Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЖШ. Шиитское духовенство, пришедшее к власти в Иране после революции 1Э78-1Э7Э гг., не является единим по своим политическим, экономичесхим и социальным интересам. Практически сразу после революции в его среде начали складываться фракции и объединения, отличавшиеся по своим воззрениям на место и роль духовенства в управлении государством, возможности и пределы вмешательства государства в экономическую жизнь страны, экспорт "иславской революции", институт "зелайат-е факих" и т.д. В настоящее время в ираноЕедческой литературе выделяют две основные- группы религиозных и светских деятелей, которые занимают противоположные позищш по этим вопросам. Представители одной КЗ' них являются сторонниками "жесткой педализации" всех сторон хизни Ирана по рецептам Хомейни ( фундаменталисты ).
Вторая группа состоит из религиозных и светских
деятелей, которые объединены в различные организации и
противостоят по указанным выше вопросам сторонникам первого
направления. В научном обиходе они именуются традиционалистами.
В отечественных и зарубежных исследованиях к этой группе
относят такие организации как общество "Ходгатие", "Коалицию
исламских траурных групп", "Тружеников партии иранской нации",
а также некоторые группировки шиитского духовенства, в том
числе "Ассоциацию борющегося духовенства Тегерана" - и
"Организацию преподавателей Кума". Их цели и задачи практически
полностью совпадают с устремлениями иранской буржуазии,
интересы кэторой на политической арене вырахает возглавляемое
М.Базарганом "Движение за свободу Ирана". С ними солидарны
"умеренные" улены Мешхеда, Исфагана, Тебриза и Шираза. В целом
всю зту группу называют сторонниками "умеренной либерализации".
Политические приоритеты, на основе которых сотрудничают все эти
силы, включают в себя борьбу за либерализацию экономической
жизни, поощрение частной инициативы, определенную
демократизацию политической жизни в стране, уменьшение степени участия духовенства в политике и очень часто - отрицание прин
ципа "велайат-е факих". В области внешней политихи практически
все эти организации' выступали за прекращение ;:рако-иракской вой
ны я установление тесных сгязей с соседними исламскими странами
и зачастую за укргплэнне контактов с Загалом. Яри этом все они
часто допускали нападки на левые сили Ирана, объяснял свою
деятельность "красной опасностью7' и, подобно
хомейнистам,используя этот тезис в качестве орудия в своей политзіческой игре.
Нередко по ряду важных вопросов с "и-радицяэкалкотами" сотрудничают и пекоторые руководящие деятели современного Ирана, такие, как Али Хаменеи, Хашеми-Рафсанджани и др. Кроме того, и сам Хомейнк, периодически нападавший в своих публичных выступлениях на эти организации, не называя их конкретно, тем не менее не только не разогнал их, но и зачастую пойогал км и пользовался ответными услугами.
Представители "традиционалистов" не без помощи лидера ЙТИ занимали и занимают важные места в системе государственной власти Ирана, оказывая значительное влияние на определение внутренней и внешней политики страны.
Для организации "традиционалистов" общество "Ходжатие" в течение ряда лет являлось идеологическим и политическим ядром. Именно по этой причине достаточно сложное по своему составу образование "традиционалистов" получило в западной литературе в начале 80-х гг. название сторонников "Ходяатие".
"Ходжатие" сразу после революции стало резко выделяться на политическом спектре Ирана, что обустовлено рядом причин. Это Общество образовалось в начале 50-х гг., то есть раньше, чем большинство других организаций. Вплоть до революции 19?9 г. своей официальной целья "Ходжатие" провозглашало борьбу против бехаизма - нетрадиционной религии, еще в XIX веке отколовшейся от шиитской ветви ислама в виде секты, отвергающей Коран и законы ыариата, считающей ислам тормозом для развития стран Востока и пропагандирующей, в частности, космополитизм. К концу
70-х гг. идеологи Общества создали достаточно разработанную религиозно-идєологкческую систему, которая базировалась на основных постулатах шкизка и содержала ответы са многие вопросы внутриполитической жизни страны. Еще во времена шаха члены "Ходжатне" приобрели практические навыки политической борьбы, религиозных и политических споров, выработали специфические метода деятельности. Члены Общества пропакли в верхние эшелоны класти страны, имела постоянные контакты с САВАК, шахской бюрократией к духовенством, в том числе С ОППОЗИЦИОННЫМ духовенством и ХсмеКнз. После революции сравнительно больсая численность его рядов, закопегшрхрозаннсоть членоз я разработанность организации способствовав активизации "Ходжатие".
