Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Кэтрин Маколей и ее эпоха 19.
1. Идейно-политическая ситуация в Англии середины XVIII столетия 19.
2. Биография Кэтрин Маколей-Грэхэм (Соубридж) 31.
3. Женщина в мужском мире 55.
4. Корни и сущность республиканских взглядов Кэтрин Маколей 68.
Глава II. Кэтрин Маколей - историк и публицист 80.
1. «История Англии» Маколей. Дискуссия с Юмом 80.
2. Маколей и Американская революция 110.
3. Радикалы и виги: К. Маколей против Э. Берка 120.
4. Размышления Маколей о воспитании, морали и религии 140.
Заключение 151.
Библиография 155.
- Идейно-политическая ситуация в Англии середины XVIII столетия
- Биография Кэтрин Маколей-Грэхэм (Соубридж)
- «История Англии» Маколей. Дискуссия с Юмом
Введение к работе
Просветительское движение в Англии, его особенности и влияние на культуру Великобритании и мировую культуру продолжает оставаться одной из наиболее исследуемых тем как зарубежной, так и отечественной исторической науки. Изучение английского Просвещения как явления складывается, в том числе, и из исследований, посвященных отдельным его представителям, их литературной и общественной деятельности.
Идейные основы английского Просвещения были заложены Дж.Локком, который разработал концепцию «естественных прав», происхождения государственной власти и дал теоретическое обоснование того государственного строя, который утвердился в Англии после Славной революции 1688 г. Учение Локка стало идейной платформой многих политических и общественных движений Великобритании в XVIII в. Одним из них было радикальное движение 1760-80-х гг., ставившее своей целью демократизацию политической системы, сложившейся в Англии. Для английских радикалов этого времени было характерно стремление связать теорию с практикой, воплотить концепцию «естественных прав» во всей ее полноте. Их требования парламентской реформы оказали существенное влияние на формирование идеологической базы американской революции; на родине идеи радикалов XVIII столетия, правда, в существенно смягченном виде, были реализованы проведением знаменитых парламентских реформ XIX в.
Радикальное движение в Англии в 60-80-х гг. XVIII в., появление которого в условиях экономической и политической стабильности кажется на первый взгляд парадоксальным, при более пристальном рассмотрении представляется исторически закономерным, обусловленным экономическими и политическими причинами. В последние десятилетия растет интерес к его исследованию, как в зарубежной, так и в отечественной историографии.
В свете вышесказанного творчество английского радикального историка и публициста Кэтрин Маколей (1731-1791) представляет несомненный интерес в сфере изучения сразу нескольких областей английской общественно-политической жизни XVIII в.
В исторических и политических работах К. Маколей нашли яркое отражение взгляды, характерные для идеологов и лидеров радикального движения. Благодаря своим сочинениям, Кэтрин Маколей стала одним из глашатаев английского радикализма XVIII в., поэтому исследование этого общественно-политического явления, его истоков, причин появления, развития и тех последствий, которые оно имело в последующей британской истории, невозможно без анализа ее взглядов и идей.
Как автор одного из самых знаменитых в свое время исторических сочинений, К. Маколей внесла значительный вклад в развитие исторической науки, и изучение ее произведений позволяет выяснить некоторые особенности развития английской историографии XVIII столетия. Кэтрин Маколей стала первым исследователем, рассматривавшим историю Великобритании с радикально-демократической точки зрения. Ее «История Англии» написана с республиканских позиций, так мало характерных для представителей английской исторической науки того времени. Таким образом, анализ тех идей, которые автор излагала в этом сочинении, может быть полезен также и для изучения истории развития республиканских идей.
Интерес исследователя творчества Маколей лежит еще и в сфере одного из приоритетных направлений современной исторической науки, а именно в области тендерной истории. Анализ причин и результатов обращения Маколей к интеллектуальному творчеству, которое как область деятельности тогда практически полностью принадлежало мужчинам, позволяет ответить на вопросы о том, каково было положение женщины и какова была общественная реакция на стремление отдельных
представительниц слабого пола иметь право на самостоятельную точку зрения и возможность ее отстаивать.
Целью работы является изучение и анализ общественно-политических и исторических взглядов Маколей как яркой представительницы английского радикализма XVIII в.; выяснение ее места и роли в английской историографии; выявление степени влияния жизни и творчества Маколей как первого английского историка-женщины на процесс становления и формирования феминистского движения.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
изучения общественно-политических и исторических взглядов Маколей на основании анализа ее произведений;
рассмотрения идейных истоков мировоззрения Маколей в исторической и общественно-политической областях;
сравнительного анализа идей К. Маколей со взглядами ее единомышленников и оппонентов;
анализа воззрений Маколей по вопросу о положении женщины в обществе;
выяснения отношения Маколей к основных политическим событиям ее времени, в том числе американской и французской революции.
Долгое время имя Маколей лишь упоминалось в общих работах по истории Англии.1 Первым серьезным исследованием ее творчества стала книга американского историка М. Ч. Беквиз «Кэтрин Маколей: бунтарка XVIII века. Краткое описание ее жизни и некоторые размышления о месте среди историков и политических реформаторов ее времени». Название работы полностью отражало ее содержание. Исследовательница рассматривала деятельность и сочинения К. Маколей как протест против существующих в обществе и историко-публицистической литературе
1 Lecky W.E.H. A History of England in the Eighteenth Century. Vol. I-VIII. L., 1878-1889. Vol. III. P. 206-207.
-4-устоев. Именно поэтому Беквиз много внимания уделила влиянию произведений Маколей на формирование мировоззрения Мэри Уоллстонкрафт, первой английской феминистки, выступавшей за равные права мужчин и женщин, за право женщины на развод, собственность и даже на аборты. Американская исследовательница отмечала, что Маколей и Уоллстонкрафт «обе были бунтарками», появление которых «именно в XVIII в., когда их пол начал проявлять гражданскую и политическую активность» было закономерным.1
Большое внимание Беквиз уделяла взаимоотношениям К. Маколей и американских революционеров. Детально описывая визит Маколей в Америку, ее общение с Б. Франклином, Дж. Вашингтоном и другими великими американцами, М. Беквиз доказывала «бунтарство» своей героини тем, что «задолго до того, как Америка явила новые образы политической свободы или Франция - лозунги свободы, равенства и братства, К. Маколей указывала на опасность королевских прерогатив и была пылкой сторонницей дела свободы». Беквиз считала, что именно влиянию Маколей на Мерси Уоррен Америка обязана появлением своего первого историка-женщины.
