Введение к работе
Актуальность таны. Пожалуй, ни с одной другой страной Россию не сравнивают так часто, как с Германией. Особый повод к этому дал XX век, в котором обе страны "подарили" миру классические образцы тоталитарных режимов. Это стало болезненным результатом модернизации, в результате которой в обеих странах не удалось сохранить баланс между старым и новым Очевидно, что подобное развитие событий имело историческую основу, коренясь в более ранній этапах исторического пути Германии и России Именно там необходимо искать предпосылки для сходного, в своей трагичности, и различного, в своих конкретных проявлениях, развития двух стран
В этом отношении особый интерес представляет судьба германского и российского консерватизма, так как именно это течение общественно-политической и культурной жизни способствует сохранению преемственности в ходе исторігческого развития или напротив - своим упорным сопротивлением всякому нововведению - приводит к кардинальным переменам
Предметом исследования данной диссертации является выделение общего и особенного в развитии консерватизма двух стран. При этом консерватизм рассматривается нами как конкретно-историческое явление, возникшее в качестве реакции на идеи Просвещения и Великую французскую революцию.
Основная задача исследования состоит в выявлении того влияния, которое охранительные идеалы оказали на историю Германии и России. При этом основу исследования составляет анализ немецкого консерватизма, а привлечение российского материала позволяет взглянуть на охранительную идеологию Запада под новым углом зрения. Главное внимание будет уделено сравнительному анализу процесса развития консерватизма двух стран, имея в виду прежде всего разную степень вовлеченности Германии и России в общий контекст европейской культуры. Именно этот - отчасти объективный, отчасти субъективный - фактор был решающим при формировании различий в консервативном мышлении и мировоззрении Германии и России. Однако обнаружение общего и особенного во взглядах российских и немецких консерваторов не является самоцелью данного исследования.
Главная иель работы - найти те противоречия в охранительном мышлении и мировоззрении, которые ослабляли устойчивость консервативных воззрений в обеих странах, что в немалой степени способствовало кардинальным переломам в судьбе
Германии и России и привело в первом случае к серьезному разрыву с консервативной традицией XIX века, а во втором вообще к ее пресечению.
Хронологические рамки. Так как мы условились рассматривать консерватизм как конкретно-историческое явление, то нижнюю хронологическую границу данного исследования необходимо установить на последней четверти XVHI века, когда шло формирование собственно консервативного мышления и мировоззрения в столкновении с рационалистическими построениями Просвещения, которые Великая французская революция перевела из теоретической сферы в область реальной политики. Верхние хронологические рамки, на наш взгляд, необходимо провести в 1917-1918 it., когда в обеих странах произошел революционный перелом исторического развития, приведший к кардинальной трансформации всей общественно-политической жизни.
Мепюдологическую основу исследования составляет социология знания, одним из основоположников которой был К.Манхейм, синтезировавший в своих произведениях идеи М.Вебера, Э.Трёльча, Д.Лукача, ГРиккерта, Э.Гусселя. Развивая веберов-скую концепцию идеальных типов, Манхейм разработал методологию интерпретации "духовных образований" (феноменов духовной культуры), формирование которых рассматривается не "с точки зрения вечности", а тесно увязано с конкретно-историческим развитием Именно так Манхейм подошел к процессу становления консервативной идеологии, придя к выводу, что это не просто идеология, а особый стиль мышления с особым присущем ему взглядом на человека, общество и государство. Более детально методологичхекие установки Манхейма по отношению к консервативному мышлению разработал М.Грайфенхаген, попытавшийся выделить идеально-типические элементы консервативного мировоззрения в Германии
Основный методом исследования является сравнительно-исторический анализ воззрений российских и немецких консерваторов. При этом консервативная идеология будет рассматриваться с разных точек зрения (особенности консервативного мышления, мировоззренческие установки, отношение к возможности перемен), что позволит, на наш взгляд, не только обозначить те или иные особенности консервативных идей, но и выявить мотивацию конкретных охранительных мероприятий в Германии и России.
