Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Папство и Киликийское армянское государство во второй половине XIII-XIV вв. Арутюнян, Гагик Суренович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Арутюнян, Гагик Суренович. Папство и Киликийское армянское государство во второй половине XIII-XIV вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Ереван, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-5/1718-3

Введение к работе

Актуальность темы, изучения истории дапломагачаских взаимоотношений папства и Киликийской Армении весьма важно для армзно-вадзния. Несмотря на это, данная проблема поныне на подвергалась специальному исследовании. Помимо того, что ряд важных сторон этой проблемы представляет научный интерес, насомнанна актуальность целостного освещания этой темы, вобравшей в сабя группу вопросов, до сих пор являющихся предметом дискуссий.

Вполне правомочно выделить в качества парного вопрос о фак
торах, обусловивших двусторонние отношения, их сущность, посколь
ку, хотя цзрковяо-долитичаскяз отношения армянского государства
Киликии л папства в рассматриваемый период строшшсь на религиоз
но-конфессиональных началах, в их основе лажали социально-полити-.
ческиа факторы. ' .

В историографии до сих пор делаются попытки представить дип
ломатические отношения внашншш фордами их проявления (параоцанка
церковно-конфзссиовальных принципов и субъективных действий лич
ностей, преследующих цель объединения двух царквай и т.д.) и до
казать, что папская курия старалась помочь армянскому народу, в
отват на что армяна должны были отказаться от некоторых традиций
и канонов национальной царкви ("ересь"). Извращая историчаскиа
источники и факты, эти авторы пытаются доказать, что армянская
царковь с самого начала подчинялась "престолу саятого Петра", в
дальнейшем яа отдельные личности сумели "отвлечь от этой линии",
вследствие чего отношения Киликии и папства- представляются как
борьба за восстановление дрвянаго"статуса." армяно-римских церк
вей1.

I Galano CI. Conciliationis ecclesiae Armerae cym Somana

Галанос Кл. Согласие святой армянской церкви с великой
святой церковью римской. - Т.І. Т.2, 4.1,2 - SLono-e. ,

Палчян Ал. История католичества в Арденни и его союза с римской церковью на «лорентинском собора. - ВвнаД878.-На ары.яз.; Bainaldi. Annales ecclesiaatici. continuant les Annalea eccl. de Baronias ...

(интересующие нас текстуальные дополнения к этому труду даны в следующей работа: Когян Л.С. "Армянская церковь" до Флорентийского собора. Бейрут,1961). - На арм.яз.; Петрович Гр. Братия по согласию и армянская церковь (1330--1360), "Андас шсорья", 1969 (7-9), 1970(1-2). - На арм.яз.

Вопреки подобному подходу к решению вопросов, когда игнорируются свидетельства источников и историческая ситуация представляется с субъективных позиций, мы постарались уточнить круг армяно-римских церковно-конфессиональных отношений, их правоЕО-поли-тическое состояние и ряд других вопросов. С учетом имеющихся в историографии мнений по данной проблема, рассмотрев в общих чертах историю этих отношений, можно подчеркнуть, что проблема эта актуальна также в двух аспектах - политическом и идеологическом.

  1. Оценивая дипломатические отношения Киликийскои Армении и папства, связанные с ними события и явления в целом, а также их последствия с точки зрения политической, следует показать их отрицательную роль в'истории Килшийского армянского государства, в частности, армянского народа.

  2. Рассматривая актуальность вопроса в идеологическом аспекта, следует выяснить закономерность сдецифичзскіго проявления ан-тихалквдонской идеологии, ев особенности, а также ряд соответствующих вопросов.

Особое значение в плане идеологической борьбы имеют вопросы, затрагивающие некоторый связанные с культурной жизнью явления и события, которые были следствием тесных связей с Западом2. Одна-

1 Муратянц М. Ответ на циркулярное письмо почтенного и бла
городного брата нашего Лввона ХШ, первосвященника Римско
го. "Эчмиадзин", 1951 (4-6). - На арм«яз.; Тертерян Ез.
Вынужденные замечания. "Эчмиадзин", 1951(4-6). - На арм.яз.;
Хачикян Д., Армянское княжество Артаза и школа Цорцора. -
Банбер Матенадарани, Ш1, Ереван, 1973.- На арм.яз.; Епис
коп Дереник. Опровержение "Пастырского послания", написан
ного иереем святой римской церкви кардиналом Григором
Петросом ХУ Агадасаняном, армяно-римским патриархом. "Эчми-

, адзин", 1951(4-6). - На арм.яз.