Представители английской историографии XX в. также не обошли вниманием творчество своей соотечественницы. Так, знаменитый английский историк и историограф Г. Баттерфилд в своих комментариях, к изданию дневников, писем и автобиографии Дж. Адамса писал, что Маколей была «политическим памфлетистом и историком, автором многотомной "Истории Англии", которая была своего рода Библией для радикалов Англии и Америки того времени».4 Таким образом, Баттерфилд
1 Beckwith М. С. Catharine Macaulay: Eighteenth Century Rebel. A Sketch of her Life and
Some Reflections of her place among the historians and political reformers of her time. The
Ohio Univ. Ph. D., 1953. R 2, И9.
2 Ibid. P. 1.
3 Ibid. P. 54.
4 Adams J. The Adams Papers. Diary and Autobiography of John Adams. Ed. by Butterfield
L. H. Vol. I-II. Cambridge, 1961. Vol. I. P. 361.
высоко оценивал значение политических и исторических сочинений Кэтрин Маколей для развития английского радикализма XVIII в., а также признавал сильное влияние ее произведений на американских революционеров.
На 1960 - первую половину 1980-х гг. в англо-американской историографии пришелся пик различного рода публикаций, посвященных исследованию английского радикализма XVIII столетия. В них анализировались его корни, сущность, причины появления, последствия; рассказывалось об отдельных его представителях, их идеях, взглядах, жизненном пути, их сочинениях, связях английских радикалов и американских революционеров. Имя Маколей упоминалось в каждой из этих книг, каждый из авторов давал ей высокую оценку, но ставил ей в заслугу различные аспекты ее деятельности. Так, например, Дж. Брэдли характеризовал ее произведения как прогрессивные и отмечал, что она боролась за права диссентеров.1 Э. Гудвин особо отмечал ее заслуги в обработке источников по истории Английской революции. Г. Дикинсон в своем исследовании политических учений Англии в XVIII в. приводил отрывки из сочинений Маколей в качестве образца идеологии сторонников республики.3
Один из крупнейших специалистов по истории английского радикализма К. Бонвик также уделил большое внимание взглядам и идеям писательницы. Исследуя влияние английского радикализма на формирование идеологии Американской революции, он отметил особую роль Маколей, которая была «единственным английским радикалом, посетившим Америку сразу же после объявления независимости».4 В
1 См. Bradley J. Е. Popular Politics and the American Revolution in England. Petitions, the
Crown, and Public Opinion. Georgia, 1986. P. 93
2 Goodwin A. The English democratic Movement in the Age of French revolution.
Cambridge, 1979. P. 38.
3 Dickinson H. T. Liberty and Property. Political ideology in Eighteenth-Century Britain. N.
Y., 1977. P. 204.
4 Bonwick C. English Radicals and the American Revolution. Chapel Hill. The Univ. of North
Caroline Press, 1977. P. 182.
-6-статье о К. Маколей в «Биографическом словаре современных британских радикалов» он охарактеризовал ее как «самого выдающегося политического писателя-женщину ее дней».1 Бонвик считал, что, выступая в пользу необходимости равного образования для мальчиков и девочек, К. Маколей оказала влияние на Мэри Уоллстонкрафт, а потому ее с полным основанием можно считать «предшественницей феминистского движения».2
В статье американской исследовательницы К. Хэй «Кэтрин Маколей и Американская революция», помимо уже известных сюжетов о визите Маколей в Америку и ее контактах с выдающимися американцами, рассматривалось ее влияние на борьбу за улучшение положения женщин в Америке. К. Хэй доказывала это тем, что Мерси Уоррен считала Маколей своим учителем не только в изучении истории, но и в способах борьбы за права женщин.3 Своим образом жизни и своими интеллектуальными занятиями Маколей произвела большое впечатление на американцев и тем самым стимулировала начало феминистского движения.
Подобная точка зрения существовала в англо-американской историографии вплоть до появления в 1992 г. первой монографии, посвященной Кэтрин Маколей, которая была написана английской исследовательницей Б. Хилл. Эта работа - «Республиканская фурия. Жизнь и времена Кэтрин Маколей, историка» - стала крупным прорывом на пути изучения жизни и творчества писательницы. Хилл предприняла в целом успешную попытку осмыслить и оценить в совокупности все творческое наследие Маколей, подробнейшим образом рассказать о ее жизненном пути. В книге представлены исторические и общественно-политические взгляды Маколей на основе анализа ее работ по истории,
Biographical dictionary of modem British radicals. Ed. by Baylen J.O. and Gossman N. J. Vol. I. Hassocks. Harvester Press, 1979. P. 304.
2 Ibid. P. 305.
3 Hay H. C. Catharine Macaulay and American Revolution II The Historian. Vol. 56. № 2.
winter 1994. P. 312-313.
