Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Колониальная политика Великобритании и английская художественная литература в последней трети XIX - начале XX вв. Максимова, Людмила Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Максимова, Людмила Николаевна. Колониальная политика Великобритании и английская художественная литература в последней трети XIX - начале XX вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1997.- 27 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Выбор темы соответствует задаче современной отечественной историографии - выработке более широкого взгляда на изучаемые явления, необходимости освободиться от стереотипов и искать новые подходы к традиционным темам в свете накопления исторического опыта новейших достижений мировой исторической науки. С этих позиций раскрываются в диссертации отдельные аспекты колониализма. Колониализм не стал еще глубокой историей для народов Азии и Африки. Многие проблемы сегодняшнего дня уходят корнями в колониальное прошлое. Капитализм развивался в этих странах уродливо, однобоко. Но этот процесс шел, вызревали силы национального освобождения.Процесс был неравномерным, а это значит, что воздействие колониализма было противоречивым. Речь идет. но о "реабилитации" колониализма - его эксплуататорская сущность ясна. Но было бы ошибкой не замечать того, что колонии втягивались в мировое капиталистическое хозяйство, становились частью этой системы, правда, частью зависимой. Кое-где капитализм "присасывался" к существующей системе, но в некоторых районах разрушал традиционные общества, закладывал основы капитализма, создавал национально-освободительное движение. В этом диалектика истории колониализма, его дуализм.

Таким образом, колониализм несет в себе двоякую миссию: разрушительную . которая широко представлена в отечественной науке и намного меньше в английской художественной литературе; соэлд&г хельыхю - модернизация и трансформация традиционных обществ, включение их в мировой цивилизованный процесс. Созидательная миссия отражена в отечественной историографии недостаточно, а в английской художественной литературе и в западной историографии довольно полно. В данной диссертации впервые, основываясь на художественной литературе как историческом источнике, проведен масштабный анализ содержания произведений литературы, отражающих разрушительную и созидательную миссию английского колониализма в последней трети XIX - начале XX вв. Только с учетом дуалистичнос-ти и многоплановости процессов колониализма можно прийти к оценке исторической миссии колониализма.

Препмет исследования. Предметом исследования является тема колониализма, образ Британской империи в английской литературе

_ 4 -

последней трети XIX - начала XX вв. Б работе анализируются произведения Б.Шоу, У.Морриса, Р.Киплинга, Г.Р.Хаггарда, А.Конан Доила, Р.Л.Стивенсона, Дж.Конрада и других известных английских писателей, писавших о колониальных проблемах. Эти писатели занимали различные позиции по указанной проблематике, что позволяет нам составить наиболее полную и объективную картину эпохи.

Вместе с тем представляется возможным обозначить сферу, которая может помочь раскрыть характер взаимосвязи объективного и субъективного, а вместе с этим и механизм разрешения альтернативных ситуаций. Это сфера ментальностей. Обращаясь к изучению мен-тальностей, наука не только расширяет область исторического знания, но и углубляет понимание прошлого, снимая традиционным дуализм материального и идеального.

При этом особое значение приобретает вопрос о мере соответствия и несоответствия преобладающим в обществе умонастроениям ментальных установок политических и интеллектуальных элит. Формирующих те или иные альтернативы его развития. Разумеется, речь идет не о различного рода популистских лозунгах и даже не столько об идеологических постулатах, выраженных в различных программных документах, а о "картинах мира", содержащихся в глубинах подсознания и далеко не всегда отрефлексированных как в социальных "низах", так и в культурных "верхах". Именно "картины мира" обуславливают поведение людей, их образ мысли и действий и в конечном счете результаты противоборства различных тенденций - альтернатив, носителями которых они являются. Складывается в итоге историческая закономерность, которая выражает, таким образом, не только определенный уровень развития общества, но и пронизывающий его менталитет. Вот почему ее изучение требует обращения к духовной жизни общества, господствующим в его слоях ментальным установкам .

