Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическая идеология и социально-этические представления византийского общества в конце IX - первой четверти Х века по письмам Николая Мистика Малахов, Сергей Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малахов, Сергей Николаевич. Политическая идеология и социально-этические представления византийского общества в конце IX - первой четверти Х века по письмам Николая Мистика : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Екатеринбург, 1993.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы. Изучение проблем общественного сознания все чаще привлекает последователей истории Византии. Значительное место отводится вопросам, связанным со взаимодействием массового общественного сознания,.официальной идеологии и политических структур империи. В правление Македонской династии идеологизация всех сфер жизни византийского об-, щества достигает классической завершенности. В X в. особенно тесно смыкаотся пропагандистские стереотипы и политические реалии. В то яе время во второй половине IX-X вв. в Ромзй -с ком государстве интенсифицируется процесс генезиса феодализ-ш, затрагивая важнейшие сторони экономической, государственно-политической и идеологической жизни общества. Формирований феодальных экономических структур сопровождалось изменениями и в общественном сознании. Хотя острота религиозных конфликтов' существенно смягчилась после победи нконопочитания, тем не менее церковио-государственные отношения были еще далеки от гармонии, а идейно-политическое состояние общества нельзя было назвать гомогенным.

Одним из важнейших источников, оставшихся от этого время-ни, является творческое наследие константинопольского патриарха Николая I Мистика (ок. 852-15.У. 925), занимавшего престол архипастыря впантийской церкви в 90І-9С7 и 912-925 гг. Являясь одним из выдающихся представителей "македонского возроя -дения", паїриарх находился в центре религиозно-церковной а политической борьбы, вызванной четьеробрачием императора Льва УІ Мудрого (Б8Є-9І2), был связан с многими представителями светской и церковной администрации,"поддерживал с ними переписку. Несмотря на то что в современном византиноведении памятника эпистолярного жанра все шире используются как исторический источник, письма Николая 'Листика для изучения политической культуры византийского общества конца IX - первой четверти X в, в полной мере еще по привлекались. Мелкду тем их изучение позволяет пролить свет на вопросы : элитическогс сознангя как самого главы византипско.і церкви, так и ого адресатов, выявить социальный круг единомышленников, определить степень взаимодействия индивидуального политического сознания с представлениями группового уровня и официальной идеологией. '

Исследование писем патриарха позволяет конкретно пред -ставить мировоеприятно средневекового человека, непооредст -венно участвующего в историческом процессе, изучить специфику восприятия им явлений общественной и государственной низ-ни. Одновременно эпистолярий Николая Мистика помогает воо -создать кардинальные стороны политической идеологии и социальной психологии византийского общества через анализ эпистолярного общения, как своеобразной коммуникативной системы, нацеленной на поддержание межличностных связей в среде гос -подствующего класса.

Задачи более адекватной исторической реконструкции идеологической системы Византийской державы предполагают тесное изучение официальных идеологических концепций с разнооб -разными социально-политическими и этическими представлениями, бытовавшими в массовом и индивидуальном сознании и определявшими во многом ориентиры и аксиологические .доминанты повсед -невного поведения византийцев в производственных отношениях, общественной, политической и конфессиональной жизни. Попытка показа личности Николая Мистика в системе социальных связей й воссоздание политической культуры ромейского общества через восприятие этой личности оправдана тем, что мышление патриарха не только отражало в себе коллективные представления кон -темпорального общества, но и активно участвовало в их форми -рованіш, если не в широких слоях населения, то среди значи -тельной части церковной и административно-политической элиты

ЕМПерИ".

В письмах патриарха происходило слияние элементов офи -циальной идеологии с кругом мзнтальных представлений, присущих сознанию автора. Анализ этих прямр не выраженных, но имплицитно присутствующих в эпистолярных текстах представлений в форме'голосов, формул, стереотипных характеристик, социальных и этических терминов позволяет воссоздать ранее не изу -чавшиеся стороны как самосознания автора, так и картину мира византийского социума.

