Введение к работе
Актуальность темы исследования. Афинская демократия, будучи явлением, безусловно, самобытным, создала ряд государственных и социальных институтом, не имеющих прямых аналогон в истории других европейских государств. К числу таковых относится афинская финансовая система. В афинском государстве не существовало прямого и постоянного налогообложения граждан, и крупные суммы на государственные нужды изыскивались отчасти в результате разовых государственных займов. Одним из таких источников средств на государственные нужды были литургии — возлагавшиеся на наиболее состоятельных граждан обязанности по организации отдельных актов государственного значения. Появление института литургий следует связывать именно с Афинами; позднее он был перенят прочими греческими полисами, а также получил свою вторую жизнь в эллинистическое время, хотя и в изменившейся форме.
Проблема литургий самым непосредственным образом связана с историей афинской демократии: литургии возникли с рождением последней и исчезли с её гибелью. Изучение этого института представляет интерес как для исследования феномена афинской демократии, так и выявления возможных причин гибели последней.
Степень разработанности темы. Тема литургий не получила в специальной литературе полноценного освещения, при том что этот вопрос затрагивали едва ли не все исследователи, занимавшиеся вопросами социальной истории Афин, афинской государственности и экономики.
Основа изучения этого вопроса была заложена в немецкой историографии. До сих пор классическим трудом по этой проблеме остаётся книга А. Бёка, претерпевшая Л издания, последнее из которых, сделанное М. Френкелем в 1886 г., было дополнено комментариями этого издателя. !
і Bockh A. Die Staatshaushaltung der Athener. 3. Aufl. von M. Frankel. Bd. 1-2. Berlin, 1886 (1-е издание - 1817 г.; 2-е - 1850).
В этом труде А. Бек заложил основы изучения не только интересующего нас вопроса, но и основы изучения афинской экономики и финансов. А. Бёком не только были подобраны основные литературные и эпиграфические свидетельства, освещающие интересующий нас вопрос, но также были сделаны выводы, часть из которых является принятыми точками зрения в настоящее время.
Взгляды А. Бёка нашли в основном поддержку, а также получили и дальнейшую разработку в трудах последующих немецких учёных. Речь идёт в первую очередь об авторах пособий по афинским государственным древностям: Г. Ф. Шеманн, Г. Гильберте, К. Ф. Германна, - которые собрали исчерпывающие сведения относительно источников, а также существовавшей к моменту написания работ литературе.
Следует сказать ещё об одном учёном этой эпохи - В. Тумзере - авторе труда, целиком посвященного проблеме афинских общественных повинностей. 2 Однако, к сожалению, эта книга является в нашей стране библиографической редкостью. Пристального внимания заслуживают работы ещё одного корифея немецкой классической науки -У. ф. Виламовица-Мёллендорфа, который издал целый ряд работ (книг и статей), относящихся к изучению интересующего нас вопроса. И в этом ряду наибольшее значение имеет его книга 1893 г. "Аристотель и Афины", в которой дан тщательный анализ афинского государственного устройства.
Из исследований первой половины 20 в. следует назвать труд Г. Бузольта по государственным и правовым древностям, который трижды выходил в научной серии, издававшейся И. ф. Мюллером {Handbuch der klassischenAltertumswissenschaff), а в 1926 г. в той же серии, продолженной
2 Thumser V. De civium Atheniensium muneribus eorumque immunitate. Wien, 1880.
В. Отто, эта работа ш.ііпла и переработке Г. Снободы. 3 В настоящий момент эта книга является одним из основных пособий но государственным древностям.
Что касается современной литературы, то следует констатировать факт, что в последнее время не выходило глобальных трудов, которые по своей ценности для интересующего нас вопроса могли бы сравниться с названными выше работами немецких ученых. Хотя в послевоенное время появился ряд статей западноевропейских и американских исследователей, обращающихся к отдельным аспектам нашей проблемы, обобщающий труд назвать сложно, за исключением одной книги В. Габрислссна, вышедшей в 1985 г. 4 Отдельная глава этой книги посвящена непосредственно афинским литургиям, однако и прочий материал имеет значение в связи с нашей проблематикой.
В отечественной же историографии эта проблема не получила достаточной разработки и трудом, предоставляющим наиболее полное освещение этою вопроса, до сих пор остаётся книга В. В. Латышева "Очерк греческих древностей", где имеется экскурс по проблеме литургий. В современной отечественной науке получили рассмотрение лишь отдельные аспекты этой проблемы. Речь идёт прежде всего о ленинградской исследовательнице Л. М. Глускиной, которая обращалась к проблеме афинской эйсфоры - военного налога, который хотя и чётко отличается от литургий, всё же постоянно попадает в круг литургических проблем.
3 Busolt G. 1) Griechische Staatskunde. Bd. 1. 3. Aufl. II Handbuch der
klassischen Altertumswissenschaften I Ed. von I. v. Miiller. Bd. 4. Abt. 1. Hlf. 1.
Miinchen, 1920; 2) Griechische Staatskunde. Bd. 2 I Bearbeitet von H. Swoboda //
Handbuch der Altertumswissenschaften. Bd. 1. Abt. 4. Tl. 1. Miinchen. 1926.
4 Gabrielsen V. Remuneration of State Officials in Fourth Century В. C.
Athens. Odense, 1981.
Таким образом, при достаточно частом обращении к теме литургий отдельных исследователей государственных древностей, специальной работы, посвященной этому вопросу до сих пор не существует: многочисленные исследовательские наработки оказываются разбросанными по журнальным статьям или книжным разделам.
Источниковая база исследования. Наибольшее значение для изучения нашего вопроса имеют данные эпиграфического материала. В этом кругу наиболее многочисленными являются те надписи, что оставлялись гражданами, исполнившими ту или иную литургию (хорегию, гимнасиархию и т. д.) в память о выполненных обязанностях.