Хронологические рамки диссертации определяются последней третью XIX - началом XX вв.(1870-1902 гг.). Это период перехода ведущих капиталистических деркав и в том числе Англии от капитализма "свободной конкуренции" к монополистической стадии. Колониальная экспансия Англии носила переходнын характер. Она сохраняла многие черты и движущие силы середины века, то есть периода господства промышленного капитализма, но в то же время появились новые движущие силы и мотивы колониальной политики - борьба эа ис-

точники сырья, вывоз капитала, сферы влияния, концессии. В последней трети XIX в. Англия перешла к более яестким мерам политического контроля, вплоть до оккупации ряда территорий и навпзыва-ния неравноправных договоров о протекторате. Для народов Африки это время потери независимости, земельных экспроприации, введения кабальных налогов, принудительного труда. Насильственно вырывались традиционные отношения, развивались процессы миграции, менялись границы расселения племен. Местные народы были лишены элементарных прав, усиливалась их эксплуатация идеологией расизма. Вызвано это было необходимостью создания более благоприятных условий для английского предпринимательства при растущей конкуренции, усилении борьбы народов Азии и Африки против колонизаторов и попыток других капиталистических держав бросить вызов английской монополии в этих районах. Англо-бурская война (1899 - 1902) - наиболее драматический и масштабный этап в истории английского колониализма .

Этот период был эпохой расцвета колониальной литературы, имевшей свои истоки еще в XVIII в. (Джонатан Свифт, Фредерик Мар-риэт). В конце XIX в. эти традиции продолжили в связи с расширением колониальной экспансии многие английские писатели, жившие в то время и бывшие очевидцами событий.

ляется его комплексный характер, предполагающий рассмотрение проблематики на стыке целого ряда гуманитарных наук, так как если в сфере точных наук каждое новое знание, по сути дела, опирается на систему предшествующих представлений, то в гуманитарной области изменчивость и проявление новых социальных событий и процессов затрудняет прямую экстраполяцию на будущее прежних, уже достигнутых научных положений. Кроме того, субъективность евроцентрнст-ского, эмоционального, эстетического видения писателями колониальных процессов не всегда помогает в объективном анализе исторических процессов.

Проблема исследования - изучение общественного мнения в метрополии (Великобритания) по вопросам колоний, главным образом, английской художественной интеллигенции (писателей), и с другой стороны реакция колонизируемых народов на экспансию. Фактически это проблема восприятия чухой цивилизации ( с ее очевидными достижениями и значительными издержками} восточными обществами, в

- о -

свою очередь, восприятие Англией колонизируемых стран.

Цель исследования - исследовать феномен столкновения различных цивилизации ізападной и восточной), их насильственных, иногда мирных контактов, вытеснения элементов одних форм местных цивилизаций, живучесть других, таких как семейно-клановые, религиозные, бытовые; показать сквозь призму отражения в английской художественной литературе, что несомненно ьолее сильная в материальном отношении европейская цивилизация часто безвозвратно разрушала местные Формы жизни, целые государства и памятники мировой цивилизации .

Методологическая и теоретическая основа. Метод, выбранный для написания диссертации, нетрадиционен. Вопрос в том, могут ли произведения художественной литературы использоваться в качестве исторического источника, сравнительно недавно вызывал неоднозначную реакцию среди отечественных историков, но сегодня такая возможность получает все более широкое признание в практике исторических исследований. В то же время эта проблема исследовалась как в отечественной науке, так и в зарубежной. Невнимание отечественного источниковедения в советское время к этому вопросу свидетельствует о его недооценке.

Теоретическая возможность использовать произведения английской художественной литературы конца XIX - начала XX вв. как исторический источник обосновывается из понимания искусства как специальной Формы отражения реальной действительности. Поскольку художественная литература уходит своими корнями в действительность и так или иначе отражает ее - это также и способ ее познания, то есть проникновения в закономерности ее развития. Художественное обобщение существует в двух Формах - идеализации и типизации. По методу идеализации создаются образы, в которых не столько отражена реальность, сколько воплощены некие общие нормы нравственно-эстетических устремлений современной художнику эпохи. Метод типизации, наоборот, есть прежде всего средство познания законов реальной жизни, а не воплощение желаемого или должного.

