Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Остракизм как средство политической борьбы в Афинах в V в. до н.э. Гинзбург, Соломон Израилевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гинзбург, Соломон Израилевич. Остракизм как средство политической борьбы в Афинах в V в. до н.э. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Санкт-Петербург, 1991.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Важнейшей задачей, советского антико-ведения является всестороннее изучение полиса, его социально-политической структуры. Этот особый тип античного города, общества и государства сложился к середине I тыс. до н.э. в ходе архаической революции в Греции. В тесной связи с этой проблемой находится вопрос о соотношении социального и политического моментов в революции, который исключительно интересен как в теоретическом, так и конкретно-историческом плане. Пристального внимания^требует также проблема формирования политической структуры в условиях мощного общественного движения, его влияния на становление государственных форм и политических институтов.

Остракизм - один из важнейших институтов афинской демократической республики, который был учрежден с установлением демократии и выражал волю народа. Сам факт введения этого института свидетельствует об острейших политических столкновениях. Историко-материалястическое понимание предполагает учет важной роли субъективного фактора, делает необходимым систематическое изучение политической практики прошлого. Направ-

I Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис//Античная Греция. T.I/ Под ред.Е.С.Голубцовой, Л.П.Марияович, А.И.Павловской, Э.Д. Фролова. - М., 1983. - С.217; Становление и развитие раннеклассовых обществ / Под ред. Г.Л.Курбатова, Э.Д.Фролова, И.Я.Фроянова. -Л., 1986. - С. 97; Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. - Л., 1988. - С.92-93. См. также: Heichel-heim P.M. The Ancient Economic History.-Vol.I.-Leiden, 1958.-P.280 ff; Starr Ch.G. A History of the Ancient World.-3rd ed. Hew їогЗс^ Oxford, 1985.-P.205 ff.

ленный против непомерного возвышения личности, остракизм являлся интереснейшим институтом прямой демократии, который предполагал принятие основных решений непосредственно избирателями. Стремясь искоренить всякую возможность реставрации антидемократического режима личной власти, "суд черепков" оставался мощным орудием контроля в руках демоса по отношению к той аристократической прослойке, которая поставляла политических лидеров Афинскому государству. Явившись результатом политических коллизий, остракизм становится отражением беспрерывной социально-политической борьбы в Афинах У в. до н.э. Эти обстоятельства, в конечном итоге, определили интерес, а наряду с ним - выбор темы исследования.

Хронологические рамки диссертации охватывает период с 510 г. до н.э. (падение тирании в Афинах) до 415 г. до н.э. (последний случай изгнания остракизмом). Введенный Клисфеном закон об остракизме становится фактом политической действительности Афин У в. до н.э.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в определении роли, которую сыграл институт остракизма в политической борьбе между социальными группировками на различных этапах истории афинского полиса У в. до н.э. В самом общем виде, очевидно, можно сформулировать следующее определение остракизма в Афинах: это форма узаконенного изгнания, посредством голосования граждан в Народном Собрания черепками, которая преследовала цель не наказать за определений проступок, а устранить отдельного гражданина, чье при-

I См.: Фролов Э.Д. Политические лидеры афинской демократии // Политические деятели античности, средневековья и нового времени. - Л., 1983. - С.6-22.

- з -сутствие в государстве являлось политически опасным или же нежелательным.

Одна из задач исследования состоит в выявлении особенностей применения остракизма в каждом из описываемых случаев. Предпринимается попытка на основании различных источников как можно полнее реконструировать процесс голосования черепками - остракофории. Из-за противоречивости античных источников, а также определенной трудности их интерпретации ряд исследователей оспорили не только инициативу и приоритет Клисфена в учреждении остракизма, но и поставили под сомнение демократический характер самой этой меры. Поставлена задача дать критический анализ аргументации этих источников по вопросу

0 месте и значении остракизма. Важной задачей является также
рассмотрение социально-политической борьбы между демократией
и аристократией в Афинах У в. до н.э.

