Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика" Сила-Новицкая, Татьяна Георгиевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сила-Новицкая, Татьяна Георгиевна. "Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика" : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.03 / АН СССР. Ин-т востоковедения.- Москва, 1991.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-3/2082-7

Введение к работе

Актуальность темы. В наши дни в высокоразвитой индустри-льяой державе Востока - Японии наблвдается повышенный интерес равящих кругов к политико-идеологическому использованию импе-атора как символа национального единства. Невозможно оценить оль императора (тэнно) в современной Японии исключительно с очки зрения сегодняшнего дня, не рискуя неминуемо исказить уть проблемы. Достаточно сказать, что в том или ином виде внешние положения тэнноизма оказываются опосредованным переос-ыслением классической мифологии Японии и традиционных пред-тавлений об императоре, восходящих к глубокой древности. Ины-и словами, если принцип историзма должен лежать в основе лю-ого исследования, то при изучении проблем японской монархии н оказывается вдвойне необходим. Это обязывает проследить су-ьбу институте императорской власти в Японии и идей с ним свя-анных на протяжении всей его долгой, более чем тысячелетней, стории вплоть-до наших дней.

Идеологический аспект для исследования выбран, исходя из го ведущего характера для данной проблематики. В течение всей стории Японии (за редким исключением) монарх имел не столько олитическую, сколько культово-религиозную власть, что и опре-елило исключительное место символики, связанной с верховным равителем, в официальной идеологии.

Словосочетание "императорская система" (тэнносэй) наибо-ее адекватно передает специфику монархического строя в Япо-ии, при котором в единую, органически целостную систему увя-аны явления разного происхождения - и политического, и рели-иозного, и мировоззренческого. Элементы этой системы в разных сторических условиях не исчезали безвозвратно, а, как прави-о, выживали с тем, чтобы в подходящий момент вновь стать фун-

кционалышми.

В довоенной культуре Японии именно государственный культ императора, развитый правителями Мэйдзи на живом организме на цлональной религии (синто), стал тем интеграционным началом, которое выработало у японцев особое чувство единства с исключ тельно сильной националистической окраской, сгустившейся в 1930-е годы в мрак агрессивного шовинизма.

Хотя в японском послевоенном обществе институт император ской власти уже- не является центральным звеном политической структуры, все же при формулировании господетвующшд классом общенациональных ценностей идеи и ритуалы, культивирующие чув ства уважения и любви к императору - "символу государства и единства нации", продолжают играть немаловажную роль.

Болезнь и смерть императора Хирохито 7 января 1989 г. по служили поводом для возобновления общенациональных дискуссий по вопросу о роли монархии. В целом эти дебаты показали, что все, что связано с императорской системой и самим императором задевает самые глубинные слои национальной психологии, социального и политического сознания японцев. Император остается важным символом для многих - символом превосходства и милитаристского величия Японии - для крайнеправых, символом самобыт ности и сохранения культурных традиций для умеренного болыпин ства и символом тирании для людей леворадикальных позиций.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы исследо вать основные тенденции развития идеологии культа императора Японии начиная с зарождения древней императорской системы и д "символической" монархии наших дней, делая основной упор на современность. В связи с этим в работе были поставлены следую щие задачи:

рассмотреть эволюцию концептуальных основ императорско го культа на протяжении всей его истории;

показать взаимодействие официальной идеологии и массового сознания на разных этапах японской истории;

проанализировать новые тенденции в политике правительства Японии в отношении идеологического использования культа императора в послевоенное время.

Научная новизна. Хотя советские ученые не раз обращались к проблематике, так или иначе связанной с институтом императорской власти в Японии, эта тема еще не стала предметом все-

стороннего и постоянного научного изучения. Предлагаемая диссертационная работа является первой попыткой в советском япо-новедении специального исследования идеологического аспекта культа японского императора. В работе впервые рассматриваются история складывания культа императора в Японии, анализируется эволюция догматики и доктрин тэнноизма, вводится в научный оборот богатый новый материал, в том числе такие документы, как "Основные принципы кокутай" и "Путь подданного", представляющие собой квинтэссенцию установок государственного национализма.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды классиков марксизма-ленинизма.

Большое теоретическое значение имели для диссертанта труды советских ученых-востоковедов по общим вопросам общественно-политической мысли. Автор широко использовал работы Д.П.Бугаевой, М.В.Воробьева, Т.П.Григорьевой, Л.Д.Гришелевой, А.А. Долина, Г.Д.Ивановой, Н.И.Конрада* Ю.Д.Кузнецова, А.Н.Курицына, И.А.Латышева, Н.Ф.Лещенко, А.Н.Мещерякова, В.Т.Нанивской, Г.И. Подпаловой, К.А.Попова, Я.Б.Радуль-Затуловского, Г.Е.Светлова, Н.ИЛегодарь.