-7-писем, памфлетов и бесед, а также воспоминаний о ней. Хилл однозначно считала деятельность Маколеи, ее сочинения и взгляды замечательными и достойными внимания и недоумевала, почему они стали «незаслуженно забытыми».1 Большое внимание в монографии Хилл уделено вопросу о так называемом феминизме Маколеи, который, казалось бы, уже можно было считать решенным после выхода работ американских историков. В ходе исследовательского анализа Б.Хилл однозначно утверждала, что Маколеи нельзя назвать феминисткой в современном понимании этого слова.
Безусловными достоинствами работы Б. Хилл стала широкая источниковая база и обилие фактического материала. В то же время в монографии практически отсутствуют рассуждения и авторские обобщения, те же, что есть, часто бывают противоречивы. Кроме того, в отдельных случаях автор склонна преувеличивать значение Кэтрин Маколеи и ее творчества Так, рассуждая о влиянии ее идей и взглядов на американскую революцию, британская исследовательница пришла к выводу, что «История» Маколеи не только сыграла важную роль в оформлении идеологии революции, но и в том, что сама эта революция произошла.2 Автор высказала мнение, что идеи Маколеи оказывали влияние на социальные движения и в XIX в., утверждая, что это ясно прослеживается «в петициях, особенно, чартистских». Хилл даже писала, что анализ миссис Маколеи Славной революции «предвосхитил кое-что из современной историографии, например, "Скелет власти: война, деньги и английское государство, 1689-1783" Дж. Бруэра».4 Подробно Хилл проанализировала оценки Маколеи событий 1688-1689 гг. в одной из своих статей.5 Заключение Хилл таково: оценки Маколеи этого одного из
1 Hill В. The Republican Virago. The Life and Times of Catharine Macaulay, historian.
Oxford, Clarendon Press, 1992. P. 3.
2 Ibid. P. 185.
3 Ibid. P. 3.
4 Ibid. P. 251.
5 Hill B. Reinterpreting the "Glorious Revolution": Catharine Macaulay and the Radical
Response II Culture and Society in the Stuart Restoration. Literature, Drama, History. Ed. by
MacLean G. Cambridge, 1995.
важнейших периодов английской истории были резки и неожиданны для ее современников.
Таким образом, представители английской и американской историографии сделали ряд крупных шагов на пути изучения жизни и творчества Маколей.
В отечественной историографии первым исследованием творчества К. Маколей стала статья И. В. Дмитриевой, посвященная ее «Истории». Автор статьи отмечала, что забвение трудов Маколей находится в «несомненном противоречии с той большой популярностью, которой пользовались ее исторические работы в течение доброго полувека», и что работа Маколей появилась тогда, когда «в Англии, как и по всей Европе, наблюдался заметный спад влияния идей республиканизма».1 И.В.Дмитриева отметила заслуги Маколей в области источниковедения, однако ее оценки различных событий истории Англии назвала «во многом противоречивыми».2 В заключение в статье делается вывод, что взгляды К.Маколей были сходны с воззрениями, составившими политическую программу «демократической партии, которая развивалась в 80-е гг. XVIIIb. одновременно с пролетариатом и внутри него».3
М.А. Барг характеризовал Маколей как «видную представительницу английской историографии», отмечая ее «аналитический ум» и недюжинный литературный дар. Ее памфлет, посвященный Великой французской революции, он считал авангардом радикальной публицистики того времени.4
Дмитриева О. В. Радикальное направление в английской историографии века Просвещения («История Англии» К. Маколей) // Проблемы британской истории. М., 1987. С. 207,209.
2 Там же. С. 214.
3 Там же. С. 215.
4 Барг М. А. Образ Великой французской революции в современной ей английской
радикальной публицистике (защита революции историком Кэтрин Маколей) // От
Просвещения к революции: из истории общественной мысли нового времени. М., 1990.
С. 85-86.
Изучение жизни и творчества К. Маколей было продолжено в работах Н. С. Креленко и С. Б. Семенова, опубликованных во второй половине 1990-х гг. Оба автора высоко оценивали значение ее произведений, в первую очередь «Историю Англии» и памфлет «Замечания на "Размышления" Э. Берка». С. Б. Семенов ставил ее имя в один ряд с именами Э. Кларендона и Д. Юма, а Н. С. Креленко называла сочинение Маколей «одной из известнейших в свое время историй английской революции».1
Рассматривая взгляды К. Маколей, С. Б. Семенов отмечал, что они отличаются от взглядов других историков и публицистов эпохи Просвещения и от ее коллег по революционно-демократическому лагерю «исключительным демократизмом и вольнолюбием». Н. С. Креленко, признавая Маколей «незаурядной женщиной», писала, что «как личность и историк она представляла собой фигуру, типичную для определенных кругов английского общества середины «просвещенного века». По мнению Н. С. Креленко Маколей принадлежала к той маленькой группе, которая представляла интересы «формирующейся промышленной буржуазии».3
Креленко отметила, что возвращение к идеалам республиканизма у английских радикалов было вполне естественно в обстановке поиска ими политического идеала Однако они стремились не к тем республикам, примеры которых они видели воочию, в современной им действительности, а хотели вернуться к классическому образцу -античным республикам. Но поскольку этот образец был слишком далек и оторван от английской почвы, то они вернулись к республиканским идеям
Креленко Н. С. «Пуританская революция» и английская общественная мысль ХУП-XIX вв. Историческая мысль в контексте политической борьбы. Саратов, 1990. С. 46.
2 Семенов С. Б. Радикальный взгляд в прошлое: К. Маколей и ее «История Англии» //
История и историография зарубежного мира в лицах. Самара, 1996. С. 174.
3 Креленко Н. С. Кэтрин Маколей - «леди Фукидид» XVIII века // Историографический
сборник. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17. Изд-во Саратовского
университета, 1998. С. 82.