Научная новизна работы. Определяется тем, что в ней впервые в советской историографии дан подробный анализ происхождения остракизма, аргументируется изменение характера политической борьбы в рассматриваемый период. Впервые в отечественной исторической науке рассмотрен вопрос: почему изгнания остракизмом не практиковались в течение первых двадцати лет существования института. Определяется сущность коалиции, созданной Клисфеном. На основании малоизвестных письменных источников и острака детально реконструируется процесс остракофории, что позволяет пересмотреть ряд устоявшихся взглядов на процесс голосования черепками. Составлена хронологическая таблица изгнаний остракизмом в Афинах в 80-е гг. У в. до н.э.

1 Cp.:Heinmuth O.W. Ostrakismos//RE.-Bd.17.-Halbbd.J*.-19^2.-
Sp. 167*.

-4 -Методологическая основа работы. Ее составляют труды классиков марксизма-ленинизма, содержащие положения о борьбе между свободными гражданами, ограниченности рабовладельческой де-мократии, а также анализ клисфеновских преобразований, в результате которых органы родового строя были оттеснены от гооу-

дарственных дел. Методологической базой диссертации послужила также марксистско-ленинская концепция исторического развития, предполагающая неравномерность и скачкообразность исторического процесса, взаимовлияние базиса и надстройки.

Практическая ценность и апробация работы. Материалы и выводи диссертации могут быть использованы в научных разработках проблем формирования демократии, при чтении общих и специальных курсов по истории Древней Греции, при проведении семинарских занятий и при составлении учебных пособий. По теме диссертации были прочитаны доклады на научных конференциях в Калининграде (1982 г. и 1983 г.) и в Ленинграде (1988 г.). Диссертация обсуждалась по отдельным разделам и полностью на заседаниях кафедры всеобщей истории КГУ и кафедры истории древней Греции и Рима ЛГУ. Основные положения работы отражены в публикациях.

Источники. Использованы различные виды источников, которые взаимно дополняя друг-друга, позволяют объяснить проис-

Маркс К. Предисловие ко второму изданию "Восемнадцатого брюмера Луи Бонапарта" /./ Маркс К., Энгельс Ф.. - Соч. 2-е ПС,ц — Т 16. — С 37о»

Энгельс Ф.Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф.. - Соч. - T.2Q - С.105. Ленин В.И. О государстве. // Поли.собр.соч..- Т.39. -1974. - С.75. ^ Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф.. - Соч. - Т.21. - C.II5-II8.

хождение остракизма, воссоздать процесс остракофоряи, подробно описать случаи изгнания остракизмом.

Среди письменных источников основную группу составляют произведения аттидографа Андротиона, Геродота, Фукидида, Аристотеля, Диодора Сицилийского, Плутарха, Непота, а также речь, приписываемая Андокиду. Особого рода источниками являются труды римских и византийских авторов (Элиан, Поллукс, Евсевий, Фотий, Суда), которые содержат лаконичный, но важный справочный материал. Особо следует выделить произведения Аристотеля. В "Афинской политий" дается цельная картина политической борьбы в Афинах в УІ-ІУ вв. до н.э. Наиболее ценна глава 22, в которой указывается, что, имея ввиду интересы народа, в числе новых законов Клисфена издается и закон об остракизме. Закон устанавливается из-за подозрения к людям, пользующимся влиянием и способным, подобно Писистрату, узурпировать власть. В "Политике" разъясняется цель и сущность остракизма. Аристотель полагает, что цель остракизма заключается в достижении всеобщего равенства. К изгнанию остракизмом Аристотель относится отрицательно, отождествляя его действие с "властью тирана". Отношение автора к остракизму объясняется его общей антидемократической тенденцией. В институте остракизма ему видится одна из нежелательных крайностей демократии.

