Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-идеологическое воздействие Запада на аравийские страны Персидского залива 70-е-80-е гг. Ибрагимов, Джалал Фатихович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ибрагимов, Джалал Фатихович. Культурно-идеологическое воздействие Запада на аравийские страны Персидского залива 70-е-80-е гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / АН СССР. Ин-т востоковедения.- Москва, 1989.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-2/3299-5

Введение к работе

Актуальность темы. В 70-80-е годы XX столетия особое значение приобретает политика культурно-идеологического воздействия (КИВ) ведущих капиталистических держав на развивающиеся страны Азии и Африки. Она стала частью общей стратегии империализма параллельно с экономической, политической и военной. Наряду с характеристиками, хорошо изученными в работах советских исследователей (духовная деколонизация, соотношение самобытного и заимствованного в области культуры, взаимозависимость и взаимодействие культур Востока и Запада), политика развитых капиталистических держав в области культуры и идеологии отличается разнообразием форм и механизмов, определяемых социально-политической, экономической и духовной спецификой каждого региона.

Особенностями нефтедобывающих аравийских государств Персидского залива являются высокий уровень жизни, устойчивость традиционных и, в особенности, религиозных представлений, стремление к распространению своего влияния на развивающиеся страны Азии и Африки.

В диссертации предпринята попытка комплексного анализа КИВ в странах региона, ее структуры и содержания (включая государственные, негосударственные и косвенные формы), последствий и ответной реакции на нее. В работе прослеживается также характер распространения современной западной культуры в аравийских государствах Персидского залива, показаны социопсихологические факторы воздействия на массовое сознание населения этих стран.

В силу относительного сходства культур аравийских государств региона, их исторического и этнического единства, общности происходящих в них перемен аналитические выводы могут быть применимы как к отдельной стране, так и к региону в целой.

На рубеже 60-70-х годов XX в. политико-экономическое проникновение буржуазного Запада столкнулось с растущим сопротивлением со стороны суверенных государств. Особый >.,рактер это сопротивление имело в странах, получивших в свое распоряжение огромные запасы нефти и газа, а соответственно и колоссальные валютные доходы.

С приобретением аравийскими странами Залива политической самостоятельности значительно возросло их значение в мировой экономике и международной политике. Усиление их позиций оказало значительное влияние на изменение политического и экономического соотношения сил между аравийскими странами Персидского залива и капиталистическим миром. Эти перемены, в свою очередь послужили причиной появления новых методов КИВ на страны регио на с целью усиления их культурной и идеологической зависимости от Запада.

Актуальность проведенного исследования предопределяется необходимостью анализа различных форм КИВ развитых капиталистических государств на аравийские страны Залива и их реакции на это воздействие, противостояния стран Залива политике КИВ Запада как в духовной, так и политической сферах, усиления ис-ламизации и арабизации в социокультурной и политической жизни региона.

Научная новизна. Хотя политика НИВ развитых капиталистических государств на развивающиеся страны уже стала признанным направлением в науке, до настоящего времени аравийские страны еще не были предметом специального изучения. Эти вопросы лишь затрагивались в общих работах по региону.

В диссертации впервые рассматривается политика КИВ как компонент общей стратегии империализма в странах Аравии, выявляется духовный механизм, обеспечивающий подчинение общественного сознания населения аравийских стран Залива глобальным целям империализма.

Основные аспекты исследования. Ими явилось изучение:

динамики развития культурно-идеологического воздействия Запада на страны региона;

формирование политики КИВ в 70-80-е годы как самостоятельного широкомасштабного и целенаправленного явления во внешнеполитической деятельности развитых капиталистических государств;

эволюция форм, методов, стратегии воздействия в области культуры и идеологии развитых капиталистических держав в 70-80-е годы на культурные процессы в аравийских государствах Залива; при этом выделяются три основные формы воздействия: государственная, негосударственная и косвенная;

преобразования в социально-экономической, политической, идеологической и культурной сферах, явившиеся результатом политики КИВ Запада на страны региона.

