Введение к работе
Актуальность темы. Нынешняя эпоха характеризуется сближением -между народами, которые ищут пути преодоления существующих между ними политических и идеологических препятствий. Правильная оценка исторических событий и идейных движений, происходящих в современной мире, требует, в частности, изучения специфіки развития каждой отдельной страны. Развитие событий в Египте - наиболее развитом арабском государстве с точки зрения промышленного, социального и культурного развития, где проживает около 4QX населения всего арабского мира, находящейся в его центре, во многом определяет общие тенденции развития всего арабского региона. Происходящие в политической и экономической жизни Египта изменения, отражавшиеся в его общественно-политической мысли, оказывают непосредственное воздействие на ситуацию в арабских странах- в целом и - в частности - на развитие совреиенной арабской общественной мысли.
Актуальность исследования определяется той большой ролью, которую играют в общественной жизни Египта идеологические процессы. В течение последних двух десятилетий (7D-e - 80-е годы) в жизни Египта произошло немало существенных перемен, которые отразились на идейном развитии египетского общества. Вследствие перехода руководства Египта к новому политическому курсу в 70-е. годы в ^арабском мире сложилась новая ситуация, а в египетском общественном сознании усилились настроения тревоги, гашсзтальства и
растерянности, которые способствовали подъему и распространению определенных идеологических течений, прежде всего - исламистского и либерального, и в то па время - Заметному спаду влияния других, ранее распространенных идеологий, таких как националистическая и социалистическая.
В 80-е гг., несмотря на усилия правительства по восстановление и укреплению политической и экономической стабильности в обществе, в Египте усилилась идейная борьба вокруг многих проблем, которые интересовали арабскую и, в частности, египетскую интеллигенцию евд в начале нынешнего века, таких как проблема светского п религиозного государства, вопрос о соотношении национальной.са-юбытности и вестернизации, национального наследия и модернизация. Тигельный анализ этих и других идейных проблем и подхода к ніш различных групп египетской интеллигенции помогает предвидеть Еогшкныэ тенденции дальнейшего развития египетского общества.
Предмэт_и цели, исследования. Предштом данного диссертационного исследования является состояние обшзствешгай мысли в Египте в 70-е - 80-е годы, т.е. в период правления президентов А.Садата и Z Цубарага, -s хврактеризугщяпся полным отказом от политических н соцгальво-зіазноилчвских ориентации режима Г. Л. Насера, принятых дзлеортаптои за "точку отсчета". Автор гіщзіг стоящи перед собой цела а той, чтобы выявить причины и факторы, обусловивши яаргі:-тор и особенности современной египетской сбеэствэшюй мысли, раскрыть основные проблзіщ, голауюйзіе шгхеллоктуавьпую элиту Египта п находятся в фокусе идейзой боръби.
Научная, довтапа дпесорташш определяется, а первую очередь, tin, , что пи в египетской, пи в россгйїской каучяой Еїтературе к;? суг?ствует сСсбгзі^пг работ, содэр-ял-.и 1агия.-агяпоэ пзлогеппе пг<зО«эя реззггпп об^ственпой :л;пхіі в Гоните с а попгэдпиз zt~T\-
цать лет. Данная проблематика, как правило, лишь попутно затрагивается в трудах, посвященных общим проблемам развития АРЕ, влиянию религии на формирование общественного сознания Египта, анализу современного состояния общественной мысли в арабском мире в целом.
В диссертации впервые рассмотрена совокупность детерминант развития египетской общественной мысли 70-х - 80-х годов нынешнего века, проанализированы ее основные направления и теоретически обобщены поставленные в ней проблемы. Впервые осуществлен сравнительный анализ официальной идеологии современного Египта и программных документов оппозиционных политических партий и организаций. В результате обработки диссертантом многочисленных арабских газет и журналов в научный оборот введен новый материал, расширяющий поле исследования данной проблематики для русскоязычных специалистов. В приложении к работе приведены интервью по теїв диссертации, которые автор взял у ряда видных общественных деятелей, ученых-и представителей гуманитарной интеллигенции в Египте и России.. Автор диссертации надеется, что предпринятое им исследование послужит углубленно изучения египетскими и арабскими учеными проблем, связанных с развитием обпрственного сознания в Египте в последней четверти двадцатого столетия.
Хронологические_рамки_исследования. Хронологически работа охватывает период 70-х - 80-х гг. XX века, т. е. последние два десятилетия с момента прихода к власти в Египте президента А. Садата. Однако для характеристики основных направлений и тенденций развития современной египетской обпрственнои имели автору, естественно, приходилось обратиться и к явлениям я фзктаи более раннего времени, в тон числе - периода правления президента Г. А.Взсера.
