Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Орбодоева Марина Валерьевна

Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь
<
Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орбодоева Марина Валерьевна. Распространение и становление буддизма в истории Китая периода Вэй и двух Цзинь: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.03 / Орбодоева Марина Валерьевна;[Место защиты: ФГБУН Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук], 2017.- 152 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально- экономическая, политическая и духовная обстановка китая эпохи вэй и двух цзинь в период распространения и становления буддизма

1.1 Социально-экономическая и политическая обстановка в Китае периода правления династий Вэй и двух Цзинь 17

1.2. Духовная культура Китая в период Вэй и двух Цзинь 33

ГЛАВА 2. Власть и буддизм в период вэй и двух цзинь

2.1. Отношение правителей династий Вэй и двух Цзинь к буддизму 52

2.2. Становление буддийской сангхи в контексте её противостояния с имперской бюрократией в период двух Цзинь 64

ГЛАВА 3. История становления доктринальных принципов буддизма в китае в период вэй и двух цзинь .

3.1. Становление переводческой и письменной традиции 86

3.2. Становление религиозно-философских принципов буддизма в контексте его взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом 110

Заключение 137

Список литературы 141

Введение к работе

Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что рассматриваемый период Вэй (220-265 гг.) и двух Цзинь (265-420 гг.) представляет собой важнейший этап в истории Китая и является качественно новым этапом развития буддизма на Дальнем Востоке. Это была историческая веха, когда разрушилась империя Хань, начался распад единой китайской государственности, растянувшийся на долгие века. Распад единой государственности обусловил глубокий кризис как в социально-экономической, так и в духовной сферах, характеризующийся падением прежних ценностей в нравственной, культурной, социальной сферах. Утрата прежних ценностей способствовала возникновению благоприятных условий для проникновения в китайское социокультурное пространство новых идей и ценностей. Так, в Китай стал проникать буддизм, основные идеи и ценности которого постепенно были восприняты в обществе. В истории Китая проникновение буддизма стало новым явлением, поскольку до этого времени для культуры Китая характерно было неприятие и отторжение всего чужеземного. Во многом оказывая свое культурное влияние на соседние страны, Китай взамен не воспринимал практически ничего нового, что обусловило огромные трудности в становлении буддизма в этой стране. Поэтому эпоха династий Вэй и двух Цзинь явилась переломным периодом в истории политического, социального и культурного развития Китая, не только в связи с кризисом прежних ценностей ханьской эпохи, но и с распространением нового для Китая религиозного учения. Она стала переломной и для буддизма, не встречавшегося до этого с равными, по-своему уровню культурного развития, цивилизациями.

Поэтому исследование истории Китая периода Вэй и двух Цзинь в
контексте распространения и становления буддизма имеет

исключительную важность и научную значимость. В этот период происходит адаптация буддизма в социокультурное пространство Китая.

Необходимо комплексное рассмотрение этой проблемы. Между тем, в отечественной литературе до сих пор отсутствует комплексное исследование истории распространения и становления буддизма непосредственно в царствах и империй указанного периода – царствах У, Шу, Вэй, империях Западной и Восточной Цзинь, изложенной в хронологической последовательности. Исследование данного вопроса поможет более полно воссоздать историю Китая эпохи раннего средневековья.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование истории Китая периода Вэй и двух Цзинь в отечественной литературе отражено, главным образом, в литературе, посвященной общей истории Китая. Специальных исследований этой эпохи нет, за исключением работы, написанной Крюковым М.В., Малявиным В.В. и Софроновым М.В. «Китайский этнос на пороге средних веков» (М., 1979), а также переводов династийных хроник «Цзинь шу», переведенных А. А. Бокщаниным и Лин Кюнъи.

Работа Крюкова М.В., Малявина В.В. и Софронова М.В «Китайский этнос на пороге средних веков» посвящена важному этапу этнической истории китайцев, когда в III—VI вв., на грани древности и средневековья, в культуре и самосознании древнекитайского этноса произошли коренные изменения. В ней отражены все аспекты духовной и материальной культуры китайского этноса, описаны его история и основные внешние и внутренние факторы, влиявшие на его формирование в указанное время. Из числа литературы, в которой излагается история периодов Вэй и Цзинь в контексте общей истории Китая следует назвать: «История Китая с древнейших времён до начала XXI века» в 10 т. Т. III. Троецарствие, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220-907) (М., 2014), «История Востока», в 6 т. Т. 2. Восток в средние века (М., 2002), «История Китая» (М., 2002) и др. Отдельные аспекты, касающиеся административно-бюрократических принципов императорского Китая, освещены в

диссертационном исследовании Мазур Т.Г. «Конфуцианство как идеология служивого сословия в сочинениях Хань Юя» (Улан-Удэ, 2003).

Становление буддизма в рассматриваемый период получило отражение в трудах отечественных ученых Алексеева В.М., Мартынова А.С., Торчинова Е.А., Меньшикова Л.Н., Чебунина А.В., Малявина В.В., Янгутова Л.Е., Ермакова М.Е., Абаева Н.В., Хабдаевой А.К.