Произведения художественной литературы близки к традиционно используемым историческим источникам повествовательного характера: воспоминаниям, дневникам, эпистолярным материалам, в которых изображение событий и Фактов преломляется через их субъективное восприятие автором. Верность исторической истине такого произве-

дения измеряется не тем, реальны или вымышлены изображенные в нем лица и события. Она проявляется на друг-ом уровне в воссоздании тех или иных процессов общественной и духовнои жизни, психологии определенных общественных слоев, в обрисовке национальных характеров, обычаев, быта и т.п. явлений. Именно в исследовании подобных проблем историки обычно опираются на произведеніїя художественного творчества как важнейший, хотя и далеко не единственный источник.

Существует точка зрения, которая является спорной, дискуссионной, что произведение художественной литературы лишь в том случае может быть историческим источником, если автор был современником изображаемого. Писатели выступают свидетелями событий. А свидетелем в данном случае может быть не любой, а лишь талантливый, способный увидеть и донести до читателя то, что увидел. Это так называемый внутренний эксперт интересующей нас проблематики. В данном исследовании все приведенные английские писатели были современниками, а некоторые иэ них - непосредственными участниками описываемых ими событий, связанных с колониальной политикой Англии в конце XIX - начале XX вв. Следовательно, с этой точки зрения все анализируемые произведения являются историческими источниками по указанной тематике (произведения Морриса, Шоу, Киплинга, Хаггарда, Конан Дойла, Стивенсона, Конрада).

Творческий процесс любого писателя глубоко индивидуален. Но, бесспорно, обязательным этапом анализа художественного произведения как исторического источника является: 1) детальное ознакомление с личностью автора; 2) его творческой биографии; 3; условиями его Формирования. Источниковедческий анализ художественного произведения включает в себя также выяснение: 1) условий его создания; 2) его места в творческой биография автора; 3) истории созревания и реализации авторского замысла. Всем этим компонентам в нашем исследовании уделяется большое внимание. Даже в том случае, когда писатель отдает дань определенным иллюзиям, свойственным его социальному лагерю или его эпохе, такие произведения представляют интерес с историко-познавательной точки зрения, более того, как отпечаток этих иллюзий оно наиболее ценно в качестве источника исторического исследования.

11а_аашиту вщщєят^ьл^вдишцє_даложєниях

1. Английская художественная литература как один иэ источни-

ков по истории Великобритании в конце XIX - начале XX вв.

  1. Художественные произведения У.Морриса н Б.Шоу - источники, отражающие критический подход представителен социалистических течений в Англии к проблеме колониализма.

  2. Произведения апологетического характера (Р.Киплинг, Г.Р.Хаггаря, А.Конан Дойл) как важный источник по исследованию колониальной политики Великобритании.

  3. Деятельность и творчество Р.Л.Стивенсона, направленные на защиту туземного населения острова Самоа. Критика Конрадом британского имперского колониализма.

  4. Произведения английских писателен - ценные источники для изучения истории англо-бурской войны (1899 - 1902).

Источники. Основную группу источников, которую автор исследования использовал при написании работы, составили произведения английской художественной литературы, статьи, очерки, публицистика, эпистолярное наследие.

Анализ позиций У.Морриса - известного английского писателя начинается с манифеста "Несправедливая война" (1877), где он излагает свои взгляды и стремится повлиять на общественное мнение, чтобы предотвратить войну между Россией и Англией.1 Свои критические статьи он также пометал в еженедельной газете "Джастпс" центральном печатном органе Социал-демократической федерации, это была единственная газета Великобритании, выступавшая против колониальной политики правительства. В диссертации рассматриваются статьи, которые были опубликованы Моррисом в этой газете. Выходившая с 1884 г. газета Социалистической лиги "Коммоивил" (как и "Джастпс") продолжала курс критики колониализма и публикации критического материала, в том числе У.Моррисом.2

Дж.Б.Шоу был представителем социалистического, реформаторского течения, в 1884 г. вступил в фабианское общество, критически относился к проблеме колониализма, о чем свидетельствуют многие проанализированные источники: это работы самого Шоу о его дея-

  1. Моррис У. Искусство и жизнь. Иэбр. статьи, лекции, речи, письма. М.: Искусство. 512 с.