Научная новизна диссертации. В работе впервые предпринята попытка системно-аналитического сравнения консервативной идеологии в Германии и России, что позволило под новым углом зрения взглянуть на охранительные тенденции в общественно-политической жизни двух стран.
Источники и историография. Основу источниковой базы диссертации составили произведения ведущих теоретиков консервативной мысли Германии и России. На
наш взгляд в Германии эту роль прежде всего сыграли романтики, заложившие стержневые направления немецкого консервативного мышления Были использованы различные произведения Адама Мюллера: "Элементы государственного искусства", "Лекции о немецкой науке и литературе" и "Двенадцать речей об ораторском искусстве и его упадке в Германии". Помимо трудов А.Мюллера были привлечены также работы Ф.Шлегеля и Новалнса, так как именно эти три автора заложили основы романтического представления о человеке, обществе и государстве Особый интерес представляет эссе Новалиса "Христианство или Европа", ставшее (наряду с произведениями Э.Бёрка, Ж. де'Местра, Х.Доносо Кортеса) одним из манифестов европейского консерватизма.
. Главным теоретиком неромантического направления немецкого консерватизма был К.Л. фон Галлер, многотомное исследование которого "Реставрация государственной науки", пользовалось широкой популярностью среди прусских охранителей. Защищавшаяеся Галлером идея частноправового формирования сословно-корпоративного государства, была заимствована им у Ю.Мёзера, многочисленные статьи которого стали первой серьезной попыткой традиционалистской критики идей Просвещения. Близок по духу Галлеру был и Л. фон Марвиц, лидер аристократической фронды против реформ Штейна-Гардеиберга. В своих многочисленных записках, меморандумах и проектах, собранных и систематизированных впоследствии Ф.Мёзелем, Марвиц отстаивал необходимость сохранения юнкерской милитаристской Пруссии. Другим последовательным защитником позиций легитимизма с позиции силы и верности традициям был Л. фон Герлах, оставивший после себя двухтомник воспоминаний, а также довольно обширную переписку с многими влиятельнейшими государственными деятелями своего времени. Младший брат Леопольда фон Герлаха -Эрнст Людвиг фон Герлах был против односторонней силовой трактовки государства и заложил основы христианского консерватизма, основанного на идеях жертвенности и патернализма. Это нашло отражение в посмертном издании записок и речей Э Л фон Герлаха и в его многочисленных статьях для "Kreuzzeitung", главным идеологом которой он был долгие годы
Итог формирования основных идеологических постулатов прусского (а впоследствии и общегерманского) консерватизма подвел ФЮ.Шталь, который прежде всего в своей "Философии права" и ряде других произведений попытался преодолеть противоречие силовой и христианской составляющей немецкого охранительного мировоззрения. Сходных со Шталем взгляров придерживался основатель исторической школы права Ф.К. фон Савиньи, небольшая книга которого "О призвании нашего времени", а таюке его многотомное исследование по истории римского права, внесли
большой вклад не только в становление консервативной идеологии Германии, но и в развіггае истории и юриспруденции
Особое место среди теоретиков немецкого консерватизма занимает Лоренц фон Штейн, выступивший с достаточно новаторскими идеями создания социальной монархии, которая смогла бы преодолеть усиливающуюся пропасть между богатством и бедностью. Наиболее последовательно Л. фон Штейн изложил свои взгляды в "Истории социального движения во Фракции", которая выдержала множество изданий. Сходные предложения высказывал Й.фон Радовиц, который в своих многочисленных парламентских выступлениях и печатных публикациях предостерегал от надвигающейся "пауперской революции" и видел единственное спасение в созидании социальной монархии О. фон Бисмарк, бывший одним из лидеров социальной политики, оставил об этой сфере своей деятельности письменные свидетельства в своих парламентских речах, многочисленных письмах и мемуарах.