После революции"Общество кмело большое влияние б армии, где ряд офштзров, заыетаЕиих выпаие командные посты, был близок к пеку, з Корпусе стражей исламской рзволюцгя ( КСйР ), и другие лракеккх государственных ергакизациет, в частных и седеет^знных хокіагипх. действуютах в сферз поентііки, экономики, страхования., lisjop^ams и т.д. Благодаря этому "Ходжатие" стало играть ез^в/к! рель зо внутренней згазнг стропы. Для достижения своих целей лндери 0-цеотва кслользозалк все свои во^матдостк, действуя как легально, так ч нелегальными методами.
Бее вшеЕзж>»анкое ышоядт проблем/ "Хеддатие" на видное место в современное знутриполитпческс? гизни в ИРИ. Ойпестчэ цраїтич'есїаі не бмло последовало не в отечественных, ей в зарубзгных работах, поэтому представляется необходимым акцентировать вннмента, в первую очередь, на нем. Тцательный анализ Общества, его структуры, идеологии, фазесофии, ?/.єтодов действия к т.д. позволяет выявить п глубже понять законі-і^ерностн аункииош-ровапия других органкзгций з Кране, в
ТОЙ 7ІЛН ИНОЙ мере CXOSEX С ЕИК КаКй.З'-ЛИЗо СТОрОНаМИ СБСЄЙ
деятельности.
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИЙ заключается в исследования всего комплекса вопросов, связанных с сбзестзж "Ходгатле", то есть его генезиса, функциоккроЕоНкл в годы, предпествозазгие
революции 1978-1979 гг., структури, религиозно-идеологической доктрины, изменений, происшедших с этой организацией после революции и т.д.
ЗАДАЧИ, которые автор поставил и попытался решить в данной работе, тесно связаны с ее целы»:
-
Показать место "Ходжатие" в социально-политической структуре иранского общества до и после розолсции 1978-1979 гг.
-
Раскрыть социальную опору "Ходхатие", связь его религиозно-политической доктрины с конкретной политической деятельностью Общества.
-
Исследовать многообразие контактов "Ходжатие" с другими политическими организациями и отдельными политическими деятелями и представителями духовенства, в тем числе и с Хомейни.
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ данной работы достаточно четко счерчены. Время образования "Ходжатие", начало '50-х гг., являлось в определенной степени переломным в новейшей истории страны. Официальная активность Общества прекратилась в середине 1983 г., когда его руководство заявило о приостановлении своей деятельности.
Обзор других партий и организаций, выступающих с позиций, близких к "Ходжатие", заканчивается 1989 годом, годом смерти Хомейни, после чего в стране наметились определенные изменения.
Прогностические оценки в работе опираются на исследование "Ходжатие" и других организаций, в первую очередь, группы "Ресалят", деятельность которой во многом похожа на "Ходжатие".
КЕТОДОЛОГМЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ является
исторический материализм' применительно к конкретной исторической реальности Ирана середины и конца XX века.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историографии проведено исследование обширного комплекса вопросов, относящихся к деятельности религиозно-политического общества "Ходжатие", его
связей с другюш объединениями и его месту на социально-политической арене страны.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. Выводы, сделанные в
работе, как п содергадийся в ней фактологический материал,
использовался для написания аналитических записок,
подготовленных сектором Ирана Отдела Ближнего и Среднего Востока ИВ АК СССР. В связи с новизной материалов диссертация может быть применена при чтении лекций по новейшей истории и экономике Ирака в вузах страны, при подготовке аналитических записок для практических организаций и в работе практических организаций.
АПРОБАЦИЯ. Данные дкссьртадии били апробированы в
докладах автора на ряде конференции к семинаров: доклад
"Деятельность общества "їодаатие." до революции 19?8-1Э?Э гг. в
Иране" - на конференции сектора Ирана Отдела Ближнего и
Среднего Востока Института востоковедения АН СССР ( 1988 г.),
" Обществе "Ходхатие" как-религиозно-политическая организация"
( там see, 198Э ), "Религиозно-идеологическая доктрина общества
"Ходаатие" - на семинаре Всесоюзной школы молодых востоковедов
( 1990 г. ), "Образ "Ходжатие" в советской и зарубежной
историографии " на конференции по историографии и
источниковедении сектора Ирана Отдела Ближнего и Среднего
Востока института востоковедения АН СССР ( 1SS0 г. ). Основные
еыбоды по главам диссертации были представлены на конференциях
по историографии к источниковедению восточного факультета ЛГУ
( 1989 и 1990 гг. ), на "Конференциях болгарских аспирантов,
обучающихся' в СССР с иностранный участием" ( 1989 и 1990 гг.)