  2. Commonweal, 16.1.1884.

тельности в фабианском обществе 1, его художественные произведения - пьесы "Ученик Дьявола", "Цезарь и Клеопатра", "Обращение капитана Брасбаунда" 2, его переписка, в том числе со знаменитой актрисой Эллен Терри 3 , воспоминания людей, которые близко и хорошо знали Б.Шоу.4

О взглядах Р.Киплинга на колониальную политику Англии в Индии свидетельствуют его художественные произведения - поэзия и проза, посвященные этой стране, которые были подвергнуты автором исследования анализу с точки зрения их ценности как исторического источника.5 После посещения Киплингом Южной Африки и сближения с С.Родсом апологетика британской экспансии в его творчестве усилилась, о чем свидетельствуют более поздние произведения писателя.6

  1. Shaw J.В.. Jhe Fabian Society: Its early history/Fabian Tract. L. Fabian publications, N 41. 1909; Shaw J.B. Fabianism and Empire/Fabian Tract. L. Fabian publications, L. 1900. Shaw J.B. Sixteen self sketches L.Constable.1949. 133 p. Shaw J.B. Fabian Kssays in Socialism.L. Fabian Sosiety. 1089. 233 p. Shaw J.B. The Impossibilities of anarchism. Publ. July.1B93.Reprint L. 1924. 27 p. Shaw J.B. The Fabian society: What it has clone and how it has done it. 1892. /Fabian Tract. L. Fabian Sos. 1891 -1906. 5 Vol. и др.

  2. Шоу Б. Полное собрание сочинений в 6-тп томах. Л.:Искусство. 1978-1981.

  3. Шоу Б. Письма. М.-.Наука. 1971, 398 с; Ellen Terry and B.Shaw. Correspondence. L. Reinhardt. 1952. 433 p.

  4. Степняк-Кравчинский СМ. В лондонской эмиграции. M.Наука. I960. 447 с; Майский И.М. Б.Шоу и другие. Воспоминания. М.искусство. 1967. 201 с.

  5. Киплинг Р. Баллада о Востоке и Западе.//Иэбр.стихи. Л. Гослитиздат. 1936, 272 с; Киплинг Р. От моря до моря. М.: Мысль.1963, 239 е.; Киплинг Р. Пэдхет, член парламента. Британские рекруты. Мародеры. В городской стене. Поправка Тодса. Лиспет. Любящие без благословения церкви. За оградой. Возвращение Имрея. Город страшной ночи.//Восток есть Восток. М.: Худохественная литература. 1991 , 461 с.

  6. Киплинг Р. Туземец;Несите бремя белых.// Избр. стихи. Л.: Гослитиздат. 1936. 272 с.

Мемуары и художественные произведения Г.Р.Хаггарда о Южной Африке!., основанные на личных наблюдениях писателя и его участии в колониальном управлении, говорят о поддержке им курса правительства на юге Африки, но в то же время содержат критические тенденции в отношении действий колониальных чиновников на местах. Колониальные романы и рассказы А.Конан Доила провозглашают цивилизаторскую миссию англичан на африканском континенте.2 Художественнее произведения Конан Дойла основываются на впечатлениях писателя во время его многочисленных путешествии.

Р.Л.Стивенсон собрал массу интересного материала (который отразился в его письмах, дневниках и художественных произведениях ), путешествуя по южным морям, островам Тихого Океана, и за годы жизни на Самоа. В них отразился критический взгляд писателя на колониализм. 3 Сходные во многом воззрения были у Дж. Конра-

  1. Хаггард Г.Р. Дни моей жизни. Наталь. Миссия в Трансвааль .Египет.Чудовище. Рассказы. М.:Пресса. 1993. 365 с; Хаггард Г.Р. Аллан Коутермейн. К. Вят.лит.худож.иэл. 1991. 156 с. Хаггард Г.Р. Копи царя Соломона. Ы.КМЦ "Альба" 1991. 179 с; Хаггард Г.Р. Священный цветок. М. МП "Скорина" 1991. 272 с.

