Введение к работе
Актуальность темы. У истоков средневековья и феодального строя в Европе стояли две социальные системы, два мира: первый - античный, рабовладельческий, уже христианский и для своего времени высокоразвитый; в него были втянуты, помимо греков и римлян, также кельты Галлии, жители Пиренейского полуострова. Другим же миром был мир варваров: родоплемённый, языческий, со своими характерными особенностями и чертами. И разрыв между ними был большим. Однако в ранний период средних веков, когда возникновение и развитие феодальных отношений охватило весь европейский континент, когда устанавливались и укреплялись связи между отдельными его регионами и ширилось взаимное влияние различных этнических общностей, явлений и институтов, эти различия со временем нивелировались.
Именно с рубежа античности и средних веков населявшие Европу народы и племена вышли на общеевропейскую арену как самостоятельные силы. Шире раздвигается полоса цивилизации, росла численность населения, появились государственные образования, многограннее становилось общение между ними. И Европа превращалась постепенно в качественно новую цивилизацию.
Говоря об актуальности избранной темы, хочется отметить то, что мы живем в мире, возникшем на руинах прежних времен и построенного во многом и на римской цивилизации. У современной цивилизации мощные античные истоки, а может ли цивилизация, переживающая период огромных изменений и потрясений на пороге III тысячелетия ограничиться лишь суждениями о своем собственном мире и не обратиться к истории, которая способна дать шкалу отсчета и оценок происходящего.
И одной из важнейших теоретических и практических проблем генезиса феодализма в странах Европы является проблема романо-германского или феодального синтеза.
Отправным пунктом в решении проблемы феодального синтеза может стать тот факт, что в странах Западной Европы феодализм зародился на основе взаимодействия двух начал: разложения позднерабовладельческих отношений Римской империи и родового строя у завоевавших ее варварских племен. При этом Рим оказал свое влияние на процесс феодализации соответствующими институтами, равно как и общество варварских племен внесло в феодализационный процесс свою струю и традиции. Конечно, в Европе были и те регионы, где воздействие античных традиций было не столь значительным. И то, что в свое время в советской науке в основном отмечались два пути развития феодализма в Европе, как синтезный и бессинтезный, то эта типология, с точки зрения современной науки, нуждается в конкретизации и уточнении.
В настоящее время необходимо разработать более подробную типологическую схему, которая бы полнее отражала историческую реальность. Речь идет в данном случае не о механическом соединении протофеодальных
элементов обоих обществ, а именно о взаимодействии, синтезе этих элементов и' двух общественных систем в целом, в результате которого родились качественно новые общественные отношения и средневековые институты.
Следует заметить, что типология очень плодотворный метод, позволяющий определить, наряду с известными, и какие-то новые существенные стороны конкретного, т.е. единичного, а затем и общего. Типологический метод предполагает доведение в историческом познании сравнительного метода до его полного выражения. Сравнению - а вслед за ним и новому изучению должны подвергаться не отдельные, хотя бы и важные явления и процессы, но и целостные комплексы важнейших структурных компонентов. И б данном случае сравнение типологических объектов даст возможность вскрыть глубокие сходства и различия и установить их постоянную или временную роль в развитии тех или иных стран.
При этом само понятие западноевропейского феодализма является
отвлеченной суммой конкретных форм, индивидуальных для каждой страны.
Типологическое изучение этого конкретного разнообразия может дать
интересные результаты, которые будут способствовать более углубленному
пониманию закономерностей исторического процесса и определению каких-то
новых черт. v
Два варианта путей развития феодальных отношений, т.е. синтезный и беесинтезный, не исчерпывают, на наш взгляд, всевозможные характерные черты становления феодализма в странах Европы. Синтезньгм путем развивались феодальные отношения во Франкском государстве, Испании, Италии. Развитие же в ряде регионов Европы шло, так сказать, бессинтезным путем (Зарейнская Германия, Англия, Шотландия, Скандинавские страны, Прибалтика, славянские области Восточной Европы). Феодальные отношения вырастали здесь непосредственно из варварских общественных порядков.