В фундаментальном труде Алексеева В.М. «Китайская народная
картина» (М.,1966) подробно рассматривается взаимоотношение буддизма
с конфуцианством, описывается то, как конфуцианство враждебно
отнеслось к буддизму. Он полагал, что конфуцианство явилось «главным
препятствием» для проникновения буддизма в Китай, вместе с тем оно
немало и позаимствовало от него. Взаимоотношение буддизма с
государством в рассматриваемый период затрагивает Мартынов А.С. в
предисловии к сборнику статей «Буддизм, государство и общество в
странах Центральной и Восточной Азии» (М., 1982). Этот же вопрос он
поднимает в статье «Учения и религии в Восточной Азии в период
средневековья», написанной в соавторстве с Е.Б. Поршневой (Народы
Азии и Африки, 1986). В этих работах буддизм рассматривается в
контексте политической культуры императорского Китая. Проблема
распространения буддизма в Китае, в том числе и в периоды Вэй и двух
Цзинь анализируются Е.А. Торчиновым (Санкт-Петербург, 2000) и А.В.
Чебуниным (Улан-Удэ, 2009). В статье «Даосско-буддийское

взаимодействие» Торчинов Е.А. анализирует взаимоотношение даосского и буддийского учений (М.,1988). О проблемах китаизации буддизма говорится в статьях Малявина В.В.: «О месте буддизма в китайской культуре» (Общество и государство в Китае. М., 1980), «К вопросу о взаимодействии буддизма с китайской традицией» (Тезисы Всесоюзной Буддологической конференции. М., 1987). Он критически оценивает предыдущие суждения о китаизации, предлагает рассмотреть её как «заполнения пустот, оставленных древнекитайской мудростью». Другими

словами, Малявин считает, что успех распространения буддизма в Китае заключается не в том, что он приспособился к местным традициям, а в том, что он привнес в неё нечто новое. Проблема становления буддизма в период Вэй и двух Цзинь, а также взаимоотношения буддизма с конфуцианством и даосизмом рассматриваются в монографиях Янгутова Л.Е. «Традиции Праджняпарамиты в Китае» (Улан-Удэ, 2007); «Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма» (Новосибирск, 1995); «Китайский буддизм тексты, исследования, словарь» (Улан-Удэ, 1998), а также в его статьях.

История династий Вэй и двух Цзинь в китайской литературе получила освещение в таких трудах, как династийные хроники Фан Сюаньлиня «Цзинь шу» (История династии Цзинь) (Пекин, 1958.), также в работах Ван Чжу-ло «Вэй Цзинь Наньбэйчао Суй чу Тан ши» (История Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий, Суй и начала Тан) (Шанхай, 1961), Тан Чан-жу «Вэй Цзинь нань бэй ши луньцун» (Сборник статей по истории Вэй, Цзинь Южных и Северных династий) (Пекин, 195 5), Шан Юэ «Чжунго лиши ганъяо» (Очерки истории Китая) (Пекин, 1954).

Большое внимание буддизму периода Вэй и двух Цзинь уделяется в

работах китайских ученых. Здесь в первую очередь необходимо назвать

имена Тан Юнтуна, Фан Литяня, Жэнь Цзиюя, Хун Сюпина, Сюй Лихэ,

Люй Чэна. В фундаментальном труде Тан Юнтуна «Хань Вэй лян Цзинь

Наньбэй чао фоцзяо ши» (ІЇіШШ'тШІШШШ, История буддизма в

период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств (Пекин, 1963. Т.

1, 2.) дается детальный анализ переводческой деятельности в период Вэй и

Двух Цзинь, включая и период Южных и Северных царств. В другой его

монографии «Вэй Цзинь сюаньсюэ лунь гао» (ШШ^ЩЪШ Сюаньсюэ

эпохи Вэй - Цзинь) (Пекин, 1957) рассматривается становление и развитие

школы сюаньсюэ, её влияния на становление буддизма. Буддизм

рассматриваемых периодов исследуется в работах известных китайских

ученых Фан Литяня «Вэй Цзинь Наньбэйчао фоцзяо луньцун», Ш^тШЗШ

ІШЖ (Исследования китайского буддизма периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных царств), (Пекин, 1982) и Жэнь Цзиюя «Чжунго чжэ сюэ ши лунь (Очерки истории китайской философии) (Шанхай, 1981), а также в сборнике его статей «Хань-Тан Чжунго фоцзяо сысяи луньцзи» (Сборник статей об идеологии китайского буддизма с эпохи Хань до эпохи Тан), (Пекин, 1981). В этих работах большое внимание уделяется формированию сотериологической и философской стратегии китайского буддизма. В статье Хун Сюпина «Синтез сюаньсюэ и буддизма, Шесть школ и семь направлений и вклад сочинения Сэн Чжао «Чжаолунь»» рассмотрен процесс китаизации буддизма, рассматривается влияние учения сюаньсюэ на становление школы люцзяцицзун, роли и месте метода «гэ-и» в переводческой деятельности ранних буддистов, критическое отношение к учению шести школ и семи направлений выдающегося буддийского религиозного деятеля эпохи Восточная Цзинь Сэн Чжао (Вестник БНЦ, 2016). Здесь мы также отметим работы Сюй Лихэ. Фоцзяо чжэнфу Чжунго (Покорение Китая буддизмом), (Пекин, 1998) и Янь Яочжуна «Фо цзяо цзелюй юй Чжунго шэху» (Буддийские заповеди и китайское общество) (Шанхай, 2007). В последней работе рассматривается становление буддийской монастырской системы. Среди работ китайских исследователей следует особо выделить фундаментальные исследования «Чжунго фоцзяо» ФШШШ (Китайский буддизм) (Шанхай, 1996) и «Чжунго фоцзяо тунши» ФЩЩ ШШ І (Всеобщая история китайского буддизма) (Цзянсу, 2010).