Помимо произведений ведущих консервативных авторов, в работе использовались также программные документы различных консервативных партий и организаций. Один из самых лучших сборников партийных программ в Германии был составлен еще в начале XX века Ф.Саломоном, а на сегодняшний день самым полным и подробным сборником такого рода считается справочник Вильгельма Моммзена, выдержавший множество изданий
Уникальным источником по истории консервативной мысли Германии является газета "Kreuzzeitung", которая была больше чем газетой, объединяя вокруг себя наиболее последовательных приверженцев консервативной идеологии, желавших быть "святее папы" и зачастую вступавших в конфликт с правительством.
Основоположником консервативной идеологии в России справедливо считается великий русский историк Н.М.Карамзин. "Письма русского путешественника", "Письмо сельского жителя" и особенно политический очерк "О древней и новой России" заложили основу консервативною мировоззрения в России. Хотя многие темы, затронутые Карамзиным, были подняты еще М.Щербатовым в его памфлете "О повреждении нравов в России". Однако данное произведение носило во многом повествовательно-традиционалистский характер и вряд ли может рассматриваться как политический манифест; к тому же эта работа Щербатова не имела широкой известности до середины XIX века.
Куда больший резонанс имели прошведения славянофилов, которые придали охранительной идеологии в России подчеркнуто националистический характер. Особую роль в этом сыграл И.В.Киреевский и А.С.Хомяков, а также близкий к ним М.Погодин. Не скрывал своих славянофильских корней и Н Я.Данилевский, книга ко-
торого "Россия и Европа" была очень популярна в 70-80-е годы XIX века Заимствовал идеи славянофилов и К.Победоносцев, но только для того, чтобы оправдать существующую систему самодержавия. То же самое можно сказать и о творчестве К.Леонтьева, который с предельной откровенностью представлял царский деспотизм и цезарепапизм идеальной для России формой правления.
Большой интерес в качестве источника по истории консервативной мысли представляет "Русский вестник", бывший наиболее солидным охранительным изданием последней трети XIX - начала XX веков. Именно в его публикациях, написанных зачатую на злобу дня, особенности российского консервативного мировоззрения высветились наиболее отчетливо.
Ценным источником по истории российского консерватизма являются также материалы правительственных заседаний, парламентские речи и программные партийные документы, собранные в сборнике, составленном И К.Кирьяновым
Помимо вышеперечисленных основных источников по истории консервативной мысли Германии и России использовались и другие материалы.
Целенаправленного сравнительного анализа консерватизма Германии и России до недавнего времени не предпринималось ни в российской (советской), ни в немецкой историографии. Только в 1996 году вышла книга ГРормозера и ЛФренкина "Новое консервативное мышление как императив выживания", где в форме диалога рассматривается соотношение консервативной парадигмы в Германии и России. Косвенно эта тема затрагивалась в некоторых исследованиях в основном немецких авторов. Среди российских изданий наибольший интерес представляют сборник статей "Россия и Германия: Опыт философского диалога", а также небольшой, но очень содержательный научно-аналитический обзор Б.С.Орлова "Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа".
