Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политический ислам в Турции Буянов Николай Николаевич

Политический ислам в Турции
<
Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции Политический ислам в Турции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буянов Николай Николаевич. Политический ислам в Турции : 07.00.03 Буянов, Николай Николаевич Политический ислам в Турции (70-е гг. XX-начало XXI вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 Краснодар, 2005 226 с. РГБ ОД, 61:06-7/266

Содержание к диссертации

Введение

1. ПОЯВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА В ТУРЦИИ 18

1. Понятие политического ислама в отечественной и зарубежной науке 18

2. положение ислама в турецкой республике до 70-х годов XX века 3 6

3. появление исламских политических партий в Турции 47

2 ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ У ВЛАСТИ 68

1. Приход к власти партии благополучия 68

2. Политический ислам на пути к цели: партия добродетели. 95

3. Партия справедливости и развития : победа на парламентских выборах 2002 года и первые годы у власти 107

3. ТУРЕЦКИЕ ИСЛАМИСТЫ ВНЕ ЛЕГАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛЯ 144

1. Ордены и общины. движение Нурджистов 144

2. Радикальные группировки политического ислама в Турции. 165

3. Турецкие исламисты за пределами республики 173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 199

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия в мировой политике все большее значение приобретает исламский фактор. От имени ислама и под его знаменами ведут деятельность страны, политические партии, международные, региональные и местные общественные организации, экстремистские и террористические группы.

Турция является одной из немногих мусульманских стран, в которых ислам отделен от государства. Но несмотря на то, что Турецкая Республика - светское государство, ислам остается одним из главных сюжетов в картине его политической жизни.

Признаки возросшего значения ислама особенно заметны на бытовом уровне. На улицах крупных городов сейчас можно встретить множество девушек, головы которых покрыты платками по мусульманскому обычаю, и юношей, носящих бороду, чего практически не наблюдалось в течение всего республиканского периода развития Турции. Повсюду возникают и активно развиваются религиозные ордена, мусульманские * благотворительные общества, а также массовые организации и коммерческие структуры, непосредственно связанные с исламскими партиями.

По крайней мере три сферы жизни страны претерпели настолько важные изменения, что есть все основания говорить о коренном отличии Турции XX в. от

Турции XXI в. Речь идет, во-первых, о серьезных сдвигах в общественном сознании, во-вторых, о новом месте Турции в мировой экономике и в сложившейся после окончания «холодной войны» системе международных отношений, и, в-третьих, о росте влияния исламского фактора во внутренней политике страны.

С начала 90-х гг. XX в. влияние ислама на политическую жизнь страны стало стремительно расти. Это было связано с рядом причин, главной из которых явилось разочарование населения в пути, выбранном для страны представителями «светских» партий. В условиях постоянного экономического кризиса, роста безработицы взоры простых турок обернулись к политикам, апеллирующим к исламу. Первый приход к власти исламской партии состоялся в 1995 году, однако вмешательство военных не позволило Партии благополучия реализовать свою политическую программу. Однако в 2 002 году помешать победившей на выборах Партии справедливости и развития не в силах был уже никто.

Крупнейшая региональная держава, Турция сегодня активно стремится вступить в ЕС, став полноценной европейской страной. Однако почти 7 0 миллионов мусульман в пределах одних границ вызывают опасение у большинства граждан стран единой Европы. Европейцы не хотят иметь соседа, готового жить по законам шариата.

*

Но скептики просчитались. Турецкие исламисты, придя к власти, не стали менять Конституцию для того, чтобы построить халифат. Не стали заменять светское государство теократическим. Наоборот, главной целью их осталась интеграция с Европой.

Изучение истории становления и эволюции политического ислама в Турции, причин, целей, форм и методов деятельности турецких исламистов позволяет на примере одной страны накопить информацию для осмысления феномена политического ислама в целом.

Объектом исследования является политический ислам, под которым понимается деятельность различных партий, движений, группировок и т.д., действующих от имени ислама и ставящих своей целью захват власти и подчинение государственных структур и всей жизни общества шариату.

Предмет исследования - политическая практика движений политического ислама в Турции.

Хронологические рамки работы включают в себя период с начала 70-х годов XX в. по начало XXI в. Определение начального рубежа связано с тем, что именно в это время в Турции появляются первые партии, действующие под исламскими лозунгами.