Практическое_значение диссертация состоят в том, что содеркз-
цився в ней материалы и выводи шгут быть использованы при составлении спецкурсов или учебных, пособий по истории современного Египта, а также в работе научных учреждений и подразделений, занимающихся проблешми культуры, идеологии и политики стран Арабсюто Есстока.
Штодологическая_и теоретическая., основа диссертации - фи-лософско-исторический подход, марксистская ыэтодология и теоретические разработки прежде всего российских ученых по проблемам третьего мира, афро-азиатской интеллигенции, общественной шсли -Б. С. Ерасова, а И. Левина, Е Л Шксншнко, JL Р. Полонской, Е А. Синения и др., а такта такие коллективные, монографии, как "Интеллигенция и социальный прогресс в розвивавшися странах Азии и Африки" (1ВВ1 г.). "Ислам е соврешшшй политике стран Востока" (1988 г.) и другие.
Каточпкки_п__ліп'ература. В днесертвцш: были использованы раз-личныэ источники. Б первую очередь, вїо - работу соврэшниых египетских идеологов, писателей п публицистов, посЕЯЕггшшэ стоящим пэред египетским о&цэстион и ппроко обсуіедаеиш в Іспите проОле-isii Ex взгляды и концепции стракаи? ссаовныз тенденция и папраз-эпия развития соззрэшшгой втшютскай обгзстванво-иолятичэской іізуш, характерные" для перзкиваэшй snoxs. Эти взгляда и концэп-п^а езлоеэны как в спэщеж&кызс мокографиах, та: и в стдэлышх сгЕгьах, спубликовЕпиш: в тзчэиеэ дзуг шехэдша дзе.тгшгэткй в таких египетских ^rpsasas, как "йг-Талїїґа", "Аль-йшш»", "йль-feKp аль-цу* Есцр", "te-Eaxspa", "&в-йа аль-арабнйя'*, "&кр fiSB-flspacBT валь-eSxac**, "Аль-^ствійала aEb-epatiEfi*', "Падая ^зкряйя", "Аль-йзер**, иДдь-1гвагахаи, "Алз-Цухтер аль-ксла-1=3", а текеэ ю многих иомэрах вгЕгэтскнх reset, таких как дга-дхрегГ, "Ажа-Ахвар" и других.
Выбор взятой для исследования периодики продиктован необходи-шстьга выявлении наиболее широкого спектра мнений по главным проблемац национального бытия. Статистическая обработка содержания статей за 70-о - 80-е годы, проведенная диссертантом, позволила с малой вероятностью ошибки уточнить круг этих проблем.
Другим важным источником при написании данной работы послужили программные, документы и заявления египетских партий, как проправительственных, так и оппозиционных, таких как партия Вафд, Социалистическая партия труда, Национально-прогрессивная партия, а также репения их съездов, в частности, I и II съездов Национально-прогрессивной партии и т. п. Наряду с позициями легальных партий в работе анализируются установки египетских нелегальных пар-I тий (партий, "лишенных легального статуса") по рассматриваемым проблемам, которые также отражают определенные тенденции в развитии современной египетской общественно-политической мысли.
Наконец, еще одним важным источником при написании данной диссертации послужили материалы, полученные ее автором в ходе проведенных иы интервью с рядом видных представителей египетской . -"'интеллигенции по проблемам развития современной египетской общественно-политической мысли и ее основных течений, в том числе с д-ром Хасаном Ханафи, заведующим кафедрой философии Каирского университета, д-ром Салахом Кунсувва - преподавателем философии в Академии пзяцных искусств в Каире, д-ром Саадом аль-йшави - известным публицистом, переводчиком и профсоганым деятелем, д-ром Талзатоы Раибазди - главный радсктором газеты "Ао-Шааб" (оргшга Сопизлистпчэсной партии труда>, д-ром Wpsrtasm Щукрн - прэЕсода-тохэи СЗоцяаЕксппэспой партия труда, загадом !х>хп од-5пазм -прэдсвдагвлон Егцповальпо-прогрэсспвпоа портки, їйлялзу Абдэяь Езркши - адвогагон Вэрховтгаго суда, чхзном сокрэтсргзта ППП, Vr-
- a -
хаммедом Ахмедом -Халафуллой - заместителем председателя Национально-прогрессивной партии, главным редактором журнала "Аль-Якза аль-арабийя", Тариком аль-Бишри - -заместителем председателя Государственного совета, автором ряда публикаций по современной истории и политической идеологии Египта Высказанные в этих интервью положения и выводы могут быть использованы в будущих исследованиях рассматриваемой в данной диссертации проблематики.
Диссертантом были взяты также интервью по данным вопросам у ряда российских ученых, занимающихся исследованием современной арабской культуры и идеологии, в целях знакомства с их оценками состояния и основных направлений современной египетской общественно-политической мысли и их сопоставления со взглядами египетских идеологов.