В западной литературе этой проблеме посвящены следующие работы: Ch’en K.K.S. Buddhism in China: A historical Survey (Princeton, 1964), Ch’en K.K.S. The Chinese transformation of Buddhism (Princeton, 1973), Zurcher E. The Buddhist Conquest of China: The spread and adaptation of Buddhism in early medieval China (Leiden, 1959), Wright A.F. Buddhism in Chinese History (L., 1959), Reichelt Karl L. Truth and tradition in Chinese Buddhism

(Pasadena CA, 1990), W.E. Soothill. The three religions of China: the interrelationship between Confucianism, Buddhism and Taoism (Atlantic Highlands, NJ, 1973) и другие.

Вместе с тем, в указанных работах, как было отмечено выше,
проблема комплексного рассмотрения политических, социально-

экономических и духовных аспектов распространения и становления буддизма, непосредственно касающегося истории Китая периода Вэй и двух Цзинь не получила должного освещения. Не получило освещение в отечественной литературе развитие буддизма непосредственно в царствах Вэй, У, Шу, империях Западной и Восточной Цзинь.

Целью диссертационной работы является выявление политических, социально-экономических и духовных аспектов распространения и становления буддизма в истории Китая периода правления династий Вэй и двух Цзинь.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть причины кризиса Ханьской империи и формирования царств Вэй, Шу и У, дать характеристику социально-политической и экономической обстановки Китая в период правления династий Вэй и двух Цзинь как предпосылке распространения и становления буддизма;

  2. Представить духовную культуру Китая периода Вэй и двух Цзинь в контексте мировоззренческих оснований распространения и становления буддизма в Китае;

  3. Дать оценку взаимоотношениям государственной власти и представителей буддийского монашества;

  4. Выявить основные этапы становления буддийской сангхи в контексте её, во-первых, адаптации к социокультурным условиям Китая и, во-вторых, противостояния имперской бюрократии;

  5. Охарактеризовать становление переводческой традиции в Китае в период становления буддизма, сыгравшей важнейшую роль в создании свода буддийских сочинений на китайском языке;

6. Выявить условия становления собственно китайских принципов буддизма в контексте его взаимодействия с конфуцианством и даосизмом.

Объектом исследования является буддизм в Китае периода правления династий Вэй (220-265 гг.) и двух Цзинь (265-420гг).

Предметом исследования является всесторонний комплексный анализ распространения и становления буддизма в Китае в период правления династий Вэй и двух Цзинь.

Территориальные и хронологические рамки исследования ограничены территорией Китая эпохи Вэй и двух Цзинь (III-V вв.) и охватывают период с конца правления империи Хань (220 г.) и до конца правления династии Цзинь (420 г.).

Источниковую базу исследования составляют династийные хроники Поздней Хань (Хоу Хань шу, JfiU^), Троецарствия (Сань го чжи НИЩ и Цзинь (Цзинь шу, ^^). В «Хоу Хань шу» (fe$tf$) подробно описывается социально-экономическая обстановка в Китае в последние годы правления империи Хань и причины ее распада. Наше внимание уделено цзюаням 8,9, 79, в которых рассказывается об обстановке в Китае во время правления императора Лин-ди и после его смерти, о последних годах империи, когда правил император Сянь-ди, о начавшихся набегах соседних племен и, в целом, нестабильной ситуации в стране. В «Саньго чжи» (HULife) описываются взаимоотношения трех царств, борьба между царствами за власть, внутриполитическая и экономическая ситуация в каждом из трех царств (Вэй, Шу, У). «Цзинь шу» посвящена эпохе правления династий Цзинь, в ней также рассматриваются экономические, социальные и политические аспекты. Особое внимание мы уделили разделу «Записи о продовольствии и ценностях», где развернуто показана экономическая ситуация в период правления династии Цзинь.

Нами уделено большое внимание работам китайских авторов, основанным на оригинальных китайских источниках, таким как «Общая

история китайской идеологии» ( Ф Щ S Ш ЗІ 5Ё), «Всеобщая история китайского буддизма» (ФШШШШ&), работе известного китайского ученого Тан Юнтуна «История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств» ( и.ШМ5тМШШШ^.), которая посвящена изучению буддизма в период его становления и распространения в Китае.

Методология и методы исследования. Работа представляет собой комплексное исследование, проведенное с помощью сравнительно-исторического метода. Также в работе был использован метод терминологического анализа, с помощью которого мы даем определении терминам, а также ретроспективный метод, позволивший нам рассмотреть изучаемую тему в развитии. В центре внимания исследования распространение и становление буддизма в эпоху Вэй и Цзинь. Основная проблема данной диссертации анализируется в историческом, религиоведческом и историко-философском аспектах. В работе используется системный подход, способствующий раскрытию истории буддизма Китая. Методологической базой при написании диссертации послужили также исследования китаеведов, как в сфере истории, так и в религиоведении и философии.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. В диссертационном исследовании впервые изучены становление и развитие буддизма в царствах Вэй, Шу, У, империях Западная и Восточная Цзинь в условиях многообразия и взаимозависимости социально-исторических, экономических, политических, идеологических и философских аспектов истории Китая в III-V вв. Выявлено, что экономическое и социальное положение в Китае периода династий Вэй и Западная Цзинь подготовило условия для социальной востребованности буддизма, обусловившей его внедрение в широкие слои населения, однако это еще не означало его окончательное становления в Китае. Буддизм окончательно утвердился в Китае лишь тогда, когда его социальная


ю

значимость была дополнена политической востребованностью в нем, произошедшей в период Восточной Цзинь;

  1. Обосновано, что процессы изменения в духовной культуре Китая в период династий Вэй и двух Цзинь стали отражением тех процессов, которые происходили в послеханьский период разброда и шатаний, с другой стороны, послужили подготовительной почвой для внедрения нового, иноземного учения в социокультурное пространство Китая, отвергавшего до этого все некитайское;

