Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Му'тазилиты в истории ислама (XIII-X вв.) Алваш, Фарид Ксеф

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алваш, Фарид Ксеф. Му'тазилиты в истории ислама (XIII-X вв.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1994.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальности исследования. Религия занимает исключитель-> важное место в политической, культурной, идеологической жиз-ї мусульманских обществ. Широко известно, что ислам это на >осто религия, это образ жизни.

В 20-э года прошлого столетия немецкий философ Гегель в юих знаменитых лекциях по философии истории, определяя роль место мусульманской религии в истории арабов, писал: "Огтес-ійннй в настоящее время в Азию и Африку и терпимый лишь в од-)М уголке Европы вследствие соперничества христианских держав, уіам уже давно сошэл со всемирно-исторической арены и вновь )звратился к восточному покою и неподвижности" . Однако, в оп->вержеяие этих слов, в арабском мире в конце XIX в. возникло грокое движение за возрождение "истинного", или "чистого", всіма ("исламская реформация"), за усиление его роли и .влияния общественно-политической жизни мусульманских стран. И сейчас, конце XX в., слова знаменитого философа несложно опровергнуть, зли за аргументацией обратиться к современной истории стран рабского Востока.

События последних десятилетий, связанные с бурным процесам политизации ислама и исламизации политики в странах арабо-іГсульманского региона, заставляют нас снова и снова обращаться рассмотрению прошлого и настоящего арабских народов.

Ислам, как религия, как составная часть культуры мусуль-анских народов, в течение многих веков выполняя роль важнейше-э интегрирующего фактора в обществе, оставил глубокий след в зтории этих народов, их философии, литературе, традициях. Без чата роли ислама, без внимательного и объективного изучения го мировоззренческих основ, социальной философии невозможно поить и правильно осмислить ни историю, ни современное состояние ародов региона. И не случайно, что проблемы средневековой истоки, арабо-мусулъмавской культуры этого периода стали предметом ристального внимания и исследования, объектом споров и дискусій историков, философов, представителей других обшаствоведчес-их дисциплин.

* Гегель. Философия истории. Соч. Т.8. М.-Л., 1935. С.339.

- 2 ~

Далее, на наш взгляд, современное мусульманское движение нуждается в более реалистическом подходе в решении насущных проблем, стоящих перед мусульманским обществом. В последнее время зом8тея рост и укрепление мусульманских идейных течений, базирующихся главным образом на фундаменталистских началах и готових достигнуть "власти Аллаха на земле" и построить идеальное "ново-старое" мусульманское общество любым, в тон числе и насильственным путем. И здесь в нашэ время целесообразно обратиться к учению му'тазилитов, создавших первую в исламе теологическую систему рационалистического направления и ставивших во главу угла при решении всех волнующих мусульманскую обшіну проблем, разум. Му'тазилитн стремились рационализировать все вопросы метафизики ислама и при этом поставили человеческий разум на первое место в деле познания. Ими бел поднят вопрос о свободе разума, о возможности свободно мыслить, не будучи скованным предшествующим предопределением, об отрицании таклида, т.е. слепого следования авторитетам. Как нуждается, на наш взгляд, современное мусульманское общество в возрождении многих основополагающих принципов му'тазилигекого учения!

Мутазилизм явился, по существу, первым крупным направлением в каламе. В раннем ислама не существовало единой системы догматов, не было общепризнанной во всех регионах богословской школы. Ислам представлял собой пестрое собрание разнообразных мнений, школ, правовых толков, сект и т.д. Му'тазилизм со своими догматами явился наиболее разработанной теологической системой своего времени, которую на определенном этапе развития ара-бо-мусульманского обшэства официальные власти попытались использовать для введения "сверху" системы государственного вероисповедания.

В связи со сказанным, как нам кажется, проблема происхождения и эволюции му'тазилитского рационалистического учения представляет определенный научный и практический интерес. Этим во многом определяется актуальность и значимость избранной нами темы, том более, если учесть, что в арабских странах довольно широкое распространение получила идея построения обшества на религиозных началах.

Цели и задачи диссертации,. Главным объектом нашего исследовании является му'тазилиэм. При этом да ставим следующие цели:

Проанализировать основные причины возникновения му'та-зилизма в исламе, определить идейные истоки этого учения.

Показать эволюцию му'тазилитской доктрины, проследить становление и развитие основных идей му'тазилизма, определить его место в философии ислама.

исследовать роль му'тазилитов в общественно-политической жизни Арабского халифата.