Хронологические рамки исследования. Основное место в диссертации занимает изучение политики КИВ развитых капиталистических государств на аравийские страны Залива, ее форм и структуры, стратегии и направленности в 70-80-е годы XX столетия. К этому времени деятельность развитых капиталистических стран в сфере КИВ оформилась и приобрела доминантное значение в общей политике воздействия империализма на страны региона. Однако поставленная в диссертации задача изучения политики КИВ развитых капиталистических держав на аравийские страны Залива связана с довольно длительным периодом и поэтому решается на более широком историческом фоне. С этой целью в работе дается обзор истории КИВ Запада на страны региона на рубеже XIX-XX вв. и его трансформации.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма и документы КПСС и международного коммунистического и рабочего движения, посвященные проблемам идеологической борьбы между социализмом и капитализмом, а также оценкам буржуазной культуры. В разработке общей концепции автор опирался на работы советских ученых по общим проблемам культуры, политики и идеологии, политики идеологической борьбы с империализмом.

Источники и литература. В диссертации использованы оригинальные материалы и документы на арабском и английском языках. Эти источники, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, можно подразделить на пять групп.

Первая группа. Межправительственные соглашения стран Запада с аравийскими государствами Персидского залива в области культуры, образования, туризма, обмена радио- и телепередачами.

Вторая группа. Документы и справочно-статистические изда-

ния, в которых содержится материал о внешнеполитических и экономических контактах Запада со странами Залива.

Третья группа. Документы и справочно-статистические издания, в которых содержатся сведения о культурной ситуации в аравийских государствах Персидского залива, развитии радио, телевидения, системы образования и т.п.

Четвертая группа. Периодическая печать и публицистические работы, касающиеся положения в области культуры и идеологии в странах Залива. При критическом рассмотрении этого материала можно составить общее представление о положении в области культуры и культурной политики стран изучаемого региона.

Пятая группа. Материалы международных конференций по взаимодействию культур, материалы ШЕСКО, дающие представление о внешнеполитическом курсе стран Залива в области культурного обмена и взаимодействии культур Востока и Запада.

При написании работы была освоена обширная литература по теме. Немалую помощь диссертанту оказали следующие труды советских востоковедов, посвященные странам региона: Бодянский В.Л. "Восточная Аравия", Бондаревский Г.Л. "Английская политика и международные отношения в бассейне Персидского залива. XIX -начало XX вв.", Васильев A.M. "История Саудовской Аравии (1745-1973)", Валькова Л.В. "Место Саудовской Аравии в мусульманском мире", Котлов Л.Н. "Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке (І9І4-І9І8)", "Политика Англии на Ближнем и Среднем Востоке", Туманович Н.И. "Европейские державы в Персидском заливе в ХУІ-ХІХ вв.".

Решая основную задачу - изучение КИВ капиталистических держав на аравийские страны Залива, диссертант опирался на исследования советских ученых, занимающихся проблемами идейно-политического и культурного влияния империализма. В их числе: Арбатов Г.А. "Идеологическая борьба в современных международных отношениях. Доктрины, методы и организация внешнеполитической пропаганды империализма", Земенков Р.И. "Социальная ответственность корпораций: концепция и реальность", Ерасов Б.С. "Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки", "Общая стратегия и характер воздействия капиталистических держав на культуру развивающихся стран", Мишин В.В. "Научная экспансия США в развивающихся странах", Полонская Л.Р. "Современные исламские идейные тече-

ния", Примаков Е.М. '"Ислам и общественное развитие зарубежного Востока", "Социальное обновление: схемы и реальность", Яковлев А.И. "Персидский залив в планах и политике Запада" и другие.

В диссертации использованы материалы сборника "Культура и политика в странах Азии и Африки" (ответственный редактор Ера-сов Б.С.), а также материалы конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986 г.).

Немало фактологических данных было почерпнуто из сообще ний зарубежных и советских корреспондентов, посещавших арабские страны Персидского залива в течение последних десяти лет, статей советских и иностранных обозревателей, журналистов, ученых, политических деятелей и религиозных лидеров.

Практическая значимость исследования. Результаты анализа КИВ развитых капиталистических держав на аравийские страны Залива могут быть полезны для изучения методов и структуры политики КИВ в странах Персидского Залива и других регионах Азии и Африки, а также для дальнейших исследований политики "культурного империализма".

Сделанные в диссертации выводы, обобщения и констатации могут быть использованы при составлении учебных пособий по новейшей истории арабских стран и проблемам национально-освободительного движения в странах Арабского Востока.