  2. Определено, что отношение власти к буддизму в период его распространения и становления в Китае претерпело эволюцию от равнодушия и настороженности к буддизму в период Вэй и начальный период Западной Цзинь к все более возрастающему интересу к нему и противостоянию с ним в период Западной Цзинь и в начале Восточной Цзинь и, наконец, полное его принятие, поддержка и использование в политических целях в период Восточной Цзинь

  3. Установлено, что буддийская сангха в период своих неокрепших и слабых позиций в Китае, в условиях противостояния с бюрократической властью империи Западной Цзинь, продолжала сохранять свой независимый от государства статус, однако по мере укрепления и окончательного утверждения буддизма в Китае и поддержки её со стороны правящих кругов Восточной Цзинь, постепенно стала утрачивать свою независимость и постепенно стала подчиняться государственной власти;

  4. Обосновано, что специфические особенности китайского языка и традиционной менталитет китайцев обусловили тот факт, что распространение в Китае буддизма началось не с устных проповедей буддийскими миссионерами их идей и ценностей, как это было в других странах, а, непосредственно, с переводов буддийской литературы на китайский язык;

  5. Определено, что в период Восточной Цзинь буддизм претерпел качественно новый этап в своем развитии, связанный со становлением в

Китае собственно китайских философских и сотериологических принципов, обусловленных рядом причин: успехами китайских буддистов в переводческой деятельности, богатыми философскими традициями Китая; специфическими особенностями религиозных верований Китая, которым характерна прагматическая направленность и отсутствие идеи спасения; конфуцианским менталитетом китайцев; схожестью идей даосской философии и, в первую очередь, идей школы сюаньсюэ с праджняпарамитскими; консерватизмом китайского менталитета; и наконец, политической культурой Китая, основанной на почитании государственной власти.

Положения, выносимые на защиту:

1. Период правления династий Вэй и двух Цзинь характеризуется
глубоким кризисом, как в социально-экономической, так и в духовной
сфере, связанным с падением империи Хань. В условиях становления в
Китае новых философско-мировоззренческих ценностей, новых
социально-политических устоев и формирования новой государственности,
новых отношений, характерных для раннесредневекового общества, его
богатейшее культурное наследие перестало отвечать их социальным и
политическим запросам. Оно стало недостаточным и в духовной сфере, что
неизбежно приводило к поиску новых ценностей и ориентиров, что
создавало условия для проникновения буддизма в Китай.

2. В период правления династий Вэй и двух Цзинь происходят большие
изменения в духовной жизни Китая. Изменился статус конфуцианства,
которое было официальной идеологической доктриной империи Хань.
Сохраняя свои позиции в административно-бюрократической сфере, оно
постепенно теряло свои позиции в духовной и философско-
мировоззренческой сферах. Происходило переосмысление конфуцианских
ценностей. Даосизм после восстания «желтых повязок» также претерпевал
критическое переосмысление. Сложившаяся обстановка нестабильности,
постоянных внутренних войн и набегов способствовала росту

популярности отшельничества, бегства от суетности общественной и политической жизни, большую популярность приобретала медитация. Это был период поисков новых идей, нового отношения к традиционной философии.

3. Период эпох Вэй и двух Цзинь стал ключевым в истории становления
буддизма в Китае, именно в этот период решался вопрос быть или не быть
буддизму в Китае. Судьба буддизма в Китае зависела от многих факторов,
в том числе от отношения власти к нему. Отношение власти к буддизму в
царствах Вэй, Шу, У было неоднозначным. В царстве Вэй власть
относилась к распространению буддизма на своей территории нейтрально
и сдержанно, в Царствах У и Шу правители проявляли настороженное
отношение и определенный интерес. В период Западной Цзинь постепенно
проявилось внимание и заинтересованность в нем, а в период Восточной
Цзинь полное принятие и поддержка. Поддержка буддизма со стороны
власти была продиктована тем фактом, что в период Восточной Цзинь
социальная значимость буддизма в Китае была дополнена его
политической востребованностью, что обеспечило ему полный успех.

4. Строительство монастырей обусловило новое явление в
социокультурной жизни Китая формирование монашества с его
иерархической структурой. Оно происходило в условиях противостояния с
государственной властью, начавшегося в период Западной Цзинь и
обострившегося в период Восточной Цзинь. Суть противостояния
заключалась в вопросе о статусе буддийской сангхи в Китае - быть ли ей
независимой от государственной власти или подчиниться ей. В эпоху
Восточной Цзинь сангха была полностью подчинена государственной
власти, что, в свою очередь, сказалось на укреплении позиций буддизма,
он стал важным фактором социальной и политической жизни Китая.

5. Распространение буддизма в Китае тесно связано с переводами
буддийской литературы с санскрита на китайский язык. Поэтому
важнейшим фактором распространения буддизма в Китае стала

переводческая деятельность буддийских миссионеров. Именно с переводов сложной буддийской литературы на труднодоступный, одноморфемный китайский язык, имеющий иероглифическую письменность, началась «китаизация» буддизма. В «китаизации» буддизма можно выделить следующие основные этапы: перевод буддийских ценностей с использованием метода «гэ-и»; формирование школы сюаньсюэ как результата критического переосмысления философско-мировоззренческих ценностей конфуцианства и даосизма; влияние сюаньсюэ на становление «шести школ и семи направлений», выдвижение Дао Шэном тезиса «Дунь у чэн фо» («Внезапное достижение состояния Будды»), отражающий менталитет китайцев, основанный на прагматизме.

