Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные этапы распространения и особенности буддизма у ойратов (XIII - сер. XVII вв.) Китинов, Баатар Учаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Китинов, Баатар Учаевич. Основные этапы распространения и особенности буддизма у ойратов (XIII - сер. XVII вв.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1996.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Предмет исследования.

Изучение основных этапов распространения буддизма и особенностей его воздействия па политическую жизнь и социальную структуру ойратов в 13 - сер. 17 вв. представляет значительный интерес ввиду их специфичности, тесно связанной с этнической и социальной организацией, территориальным расселением ойратов. Поскольку дальнейшая история буддизма у ойратов во многом была предопределена международным положением ойратов, развитием у них государственности, то выявление особенностей распространения буддизма у ойратов возможно только в контексте сложных этпоиолитических реалий Центральной Азии указаного времени.

Изучение процесса распространения тибетского буддизма у
ойратов важно, таким образом, для понимания как

последующей истории буддизма у ойратов ( а также калмыков, и восточных монголов), так и вообще для уяснения целого ряда проблем средневековой и новой истории мопголоязычных племен. Ьез преувеличения можно сказать, что влияние буддизма во многом определило историю Западной и Восточной Монголии, их положение в системе отношений с Тибетом и Китаем.

В научной литературе, посвященной истории буддизма у мопголоязычных народов, проблемы распространения этой религии у ойратов рассматривается обобщенно. Практически все работы посвящены анализу истории буддизма только в Монголии (т.е. у восточных монголов). При этом монгольский суперэтнос подразумевается как нечто целое, одинаковое во всех своих племенных делениях. При таком подходе многие проблемы истории культуры монгольских пародов оказываются либо обойденными вниманием (ввиду непризнания различий

между разными монгольскими народами), либо получают однозначные трактовки.

Исследование этапов распространения буддизма у западных монголов неизбежно подводит исследователя к необходимости изучения истории тибетских буддийских школ, их связей с различными этническими группами западных монголов; к определению роли Китая в распространении буддизма у монголоязычных племен.

Хронологические рамки исследования обусловлены поставленными задачами. Ойраты впервые соприкоснулись с буддизмом в нач. 13 в. В качестве верхней границе мы выбираем 40-е годы 17в., так как именно в эти годы произошло окончательное сложение трех ойратских государств в Евразии, с разной степенью влияния в них традиции Гелукпа и иных школ тибетского буддизма. Именно с этого времени буддизм у ойратов стал развиваться по-разному; значительное влияние на этот процесс у ойратов Хошоутского и Джунгарского ханств оказывал институт Далай Ламы, ставшего благодаря хошоутам в 1642 г. светским и духовным правителем Тибета, а также цинские императоры, занявшие престол Поднебесной в 1644г. У торгоутов России дальнейшее развитие буддизма определялось географической отдаленностью от Тибета.

Актуальность темы.

Ранняя история распространения и утверждения буддизма у ойратов является частью истории распространения этой мировой религии. Таким образом, изучение истории буддизма у ойратов важно для исследования генезиса буддизма как конкретного исторического явления. Разрешение проблемы, заявленной в названии данной работы, позволяет также с большей адекватностью ответить на многие вопросы,

возникающих при изучении истории и культуры ойратов последующих периодов.

Несмотря на тот факт, что в существующей историографии имеется достаточное число работ по буддизму у монголоязычных народов, проблемы, связанные с распространением и особенностями буддизма у ойратов, не стали предметом специального исследования. Поэтому тщательный анализ религиозной ситуации у ойратов доджунгарского периода (до сер.17в.) - одна из наиболее актуальных проблем ойратоведения и монголоведения. Это особенно важно и потому, что возрождение и развитие буддизма в современной Калмыкии и России настоятельно требуют создания более достоверных работ по ранней истории буддизма у западных монголов.

Методологическая основа работы.

В отечественном ойратоведении и монголоведении нет исследования, где на основе цельной методологии, с использованием разного рода источников и литературы, рассматривалась бы история буддизма у ойратов в доджунгарский период. Впрочем, при общей малоизученное религиозной истории ойратов, ряд проблем, с ретроспективным анализом имеющихся данных (относящихся к 17 - 19 вв.), был успешно рассмотрен в трудах советских монголоведов и тибетологов (А.И.Востриков, Б.Я.Владимирцов, И.Я.Златкин). Так, например.при использовании в работе тибетских источников мы опирались прежде всего на методологию критического анализа тибетоязычных текстов, развитых в работах А.И.Вострикова и Ю.Н.Рериха.

Большинство работ в зарубежном и отечественном монголоведении содержит самую общую информацию о религии западных монголов, лишь в некоторых исследованиях,

например, вскользь упоминается о наличии тибетских буддийских монахов у ойратов в 15 в. Сам ход распространения у них буддизма (уйгурского, тибетского) в этих работах не рассматривается, не говоря уже об особенностях указанного процесса.