2 Q&uecrlvjB-M.A. Linguae HeifcaDae-acriptores ordihis JPraedieater-
eum congresatioDta Fratauo. Unitorum. et PF. Armenorum ord, a.
Basilll clfera marc oonsistentium quotquot buo usque innotue-
runt Kecensebat. - Bern, I960.

Аревшатян С.С. Истории философских школ средневековой Армении ШУв.) -Ер.,1980; Варданян Юра. Историографическое наследие Нерсеса Палиананца {ХІУ е.). Аатореф. дисс. на соиск. учен.ст.канд.йсторйч.наук. - Ер., І9В4 и др.

ко, на Бсзгда эти моменты освещаются объективно .

Вопрос весьма актуален в связи с там, что делаются также попытки игнорировать завозватвльскиз устремления папства, в частности,.исгиннш цели восточной политики, а армянской церкви, которая по стечению обстоятельств взяла на себя всю тякасть этой борьбы, предъявляются обвинения в том, что она заняла непримиримую политико-правовую и'идеологическую позищю по. отношению к католичеству .

Наконец, надо принять во внимание то, что изучение диплома- тических отношений Киликийской Армении и папства является необходимым условием для. прояснения некоторых узловых вопросов истории армянского народа ХІ-ХІУ вв. и последующего периода.

' Разработанность темы, дели и задачи исследования. Некоторые вопросы, связанные с рассматриваемой проблемой, давно привлекли внимание арменовздоЕ, однако изложены они главным образом в ра- ботах, касающихся истории армянской церкви, Киликийской Армении, арлянской общественно-политической мысли, а также з некоторых работах общего характера .

Не касаясь некоторых авторов, представляющих армянские католические обданы, и тех историков, которые стоят на позициях защиты папства . Степень разработанности темы можно представить, не вдаЕаясь, конечно, в другие подробности историографической мысли, двумя этапами: досоветский и советский. Хотя такое деле-

  1. Габриелян Г. История армянской философской мысли, Т.П., Ер., 1958. -На арм.яз. /

  2. Joiirosbise'F.- HistQlse politique efclyaligiause de l'Armaoie,

depuifl-.loa originea dea агтелігвпй jusqub la.mort de leurder-.

Когда Ji. "Армянская церковь" до Флорентийского собора,Бейрут, 1961; Бяшкян М. Священная история, 1,П,. История первосвященников Рима, Венеция, 1838. - На арм.яз..

  1. Сткарян В. История церкви с историей национальной церкви, Вана,- 1872. - На арм.яз.: Орыанян М. Национальная история. T.I, ч.З, Бейрут, 1959; Т.П. ч.І, Бейрут,I960. - На арм.яз.; Микаалян Г. История Киликийского армянского государства. -Ер., 1952; Иоаннисян А. Очерки истории армянской освободительной мысли. Т.І, Ер., 1957. - На арм.яз. и т.д.

  2. Чамчянц М. История Армении. Т.І.П.Ш. Венеция, 1784,1785,1786. - На арм.яз.; Алишан Г. Сисусан: Цельное описание Армянской -Киликии и достославного Лзвона. Венеция, 1885..- На арм.яз..

и т.д.

нив в основном Еврно отражает общую направленность развития историографической мысли по данной проблеме (на каких принципах рассматриваются взаимоотношения между Киликийской Арменией и папством), надо учитывать два обстоятельства:

I. В историографии досоветского периода также делались попытки рассматривать эти вопросы под иным углом зрения .

П. И сегодня появляются такие работы, в которых переоцениваются религиозно-богословские аспекты отношений Киликийской Армении и папства . Несмотря на то, что в советской историографии рассматриваемые вопросы были разработаны на других основах, мнения и вывода, выраженные по тому.или иному поводу, или в соваршанно ином контексте, отнюдь не могут претендовать на целостное осва-

Щ9НИ6 ТвМЫ.

Целью исследования является на только целостное освещение взаимоотношений Киликийской Армении и папства во П половине Ж--0СІУ вв. на основе нововыявленных источников4, а такие тлеющихся в научной оборота сводвний и фактов , с учетом достижений истори-

  1. Гэорг Месроп. История армянской церкви. Т.П, Константинополь, 1914. - На арм.яз. и т.д.

  2. Тирайр Вардапег (Анапатакан). Краткая история арляно-латинских отношений с начала до 1382 г. Антилиас-Ливан, 1973. - На ары.яз.: Петрович Го. Братия по согласию и армянская церковь (І330-І360), "Андес амсорья", 1969, J67-9, 10-12 ; 1970, И-3. - На арм.яз.

  3. Микаалян Г. История киликийского армянского государства. Борназян СВ. Социально-экономические отношения в Армянском Киликийском государства.-Вр.,1973. - На арм.яз.