-10-Сиднея и Мильтона. В этом смысле обращение к ним Маколей вполне закономерно.
Н. С. Креленко дала ответ на вопрос о причинах забвения трудов Маколей: в связи с начавшимся в Англии преследованием идей радикализма на фоне «контрреволюционной позиции английского правительства» из-за революции во Франции сочинения Маколей оказались сначала в опале, а потом были забыты.1
На этих исследованиях круг работ зарубежных и отечественных историков, посвященных К. Маколей, замыкается. Их обзор показывает, что за последние десятилетия в изучении творческого наследия Кэтрин Маколей сделано немало, однако далеко не все вопросы этой темы освещены, и она требует дальнейшего изучения.
Кроме специальных исследований в диссертации были использованы обобщающие работы зарубежных и отечественных историков по истории английского радикализма, идеологии эпохи Просвещения, истории Англии XVIII в.; труды, посвященные отдельным выдающимся предшественникам и современникам Маколей. Среди них специально следует отметить исследования К. Бонвика, Дж. Кларка, С. Маккоби, М. А. Барга, Т. Л. Лабутиной, А. В. Чудинова, Е. В. Полевщиковой.
Источники, которые использованы автором настоящего исследования, могут быть определенным образом классифицированы. В первую очередь, это исторические и публицистические сочинения: произведения самой Кэтрин Маколей; сочинения Дж. Мильтона, Дж. Гаррингтона, Дж. Локка, Г. Болингброка, Э. Кларендона, которые оказали на нее определенное влияние; книги ее оппонентов Д. Юма и Э. Берка; трактаты ее единомышленников - радикалов Дж. Пристли, Р. Прайса, Дж. Бурга и Т.Пейна. К единомышленникам Маколей по вопросам образования и положения женщин можно отнести и М. Уоллстонкрафт.
1 Там же. С. 89.
Отдельную группу источников составляют памятники эпистолярного жанра, а именно дневники и письма. Это, прежде всего, дневник С.Невилла, дневники и письма Дж. Адамса и Дж. Вашингтона, переписка X. Уолпола, Э. Берка, Р. Прайса
Главными из источников являются сочинения Маколей: «История Англии от восшествия на престол Якова I до воцарения Ганноверской династии» и памфлеты: «Письма об образовании с размышлениями о религиозных и метафизических предметах» и «Замечания на "Размышления достопочтенного Э. Берка о революции во Франции" в письме достопочтенному барону Стенхоупу».1 Названные произведения наиболее яркие из всего наследия писательницы, что единодушно признается как зарубежными, так и отечественными исследователями. Именно в этих сочинениях взгляды К. Маколей, ее точка зрения по самым разнообразным вопросам, начиная от оценок исторических и современных ей событий и заканчивая ее соображениями о воспитании и образовании детей, изложены во всей своей полноте, наиболее конкретно и доказательно. Кроме того, эти произведения дают представление о взглядах писательницы в динамике. «История Англии» писалась в течение 20 лет, и ее тома отражают эволюцию взглядов автора на проблемы британской истории, политики, общественной жизни, государственного и общественного устройства и на современные Маколей политические и культурные события, социальные институты. Оба упомянутых памфлета созданы Кэтрин Маколей незадолго до смерти, в тот период, когда она систематизировала те выводы, к которым она пришла вследствие долгих размышлений в течение всей жизни. Поэтому «Письма об образовании» и
1 Macaulay С. The History of England from the Accession of James I to the Elevation of the House of Hanover. Vol. I-VI. L., 1769. Observations on the Reflections of the Rt. Hon. Edmund Burke on the Revolution in France in Letter to the Rt. Hon. The Earl of Stanhope. L., 1790.The Letters of Education with Observation on the Religious and Metaphysical Subjects. N. Y., 1974.
«Замечания» являются квинтэссенцией взглядов Маколей по различным вопросам.
Следующими по значимости среди источников стоят исторические и публицистические сочинения, оказавшие на Маколей определенное влияние. Среди них большое значение имеют сочинения и трактаты Дж. Мильтона, Дж. Гаррингтона, Дж. Локка, Г. Болингброка, Э.Кларендона, которые оказали воздействие на формирование ее взглядов.1
Рассуждения и выводы первых трех из названных авторов, безусловно, импонировали Маколей, доказательством чего служит тот факт, что идеи Мильтона, Гаррингтона и Локка можно найти в переработанном виде во всех сочинениях самой Маколей. Такое отношение к этим авторам вполне понятно: их сочинения были чрезвычайно популярны у английских либералов и радикалов, а произведения Локка вообще стали своеобразным «священным писанием» для представителей английского Просвещения. Очевидно, что трактаты о воспитании Мильтона и Локка также оказали глубокое влияние на Маколей и натолкнули ее на собственные размышления об образовании и воспитании подрастающего поколения, вылившиеся в публикацию ее «Писем».
Маколей также восприняла и развила многие идеи Гаррингтона об обществе и государстве. Она разделяла и его точку зрения и оценки некоторых событий истории Англии. Признавая вслед за Гаррингтоном важность экономических факторов в развитии общества, Маколей говорила о преобразованиях в этой сфере. Например, она широко пропагандировала идею о принятии аграрного закона, призванного сделать распределение земли более справедливым.
1 Oceana of James Harrington, Esq. and others his works. The Whole collection methodized an reviewed with an exact account of his Life prefixed by J. Toland. L., 1700. Locke J. Two Treatises of Government Cambridge, I960. Локк Дж. Мысли о воспитании и воспитании разума. СПб., 1913. Болинтброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. Clarendon Е. The History of the Rebellion and Civil Wars in England, begun in the year 1641. Ed. by Macray W. Vol. I-VI. Oxford, 1969.