Представленная диссертация пытается восполнить отмеченные пробелы. В ней автор, впервые в отечественной историографии, дает очерк религиозной истории ойратов с нач. 13 в. до сер. 17 в., прослеживает основные этапы распространения буддизма у этого народа.с одновременным рассмотрением, по необходимости, основных стадий этногенеза, политической истории западных монголов, их отношений с соседними народами.анализирует предпосылки, обусловившие возможность и время распространения у ойратов тех или иных традиций (тиб. lugs pa - школ) тибетского буддизма, описывает факторы, определившие особенности истории этой мировой религии у них.

Диссертант ведет рассмотрение истории распространения того или иного направления буддизма среди ойратов с опорой на данные прежде всего тибетских источников. Значительное внимание уделяется исследованию тибетско-ойратских отношений, дана характеристика влияния религиозного фактора на политику западных монголов.

На основе анализа ранней истории ойратов и тибетско-ойратских отношений, в работе освещаются следующие проблемы: локализация западных монголов и ойратов в раннее средневековье; религиозные воззрения западных монголов и распространение в их среде тибетского буддизма; история ойратов; влияние династий Мин и Цин на буддизм в монгольском обществе.

Однако рассмотрение указанных выше задач не позволит полно осветить ключевые вопросы, связанные с

распространением и утверждением буддизма у ойратов, если не поставить и не предложить решение проблем о конкретных школах тибетского буддизма, имевших влияние у ойратов в разные периоды истории этого народа; о времени их усиления или ослабления у ойратов; о причинах, побудивших ойратских ханов выбрать в качестве духовных наставников лам именно школы Гелукпа. Мы не можем говорить об особом ойратском буддизме (по сравнению с монгольским буддизмом); у ойратов не было своей законченной церковной организации. Ойратскую буддийскую традицию можно рассматривать в качестве специфического варианта тибетского буддизма.

Утверждение тибетского буддизма в качестве господствующего религиозного направления сопровождалось повышением степени его влияния прежде всего в верхних слоях ойратского общества. Со временем буддизм все сильнее оказывал воздействие на политику государства ойратов, и тем не менее, несмотря на теснейший союз буддийской общины и государства, учения и политики, ламы никогда не обладали у западных монголов таким влияним, какое они имели у восточных монголов.

В диссертации излагаются основные этапы средневековой культурной истории ойратов, включающей политическую, этническую и иные характеристики распространения и утверждения буддизма у западных монголов; исследуется союз различных тибетских школ с ойратскими племенами, и прежде всего - с джунгарами, торгоутами и хошоутами.

Научная новизна работы. Впервые в отечественной историографии излагается история распространения и утверждения буддизма у ойратов в доджунгарский период (13-сер.17 вв.), анализируются предпосылки восприятия этого учения, факты, раскрывающие механизм взаимодействия

буддийской общины и государства. В диссертации автор впервые поднимает и предлагает свое решение вопроса о 3-х этапах (ранний, средний и поздний) распространения буддизма у ойратов, и имевшихся при этом особенностях. В частности, предполагается, что этноспецифика западно-монгольского общества оказала влияние на утверждение в их среде различных тибетских буддийских традиций. В ходе работы доказывается,что западные монголы следовали в рассматриваемый период не Сакьяпе, как восточные монголы, а Кагьюпе - иной традиции тибетского буддизма, что, несомненно, является одной из основных особенностей истории буддизма у западных монголов; так же раскрываются предпосылки, обусловившие преобладание у ойратов с 16 в. секты Гелукпа.

В связи с распространением в монголоязычной среде различных школ тибетского буддизма, впервые обсуждается вероятность вооруженных выступлений ойратов против монголов на почве религиозных разногласий.

Решение некоторых отмеченных выше проблем имеет значение и для тибетологии в целом. Автор полагает, что изучение взаимосвязей ойратов с Тибетом также имеет важное значение для понимания процессов, протекавших в Тибете в средние века.

Выводы диссертации могут быть использованы в курсе лекций по религиоведению, по истории Монголии и Тибета, учтены при написании учебных пособий.

Апробация работы. Основные положения и выводы, представленные в диссертации, апробированы в докладах на Ломоносовских чтениях в МГУ в 1994-1996гг., на конференции -семинаре "Проблемы интерпретации традиционного индийского текста" в Санкт-Петербургском отделении ИВ РАН в апреле 1995 года. Отдельные аспекты темы были затронуты

диссертантом в лекциях курса "История изучаемой страны (Монголия, Тибет)" для студентов-монголоведов ИСАА при МГУ. Список работ автора по теме диссертации прилагается в конце автореферата.