Проследить процесс влияния ыу'тазилитских идей на арабскую общественно-философскую шсль и политическую практику стран мусульманского Востока.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в том, что в научной литературе му'тазилизм, как теория и практика, не получил разносторонней разработки. Отсутствие в российской историографии работ, исследуших данную проблему, а также их очевидный недостаток в арабской историографии предопределили научное, политическое и практическое значение данного исследования. Введен в научный оборот новый фактический материал, а также ряд неиспользованных ранее источников.

Далее, ш пытались найти комплексный подход к изучению как истории му'тазилитской секты, так и ее учения. Поэтому наше исследование находится как бы на стыке двух наук -. истории и философии, и носит историко-философский характер. При анализе избранной теш ш руководствовались принципам научной объективности, достаточной документальной подтвервденности полученных результатов.

Пра_кт,ичоекая ^значимость, диссертации состоит в возможности использования ее основных положений и выводое в учебном процессе при разработке курсов по истории религии, истории общественной мысли Востока, а также при подготовке обобщающих трудов по истории стран Арабского Востока.

Работа представляет определенный интерес и в света острой идейной борьбы, ведущейся в арабских странах, вокруг "му»тази-литского" наследия.

Источники. Диссертационное исследование базируется на широком круге оригинальных источников» среди которых выделяются, прежде всего, труды самих му'тазклитов. Далее следует особо указать на работы представителей шиито-ишаштского и суннитского направлений в исламе.

Му'тазилитские источники. Эта группа источников долгое время оставалась недоступной исследователям в связи с тем, что представители данного направления жестоко преследовались, а их книги уничтожались. Поэтому, к сожалению, в настоящее время учёные располагают всего лишь несколькими уцелевшими произведениями му'тазЕлитских авторов. Одно из них - книга Аль-Хаийа-та (ум.902 г.) "Победа и опровержение безбожника ибн ар-Равен-ди" ("jejjj^A^yi^1 уЬ jjJIjjUu^f), в которой дается описание так называемых классов му'тазилитов (своеобразная иерархия му-тазнлитских деятелей - см.приложение), их характеристика и анализ. Именно на эту работу долгое время опирались исследователи, изучая му'тазилизм. Достаточно интересная информация и обширный фактический материал о данном движении содержится в другой дошедшей до нас книге заёдита Ибн аль-Муртады (ум,в нач.ХУІ в.) "Классы му'тазилитов" (" s_jja*JI ой^').

Однако самым вагины и самым ценным, на наш взгляд, источником является произведение известного му'тазилитского деятеля позднего периода Абдель-Днаббара (ум.1025 г.) "Достоинства му'-тазилизма и классы му'тазилитов" (" s-J^'e-l-iib 3 jljsW J«j"). Работа состоит из двух частей. В первой излагается учение му'тазилитов, их основополагающие принципы, во второй - дается подробная характеристика десяти выделяемых автором му'тазклит-ских "классов".

Интересно заметить, что египетский ученый Фуад ас-Сайд,
обнаруживший и отредактировавший вышеназванную книгу, аналогич
ную работу провел над произведением Абу аль-Касим аль-Балахи
"Сведения о му'тазилитах" (" sjjsuJl "), в которой объясняет
ся происхождение термина "му'тазила", а такяо природа этого яв
ления.

^ Шиито-ишамитн - одна из основных ветвей шиитов, признающая двенадцать имамов кз рода Али бен Аби Талиба (см.: Аш-Шах-ристани. Книга о религиях и сектах. С.143-153).

Перу Абдель-Джаббара принадлежат две другие книги - "Певец еДИНОбОЖИЯ И СПраВвДЛИВОСТИ" (" *-#">*".? JjeJlv^l j>

и "Объяснение пяти основоположений" (" —«-*JI l|k^'JJ—" ").

Первая, состоящая из 20-ти частей, шсвяшэна изложению умения мутазшштов. Особый интерес для исследователей представляет раздел, в котором представлено му'тазилитское учение об идеальном правителе - имаме.

Вторая книга имеет философскую направленность. В ней содержится сравнительный анализ принципов мутазшштов и других, современных му'тазилизму, сект и движений в исламе. Вышеназ-ваннне произведения Абдель-Джаббара имеют, как источники, пер-, востепекнуга важность, прэзде всего, потому что принадлежат непосредственно шру му'тазилитского теоретика, а также по причине затрагизанш автором широкого круга вопросов, связанных как с историей му'тазилЕТоа, так и с их идейным наследием.

