Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подсобная рабочая сила в древней Анатолии по данным "Каппадокийских" табличек : (На примере социального термина "Цухарум") Рамишвили, Паата Раминович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рамишвили, Паата Раминович. Подсобная рабочая сила в древней Анатолии по данным "Каппадокийских" табличек : (На примере социального термина "Цухарум") : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Тбилис. ун-т.- Тбилиси, 1990.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-1/2975-2

Введение к работе

Актуальность теми. В изучении истории древневаоточних обществ особое место занимает дохеттский период древней Малой Азии (Анатолии), известный в научной литературе под именем эпохи "кап-падокийских" табличек, хронологически относящихся к началу IT тысячелетия до н.э. (к ХХ-ХУШ вв. до н.э.). Эти таблички привлекли внимание исследователей ухе с конца прошлого столетия, когда они появились на базарах турецких городоз я з европейских лавках древностей, вследствие незаконных "раскопок", производимых турецкими крестьянами. Название их происходит от.греческого имени ыалоазий-ской области - Каппадокии. Таблички представляют собой, главным образом, договоры и письма ассирийских купцов, которые поселились в центре 1,"алой Азии, и вели там широкомасштабную (по тем временам), оживленную торговлю как с местным насолен;іем, так и кителями других районов.

Известный чешский ученый Б.ГрознкЗ в 1925 г. первым обнаружил и частично раскопал торговую колонию дрєвнєассиркйс'кпх купцов у холма Кюль-тепе ("Холм Пепла"),'в 19-20 км к северо-востоку от современного турецкого города Кайср.ри, под который скрывались развалины древнего города Канияа-.-Б.Грозный нашел там около тысячи клинописных табличек из архивов старсассирийскнх торгс-

р вкх факторий, изданных впоследствии в двух томах . 3 ТЭ4Э году

возобновились систематические раскопки Ккль-тепе с.ила.гл турецких

  1. B.Hrozny, Rapport prelininaire sur les fouilles tchccosiovcqu-es du Kiiltepe, Syria, 8, 1927, c.1-12.

  2. B.Hroaiiy, Inscriptions cuneifomes du Kiiltepe, Praha, 1952; b.Matoua, Inscriptions ouneifonnea du Kiiltepe, vol.11, J?rr.ha, 1962.

4 археологов.под руководством Т.Эзгюча . На сей день найдено около ' 20.000 "кагладоккйских" табличек, но издано не более одной пятой собрания этих архивов. Обработанные учеными письма (2/3 архивов), документы (треть архивов), воссоздают обстоятельную картину жизни и деятельности как ассирийских купцов, так и представителей местного, анатолийского общества, начиная с простых гравдан.'до высших властей: правителей местных городов-государств.

Древневосточные клинописные источники, вплоть до лоздке-ва-
вилонсккх, неоднократно упоминают социальный терапія - suharua
(форма вдухского пола) и suhartum (соответственно -женского пола).
Семантика термина "цухаруг,:"/"цухартум" в двух самих значительных
, словарях аккадского языка, по контекстам с указанием мест и време
ни его появления, раскрывается следующим образом:I. Л. ребенок,
мальчик, подросток, зоноаа; Б. слуга, подчиненный, служащий;
Д. Л. ребенок, девочка, девушка, молодая женщина; Б. слуканка,
работница.к . ' .

Следует отметить, что корпус "каппадокийских" клинописных текстов П тысячелетия дс н.а. (впрочем как и все осяальные письменные источники указанной эпохи) отличается обилием нюансов для \' ключевых терминов общественных моделей. Это обстоятельство крайне важно, и как правило, словарями ке учтено. Поэтому монографические исследования всегда имеют списки терминов, уточняющие их перевод в соответствии с бытованием слов в данном архиве. Появление статей, опирающихся исключительно на словаркие контексты, участив-

3. T.Sssguc, Airsgrabungen in Kultepe 1948 (ТЇК Yayinlarindan, V se-
ris, M 10), Ankara, 1948.

4. W.von Soden, Akkadisches Kandvjorterbuch, Wiesbaden, c.1109.
(Сокращенно AHw ) и The Assyrian Dictionary of the University

of Chicago,'vol.16,-0.231.' (Сокращенно Cad ).