Степень изученности темы. Специальных'работ, которне бы ставили перед собой задачу исследования политической идеоло гші и социально-этических представлений византийского общества на материале писем патриарха Николая Мистика,в современног

византиноведения пока еще нет. Начиная с середины XIX в., письма в основном использовались при написании биографических очерков патриарха, статей конкретно-исторического содержания, обобщающих трудов по ..истории Византии, сопредельных госу -дарств и византийской церкви.

С середини XIX а до начала XX в. в этих целях эпистоля-рий пггудировали частично о.Филарет, Н.С.Волков, В.И.Григорович, Н.Г.Попов, Ф.И.Успенский в отечественном византиноведении, а зарубежном - И.Герго.чретер, Ш.Диль, Ж.Гей. Наиболее пристальное внимание с начала публикации писем Мистика приз -лекала та их часть, которая касалась болгаро-византийских отношений (М.С.Дринов, В.Н.Златарский, И.Кузнецов, И.Дуйчев). В 20-30-е гг. письма в основном анализируются с целью уточнения событий болгаро-византийских войн (Г.Острогорский, Ф.Даль-гер, С.П.Шзстаков), хронологии политических событий в империи на рубеже ІХ-Х вв. (В.Грюмель, Р.Канен). В 50-60-е гг. материалы эпистолярия Мистика в основном привлекались для уточнения политических событий и их хронологии в статьях англо-американских и французских византинистов. Презде вг?го следует отыэ -тить работы Р.Дженкинза по комментировании ряда писем патриарха и источниковедческие штудии П.Карлин-Хейтер. Уточняются события и идеологический контекст дипломатического Дротиво -стояния Византии и Болгарии, в котором Николай Мистик играл ключевую роль ЧД.Ангелов, А.Ставриду-Зафрака, А.П.Кавдан) . Единственной работой, использовавшей весь комплекс источников,

  1. Jenkino H.J.H. Studies on Byzantine History of the 9-th and 10-th Oanturiea. 1,.,1970.

  2. Karlin-Haytar P. 3tudioo in«Byzantine Political Hiatoryi Sources and Controveraiea. Xi.,1981.

  3. atauxidou-Zaphralca A. He aynanteae Symeon kai Nikolaou Hyo-tikou (augouatoa 913) ata plauia tou byzantinobulgarikou antagoniamou.Diatribe ері didaktorie.Thesaalonike, 1972*

і&шіан Л.ІІ. Из истории политичискоіі борьбы в Византии в начале л. веха // УоїІІШ. ІУ5~. ііип.З. С.І97 и сл; Он не. л вопросу о начаїе второй болгаро-влзгштиііской войны пря Оимеоне // ^авянскні! зг>хив..".і.,1У5. C.Z3-.19: Две византийские ;:рі;:шки л веча.'і. ,1ї& . ';. і. і-ІЬ.Н^.ІЗо-ІЗб; Ангелов Д. Методи іи.зіінтп.'іско.і датломатил а отношениях с Болгарией uo данним писем константинопольского патриарха Николая .'.Іиоти -і:а // Попроси кстор.:и славян, кронах", 1963. Вып.І.С.60-69.

иаосхішіхся цорковно-политической деятельности патриарі-а, яви -лось исследование И.Константннидиса , В богословском труде тша-уельно анализируются этические взгляды патриарха Николая I, участио в спорах о тетрагамии, связи с папским Римом, свято-апостольская деятельность в Алании и Хазарии, конфессиональная политика по отношении к Армении. Публккащш всех известных писем константинопольского патриарха, предпринятая Р.Дяенкиа -з ом и Л.Вестеринком в 1973 г., дала новый толчок в изучении эпистолярного наследия Мистика . В новом издании письма пр;ш -лекактся для изучения эпохи и личности болгарского царя Симеона, византийской практики использования клириков в дипломати -ческих миссиях, политики империи в Юяиой Италии, Армении, воссоздания реалий повседневной жизни византийцев по данным впис-толографии, анализа приемов использования античных сюжетов в искусстве написания писем.