Г. Болингброк и Э. Кларендон оказали сильное влияние на Маколей как на историка, однако их взгляды на английскую историю, общество и государство не встретили у нее сочувствия, прежде всего из-за симпатий обоих авторов к монархии. Болингброку, с его «Письмами об изучении и пользе истории», Маколей обязана своим серьезным и вдумчивым отношением к историческому процессу и оценке исторических событий, осознанию исключительной важности истории. Работа Кларендона была образцом исторического сочинения для того времени, поэтому не могла не повлиять на Маколей как на историка и исследователя. Маколей часто цитировала Кларендона, главным образом для того, что бы противопоставить ему свою точку зрения.
«История» Маколей была написана ею в противовес «Истории» Юма, которая стала одним из основных источников при написании данной работы. Сочинение Юма было тогда очень популярно; он привнес много нового в методологию, например, он рассматривал экономические, социальные, религиозные и культурные причины событий в совокупности. Юм давал характеристики не только историческим персонажам, но и состоянию экономики, культуры, религии и общественного развития в тот или иной период. Маколей не разделяла мнений и оценок Юма относительно большинства узловых событий истории Великобритании, и поставила себе задачу переоценить их, как она полагала, с истинной точки зрения. Сравнение исторических воззрений Маколей и Юма позволяет лучше представить ее собственные взгляды.
Последний и лучший памфлет Маколей представлял собой отповедь Э.Берку на его «Размышления о революции во Франции». Сравнение взглядов двух авторов позволяет выяснить, насколько и по каким вопросам разнились позиции английских радикалов и вигов того времени.
Работы Дж. Пристли, Р. Прайса и Дж. Бурга составили идейно-философскую базу английского радикализма XVIII в.* Являясь образцами английской радикальной публицистики, они позволяют составить представление об ее основных принципах, задачах и выводах, а сравнение их с рассуждениями К. Маколей позволяет отнести ее, как публициста и историка, к радикалам.
Огромный интерес представляет переписка: как самой Маколей со своими корреспондентами, так и переписка третьих лиц, в которой нередко можно найти оценки и рассуждения, посвященные самой исследовательнице и ее воззрениям. Рассуждения о Маколей, ее образе жизни, ее сочинениях можно найти у X. Уолпола, внимание которого к персоне Маколей говорит об интересе к ней элиты английского общества и высоком уровне ее известности. Отдельные упоминания о Маколей и ее единомышленниках можно найти в переписке Э. Берка в начале 1770-х гг., когда вышел один из ее памфлетов, в котором она впервые полемизировала с Берком. Рассуждая с друзьями о кружке столичных радикалов, он видел Маколей в их авангарде.
Чрезвычайно важна переписка Джорджа Вашингтона с Маколей, которая велась со времени отъезда Маколей из Америки вплоть до ее смерти. Переписка выдержана в чрезвычайно дружеской манере и темы, которые она охватывала, многочисленны. Среди них такие вопросы как государственное устройство и перспективы развития американского государства.2
1 Priestly J. Essays on the First Principles of Government and on the Nature of Political, Civil
and Religious Liberty. L., 1768. Пристли Дж. Письма к достопочтенному Э. Берку,
вызванные его «Размышлениями о французской революции» // Английские
материалисты XVIII века. Т. III. М., 1968. Price R. Two Tracts on Civil Liberty. The War
with America. The Debts and Finances of the Kingdom. N. Y., 1972. Reprint of the 1778 ed.
Burgh J. Political Disquisitions. An Enquiry into the Public Errors, defects and Abuses.
Calculated to Draw the Timely Attention of Government and People to a Due Consideration
of Necessity, and the Means of Reforming Those Errors, Defects, and Abuses; of Restoring
the Constitution, and Saving the State. Vol. MIL N. Y., 1971.
2 Writings of Washington. Ed. by Firzpatrick J. С Washington, 1931-1973. Vol. I-XXXIX.
Vol. XXXI. P. 213.
Примерно в самом начале 1770-х гг. Маколей начала переписываться с Дж. Адамсом. Круг тем, обсуждаемых ими, схож с обсуждаемыми Маколей и Вашингтоном, однако письма Адамса носили более официальный характер.
Важным источником являются дневниковые записи, особенно дневник молодого джентльмена С. Невилла, приехавшего в Лондон из провинции и попавшего в радикальное окружение, в котором было немало друзей Маколей. Маколей удостоилась в этом дневнике только очень лестных и возвышенных характеристик.1 В дневнике содержатся интересные сведения о жизни лондонской интеллектуальной элиты того времени, о жизни и настроениях круга друзей Маколей, что позволяет нам получить дополнительную информацию и о ней самой. Таким образом, дневник Невилла важен для нас не только как источник информации о жизни Маколей, но и как крайне интересный памятник эпохи, позволяющий лучше понять общественную и политическую жизнь Англии того времени.
Таким образом, круг привлеченных источников представляется отвечающим целям изучения темы и достаточным для ее исследования.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания исторического процесса, включающий научные принципы историзма, научной объективности и достоверности в исследовании проблем. Объективность достигается рассмотрением источникового материала по теме работы без каких-либо заранее заданных оценочных суждений и конъюнктурных соображений. Под историзмом понимается анализ каждого исследуемого факта и явления в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, единстве прошлого, настоящего и будущего. Применение общенаучных методов исследования (сравнительно-исторического, логического, реконструктивного и методов синхронного сопоставления и классификации) позволило представить исследуемую
1 The Diary of S. Neville, 1767-1788. Bazil Cozens-Hardy, 1950. P. 18,64,124.
проблему в контексте исторической обстановки рассматриваемого периода
Хронологические рамки работы определены темой и поставленными целями и задачами: это годы жизни Маколей, 1731-1791. Для выяснения состояния английской историографии до появления сочинений Маколей привлечены источники рубежа XVII-XVIII вв.; определение значения ее взглядов потребовало использования источников последнего десятилетия XVIII в., вышедших уже после ее смерти.
