Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция святой бедности Джона Уиклифа Козик, Олег Маркович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козик, Олег Маркович. Концепция святой бедности Джона Уиклифа : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т всеобщей истории.- Москва, 1998.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/3610-6

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ. С конца XIII - начала XIV веков Англия входила в эпоху существенных трансформаций во всей системе феодальных отношений. Целостно, взаимосвязанно реструктурировался весь миропорядок феодального общества, во всех его составляющих: от экономики - до философии, от политики - до искусства.

Во многом эти глобальные процессы перемен определялись развитием экономических и политических централизационных процессов, приспособлением феодальных отношений и миропорядка феодального общества - к расцвету простого товарного производства.

Данная диссертация имеет отношение к важной, интересной и актуальной теме исследований: теме отражения этих глобальных процессов перемен в Англии XIV века - на системах общественной идеологии и мироотношения.

Собственно понятие мироотношения можно выразить через серию простых вопросов: как "правильно" жить человеку и обществу; как "правильно" видеть окружающий мир и его реалии; в чем "правильные" цели деятельности, и в чем "правильные" методы их достижения. Все это - важные вопросы, которые всегда задает себе человек; вопросы, которые находят существенное выражение в индивидуальной и и общественной жизни; вопросы, в решении которых реализуется важная часть выражения социальных, социально-классовых интересов (как "правильно" должны строиться социально-классовые взаимоотношения, в чем "правильное" в социальном поведении).

В связи с глобальными процессами реструктурирования миропорядка феодального общества в Англии XIV века в мироотношении -старое сталкивалось с новым; но далеко не только это определяло остроту проблемности мироотношения в Англии в это время: дело в том, что вся система представлений о "правильном" в это время оказывается в меняющемся, "поплывшем" состоянии; и острота этой проблемы усугублялась стремительным характером глобальных перемен (в силу бурного толчка развития товарно-денежных отношений, имевшего место в стране в это время), и теми связанными с переменами кризисными процессами "притирки", которые наблюдались в экономических системах и в системе социально-классовых взаимоотношений.

- г -

Концепция Святой бедности Уиклифа, известного английского религиозного деятеля XIV века, представляет собой предлагаемую им современному ему обществу - целостную религиозно-дидактическую схему обновленного мироотношения. Главная задача, которая ставилась перед диссертацией - показать научную значимость концепции Святой бедности Уиклифа - в связи с изучением упомянутой большой, актуальной темы (темы отражения глобальных процессов реструктурирования миропорядка феодального общества в Англии XIV века - на системах общественного мироотношения), и - "наработать" в этом направлении определенный полезный материал.

Это - главная задача диссертации, которая решается преимущественно во второй ее главе. Вторая же задача диссертации носит скорее "вытекающий" характер: "нарабатываемые" в процессе решения главной задачи диссертации материалы можно использовать с тем, чтобы при совмещении их с современной научной литературой, - высветить, прояснить некоторые линии развития в западноевропейском религиозном реформизме, чему и посвящена третья глава диссертации, в которой рассматривается вопрос места концепции Святой бедности Джона Уиклифа в истории религиозного реформизма.

Таким образом, если главная задача диссертации посвящена прежде всего истории Англии XIV века, общественным проблемам этого времени и их отражению в мироотношении, - то вторая задача относится уже к собственно истории развития западноевропейского религиозного реформизма в целом.

Концепция Святой бедности Джона Уиклифа для Уиклифианы не является чем-то неизвестным абсолютно: она упоминается некоторыми научными исследованиями, посвященными Уиклифу. Однако практически во всех случаях это - не более чем упоминания: ни существо этой концепции, ни ее истинное значение в религиозно-реформистской теории Уиклифа практически до сих пор в научной литературе не отражены. Раскрыть существо этой концепции, показать, что она представляют собой значимую с научной точки зрения часть религиозно-реформистской теории Уиклифа - и ставит перед собой задачей данное исследование.

МЕТОДОЛОГИЯ. В работе над исследованием автор опирался на

методологические разработки и традиции отечественной исторической школы.

Так, это касается методологии подхода к религиозной истории, когда наряду с, например, изучением вопросов религиозной догматики, - признается научно значимым изучение вопросов решения религиозной теорией отношения к различным существенным сферам практической жизни человека и общества.