  2. Дойл А.К. Трагедия с "Короско". С.-П. Сопкин, 1903, 141 с; Дойл А.К. Торговый дом Герлдстон.//Собр.Соч., М.ОГИЗ.1994,Т.5, 548 с; Дойл А.К. Сообщение Хебекука Джефсона.//Полосатый сундук. Рассказы. М. "Андреевский флаг". 1994. 158 с; Доил А.К. Этюд в багровых тонах.//Собр.Соч. в 8-й томах, М."Сантакс". 1994; Доил А.К. Записки о Шерлоке Холмсе. Минск. Полымя. 1984.

  3. Стивенсон Р.Л. Вечерние беседы на острове./' Собрание сочинений в 4-х томах. С-П.: "П.Ф.Пантелеев". 1901. Т 3. Стивенсон Р.Л. Берег Фалеза/ Рассказы. С-П.:Труд. 1904; Stevenson R.L. In the South Seas. A Foot - not to history: eight years of trouble in Samoa./ Stevenson R.L. 1-27 N-Y. Seribner. 1909-1812. Vol. 19. 591 p.; Стивенсон Ф. ,Стивенсон P.Л. Четыре года на Самоа. М.:Наука. 1989. 221 с; Stevenson R.L. The Letters of Robert Louis Stevenson/ Ed by Bradford A. L.Yale, univ.press. 1994 - 199b. Vol. 1-8.; Stevenson R.L. The crit. heritage. L. Routledge and Kegan Paul. 1Э81. 532 p.

да.1 Реакция английской художественной интеллигенции на анг-лп-бурскук> войну (1899-1902) била достаточно активной и сложной, что отразилось в прессе 2 не только английской, художественных и документальных произведениях. 3 Некоторые писатели участвовали в т=юйне.

ИсхоЕИаскаФия. В отечественной исторической науке существует обширная литература данной тематики. Но одним из сложных моментов диссертации является то обстоятельство, что многие работы доперестроечного периода находятся под влиянием идеологических штампов. В настоящее время одним из ведущих ученых по проблемам английского экспансионизма является заведующий кафедрой всеобщей истории Саратовского университета им. Н.Г.Чернышевского профессор И.Д.Парфенов. В его книге "Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX века" проведено исследование социально-экономических и политических процессов в метрополии, причин и идеологии экспансии, характеризуются взгляды государственных деятелей, колониальных администраторов. Наших историков западные упрекали в том, что сосредоточившись на социально-экономических корнях экспансии, они меньше внимания уделяют идеологии экспансии, социально-психологическим корням расизма и колониального шовинизма. В исследовании И.Д.Парфенова этим вопросам впервые отведено большое внимание.Л

В статье "Белые пятна" в истории колониализма" Парфенов И.Д. дает критическую оценку традиционных подходов отечественной науки к колониальным захватам и зарубежной историографии. Автор обращает внимание на то, что одной из мало исследованных в нашей нсто-

  1. Конрад Дж. Каприз Олмэйера; Аванпост цивилизации. //Сочинения в 3-х томах. М.:Терра. 1996.

  2. Times. 1.1. 18Э6; National Beweiw. N 200. October. 1899; Вестник Европы. СПБ.1899. Т.6; 1903, Кн.8.

  3. Киплинг Р. Избранные стихотворения. //Пыль, Южная Африка, Дамбы.Л.Гослитиздат. 1936; Дойл А.К. Воина в Южной Африке, ее причины и способ ведения. Одесса. Англ.газ. "Topics" 1902, 14Вс.;. Fabianism and the Empire: A manifesto by to the Fabian Sooie-ty//Ed. Shaw J.B. L.Fabian tract. Fabian publications.1900.

А Парфенов И.Д.Колониальная экспансия Великобритании в последней трети XIX в. М.: Наука. 1991. 188 с.