Степень изученности темы. В последние годы появилось множество работ, посвященных взаимодействию ислама и политики. Большой вклад в изучение данной проблематики внесли известные российские ученые-исламоведы А.Игнатенко, А.Малашенко, Д.Малышева,

И.Добаев, А.Коровиков, Г.Милославский, К.Поляков и др.1 В этих работах подробно рассматриваются проблемы политического ислама в целом.

Эти же проблемы нашли свое отражение и в работах западных исследователей - Р.Апплеби, Л.Дэвидсона, Г.Денуэ, Дж.Эспозито, Г.Фуллера, Л.Макдональда, Д.Пайпса и др.2

На протяжении многих лет отечественное, да и зарубежное, исламоведение «обходило стороной»

1 Игнатенко, А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ, 2000. №2;
Игнатенко, А.А. Эпистемология исламского радикализма // Религия^ и глобализация на просторах
Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. М.: Неостром, 2005. С.17(
221; Малашенко А.В. Политический ислам: мирное сосуществование или глобальное
противостояние? // Отечественные записки, 2001, №1, -

oz.ru/pnnt.php?type=article&id=112&numid=l; Малышева, Д.Б. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // МЭМО, 1999. № 7. С.108-117; Добаев, И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002; Коровиков, А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990; Милославский, Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (К эволюции возрожденческого течения в исламе) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001. С.70-85; Поляков, К.И. Идеология исламских фундаменталистов в Судане // Национализм и фундаментализм на Ближнем Востоке: Материалы конференции. М., 1999. С.74-94; Мирский, Г.И. «Политический ислам» и западное общество // ПОЛИС, 2002. № 1; Севостьянов, И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм — это совсем не одно и то же // Международная жизнь, 1996. №5. С.31-40.

1 Appleby, R.S. Fundamentalism. (Think Again) II Foreign Policy, 2002. Jan-Feb; Davidson, L. Islamic Fundamentalism. Westport, CT: Greenwood Press, 1998; Denoeux, G. The Forgotten Swamp: Navigating Political Islam II Middle East Policy. 2002. Vol. 9, No.2 (June). P.56-81; Esposito, J. Political Islam: Beyond the Green Menace II Current History, Jan. 1994. P.19-24; Esposito, J. The Islamic Threat: Myth or Reality? NY, 1999; Fuller, G.E. The Future Of Political Islam. New York: Palgarve Macmillan, 2003; Macdonald, L. The nature of Islamic Fundamentalism II Links, 2002. No. 21. May - August; Pipes, D. Political Islam Is a Threat to the West II Islam: Opposing Viewpoints. San Diego: Greenhaven Press, 1995; Roy, O. The Failure of Political Islam. Cambridge, 1996.

проблему политического ислама в Турции. Причиной тому было фактическое исключение исламистов из политической жизни страны. Только в 1970-м году в Турции появилась первая исламская политическая партия, а следовательно, и первый материал для анализа деятельности турецкого политического ислама.

Поэтому научные работы, использованные при подготовке диссертации, датируются в основном последними двумя десятилетиями XX века.

Основной массив работ, в которых исламу и его роли в процессах политической жизни Турции уделяется лишь часть внимания, касается проблем внутреннего политического развития1.

В особом ряду стоят исследования (в основном турецких авторов)2, посвященные выборам разных лет в турецкий парламент, анализу результатов этих выборов

1 Данилов, В.И. Политическая борьба в Турции в 50-е - начале 80-х годов. М.: Наука, 1985;
Данилов, В.И. Турция 80-х: от военного режима до «ограниченной демократии». М.: Наука, 1991;
Чочиев, Г. Борьба политических партий в Турции (1980 - 1987): Автореф. дис. ... канд. ист. наук.
Тбилиси, 1990; Ягудин, Б.М. Эволюция парламентаризма в Турции // Мусульманские страны у
границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция - современное состояние, история и
перспективы). М., 2002. С.179-197.