Чрезвычайно интересный материал о развитии му'тазилитской мысли можно получить из произведений му'тазилитского писателя-онциклопедиета Ад-Джахиза Сум.869 г.). Его работы: "Животное"

(" оЬ *>J,n), "ЙЗЛОЖеНИв И ОбЪЯСНеНИа" ("0 t~*pi\) о1-^1 ")

и "Письма" ("J sU^Jl"). Особенно полезны для исследователя

его "Письма". Но при использовании этого источника следует помнить, что оно носит ярко выраженный субъективный характер и грешит многочисленными историческими неточностями.

Существенную помошь в изучении такого явления как му'та-
зилизм оказывают произведения зайдитов , широко воспринявших
му'газилитское учение. Среди их работ выделяются "Трактата о
справедливости н единобожии" (' .і ^з^аЛ J Jj «JIJM »/)

Шиито-иммамитские источники. Эта группа источников представлена в основном двумя работами, прежде всего, книгой аль-Хасана ибн Муса ан-Наубахти (ум.922 г.) "Шиитские секты" ("^ t^^iji")» Дающей информацию о движении му'тазшштоз. Работа носит описательный характер, но тем не менее является для нас

Зайдиты ~ обшее название религиозно-политических группировок, признавших имамат Зайда бен Али, наиболее "умеренная" ветвь шиитов. (См.: Ан-Наубахти. Шиитские секты. Надааф, 1936. С.153-155).

важным источником, т.к. изобилует фактами по интересующему нас вопросу.

Своеобразным дополнением к первой книге служит, произведе
ние Ибн аль-Мутахар аль-Халли (ум.1326 г.) "Достойный путь в по
знании имама" ("г „ц^іі_^ ^s~»i/Jl-L—^V'). Ценность данного

источника вытекает из двух обстоятельств:-во-первых, в нем дается сопоставительный анализ учений шиитов, му'тазилитов и других сект об имама, во-вторых, он позволяет проследить влияние идей му'тазилитов на шиитскую мысль.

Суннитские источники. Эти источники вносят существенный вклад в разработку поставленной проблемы. По своему содержанию они весьма разнопланова. Среди них имеются специальные работы, посвяшеннне различным мусульманским сектам, в том числе иыу»-тазилитской. Имеются и труда общеисторического характера, из которых можно извлечь весьма полезный для изучения му'тазилизма материал.

К специальным исследованиям следует отнести работы известного суннитского теолога Абу-ль-Хасана аль-Ашари (ум.934 г.), а такка Абу-ль-Фатх аш-Шахристани (ум.1153 г.) и Абдель-Кахир аль-Багдади (ум.1038 г.)1.

Среди вышеуказанных трудов особое место занимает работа богослова-законоведа апйііахрнстани, который в отличие от своих предшественников, и в первую очередь, аль-Багдади и Ибн Хазма (ум,Ю64 г.) сумел отразить различные точки зрения на рассматриваемые проблемы.

К особой группе источников можно причислить общеисторические исследования Абу-ль-Аббас Ибн Халликана (ум.1283 г.), Абу Длсафара ат-Табарн (ум.922 г.), Ахмеда бен Аби Вадих аль-Якуби (ум.897 г.), Ибн Тайфура, Ибн Аль-Асира и др. .

Абу-ль-Хасан аль-Ашари. О направлениях в исламе. ( о№ ііІслУ^^-Ь о**^"^* КаиР» 1969; Аш-Ёахристани. Книга о религиях и сектах, (j^i^ j_mivL^j). Каир, 1949; Абдель-Кахир аль-Багдади. Различия меящу сектами ( j^i\ ,^ j^ill), Каир, 1948.

2 Ибн-Хашшкан. История (0! #^1оЦ,). Каир, 1959; Ат-Таба-

ри. История народов и царей ( ^,Ц. Каир, 1907; Аль-

Якуби. История ( і—^. Наджеф, 1958; Ибн аль-Асир. История

см.ел.стр.

_ 7 ~

Примечательно, что для современных исследователей му'та-зилизма особый интерес представляет работа Шв Тайфура "Багдад", В ней содержатся сведения о халифе аль-Мамуне, при котором впервые в исламе была предпринята попытка ввести "сверху" систему государственного вероисповедания, включавшую в свЗяІму^тазилит-ских догматов, и о его "му'газилигском окружении".

Большую яомошь в работе нам оказали труда аль-Масудд (ум. 955 г.) выдающегося арабского историка, географа и путешественника Х.в. . В его сочинениях собрано много чрезвнчайно ценных сведений о му'тазилитах.

Историография. Исследования современных авторов по му'-тазилитскому учению достаточно многочисленны, правда,они преимущественно носят философский характер. Среди них можно вазвать работу З.Х.Джараллаха "Му'тазилиты" (1947 г.), являющуюся своеобразным итогом научных изысканий по названной проблеме первой половины XX в., а также работы Л.Надера, Х.Зейны, А.Аль-Авва, М.Амхара .