риографии является проблема специфики, особенностей колониальной экспансии. Вторая кр>упная проблема - историческая Р'олъ колониализма - практически не изучена.1 В работе И.Фадеевой "Два лика колониализма" 2 присутствует резкая критика советской концепции колониализма. Автор подчеркивает, что в наших публикациях, приветствующих национально-освободительные движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки, конечно, отсутствовал какой-либо анализ цивилиэационно-культурного уровня этих регионов. И.Фадеева призывает изучать уровни цивилизованности народов в эпоху колониальной экспансии.

В статьях М.Д.Никитина и И.Д.Парфенова 3 большое место также отводится необходимости применения цивилизационного подхода. И.Д.Парфенов и М.Д.Никитин указывают на то, что советские историки абсолютизировали формационный подход, в то время как в последние годы отечественные африканисты активно обсуждали проблемы цп-вилизационного подхода, понимая "цивилизацию" как социо-культур-ную общность. Они отмечают, что новый стимул могут получить исследования диалога европейский и африканский цивилизаций и в период мирного сосуществования, и в период активной колониальной политики, а исследователь Б.В.Ерасов подчеркивает, что "сегодня продолжать писать в некритическом плане о национально-освободительном движении, национальной демократии, социалистической ориентации, подводя позитивный баланс - значит дезориентировать общественность"^ Его концепция не является общепринятой и подвер-

  1. Парфенов И.Д. Белые пятна в истории колониализма.//Общественные науки. М. 1990. N1. С.171.

  2. Фадеева И. Два лика колонизализма.//Азия и Африка сегодня. М.1994. N12. С.36 - 38.

  3. Никитин М.Д. 0 соотношениях формационного и цивилизациошюго подходов при изучении доколониального общества Буганды.; Парфенов И.Д..Никитин М.Д. История колониализма б АФрмке: ципвплизашюнный подход.//Новая и новейшая история. Сб.научных трудов. Вып. 14. Саратов. СГУ. 1993. С.44-51.

  4. Ерасов Б.В. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. М.:Наука. 1990. 203 с; Ерасов Б.В. Культурные процессы в развивающихся странах. М.:Наука. 1986. 205 с. и другие.

гаетоя детальной критике дпже со стороны приверженцев цнвилизацн--онного подхода.

Большое Бнимание в диссертации уделено исследованиям. рассматривающим идеологическую пропаганду колониализма, - работам К.М.Андерсона, Н.В.Дроновой, С.С.Троян и зарубежных исследователей. 1 Они представляют особую ценность для данной диссертации, так как ее цель - показать формирование общественного мнения по вопросу колониализма. Следующим разделом использованной литературы в диссертации можно выделить труды о непосредственном осуществлении колониальной политики Англии в разных регионах мира, о деятельности колониальных властей, подавлении сопротивления коренного населения, миссионерской деятельности, колониальных воинах. Эти исследования содержат обстоятельный раэбор и рациональную критику. К ним относятся работы М.Ю.Золотухина, М.Рабинович, С.Арутюнян, С.Троян, К.Б.Виноградова, Д.В.Лихарева, А.С.Балезина, Р.Хайм, Л.Джеймс, А.Дж.Гопкинс, Н.Тарлинг, С.И.Лемолл, И.Беинч.

1 Андерсон К.М. Социально-политическая мысль Британии: традиции и обновление// Буржуазная общественная мысль Англии. XVII XIX вв. М.: Инст.всеобщ.истории. АН. 1989. С. 4-8.; Дронова H.D. К вопросу о формировании экспансионистских настроений британского общества в 70-е гг. XIX в. (.по материалам английской прессы)//Иэ истории общественной мысли и политических движении в новое и новейшее время. Куйбышев. КГУ. 1988, С. 70-8Ь; Троян О.С. Социально-психологические основы формирования идеологии колониализма в новое время (XVII - XIX вв>.//Черновицкий гоо. университет им.Ю.Федьковича. Черновицы. 1992. 132 с. Crises in the British state 1800-1930//Ed by Langan M. Schawars B.L. ete: Hutchinson in assoc. with the Centre for Contemporary cultural studies Uniw. of Birmingham 1985; Rich P.B. Race and Empire in British politics. -Cambridge etc. Cambridge uniw.press. 1986; Communicating politics: mass communications and the politic process.//Ed by Golding P. . . N-Y. 1986; Butenhuis P. Jhe great war of words: Literature as propaganda. 1914. L. 1989; Curtin Ph.D. Thenviremnent begand Europe and European theory of emr->ire. //J .Ogworld history. H. 1990. - Vol.1, N 2. P.131-150.