2 Данилов, В.И. Парламентские выборы 1999 г. в Турции: итоги и перспективы // Ближний Восток
и современность, вып. 8. М., 1999; Kubicek, P. The 1999 Turkish Elections
II Mediterranean Politics.
1999. Vol.4, No.2, Summer. P.186-192; Ahnza, В., Ciftci, S. Turkey's Post-Election Political Landscape
I
Columbia International Affairs Online I The Turkish Update. 2002. November 08.
; Cagaptay, S. The November 2002 Elections and
Turkey'sNew Political Era
II Middle East Review of International Affairs, Vol. 6, No. 4 (December 2002).
P.42-48; Carakoglu, A. Turkey's November 2002 Elektions: A New Beginning?
II Middle East Review of
International Affairs, Vol. 6, No. 4 (December 2002). P.30-41; Alinza, В., Ciftci, S. The Turkish Elections:
A Political Earthquake?
I Columbia International Affairs Online I The Turkish Update. 2002. October 30.

и предвыборной борьбы, в которой, начиная с 70-х гг. XX в., участвовали и исламские политические партии. В этих работах отражена тактика политической борьбы исламских политических партий, причины их успехов и неудач.

Влиянию ислама на политические процессы в Турции на протяжении как всего XX века, так и в отдельные периоды истории страны посвящены работы отечественных исследователей Б.Ягудина, Б.Поцхверия, К.Вертяева, Н.Киреева, А.Алекперова1, западных ученых М.Хепера, Дж.Ландо, Д.Шанкленда2, турецких исследователей Н.Геля, Н.Нарли и др.3

Ценный материал для исследования предоставили работы, посвященные времени нахождения у власти

Ягудин, Б.М. Ислам в политических процессах и правовых актах Турции XX века // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. М., 2004. С. 71-80; Поцхверия, Б.М. Эволюция исламизма в республиканской Турции // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. М., 2004. С. 56-70; Вертяев, К.В. Исламский фактор в политической жизни Турции // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. М., 2004. С. 81-87; Алекперов, Р.Ю.О. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после Второй мировой войны: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. М., 1999; Киреев, Н.Г. Государство и ислам в Турции // Ислам и исламизм / Под. общ. ред. Е.М.Кожокина, В.И.Максименко. М., 1999; Киреев, Н.Г. К оценке религиозной ситуации в Турции в 90-е годы // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С.154-165.

2 Нерег, М. Islam and Democracy in Turkey: Toward a Reconciliation II Middle East Journal, Vol.51,
No.l, 1997; Landau, J.M. Turkey Between Secularism and Islamism
II The Jerusalem Letter I Jerusalem
Center for Public Affairs. 1997. February,
; Shankland, D.
Islam and Society in Turkey. London: Eothen, 1999.

3 Gole, N. Secularism and Islamism in Turkey: The Making of Elites and Counter-Elites II Middle East
Journal, Vol.51, No.l, 1997; Narli, N. The Rise of the Islamist Movement in Turkey
II Middle East Review
of International Affairs. 1999. Vol. 3, No. 3, September. P.38-48.

Партии благополучия (1996-1997 гг.). Опыт «исламского правления» обобщен в работах С.Дружиловского, С.Алиева, Х.Гюльальпа, У.Йылдызолу, Р.Маргулиса, М.Явуза и других исследователей1.

Вопросам экономических взглядов представителей турецкого политического ислама посвящены работы Е.Уразовой и З.Ониса2.

Интересную базу для исследования предоставили работы, посвященные внешней политике Турции, в том числе в период нахождения исламистов у власти. В них отражены аспекты турецко-американских, турецко-сирийских, турецко-израильских, турецко-иранских отношений, взаимодействия Турции со странами бывшего

1 Дружиловский, СБ. О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока
(Иран, Афганистан, Турция) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах
Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения
РАН, «Крафт+», 2001. С.60-69; Дружиловский, СБ. Исламская модель развития // Мусульманские
страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция - современное состояние, история и
перспективы). М.: Институт востоковедения РАН, издательство «Крафт+», 2002. С.110-114; Алиев,
СМ. Современное исламское возрождение и его особенности (на примере Афганистана, Ирана и
Турции) // Ислам и политика... М, 2001. С.21-44; Gulalp, Н. Political Islam in Turkey: The Rise and
Fall of the Welfare Party
II Muslim World, Vol.89, No.l, January 1999. P.22-41; Gulalp, H. The Poverty
of Democracy in Turkey: The Refah Party Episode
II New Perspectives on Turkey. 1999. No. 21, Fall.
P.35-59; Margulies, R., Yildizoglu, E. The Resurgence of Islam and the Welfare Party in Turkey
II
Political Islam: Essays from Middle East Report. Univ. of California Press, 1996. P.144-153; Yavuz, M.H.
Political Islam and the Welfare (Refah) Party in Turkey
II Comporative Politics, Vol.30, No.l, October
1997. P.63-82.