Следует отметить большое значение для данного исследования - материалов теоретических обобщений, сделанных по результатам проведенной в нашей стране в 1960-е гг. дискуссии о так называемом "кризисе феодализма".

Специфичность тематики исследования потребовала привлечения, до определенной степени, и специфических теоретических разработок, каковые были найдены в материалах исследований М.А.Бар-га: например, относительно понятия мироотношения, понятия феодальных связей (или связей феодального мира: это понятие не отрицает фундаментальное понятие феодальных отношений, в соотношении же с последним понятием - оно акцентирует внимание на определенной стороне феодальных отношений, что оказывается полезным в контексте материала диссертации).

В работе, как обобщающее и структурирующее основную направленность исследования понятие, было использовано именно понятие "мироотношения" , а не например, понятие "идеологии": по следующей причине: автор исследования не принимает аморфного понятия "идеологии", на основе неопределенного и размытого понятия идеи, и считает, что для Англии XIV века понятие идеологии всегда выражает систему взглядов, отражающих социально-классовые интересы. Да, действительно, огромная часть природы проблемности мироотношения в Англии XIV столетия кроется в столкновении социально-классовых интересов, однако есть в это время в Англии, например, и такая острая, важная и емкая тема проблемности мироотношения, как проблема отношения к мирскому: здесь понятие идеологии может теоретически отразить только определенный круг вопросов, определенная же их часть окажется отсеченной. Между тем понятие "мироотношение" позволяет включить в круг рассматриваемых вопросов - и прсблемность мироотношения идеологического ха-

рактера.

ЛИТЕРАТУРА. Как уже говорилось, существо концепции Святой бедности Джона Уиклифа практически не отражено в исторической литературе, поэтому работа в значительной степени базировалась на источниках.

Однако, конечно, это вовсе не отрицает той огромной помощи, которую оказывала автору исследования в процессе работы - научная литература по "базовым" характеристикам жизни английского общества XIV века, и по смежным основным направлениям даннного исследования - темам.

В этом отношении особо следует отметить неоценимую помощь, которую аспиранту оказали труды отечественных историков: исследования теории Уиклифа "общего" характера: Е.В.Илларионовой, Ю.М.Сапрыкина, Е.В.Кузнецова; исследования Е.В.Гутновой о социальных, экономических тенденциях, и тенденциях идеологических -в английской жизни этого времени; исследования М.А. Барга - о социальности и экономике английской деревни XIV века; исследования Л.П. Репиной и А.А.Кирилловой - о проблемах английского города этого периода; исследования по истории английской церкви XIV века Т.А.Леоновой.

Следует отметить значение для данного исследование того научного задела, который был создан в первые десятилетия XX века крупными отечественными исследователями истории средневековой религиозности и духовности: А. А. Котляревским, Л.П.Карсавиным, П.М. Бицилли, В. Э.Крусманом. К их числу можно причислить и Д.С.Мережковского, непрофессионала, написавшего несколько вполне профессиональных книг по этому направлению.

Среди крупных западных исследователей истории религиозности, на работы которых опирался в своем исследовании диссертант, следует назвать Ф. Хайлера, Д. Ноулза, Л.Литла, К.Лоуренса.

В диссертации в связи с концепцией Святой бедности Уиклифа затрагиваются различные темы исторических исследований, и здесь ценными были работы по этим направлениям ряда отечественных ученых. Материалы их исследований, высказываемые в них идеи оказывали существенную помощь автору исследования в его работе, -

либо он мог найти "ободряющее" подтверждение догадок относительно материалов своего направления исследования - в материалах и выводах исследований по этим "параллельным" направлениям. Среди таких ученых следует назвать историков Н. В. Ревякину, Н. В. Ракит-скую, Е.А.Мельникову, В. А. Шиирельмана, Н. В. Ревуненкову, А. Я.Гуре-вича; историка философии Г.Г.Майорова; исследователей английской литературы XIV века М. К. Попову и М. И. Никола.

