Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635 Балашова Наталия Юрьевна

Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635
<
Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635 Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635 Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635 Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635 Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Балашова Наталия Юрьевна. Общественно-политические и педагогические взгляды немецкого реформатора образования Вольфганта Ратке : 1571-1635 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2003.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/637-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Биография Вольфганга Ратке 52

1. Порадо франкфуртского «Мемориала» (1571-1612) 53

2. Время проектов и расширения сферы деятельности: от франкфуртского «Мемориала» до попытки реформы в Кетене (1612-1618) 66

3. Кетенский период (1618-1620) и время пребывания в Галле и Магдебурге (июнь 1620 г. - сентябрь 1622 г.) 71

4. От пребывания в Рудольштадте (с 1622 г.) до кончины Ратке

(1635 г.) 83

Глава II. Религиозно-философские взгляды Ратке

1. Религиозные взгляды Ратке и роль религии в его системе обучения 88

2. Философские взгляды и система наук Ратке 104

1). Философские взгляды Ратке 107

2). Система наук Ратке 112

Глава III. Общественно-политические взгляды Ратке 121

1. Ратке о государе 123

2. Общественные и государственные функции представителей различных профессий и сословий 149

1). Ратке о статусе посла и дипломатической практике 149

2). Ратке о других профессиях 155

3). Ратке о знатных и незнатных 158

3. Ратке о мире и войне 162

1). Мысли Ратке о мире 162

2). Ратке о войне 168

3). Ратке о заговоре, предательстве и восстании 173

Выводы 176

Глава IV. Педагогические идеи Ратке 179

1. Система образования в Германии XVI и начала XVII вв.

1). Школьное образование 180

2). Университеты 196

2. Общественные и политические аспекты альтернативной системы обучения Ратке 204

3. Ратке о профессии учителя 214

4. Ратке об обязанностях учеников 222

5. Метод обучения Ратке 226

6. Ратке о государственной системе образования и обязанностях правителя в отношении школ 243

Выводы 254

Заключение 257

Библиография 262

Приложения 274

Время проектов и расширения сферы деятельности: от франкфуртского «Мемориала» до попытки реформы в Кетене (1612-1618)

После смерти императора Рудольфа II выборы нового императора, которым должен был стать его брат Матиас48, были назначены на 7 мая 1612 г. В этот день в честь выборов нового императора Ратке „представил перед Матиасом и франкфуртским рейхстагом"49 свой «Мемориал», в котором он изложил основные мысли и положения по педагогической реформе «с божьей помощью и для блага и спасения всего христианства».

Ратке утверждал, что еврейский, греческий, латинский и другие языки должны изучаться всеми - молодыми и старыми, причем сделать это можно быстро, без зубрежки и практики переводов с языка на язык. Во-вторых, он призывал повсеместно создавать школы, „в которых можно было бы изучать не только верхненемецкий, но и другие языки, науки и искусства". В-третьих, реформатор рекомендовал ввести и мирными средствами поддерживать во всей империи единый язык, единое управление, единую религию.

В отличие от общепринятой практики, когда изучающим латынь и другие древние языки прямо запрещалось пользоваться в классе родной речью, Ратке настаивал, чтобы дети прежде всего учились «хорошо читать, хорошо писать и свободно говорить» на родном языке, «каковым для нас является немецкий». Он считал, что это позволит впоследствии понимать те языки, для изучения которых полезно чтение Библии.51 Далее Ратке рекомендовал перейти к древнееврейскому языку, являющемуся, по его мнению, прародителем всех языков, потом к греческому и, наконец, к латыни. Идея этой радикальной школьной реформы тесно связывалась Ратихием с необходимостью внедрять ее по всей империи, а потому и с рекомендацией единого управления ею в условиях единой для всей империи религии. Идеальный вариант лютеранин Ратке, естественно, видел в торжестве лютеранства. В стране, раздробленной политически и конфессионально, находившейся на грани вооруженных конфликтов, предлагалась школьная реформа, которая должна была реализоваться в условиях реформы власти и преобразования межцерковных отношений. Автор проекта словно не хотел знать всем известного факта, что новый император - убежденный поборник католической церкви и контр-реформационный политики.