Серьезное впечатление производит написанная в 70-х годах и принадлежащая пару известного ливанского философа Хусейна Мруве книга "Материалистические тенденции в арабо-ыусудьмакской философии" ("^Я-^їа-^уїЛІвіЛііІ ^ «_гjUJloUjjJl "). Четыре главы этой книги, посвяшенныэ главным образом му'тазилизму, содержат объективный, научный аналиа му'тазилитского учения.

3 целом же, оценивая вклад арабских историков в разработку проблем мутазилизма, следует отметить, что их исследования час-го косят описательный характер и страдают отсутствием строго на-

лслама. (j—^ybJI j J»Ю1 ). Іеідон, 1876; Ибн Тайфур. Багдад ( jIj-a,). Каир,' 1949.

* Аль-Масудн. Золотые лучи ( ,_, &jj\ &\ хь ). Каир, 1958.

2 А.Надер. Философская система му'тазилитов ( yJpt-Jl jjS-Jitlj&l).
Багдад, 1951; Хусейн Зейяа. Разум у му'тазилитов "(л » J—aJI

- ь^ц). Бейрут, 1978; Адель аль-Авва. Му'тазилиты и свобо
домыслие ( *j»JaJI««Jj3AJI''* Да^с^» 1987» Амара Мухамад.

Му'тазшшты и проблема человеческой свободы {- к*. jS %jLjilli^jO. Бейрут, 1972.

_ 8 ~

учного анализа поставленной проблемы. Примером тому может служить работа аль-Авва А. "Му'тазилиты и свободомыслие", которая, там не менее, содержит интересный фактический материал о му'-тазилитских деятелях (их характеристике шсвяыена одна из двух глав указанного сочинения). Порою субъективная позиция ряда авторов является серьёзным препятствием для объективной подачи материала и непредвзятого научного анализа.

3 ряду обобшашкх трудов по му'тазшшзму. нельзя не назвать работу палестинца-христианина, осевшего в России в конце прошлого века, - Бандали Джаузм (Еузе П„). Его полемическое сочинение "Му'тазилиты. Догыагико-историческое исследование в области ислама" (1899 г.), написанное в период его обучения в Казанской Духовной Академии, долгое время оставалось единственным исследованием по му'тазшигему на русском языка.

В диссертации были широко использованы труды известных российских исламоведов, в которых дается оценка раннеисламских сект и течений и их роли в общественно-политической жизни халифата. Это работы В.В.Еартольда, Е.А.Беляева, И.Ю.Крачковского, И.П.Петрушевского» С.М.Прозорова, А.В.Сагадвева, М.М.Сдарнова и др. (см.библиографию). К сожалению, среда трудов российских исламоведов практически нет специальных исследований по му'та-зклизму.

Особо следует выделить работу известного востоковеда-арабиста Е.А.Беляева "Мусульманское сектантство", хотя сведения, сообщенные в ней, к сожалению, слишком лапидарны, и труд К.П. Петрушевского "Ислам в Иране в УП-ХУ вв.", автор которого сопоставляет учения разных мусульманских сект и движений.

В диссертации также были использованы произведения западно-европейских исламоведов, среди которых назовем И.Гольдвдера, У,М.Уотта, Т.Да Бура„ Д.Б.Макдональда, У.Томсона, Ю.Велльхау-зена, Массе А. и др. .

Гольдциер И. Вера и закон в исламе. Каир, 1905; он же: Лекции об исламе. Спб., 1912; Ввлльхаузен Ю. Партии религиозно-политической оппозиции в эпоху раннего ислама. Бейрут, 1957; Масса А. Ислам. Очерк истории. М., 1982; y;att w.M. tree will and

см ..ел, стр.

Из вшеназванных работ выделим труд английского исследо-вателя-ралигиоведа У.М.Уотта, автора знаменитой работы "Свободная воля и предопределение в раннем исламе" (1948 г.), содержащей анализ учения му»тазилитов. Эта работа является классическим трудом по истории учений в исламе. Однако некоторые его вывода, на наш взгляд, несостоятельны, например утверждение у.м. Уотта, что му'тазилитов нельзя считать рационалистами, и что их учение на содержит принципиальных отличий от ортодоксального ислама.

Апробадия.диссертации проводилась в ходе изложения ее основных положений и выводов на научно-теоретических конференциях молодых ученых Российского университета дружбы народов.

По теме диссертации опубликована статья.