Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления о египетской государственности в "Поучении царю Мерикара" Демидчик, Аркадий Евгеньевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Демидчик, Аркадий Евгеньевич. Представления о египетской государственности в "Поучении царю Мерикара" : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1994.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/1611-x

Введение к работе

Актуальность теки. В непрекращающейся дискуссии о характере древневосточных государств и о гак называемой "восточной деспотии" древнеегипетским материалам придается особенно большое значение. При этом, однако, нельзя забывать, что многовековая социальная практика египетского государства била достаточно многообразной. Складывавшиеся в период централизации способы взаимодействия властных структур и общества претерпевали существенные изменения во времена социально-политических кризисов и распада единой державы. К сожалению, проблема таких трансформаций изучена крайне недостаточно, особенно ке шло известно о субъектном аспекта социальной првхтикл египетского государства в пору смут. Применительно х I переходному периоду Ц8ННЄЙДШМ источником по. ' данному вопросу является созданное на исходе Ш тысячелетия до 4v8. "Поучение царю Ыерикарэ". Первое и редчайшее в египетской письменности дидактическое обращение царя х престолонаследнику по праду уохет быть названо я древнейшим в мире политическим тракта-то». Этим, а таете своей высокой религиозно-этической концепцией, памяти» интересен как ваяний эпизод в истории духовного развития чзловечэстЕа. Изучение отразившихся в "Поучении" представлений о царе и обществе - непременное условие обнаружения и понимания новаций в государственной доктрине Египта I переходи сто периода. .

Источник. Опубликованы три иератические рукописи произведе-нля: I) тагво папируса * ПІ6 А Государственного Эрмитажа, г. Санкт-Петербург; 2) папируо Л 4658 ГШИ им. А.С.Цушххна, г .Москва; 3) папірус Carleberg ті нэ собрания Егжптолстичвсксго института Копенгвгенсхого университета1. Их палеагра{ячесхое

&Qf. Golenieoheff W.3. Lee papyrus hi.4ratiquea RP III5, ХІІб A et ІЦ6 В Д» l'Ermltage Imperial a St-Peterebourg. SPb., 19X3. PI. 9-14, A-Cj Tolten A. Zwei altSgTptiach* politleche.Sohrlf-ttn. K/benharn, 1945. Tf. ItIY; Caalnoe H. Literary Tragaiente In the Hitratlo Script. Oxford, 195«. 71, 26, 27.

прочтение представлено, прежде всего, в сводных иероглифических транскрипциях А.йоЛьтена и В.Хелка2. Во всю длину ныне известны* текст "Поучения" сохранился лишь в Эрмитажном списке (в дальнейшей - "Э"), хотя и при сопоставления всех трех манускриптов не удается заполнить некоторые лакуны. їукопись Э, судя по колофону Э 144-150, была выполнена неким Хакуасетсм после 18 года правления Аменхотепа П, две другие копи относятся ко второй половине правления ХУШ династии. Язык сочинения среднеегипетсхие. Очевидно наличие двух-, реже трех- и четырехстиши*, хотя ритмическая структура текста в целей пока не ясна; в работе оа переводится как ритмическая проза. В содержательно-смысловом аспекте произведение представляет собой набор наставлении о правилах исполнения властных обязанностей на самой внеском уровне. Оно "озаглавлено" хах "поучение", созданное царем (имя не сохранилось).'для своего сына меряхара, я в другом месте определяется хах "все узаконения относительно царя" О 138-139).

Ничто не мешает датировать сочинение по сохранявшемуся в заглавии имени монарха гераклеупольского царского дома. Вопрос хе об авторе я о преследовавшихся ям целях остается дискуссионным. Однако выглядят неубедительным толкование произведения как пропагандистского документа, составленного по воле ухе воцарившегося Меряхара.' В отличие от подобных текстов с фиктивное заглавное атрибуциев, "Поучение" умалчивает о тождестве должного я сущего В действиях нового царя, о его божественном совершенстве. Не только формально, но и по существу сочинение обращено к государю, предъявляет ему определенные требования. И оно действительно МОГЛО быть создано царственный предшественником Ыерикаро.

2. Си, Tolten A. Op. cit. S. 3-79 і HelcJc Я. Die lebre for KB-alg Herikar*. Xlela» S^yptieohe .Texte. ІіваЬаДеп, 1977.