2 Уразова, Е.И. К оценке роли исламских идей и капиталов в турецкой экономике // Ближний
Восток и современность. Выпуск 9. М., 2000; Уразова, Е.И. Экономические взгляды и практика
исламистов в Турции // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах
Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001. С.372-384; Onis, Z. The
Political Economy of Islamic Resurgence in Turkey: The Rise of the Welfare Party in Perspective
II Third
World Quarterly. 1997. Vol. 18, No. 4 (December). P.743-767.

СССР1. Особое внимание уделено важной внешнеполитической проблеме Турции - перспективе вступления страны в ЕС2.

Участие в политике исламских орденов и обществ в той или иной мере отражается в ряде научных работ, посвященных внутреннему развитию Турции в целом. А вот специальные исследования по этой проблеме практически не проводились. Среди последних наиболее интересных работ стоит отметить статьи Ф.Бадерхана, Б.Араса и О.Джаха3.

1 Иванова, И.И. Турецко-израильские отношения и проблемы региональной безопасности //
Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (сборник статей). М., 2000. С.85-97; Inbar,
Е. Regional Implications of the Israeli-Turkish Strategic Partnership
II Middle East Review of
International Affairs. 2001. Vol.5, No.2 (Summer). P.48-65; Иванова, И.И. Турецко-иранские
отношения на современном этапе // Ближний Восток: проблемы региональной безопасности
(сборник статей). М., 2000. С.76-84; Трофимов, Д.А. Внешняя политика Ирана и Турции в
Центральной Азии (на примере Узбекистана) // Ближний Восток и современность. Сборник статей
(выпуск двенадцатый). М., 2001. С.155-172; Cetinsaya, G. Essential Friends and Natural Enemies: the
Historic Roots of Turkish-Iranian Relations
II Middle East Review of International Affairs. 2003. Vol.7,
No.3 (September). P.l 16-132; Sever, A. Turkey and the Syrian-Israeli Peace Talks in the 1990s
II Middle
East Review of International Affairs. 2001. Vol.5, No.3 (September). P.87-99; Kirisci, K. Turkey and the
United States: Ambivalent Allies
II Middle East Review of International Affairs. 1998. Vol.2, No.4
(December). P.18-27; Seeking Redefinition: U.S.-Turkish Relations After Iraq
II Turkey Update. 2003.
June 5; The Us-Turkish Alliance at the Iraqi Junction
II Turkey Update. 2003. February 14; Onis, Z.
Turkey and Post-Soviet States: Potential and Limits of Regional Power Influence
II Middle East Review of
International Affairs. 2001. Vol.5, No.2 (Summer). P.66-74.

2 Баширова, А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в Европейский союз // Ислам
на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. М., 2004. С. 303-
311; Erdogdu, Е. Turkey and Europe: Undivided but not United
II Middle East Review of International
Affairs. 2002. Vol.6, No.2 (June).P.40-51; Kirisci, K. Between Europe and the Middle East: The
Transformation of Turkish Policy
II Middle East Review of International Affairs, Vol. 8, No. 1 (March
2004). P.39-51.

3 Бадерхан, Ф. Суфийские ордена в Турции // Ислам и политика (взаимодействие ислама и
политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М., 2001.

Особый интерес у исследователей вызывает проблема так называемого исламского экстремизма и терроризма в Турции, хотя информации о действующих на территории страны радикальных группировках крайне мало. Часть работ, посвященных терроризму, отражает различные аспекты борьбы с ним. Среди российских исследователей особое внимание данной проблематике уделяет Н.Г.Киреев. Интересен в этом плане и турецкий сборник «Радикальный ислам», выпущенный в 2002 г.1

Для определения роли ислама в политической жизни Турции, безусловно, важен и анализ программных документов политических партий2 (прежде всего исламских), заявлений и политических трудов их

С.135-142; Aras, В., Caha, О. Fethullah Gulen and His Liberal «Turkish Islam» Movement II Middle East Review of International Affairs.2000. Vol. 4, No. 4, December. P.30-42.