Р.А.Аустен, Л.Флетчер, К.Вайтехид, А.О.Нванва 1. Автор приводит в 1 Золотухин М.Ю. Великобритания и международный кризис на Балканах, середина 80-х гг. XIX в.//Новая и новейшая история. М.1987. N6. С. 55-71; Рабинович М.Б- Суд над доктором Джемсоиом (об одном из последствий британской провокации в Южной Африке).// Страны и народы Востока. М. 1987. Вып. 25. С. 221-232; Арутюнян С.А. Укрепление позиций британской империи в Египте Во-Эп -к гг. XIX в. Ереван. 1989, 22 с; Троян С.С. Обострение англо-германских противоречий в Южной Африке (80-е - первая половина 90-х гг. XIX в.)//Вопросы новой и новейшей истории. Киев. 1990. Вып. 36. С.92-110; Виноградов Я.Б., Лихарев Д.В. Адмирал Фишер и борьба Великобритании за господство на морях в начале XX в.//Новая и новейшая история. М. 1993. N3. С.158-176; Африка: колониализм и антиколониализм (ХІХ-ХХ вв.) /Сб.статей. Редкол. Абрамова С;Ю. и др. М.:Наука. 1990. 195 с; Балезин А.С. "Традиционные вожди" в колониальных обществах британской Восточной Африки//Раздел Африки и его последствия. М.: Институт Африки. 1990. 123 с. и др. ; Ilyam R. Concubinage and the colonial serws: Jhe lrewe circularv/of img. a Commonwealth, history. L.1986. Vol. 14.N3. P. 170-186; James L. Jhe savage wars: Brit campaigns in Africa. 1870-1920. N-Y. St. Martins press. 1985; Hopkins A.Y. Jhe Victorians and Africa: reconsideration of the ocupation of Egypt. 18B2 // J.of Afr. history. Cambridge. N-Y. 1986; Tarling H. Jhe world wars and the British in Sautheast Asia// New Zeland J. of histiry. Bucland 1993. Vol. 27. N 1.P.3-15; Lemelle S.J. Ritnal relitance and So-sial reproduction: a cultural economy of irensmeltery in colonial Tanzania 1890-1975.// I. of imp. a Commonweath history. N.7. 1992. Vol. 5. N 2, P. 161-182; Benych I. Overlords of empire?// Britich procom. Imperialism in comparative// J. of imp. Commonwealth history. L. 1991. Vol. 19. N 2. P. 164-202; Au3ten K.A.dte-censio).//J.of mol.history.Chicago.1936; Flether L. Schooliry an empire: a study of the founderc of school systems in five British colonies//Education research a perspective - New lands. 1994. Vol. 21, N 1 June; Whitehead С British educational Policy in India 1858-1921: on a cutlin of relearch ayensol. Education rella-vich a peripectivea. N. 1993. Vol 20. N 2. P. 81-87; Nwanwa A.0. University education for African, 1900-1935.// Azian and Afr Stu-dien. 1993. V. 27. N 3. P. 263-292.

историографическом обзоре только лишь самые важные работы, которые отразили новые и актуальные тенденции в исторической науке, в тексте диссертации приводится анализ некоторых не упомянутых здесь работ.

