Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просветительская деятельность Джона Колета и его роль в гуманистическом движении Англии накануне реформации (конец XV—начало XVI в.) Сафронова, Лидия Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафронова, Лидия Владимировна. Просветительская деятельность Джона Колета и его роль в гуманистическом движении Англии накануне реформации (конец XV—начало XVI в.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1992.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы обусловлена растущим интересом как в отечественной, так и в зарубежной историографии, к изучению гумзниз -на Северного, в том числе английского Возрождения. Исследование жизни и творчества Джона Колета, про/тршштое в настоящей работе, является необходимым условием для выявления особенностей английского гуманизма первой трети ХУІ в., который принято называть христианским. В советской исторической наука нет специальных ра -бот па оту тему, в англо- американской научной литературе разра -ботка проблемы во многом строится на приверженности учеши двум противоположным концепциям. Сторонники одной видят в Д. Колете мыслителя, получившего свое образование в Италии, испытавшего глубокое влияние итальянского гуманизма, флорентийского неоплатонизма в особенности, человека, самозабвенно поснятнвяого своя жизнь распространению нового учения. Другие, учитывал теологические интересы настоятеля собора св. Павла, его актишіуга реформа - торскую деятельность, рассматривают Колета как церковного реформатора католического или протестанского толка типа Савонаролы и Лютера. В силу этого необходимо исследование творческого наследия гуманиста, исключающее крайности в подходе к данному вопросу.

Тема диссертации представляет часть более широкой проблемы -

особенности северного варианта репессансной идеологии, со соотношения с Реформацией.

Исследование просветительства Дяона Колета является сложной н в высшей степени интересной задачей для современного историка Как частная попытка реконструкции ментального универсума прошлого, анализа мировосприятия человека алохи Ъозролдашш.

Значение феномена христианского гуманизма Д.Колета с его стремлением к нравственному обновленім обцоетва выходит за раиш Х/1 и. В наш дни таїие вццвигаются на нерівнії план вопросы этики, акцентируется моральный аспект достижении науки, политики; стала актуально» проблема преодоления бездуховности, воспитания нового человека. Поэтому обращение к изучению гуманистических концепций нравственного оздоровления общества, попыток их реализации, предпринятых гуманистами на рубежа ХУ-ХУ1 вв., эволюция их учения о человека, его месте в окружающем мире, путях совершенствования л спасения представляется автору своевременным.

Теоретической и метп^ологичесл-он основой диссертации является дналектнко-материалистическая концепция истории общества. Больное значение для данной' работы имеют теоретические обобіцеши-изучения истории эпохи Возрождения, накопленные в отечественной и зарубежной исторической науке, а также выработанные в советской медиевистике подходы к анализу гуманистической идеологии и репессансного мышления.

. работ» состоит в реконструкции гуманистического мировоззрения и просветительской деятельности Jj;,;ona Колета и выявление его роли б гуманистическом движении накануне Геформации.

Поставленная цель определила следующие з^ілчи ксслсіговп-нгя: воссоздание жизненного пути гуманиста с учетом іювшіиих научных открытии в зтоіі области; рассмотрение комплекса источников гуманистического мировоззрения Д.Колета;- анализ антикж^икалышх, антисхоластичоекпх, пацифистских тенденций в творческом наследии Колета ьнк основы для теоретического обоснования реформы общества; ОСМЫСЛеНИе СПеЦКіТчіМІ КОЛЄТОБ0Й ГумаНПСТІ.'ЧеСКОЙ ДОКТрИНН р«э—

)ог,,ш католической церлсви; в связи, с тем, что апоі'еем просветительской деятельности Л.Колета является основание им грамматической школы св. Павла, выдвигается задача анализа Устава нового учебного заведения, основных организационных иринципоь , содержания учебной програїлш с учетом практики постановки школьного дела

начала ХУ1 в. Решение поставленных задач позволит, по возмсгчпс-тк, заполнить ідаспчіиеся лакуни и предложить по иокоторки вопросим СВОР точку ЗРОНИЯ.