5 шееся с виходом в свет словарей-аккадского языка аіь и CAD, все без исключения, нуждаются в дополнительной проверке и согласо-вании с поархиЕнсй обработкой материалов. Этот момент и учитывается каші в настоящей работе.

"Каппадокийские" таблички, составленные на староасскрийском диалекте аккадского языка, изобилуют терміном "цухарум"/"цухартум" и дают многосторонние сведения о кем. Однако по сей день специалисты, изучавшие историю древней Анатолии по данным письменных источников и.осветившие широкий спектр политико-экономических и культурных аспектов жизни малоазийского общества, не уделяли должного внимания интересующему нас термину. С другой стороны, ассириологи, обрабатывая староассирийские тексты, не могли обойти полным молчанием термин "цухарум" и по мере возможности старались хоть вкратце давать собственные варианты толкования контекста термина или понимания его без сопоставлений разных периодов. Вопрос цухарумов собственно "капладокийских" документов оставался открыта.!, монографически не рассматривался никем. Следовательно, актуальность диссертации заключается в том, чтобы осветить всесторонне этот вопрос, остававшийся до сих пор в тени, и тем-самым открыть реальную возможность обогащения новыми сведениями отрезок истории древней Анатолии, когда создавались "каппадокийские" таблички.

Цель и задачи исследования. Б определении места и роли цуха-румов/цухартумов в общественной к>".эш дреэнеанатоляйского общества, ГиЛіочевую роль играет торговая организация карума Какип - bit karim, с которой теснейшим образок были связаны все участники международной торговли, имевшей место в Калсй Азии вышеуказанной эпохи, в том числе, естественно, и цухарумы. Поникание природы и структуры торговли во многом обусловливает правильное решение поставленной наїли цели: всесторонне изучить категорию интересующих на"

6 V

людей,; составлявших одно звено в целом механизме торговли "и несших "довольно емкую функциональную нагрузку.

Хронологические рамки. Поставленные в исследовании задачи обусловили и хронологические рамки диссертации. Работа охватывает в основном начало П тысячелетия до н.э., в частности, ХХ-ХУШ вв. до н.э., с привлечением материалов эпохи более поздних периодов из Марк. (ХУШ-ХУП вв. до н.э.) и Нузи (ХУ-ХІУ вв. до н.э.).

Научная новизна темы заключается в том, что впервые в истории изучения "каппадокийскнх" табличек был собран и систематизирован обширный материал о термине цухарум, рассеянный до этого в тысячах текстов. Впервые дается полное определение термина методом .сопоставления многочисленных контекстов с добавлением'параллельно-нсго материала из соседних, одновременных по эпохе ближневосточных стран. Впервые на основе фактического материалы стало возможным определить место v. роль цухарум'о/цухартумов в калоазийском обществе, выявить источники их происхождения, а также социальный статус.

Практическое значение. Материала п выводы диссертационной работы могу? быть использованы в процессе преподавания истерии древ-, него Востока, в частности, истории Малой Азии и-Месопотамии, на исторических и восточных факультетах университетов, а такае на-историческом факультете-пединститутов. Диссертация иллюстрирует возможности и диапазон современных методов исследования клинописных документов к, в данном аспекте, может быть использована в качестве методической основы для дальнейших работ, посвященных проблемам истории народов древнего Востока.