1 Киреев, Н.Г. Антитеррористическое законодательство и борьба с радикальным исламизмом в
Турции // Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция -
современное состояние, история и перспективы). М., 2002. С.312-333; Киреев, Н.Г. Борьба с
терроризмом в Турции // Исламизм и экстремизм на Ближнем Востоке: Сборник статей. М., 2001.
С.76-116; Киреев, Н.Г Религиозный экстремизм - угроза внутренней стабильности Турции //
Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (сборник статей). М., 2000. С.98-113;
Karmon, Е. Radical Islamic Political Groups m Turkey
II Middle East Review of International Affairs,
Vol. 1, No. 4 (December 1997); Radikal Islam. Ankara, 2002; Nugent, J.T., Jr. The Defeat of Turkish
Hizballah as a Model for Counter-Terrorism Strategy
II Middle East Review of International Affairs, Vol.
8, No. 1 (March 2004). P.69-76.

2 Milli Nizam Partisi kurulus' beyannamesi. Ankara, 1970; Milli Nizam Partisi Program ve Tuzuk.
Istanbul, 1970; Adalet Partisi Program vc Tusttk. Ankara, 1969; Refah partisi program. Ankara, 1983 и
др.)

&

лидеров1, выступлений государственных деятелей Турецкой Республики2.

Информация общего характера, касающаяся экономического, политического и социального развития Турции в разные годы, отражена в различных статистических сборниках на русском3, английском4 и турецком языках5.

Кроме того, значительная часть аналитического материала, исследованного автором, представлена публикациями в периодической печати на турецком (Cumhuriyet; Hurriyet; Milliyet; Sabah и др.), английском (Guardian; New York Times; The Economist) и русском языках (Известия; КоммерсантЪ; НГ-религии; Россия и мусульманский мир; Центральная Азия и Кавказ и др.) .

Степень изученности темы определила цель исследования, которая заключается в изучении движений политического ислама в современной Турции во всем многообразии их проявлений.

Для достижения поставленной цели автором были сформулированы следующие задачи:

1 Erbakan N. Milli gorus. Istanbul, 1975; Tnfk'cs A. Temel gorusler. Istanbul, 1979 и др.

2 Turkie Gumhunyeti Devlet Baskani oegeneral K.Evrenm soylev ve demeclen. Ankara, ТВ MM
Yaymevi, 1981; Ozal's interview with Die Welt. 23 August 1990 и др.

3 Страны мира. Информационно-аналитический справочник ЦРУ. М., 2005; Турецкая Республика.
М., 1990; Турецкая республика. Справочник. М., 2000.

4 Statistical Yearbook of Turkey. 1994. Ankara, 1995; The Columbia Encyclopedia. New York, 2000;
Turkey. A country Study. Washington, 1988.

'Turkey. 1981. Almanac. Ankara, 1981; Turkey. 1995. Almanac. Istanbul, 1995.

с*

- раскрыть содержание основных терминов и
понятий, входящих в понятийно-терминологическое поле
«политический ислам», и дать трактовку базового
термина диссертационного исследования;

охарактеризовать положение ислама в Турции со времен образования Республики до появления первой исламской партии;

дать общую картину особенностей зарождения и этапов развития политического ислама в Турции;

- исследовать деятельность исламских
политических партий, находившихся и находящихся у
власти;

выявить причины успеха исламских партий на выборах различных уровней;

исследовать организационные формы, цели и методы деятельности движений турецкого политического ислама, действующих вне легального политического поля.

Методологической основой диссертационного
исследования выступили принципы историзма, научной
объективности, а также системный подход. Следование
принципу историзма предполагало изучение процессов и
т явлений во взаимосвязи и хронологической

последовательности, с учетом породившей их конкретно-исторической обстановки. Так, изучение успеха исламских политических партий на выборах разных лет потребовало выявления тех политических условий, которые оказали влияние на эти успехи.

Исторический подход позволяет на основе анализа различных аспектов истории национальной политики и реалий общественной жизни выявить общее и особенное в современных политических событиях, выделить и сопоставить произошедшие изменения, определить тенденции развития.

Системный подход позволил рассматривать движения политического ислама различной организационной формы как принадлежащие к единому общественно-политическому феномену.

