Введение к работе
Актуальность темы исследования вытекает из задачи изучения обществ Востока - того историко-культурного региона мира, в котором, как нигде более, современность оказывается связанной с прошлым, а важные особенности общественных укладов современных народов объясняются спецификой складывания их национальных культур.
К этому историко-культурному региону принадлежит Индия -страна древней и самобытной культуры, истоки которой кроится в далеком прошлом Индостана.
Это далекое от нас прошлое народов Востока и, в частности, Индии ученые познают, пользуясь материалом источников, которые составляют плоть от плоти этого прошлого, чуждого им по своему мировосприятию - этот очевидный факт далеко не всегда ставится во главу угла, когда специалист держит в своих руках древний текст, не вполне отдавая себе отчет в том, что он -источник по своему времени. И, значит, для понимания того, что и каким образом хочет сказать древний автор, надо постараться стать его современником, освоить ценностные характеристики и приемы его мышления.
Объектом исследования служат дхармашастры - обширный звод текстов, составленных во второй половине I тыс. ДО Н.9. -первой половине I тыс. н.э. - важнейшие источники по социально- экономическим отношениям и культуре древней Индии. Весьма велико значение этих памятников и для характеристики социо-їсихологии и морально-этических ценностей индийца, аивущего юрмами индуизма.
Изучение закономерностей складывания и развития этих текстов открывает возможности для теоретических обобщений, касающихся осмысления специфики отражения ими реальности, а также включения и приемов усвоения культурной информации.
Рель диосертации состоит в том, чтобы проанализировать правовой материал дхармашастр в разделах праяшчитты (искупительные церемонии) и главным образом раджадхарш (обязаннооти царя) под углом зрения прежде всего композиции и семантики связей, организующих отдельные блоки текста. При этом поставлены следующие задачи:
выяснить источники и принципы распределения правового материала в правовых разделах дхармашастр;
выявить тенденции развития правового текста дхармашаст и чем они определяются;
установить, в какой мере адекватно развитие текста дхармашастры отражает развитие общественных отношений; что именно демонстрирует дхармашастра - развитие права или правового текста;
выявить способы усвоения и обработки дхармашастрой правового материала.
Центр тяжести исследования, следовательно, переносит-оя с вопроса, какой правовой матешал содержит дхармашастра, на вопросы, касающиеся принципов его организации.
В диссертации исследуется материал четырех старших дхармасутр - Апастамбы, Баудхаяны, Басиштхи, Гаутамы и поздней дхарыасутры Вишну, а также дхармашастр Ману, Яджнавалкьи и Нарада; при необходимости диссертант обращается к материалу "Артхашастры".
Поскольку из числа дхармасутр действительно рано сложившуюся раджадхарму - основной объект исследования в диссертационной работе - содержит одна только Апастамба, а в других дхармасутрах она сложилась сравнительно поздно - видимо, на рубеже н.э. - в I веке н.э., замысел работы состоял не в том что сопоставляются, с одной стороны, тексты древние - дхарма сутры, а с другой - поздние - дхармашастры. Существенно важным здесь казалось то, что в дхармасутрах, особенно Апастам-бе и Гаутаме (правовой материал которых достаточно объемен), и в дхармашастрах текстовая информация подается по-разному и по—разному организована.
С точки зрения методики исследования, предлагаемый подход к тексту дхармашастры имеет в своей основе то соображение, что любая сколько-нибудь развитая и устойчивая письмен-
ная традиция эволюционирует в трех измерениях - основных компонентах текста: композиции, терминологии, содержательной стороны. Эти три основные компонента текста и составляют предмет изучения в трех главах исследовательской части работы.
Разработанность темы. В советской литературе отдельные аспекты древнеиндийского права рассматривались в работах О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой, О.В.Мартышина, В.П.Мозолина.
Автор опирался также на исследования советских ученых по проблемам общественного развития древней и средневековой Индии: Л.Б.Алаева, К.А.Антоновой, К.З.Ашрафян, Г.М.Бонгард-Левина, А.А.Вигасина, Г.Ф.Ильина, Е.М.Медведева, А.М.Осипо-ва, В.Н.Романова.