Истотаоггафия. Единодушно признавая своеобразие образа правителя в "Поучении царю Мерякара", египтологи при этом обычно обходятся лишь носколышмга замечаниями, факт создания письменних наставления для престолонаследника, а равно и упоминания о причастности монарха к святотатству, толкуются как проявление сомнений в божественном совершенстве государя. Ключом к образу последнего считают определение царского госта как "службы" (Э 116); она налагает на правителя определеннне обязанности, состоящие, прежде всего, в соблюдении общепринятых этических нош. Исходной причиной появления подобных представлений считают политическую нестабильность времени смут3. В советской литературе к памятнику обращались, главным обрезом, для доказательства рабовладельческой сущности египетского государства. Специально вопрос изучала Р.И. Рубинштейн , подчеркнувшая, что "Поучение" является древнейшим политическим трактатом, отражающим идеологические новшества I переходного периода. Руководствуясь идеями В.В.Струве, исследовательница утверждала, "что в сочинении царю предлагается союз с "сильными неджесами" против старой знати и, главное, против рабов и бедноты.

И в отечественной, и в зарубежной литературе выводы о "Поучении" подтверждаются по большей части выборочным цитированием отдельных частей произведения. В результате порой встречаются произвольные, даже тенденциозные толкования, во многом порожденные 2. См. Lexikon dor Kgyptologie. Wiesbaden, 1980. Bd. III. Sp. 988, 989.

4.0.!. Рубинштейн Р.И. Внутренняя политика фараона Ахтоя Уахкара // Вестник дровней истории. М.; Л., 1948. Jf 4. С.177-187; она же. Поучение гераклеопольского царя своему сыну // Там же. 1950. lh 2. С. 122-133; она же. Внешняя политика Египта в период господства Героклеополя // Палестинский сборник. М.; Л., 1956. Зып.2. С.31-41.-

тем, что значение, приводимых высказывании устанавливается без дойного учета контекста, смысловой структури сочинения в целом. Современное понимание последив! остается весьма приблизительным, хотя лингвистически текст был в основном прочтен уже А.Гарднне-ром (с учетом 0ах1аЪ«ге 71 - А.Фоль геном)5. Даже в обобщапцих х справочных изданиях, призванных охарактеризовать "Поучение" в целом, дело сводится к перечисление затрагиваемых в нем тем да некоторых особенностей его содержания. Проблема внутритекстового единства отмечаемых смислових элементов при этом обычно не ставится. 5 результате определяющие композицию сочинения логические связи "улавливаются о трудом" . вахтячески источник нередко используется хах довольно бессистемное собрание политических о религиозко-втичэских наотевлеипх. С овосновехяеы правильности такого подхода выступил З.Херркакн, по существу предложивши! сиять проблему единства текст» как политического трактата7.

Важным ивгом х более глубокому поштах* прсаемдеяяя стал сто хогашхтированхнх переска», подготовяеянма І.Бозвверсм8, В саком конце семидесятых, годов пэржуо поопиу воесторевхего хзуче-

т и — чи \

5,. Qy, Gardiner А,В. B«w Literary Berk* from Anoicat Serpt // Ke . Journal of Egyptian Archaeology. losdoji, 1914. V. X. Ї. 20-361 Toltea A. Op. olt. 3. 5-ВІ.

  1. Культура древнего Египта. U., 1976. C.325.

  2. Сії. Пзгтваяа В. Unttrpuchunfisn sur Ubaxllafareagaeartalt alt-tslugyptl«ohtr Llteraturrcrkt. Berlin, 1957. S. 57-42.

0. Hi. Poeenirr 0. L'Sna»ign«nent pour It rol H»rikax8 // Annu-blre.du OoUege dt frenoe. Paris, 19(2. P. 290-295( ibid. I9$3. ?. 303-3051 ioid. 1964. V. 305-307; ibid. 1965. Ї. 343-346j iold. 1966. T. 342-345. Отдельные, но сажные уточнения Си.. Еерлвв O.JU Трудоио гасэлзаив Епшта в опоку Срадаего грротхэ. U., 1972. C.IS8-I40,3I; СВ so. Обзестзешяэ отасеэгзя в Египта СрзЕзсго царства. Соцзаль&иА саоЗ "цзреюх ьвз.*" U., 1978. 0.8-57,63,71,106-110,324.

ния текста предприняла Э.Блшенталь9 , убедительно показавшая сходство многих черт образа паря с образом "идеального" чиновника текстов чиновной знати. Но при всей полезности ее работ, систематизировавших предшествующие историко-филологические интерпретации, полученные результаты не всегда можно считать достаточными. Композиция текста, хоть она и подверглась специальному изучению, осталась во многом нераспознанной. Значение высказываний о государе после их предварительной "каталогизации" подчас определялось, как и раньше, без достаточного внимания к контексту. Ошибочно и толкование произведения как пропагандистского документа царя Мерикара.