Многие справочные и фактические данные были почерпнуты автором в общих трудах, посвященных проблемам Египта и арабского мира, таких как "Арабский стратегический отчет" (.1989, 1990 гг.).. Подробная информация о развитии египетских средствах массовой информации, искусства, литературы, образования, анализ общего состояния различных аспектов экономического и политического развития Египта в период с 1952 по начало 80-х гг. содержится в книге "Комплексное исследование общественного развития Египта", вышедшей в 1985 г.
Большую помощь автору в работе над диссертацией оказали труды советских ученых, посвященные истории Египта, его социальному и экономическому развитию, среди которых следует упомянуть работы А. Ц Васильева, А. Г. Князева, Е С. Коше лева, Б. U. Примакова, Я С. Ра-ковского, Е Г. Сейранява, Л. К «ридмана и др. Диссертант опирался таюе на выводы, содержащиеся в работах, где рассматриваются особо кности оОнествеиного сознания, формирования и современного
состояния интеллигенции в развивающихся странах - в целом, и в Египте - в частности, таких авторов, как А. Б. Борисов, Б. С. Ерасов, Г.Ф.КИЫ, А. В.Шлашенко, Д. Б. Малышева, ЕЕНаумкия, Л. Р. Полонская, В. R Чэрновская, и др.
Следует, однако, отметить, что основные направления обшест-венно-политической мысли в арабском мире а целом и в Египте в частности в советском востоковедении били и продолжают оставаться недостаточно разработанными и изученными, хотя отдельным аспектам данной проблемы, таким как политическая роль различных групп интеллигенции, влияние религии на идейные установки интеллигенции и др. было посвящено немало работ. Наиболее полно основные направления общественно-политической мысли в арабском мире с начала ны- непнего века и вплоть до 80-х гг. рассмотрены в работах 3. И. Левина.
Проблемам общественно-политической мысли и арабской интеллигенции большое внимание уделяется в арабских странах. Следует отметить, в первую очередь, опубликованную в 1987 г. книгу арабского исследователя Вурхана Галлиона "Испытание культуры: между не-'" гативиэыом и зависимостью", вышедший в 1989 г. труд марокканского публициста Мухаммеда Абида аль-Джабери "Проблемы современной арабской мысли", а такие его монографию "Критика арабского раау-ма" (1985 г.) - исследование структуры и содержания политической мысли в арабских странах. Рассматриваемой проблематике были посвяшвны тага» книга ливанского публициста Махди Амиля "Кризис арабской цивилизации или кризис арабской буржуазии?", выведшая в 1Q85 г., монография Хасана Саада "Мэдернкэация арабского разума: последовашо культурной революции в современном Египте, необходимой для прогресса арабов" (1980 г.) и ряд других трудов.
Ез работ египетских авторов следует отнэтить преада всего "о-
нографіш известного исследователя современной египетской истории
.Цуиса Авада "История современной египетской мысли", в которой
исследуются основные направленияк египетской обп^ственно- полити
ческой мысли, ' начиная с работ аль-Афгани, Цустафы Кямеля и др. и
вплоть до настоящего времени. Политическое и экономическое разви
тие Египта анализируется также в работах вуада мурси, Галяля Ами
на и ряда других египетских политологов и экономистов, опублико
ванных как в виде, отдельных монографий, так и в виде статей в пе
риодической печати. Кроме того, имеются отдельные исследования
египетских авторов, где с точки зрения политического и цивилиэа-
ционного подхода анализируются различные аспекты развития еги
петской национальной культуры в сеєтє политического развития
страны на различных его этапах, начиная с 1952 г. . и вплоть до
настоящего времени. .
Говоря о западных авторах, следует отметить, что большую часть из них интересует отношение тех или иных представителей египетской интеллигенции к европейской культуре. При этом они зачастую сосредоточивают свое внимание на тех деятелях, которые подучили образование в Европе. В других работах западных авторов, посвященных египетской интеллигенции, последняя рассматривается сугубо с точки зрения ее участия в политической йизни Египта и тех позиций, которые еанимают отдельные ее представители в отно-сэнии правяпээго рекша. При этом авторы этих работ (главным обра-вом, отдельных статей), как правило, исходят из конкретного анализа сусрствупдай в данный период в Египте (например, в 70-е гг.) политической ситуации и ее влияния на различные группы египетской интеллигенции. Знакомство с опубликованными на Западе материалами по поставленной в диссертации теме дает основание сделать вывод о тон, что комплексных исследований, пссвявгнных проблемам, связан-
ним с основными течениями общэственной мысли в Египте И их исто рической периодизацией, с развитием египетской интеллигенции н целом, на Западе не существует.