Историография вопроса. Вопрос о соотношении римских и германских институтов в становлении западноевропейского общества был поставлен еще в XVIII в. в историографии эпохи Просвещения, где впервые решались с соответствующих позиций отдельные аспекты романо-германских взаимоотношений. Просветители XVIII в., в целом, отрицательно относились к прошлому. Средневековые традиции и институты представляются им устарелым, тормозящим общественное развитие, эгоистическим обманом. Они отказывались принять это как неизбежный элемент развития, думая, что все легко может быть перестроено сверху. Взаимоотношения Римской империи и так называемых варварских народов в самом начале средних веков рассматривались тогда, как составная часть идеологической подготовки Французской буржуазной революции конца XVIII в. Этот вопрос играл значительную роль в борьбе третьего сословия (буржуазии) за господство во Франции против дворянской монархии.
С точки зрения методики исследования, историки века Просвещения нередко ограничивались использованием лишь какого-нибудь одного источника. И поэтому это было их слабостью в том смысле, что они недостаточно критически обращались с историческими фактами, механически
подбирая те из них, которые находили у какого-нибудь одного автора, и давали им свое объяснение. Однако, они, отбрасывая все детали, стремились зачастую расположить все исторические факты по определенному плану, который преследовал у них определенную цель - найти пути к улучшению общественного строя, как они это понимали. Английский просветитель Э.Гиббон свои основные взгляды отразил под влиянием Вольтера. Он критикует церковных авторов, но его замечания банальные, где в основном представлен психологический анализ. Тем не менее, сочинение Гиббона до сих пор не утратило научного значения III.
Дальнейшую трактовку романо-германской проблемы мы находим у историков XIX в., в частности, у О.Тьерри и Ф.Гизо. Взаимоотношения Римской империи и варваров послужили одной из главных тем исследования в трудах известного французского историка второй половины XIX в. Фюстель де Куланжа, который горячо отстаивал романистические взгляды. Организация Галлии меровингского периода, по его мнению, была простым продолжением и воспроизведением строя Римской империи и в праве, и в трудоустройстве, и в администрации.
На рубеже ХІХ-ХХ вв. романо-германская проблематика интересовала и историков критического направления, зародившегося, прежде всего, в Германии, и имевшая своих сторонников в ряде европейских стран/2/. В методологическом плане основатель критического направления Георг фон Белов отрицал детерминированность, а следовательно, н закономерность исторических явлений. Г.Белов отвергал возможность и полезность социологии как особой науки и допускал лишь социологический метод.
В современной историографии европейских стран интерес к истории романо-германских традиций в раннефеодальных образованиях Западной Европы не ослабевает, а переживает новый подъем. Это присуще, прежде всего, историкам, этнологам, археологам Западной Европы, Скандинавских стран и других государств. За последние десятилетия особенное значение в исследовании синтезных процессов рубежа античности и средних веков имеют работы таких авторов, как Х.Амент, Ф.Биербрауер, Р.Гахман, А.Шварц, Г.Янкун, Г.Вольфрам, К.Вайбул, К.Вернер, З.фон Шнурбайн, К.Дювель, Р.Венскус и др./3/.
В исследовании хозяйственной жизни и материальной культуры, а также других сторон общественной жизни в рамках Варварских королевств большое значение имеют данные современной археологии и междисциплинарных наук. При реконструкции этих сюжетов мы опирались на эти изыскания, которые проводятся в европейской науке наших дней/4/.