Теме зарождения и развития консерватизма вообще и его особенностям в Германии посвящено множество исследований немецких ученых Отправным пунктом здесь стала концептуальная работа К.Манхейма "Консервативное мышление", заложившая основы научного понимания консерватизма как конкретно-исторического явления Это исследование стало отправным пунктом и для тех, кто не соглашался с Маїкеймом. Так А Грабовски, упрекавший Манхейма в односторонней аналитичности, в своей также ставшей программной статье "Консерватизм ", построил исследование на иной трактовке тех моментов, которые высветил Манхейм Именно Манхейм и Грабовски стали теми методологическими полюсами, между которыми развивалось исследование консервативной идеологии в Германии. До второй мировой войны в этом русле работали Йоахимсен, Грабовски, Роден, Нойманн; в послевоенный период -
Барт, Флехтхейм, Хан, Козеллек, Купиш, Ромейн, Ровланд и другие. Самой серьезной попыткой оспорить исходную точку европейского консервативного мышления, за которую Манхейм принял Великую французскую революцию, было фундаментальное исследование К.Эпштейпа "Происхождение консерватизма в Германии". Наиболее заметным событием в послевоенной истории изучения консерватизма Германии стала книга М.Грайфепхагспа "Дилемма консерватизма в Германии" Работа, насыщенная большим количеством фактического материала, стала успешной попыткой систематического изложения процесса становления и развития консервативного мировоззрения в Германии Представляет большой интерес монография К Ленка "Немецкий консерватизм", в которой автор прослеживав! ступени формирования консервативной идеологии, отмечая ее изменчивость во времени. В историографии ГДР заслужігоавет внимания книга Л.Эльма "Консервативное мышление, 1789-1848/49", которая, опираясь на основательный фактический материал, дает марксистскую трактовку природы консервативного мышления.
В нашей стране единственной монографией, посвященной проблеме зарождения и развития европейского (а в частности германского) консерватизма остается книга А.А.Галкина и П.Ю.Рахшмира "Консерватизм в прошлом и настоящем".
Значительное количество исследований немецких историков посвящено отдельным проблемам и периодам в истории немецкого консерватизма В первую очередь необходимо отметить работы, затрагивающие тему политического романтизма, который придал немецкому консерватизму неповторимый колорит. Это прежде всего монография К.Шмитта "Политическая романтика" - одно из самых глубоких исследований на эту тему, - а также работы Я Баксы, который является, пожалуй, самым авторитетным биографом ведущих представителей немецкого романтизма: А Мюллера, Ф.Шлегеля, Новалиса, Баадера, и других.
С политическим романтизмом тесно пергшетена проблема консервативного понимания взаимоотношений церкви и государства, драматизм которых на наш взгляд особенно удачно показал Х.Ю.Шепс, сконцентрировав свое внимание на судьбе Э.Л. фон Герлаха и его последователей. Неоднозначность отношения немецких консерваторов к церковной политике Бисмарка наиболее подробно освещена в монографии Э.Шульте "Отношение консерваторов к кулыуркампф"
Нельзя не упомянуть книгу Ф.Фишера "Союз элит", которая прослеживает преемственность в развитии правящего слоя Германии с 1875 по 1945 года и иллюстрирует склонность правящей элиты страны к реакционным и зачастую безответственным действиям. Э.Р.Хубер в своей многотомной "Немецкой конституционной истории" уделяет серьезное внимание участию консерваторов в государственном строительстве
Германии. Фундаментальное исследование Э.Трёльча "Историзм и его проблемы", рассматривает историзм с его особым вниманием к идее континуитета как неотъемлемую часть консервативного мышления, о чем неоднократно в своих работах писал и Ф.Майнеке.
Немецкие исследователи таюке обратили внимание на то, что тема социального реформизма у охранителей Германии возникла на основе христианского патернализма, об этом писали Х.Хеффтер, И Б.Мюллер, Ё Х.Шёпс.
Масса исследований в Германии посвящена партиям и другим политическим организациям немецкік консерваторов. Крупнейшей работой такого рода остается монография Х.Боомса "Немецкая консервативная партия". Существует также ряд исследований, посвященных истории формирования партийно-политической системы Германии, в которых партийным организациям консерваторов уделено существенное место. Наиболее интересными работами, посвященными экономическим интересам немецких консерваторов, являются, на наш взгляд, книги Х.-ИПуле, Э.Штока, К.Веттера.
В нашей стране проблема консервативного реформизма в Германии наиболее полно и последовательно изложена в диссертации Т.З.Шмидт "Германский буржуазный реформизм к ХГХ-н.ХХвв." Данная тема рассматривается также в работах А.Б.Цфасмана, ИВ Розанова, в монографии Л.Е.Кертмана и П.Ю.Рахшмира.