Однако, поскольку специальных работ по идеологии культа императора Японии в советском востоковедении нет, то диссертантом были критически рассмотрены и использованы иностранные источники и литература на английском и японском языках.

В качестве источников в работе использовались такие основные документы тэнноизма как летописно-мифологические хроники "Кодзики" и "Нихон секи", трактат Китабатакэ Тикафуса "Дзинно сётоки" ("Записи о законности наследования божественных монархов"), "Кинтю нараби-ни кугэ сёхатто" ("Предписания для императорского двора и придворной аристократии"), "Конституция великой Японской империи" 1889 г., императорские рескрипты и указы, "Кокутай-но хонги" ("Основные принципы кокутай"), "Сим-мин-но мити" ("Путь подданного"), а также работы основных теоретиков идеологии императорской власти.

В Японии тэнноизм и императорская система находятся в зо-їє самого пристального внимания ученых. Проблема отличается многосторонностью. В ней можно выделить и аспекты юридической зистемы и аспекты политической структуры, а также идеологиче-зкий, исторический и социологический аспекты. Историография зама по себе значительна, но мы не будем затрагивать чисто оридический аспект, а также журналистику, так как это сделало

бы наш обзор чрезвычайно обширным.

До второй мировой войны существовало табу на научное исследование императорской системы, большинство публикаций носило ненаучный характер.

Хотя после войны, благодаря новой конституции 1947 г., ут вердилась свобода слова, печати, публикаций, но социальное таб на исследования культа императора до конца преодолено не было. Свобода исторического исследования по императорской системе в какой-то мере нарушается. Не все материалы по этой теме открыты для читателей. Но постепенно сфера действия табу все более сужается и в настоящее время оно ощущается мало.

В целом исторические исследования по императорской системе распадаются на три больших направления.

Первое - это исследования сторонников ликвидации монархии к ним относятся прежде всего работы ученых-марксистов, многие из которых состояли или состоят в ШІЯ. Второе направление, наиболее широко представленное, - это более или менее нейтральные научные исследования, не связанные напрямую с практикой, и третье направление - это работы тех, кто выступает в поддерж ку императорской системы.

В целом первое направление исследований, начавшееся еще до войны, не могло не нести практической зависимости от стратегии и тактики революционной борьбы. Исследования велись не для того, чтобы интерпретировать, объяснить функционирование императорской системы, а для того, чтобы ее переустроить, ликвидировать. Поскольку эти исследования носили в вышеуказанном смысле зависимый характер, то часто.страдали излишним абстрагированием. Большим недостатком многих работ этого направления была также неспособность их авторов отразить те перемены, которые произошли.в императорской системе после поражения Японии во второй мировой войне.

Чтобы узнать образ мышления КШ сразу после войны, можно обратиться к работе Идзу Кофу , а первый после войны анализ экономических основ монархии содержится в книге Хэда Синтаро .

Позже атмосферу социологических исследований монархии оп-

  1. Идзу Кофу. Тэнносэй-ни цуитэ (О императорской системе), Токио, 1946.

  2. Хэда Синтаро. Тэнносэй-но кэйдзайтэки кисо бунсэки (Анализ экономических основ императорской системы). Токио, 1947.

ределяла дискуссия Сига - Камияма, явившаяся частью теоретической дискуссии в КПЯ3. Книга Камияма Сигэо явилась первым теоретическим исследованием императорской системы, которую автор рассматривал как абсолютистскую государственную структуру в течение всего периода от революции Мэйдзи (1867-1868) и до поражения Японии в войне (1945). Он предложил термины военно-феодальный империализм, являющийся агрессивной формой абсолютизма, а также современный буржуазный империализм, подчеркивая, что в условиях императорской системы существовал "двойной империализм".

Критика Сига теории Камияма исходила из того, что ошибочно без всяких оговорок применять термин Ленина "военно-феодальный империализм" к Японии. Сига придерживался точки зрения Тезисов Коминтерна 1924 г., где указывается, что с течением времени императорская система стала характеризоваться структурой власти блока буржуазии и помещиков, где лидерство удерживала буржуазия.