Вопросы перехода от древности к средним векам и генезиса феодальных отношений рассматривались и в советской историографии. Правда, проблемы эти изучались с идеологических позиций того времени. Так, вопросу о переходе от древности к средним векам был посвящен ряд работ историков/5/. Наиболее конкретно-историческое воплощение данная тема получила в исследованиях А.Д.Дмитрева. Автор, используя письменные памятники IV-V вв., данные эпиграфики, нумизматики, стремится обосновать свою точку зрения/6/. Этим
сюжетам уделялось внимание и в работе М.А.Алпатова. Она, правда, была посвящена главным образом рассмотрению эволюция французской медиевистики с конца XVIII до конца XIX вв. Однако, автор счел возможным дать и свою трактовку указанных вопросов в соответствии с существовавшими тогда взглядами с позиции марксизма-ленинизма /7/. Некоторые аспекты проблемы иашли свое освещение в работах Б.Ф.Порпгаева, А.Р.Корсунского, С.Э.Крапивенского и других, вышедших, в частности, в начале 60-х годов/8/.
Вопросы генезиса феодализма на территории Европы в целом нашли отражение в работах Н.ПГрацианского, СД-Сказкина, А.И.Неусыхина, А.Р.Корсунского, З.В.Удальцовой, А.Д.Лгоблинской, А.Я.Гуревича, А.Я.Шевеленко, Е.В.Гугаовой и др. Много внимания здесь уделялось и вопросам классовой борьбы крестьянства/9/.
Из литературы, написанной в последние годы по проблемам раннего средневековья, следует отметить обобщающие труды, -в которых есть краткие обзоры и по проблемам генезиса феодализма/10/.
Отдельные сюжеты проблем находились и в центре внимания казахстанской историографии, представители которой затронули некоторые аспекты складывания раннефеодальных отношений. Например, Я.Д.Серовайский, продолжая традиции своих предшественников, исследовал зарождение феодализма в Бургундии/11/. К.Т.Жумагулов сосредоточивает свое внимание на предыстории феодального синтеза, посвятив свои публикации компоненту феодального синтеза - общественному строю древнегерманских племен с анализом теоретических и историографических аспектов рассматриваемого вопроса/12/.
Таково состояние изученности проблемы в историографии. Из приведенного обзора явствует, что проблема феодального синтеза нуждается в углубленном изучении. На наш взгляд, в настоящее время утверждать, что феодализм развивался в основном двумя путями - синтезным и бессинтезным, невозможно. Даже внутри синтезного варианта следует проводить более подробную классификацию, которая бы полнее отражала историческую реальность.
Исходя из степени и состояния изученности проблематики, цель и задачи настоящей диссертации заключаются в том, чтобы восполнить имеющиеся пробелы в изучении проблемы. При этом мы сосредотачиваем внимание на изменениях внутри Варварских королевств, как начальном этапе складывания новых общественных отношений. Само собой разумеется, в работе не ставится задача исследования различных аспектов завершения процесса феодализации.
Поскольку в пределах одной диссертационной работы невозможно рассмотреть все пути развития феодальных отношений в Европе, то в данном случае нас интересуют зоны синтезного развития в пределах Западной Европы. Это прежде всего - Франкское государство, т.е. Северная и Восточная Галлня. Далее сюда относятся Вестготское королевство в Южной Галлии и Испании, а также Италия. Хотя эти территории относятся к зоне синтезного развития феодализма, они разнятся по степени феодализации и другим особенностям этого многосложного исторического процесса. Главная задача заключается в
показе особенностей и типологических проявлений феодального синтеза во Франкском государстве и в обозначенных регионах Юго-Западной Европы.
Хронологические и территориальные рамки. В диссертации мы охватываем преимущественно период с V по VII вв., поскольку именно в это время происходят начальные этапы становлення феодальных отношений в Западной Европе. Когда речь идет об Италии периода лангобардского владычества, то здесь эта хронология отодвигается до VIIIb. Предметом внимания в кандидатской диссертации являются особенности синтезных процессов на территории Северной Галлии, Южной Галлии, готской Испании и Италии. Разумеется, в пределах одной кандидатской работы невозможно охватить другие регионы Европы.
Источниковая база. При написании кандидатской диссертации мы пользовались источниками различного порядка, прежде всего, это письменные источники - сочинения античных авторов, а также раннесредневековые и средневековые памятники. Здесь и сочинения античных писателей: Цезаря, Тацита, Плиния Старшего, Аммиана Марцеллина/13/.