6. Период Вэй и двух Цзинь характеризуется началом широкого внедрения
буддизма в Китай и приспособления его к китайской культурной почве;
установлением монастырской системы, активной переводческой

деятельностью буддийских миссионеров. В период Восточной Цзинь социальная востребованность в буддизме была дополнена политической востребованностью в нем. Этот период характеризуется участием буддийских деятелей в политических процессах, использованием буддийской теории и деятельности сангхи в государственной политике империи, как внутри страны, так и во внешних связях, формированием собственно китайских религиозно-философских принципов буддизма в контексте его взаимоотношения с местной традицией.

Теоретическая и научно-практическая значимость. Основные положения данной диссертации могут быть востребованы для дальнейшего теоретического исследования истории, культуры и религии Китая эпохи Вэй и Цзинь. Материалы диссертации по истории буддизма Китая эпохи Вэй и Цзинь могут применяться в разработке отдельных аспектов истории, религии и культуры Китая. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории и религии Китая.

Апробация результатов исследования. По материалам диссертации

написаны 5 статей, из них 4 ВАК. Материалы диссертации апробированы в виде выступлений на конференциях «Буддизм в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2014); Международный семинар Ч.1. «Буддизм в Тибете, Монголии и Бурятии: проблемы и перспективы исследования». Улан-Удэ. Июль. 2015. «Буддизм и трансформация традиционных мировоззрений народов России, Внутренней и Восточной Азии» посвященный 80-летию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Улан-Удэ, 2014.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав, каждая включает в себя по 2 параграфа, заключения и списка литературы.

Духовная культура Китая в период Вэй и двух Цзинь

Послеханьский период в истории Китая характеризуется, главным образом, политической и социальной неустойчивостью, междоусобными войнами, а также нестабильностью в экономической сфере.

Империя Хань - могущественная и процветающая, была основана Лю Баном в 206 году до н.э. Но империя пала по ряду причин, основной причиной стало ослабление централизованной власти, раздел власти, междоусобные войны и нашествие кочевников. Власть не справлялась с проблемами, возникшими в этот период. И переломным моментом стало восстание «желтых повязок». Оно было весьма знаковым явлением в истории Китая. Это восстание явилось свидетельством кризиса ханьского правления и, как его следствие, - кризиса его официальной идеологии -конфуцианства, поскольку идеологами восстания явились даосы, находившиеся в оппозиции к конфуцианству. Возможность самого восстания была обусловлена возросшей популярностью даосской философии. В известной хронике «Хоу-Хань шу» («ШХ », «История поздней династии Хань»), составленной Фань Е, говорится: «Весной первого года [правления под девизом] Чжун-пин (184 г.), во втором лунном месяце Чжан Цзюэ, уроженец Цзюйлу назвал себя «Желтым Небом». У него было 36 десятитысячных отрядов [приверженцев], и все они носили на голове желтые повязки. Они выступили в один и тот же день. Население [княжеств] Аньпин и Ганьлин, откликнувшись [на их призывы], захватило своих ванов. Здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что Цжан Цзюэ собрал под свое начало «36 десятитысячных отрядов [приверженцев]». Восстание под руководством даоса Чжан Цзюэ говорит о широкой популярности даосских идей, противопоставленных официальному конфуцианству. «Желтое Небо», о котором говорит Фань Е – это, провозглашенная Чжан Цзюэ, новая эра, которая принесет миру радость, равенство, счастье и навсегда покончит с эрой «Синего Неба», ставшего символом зла и несправедливости ханьского времени. В знак приверженности новым идеям повстанцы повязывали на голову желтые повязки.

Но конкретным поводом для восстания послужили земельные реформы, которые были начаты еще при императоре Ван Мане. Суть реформ заключалась в том, что запрещалось продавать и покупать землю, все земли были объявлены императорскими и могли только выдаваться императором, что привело к образованию и укреплению «сильных домов». Восстание «желтых повязок» стало реакцией на усиление роли «сильных домов». «Сильные дома» как новая форма землевладения была выгодна только крупным землевладельцам, а крестьяне же становились полностью зависимыми от хозяев «сильных домов». Именно с возвышением «сильных домов» была связана острая политическая борьба, возникшая при дворе во II в. Даже приверженцы официального конфуцианства в лице образованной знати и ученых критиковали власть и императора за проведенные реформы в сфере государственного управления. Во-первых, он сделал возможным покупать должности, что резко уронило авторитет государственной власти. Во-вторых он поднял налоги, чем вызвал недовольства среди населения, но император получил поддержку у евнухов. В 169 г. борьба двух лагерей достигла своего пика. Император Лин-ди, вставший на сторону евнухов и подстрекаемый ими, отдал приказ об аресте наиболее активных представителей конфуцианской оппозиции к власти, поддерживаемой евнухами. Были репрессированы учащиеся столичной академии, которая являлась оплотом конфуцианства. Сам факт репрессий против конфуцианцев указывал на то, что конфуцианские установки перестали удовлетворять идеологические запросы власти. Это свидетельствовало о том, что кризис конфуцианства проявился не только в том, что его идеи вытеснялись даосскими идеалами, но и в том, что власти перестали испытывать потребности в нем. В результате репрессий, было убито более ста человек, а всем, кто так или иначе оказался причастным к группировке «ученых», было запрещено поступать на государственную службу. Лишь в 184 г., после начала восстания «желтых повязок», император Лин-ди объявил амнистию всем репрессированным 8. Его внимание было сосредоточено на борьбе с идеологией даосизма, начавшего открытое вооруженное противостояние. В лице этой идеологии, они увидели большую опасность, кроме того опасались единения опального конфуцианского чиновничества и восставшего крестьянства под предводительством даосских наставников. В «Хоу Хань шу» сообщается: «В день жэнъ-цзы в Поднебесной [объявили] большую амнистию членам [чиновничьих] группировок и вернули всех сосланных, [чтобы они не примкнули к повстанцам]. Не амнистировали лишь одного Чжан Цзюэ. Был издан указ знати и сановникам поставить [армии] коней и самострелы и отобрать детей и внуков командиров, а также людей, сведущих в тактике боя, из чиновников и народа, и привести [их] в Ведомство по охране дворца и набору солдат. Послали начальника северной дворцовой стражи Лу Чжи в карательный поход против Чжан Цзюэ, а начальников левой и правой дворцовой стражи Хуанфу Суна и Чжу Цзюня - против Желтых повязок [в области] Инчуань»9.