Результаты исследования можно применить для уточнения и конкретизации деятельности в области культуры, культурного обмена, идеологической работе заинтересованных организаций Советского Союза (МИД СССР, МВЭС СССР, КМО, ССОД, АПН, Министерство культуры СССР и др.), а также при ведении контрпропаганда и в разоблачении политики КИВ Запада в странах региона.

Теоретическое значение диссертации. Изучение КИВ развитых капиталистических государств на аравийские страны Персидского залива:

способствует выявлению различных аспектов внешнеполитической и идеологической направленности пропагандистской деятельности капиталистических держав в регионе;

позволяет сделать научные выводы о социально-политических изменениях в стратегии КИВ стран капитализма, происходящих в арабских государствах Залива;

дает представление о результатах КИВ крупнейших капиталисти-

ческих держав в странах региона и о происходящих изменениях в социокультурной среде аравийских государств Персидского залива. Духовная экспансия, осуществляемая ведущими капиталистическими державами в аравийских странах Залива,включает в себя пропагандистско-идеологические, информационные, ценностные, образовательные и научные компоненты. В собственно пропагандистской деятельности КИВ развитые капиталистические государства ставят задачу создания привлекательного образа капитализма, дополняя это пропагандистское воздействие политическим, экономическим и военным.

Особое место в проведении духовной экспансии развитых капиталистических государств мира занимают США, наиболее активно проводящие политику КИВ в страны Персидского залива.

Среди новых факторов, придавших всей системе духовного воздействия Запада на страны региона особый размах, целенаправленность и гибкость, выделяются следующие:

расширение участия неправительственных частных организаций (в том числе научных центров и фондов) во внешней культурной политике;

проведение во многих научных центрах широких исследований различных сторон модернизации (в том числе соотношения культуры с экономикой и политикой), специфики восточных цивилизаций и религий, взаимодействия культур и т.д.;

введение в действие новых коммуникационных средств;

перестройка правительственных систем КИВ.

В результате сочетания всех факторов была создана комплексная, многоотраслевая система духовного воздействия на общественное сознание в странах Залива и на воспитание нового поколения в духе идеалов и ценностей капиталистического общества. В силу своей противоречивости буржуазная .-сультура оказывает как отрицательное, так и положительное влияние на аравийские страны Залива. В определенных сферах она содействует распространению и усвоению современной культуры, приобщению общества стран Залива к достижениям современной мировой цивилизации. Она обеспечивает подготовку национальных кадров и интеллигенции. Овладение необходимыми современными знаниями в области науки, техники, технологии, развитие внутреннего мира личности - важный итог этого духовного воздействия, являющегося

существенной стороной всей системы международного общения, способствующей передаче новых знаний, ценностей, опыта и информации.

Однако подчиненность духовного воздействия общим целям империализма и несоответствие буржуазного духовного производства тем структурам, которые сложились в странах региона и формировались в ходе борьбы за независимость, приводят к негативным последствиям в сфере духовной жизни населения рассматриваемых стран. В целом же взаимодействие культур оказывается противоречивым.

Политические и религиозные деятели аравийских государств Залива нередко усматривают именно в экспансии буржуазной культуры одну из причин того духовного кризиса, который охватывает эти страны. Все более настойчиво провозглашается неприемлемость западной модели модернизации, приводящей на практике к разрушению прежних культурных ценностей. Понимая необходимость политического, экономического и социального развития своих государств, правящие круги аравийских стран Залива стремятся совместить культурную самобытность с западным уровнем развития производства. Но политика принятия западной культуры только на уровне технического развития ведет к дальнейшему подрыву культурной самостоятельности стран региона. КИВ империализма на аравийские страны Залива - оборотная сторона экономического и технического проникновения в страны региона.

Апробация работы. Диссертация выполнена в группе социально-политических проблем культуры сектора общетеоретических проблем Отдела литератур народов Азии Института востоковедения АН СССР. Материалы, входящие в реферируемую работу, были представлены в виде тезисов на международной конференции "Культурные процессы в развивающихся странах" (Москва, 1986 г.), конференциях аспирантов и молодых ученых ИВ АН СССР, а также в виде статей, опубликованных в сборниках (см. список).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.