Пауїнач новизна нгслодова"ня. Диссертация посвячена газра-ботг.п тр'"к, «їло изученной в отечественном исторической науко, она до сих поп не привлекала гш:"анкя советские кстот>нков '"нпло-соТпи и педагогики. В зарубе.тпоіі HOTopnorpa'HK исследования vo-дуте я в несколько ином пащаглопни. В гєтерируеі'сї диссертации деят"іьноеть і'.Колета ппарвно расс:.'атг:-"аетоя га1; 'Уом'а р,і»него, гуманистического пгоевотптельства. В сопрегоглю': г.'ддг'згсстгге чрезвычайно актуально является ппоолз^а христианского гугалсзга и его соотнесен-'-' с Vc' ор:лнікоп. .:'зтеркал>г данчо'; ^н~сг'рт:ічгп про доставляет ношо данчно типологии гуг.'с шк?.мг>. Стопного ІХ-зрок-дения на примере анализа твовчосого наследия ,".;Солота. Ьпср-ч'е сделана попытка осгыстнть мировоззрение Д./олета трк елт-кни, і."і!огосло;чі!;.' склав разнородных элементов, противоречивость которых сглаживается п достигается неразрывное одчнство благодаря связуице:; основе христианского гуг."аіпіз;іа.

Практичее,ча" зпачггоеть цкссортлипп заключается в том, что ее катрриадп и нкг'оглі могут Сыть использованы пр:; чтении соответствующих разделов курсов лекции по истории средних веков, разработке спецкурсов и спецсокпнароп по истории гу га низка эпохи Возрождения, истории ккровоі; культу у, религии л персти.

Апг.обацкя работы. Со материалам исследования сделапи доклади и сообщения на чтениях нагати члена-корреспондента АН СССГ С.".Архангельского /Горьки;;, 1С88, 10Є9, 19Р0, 1991/, всесоюзной конференции "Общество и государство в античную л средчоие-к.овуе зпохн" /Горьки;"!, ЮТ-него мита и средних веков 'ЛГУ им. В.'/.Ленина. Основные положения диссертации отражены в научных публикациях автот.

Гашении постазтсппых задач подчинена и структура исследования , позволлгаая при аналізе довольно широкого круга проблей последовательно изучить основино просветительские мотиви в творчестве д.Колета я суор."",глировать виводи по итогам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и библиографического указателя литературы и источников.

- 4 -
Источники. Лри работе автор использовал источники нескольких
типов. К первому относятся сочинения Джона Колета, число которых,
вопреки господствовавшему долгое время мнению о несостоятельности
гуманиста как писателя, весьма значительно. Прежде всего в работе
рассматриваются философоко- теологические сочинения: комментарии
Книги Бытия / " t;pistulac ad iiadulphui'д » Иерархий" Дионисия
Ареопагита /" ^pus de caeleeti Dionysii hierarchia. Opus de
ecclesiae Lionyeii hierarchia n/i трактати " 0 строении свя
того мистического тела Христова, которое есть церковь " / " це
Conpositiona eanoti corporis Christi mystic! Д

" 0 таинствах церкви "/ *Шо_ eacramentis ecclesiae "/,

а также оксфордские лекции-о толковании Посланий апостола Павла к Римлянам /'txpooitio adlitterem in epiBtulam li.fauli ad Коиапоа «/ И Коринфянам/".ііпагга1іо in epietulam b.Pauli od corinthianoe «Д Представление о реформаторской деятельности Д.Колета и специфики его гуманистической концепции реформи католической церкви дают широко известная Соборная проповедь 1512 г./"0га1іо h&bita bd clerum "/, а также его редакция Устава братства собора св. Павла /'utatuta ecclesiae Paulinaa "/. Важким источником для изучения просветительской деятельности гуманиста является Устав школы св. Павла /"Statuta echolao Paulinae "/, Данные о содержании учебной програши, новой методике преподавания и различите педагогических новшествах Колета можно найти в учебном пособии " Aeditio ", вклачавшем помимо латинской морфологии " Катехизис" и " Статьи для поступления в школу св. Павла". Ценнейшая информация о жизни Колета и его гуманистического окружения содержится в корреспонденции английского мыслителя, включающей переписку с Эразмом, Мором, Фичино и другими известными деятелями эпохи. Основная часть колетових писем на язике оригинала опубликована в известных изданиях Х.М. и П.С. Алленов, Э.Роджерс, СР. Джейна. Круг источников можно дополнить тремя завещаниями Д.Колета, актуальными своей информацией о системе финансирования школы и управления ею.

Вторую группу источников составляют документальные материалы по экономической, социально- политической, идеологической истории Англии начала ХУІ в., содержащиеся в известных публикациях" betters and papars, Foreign and Domestic of the rei^n oi'iienry "inglish Historical Documents ".