Из позднеантичных и раннесредневековых авторов особое место занимает Орозий, Григорий Турский, Исидор Севильский, Иордан, Прохопий Кесарийский, Аголлинарий Сидений, Кассиодор, Павел Диакон и др./14/ Орозий написал ''Семь книг истерии против язычников" (Historiarum adversum paganos libri. VII). Характерно,, что несмотря на полемическую заостренность всего произведения в целом, написанного по просьбе Августина защитить христианство от обвинений в гибели Рима, Орозий не проявил враждебности х нашествию В2с >тотов.' Изложение доведено до 417 г., т.е. захватывает самые первые годы появления вестготоЕ на родине Орозия, в Испании. Это один нз ценных нарративных источяикоз по образованию вестготского государства в Испании.
Для понимания политической истории Франкского государства большую роль играет " История франков", созданная турским епископом Григорием. В ней описываются события VI в., относящиеся к истории возникновения и развития Франкского государства Меровингов. Материал, собранный деятельным и любознательным хронистом из письменных и устных источников, огромен, а форма его изложения и обобщения позволяют проникнуть в общественною атмосферу и психологию людей того времени.
Сведения о вестгогах Галлии имеются у Аполлинария Сидония. Он оставил несколько стихотворных сборников и 9 книг писем, опубликованных в 473-484 гг. В его письмах обрисованы социальная и политическая роль могущественных галльских епископов V в. При реконструкции ряда сюжетов истории готской Испании мы пользовались произведениями Исидора Севильского. Из его исторических трудов наибольшее значение имеет "История готов, вандалов и свевов" (Historia Gothorum, Wandalorum et Svevoram; заглавие несколько варьирует в разных рукописях). Это один из наиболее полных источников по истории вестготской Испании конца VI и начала VII вв. Другой труд Исидора "Начала, или Этимологии" (Orignum sive Ethymologiarum libri XX) представляет собой своего рода энциклопедию, в которой разъяснено
происхождение и значение различных терминов. При воссоздании фактов истории остготов в Италии мы опирались на писания Прокопия Кессарийского, Аврелия Кассиодора, Иордана. 'Тайная история" Прокопия дает материал по взаимоотношениям готов и Византии. Главный труд Кассиодора "Готская история" (De rebus gestis gothorum) в оригинале не сохранился. Он известен лишь в сокращении, сделанном Иорданом. Кассиодору также принадлежит сборник официальных документов (Variae epistulae), составленный ок.537 г. и содержащий указы, распоряжения и письма. Это важный источник по внутренней и внешней истории остготского государства, отражающий главным образом, методы управления в Италии и Южной Галлии. Преемником Кассиодора в области истории готов был Иордан, готский писатель VI в. В своем труде "О происхождении и деяниях готов" (De origine actibusque Getamm), сокращенно называемом Getica, он продолжил в основном политическую- тенденцию труда Кассиодора.
При воссоздании общественной жизни в рамках Варварских королевств, мы пользовались судебниками, известными в медиевистике как "Правды" (Салическая, Вестготская, Бургундская, Эдикт Ротарн и др.)/15/. Представляя собой запись действующих норм, варварские правды, однако не были вполне адекватны древним обычаям. Следует отметить, что составители записывали далеко не все из них, фиксируя в основном штрафы и другие наказания за различные преступления и проступки. Производя отбор они вносили в текст и некоторые добавления и изменения, отражающие складывание нового общественного строя и государства. Тем не менее, ранние редакции правд сохранили важнейшие нормы древнего обычного права: в этом плане особый интерес представляет Салическая правда, созданная в начале VI в.