Заслуживают внимание работы биографического жанра, посвященные тем или иным представителям консервативного лагеря в Германии Об исследованиях, посвященных романтикам, уже говорилось выше Представляют интерес исследования В.Моммзена и ЭБатлера, которые высвечивают консервативные тенденции во взглядах Гёте. Книга Г.Рнттера посвящена Ф фон Штейну - одной из самых неоднозначных фигур новой немецкой истории, которого Риттер считает консерватором "в конечном счете". Если консерватизм Ф. фон Штейна не бесспорен, то верность идеалам легитимизма со стороны Л фон Марвица вне всяких сомнений Его общественно-политической деятельности уделил особое внимание Г.Рамлов, считающий деятельность Марвица началом консервативной политики в Пруссии. Особый интерес для нашего исследования представляет статья К.-К. Крауса "Леопольд фон Герлах - защитник России", в которой исследуются мотивы, побуждавшие прусских консерваторов занимать "русофильские" позиции.
Большой массив литературы в Германии посвящен различным аспектам деятельности Бисмарка, однако нас в первую очередь интересуют работы, затрагивающие отношение Бисмарка к консервативной идеологии. К таковым прежде всего относятся уже упоминавшаяся нами монография Х.Хеффтера "Партия Кройццайтунг и политика
картелей Бисмарка", книга Л Галла "Бисмарк Белый революционер" и небольшая, но очень содержательная статья Ф.Майнеке "Герлах и Бисмарк", а в отечественной историографии - работы С.В.Оболенской и В.В.Чубинского.
Если касаться исследований по российскому консерватизму, то приходится констатировать, что в советской и российской историографии пет общих и специальных работ на эту тему. Как это ни парадоксально, но лучшее на наш взгляд исследование проблем российского консерватизма содержится в "Истории либерализма в России" В В.Леонтовича. Из последних российских изданий заслуживает внимание книга А.С.Замалеева и И.Д Осипова "Русская политология: обзор основных направлений", где пожалуй впервые выделяются и рассматриваются различные направления в идеологии российского консерватизма.
Большим разнообразием отличается литература посвященная исследованию различных аспектов российского самодержавия. В этих работах прямо или косвенно затрагивается проблема консервативной идеологии и практики. Наибольший интерес представляют исследования, касающиеся сложной и неоднозначной темы самодержавного реформизма. Так монография С.В.Мироненко посвящена борьбе, развернувшейся вокруг реформаторских проектов в начале XIX века Наиболее интересными работами, исследующими период реформ 60-70-х годов и уделяющими достаточное внимание консервативной идеологии того времени, являются, на наш взгляд, монографии П.Г.Зайончковского, В. А Твардовской и В.Г.ЧГернухи. Масса работ концентрирует свое внимание на переломном моменте начала XX века, когда альтернатива - реформа или революция - еще не была разрешена. Наибольший интерес в этой связи представляют работы А.Я.Авреха, А.Бахтуриной, В.С.Дякина, П.Г.Захарова, И.К.Кирьянова и М.Н.Лукьянова, Ю Б Соловьева
Как уже отмечалось, в отечественной историографии уделяется недостаточное внимание исследованию различных направлений российской консервативной мысли. Исключение составляет творчество славянофилов. Наиболее тщательное исследование указанной темы содержится в монографиях Е.АДрузинской и Н.И.Цимбаева, хотя основное внимание уделено полемике вождей славянофильства с западниками, а не выявлению собственно консервативной основы славянофильской идеологии
Практическая ценность диссертации. Данное исследование может быть использовано при создании обобщающих работ по истории консерватизма Возможно применение диссертации при разработке общих и специальных лекционных курсов по отечественной и зарубежной истории нового времени.