За рубежом опубликованы сотни работ, в которых непосредственно или косвенным образом затрагиваются те или иные вопросы источниковедения древнеиндийского права. Здесь следует особо упомянуть исследования С.В.Айяра, У.Н.Гхошала, Д.Деррета, Ю.Йолли, П.В.Кане, Р.Ленга, Дж.Маццареллы, И.Я. Мейера, Г.Миса, К.В.Рангасвами Айянгара, Л.Рочера, Н.Сен-Гупты, Р.К.Чхоудхари, Л.Штернбаха и других индологов. Особую помощь автору оказало также изучение исследований по проблемам общества и государства древней и раннесредневеко-вой Индии: Г.Л.Адхьи, А.С.Альтекара, Р.П.Кангле, Д.Д.Ко-самби, Р.К.Мукерджи, К.А.Нилакантха Шастри, В.Pay, В.Рубена, Р.Тхапар, Р.Ш.Шармы, X.Шарфе и других специалистов.
Результаты, полученные в этих исследованиях, образуют надежную основу для дальнейшего анализа правового материала и текста дхармашастр. В то же время в подавляющем большинстве из них представлен подход к дхармашастрам как адекватно и по мере своего развития отражающим развитие общественной, в том числе правовой практики. При таком подходе та или иная дхармашастра, в зависимости от ее датировки (в значительной мере условной), естественно, зачастую счита-зтся источником по своему времени, и сопоставление ранних и более поздних дхармашастр таким же образом позволяет выявлять тенденции развития древнеиндийского права и в более широком плане - общественных отношений. Вопрос, в какой сте-ієни диверсификация правового текста может при этом зави-
сеть от законов эволюции самого жанра дхармашастры, при этом не ставится. Между тем, по мнению диссертанта, ответ на него мог бы существенным образом повлиять на наше понимание того, как дхармашастра осмысляет правовой материал, а значит - и на оценку отраженных в ней реальных общественных отношений.
Новизна исследования, выполненного в диссертации, состоят в комплексном анализе текста и материала дхарлашастр в трех измерениях - композиции, терминологии и содержательной стороны текста и под углом зрения его организации и эволюции; выявлены и показаны на конкретных текстах развитие правового текста и организации правового материала в дхарма-сутрах а дхармашастрах; определены способы усвоения и обработки дхармашастрой правового материала и степень адекват-нооти развития правовой практики и правового текста и тем сг мым принципиально важные особенности правовой модели дхармашастры.
Практическое значение диссертации, по мнению диссертанта, состоит в применении новой методики оценки правового материала дхармашастры, а значит - и эволюции общественных отношений в древней Индии (в той мере, в какой их отражает дхариашаотра), поскольку последние предстают в дхармашастра' главным образом в оболочке правовых. Это важно для правильн го представления о складывании и эволюции индийского государства и права и их специфике и должно быть учтено как в научных изысканиях, так и преподавали.
В ходе работы над темой диссертации автором были выполнены и опубликованы переводы и исследования текстов объемом в 10,5 п.л. Две публикации входят в учебные пособия и могут быть использованы студентами и преподавателями вузов по теме общество и государство древней и раннесредневекс-вой Индии*. В приложении к диссертации дается перевод фрагментов текста дхармасутр Апастамбы, Баудхаяны, Васиштхи и Гаутамы. За исключением текста Апастамбы (он был переведен целиком в дипломной работе В.Н.Романова, выполненной в МГУ)
х Социально-экономические отношения и право по "Артхашастр* Каутидьи". - Хрестоматия по истории древнего Востока, т. 2, М., 1980 (совместно о А.А.Вигасиным); "Нарада-смрити", 1-Х! - Индия в литературных памятниках ffl-УЇЇ веков. М., 1984; "Яджнавалкья-смрити". Книга вторая (о судопроизводстве). -Народа Азии и Африки, 1986, Ш 4; 1988, & 3.
текст остальных дхариасутр переведен на русский язык впервые и тоже может быть использован специалистаїш-индологами.
Апробация. Диссертация представляет собой исследование, написанное на основе работ автора по проблемам древнеиндийского права и правового текста, выполненных в 1974-1986 гг. Она опирается на 46 работ объемом в 125 п.л., в том числе четыре монографии.
Диссертация состоит из введения, историографического очерка, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.