- 5 -
Ряд документов непосредственно касается жизни и деятельности
Д.Колета. В работе была использована публикация ррхивннх матери
алов, связанных с деятельность» влиятельной корпорации лондон
ского Сити - компании купцов - м»рсеров. Протоколы двора компа -
НИИ / " The ACts of Court of tha herccra Company "/ _

важный источник по истории создания школы св. Павла, свидетель -отвующий о социальной направленности поосветительства Колета,чья семья была тесно сияэана с корпорацией мерсерсв Лондона.

Ценным источником по истории английской школи средневековья является собрание " l-ducationnl Chnrt-гн плй. Loc4Di9nt9<t ИЗДацнон А.Личєм в I9II г. и до сих пор являющееся образцояііу. Ралнооб -разные источники - отрывки из хроник, королевских и парламентских статутов, школьные уставы, завещания, грамоты об основании икол-дагат представление о различных сторонах школьного дела, тенденции развития системы образования на британских острогах, что способствует объективности оценок педагогической деятельности Д.Колета.

Третью группу составляют источники нарративного характера. Это презде всего сочинения английских хронистов Роберта Фабиана, Эдуарда Холла, Рафаэла Холипшеда, Джона Стау, " Великой хроники Лондона", а также биографии Колета, написанные в ХУІ-ХУІІІ вв. Попьгака создать первое жизнеописание английского гуманиста была предпринята Эразмом Роттердамским в его письме немецкому реформатору Юстасу Йонасу от 13 июня 1521 г. / І2П в издании Алленов/. Это сочинение отличается полемической заостренностью, обусловленной целью его создания - не вступая в открытую полемику с М.Лютером, противопоставить в образе Колета свой, гуманистический идеал реформатора, утверждающего дело Евангелия без кровопролития и войны, методами мирной пропаганды образованности и высокой нрав -ственности в духе подражания Христу. Следует учитывать, что эраз-мов труд давал возможность автору для выражения собственных взглядов, его концепции реформы, которая в некоторых аспектах отличалась от колетовой / ото касается вопроса об отношении к Авгус-вину/. Эраэмова биография Кслета, несмотря на некоторую схема -тичность изложения, скудость конкретного (фактического материала, стала основой для последующих жизнеописаний гуманиста.

Корректирует и уточняет данные Эразма другая биография Колета, принадлежащая перу Полидора Вергилия. Большую научную ценность представляют сведения историка об обучении Колета в Кемб -

- б -

рвдаском университете,что сущєствено меняет привычные представления об источниках гуманистического мировоззрения Колета.

Известный британский историк Джон Фокс поместил биографию Колета среди жизнеописаний деятелей английской Реформации, что и определило отбор фактов и расстановку акцентов. Благодаря сочи -нешы Дне. Фокса нам известно о популярности антиклерикальных лекций гуманиста среди лоллардов, об отношении к настоятелш собора св. Павла многих лидеров английской Реформации, чьи слова цитирует автор, об участии гуманиста в деятельности королевского Совета.

Среди источников - исторические произведения Джона Леланда, Джона Бейла, Джона Питса, Томаса Фуллера, Энтони Вуда; раздели их трудов, посвященные Колету; представляют компиляцию ранее напи -санного. Вместе с тем заслуживают внимания попытки ученых отис -кать утерянные сочинения гуманиста. В конце ХУТІ в. У. Кеннет собрал обширный документальный материал, относящийся к Колету,который послужил основой для первой полкой биографии Джона Колета, созданной уже в начале ХУШ в. С.Найтом. В приложениях к этой книге впервые увидели свет многие труди Колета, Научную ценность публикации сникают многочисленные ошибки в переводе, наличие среди подлинных документов подделок.

Отдельный комплекс источников составляют многочисленные труды Эразма, в которых содержатся упоминания о Колете, оценки различных аспектоь его деятельности, педагогические сочинения, предназначенные для использования в школе св. Павла, трактат "Унхирл-дион" / "Оружие христианского воина"/. Большое значение для ос -«ысления своеобразия гуманистического понимания Реформации по сравнению с доктриной Лютера имели сочинения последнего: " К христианскому дворянству немецкой нации", " 0 вавилонском пленении церкви", " 0 свободе христианина", " 0 рабстве волн".