Среди прибывших на рейхстаг «Мемориал» Ратке вызвал большой интерес, Ж. Риу даже пишет о том, что он произвел эффект взорвавшейся бомбы.52 Нам не известно о реакции на проект Ратке католиков и Матиаса, Лютеранские же князья увидели в «Мемориале» программу политического, культурного и религиозного объединения страны под эгидой протестантизма. Обнародование «Мемориала» ознаменовало новый этап в жизни Ратке, суть которого наиболее удачно выразил Ж.Риу : «Так Ратихий начал путь, полный странствий и мук, путь одинокого ученого-педагога, вдохновленного своей дидактикой, которую не поймут или не захотят понять при его жизни... В течение двадцати трех лет, с 1612 по 1635, он будет ходить из города в город, от двора к двору, призываемый, а затем отвергнутый, получающий поддержку, а затем опозоренный, восхваляемый, а затем проклинаемый, всегда ведущий борьбу за принятие своего труда, в то время как религиозно-политический круг Контрреформации будет все больше и больше сжиматься вокруг него...»53

Действительно, достаточного количества сторонников для осуществления реформы Ратке сразу найти не удалось. Правда, благодаря „Мемориалу" Ратке к идеям реформатора проявили большой интерес князья отдельных земель. Первым из откликнувшихся оказался граф Вильгельм Нойбургский, который по прочтении «Мемориала» выслал Ратке 500 талеров для приобретения книг и поддержки сотрудника Ратке Зелигмана.

Ландграф Людвиг Гессен-Дармштадтский (1596-1626) также заинтересовался проектами реформатора и обратился за консультацией о них к трем профессорам-лютеранам - Б. Ментцеру,54 К. Гельвигу55 и философу И. Юнге56. Ландграф поручил Гельвигу и Юнге составить изложение новой системы обучения, которое появилось в печати уже в октябре 1613 г. во Франкфурте и имело название «Краткое изложение дидактики или искусства обучения Вольфганга Ратихия» [J. Jungius, Chr. Helvicus. Kurzer Bericht von der Didactica oder Lehrkunst Wolfg. Ratichii, 1613 (опубл. в 1614)]. По словам Г. Фогта, работа «была написана энергично и страстно, со смелостью и пылом патриотического энтузиазма»57. Дидактика Ратке впервые получила здесь публичную поддержку специалистов. Почти в это же время на систему Ратке обратила внимание вдовствующая герцогиня Доротея Мария Саксонско-Веймарская (1574-1617)58. Ратке обратился к ней по рекомендации Липпия. В сентябре 1612 г. Ратке был принят герцогиней в Веймаре, и ему поручили на практике продемонстрировать свое искусство обучения. Он добился известных успехов, наплыв слушателей его языкового курса был велик, однако в середине мая 1613 г. Ратихию пришлось покинуть Веймар из-за противодействия ряда теологов и педагогов , и он вернулся во Франкфурт-на-Майне. Тем не менее, герцогиня пожаловала ему денежные средства и обещала содействие в его деле, а также положительные отзывы четырех иенских профессоров-лютеран. Даже столь непродолжительное пребывание Ратке в Веймаре вызвало ощутимый резонанс. Под его влиянием вышел веймарский учебный план 1619 г., эпохальный уже потому, что он впервые обязал всех родителей Саксонско-Веймарского княжества обучать детей, причем в нем было предложено доступное каждому начальное образование.60

Религиозные взгляды Ратке и роль религии в его системе обучения

Эволюция мировоззрения Ратке, в том числе и его религиозных убеждений, пришлась на конец XVI - начало XVII вв. В культурном отношении это была пора последних отблесков Ренессанса и формирования культуры барокко, в философии - время становления так называемой «новой философии», тесно связанной с достижениями других сфер научного знания и представленной прежде всего именами Ф. Бэкона и Р. Декарта. Вместе с тем этот период в политическом и религиозном отношении в современной зарубежной историографии нередко рассматривают как составную часть эпохи конфессионализации. Под этим термином понимаются, как правило, церковно-религиозные преобразования, связанные с различными конфессиями, проводившиеся в период приблизительно с 1550 по 1650 гг. и их воздействие на государство, общество и культуру.1

Какую позицию в это время сложного сплетения политических, конфессиональных и культурных проблем занимал Ратке, если речь идет о его религиозных представлениях? О том, как протекало формирование его религиозно-философских взглядов, нам известно мало. Тем не менее по работам Ратке можно попытаться реконструировать хотя бы некоторые из испытанных им влияний.