и на конференциях " Актуальные проблемы стран Ближнего и
Среднего Востока", организованных молодыми учеными Отдела
Ближнего и Среднего Востока института востоковедения АН СССР
( 1988 и 1SS9 гг.).
ЖЛШБШШ. Одной из главнейших трудностей, стоящих на пути исследования деятельности "Ходаатие", является законишрированность и полулегальность его деятельности. До революции 1Э?8-19?Э гг. Общество было официально действующей
организацией, чьи интересы, согласно Уставу, лежали в сфере культуры и религии, однако и тогда оно практически не афишировало своей работы из-за того, что политические вопросы стояли для его лидеров если не на первом месте, то, во всяком случае, не упускались ими из виду. Эта тенденция закономерным образом значительно усилилась после революции 1978-1Э7Э гг. е Иране. Политическая активность стала дошнирумцей для лидеров "Ходхатие", чему, з нзеэстноЕ мере, была подчинена также и культурная и религиозная деятельность Общества. По этой причине в распоряжении у исследователя мозет быть крайне мало первоисточников, исходящих от самого Общества.
Однако его активность до и особенно после резолюции способствовала появлению большого количества врагов как з среде хомейнистов, так и левых партий, попытавшихся добраться до компрометирующих "Ходхатие" документов. Нередко факсимильно воспроизведенные, подобные документы присутствуют* в книгах оппонентов, которые использованы в данной диссертации.
Таким образом необходимо подчеркнуть, что, хотя выбор источников по данной теме небогат, тем не менее то, что есть, является очень содержательным с точки зрения задач данной диссертации.
В начале 80-х гг. одна из левых, светских политических
организаций Ирана выпустила серив книг под общим названием
"Разоблачим контрреволюционную сущность общества "Ходхатие".
Первые три тома этой серии находились в распоряжении
диссертанта. Они посвящены анализу структуры, идеологии,
методов действия, целей и задач "Ходхатие" и написаны с
позиций самой резкой его критики.Главной идеей серии является
- необходимость - -борьбы - кехду '- революционными- -- --силами,
возглавляемыми Хомеяни, и контрреволюцией, ядро которой
систавляет "Ходхатие". Эта идея означает полное признание
выдвинутого рехимоы постулата, - все, происходящее под
руководством Хомейни в стране, есть продолжающаяся "исламская
революция".
Эти книги были написаны в пору, когда многие левые силы
Ирана были преданы Хомейкк, так сказать "без лести", что и объясняет указанный выле пафос авторов серии.
Все три книги насыщены фактическим материалом, в приложениях приводится много документов в факсимильном* воспроизведении. Оки создает небольшую по объему, но очень важную основу для исследования. Наличие документированного доказательства сотрудничества "Ходхатие" с САЕ&К, переписки с шиитскими великими аятоллами к т. д. помогает осветить важные стороны деятельности Общества.
Ценным источником для работы явились статьи, опубликованные з газете " Эттелаат" в 1983 г. под общим названием "Познаем партию сидящих", написанные А.Баги, и его же книга с тем ze наззгнием. Серия из 33-х статей имеет -прсхочзйнистскую, фундаменталистскую, направленность.- - Об ориентации автора говорят ухе сами названия публикаций: "Тесные связи с САВАК", "Оппортунизм в оценке революции", "Борьба против бехаитоз с опорой па рэзт* дьявола" и т. д. Этот же автор написал книгу с тем же названием,, тзкже находившуюся з распоряжении исследователя. Зти статьи и книга содержат большой фактический! материал яо всем аспектам деятельности "Ходхатие". Цеиэость этих материалов увеличивается из-за наличия білішого количества цитат из различных произвздений членов "Ходяа?ие", Это значительно расширяет фактологическую основу работы. Кроме того. Приложение данной книги содержит факсимильно воспроизведенные документы, относящиеся к Обществу. Анализируя логику и аргументы автора, можно понять исходные посылки "фундаменталистов", выделить их основных лидзров и определенные элементы их програми. Все зто делает данные статьи и книгу важным источником информации как о "Ходдатие", так и об их идеологически противниках.
Основу заключений по поводу религиозно-идеологической доктрины Общества составляет анализ книги одного из лидеров "Ходхатие" Хосзйна Тадкеря, носящую название "Ожидание. Семя революции". Книга позволяет глубже понять расхождение в трактовке пзшгма между "Ходжатие" к Хомейш.
Использованные в работе источншск целенаправязяпы, они отражают точку зрения "Ходдатие", левых сил пли хомейнистов. Это обстоятельство оказалось' весьма полезным для написания данной диссертации: стало возможным сопоставлять аргументацию противоборствующих сил.