Степень изученности проблемы. Жизнь и деятельность Дюна Колета на протяжении четырех столетий привлекают ьнимание историков, порождая немало споров^ Начало научному исследованию проблемы было положено монографиями $. Сибоми и Дк. Лаптопа-в 60 - 80-ые годы XIX в. Эти сочинения, а такне работы С.Ли, Х.Шоу, В.Сш.ш сона, А.Мэйсона положили начало гуманистическому направлению в зарубежной историографии, которое не подвергало сомнению принадлежность Колета к ренессансной культура, обращая преимущественно внимание на связи его с гуманистическим движением Италии второй половиш ХУ в. Реформаторская деятельность Колета получила высо-

кум оценку, однако, образ гуманиста- реформатора липен религиоп -ного Фанатизма, KOTOpfjft приписывали ему представители доугого направления исторической науки, проявившегося на рубеже УЛХ-ХХ пр. Его гласная идейная тенденция заключается п "медиевизации" гума-ни?ма, в стирані!!! грани мевду Возрожденном и Средними пиками.

ТруДН аНГЛИЙСКИ' НСІОріІКОП ОТОГО РрСМеНИ б МЛ И НаГ'ОЛНСНЬ! ПОПЫТКАМИ

представить Колета в качестве церковного реформатора. Спор подчас йоті ліеть о том, к какому конфессиональному лагерю - католическому или протестантскому - отнести Колета. В первой полонино XX п. широкой известностью пользовались сочиченм Л.Химн, который п'т>п " гуманисте предвестника Лютера, подчоркнрал его увлечение христианской литературой, утгертдал, что Р'олет исключил из программы своей иколн античных авторов, а его лекции в Оксфордском университете -нападки на греческих философов и тех, кто изучает их. Противопоставляя протестанту Колету истинного гуманиста Орлзма, Л. Хнча отрицал влипнне английского ученого на формирование мировоззрения роттердзмца.С другой стороны, современник Л.Химн философ - теолог З.Дарк, стремясь докапать, что английская церковь осталзс» по сути католической, составил жизнеописания типичных, на его взгляд, ее продетавителей - настоятелей пяти крупнейших соборов /Інглии, в том числе - декана собора св. Павла Дтоиа Колета.

В 30-50 - ые гг. Колет вновь привлек внимание учених, что было связано с открытием неизвестных оанее писем гуманиста. Новий источниковый материал отилил дискуссию специалистов по погоду трактовки творческого наследия Колета. 3 зти годы шесть биографий гуманиста и множество статей о неп увидели свет. Протестантскую традицию продолжил 7..М.Слит, п книге которого интересующая нас глава носит название " Колет - пуританин". Известный английский историк Философии Е.1г.Райе противопоставлял светскому итальянскому и Французскому Ренессансу " августино- паулинистское " Воэрожде -ние, представленное Лютером в Германии, Колетом в Англии, Сагона-ролоіі в Италии. В сочинении Л.В.Майлса, посвященном поученпі влияния неоплатонизма на религиозные доктрины, протестант Колет ппо-тивопоставляется католику Мору.

Католическому направлению исторической науки относится Дяи Млрнотт, издавпий в 1933 г. биографто гуманиста, где утвпрядается. что нет ни малейпего сомнения в его ортодоксальности. По мнению У.Компбелла, Колет бнл ястичнім католиком, а Не предтечей протестантизма. Е,У.Хаит, автоо монографии " І.дстоятель Колот и его

теология" полагает, что с одной оговоркой - признание авторитета Св. писания - Колет принадлежит к ортодоксальной католической традиции.

В ряде работ творчество Ддона Колета оказалось представленный в эклектическом, противоречивом виде. Данная тендениия присуща, и частности, монографиям Л.В.Майлса / 1961/ и С.Р.Джейна. По мнению пераого, мировоззрение декана нельзя назвать ни протестантские, пи католически. Исследуя взгляды Колета, автор акцентирует внимание на элементах неоплатонизма, благодаря которому достигается мирное сосуществование противоположных концепций.

Монография С.Р.Дчейна " Джон Колет и Марсилію $ичино" посвящена оксфордскому периоду жизни гуманиста. Внимательное изучение уже известных произведений ученого, а также тщательный анализ обнаруженной автором переписки Колета и Фичинэ обусловили новизну многих его выводов. Полемизируя с Л.В.Майлсом, он отрицательно решает вопрос о влиянии флорентийского гуманиста на мироьсэзрение Колета, которое лишается в таком случае основы и распадается на противоречивые элементы. С.Р.Джейн в итоге вынужден признать, что жизнь Колета - настоящий парадокс, разрешить который наука не в состоянии.