В то ле время в фундаментальных грудах и многочисленных статьях по проблемам политической идеологии Византин (Э.Дрвей-лер, Х.-Г.Бек, Г.Хунгер, Ф.Дэльгер, С.Рансимен, Р.Гийан.Г.Оо-трогорский, А.П.Кавдан, Г.Г.Литаврин, И.С.Чячуров и др.) в полной мэре не нашел отражения тот материал, который может представить эпистолярий Николая Мистика для анализа политического сознания византийского общества.

С учетом существующей разработки темы были поставлены основные исследовательские задачи: выявление и изучение политических, социальных и этических аспектов индивидуального сознания константинопольского гштриарха Николая I- Мистика в идеологическом и культурном контексте современного ему общества. Задачи исследования сформулированы исходя из особенностей основного источника. Хотя эпистолярий Николая Мистика несет на себе известный оттенок субъективизма в восприятии действительности, рассматриваемый традиционно как препятствие для кзвле -чеплл из писем исторической инсї-"г:.\йции, том не менее вопросы, подмятые в письмах, были стимулированы именно социальной дей-

!. Копа Iantinidou lo.Or. liikolaoa A, ho KvatikooC он 852-925 patriarcheu копаtwiUnoupolcoaC901-907,У12-925).Athuna,196

2.C]). :Камды! A.II. "г.'члг.'фо-византлїіские отнопюігля в 012 - 92. по переписно Николая Пиитика // КБ.1У7и..\' 3.С.92-107; Либарешііі П.Н. ^ "Л'"гкі;і;г; о іітсодао ;,д!от;:ке п связи с издан; єм і со ипчіїшя-п-.д // ті.і'.УЯ."ї.<17, ij.ioi-]1):-!.

ствигельностью. Именно эта контаминация индивидуального и коллективного начал очень характерна для мировосприятия византийских впистолографов и позволяет использовать письма для изучения политической идеологии и социокультурных представлений византийского общества в целом.

Рассмотрены вопросы, относящиеся к проблеме взаимосвязей византийского общества и патриарха в конце П - первой четверта X в.: политическая карьера и церковная деятельность Николая Мистика, осмысление эпистолографом социальных коллизий в об -ществе, образ ромейского общества и его социальных групп, отношение jt бедности и богатству, дружба и духовному родству, нашедшие отражение в письмах.

Анализ соотношения официальной политической доктрины а политических взглядов Николая Мистика дается через изучение эпитетных характеристик василевсов, этического канона политического деятеля, концепции взаимоотношения "царства" и "свя -щенства",

Внешнеполитическая концепция патриарха изучается с учетоы традиции византийского ойкуменизма. На мат:риале писем анализируются элементы имперского мышления, отношение к проблема войны и мира, выявляется динамика внешнеполитических стереотипов в арабо-византийских отношениях и влияние международных факторов на миссионерскую политику в Алании.

Основными источниками при написании работы являются письма патриарха Николая мистика. В научный оборот письма начинают вводиться после опубликования 153 писем кардиналом А. Май по греческому списку ХУІ в. из Ватиканской библиотеки в 1844 г. Основная часть писем в 1863 г. до этому списку была перепечатана в греческой Патрологии Ї.-П.МШЯ . Новое издание писем Мистика с учетом всех ныне известных списков осуществила Р.Дженкинз и Л.Вестеринк в византкиоведческом центре Думбар -тон Окса в 1973 г.* В дополнение к этому в 1981 г. Л.Весте -

  1. Mai A. Spioile.jiim Romanum.Hone, 1844.Vol. 1,2.P. 161-440»

  2. PU.T.111. Col.27-392.

  3. UicJjolae I Patriarch of Constantinople.Letters/ Greek Text anil English Translation by R.J.H.Janiino and L.Q.Weatorixuc» ' Uaehington, 1973.

ринк издал различные малые произведения Николая Миотицрі , Таким образом, для исследователей все творческое наследие кон -стантинопольского патриарха стало доступно относительно не -давно. Письма, общим числом 196, изданы по наиболее древним спискам Х-ХІ и ХЛ вв.