Работа написана в биографическом жанре. Известная российская исследовательница Л. П. Репина отмечала, что существует три вида методологии и проблематики биографических исследований. Это так называемая «модальная биография», задачей которой является «иллюстрация типичных форм поведения, присущих наиболее многочисленным социальным группам». Затем «контекстуальное направление», описывающее «своеобразие судьбы героя, объясняющегося атмосферой его эпохи, среды, ближайшего окружения». Наконец, третий вид: «исследование собственно самого контекста», базирующееся на исследовании «экстремальных и атипичных случаев».1 Данную работу можно отнести ко второму типу биографических исследований, поскольку она посвящена своеобразной судьбе героини, которая жила в эпоху Просвещения в Англии уже пережившей революционные потрясения, Реставрацию и Славную революцию 1688-1689 гг. Социальный статус Маколей, ее принадлежность к интеллектуальной элите общества обусловили круг ее занятий. Но она была первой из представительниц своего пола, кто занимался интеллектуальным творчеством, столь серьезно и с таким большим успехом, оказывая своими идеями и сочинениями большое влияние на современников и на своих последователей. В
Репина Л.П. «Персональная история»: биография как средство исторического познания // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Под ред. Ю.Л. Бессмертного иМ.А. Бойцова. М., 1999. С. 78-79.
конечном итоге, ее принадлежность к радикально настроенной, демократически ориентированной группе тогдашнего английского общества на всю жизнь окончательно определила круг, стиль и направленность ее занятий, особенности ее жизненного пути.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественной историографии предпринято комплексное исследование жизни и творчества Кэтрин Маколей, анализ истоков и содержания ее общественно-политических идей и исторических взглядов. На основе сравнительного сопоставления исторических сочинений К. Маколей и Д. Юма рассматриваются различия их историографических концепций. В диссертации анализируется дискуссия К. Маколей и Э. Берка о характере и значении французской революции в контексте развития радикальной и вигской традиции и определяется своеобразие взглядов Маколей в сравнении с ее идейными единомышленниками и оппонентами.
В ходе настоящего исследования выясняется, что К. Маколей как политический писатель и публицист внесла заметный вклад в оформление идеологии английского радикального движения. Ее произведения способствовали популяризации и распространению его идей. Маколей занимала особые позиции по ряду вопросов (например, в оценке Славной революции), которые позволяют охарактеризовать ее как леворадикального мыслителя.
Рассмотрение и анализ концепции Маколей как историка, показывает, что она дала новую интерпретацию истории Англии, впервые рассмотрев ее с радикальной и республиканской точек зрения.
Взгляды и идеи Маколей, высказанные в ее произведениях характеризуют ее как яркого представителя эпохи Просвещения, развивавшего в своих сочинениях такие его идеи как понятие о правах человека, свободе и веротерпимости и вере в общественный прогресс, путем демократизации общества.
К. Маколей была одной из первых женщин, проявивших себя на ниве интеллектуального творчества. В своих сочинениях она выступала за равенство полов в образовании. Ее образ жизни часто шел вразрез с тогдашними устоями английского общества, относительно прав и обязанностей женщин. Все это позволяет говорить, что Маколей сыграла определенную роль в изменении положения женщин и в оформлении и становлении феминистского движения. Ее жизнь и деятельность была толчком к его появлению.
В диссертации показано, что идеи и произведения Маколей оказали опосредованное влияние на идеологическую базу Американской революции. Это обуславливалось тесными контактами К. Маколей с американскими революционерами, популярностью ее работ в Америке и ее критической позицией по отношению к политике метрополии в американских колониях.
Материалы работы и выводы, сделанные в ней могут быть использованы как для исследования идей английского Просвещения и английского радикализма XVIII в., так и при изучении английской историографии данного периода и рассмотрении процесса становления феминистского движения. Материалы работы могут быть применены и в исследованиях по тендерной истории в самых разных ее аспектах.
Идейно-политическая ситуация в Англии середины XVIII столетия
После Славной революции 1688-1689 гг. Англия вступила в эпоху расцвета, прежде всего, в экономике, в сфере общественных наук и политики. Произошел быстрый рост торговли, промышленности и колониального могущества страны. Увеличился экспорт, наблюдался большой прирост населения (с конца XVII по конец XVIII вв. на 4 миллиона человек). Подавляющее большинство населения жило в городах, и число горожан постоянно увеличивалось.
В области политического развития произошло становление и оформление «смешанной» или ограниченной монархии. Практически все англичане признавали такое государственное устройство образцовым, поскольку при нем, по их мнению, достигалась наивысшая степень свободы для человека, живущего в обществе и государстве. Ряд документов, принятых парламентом и подписанных королем, таких как Билль о правах и Акт о престолонаследии, определил прерогативы парламента и монарха, «существенно ограничив свободу» последнего.1 В их основу был положен принцип разделения властей, что обеспечило постепенное складывание системы, существующей теперь во всех конституционных государствах. Этот процесс, начатый при Вильгельме III и Анне, был продолжен и при первых Георгах. В конце XVII - начале XVIII вв. постепенно установились гражданские свободы, укрепился принцип «личной индивидуальной свободы каждого отдельного гражданина».