3 последние десятилетия значительно увеличился удельный вес частных исследований, посвященных отдельным аспектам жизни и творчества* Джона Колета. Привлечение вновь открываемых и пересмотр всего корпуса уке известных источников позволили скорректировать казавшиеся бесспорными биографические данные, получить ответы на нерешенные ранее вопросы / В.Р.Годфрей, Дж.В.Глизон, Дк.А.Гай, Р.Дд.Вьетенхольц/. Заметно усиление научного интереса к р.іцно-нальнш элементам мировоззрения и социальной направленности деятельности гуманиста и его окружения. Подавляющее большинство ученых считают социальные преобразования эпохи Генриха УIII в той или иной степени реализацией идей Колета и кружка " оксфордских реформаторов" / Элтон Дж,Р., А.В.ергюсон. П.Хогриф, М.Флейшер, Кв. Скиннер/, отмечают активное участие гуманиста в формировании государственной политики, его влияние при дворе / Кауфман П.И., Е.М. Ивз, Д. Старші, Д.Лоуда, А.Фокс/. Подчеркивается сходство ряда программных положений идеологов английской Реформации с Соборной проповедью Колета, усматривается в этом результат заимствования / С.Бриджей/. Однако важно подчеркнуть, что для современных исследователей, в отличие от их предшественников первой

- 9 -половини XX в., реформаторская деятельность Колета не является признаком его антигуманизма, наоборот, ренессансное иировоспири-ятие рассматривается как побудительное начало для творчества Колета - реформатора/К.К.Чэттерджи, Дк. Гай, А.Фокс/. В новейшей историографии продолжается интенсивное изучение философско- теологической проблематики в мировоззрении Д.Колета, что проявляется, в первую очередь, в новых публикациях его философского наследия / Трэпп Дж.Б., В.О'Келли/. Автсри новых историко- философских трудов, не останавливаясь на констатации влияния флсрентиіі-ского неоплатонизма, ьидят в теологии Колета начало разработки "философии Христа", продолженной затем Эразмом в и Оружии христианского воина" / К.Д.Маккензи, П.А.Дюхемел/. Как и прежде актуален вопрос о влиянии Колета на Эразма. Воздействие гуманистической экзегетики Колета на эразмов филологический подход к библейским штудиям в той или иной мере признается К.А.Дяерротт/ 1970, 1978, 1276/, М.В.Андерсоном, Дж.В. Олдрнджем. Противоположное мнение разделяют М.Манн Филлипс, Р.Бейнтон, Дж.Бентли, Э.Раммель, У.Шварц. Эта проблема является предметом ожесточенных научных-споров, однако, ограниченный объем диссертации заставляет автора отказаться от его подробного изложения.

В отечественной исторической науке нет специальных исследований по теме реферируемой диссертации. Но г советском ренессан-поведении за последние годы были разработаны основные методологические принципы анализа такого сложного явления, как гуманистическая мысль предрефярмационной эпохи. Особенно актуальными являются сочинения, разрабатывающие концепцию христианского гуманизма. В общих историко- философских трудах Л.М.Баткина, А.Х.Гор-функеля, В.Г. Кузнецова, В.В.Лазарева, Н.Т. Петрова, В.В.Соколова / 1962,1978,1985/, Э.Ю. Соловьева, И.Х. Черняка, исследованиях И.Н.Осиновского, Л.М.Ерагиной, О.Ф.Кудрявцева, Ю.М.Сапрыкина, статьях В.М.Володарского, В.Н. Гращенкова, М.Г.Логутовой, А.Н.Немило ва решаются отдельные аспекты этой сложной проблемы, что создало для исследования прочную базу.

Как первую попытку заполнить существующую лакуну можно рассматривать работу ленинградского историка философии 0.В.Чертова, посвященную анализу гуманистической философии " оксфордских реформаторов". Значительное место в нем отводится Дж.Колету. В центре внимания'автора стоит концепция вселенской Любви, заимствованная у Фичино и трансформированная в основу для программы

- 10 -гуманистического обновления человека. Рассматриваются онтологические, гносеологические, этические, социально- утопические проблемы в творческом наследии Колета, Мора, Эразма.