Сведения о жизни патриарха и его церковно-государствен-ной деятельности извлекаются из византийских хроник X в. Но наибольшую ценность для восстановления биографической канвы патриарха имеет "Житие Евфимия", после издания К.де Боора, вновь исследованное и опубликованное П.Карлин-Хейтер .

Различные документы, связанные с борьбой вокруг четверо-брачия, также представляют интерес - в первую очередь это варианты акта об отречении в феврале 9(77 г., трактат о тетрага-мии, "Том единения", определение о низложекии митрополитов. Тем не менее лаконичность данных о деятельности патриарха, содержащиеся в нарративных источниках, заставляет искать от -вет на многие вопросы именно в эпистолярии Николая Мистика.

Для изучения внешнеполитической доктрины империи привлекаются сочинения Льва УІ Мудрого, Константина УД Порфирород -ного, Иоанна Камениагы. Некоторые социокультурные представления широких слоев византийского общества извлекаются из па -мятников агиографии ІХ-Х вв. Частично используются материалы византийских эшстолографов X века. При анализе императорской пропаганды и ее восприятии патриархом особое значение приобретают надписи и данные нумизматики,-

Хронологические рамки исследования определены хронологией эпистолярия Николая Мистика. Основная часть писем относится ко времени второго .патриаршества ('912-925 гг.) и лишь некоторые письма, возможно, дошли от периода 901-907 гг. Но учитывая традиционализм византийского общества, вполне логично при анализе поставленных проблем использование памятников обществен -ной мысли, вышедших из-под пера современников патриарха и живших с середины IX до середины X в.

1. Nicholas I Patriarch of Constantinople Miscellaneous tfritl
/ Greek Text and English Ironalatlon by i.G.Westerink.Wasf
inston, 1984

2. Karlin-Hayter P. Vita J.JSuthymii II Byzan-tioa.1955-1957.
4. 25-27. S.1-172,747-778.

Методологической основой исследования является диалекти-ко-материалистический метод, положения о взаимоотношении базиса и надстройки в докапиталистических обществах, детерминиро -ванностя индивидуального и сословного сознания человека уело -виями общественного развития и уровнем материального производства. Некоторые методологические и методические подходы, понятийный аппарат были заимствованы автором из ряда работ совре -менных византинистов и медиевистов. В качестве основного катода анализа в работе использовался сравнительно-исторический метод, а как вспомогательный - метод семантического анализа.

Научная новизна и практическая значимость работы определена тем, что впервые в отечественном византиноведении пред -принят комплексный анализ всего творческого наследия крупнейшего апистолографа, церковного и государственного деятеля Николая Мистика с целью изучения политических и социально-эта -ческах представлений византийского общества на рубеже IX-X вв.

Материалы и выводы исследования могут представлять интерес для создания обобщающих работ по истории византийской идеологии и культуры, изучения распространен!!.-: христианства на Юге России, а также использованы в спецкурсах, спецсеминарах, лекционных курсах по истории Византии, западноевропейского средневековья а истории мировых цивилизация на исторических факультетах университетов и пединститутов.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры история древнего мира и средних веков МПТИ им.В.И.Ленина, а также докладывались на научно-теоретических конференциях в Камчатском пединституте в 1984-1993гг,, на Сюэшовских чтениях (Уральській университет, 1907), Византийских чтениях (Севастополь, 1990 г.), У региональной кон-їіеренция "Уічкдуїтроднне отношения в бассейне Черного моря в древности я средние века" (Ростовский пединститут, 1990 г.), ХУШ Междуна -родном конгрессе византинистов (Москва, J99I г.), Меадународ - ной религовздческой конференции в Ужгороде (1990 г.), Научных чтениях памяти академика С.Д.Сказккна (Ростовский университет, 1992 г.).

Результаты исследования отраженц в 7 публикациях, имеющих общий объем 2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения^ трех глав, заключения, списка источников и литературы. Диссертация изложена на 282 стр. машинописного текста.