Источника и литература. Работа базируется в основном ка клинописной документации из Кюль-тепе (Каниш), хотя для полноты общей

картины использованы и письменные источники пз Алпкара (др.Ам-кува)5.*

Изучению истории дохеттского периода Г.'алоя Азии посвящено немало чрезвычайно важных и актуальных работ. Особенно следует ог-ї.'.є'піть работы Клиуса и Хилъдегард Леви и Беннс Лаидсбергера , являющиеся твердой опорой в процессе исследования эпохи "каппадоккй-скнх" табличек. Следует отметить монографии и отдельные статьи К.Балкана8, Е.Бильгича9, Т.Ззгюч и Н.Эзпач10, О.Дх.Стейенса11,

5. I.Gelb, Inscriptions from Aiishar and Vicinity (OIP XXVII),.

Chicago, 1935.

  1. J.Lewy, On some Institutions of the Old Assyrian Bripire, (IiUCA XXVII), 1956; Some Aspects of Commercial Life in Assyria and Asia Minor in Nineteenth pre-Christian Century, JAOS, 78/2, 1958; H.Lewy, Notes on the Political Organization of Asia iii.nor at the Time of the Old Assyrian Texts, Or 33/2-3, 1964.

  2. B.Landsberger, Assyrische Kandelskolonicn in ICleinaaien aus deir. d.ritten Jahrtauoend, Der Alte Orient, 3d.24, Heft 4,Leipzig,1525.

  3. K.Balkan, Letter of King' Anum-hirbj. of I.:ar.a to Kins Vfarahama of Xanis, (ТТКУ, VII. Seri, 31a),Ankara, 1957.

  4. H.Bilgic, Еіз Appellativa der Kappadokischen Teste und Thro Bedeutung i'iir die Anatolischen Sprachen (TTK basi-nevi, ETCP, H 96. Sumeroloji en3titusil yayinlari, S 3), Ankara, 1954.

  1. ".Osguc, An Assyrian Trading Outpost, SA, 208/2, 1963; N.Segue, Preliminary Report on the 1951 excavation at Kultspe, Belle ten, 17, 1953.

  2. Ї1.J.Stephens, Personal fron Cuneiform Inscriptions of Cappadocia, "evj Haven, 1928.

А.ГетцеІ2,.П.Гарелли13, Л.ї.'.атоуша14, Х.Хирша15, Б.Кинаста'16, Л..Орлана17, -К.Р.Веенхофа18, КЛ'.Ларсека12, В.Донбаза20, И.М.Дья-конова , Н.Б.Янковской , Г.Г.Гиоргадзе и др.

Уже г саіщх пзрвкх публикациях "каппадокиисюїх" табличек появляется термін "цухарум". По мере роста новых изданий (автографические и трэнслктермрованнио тексты) он стал попадаться все чаще. Весьма.интересны те попытки интерпретации термина, которые делали исследователи в разное время.

  1. A.Goetze, , Miinchen, 1957..

  2. P.Garelli, Les Ansyriens en Gappadoce, Paris, 1963.

  3. L.llatous, Bemerkungen ?ura Altassyrischen Dialekt von Kultepe, ArOr, 40, 1S72.

  4. H.Hiracn, Zua Altassyrischen, Orientalia, vol.41, Paso. 3, 1972. .

  5. B.Kienast, Die Altassyrischen Texte, Berlin, 1960.

  6. L.L.Orlin, Assyrian Colonies in Cappadocia, the Hague, 1970.

  7. K.K. Veenhof, Aspeot3 of Old Assyrian Trade and its Terminology, Leiden, 1972.

  8. M.T.Larsen, The Old Аззугіап City-State and its Colonies, Copenhagen, 1976.

  9. V.Donba.z, Keilschrifttsxte in den Antiken-Museen zu Starabul, vol.11, Stuttgart, 1989.

2". И.М.Дьяконов, Развитие земельных отношений в Ассирии, Ленинград, 1949.