4 Институт древних рукописей им. М.Ыаштоца при Совета Министров Республики Армения - Матзнадаран, рукописи М673.848, 2037,2268,9672,9748 и др. - На древнаарм.яз.

5 Langlois V. Essa_"i hlstori-q'tfe et critique, ъхш- la ..constitution social» et politique de-I'Armenie, st. Petersburg, I860... Bfi-cuetl des historians des proisades, Documents Armeniens. - t.I. '- Paris, 1869. Documents latina et francals relatifs a 1'Armenie.-Paris, 1906.

Карагезян Г.Л. Армения и ашяне во французской литературе ZI-XI7 веков. - Ер.,1988; Посла Парко Поло, Путешествия западных чужеземцев в странах трах Индий, перевод с латин-. ского и староитальянского языков, введения и примечания Я.М.Свата. - М.,1968. Petermann Н. Beitrage zu der geschich-

. te der kreuzzlige aus armenischen Quellen. - Berlin, 1860.

ческой мысли, но и исследование связанных с этими взаимоотношениям! явлений и событий армянской общественно-политической жизни.

Именно целью исследования продиктовано обращение к следующим важнейшим задачам.

I. Представить каждый этап дипломатических отношений Кили-кийского армянского государства и папства во П половине ЖІ-ХІУ вв. в pavsKax тех политико-идеологических и с ошально-эк он омических условий, которые 'скрывались за царковно-богословскими вопросами.

П. Проблемы этих отношений касательно тех вопросов армянской общественно-политической жизни, которые перешли в ХШ-ХІУве. из предаю ствующзго периода, мы попытались представить взаимосвязанно и е развитии,

Ш. В связи с этими отношениями мы пытались уточнить новыз проявления идеологии армянского освободительного движения, его течения, программы, борьбу противоборствующих групп и другие связанные с этим вопросы.

ЗУ. Сделана попытка пересмотреть та мнения, несостоятельность которых становится явной в свата нововыявланных фактов, или же мнения, носящие тенденциозный характер.

У. Одной из наших непосредственных целей было показать,что дипломатические отношения между Киликийской Арменией и папством, а также распространение идеологии католицизма были обусловлены объективными историческими обстоятельствами, а не субъективными действиями отдельных ллчностей, как это пытаются представить некоторые авторьг.

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том,

что на осноеє глубокого и всестороннего анализа источников прад-

ставлены как' главная проблема взаишзотношзния Киликийской Армении

I Книга полемики против дифизитов, изложенная Георгом варда-петом Константинопольским, прозванным Мхлаим Оглу, К.Полис, 1734. - На дравнеарм.яз.: Аннинский Ал. История армянской церкви. - Кишинев,1900; Йхигарянц Ар. История гонителей, отступников, еретиков и разделения Армянской па реви,"Арарат", 1875-1876. - На арм.яз,; Саргсян Гр. Гшгор Анаварзаци -патріарх и писатель, "Базмавеп", 1947(9-10): Григор католикос Анаверзещ историк, "Базмавеп", 1948(1-2); Грігор католикос Анаварзвда - собрание писем, "Базмавеп",1949(5-6).-На арм.яз.; Тер-Микаэлян А. Старания средневековых католикосов к церковному миру, "Арарат", 1893; Тер-Микаэлян А. Церковные споры в начале ХІУ Евка, "Арарат",1983. -На арм.яз.

и папства, те их проявления и последствия,.которые имели важнейшее и решающее значение в общественно-политической жизни Армении.

Поскольку в досоветской историографии, почти баз исключения, эти отношения рассматривались по периодам пребывания на престоле того или другого католикоса, а армянская советская историография до настоящего времени игнорировала этот вопрос, ваш впервые сделана попытка провести периодизацию церковно-по-литических отношений Килнкийской Армении и папства СХІ-ХІУ вв.).

Используя ужа известные науке, а также новоявленные факты, в частности, рукописнш источники, ыы попытались уточнить нако-торыз положения, мнения и выводы, имеющие важное значение для освещения ряда вопросов, связанных с темой.

Практическое значение работы. Несмотря на важность и актуальность вопросов, рассматриваемых в работе, они весьма поверхностно затронуты з учебниках, программах, метдичаских пособиях. Результаты исследования можно использовать пр і преподавании истории армянского народа, а также всеобщей исторш рассматриваемого периода на исторических факультетах высших учебных заведений.

Апробашя пяботы. Основные положения диссертации отражены в докладах на научных сессиях исторического факультета Ереванского государственного университета, некоторые вопросы освещены в публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры всеобщей истории Ереванского государственно. го университета.