В большинстве исследований Ратке признавали лютеранином2, причем Карл Холль3 и Мартин Брехт, связывавший религиозно-философские взгляды Ратке с принципами «естественной теологии»4, отнесли реформатора к существовавшему в рамках лютеранства движению пиетизма, к его ранней фазе. Однако имели место и иные точки зрения на его религиозные взгляды. В частности, Макс Луков полагал, что Ратке, которого он считал одним из первых представителей рационализма, сумел подняться над границами противоборствовавших конфессий и придерживался принципа надконфессиональной терпимости5. Другая проблема, которая привлекла внимание исследователей - соотношение теологии и естественнонаучного подхода в мировоззренческих построениях Ратке. Михаэль Фрейер высказал мнение, что теология в восприятии Ратихия как человека эпохи барокко была дополнением разума (Erganzung der Vernunft), направленного на постижение природных явлений и служила познанию истин откровения, всего того, что происходит не из чувственного опыта.6 Иоганнес Шрайбер, в свою очередь, обнаружил в дидактике Ратке «фундаментальную теологию», которая должна была облегчить верующим доступ к Священному писанию7.

С другой стороны, Уве Кордес, детально исследовав религиозные взгляды Ратке, пришел к выводу, что тяготение Ратихия к природе, естественным наукам и так называемой «естественной теологии» XVII в., вырастающей из метафизического понимания природы как Божьего творения, объяснялось отнюдь не спецификой поэтического благочестия Ратке и принадлежностью его к движению пиетизма; цель Ратке состояла в проведении многогранной по своему характеру реформы в рамках лютеранской ортодоксии8. Более того, Кордес отмечает, что высказываемая Ратихием идея гармонии разума и веры (которую другие исследователи истолковывали в духе «естественной теологии») направлена в итоге как раз против требований движения пиетизма в лютеранстве9. Небезынтересны и другие утверждения Кордеса. Он пишет, в частности, что по-лютерански понимаемая милость Божия составляет для Ратке цель веры и исходный пункт его теологии. Поскольку именно эта проблема принадлежит к основополагающим в догматике Лютера, понимание Ратихием веры является, по мнению Кордеса, несмотря на своеобразие системы Ратке и ощутимость его библицизма, достаточным, чтобы характеризовать его как лютеранина10, причем Кордес считает Ратихия представителем ортодоксального лютеранства.11 В рамках этой главы мы хотели бы определить уточнить общую направленность взглядов Ратке и их специфику. В этой связи мы попытаемся проследить, в частности, чьи позиции в среде теологов были ему близки и кого он считал своими оппонентами. Важно выяснить, какое воздействие оказали религиозные взгляды Ратке на его общественно-политические и педагогические концепции, а также как они повлияли на его взаимоотношения с современниками и тем самым на его судьбу.

Фундамент религиозных представлений Ратке был заложен уже в его детстве; в семье он воспитывался в духе строгого лютеранства, и основой его начального образования также являлась лютеранская вера. Такой же религиозной направленностью характеризовалось и обучение в Иоганнеуме. Поэтому неудивительно намерение Ратке стать священником, поступив для этого на теологический факультет Ростокского университета. Правда, сама учеба, знакомство с трудами Рамуса и пробуждение интереса к древним языкам и математике изменили намерения Ратке посвятить себя духовному поприщу, но в целом, видимо, мало повлияли на его религиозные взгляды.

Основываясь на цитатах, приводимых Ратке в большинстве его сочинений, можно утверждать, что он чрезвычайно углубленно изучал тексты Ветхого и Нового Завета. Наряду с ними, наиболее авторитетными источниками стали для него произведения Лютера, на которого Ратке ссылается в своих трудах гораздо чаще, чем на других авторов. Поставив под сомнение исключительное право духовенства толковать Евангелие, Лютер выдвинул положение, что все христиане имеют право судить на основе Священного Писания, что истинно или неистинно в вере. Важность изучения Священного Писания он видел не только в религиозном, но и в моральном воспитании человека, считая, что оно поможет возвратить благочестие и веру, утраченные обществом, и призвал своих последователей «стать мужественными и свободными», чтобы «смело, в соответствии с нашим разумением Писания, проникнутым верой, исправить все, что папа и его сторонники делают или позволяют делать».12 Осуществленный Лютером перевод Библии на немецкий язык способствовал распространению Священного Писания среди значительной части населения. Лютер предложил и концепцию новой школы, которая явилась составной частью комплексной программы преобразования общества и его религиозной организации на евангелических началах. Эта концепция нашла горячего сторонника в лице Ратке, который впоследствии взял многие ее аспекты за основу своей педагогической теории и практики.

Ратке о статусе посла и дипломатической практике

Вопрос о миссии государя занимает достаточно важное место во многих педагогических и философских произведениях Ратихия, что отнюдь не случайно. Поскольку возможность осуществления предлагаемой Ратке педагогической реформы зависела в первую очередь от заинтересованности и инициативы властей, неудивительно его обращение в целом ряде произведений как к отдельным князьям, так и к властям в целом. С другой стороны, начало Тридцатилетней войны обусловило ту особую роль, которую отныне играл в обществе тот или иной государь или правитель, что также получило освещение в ряде трудов Ратке; определенное влияние на обращение Ратке к вопросу о том, в чем заключаются основные функции государя, оказал и его кетенский опыт. Особый акцент в произведениях Ратке делается на общественной миссии правителя и властей и их обязанностях в отношении подданных.