Практически все время после 1688 г. у власти находились виги. Их долгое правление привело к полному доминированию и изоляции тори. В 1740-х гг. в парламенте их количество не превышало 130-140 человек.1 В этих условиях тори стали выдвигать требования по реформированию избирательной системы, которое должно было привести к уменьшению влияния вигов, сокращению числа должностей и пенсий и уменьшению коррупции. Именно представители консервативной партии высказывались в этот период за более частые выборы, за уменьшение налогов, за приоритет внутренней политики над внешней, то есть за те мероприятия, которых будут требовать позднее и радикалы.
Отсутствие конкуренции со стороны тори в борьбе за власть сослужило плохую службу вигам. Партия как бы остановилась в своем развитии, все более разбиваясь на группы и фракции, формировавшиеся, как правило, вокруг отдельных личностей. Отдаление вигов от избирателей, увлечение их внутрипартийной борьбой привело к снижению их популярности и росту недовольства политикой правительства. Верхушка вигской партии превратилась в представителей олигархии, которые обладали почти что монополией на власть в государстве. Несовершенства избирательной системы еще более осложняли ситуацию.
Избирательная система в Англии, которая начала складываться еще в эпоху средневековья, основывалась на принципе выбора депутатов от городов и графств, список которых утверждался королевской хартией. «Такая практика позволила короне увеличить число своих сторонников в нижней палате парламента, так как исход выборов напрямую зависел от воли местного магната». В Англии было много небольших местечек, которые обладали правом выбора депутатов и постепенно подкуп избирателей в них стал обычным делом, за что они получили название «гнилых» или «карманных».
Биография Кэтрин Маколей-Грэхэм (Соубридж)
Кэтрин Маколей, урожденная Соубридж, появилась на свет 2 апреля 1731 г. в семье Джона и Элизабет Соубридж в местечке Оланти, округа By, графства Кент. В некоторых изданиях дату ее рождения относят к 23 марта, а дату крещения к 18 апреля 1731 г.1 Она была вторым ребенком, кроме нее в семье была еще старшая сестра Мэри и два брата - Джон и Вэнли.
Семья Соубридж происходила из Уорвикшира. В первой половине XVIIB. две ее ветви разделились: одна из них осела в Лейчестершире, а другая в Кенте, заведя прочные связи в столице.
Прадедушка Кэтрин Исаак Соубридж вел дела в Лондоне, однако, домом для него оставался Кент, где родился его сын Джейкоб, дедушка Кэтрин. Он стал банкиром и брокером, а в 1715 г. был избран в парламент. Джейкоб Соубридж «был одним из создателей Английского банка», чем их обычное развлекательное чтение и более занимательного, чем те серьезные сочинения, которые можно обычно увидеть в их шкафах».1
Юная Кэтрин «выбирала историю, в которой показывалась Свобода в наивысшем смысле этого слова, в анналах греческих и римских республик».2 Страсть к серьезному чтению завладела Кэтрин достаточно рано, примерно в двенадцатилетнем возрасте. Вообще склонность к размышлениям на исторические и политические темы, видимо, была у нее от природы; она говорила, что «эффект от чтения книг по античной истории усиливал ее природную склонность к истории в сильнейшей степени». Кроме своей домашней библиотеки Кэтрин имела возможность пользоваться фондами частных собраний своих друзей и соседей. Тем не менее, сама она была о своих знаниях невысокого мнения и даже как-то раз в беседе назвала себя «неученой», имея в виду, что недостаточно знает греческую и римскую историю.4 Но, возможно, миссис Маколей была слишком требовательна к себе. По всей видимости, именно в увлеченности античной историей коренилась ее приверженность республиканским идеалам, которая была одной из причин того, что «восхищение республикой станет страстью ее жизни».5
О детстве и юности Кэтрин известно чрезвычайно мало, но можно предположить, что, оставшись без матери и не избалованная вниманием отца, она находила отдушину в чтении книг и в разговорах-диспутах с братом Джоном. В результате отличительной чертой ее личности стала интеллектуальная независимость. Мы имеем возможность «увидеть» Кэтрин в 26-летнем возрасте на одном из приемов благодаря свидетельству достаточно известной в то время писательницы Элизабет Картер. В письме к своей подруге она описывает мисс Соубридж как весьма интересную леди, которая произвела на нее сильное впечатление. Картер отмечала, что сначала мисс
Соубридж отнеслась к ней с некоторой сухостью, но с большой вежливостью, еще более возросшей, когда Соубридж узнала, кто перед ней.
Миссис Картер писала об умении Кэтрин вести беседу, ее глубокой учености и чувствительной, понимающей натуре. Мисс Соубридж, по ее мнению, сформировала для себя весьма оригинальную систему мировоззрения, основанную на законах Спарты и философии Эпикура. Весьма необычно было видеть столь молодую и столь самостоятельно мыслящую девушку в ассамблее, где все предавались развлечениям и думали преимущественно о них. Для Картер неординарность Кэтрин заключалась в суждениях, а не во внешности, поскольку, по ее наблюдениям, мисс Соубридж внешне не производила впечатление экстравагантной особы: она была одета очень элегантно и по моде, причем шлейф ее платья «был длиннее, чем у других».1
Бракосочетание мисс Соубридж с доктором Маколеем, шотландцем по национальности, было совершено 18 июня 1760 г. Кэтрин в то время было 29 лет, ее жениху - 44 года. Будущий муж «был знаком с ее достоинствами, знал об ее амбициях и поддерживал их».2 После свадьбы супруги поселились в Лондоне. О Джордже Маколее известно, что он был доктором медицины и получил это звание в Падуе в 1739 г. Видимо, он был хорошим специалистом, во всяком случае, современники отзывались о нем как о хорошем враче. О его личных качествах современники также говорили в превосходной степени, характеризуя его как джентльмена большого достоинства, благородного и склонного к благотворительности. Друг Дж. Маколея и, впоследствии, один из близких друзей Кэтрин, Ричард Бэррон характеризовал мистера Маколея как «наиболее достойного и благожелательного человека». Как муж мистер Маколей обладал «мягкостью, сочувствием и пониманием, известен был также и его интеллект».4 Беквиз писала, что он был идеальным мужем для Кэтрин, которая сама мало подходила на традиционную роль же ны, поскольку «имела мало способностей и еще меньше желания для подчинения воле мужа».1
Их брак с Кэтрин, видимо, был счастливым и гармоничным союзом, который увенчался рождением дочери, Кэтрин-Софии. В одной из бесед Джордж Маколей заметил Ричарду Бэррону: «Ты, может быть, думаешь, что Кэтрин с ее претензиями на ученость невнимательная жена, но это не так. Нет более любящей и нежной жены и более ласковой матери». Ко времени первого замужества относится и сохранившийся до нашего времени словесный портрет Кэтрин, оставленный одним из ее современников: «Она была элегантным в манерах, деликатным человеком с особенным лицом», не столько красивым, сколько очаровательным в своей впечатлительности, которая делала его выдающимся; «среднего роста, но казалась выше, поскольку была стройной и элегантной; черты ее лица, шея и плечи - грациозны. Овальное по форме лицо, комплекция - деликатная, и у нее прекрасная кожа.