Использовавшийся историко-сравнительный метод основывается на сравнениях - важном методе научного познания. Объективной основой для сравнения является то, что прошлое представляет собой повторяющийся, внутренне обусловленный процесс. Использование данного метода позволило выявить, таким образом, тождественность и сходность внутренней сути одних явлений, отличающихся лишь пространственной или временной вариацией форм (что хорошо видно на примере сравнения выборов разных лет).

Источниковая база диссертации состоит из следующих видов источников:

программы турецких исламских политических партий1 - Партии национального порядка, Партии национального спасения, Партии благополучия, Партии добродетели и Партии справедливости и развития, в

1 Milli Nizam Partisi kurulus' beyannamesi. Ankara, 1970; Milli Nizam Partisi Program ve Tuziik. Istanbul, 1970; Refah partisi program. Ankara, 1983 и др.

(<*

которых отражены основные цели, идеи и принципы деятельности этих организаций;

материалы, размещенные на интернет-сайтах движений политического ислама Турции1;

выступления и публикации лидеров политического ислама Турции , в которых отражены цели и задачи этих движений;

Конституция Турецкой Республики (1924, 1961 и 1982 гг.) и Уголовный кодекс Турции, в которых отражены положения, касающиеся деятельности политических организаций, использующих в качестве идеологии религию.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

выявлена сущность и специфика термина «политический ислам» и дано его авторское определение;

- все движения, использующие ислам в качестве
своей идеологии, рассмотрены в работе как относящиеся
к одному феномену - политическому исламу;

- прослежена, начиная с 70-х гг. XX в. по начало
XXI в., деятельность партий, организаций и

* группировок, использующих ислам в политических целях;

1 ;

2 Erbakan N. Milli gorus. Istanbul, 1975; Гюлен, М.Ф. Сомнения, порожденные веком. Пер. с
турецкого. Измир, 1999; Refah Party I
s' Congress. 1985, June; 24 Aralik 1995 Refah Partisi Secim
Beyannamesi. 1995; Эрдоган, P.T. Широкий взгляд на Большой Ближний Восток // Россия в
глобальной политике. Том 2. № 4. Июль - август, 2004.

- выявлена идеологическая и организационная специфика политического ислама в современной Турции. Основные положения, выносимые на защиту:

l.Bce движения, партии, организации и группировки, использующие в качестве своей идеологии установки ислама, следует относить к такому общественно-политическому феномену, как политический ислам. Деление же этих организаций на «фундаменталистские», «исламистские», «ваххабитские», «экстремистские» и т.п. неизбежно ведет к смысловой путанице.

2.Несмотря на светский характер развития Турции, ислам в этой стране играет серьезную роль не только на бытовом уровне, но и в политической жизни. В последние годы прибегать к исламской риторике стараются не только представители исламских партий, но также партий светских, стоящих на позициях лаицизма.

З.В Турции действуют следующие типы движений политического ислама: а) исламские политические партии; б) исламские религиозные ордены; в) нелегальные террористические и экстремистские организации.

4.Приход представителей политического ислама к власти отнюдь не ведет к негативным системным изменениям общества и страны. Современные «цивилизованные» исламисты, используя религиозные лозунги, стремятся на их основе решить многие

проблемы внутреннего развития страны и находят поддержку у большой части населения.

Теоретическая и практическая значимость.

Материалы и выводы диссертации могут быть

использованы при подготовке новых исследований как по

проблемам политического ислама в целом, так и по

вопросам внутренней политики Турции в частности.

Материалы также могут применяться в учебном процессе

по специальностям «История», «Политология»,

«Социология», «Регионоведение», «Международные

отношения».

Апробация исследования. Основные положения и

выводы диссертации нашли отражение в 7 научных

публикациях, изложены в выступлениях на международной

и российских научных конференциях. т

Структура работы. Диссертационное исследование

состоит из введения, трех глав, заключения,

библиографического списка.

*

Понятие политического ислама в отечественной и зарубежной науке

Идея единства политики и религии, вытекая из самой сути ислама, живет в общественном сознании и остается одной из основ политической культуры мусульманского мира. На основе установок ислама на протяжении столетий в мусульманских странах строится деятельность политических институтов, налоговой, судебной и образовательной систем, благотворительных организаций, решаются проблемы семейно-брачных и имущественных отношений, вопросы войны и мира. Ислам - это не только религиозная система, которая сводится к догматике и культу, он «представляет собой комплекс принципов и норм, лежащих в основе организации и деятельности власти, а также регулирующих поведение мусульман»1.