Наряду с такими источниками в работе использованы труди отечественных и зарубзжных авторов по новейшей истории Ирана ( 50 - конец 80-х гг. ) , что позволяет глубже понять исторический фон, на котором происходила деятельность "Ходжатие" и причины, побуждавшие Общество действовать именно таким образом, как оно и действовало.
Большую помощь охазала исследования по историк и практической активности бехаитов И. В. Базиленко и книга Е.А. Дорошенко "Шиитское духовенство в современном Иране", показывающая широкую картину социально-политической зизни в стране и место духовенства в этой жизни. Книга- "Иракская. революция 1978-1979 гг. Причины и уроки" дает панораму событий, происходивших в Иране в конце 70-80-х годах, без чего очень трудно понять место "Ходжатие" на политической карте ИРИ. Выесды и обобщения, сделанные в этой книге, оказали большое влияние на формирование концепции автора -данной работы. В XI главе этой книги, "Внутриполитический курс ИРИ в 1981-1988 гг." наиболее полно не только в отечественной, но и в зарубежной литературе, показана социально-политическая роль . "Ходжатие", его связи с правящей верхушкой и эволюция взглядов и действий отдельных деятелей исламского режима в сторону позиций, сходных с платформой Общества. Также описание политики
"Ходаатие" дается, в статье СЛ.Агаева "Внутриполитическое развитие Ирана в 1981 - 1985 гг." в сборнике "Национальные и социальные движения на Востоке".
Однако в работах о "Ходжатие" встречалось и определенное непонимание "активности этого Общества. Так, противоречие между сутью деятельности и содержанием программы и лозунгов "Ходжатие" вносило определенное непонимание в
раскрытие цели деятельности Общества, как, например, в існиге "Яслам в современной политике стран Востока", где "Ходаатке" в целом показана как группа, "стоящая па позициях возроздєния исла
їла", считающая, что "духовенство должно активно участвовать
в политической хигпи государства* и призывающая 1:к
экспорту революции".
Большое внимание деятельности "Ходаатке" уделялось в работах англоязычни; авторов. Практически любое рассмотрение оитуащпс, слсшшнеася з верхних эшелонах власти в стране, не могло обойтись без показа места и роли "Ходкатпе" в социально-политической борьба. Поэтому многие газетныо стать:: в таких изданиях, как "Financial Times", "The Tisnes", "New York Times" и т.д. содержал» определенные' сведения об этом Обществе. Од:;аі:о з таких изданиях отсутствовал анализ делто..,ъпсс-1'П "Xcssstzs".
Прк ??о>л ;*07F0 заметить, что да^е в обстоятельных
англоп^мчныз: исслсдовскнях по внутренней политике Ирана
лкшъ }пс:лпк?-кзсь с валкости рели Обществе в
епцпачьно-но^ггйчесг.сй борьбе в стране. Развеокутые
ошісонля ,:Ходг.ат:іе" в оСладкоЕ литературе ьгтречаются крайне егдко. Нокчіг.^зьлем шкет служить вздазльЖ я ФРГ в 198В г. "ігач Yearbook's где в очень сісстси фор.\*г говорится об образовании и фузюдюнароваявк Общества как до, гак л после резод::^-„1978-1973 гг. 3 определенной степени этот вопрос затронут в книге Tancry' "The Spirit of Allah". На противоречия мегэду идеологиями "Іодлаткз" к Хоменни обргсеао знкмание в стгтье Ніс'ааеі Н. J. Fisher "Repetitions in the Iranian RsTclntion" e izzire ,-Shiism, Resistance алеї Revolution". Автор наводит борьбу гтлг дзу\' сил после революции из спора между бао;*дига п jzzi&zzi ъ к">?гцс XIX зека,
ІіН'оорьзійш о деятельности "Ходхатче" с
"ЙГн;^л'-Гта№С1\"Ко,г позецїл содержатся в словаре "Рншейази-йе
мохтасари аз тарнхчейе горухха". Здесь "Ходжатие" ставится в один ряд с такали "подозрительными течениями, как ваххабиты, сунниты, суфии, философа и мистики".
. Таким образок, хотя х Обществу и проявлялся интерес со стороны многих ученых-востоковедов, и политологов, однако его практическая деятельность мало исследована. Данная работа и должна заполнить существующую лакуну в информации по поводу "Ходжатие", проследить его эволюцию и социально-экономическую и политическую деятельность.
Цели и задачи исследования - определили СТРУКТУРУ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заклачения, примечаний' к библиографии. В основу структуры исследования положен- проблешо-хроЕологическиа принцип.