Применительно к истории готской Испании широко представлены такие юридические памятники, как кодекс Эйриха, Вестготская правда, Lex Romana Visigothorum (Бревиарин Алариха). Первая кодификация законов лангобардов была произведена при хороле Ротари (636-652). Закон был назван Liber edictus и стал известен под именем Эдикта Ротари (Edictus Roman). По своему содержанию и значению он является типичной германской правдой, утвержденной королем и знатью и фиксирующий обычное право лангобардов с некоторыми элементами обычаев других племен (готов, герулов, гепидов и т.д.), пришедших вместе с лангобардами.
Таков перечень письменных памятников -различного содержания, которые были использованы в кандидатской диссертации. Но, при всем этом, письменные памятники не могут удовлетворять потребности науки наших дней, поскольку свидетельств этих недостаточно для реконструкции многих сторон исторической реальности. Прежде всего, это касается уровня развития хозяйственной жизни, социальных отношений, материальной культуры. Исходя из этого, источниковая база кандидатской диссертации была расширена и за счет использования материалов археологических изысканий, а также ряда междисциплинарных исследований европейской науки последних десятилетий.
Научная новизна заключается в разработке теоретических аспектов генезиса феодальных отношений и институтов в регионах Европы, где
происходил синтез позднерабовладельческих отношений Римской империи и общинно-родовых порядков завоевавших ее германских народов. В диссертации впервые в плане типологии и ее проявлений исследуется общее и особенное в синтезных процессах на территории Северной Галлии, готской Испании, а также Италии периода остготского и лангобардского владычества. Проводится дифференцированный подход при изучении этих районов; широко привлекаются данные археологии и междисциплинарных изысканий.
Практическая ценность диссертации. Результаты и выводы исследования позволяют понять особенности и типологические проявления феодального синтеза в Западной Европе. В нем показаны изменения внутри Варварских королевств, как начального этапа складывания новых общественных отношений на рубеже античности и средних веков; феодальный синтез на территории Франкского государства, Испании и Италии.
Проблематика эта выходит за пределы западноевропейской истории. Исследование начальных этапов генезиса феодализма имеет универсальную ценность, поскольку данный опыт в теоретическом и сравнительно-историческом плане имеет значение и для изучения стран Востока. Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертания наиболее ранних модификаций человеческого общества, а затем и государства. Недаром древние римляне, цивилизация которых во многом была дочерней по отношению к ближневосточной, с уважением говорили: "Ex Oriente lux" ("Свет сВостока")/16/.
Исследование это имеет значение и для изучения раннесредневековой истории Казахстана, где также имело место переплетение и взаимовлияние различных этнических общностей и образований. Как отметил в своей работе Б.Б.Ирмуханов, при исследовании древней и средневековой истории Казахстана, в особенности ее этнического аспекта, следует исходить из определения роли автохтонного и пришлого населения в историческом процессе вообще, этнообразовательном в частности, придерживаясь принципа историзма и объективности. Следует помнить, что история казахского народа, как и история других народов, является составной частью всемирно-исторического процесса, развивающегося по своим общим внутренним закономерностям/1 II.
Материалы диссертационной работы могут быть использованы в процессе преподавания истории средних веков в университетах и средних школах, а также при составлении коллективных работ по всемирной истории.
Методологической базой исследования явились принципы научной диалектики. Наряду с этим мы руководствовались и конкретно научной методологией, отражающей различные аспекты реальной действительности. В устремлениях научного освещения поставленных в диссертации проблем, мы опирались на основные методологические принципы исторического исследования: объективность, историзм, комплексный подход к изучению событий и явлений.
Апробация исследования. Материалы диссертационной работы были
апробированы в статьях, докладах, сделанных автором на университетских конференциях Международного Казахско-Турецкого университета им.Х.АЛсави (МКТУ), а также на заседаниях кафедры истории древнего мира-и средних веков КазГУ им.Аль-Фараби и кафедры педагогики и социальных дисциплин МКТУ (Жетысайский учебный центр). Кроме того, результаты исследования использовались автором при чтении курсов истории древнего мира и истории средних веков в Жетысайском учебном центре МКТУ им.Х.А.Ясави.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой истории древнего мира и средних веков КазГУ им.Аль-Фараби.