. Отразившиеся в "Поучении" представления о египетской государственности по-прежнему нуядаются в тщательном рассмотрении.

Рели габоты. Конечная цель исследования - изучение и реконструкция отразившейся в ЧІоученяи царю Ыеракара" картины мира и связанной с этим концепции социальной практики египетского государства; выявление и объяонение ее принципиальных отличий от государственной доктрины Древнего царства.

Поставленной целы) определяются конкретные задача исследо-вания:

- создание современного русского научного перевода, сопро-вовдаемого построчным текстологическим и историко-филологическим комментарием;

9 . См. Blumenthal 3. Daratellung unl Selbatdaratellung dee

Bgyptlaohen KSnigtuma. Untersuchung виг achriftlichen Ober-lieferung dea Mittleren Reicha // Ethnographisch-arehttologi-sehe Zeitachrift. Berlin, 1979. Jg. 20. 3. 79-94s idem. Die Lehre fUr KOaig Merikare // Zeteohrift ftlr ttgyptische Spra-ohe und Altertumslcunde. Berlin, 1980. Bd. 107. S. 5-41.

є

выявление .логико-смысловой структуры текста в на этой основе - концептуальных представлений о власти и ее носителе;

определение места "Поучения царю Ыерпкара" в истории со-циально-поли тиче ской мысли Древнего Египта.

Методологическая основа исследования определяется пониманием необходимости постижения субъективной стороны культуры изучаемой эпохи. Плодотворно укрепившееся в отечественной текстологии мнение о невозможности правильного прочтения и толкования текста без изучения истории его возникновения в "широком аспекте... как истории людей его создавших, как отражения истории всего общества"*0. Его следует рассматривать "в самой тесной связи с мировоззрением и идеологией... создателей в... читателей" . Ни должки, в идеале, хотя би приблизительно восстановить тот образ содержания произведения, что мог находиться в сознании автора и его современников. Анализ же отдельных значимых элементов сочинения определяется пониманием текста в целом как целенаправленно созданной внутренне единой иерархической системы взаимосвязанных смысловых структур.

Научная новизна диЪсестаппл заключается в.слодттаен: . -

ото первое монографическое комплексное исследование прод-етавлошзВ о государственности, отразившихся в "Поучении царэ Ые-рлЕара", расшатрзвающихся в широкої псторико-культурнси конгев-сто и о учетаї выявленной в работе логшсо-ешсловой структуры произведения;

в работо предлагается созромошшЗ научный перевод "Поучо-

пая"; в всторшо-фглодогвчоскоа кскиэитарпп учтены последшзо на-

IQ. Ллхачэп Д.С. йпетологля. Но материале русской литература

S-SJH csoa. 2-е ЕЗД., порораб.и доп. Л., I83. С.40. И. Тол so. С.23.

учнне данные о истории в культуре Египта I переходного периода; впервые в отечественной египтологии предлагается подробный анализ разночтений списков литературного произведения;

приведены доказательства существования царских доменлоль-ных земель в Нижнем Египте в I переходном периоде;

раскрывается смысл повторяющегося в египетских текстах определения людей как "вышедших из Ока" бога-творца.

Практическая значимость табот,ы. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебных пособия по истории и источниковедении истории Древнего Востока, по истории государства и права зарубежных стран, по истории общественно-политических учения, по истории религии, по литературе древнего мира, а равно при чтении соответствующих курсов лекция на исторических, юридических п филологических факультетах. Комментированный перевод "Поучения1' мояег'быть включен в хрестоматии и практикуми по истории Древнего Востока, в научно-популярные сборники древневосточных текстов. '

: Апообапия работы. Основные итоги исследования были вэлсаены автором на конференции "Культура и искусство народов Востока" в Государственном музее искусств народов Востока, г.Москва (IS87), на У,. УП и УШ Сергеевских чтениях в МГУ им.М.В.Лсмдаосова (IS87, 1991, .1993), на конференции "Страны северо-восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и раннш средневековье" (1988), на I и П Коростовцевских чтениях (1988, 1990), на Всесоюзной египтологической конференции, приуроченной к 200-летию со дня рождения Н.Ф.Кампольона (1990, все - ИВ АН СССР (РАН), г.Москва).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключения, примечаний и списка литерзту{ыВ конце глав І, Ш и