Если говорить о том же, но для работ зарубежных исследователей, то следует назвать таких ученых, как историки Ж.Ле Гофф, Дж. Шеперд, С. Фостер, К. Хэмбрик-Стоу, Т. Джоунс, историки философии Й. Чидениус, М.Дживицки, Херцберг-Франкель, исследователи английской литературы XIV века Д. Бруэр, Ф.ДюБуле, Л. Джорджиана, С.Хейген.

ОСНОВНЬЕ ИСТОЧНИКИ. Среди основных источников для данной диссертации следует прежде всего упомянуть труды Джона Уиклифа. Их можно условно разделить на две группы. Во-первых, это - большие произведения Уиклифа, взятые по изданиям, которые осуществлялись в конце прошлого - начале нынешнего века научным "Уикли-фовским обществом" - в рамках издания серии трудов Уиклифа /1/. Подготовка текстов больших трактатов Уиклифа для этой серии осуществлялась рядом ученых из различных европейских стран, среди которых можно назвать такие крупные имена, как Г.Лехлер, И. Ло-зерт, Р.Л.Пул. Небольшие полемические произведения Уиклифа, использованные для данной диссертации, были взяты по трем изданиям, в которых публиковались подготовленные к печати малые произведения Уиклифа: по изданиям Т.Эрнолда, Ф.Мэтью, К.Линдберга

/г/.

  1. Wyclif Society Publications. London: Trubner and Co., BO-e гг. XIX в. - 10-е гг. XX в.

  2. Select English Works of John Wyclif I Ed. T.Arnold. Oxford: Clarendon Press, 1863. Vol.I-III; The English Works of John Wyclif Hitherto Unprinted / Ed. F.D.Matthew. London: Trubner and Co., 1880; English Wyclif Tracts / Ed. С Lindberg. Oslo: Novus Press, 1991.

Пожалуй, следует отнести к основным источникам и произведения трех английских литераторов XIV века, поскольку в диссертации материалы их произведений, и анализ исторического контекста этих материалов - занимают довольно важное место. Это - "Кентерберийские Рассказы" Джеффри Чосера, "Видение Уильяма о Петре Пахаре" Уильяма Ленгленда, "Добытчик и Расточитель" так называемого Анонимного Автора /3/.

АПРОБАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Подготовительные материалы исследования нашли отражение в выступлениях на научных конференциях в Лениградском (Санкт-Петербургском) государственном университете (ноябрь 1989 г. - 8 межвузовская конференция "Проблемы социально-политической истории и культуры Средних Веков"; ноябрь 1990 г. - 9 межвузовская конференция с аналогичным названием), и в докладе в Центре Западноевропейского Средневековья ИВИ РАН в 1990 г.. Основное содержание диссертации докладывалось в Центре Западноевропейского Средневековья ИВИ РАН.(ноябрь 1991 г.; июнь 1993 г.; март 1997 г.).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Материалы диссертации могут быть использованы в научных работах, в студенческих научных работах.

3. Chaucer Geoffrey. The Canterbury Tales / Ed. W.W.Skeat. Oxford: At the Clarendon Press, 1904. Vol. 'Canterbury Tales: the Text*. P.1-667; Чосер Дж. Кентерберийские Рассказы I Перевод И.Кашкина и 0.Румера. М.: Книга, 1980; Langland William. The Vision of William concerning Piers Plowman II Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре / Публикация и перевод Д.М. Петрушевского. М.,Л.: Издательство АН СССР, 1941. С.42-268 (четные стр.); Ленгленд Уильям. Видение Уильяма о Петре Пахаре // Ленгленд У. Видение Уильяма о Петре Пахаре. С.43-269 (нечетные стр.); Anonimous. Wynnere and Wasture II The Age of Chaucer I Ed. B.Ford. London: Cassel, 1961. Vol.1. P. 307-324; Anonimous. Wynnere and Wastoure // Wynnere and Wastoure and The Parliament of the Tre Ages / Ed. W.Ginsberg. Kalamazoo, Michigan: Western Michigan University, 1962. P. 13-29.

- посвященных вопросам истории средневековых идеологии, мироотношения, религиозности, средневековых права и политических теорий, средневековой литературы.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. Диссертация состоит из Введения, трех глав. Заключения, Примечаний и Списка литературы и источников.