Становление буддийской сангхи в контексте её противостояния с имперской бюрократией в период двух Цзинь

Император Сунь Цюань также встречал в своем дворце другого знаменитого шрамана Кан Сен-хуэя. Кан Сэн-хуэй был согдийцем по происхождению. Но его предки давно переселились в Индию, Кан Сэн-хуэю потерял родителей в 9 лет, по завершении траура ушел в монахи. Кан Сэн-хуэй был очень образован. Обладая превосходными способностями, он с прилежанием учился. Кан Сэн-хуэй отчетливо уяснил себе содержание Трипитаки. Он разбирался в искусстве управления государством и более всего — в сочинительстве 75 . После того, как он «явил чудо» перед императорским двором, Сунь Цюань возвел ступу и поместил в нее шарира (мощи). Поскольку то был первый монастырь, его назвали Цзяньчусы (монастырь, положивший начало)76.

Однако, как было сказано выше, отношение власти к императору зависело исключительно от настоя императора. Уже через несколько лет после правления Сунь Цюаня, в этом же царстве У, его преемник Сунь Хао (264—280) испытывает личную неприязнь по отношению к буддизму, что сказывается и на отношении к ниему государственной власти. Были изданы жесточайшие указы, запрещающие "непристойные" культы. Дело дошло дошло до того, что намеревались порушить уже возведенные буддийские храмы. Но согласно историческим преданиям, зафиксированным в "Гао сэн чжуань", после того, как по поручению Сунь Хао была осквернена статуя Будды, Сунь Хао тяжело заболел, ничто ему не могло помочь. Его наложница, почитавшая буддизм, узнав об этом, нашла статую Будды, помыла и воздала покаяние. Сунь Хао также покаялся в грехе и его болезнь отступила, тогда он послал гонцов за Кан Сен-хуэем и после беседы с ним, Сунь Хао принял от него 5 обетов для мирян и был восторжен Великим Учением

Что касается цартсва Шу (), то материалов по истории распространения там буддизма по словам авторов «Чжунго фоцзяо» сохранилось мало. Такое положение, очевидно, объясняется тем, что географическое положение царства Шу, которое находилось в уединении на западе и охватывало Сычуань, южные районы Ганьсу и Шэньси, большую часть Юньнани и Гуйчжоу, а также запад Гуанси, находилось в большом отдаление от Лояна, куда главным образом прибывали буддийские миссионеры.

После объединения Китая под властью империи Цзинь отношение к буддизму все также оставалось неоднозначным. Так первый император Западной Цзинь У-ди был благосклонен к буддизму. Хуйэй-цзяо в своей биографии буддийских монахов пишет следующее: «В годы правления династии Цзинь императора У-ди (265—289) монастыри и храмы, иконы и статуи Будды хотя и почитались в стольном граде, но Вайпулья-сутры во всей их глубине оставались сокрытыми за Луковичными горами (Памир)»78. Это его утверждение поясняет тот факт, что распространение буддизма в период восхождения на престол императора У-ди находилось еще на начальной стадии, во-первых, его распространение ограничивалось столичным городом, во-вторых, хотя и буддизм почитался, но почиталась, главным образом, его внешняя атрибутика, а глубина философско-сотнериологического содержания еще не была доступна китайцам.

В целом отношение государственной власти к буддизму в период Западной Цзинь характеризуется тем, что оно в основном проявляло благосклонность к буддизму. При этом к буддизму власти относились как к новому экзотическому явлению, привлекающему к себе внимание, постольку, поскольку собственные традиционные ценности уже не удовлетворяли общественные запросы. Поэтому распространение буддизма в Китае периода Западная Цзинь происходило независимо от имперской политики. В этот период не зафиксировано гонений, которые могли бы затормозить процесс распрострагнения буддизма в Китае, но и не было оказано ему поддержки.

Начальный период правления династии Восточная Цзинь под началом императора Чэн Ди знаменуется развернувшейся полемикой между имперской бюрократией и буддийской сангхой. В «Гао сэн чжуане» об этом говорится: «При династии Цзинь, Юй Бин, помогавший императору Чэн-ди, не достигшему на тот момент совершеннолетия, осуществлять правление, объявил, что все монахи должны проявлять полную почтительность в отношении правящей особы»79. Ему возразил Управляющий Императорскими Письмоводителями Хэ Чжун. Суть полемики сводилась к вопросу о том, должны ли кланяться монахи императору. Однако этот факт не явился отражениея неприятия буддизма со стороны государственной власти, наоборот, он явился отражением того, что буддизм становился существенным явление общественной и политической жизни Китая. Здесь решался вопрос о роли и месте буддизма в социальных и политических реалиях Китая80.