Большое значение в изучении данного вопроса имеют вещественные памятники в виде острака. В настоящее время известно около 9 тысяч исписанных черепков. Различная форма написания на острака свидетельствует, что какой-то четко предписанной формы надписи не было. Существует взгляд, выдвинутый американским археологом Т.І.Шеером: качество материала

2 Зак. 2586

острака может помочь в определекии социальной базы, из которой вырастала оппозиция. Найденные черепки с именами Гшшарха, Аристида, Февдстокла, Кдаона, фукидада, сына Мелесия, Гипербола во многом подтвердили сведения наших письменных источников.

Научная разработка проблемы. Литература по данной многоаспектной теме весьма значительна. В советской историографии

по данному сюжету специальных публикаций почти нет. Между тем западная историография насчитывает немало работ, в том числе и монографических, специально посвященных этой теме.

Остракизм, начиная с ХУПв., привлекает к себе внимание немецких, английских и французских историков. Первой опубликованной по данной теме работой является магистерская дас-

сертация А.Каловиуса. В работе содержится масса противоречий. Более серьезным исследованием является труд К.Сигоняя

4 "Афинская республика", опубликованный лишь в 1732 г. Цель

остракизма К.Сигоний объяснял в духе Аристотеля.

Высоко оценивал афинский остракизм Дж.Грог. Английский историк подчеркивал, что после свержения тирании появилась "политическая нравственность", которая, не исключая оппозиций и группировок, тем не менее, ограничивала партийную

5 борьбу конституционными мерами.

1 Shear T.L. The Ustraka//AJA.-Vol.56.-1932.~Ko.4-.~P.591. о СмлАнтипина Г.С. Афинский остракизм // Сборник студенческих

научных работ за 1957 год/ Исторически факультет ЛГУ

им.А.А.Ждаяова. -Л., 1958. - С.І-Г7.

Calovius A. Discursus civilis de Ostracisnio allisque cognatis

remediis.-Leipzig, 1672.

Sigonius C. Be republica Atheniensiusi.-Kilano, 1732. с - Grote G. History of Greece.-Vol.t-.-London, 1870.-P.78.

От К.Сигония до М.Грота сущность остракизма оценивалась на основании взгляда Аристотеля. Остракизм рассматривался как орудие предупреждения тирании и достижения равенства.

В 1852 г. В.Рошер высказал мысль о том, что цель остракизма состояла в "сменах министерств", которые 'происходят в современных конституционных странах". Взгляд В.Рошера развил

ученик М.С.Куторги К.Я.Люгебиль.

Столпы классической немецкой историографии К.Ю.Белох,

Эд.Мейер, Г.Бузольт в своих фундаментальных исследованиях дали остракизму довольно объективную характеристику. Так, Эд.Мейер сравнивал закон об остракизме с "предохранительным клапаном",

который надежно срабатывал до тех пор, пока личность не

о "восторжествовала на государственной идеей".

Вызывают возражение крайние выводы Р.Пельыана и Е.Уолке-ра. В своей резко отрицательной оценке остракизма Р.Пельман почти дословно повторил автора речи, приписываемой Аядокпду. Уничтожающую характеристику остракизму дал английсикй историк Е.Уолкер.

Наиболее ярко крайний взгляд проявился в трудах западных историков, тяготеющих к просопографическому направлению. Так по Г.Берве, облик Афин определялся не интересами социальных групп и классов, а аристократической сверхличностью и волей

bugebil К. Ober das Wesen und die historische Bedeutung des Ostrakismos in Athen//Jahrbucher fur classische Philologie,-

Supplementband. IV.-beipzig, 1861-1867.-3.117-175.

Meyer Ed. Geschichte des Altertums.-Bd.3.-Stuttgart, 1937.-

S.741.

Пельгдан V. Otef* rpetedKou цбтоеиц (А и&тот,нц^Ле.гіілч - 6ПЇ. Ш0. - UilO.

Walker E. Athens: The Reform of Cleisthenes//CAH.-Vol.IV.-"' 1926.-P.153.