  1. Н.Б.Янковская, Клинописные тексты из Киль-тепе, Москва, IS68. *

  2. Г.Г.Гиоргадзе, НаМ oimmiltim "каппадокийских" табличек, БДИ, й 4 , IS66; его же, Очерки по социально-экономической истории Хеттского государства, Тбилиси, 1973.

Первым, кто обратил внимание .на термин "цухаругл"/"цухартум", сопроводив его переводом, был Ю.Леви (1922г.). Спустя три года Б.Ландсбергер в своей рецензии на указанную работу Ю.Леви писал: " suharmn - это лицо, стоящее ниже по рангу (по чину), потому что '

suharum безо всякого сомнения берет начало от saharun "быть маленьким", так что можно выдвинуть следующее сопоставление saharun;

|Uharum, но rabaum "быть большим": ЯЬ_ОІШ "принц" . Ю.Лезя включил это наблюдение в свою очень интересную работу, опубликован-

нуга в 1929 году. По представлении Ю.Леви, "цутарум текстов Кюль--тепе не означал "постоянно несвободного" лица, т.е. "перманентно проживавшего в зависимости, или в рабстве". Скорее всего цухарум -это лицо, которое было "маленьким" в своей профессии, т.е. зависимым в том смысле,-что в своих решениях он был несвободный клерк, служащий у'купца, другими словами ассистент". З 1930 году Ю.Лези вместе с юристом Г.Айссерои опубликовал фундаментальную работу по правовым документам из "каппадокияеккх" табличек, в которой так трактуется интересующий нас термин: "Означают ли очень часто встречающиеся в "каппадокяйских текстах auhSrum и suhartvm подростков или девушек, или как предположил Б.Ландсбергер, "служащих", квхяет-ся предметом дискуссии. Разные отрывки, упоминание эти термины, дают различные друг от друга значения. Эти слова, исхода из документов семейного права, доленн означать по смыслу "подростка" г:

  1. J.Leviy, Studien zu den Altessyrisohen Scxten aua Kappadokien, Berlin, 1922. Ученый предложил переводить цухагум как "Kind", а цухартум, как "Madchen". По наблюдении автора, оба тер;.г.'.та чаще всего встречаются рядом с терминов wardira - обозначавшим, как известно, раба.

  2. B.Landsberger, OLZ, Nr.4, 1925, с.229-233.

  3. J.Lew'y, КТВ1., с.24.

  4. G.Eisser-J.Lewy, Die Altassyrischon Heohtgurkunden voni Koltepe, - I.1VAG, 33/1-2, Berlin, 19ЭС, c.4."'

10 "девушку". Л в письмах и других документах сседается впечатление, будто они "слуги, батраки". Б наших будущих работах о семейном праве, мы намерены разобрать проблему: действительно ли эти слова имеют различные значения". Несмотря на это, Ю.Леви, по неизвестным нам причинам, больше не возвращался к проблеме духарумов.

Из более поздних исследований ассириологов, можно отметить статью М.Т.Ларсена, где термин "цухарум" рассматривается только с целью сопоставления его с термином "рубаум", т.е. автор пользуется игл настолько, насколько это нукно было для сравнения одного с другим, не идя дальше. Эту яе мысль М.Т.Ларсен повторил и в своей мо-нографии.

, Во всех остальных работах ученых, как правило, даются лиль переводы терміна в соответствующих контекстах без сопоставлений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных статьях и тезисах к докладам, с которыми диссертант выступал на Всесоюзной научной конференции по Древнему Востоку (Даугавпилс, 1985 г.) и на международной конференции ассириологов Шулму ІУ (Познань, 1989). Отдельные части диссертации были заслушаны на семинарах Отдела истории древнего Востока Института истории, археологии к этнографии им.И.А.Джавахишвили АН ГССР (Тбилиси, 1986, 1937, 1988, 1989). Диссертация обсуждена на заседании указанного отдела, а также на заседании Кафедры истории древнего игра Тбилисского государственного университета'им.И.А.Джавахишвили* и была рекомендована к защите.