в исторической литературе данных касательно мирской истории религиозно-политических группировок, такие данные следует тщательно отбирать и проверять, сопоставляя с информацией об уже достаточно хорошо изученном патриотическом движении. В этой связи встает проблема реконструкции мирской истории религиозных группировок и их отношений с колониальными властями, а затем и сайгонскими режимами. Таким образом, основной упор делается на критический отбор фактического материала и его увязку с уже известными проверенными данными.
Проблема появления и мощного развития южновьетнамских религиозно-политических группировок, по мнению диссертанта, может быть решена только при условии сравнительного анализа зарождения и развития религиозно-политических группировок (каодаизма и буддизма
Хоа Хао) и иных современных им политических сил антифранцузской ориентации (национальной партии Нгуен Тхаи Хока и КПИК) с учетом реальной религиозно-политической ситуации в Кохинхине того времени.
Источники и литература. Основными источниками информации для диссертанта послужили материалы, имеющие прямое или косвенное отношение к французским, американским, северо- и южновьетнамским спецслужбам. Ценность этих источников - в обильном фактическом материале, отражающем непосредственные наблюдения авторов. В работе над диссертацией использовались также исследования, проведенные самим автором на основе архивных материалов о войне сопротивления в Южном Вьетнаме, общие работы по Вьетнаму, мемуары, воспоминания, а также карты распространения религий, религиозно-политических группировок и Вьет Миня.
Таким образом, сопоставление появившихся в самое последнее время материалов с уже известными источниками и фактами позволило выйти на новый уровень понимания проблемы религии и политики в истории Южного Вьетнама, перейти от описания отдельных фрагментов к исследованию механизмов управления колонией с использованием религиозного фактора. При подготовке диссертации большую роль сыграли также встречи автора с ведущими учеными СРВ и участниками тех событий, состоявшиеся во время научных стажировок в г. Хошимине в 1990-1991, 1993-1994, 1995-1996 гг. В первую очередь следует отметить интервью с ветераном патриотического движения, руководителем Августовской революции 1945 г. в Кохинхине, профессором Чан Ван Зау, а также с известными учеными Нгуен Динь Дау и Ли Тянь Чунгом.
Автор выражает глубокую благодарность за помощь, оказанную в подготовке диссертации, декану восточного факультета Государственного университета г. Хошимина Буи Кхань Тхе, зам. директора языкового центра при Экономическом институте г. Хошимина Ле Ань Зунгу, профессору Ли Тянь Чунгу, канд. ист. наук Нгуен Ван Литю, профессору Нгуен Динь Дау, канд. ист. наук Нгуен Кхак Каню, канд. ист. наук Фан Тхи Иен Туйет, подполковнику, канд. ист. наук, начальнику отдела военной истории Седьмого военного округа Хо Шон Дай, профессору Чан Ван Зау, докт. филолог, наук декану факультета языков и культуры Востока Института иностранных языков и информационных технологий (HUFLIT) Чан Нгок Тхему, канд. ист. наук, сотруднику отдела национальных и религиозных проблем Социологического института г. Хошимина Чан Хонг Л иен, а также сотрудникам Французского культурного центра в г. Хошимине (IDECAF).
В целом объем и разнообразие источников позволяют проследить с должной полнотой роль религиозного фактора в политической истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг.
Научная новизна. Диссертация представляет собой первое по данной теме исследование подобного характера. В ней впервые подвергнута комплексному рассмотрению проблема религии и политики в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг. Проблематика работы рассмотрена на широком историческом фоне, введены в оборот новые материалы по многим аспектам темы. Впервые освещена роль религиозно-политических группировок в качестве инструмента французской колониальной политики в регионе, показана их зависимость от южновьетнамских политических режимов.
В работе раскрыта политика колониальной администрации, проводившаяся в целях создания религиозно-политических группировок для подавления национально-освободительного движения. Предложена новая трактовка проблемы отношений колониальной власти, религиозно-политических группировок и национально-освободительного движения.
Впервые детально проанализированы сложные процессы и конкретные условия возникновения «новых религий» в Южном Вьетнаме, предпринята попытка комплексного рассмотрения религиозно-политической ситуации в Южном Вьетнаме в XX в. Особое внимание обращается на взаимодействие, основных конфессиональных групп и религиозно-политических группировок с системами политической власти .в. Южном Вьетнаме. Причем так называемые религиозно-политические группировки рассматриваются не изолированно, как это делалось до сих пор в большинстве исследований, а совместно с другими религиозными группами: национальными религиями и традициями Вьетнама, с одной стороны, и католичеством, - с другой, с учетом реалий современной им политической ситуации. Более того, зарождение, развитие и взаимодействие религиозно-политических группировок исследуется на фоне развития национально-освободительного движения, что позволяет провести сравнительный анализ зарождения и развития религиозно-политических группировок и национально-освободительного движения и на этой основе сделать выводы касательно действительных причин и стимулов, которые привели к появлению религиозно-политических группировок в Южном Вьетнаме. , В диссертации также впервые применительно к вьетнамскому обществу описан механизм передачи по наследству религиозной принадлежности, который. характерен для традиционных обществ и который является основной причиной стабильности религиозных обшин. По-новому поставлена проблема
воздействия западной колонизации на национальную культурную традицию Вьетнама.
Введение в научный оборот и исследование новых данных, почерпнутых из вьетнамских и французских источников будет способствовать лучшему пониманию механизмов управления колонией с помощью религиозного фактора.
Положения, которые выносятся на защиту.
В 1945-1963 гг. налицо использование французскими колониальными властями и американскими специалистами религиозного фактора в управлении большими людскими массами в Южном Вьетнаме.
Возникновение так называемых «новых религий» Као Дай и Хоа Хао явилось результатом целенаправленных усилий французских спецслужб. Более того, создание указанных группировок является продолжением старой колониальной стратегии католизации населения завоеванных стран.
В 1945-1955 гг. французским колонизаторам удалось локализовать национально-освободительное движение в Кохинхине с помощью религиозно-политических группировок Као Дай и Хоа Хао и криминальной организации Бинь Сюйен, создав своеобразную систему «коллективной безопасности».
Придя к власти в 1955 г., Нго Динь Зьем полностью разрушил созданную французскими колонизаторами систему, лишив религиозно-политические группировки их автономий и вооруженных отрядов. Именно это обстоятельство и послужило основной причиной восстановления баз национально-освободительного движения в Южном Вьетнаме в конце 50-х - начале 60-х годов.
Теоретическую значимость представляет понимание механизмов управления колонией с использованием религиозного фактора, а именно создание религиозно-политических группировок в качестве инструмента воздействия на политическую ситуацию в регионе.
Практическая значимость диссертации заключается в ее результатах, которые могут быть использованы при чтении лекционных курсов и подготовке учебных пособий по новейшей истории Вьетнама.
Представленные в работе факты и их интерпретация дают богатый материал для оценки ряда аспектов современного положения во Вьетнаме и в определенном смысле дополняют известные исторической науке сведения. На конкретных материалах показано, что колониальные власти были заинтересованы в поддержке «автономий» религиозно-политических группировок в определенных частях Южного Вьетнама для сохранения системы колониального господства.
Структура работы соответствует задачам и. целям исследования. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованных источников и литературы, и, наконец, приложений, которые включают выполненный впервые перевод на русский язык «Приговора по делу о контрреволюционной деятельности некоторых реакционных элементов в руководящих кругах секты Као Дай (Тэйнинь)», а также содержит различные карты, таблицу руководителей южновьетнамских религиозно-политических и криминальных группировок, а также схему иерархии каодаистской церкви на вьетнамском и китайском языках.