к власти могучих политических лидеров. Учреждение же остракизма - совершенно излишне.

Фундаментальным исследованием явился труд французского историка Ж.Каркоплно "Афинский остракизм", вышедший вторым изданием в 1935 г.2 В 40-е - 60-е годы прследовали работы О.В.Реймунта, А.Е.Раубичека, Д.Кэгена.

В современной западной историографии институт остракизма весьма часто рассматривается как средотво достижения узкоэго-истическпх целей со стороны отдельшос политических лидеров. В полной мере это относится к исследователям Е.Вендерпулу, ІЇ.Г.Шрейнеру, Г.А.Іеману, Р.А.Ноксу. К достоинствам этих трудов следует отнести детальный филологический анализ и широкое использование археологического материала.

В отечественной дореволюционной историографии нет специальных исследований, посвященных проблеме остракизма в Афинах. Тем не менее, ученые либерально-демократического направления М.С.Куторга, В.В.Латышев, П.И.Аландский, В.П.Бузескул, П.Г.Виноградов, Р.Ю.Вшшер, М.М.Хвостов, высоко оценившие феномен афинской демократии в общих трудах, не могли не коснуться данного института. Так, В.П.Бузескул справедливо подчеркивал, что остракизм первоначально имел своей целью предотвращение тирании и был направлен против попыток ее реставрации. Впоследствии остракизм изменил свое назначение и приобрел другой смысл. В вру Кимона и Перикла опасаться тирании уже было нечего. Остракизм же решал, кто из политических противников должен уступить, а чьи влияние и политическая программа должны восторжествовать.

Вег-70 Н. GG.-Bd.1.-Freiburg in Breisgau, 1933.-S.229. 2

Caroopino J. Vostracisme athenien.-P., 1935.

Бузескул В.П. История афинской демократии. - СПб.,1909. -С.91

Советские антиковеды продолжили унаследованное от русской историографии исследованиеафинской демократии и ее институтов. Но статей и, тем более, монографий, специально посвященных остракизму, к сожалению, нет. Как в общих трудах (С.К.Ковалев, В.С.Сергеев, С.ЯЛурье), так и в специальных главах учебников, сборниках, монографиях и пособиях (К.М.Колобова, Л.М.Глускина, К.К.Зельин, А.И.Доватур, Э.Д.Фролов, В.М.Строгецкий, Ю.В.Аядреев, М.С.Корзун) советские исследователи освещают историю античности с точки зрения классового подхода к общественным явлениям. Подчеркивается, что политическая реальность классической Греции определялась существованием независимых городов-государств, организованных как гражданские общины, в которых сплоченные в относительно замкнутую привилегированную группу сограждане представляли устойчивую социально-политическую альтернативу остальной массе неполноправного населения. Отмечаются такие обстоятельства рождения полиса, как роль субъективного фактора и значение сознательных, рациональных усилий б разрешении внутриполисных противоречий (Э.Д.Фролов). Тем не менее, обратим внимание, что в общем пособии по греческой истории под редакцией В.В.Струве и Д.П.Каллистова, при перечислении функций Народного Собрания на с.221, об остракизме не упоминается

вовсе. В третьем изданий учебника по истории Греции В.С.Сергеева социально-политическая борьба в афинском полисе J в. до н.э. трактуется упрощенно. Фактически, она сводится к борьбе только двух группировок: демократии к олигархии, в недавнем капитальном исследовании по истории древнего мира при перечисления нововведений Клисфеяа ничего не говорится

1 Древняя Греция. - М., 1956. Сергеев B.C. История древней Греции. - Изд. 3-е. - М., 1963.

3 Зак. 2586

об учреждении института остракизма. Однако результаты, полученные советскими антиковедами, которые исследуют античную гражданскую общину и ее институты, послужили основной базой для изучения остракизма в Афинах.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованной литературы и списка сокращений.