Трудам Ратке предшествовала весьма длительная традиция наставлений и советов государю и других трактатов политического характера. Мы упомянем здесь лишь некоторые наиболее известные сочинения XVI в., которые не утратили значения для политической мысли времени Ратке, а также труды его современников.

С Никколо Макиавелли начинается новая эпоха политического мышления. Позицию Макиавелли характеризуют, во-первых, политический реализм, который тесно связан с антропологическим пессимизмом; во-вторых, выдвинутая им концепция «добродетели» государя, эффективно управляющего государством и со знанием дела противостоящего «судьбе» и, наконец, в-третьих, «возвращение к началам» как условие восстановления и обновления политической жизни. В XV главе «Государя» Макиавелли раскрывается принцип «правды в состоянии вещей как они есть» и оставляется без внимания то, что «должно быть». В частности, Макиавелли пишет: «Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам... имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной - в отличие от многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности».3

Макиавелли высказал мысль о том, что монарх может оказаться в таких условиях, что должен будет применять методы крайне жестокие и бесчеловечные. Крайнее зло требует крайних мер, поэтому, полагает он, в любом случае следует избегать половинчатости и компромиссов, которые ничему не послужат, а напротив, только крайне вредны.4

Иное понимание власти мы видим в «Шести книгах о государстве» Жана Бодена (1530-1596). По мнению Бодена, государству необходима сильная власть, которая бы объединила всех членов общества, связав в единое целое. Но этот суверенитет не достижим методами, рекомендуемыми Макиавелли, которые грешат, по Бодену, аморализмом и даже атеизмом; его можно установить на справедливых началах, апеллируя к разуму и справедливым законам. Под «суверенитетом» Боден понимает независимую, абсолютную и постоянную власть государства над его гражданами и подданными. Такой суверенитет выражен более всего в законах, которые могут быть даны подданным без их на то согласия. Суверенная власть не связана какими-либо законами государства или договорными обязательствами со своими подданными, она может не считаться с представлениями о долге государя. Свободу народа Боден видит не в его участии в политической жизни, а в возможности при обеспеченном твердой властью порядке спокойно заниматься своими частными делами. Идеал Бодена -монархия, в которой государь никому не подотчетен и независим от законов страны. Более того, он сам их издает. В другом своем произведении - «Разговоре семи персон» ("Colloquium heptaplomeres")5 Боден затрагивает важную проблему его времени -межконфессиональные конфликты. Он выступает как сторонник религиозного согласия.6

Высказанные Макиавелли идеи вызвали бурную полемику. Так, во Франции в 70-х гг. XVI в. возникло тираноборческое движение, появился ряд произведений, в том числе сочинения Ф. Отмана и И. Жантийе, а также целый ряд анонимных трудов, направленных против теории Макиавелли. В частности, Ф. Отман посвятил свой труд «Франкогаллия» (1573) доказательству исторического существования во Франции монархии, ограниченной представительскими учреждениями, в которых воплощен принцип народного суверенитета. Отман отстаивал законность права народа на выступление против монархии, и именно в возможности реализации этого права усматривал доказательство наличия свободы в государстве. И. Жантийе в своем произведении «Анти-Макиавелли» (1576) уже аксиомой считал суверенитет народа и право на восстание, не только допуская возможность борьбы с тираном, но и вменяя ее в обязанность граждан. Раскрывая содержание понятия «тираноборчество», говоря о законности вооруженных действий против правительства и государя, Жантийе даже допускает тираноубийство.7

Общественные и политические аспекты альтернативной системы обучения Ратке

Даже численный рост государственных институтов стал практически повсеместным явлением. На должностные места нередко претендовали лица дворянского происхождения, считавшие более важной свою родословную и связи, чем познания и реальную подготовленность к делу. Отношение к критериям отбора на государственную службу и было, таким образом, не чисто теоретической задачей, а насущной практической проблемой. Основные качества, которыми, как полагает Ратке, необходимо обладать тому, кто состоит на службе у правителя, таковы. Он должен быть опытным и испытанным. Как и правитель, он обязан быть прежде всего богобоязненным и благочестивым человеком, справедливым и неподкупным, верным и дружелюбным, правдивым, свободным и вместе с тем отличающимся скромностью. Кроме того, он должен быть ученым и красноречивым, но вместе с тем молчаливым, не впадающим в гнев, не корыстным. При выборе людей для службы государю важно, полагает Ратке, обращать внимание не на положение, занимаемое человеком, не на то, благородного ли он происхождения или нет, а на его личные качества, достоинства и добродетели, которыми он обладает61. Таким образом, Ратихий не считал знатное происхождение обязательным условием для успешной службы у государя. Вероятно, не последнюю роль в этом убеждении играло происхождение самого реформатора.