За последние годы появилось большое количество работ, посвященных исламу и его роли как в мировой политике, так и в отдельных государствах. В настоящее время, говоря об исламе как факторе современного политического процесса, и западные, и отечественные исследователи используют различные дефиниции: «фундаментализм»1, «исламизм», «ваххабизм», «политический ислам», «исламский экстремизм», «исламский терроризм», «салафия», «исламское возрождение» и др. Зачастую эти понятия используются как тождественные. В то же время границы данных терминов строго не определены, и в настоящий момент существует достаточно широкий спектр мнений в отношении их объема.

Прежде чем перейти к рассмотрению различных точек зрения на проблему политического ислама, следует согласиться с американским исследователем М.Эткином2 в том, что «при публичных обсуждениях ислама чаще обращаются к эмоциям, а не к фактам, чем ... создают негативное отношение к предмету...». Можно также отметить мнение С.Дружиловского о том, что сегодня преобладает «видение политизированного ислама как консервативного, фанатичного, экстремистского течения в общественно-политической жизни мусульманских государств»3.

В отечественной науке до последнего времени при рассмотрении проблем взаимодействия ислама и политики основными терминами являлись «исламский фундаментализм», «исламизм» и «ваххабизм». Зарубежная же наука, в силу более серьезного научного изучения данной проблемы, имела более широкий терминологический аппарат.

Так, говоря об исламском фундаментализме, И.Ба-Юнус отмечает, что «любая идеология базируется на каких-либо фундаментальных принципах. Можно говорить, таким образом, о фундаментальных основах капитализма, западной демократии, христианства и т.п.

Однако, отмечает автор, мы никогда не слышим о демократическом, капиталистическом, социалистическом или секулярном фундаментализме. Термин "фундаментализм" всегда используется исключительно в контексте религии. И зачастую несет на себе негативный оттенок»1. Б.Долгов рассматривает исламский фундаментализм как «явление религиозное, означающее обращение к истокам ислама и строгое соблюдение правил и норм, изложенных в Коране и Сунне, в повседневной жизни и общественной практике»2.

Приход к власти партии благополучия

В 1994-1995 гг. политическое противостояние тогдашнего премьер-министра страны Т.Чиллер и лидера Партии благополучия Н.Эрбакана представляло собой чуть ли не основную фабулу внутриполитической жизни страны перед парламентскими выборами декабря 1995 г. Т.Чиллер, лидер правительственной Партии верного пути, стремилась выглядеть как последовательный сторонник дальнейшего рыночного реформирования экономики Турции; как глава государства, следующего курсом дальнейшего экономического и политического сближения Турции с Европой и мировым сообществом; и, наконец, как политик, пытающийся продолжить демократическое развитие страны. Одним из основных лозунгов Чиллер и ее сторонников являлся лозунг светского развития. Высказывания премьер-министра о приверженности принципу лаицизма дополнялись сдержанными и компромиссными посланиями по этому поводу президента страны С.Демиреля, выступавшего не только от имени своей партии, но и от имени нации в целом: «Невозможно даже думать о том, что Турецкая Республика в какой-либо мере отступила от принципа лаицизма, являющегося одной из государственных основ. Лаицизм не означает безверия, он - та единая крыша, под которой уживаются религиозность и свобода совести. Нанесение какого-либо ущерба лаицизму в Турции одновременно означает нанесение ущерба мусульманству..-».

Основные нападки правительственной Партии верного пути против Партии благополучия должны были сосредоточиться, казалось бы, вокруг клерикализма последней, ее связей с исламскими движениями, ее выступлений против интеграции Турции с Европой -«враждебным исламу христианским миром». Однако на практике дело свелось более всего к попыткам банальной дискредитации Партии благополучия, обвинения ее лидеров в денежных махинациях, в частности в связи со сбором в Турции средств для боснийских мусульман. Глухо звучали обвинения в антикемализме. На смелые антирелигиозные шаги Партия верного пути не решилась, более того, сама неоднократно обращалась за поддержкой к некоторым лидерам и шейхам влиятельных религиозных сект и тарикатов.