Становление переводческой и письменной традиции

Распространение буддизма в Китае тесно связано с переводами буддийской литературы с санскрита на китайский язык. Важность переводов буддийской литературы на китайский язык подчеркивается уже в легенде о сне императора Мин-ди, в которой говорится о том, что распространение буддизма в Китае началось с посольства, направленного в западные земли императором Мин-ди за буддийскими книгами и первыми переводчиками буддийской литературы стали легендарные монахи Кашьяпа Матанга и Дхармаракша. Официальная историография связывает начало распространения буддизма с деятельностью первых переводчиков буддийской литературы Аньши-гао и Локаракши. Поэтому, с большой долей уверенности, можно сказать, что распространение буддизма в Китае началось с переводов буддийской литературы на китайский язык, а не с устных проповедей буддийских миссионеров. Действительно, специфика китайского языка, трудности восприятия чужеземных идей на этом языке, замкнутость китайской культуры, огромное влияние прошлых традиций на менталитет китайцев не допускали возможности распространения буддизма в Китае посредством устных проповедей религиозных ценностей буддийскими миссионерами как это было до Китая в других ареалах распространения буддизма. Богатые своей письменной традицией китайцы привыкли воспринимать новые идеи искдючительно через собственную иероглифическую письменность. В связи с этим стоит заметить, что указанные выше легенды о буддийских миссионерах проникавших в Китай начиная с эпохи Цинь( 221-207 гг.до н.э.), возможно имели под собой реальную почву, однако, успех их проповедей был обречен на провал. По словам Л.Е Янгутова : «Переводческая деятельность буддийских миссионеров в Китае, растянувшаяся на века, стала, таким образом, не только одной из ярких страниц распространения буддизма в Китае, но и одним из самых уникальных явлений в истории распространения буддизма в странах Азии. Достаточно сказать, что многие утерянные на языке оригинала буддийские сочинения сохранились на китайском языке, при этом, китайские переводы сумели донести содержание буддийских текстов удивительно точно и достоверно, несмотря не трудности и специфические особенности языка. Переводческая деятельность буддийских миссионеров составила важнейшую веху не только в истории буддизма, но в истории развития китайской культуры. Переводчики буддийской литературы сумели выработать эффективные приемы и методы передачи иноземных терминов и понятий на язык, не имевший до этого опыта заимствования чужих идей. В результате усилий переводчиков буддийской литературы китайский язык, его лексический запас, грамматические формы обогатились за счет языка не менее древней, не менее богатой культуры»132.

Успех буддизма в Китае зависел от умения первых переводчиков буддийской литературы переложить смысл буддийских идей на доступный китайцам язык. Но этот язык не знал до буддизма никаких заимствований, не было опыта перевода на китайский язык, не были выработаны техника и методы перевода. Все это усугублялось исключительным своеобразием китайского языка. В монографии Л.Е. Янгутова «Традиции Праджняпарамиты в Китае» говорится следующее: «К моменту проникновения буддизма в Китай, в его языке слова в подавляющем большинстве были односложными. Односложное слово (даньиньцы), будучи первичной, исходной лексической единицей, было ограничено в своем составе одной морфемой, лишено аффиксов или каких либо иных словообразовательных элемент (см.: Горелов В.И. Теоретическая грамматика китайского языка. М., 1989. С.19), что весьма затрудняло передачу иностранных терминов на китайский язык. Большим препятствием для передачи иностранных терминов была и соответствующая одноморфемному словообразованию, многотональная фонетика, характеризующаяся, небогатым лексическим арсеналом. Иероглифической письменность, присущая китайскому языку, также стала большим препятствием для адекватного воспроизведения иноземного звукобуквенного письма»133.

Переводческая деятельность в Китае получила подробное освещение в научной литературе, как в китайской, так и в западной, японской и отечественной литературе. Среди китайских исследователей в первую очередь необходимо назвать труды Тан Юнтуна (Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяо ши (История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств),Пекин. 1963. Т. 1, 2.), Фан Литяня (Вэй Цзинь Наньбэйчао Фоцзяо Луньцун (Исследование китайского буддизма периода Вэй, Цзинь, Южных и Северных царств.Пекин, 1982.), Хун Сюпина(Развитие буддийской культуры, 1995), Жэнь Цзиюя, в западной литературе труды К. Чэнь (Ch en K.K.S. The Chinese transformation of Buddhism. Princeton. 1973.), Цюрхер (The Buddhist Conquest of China: The spread and adaptation of Buddhism in early medieval China. Leiden, 1959.), Масперо, А., А. Райта (Buddhism in Chinese history / Wright Arthur F. – Stanford, CA: Stanford University Press, 1959). В отечественной литературе труды Л.С. Васильева, Е.А. Торчинова, Л.Е. Янгутова, А.К. Хабдаевой, А.С. Чебунина. Е.А. Торчинов выделяет 3 этапа в истории переводов китайской литературы с санскрита на китайский язык. Это ранний период, который датируется 2-4 веком, второй период - классический. Его ученый связывает с деятельностью Кумарадживы. Он продолжается до периода деятельности Сюань Цзана. Третий этап - заключительный связан с деятельностью Сюань Цзана134.

Становление религиозно-философских принципов буддизма в контексте его взаимоотношения с конфуцианством и даосизмом

«Именно в период династий Вэй и двух Цзинь определились

основные направления формирования буддизма в Китае. Конфуцианство внесло существенные коррективы в процесс ассимиляции буддизма на китайской почве. Он был вынужден приспосабливаться к местному менталитету. А этот менталитет, как отмечалось выше, был конфуцианским, поэтому буддизму пришлось приспосабливаться, а вернее вбирать в себя и ассимилировать конфуцианские принципы и, в первую очередь, принципы сыновней почтительности, перетолковав его как завет вывести родителей на путь «спасения», т.е. путь, указанный Буддой»192.