class2 Кэтрин Маколей - историк и публицист class2 .
«История Англии» Маколей. Дискуссия с Юмом
Кэтрин Маколей была публицистом и политическим полемистом, автором работ по различным вопросам философии, религии, образования, но конечно, главной сферой ее деятельности всю жизнь оставалась история. Труд, которому она посвятила всю свою жизнь, и который сделал ее известной - это восьмитомная «История Англии от восшествия на престол Якова I до воцарения Ганноверской династии».
Фактически это была история страны XVII столетия. Первые два тома охватывали период с 1603 по 1641 гг.; в следующих двух томах она сосредоточила внимание на событиях 1640-х гг.; пятый том начинается с рассказа о событиях 1648 г. и завершается Реставрацией Стюартов; шестой и седьмой тома посвящены периоду Реставрации до 1683 г.; наконец, в последнем восьмом томе рассматривается короткий 6-летний период 1683-1689 гг.
Выбор для изучения данного исторического периода был для К. Маколей не случайным. Сама она объясняла его желанием «установить справедливость по отношению к памяти наших прославленных предков». Эти люди, писала Кэтрин, забыли свои привилегии, презрели спокойную жизнь ради того, что бы бороться с «грозными претензиями семьи Стюартов и поднять знамена свободы против тирании, упроченной 150-летним существованием».2 Бурные события XVII в. сами по себе были лучшей иллюстрацией и подтверждением идей и убеждений автора. Борьба за свободу против тирании, свержение монархии и установление республики -все это было близко и дорого Кэтрин Маколей, и она хотела сделать эту историю достоянием современников.
Существовала еще одна важная причина, по которой Маколей взялась за изучение истории XVII в. Ее «История Англии» задумывалась и писалась как альтернатива уже существовавшим в английской историографии работам таких признанных мэтров, как Кларендон и Юм.
«История мятежа и гражданских войн в Англии», Эдуарда Гайда, графа Кларендона была написана им еще в XVII в., но увидела свет только в 1702-1704 гг., когда за ее издание взялся сын автора барон Рочестер. Работа сразу же получила широкую известность и на «долгие годы стала официальным вариантом отношения правящих социальных сил Англии к революции середины XVII в.».1
Кларендон писал историю английской революции на основе своих дневниковых записей и личных воспоминаний. Автор уверенно и аргументировано излагал свою точку зрения, воспитывая при этом своего читателя. Сочинение Кларендона являло прекрасный пример того, как нужно извлекать уроки из прошлого для будущего. Цель своей работы он, исходя из этого, видел в том, что бы «пробудить в людях ту честность, правосудие, лояльность и благочестие, которыми прежде англичане были ценны, и без которых невозможно любое правительство, дисциплина или полномочия».2
Кларендон видел в революции наказание Англии за ее грехи. Это была страшная смута, которая стала возможна потому, что Господь попустил ее. «Я начал со смерти короля Якова, со всех тех несчастий, которые представляются и действительно были источником всех последующих зол»,- писал он. Кларендон, безусловно, осуждал революцию и ее активных деятелей. В первую очередь он делал это потому, что в результате революции совершилось «оскорбление и осмеяние Священного Величества, Помазанника Божия» и не только оскорбление, но и «наиболее отвратительное убийство» «набожного принца», «самого невиновного человека в мире», который был более, чем кто-либо другой, «достоин звания честного человека».1 Такую характеристику Кларендон давал Карлу I. Во-вторых, революция дала возможность бедным подняться и объединится против имущих слоев населения и даже посягнуть на «священное» право частной собственности.
Относительно роли религиозного аспекта в революции Кларендон высказывался вполне определенно: религиозные распри были искусственно надуманы, проблемы в области религии служили лишь ширмой для прикрытия нечестивых и низменных устремлений. Эта умеренная веротерпимость Кларендона впоследствии обретет много сторонников, и вслед за ним пуританизм будет осуждаться многими авторами как «проявление лицемерия и фанатизма».2
Кларендон справедливо считается родоначальником «торийской» историографии. Автор выступал как сторонник теории божественного происхождения королевской власти, отстаивая королевскую прерогативу против притязаний парламента В новых исторических условиях XVIII в., когда в Англии складывалась система конституционной монархии, такая точка зрения выглядела архаичной. Она была неприемлема и для лидеров вигской олигархии, которые считали себя наследниками Славной революции и выступали за верховенство парламента в делах государственного управления.