Для изучения вопросов, связанных с литургией-хорегией важную роль играют также дидаскалические и им подобные надписи, то есть официальные ежегодные записи о победах драматических и лирических хоров. Скрупулёзное исследование хорегического материала было проведено отечественным эпиграфистом конца прошлого века - П. В. Никитиным, систематизировавшим и проанализировавшим этого рода эпиграфические известия. Аналогичная работа была сделана и в немецкой науке: два крупных эпиграфиста У. Кёлер и А. Вильгельм провели в своих работах основополагающее исследование этого материала. Таким образом, осноеной эпиграфический материал был обработан к началу этого столетия.
Для изучения другой крупной литургии - триерархии - важное значение имеют так назьшаемые "Морские известия", основа изучения которых была заложена А. Бёком, частично их опубликовавшего и исчерпывающе прокомментировавшего в своей работе, вышедшей, как третий том его "Экономики афинян". 5 К настоящему времени наиболее полная подборка "Морских известий" находится в предпринятом И. Кирхнером малом издании греческих надписей.
5 BockhA. Urkunden iiber das Seewesen des Attischen Staates. Berlin, 1840.
При всей своей важности эпиграфические свидетельства имеют один недостаток: имеющиеся в нашем распоряжении надписи в основной своей массе принадлежат 4 в. до н. э. и более позднему времени. Таким образом сведения относительно 5 в. предоставляет главным образом материал литературных источников, хотя и здесь основная масса принадлежит более позднему времени.
Из литературного наследия наибольшее значение имеют трактаты античных авторов об афинском государственном устройстве; и первым в этом ряду стоит "Афинская полития" Аристотеля. Значение этого опуса трудно переоценить. До обнаружения папирусного текста этого труда в 1890 г. мы не имели сочинения, которое бы представляло историю афинской демократии в связном виде. Приходилось довольствоваться данными, имеющимися у разных авторов и в надписях, хотя порой и важными, но разбросанными и случайными. В "Афинской политий" Аристотель, помимо описания истории Афин от времени Килоновой смуты до конца 5 в., предложил также систематическое описание государственного строя современных ему Афин (то есть конца 4 в.).
Не менее ценным оказывается для нас и другой трактат под тем же названием, сохранившийся среди трудов Ксенофонта, хотя давно уже было доказано, что он принадлежит не этому автору, а анонимному олигарху. При этом, развивая олигархическую теорию государства, автор сопоставляет её с реальной политической действительностью афинской демократии (время написания этого труда относят к началу Пелопонесской войны), что и придаёт этому трактату ценность.
Исключительно важными в связи с нашей проблемой представляются сведения, сохранившиеся в речах аттических ораторов. Ещё в древности был выделен канон 10 ораторов: Антифонт, Андокид, Лисий, Исей, Исократ, Демосфен, Гиперид, Ликург, Эсхин, Динарх. Можно с уверенностью
сказать, что для нас важны речи всех этих авторов без исключения. Важные сведения рассеяны по всем произведениям этих ораторов, однако в нашем распоряжении имеются также речи, полностью посвященные вопросам, относящимся к отдельным аспектам нашей проблемы. Назовем некоторые из таких речей: VI речь Антифонта ("О хоревтах"); XV речь Исократа ("Об обмене имуществом"), которая наряду с XLII речью Демосфена ("Против Феншша об обмене имуществом") является наиболее важными источником в изучении обычая антидосиса (обмена имуществом); XIV речь Демосфена ("О симмориях"), его же XX речь ("Против Лентина об ателин") и L речь ("Против Полнкла о сверхсрочной триерархии").
Значимость речей ораторов состоит также в том, что в них содержится достаточно обильное (особенно у Демосфена) цитирование афинских законов.
Не менее важным является для нас третий род литературных источников: труды энциклопедического характера (как "Пирующие софисты" Афинея - нач. 3 в. н. э.), а также схолии, различного рода словари и Лексиконы (Гарпократнона, Поллукса, Гесихия, Стефана Византийского, Фотия, словарь "Свида", или "Суда"), составление которых началось с первых веков новой эры. Относительно важности этих словарей достаточно сказать, например, что многие ценные сообщения второй (систематической) части "Афинской политий" Аристотеля были известны ещё задолго до открытия трактата благодаря лексикографам.
Методологической основой диссертации является систематическое изучение имеющихся источников, при этом при изучении материала 5 в. главная опора делается на анализ литературного материала, в то время как для 4 в. применяется синтез литературных и эпиграфических известий. Достаточное внимание уделяется также свидетельствам изобразительного
искусства, обращение к которым при решении самых разнообразных попреков стало распространенным в западной науке с начала этого столетия.
Научная новизна работы определяется тем, что она представляет собой первое цельное исследование проблемы литургий в отечественной историографии. Кроме того, среди общедоступных западных исследований также отсутствуют специальные работы подобного характера.
Практическая значимость исследования состоит » том, что содержащийся в нём материал может быть использован при чтении курса лекций по истории Греции классического периода, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории афинских государственных древностей, а также дтя дальнейших научных исследований в этой области.
Целью работы является попытка, восполнить пробел в отечественной историографии по вопросу афинских литургий. Весьма важной кажется следующая задача: объединить и систематизировать знания, уже накопленные к настоящему времени, но которые, к сожалению, не получили систематического изложения.
Прежде всего ставится задача освещения сущности отдельных афинских литургий, а также выявления места литургий в финансовой и государственной системе демократических Афин, которое едва ли может быть оценено однозначно.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения, а также приложения, состоящего в свою очередь из списка сокращений, списка избранных источников и литературы, списка иллюстрация и самих иллюстраций.