Несмотря на различие двух традиций, конфуцианство также повлияло на становление буддизма в Китае. Так в своей статье «Буддизм и конфуцианство в духовной культуре Китая: проблемы диалога двух традиций» Хабдаева А.К. выделяет пять основных мировоззренческих отличий буддизма и конфуцианства: 1. Человек и вселенная. Имеется в виду соотношение представлений «человек – вселенная»,статус человека в общей макрокосмической системе. В конфуцианской мировоззренческой концепции положение человека оценивалось достаточно высоко, он рассматривался в качестве одного из элементов «сань цай» () – «трех начал», наряду с небом и землей. Буддизм представил Китаю собственную классификацию живых существ, согласно которой человеческая жизнь не признавалась высшей формой существования, но которая, тем не менее, предоставляла индивиду шанс при соблюдении определенных условий для достижения более благоприятного результата. 2. Жизненные ценности. В данной позиции конфуцианский принцип жизнерадостности вступал в прямое противоречие с буддийскими представлениями о страдательном существовании. 116 3. Человеческие идеалы. В качестве таковых конфуцианцы постулировали приоритет служебной деятельности, нормы гармоничного коллективного функционирования, реализацию принципов семейного сосуществования, морально-нравственное совершенствование личности и т.д. Буддизм же постулировал страдательный характер человеческого существования, соответственно, предлагал собственную альтернативную форму высшей цели - «выход из мира» (Ш"й) и «становление Буддой» (ІЇ&Ш). 4. Жизнь и смерть. Исходя из различий в оценке жизненных ценностей, несходным было и восприятие вопросов жизни и смерти. 5. Этика и моральные принципы. Это один из основных спорных вопросов, возникавший в ходе идеологических споров между конфуцианцами и буддистами.

Как мы говорили выше, полемика между буддистами и конфуцианцами продолжалась на протяжении нескольких веков. «Противостояние все возрастающему влиянию буддизма исходило, главным образом, от представителей конфуцианских бюрократических кругов. В период Восточной Цзинь, благодаря их деятельности сложилось антибуддийское течение. Это было время, когда не были оформлены школы буддизма с их философскими доктринами, однако монастырское строительство начало процветать. У истоков антибуддийского течения стоял Цай Мо (312 - 384) - выходец из служивого сословия, высокопоставленный чиновник правящего дома династии Восточная Цзинь. Основными нападками Цай Мо на буддизм были обвинения его в варварском происхождении. В буддийской антологии «Гуанхунминцзи» Цай Мо открывает список главных противников буддизма. Другой наиболее влиятельный противник буддизма Хэ Чэнтянь (370-447) был также выходцем из семьи высокопоставленного чиновника, сам видный государственный деятель династии Сун (420-479) Южных царств. Он также настаивал на варварском происхождении буддизма. Эти обвинения были дополнены его доказательствами дурной природы жителей Индии, откуда пришел буддизм»

«Канон о просвещении иноземцев Лао-цзы» служит показательным примером непростого взаимоотношения буддийской и китайской традиций, где каждая из сторон пыталась использовать сильные стороны оппонента для пропаганды своих воззрений. Так, буддизм использовал традиционные китайские философские категории, понятия и даже концепции (например, развитие концепции сыновней почтительности) для развития и продвижения своего мировоззрения. Оппоненты буддизма применяли буддийские концепции и принципы для развития своего учения. В общем плане это отражало сложный процесс взаимодействия разных культурных традиций в аспекте китаизации буддизма и буддоизации Китая, что послужило прекрасной площадкой для дальнейшего развития китайской культуры в целом195.

К началу IV в. буддизм уже занимает прочные позиции в духовной культуре Китая, функционирующий на равных с традиционными китайскими идеологическими системами конфуцианства и даосизма, что обусловило появление концепции «Трёх учений» (саньцзяо, H#). В это время (начало IV в.), по сведениям Фалиня (ШШ, 572-640 гг.), в двух столицах Западной Цзинь (Лоян и Чан-ань) было 180 буддийских монастырей, где проживало более 3700 монахов и монахинь, работало 13 переводчиков, переведших 73 текстах196.

Нашествие хунну во главе с Лю Юанем ( (fij Ш), основавшем государство Северная Хань (304-309), начало процесс разделения Китая на Северные и Южные царства. Уже в период Восточной Цзинь Китай фактически разделился на две части - «варварский», занявший север и «китайский», занявший юг. Разделяла эти части река Янцзы. «Варварская» часть была населена кочевыми племенами, пришедшими с Севера и установившими свои династии, которые непрерывно воевали друг с другом, а на юге сохранились исконно китайские династии. Буддизм в этот период стал особенно востребованным, как среди народных масс, так и среди правящей верхушки. Простой народ, вконец измученный нестабильностью, войнами, голодом и разрухой нуждался в утешении, которое находил в буддийском учении, призывающем к состраданию и обещавшем лучшую жизнь в следующем перерождении. Правящей верхушке буддизм требовалась как идеология, которая призывала бы к смирению. Поэтому политическая элита Севера предпринимала все усилия для пропаганды идей буддизма среди простого народа, поощряла деятельность буддийских миссионеров. Особенно востребованным буддизм был на Севере Китая, где пришлые династии выстраивали свое отношение с местным населением. Буддизм стал наиболее удобным средством для этого.