В более поздних работах 1953 г. Камияма высказывал свой взгляд на место императора в новых условиях оккупации США.. Он односторонне указывал, что императорская система не разрушена, а продолжает существовать как "марионетка зависимого от США колониального государства", на вершине возрождающегося милитаризма стоит император, а послевоенная демократизация всецело провалилась, новая конституция полностью выхолощена.

3. Позиция Камияма Сигэо была раскрыта в следующих работах:

а) Камияма Сигэо. Тэнносэй-ни кансуру риронтэки сёмондай
(Теоретические вопросы императорской системы),Т.,1947.

б) Камияма Сигэо. Кокка рирон (Теория государства). И, Ш
главы, Т., 1950.

в) Камияма Сигэо. Син тэннорон (Новая теория императора),
Т., 1953.

г) Камияма Сигэо. Сэнго нихон кокка-но сёмондай (Проблемы
послевоенного японского государства), Т., 1953.

д) Кояма Хиротакэ, Асада Мицутэру. Тэнносэй кокка ронсо
(Дискуссия о государстве императорской системы). Т.,1951.

Позиция Сига Ёсио выразилась в:

а) Сига Ёсио. Сэкай то Нихон (Мир и Япония), Т., 1949.

б) Сига Ёсио. Кокка рон (Теория государства), Т., 1949.

Позиция ШІЯ по социологическим проблемам монархического строя более позднего периода изложена в брошюре "Император и политика. Среди немарксистских книг этого периода выделяется работа Танака Согоро , охватывающая многие аспекты монархизма - идеологию, политику, экономику. Полезными для исторического анализа можно считать также книгу Танака Котаро и др. авторов6 работы Фудзима Наринага , Фудзита Сэйдзо , Накамура Кикуо і Мацумото Санносукэ10.

Из исторических работ заслуживает особого упоминания сбор ник под редакцией Гото Ясуси , объединивший 7 лекций, прочитанных в университете Рицумэйкан, где главное внимание уделено взаимодействию идеологии танноизма и массового сознания в разные периода японской истории.

Проблемам истории теории Минобэ Тацукити об императоре -органе государства (тэнно кикансэцу) посвящены работы Накасэ Дзюити и Миядзава Тосисё . Классическим образцом марксистской теории об императорской системе является исторические исследования Иноуэ Киёси . В своем роде уникальным изданием яв-

  1. Тэнно то сэйдзи (Император и политика), Т., 1973.

  2. Танака Согоро. Тэнна-но кэнкю (Исследование императора), Т., 1951.

  3. Танака Котаро и др. Тэнносэй-но кагакутэки кэнкю (Научное исследование императорской системы). Т., 1946.

  4. Фудзима Нэринага. Кокка то кайкю (Государство и классы). Т., 1947.

  5. Фудзита Сэйдзо. Тэнносэй кокка-но сихай гэнри (Принципы государства императорской системы). Т., 1966.

  6. Накамура Кикуо. Тэнносэй фасидзуму рон (Теория фашизма императорской системы). Т., 1987,

  1. Мацумото Санносукэ. Тэнносэй кокка то сэйдзи сисо (Государство императорской системы и политическая идеология).Т.,196!

  2. Тэнно то минею (Император и массы). Под ред. Гото Ясуси. Т., 1976.

  3. Накасэ Дзюити. Киндай-ни окэру тэннокан (Взгляд на императора в новейшее время). Т., 1963.

  4. Миядзава Тосиёси. Тэнно кикансэцу дзикэн (Инцидент императора - органа государства). Т., 1970.

  5. Иноуэ Киёси. Тэнносэй (Императорская система), Т., 1953; Тэнно-но сэнсо сэкинин (Ответственность императора за войну] Т.,1973.

ляется книга Вакамори Таро15, посвященная роли императорской системы в истории японцев с точки зрения национальной психологии. В 1950-1970-е годы вышло также много работ общего характера по-истории императорской системы,1 перечислить их здесь не представляется возможным. В 1970-80-е годы очень возрос объем материалов по современной императорской системе, хотя были работы и общего характера, среди которых своим объективным анализом и критическим подходом выделяются книга Мураками Сигэёси и работа Минаката Киё . Но в целом с появлением многоаспектного анализа диверсифицировались и методы исследования.

Из-за ограниченности места из "нейтральных", чисто научных работ 1970-80-х годов мы рассмотрим лишь работы, посвященные религиозной стороне императорской системы, поскольку она представляет наибольший интерес для диссертации, а также является важнейшей и неотъемлемой стороной деятельности японских императоров на протяжении всей истории.