Третья книга «Учения о должности правителя» называется "Administratio" и посвящена задачам управления. Дела управления (Regimentssachen) Ратке разделяет на духовные и мирские. К духовным он относит деятельность государя, связанную с церковью и школами. Последнее лишний раз подтверждает религиозную направленность представлений Ратке о задачах школы. По его мнению, на правителя ложится обязанность учреждать школы и заботиться о них, причем Ратке считает это одной из первостепенных задач государя и трудом на благо всего христианского мира62. Примечательно, что Ратихий в течение почти всей своей жизни не ладил с власть имущими, и в особенности по вопросам образования. Его неудачи во многом были следствием этого разлада. Письма Ратке часто содержат едкую критику городских Советов и отдельных представителей власти63. В любом случае конфликты Ратихия с властями происходили в основном тогда, когда он был убежден (или ему это казалось), что князья или знать пренебрегают вопросами образования, имеющими важное общественное значение.

Говоря о роли государя в развитии образования, Ратке имеет в виду не только школьное обучение, но и университетское, хотя особое внимание реформатора связано именно со школой как с частью образования, наиболее массовой по числу обучающихся. Ратке делит на две категории - низшие и высшие (университеты). Низшими он называет учреждения, где детей обучают основам всех предметов и одновременно языкам. Такие школы должны учреждаться в деревнях и небольших городах, и правителю надлежит позаботиться о подсчете детей, способных учиться, и величине зданий, необходимых для обучения, а также о предоставлении школам особых прав для возможности беспрепятственно преподавать там как различные предметы, так и языки64. Высшими школами Ратке называет учреждения, предусмотренные для продолжения занятий, начатых в низших школах. Государь должен учреждать их в наиболее подходящих для этого местах и освободить такие школы от каких-либо податей и налогов65. Делом правителя является, по мнению Ратке, и сама организация учебного процесса, то есть издание связанных с ним распоряжений и определение тех предметов, которым следует обучать, а также назначение учителей и персонала, оснащение школ материалами, необходимыми для учебного процесса, назначение стипендий и т.д.66 Обязанности государя по отношению к школам чрезвычайно подробно описаны Ратке в Третьей книге «Учения о должности правителя»67, и мы осветим эти проблемы в главе, посвященной педагогическим взглядам реформатора. Здесь необходимо специально остановиться на одном важном моменте. В эпоху конфессионализации общепринятой практикой и в католическом, и в протестантском мире было систематическое проведение визитаций - контрольных проверок школ лицами или комиссиями, которым государство и церковь доверили эту важную форму цензуры. В наши дни историк нередко воспринимает эти проверки как знак несвободы мысли, ограничений, налагаемых на культуру политическими и церковными органами. Это верно, но нельзя и упрощать реальность. Результаты визитаций побуждали правителей и церковь интересоваться не только вопросами верности школы принципам определенной конфессии или установлениями властей, но и проблемами материального обеспечения процесса обучения уровнем преподавания и т.д. Ратке принадлежал к тем, кто обращал особое внимание правителей государства на эту сторону дела.

В той же Третьей книге Ратке останавливается и на вопросе о взаимоотношениях государя и церкви, на связанных с этим обязанностях правителя. Он считает, что в их число входит основание церквей и их всемерная поддержка68. Благочестие, которое он считает первой из добродетелей правителя, находит здесь почву для практического применения возможностей власти.

После изложения деятельности правителя (связанной с церковью и школами), Ратке обращается к его задачам в делах мирских. В первую очередь он рассматривает роль монарха в судебной сфере. Он полагает, что на государя ложится исполнение судебных функций и забота о справедливости судебных решений, то есть по сути контроль над судом.69 Ратке конкретизирует правовые функции государя. Суд делится на высший (Obergericht) и низший (Untergericht). Высший суд -судебная власть, осуществляемая непосредственно самим государем с помощью его Советов. Низший суд - судебная власть, которую правитель передает, передоверяет судьям70. Государь, таким образом, должен быть, по Ратке, единственным источником судебной власти. Здесь он разделяет позиции тех, кто принадлежал к сторонникам абсолютной монархии также и в этой сфере.