По мере приближения выборов Т.Чиллер все больше демонстрировала толерантность своей партии к религиозному ренессансу во всем его многообразии, и исламу в целом. На предвыборном митинге в Эрзеруме, где, кстати, ее освистали сторонники Партии благополучия, она часто взывала и к националистическим, и к религиозным чувствам избирателей, часто повторяя «Бисмиллях», обвиняла

Н.Эрбакана в том, что он противопоставляет верующих неверующим, напоминая этим лидера курдских сепаратистов А.Оджалана. Она обвинила также и своего будущего партнера по коалиции М.Йылмаза, лидера Партии отечества - в том, что в течение последних двух лет он больше похож на руководителя молодежного крыла партии Эрбакана, отвергает все, что отвергает Эрбакан.

Контакты Партии верного пути с религиозными оппонентами Н.Эрбакана в предвыборный период вызвали недовольство многих представителей светских левоцентристских кругов. Лидер Демократической левой партии Б.Эджевит заявил по этому поводу: «Я не против сект, я против того, чтобы они вмешивались в политику. Это путь не к Аллаху, а к власти. Это грех для верующего и стыд для политика. Чиллер присоединилась к каравану тех, кто стремится ослабить светскую республику и ее демократию, кто ради голосов эксплуатирует веру»1.

Ордены и общины. движение Нурджистов

Сменявшие друг друга происламские политические партии, безусловно, являются самыми активными представителями политического ислама в Турции. Другим влиятельным фронтом противостояния исламизма светскому режиму ныне являются мусульманские ордены, общества, группы и их финансовые фонды. Действовавшие совсем еще недавно подпольно, они вновь легализованы, в их распоряжении - тысячи мечетей, сотни религиозных вакуфов, приюты, интернаты, школы, земельные участки. Некоторые турецкие авторы даже уверены, что «запрещенные в 1925 г. тарикаты сегодня переживают золотой век; их члены активны на всех уровнях политической жизни - в партиях, в правительстве, в общественных службах, в кругах интеллектуалов, а также в мире предпринимателей и финансистов»1.

На политическую арену ордены вышли по инициативе Т.Чиллер перед выборами 1995 г. В борьбе за лидерство в меджлисе ее партия публично обратилась за поддержкой орденов и вывела, таким образом, их из подполья.

Более других на виду в 90-е годы оказались орден накшбенди, религиозные общества нурджистов, сулейманистов, приверженцы «национального взгляда», идейно более всего связанные с Н.Эрбаканом, возглавлявшим Партию благополучия. Лишь для последователей ордена накшбенди духовным вождем является личность из средневекового прошлого -Бахаэддин Мухаммед бин Мухаммед Эль-Бухари (1318-138 9) . Религиозная община сулейманистов основана современным проповедником, выходцем из Болгарии Сулейманом Хильми Тунаханом (1888-1959) . Многочисленные же сообщества нурджистов исповедуют взгляды исламского проповедника курда Саид-и Нурси (1873-1960), преследовавшегося кемалистами за распространение своих рисале (Рисале-и Hyp - «Книга Света», отсюда - нурджизм) и проведшего значительную часть своей жизни в заключении в тюрьмах Эскишехира, Анкары, Испарты, Денизли, Афьоне и в ссылке.

Одним из влиятельных представителей умеренного, «мягкого» ислама является орден нурджу, основанный курдом Саидом Нурси1 (1876 — I960).

В Турции в настоящее время существует более 10 объединений нурджу. Наиболее влиятельным является объединение, возглавляемое Фетхуллахом Гюленом. Неонурджизм Гюлена предполагает усовершенствование турецкого общества посредством повышения качества образования и внедрения информационных технологий, что позволит вырастить новое поколение граждан, отличающихся высоким уровнем патриотизма и морали. От прочих религиозных движений нурджизм Гюлена отличается сдержанной, примирительной позицией по таким вызывающим острые дискуссии вопросам, как лаицизм, проблема курдов, соблюдение религиозных предписаний.

Ф.Гюлен и его соратники уделяют наиболее пристальное внимание духовным аспектам жизни общества, проблемам борьбы личности за выживание в условиях давления со стороны экономических и политических обстоятельств. Воспитанный в духе османских/исламских традиций, Гюлен одновременно является сторонником модернизации религии и социального обновления. По его мнению, именно догматы ислама должны быть нравственным мерилом для турецкого гражданина в его повседневной жизни и что ислам есть основа турецкой социальной и культурной идентичности1.