Исторический, идеологический и религиоведческий анализ этого аспекта проблемы содержится в работах следующих авторов: Мураками Сигэёси , Мшгта Нобору , Сансэцу Тэцуо , Хора Томно21, а также Юаса Ясуо22.

Что касается религиозной роли императора в связи с храмами Исэ, то представляют интерес специальные исследования этого вопроса, проведенные Фудзитани Тосио23 и Нисигаки Сойдзи .

  1. Вакамори Таро. Тэнносэй-но рэкиси синри (История и психология императорской системы). Т., 1973.

  2. Мураками Сигэёси. Косицу дзитэн (Энциклопедия императорской фамилии). Т., 1980.

  3. Минаката Киё. Тэнно-ни кансуру дзюни сё (12 глав, посвященных императору). Т., 1981.

  4. Мураками Сигэёси. Тэнно-но сайси (Культ императора).Т.,1977.

  5. Мията Нобору. Минъё сюкё рон но кадай (Задачи народных религий). Т., 1977.

  6. Сансэцу Тэцуо. Тэнночю сюкётэки кэньи това нани ка (Что такое религиозный престиж императора). Т., 1978.

  7. Хора Томио. Тэнно-но фусинсэй-но кигэн (Истоки непрямого правления императора). Т., 1979.

  8. Юэса Ясуо. Кодайдзин-но сэйсин сэкай (Духовный мир древних людей). Т., 1980.

  9. Фудзитани Тосио. Синдо синко то минею Тэнносзй (Синтоистская вера и массы. Императорская система). Т., 1980.

  10. Нисигаки Сэйдзи. Оисэ-маири (Оисэмаири). Т., 1983.

Из авторов, писавших по проблемам государственного синтоизма, ассоциирующемуся с ролью императора после революции Мэйдзи и до окончания второй мировой войны, надо выделить Мураками Си-гэёси . За последние годы вышла целая серия книг, посвященнь проблеме Храма Ясукуни, из которой назовем лишь такого извесз ного автора, как Оэ Синобу26.

В религиозной деятельности императора главное значение придается его участию в различных обрядах и церемониях как ш восвященника синто. Об этой стороне вопроса также имеется обширная литература. В этом плане можно выделить работы таких религиоведов, как Иноуэ Мицусада , Окада Сэйси , Оно Такэо' Курахаси Масадзи , Томура Масахиро . Очень интересны исследования культа императора в связи с даосизмом .

Из научных журнальных изданий необходимо упомянуть издав щййся с 1980 г. специальный журнал "Исследования императорскс системы" (Тэнносэй кэщш).

Третье направление по нашей классификации, т.е. работы авторов, выступающих в поддержку императорской системы, представлено такими именами как Асидзу Удзухико , Мива Нобуо ,

  1. Мураками Сигэёси. Гэндай сюкё то сэйдзи (Современная религия и политика). Т., 1978; Кокка синдо то минею сюкё (Государственный синтоизм и народнвя религия). Т., 1982.

  2. Оэ Синобу. Ясукуни дзиндзя (Храм Ясукуни). Т., 1984.

  3. Иноуэ Мицусада. Нихон кодай-но окэн то сайси (Прерогативі короны и богослужение в древней Японии). Т^, 1984.

  4. Дайдзёсайто ниинамэ. Под ред. Окада Сэйси. Т., 1979.

  5. Оно Такэо. Тэнно-но мацури (Праздники императора). Т., 1979.

  6. Курахаси Масадзи. Тэнно-но мацури то мин-но мацури (Императорские праздники и народные праздники). Т., 1983.

31., Томура Масахиро. Тэнносэй кокка то симва (Государство императорской системы и мифы). Т., 1982.

32. Фукунага Мицудзи. Докё то нихон бунка (Даосизм и японская
культура). Т., 1982.

Фукунага Мицудзи и др. Докё то кодай тэнносэй (Даосизм и древняя императорская система). Т., 1978.

  1. Асидзу Удзухико. Мияби то хакэн (Мияби и гегемония). Т., 1980.

  2. Мива Нобуо. Тэнно кэнкю (Исследование императора). Т., IE

Нодзима Сэйдзи35, Одагири Нобуо , Кавати Масаоми37 и др.

Литература на английском языке не столь обширна, как на японском. При подготовке диссертации наиболее полезными оказались работы таких западных ученых как Р.Белла,' Д.Браун, К.Те, Д.Ёрл, Г.Като, М.Янсен, Д.Холтом, Б.Маршалл, И.Моррис, П.Мёрси, Д.Пикен, Р.Сторри, В.Прайс, Д.Титус, Х.Дзори и других.