В 1967 и 1975 годах в нашей стране были защищены кандидатские диссертации Р.В.Олюнина и А.А.Бурцева, в которых предпринята попытка дать обобщенный анализ произведений английской художественной литературы конца XIX - начала XX вв., отразившей колониальную проблематику. 1 Эти исследования имели свои конкретные задачи: во-первых, в них рассматриваются произведения литературы с точки зрения художественной ценности, а не как исторический источник (.диссертации защищались по специальности "Филология">; во-вторых, хронологические рамки ограничены концом XIX века; в-третьих, они носят ярко выраженный идеологизированный характер и контрпропагандистскую направленность, но привлекая вместе с тем глубиной анализа художественных произведении.

Анализируя произведения мы, естественно, стремились выяснить причины формирования тех или иных воззрений писателей и обращались к исследователям, которые детально изучали их творческую биографию. Творчество У.Морриса, его борьба против колониализма исследовались Е.А.Сырцовой, упоминали о нем и А.А.Мортон, Дж.Тэйт, а также П.Арнот и другие.2 Число исследователей Б.Шоу достаточно велико. В диссертационное исследование мы включили работы 3.Т.Гражданской, А.С.Ромм, Ф.Деннинхауэа, А.Г.Образцовой, В.Волла,

  1. Олюнин Р.В. Колониальная тема в английской литературе XIX в. М.МОПИ. 1967; Бурцев А.А. Тема колониализма и развитие английского рассказа в конце XIX века. М.МГУ. 1975.

  2. Сырцова Е.А. Социалист У.Моррис - критик экспансионистской политики Великобритании/ Некоторые проблемы внешней политики Англии XIX-XX вв. Курск.КГПИ. 1986, С. 42 - 54; Мортон А.Л., Тэйт Дж. История английского рабочего движения. М.Иэд.иностр. лит.1959. 420 с; Arnot R.P. William Morris: the Man and the mith. L.Lawrenc and Wishart. 1964. 131 p.

А.ХендерсонаІ и других..

При рассмотрении литературы о Р.Киплинге становится очевидным, что тональность оценок колеблется от восхваления до резкой критики, как в отечественной, так и зарубежной историографии. В последнее время наметился более объективный подход к произведениям писателя, заслуживающего почетного места среди лучших писателей мира. Из отечественных работ о Киплинге (а их достаточно много; в диссертации использовали те, которые отражают его взгляды на колониализм - Д.Урнова, Д.Мирского, Р.В.Самарина, А.П.Давидсо-на.2 В работах ЕЛО. Гениевой намечен принципиально новый подход к оценке писателя.3 Из зарубежных исследований в диссертации рассматриваются труды К.Рао, Л.Д.Варгафта, Л.Корнелла, В.Мур-Жнлберта и других.4 Многие исследователи творчества Г.Р.Хаггарда отмечают

  1. Гражданская 3.Т.Б.Шоу.Очерк жизни и творчества.М.:Просвещение. 1965. 212 с; Ромм А.С. Шоу - теоретик. Л. ЛП1И. 1972. 148 е.; Деннингхаус Ф. Театральное призвание Б.Шоу. М.:Прогресс. 1978. 327 с; Образцова А.Г. Кто же такой Б.Шоу?// Шоу Б. Автобиографические заметки, статьи, письма. М.:Редуга. 19В9. С. 424-443. Henderson A. Jeorge Bernard Shaw: - Man of the Century. М.Ї. Appleton Century - Crofts. 1956. 969 c; Wall V. Bernard Shaw. Pygmalion to many players. Ann Arbor. Univ.of Michigan press.1973.171 p.

  2. Урнов Д. Дальние странствия маленького Пилигрима//Киплинг Р. От моря до моря. М.:Мысль. 1983. 239 с; Мпрский Д. Статьи о литературе. М.:Худ.литература. 1987. 301 с; Самарин Р.В. Редьярд Киплинг// Киплинг Р. Лиспет. Рассказы. Л. 1968. С.Ь-8.; Давпдсон А. Сесиль Роде и его время. М.:Мысль. 1984. 367 с.

  3. Геннева Е.Ю. Индия, моя Индия// Киплинг Р. Восток есть Восток. М.:Худож.литература. 1991. 461 с; Генпева Е.Ю. Английская литература. Литературная ситуация на рубеже веков.//Исторчія всемирной литературы. М.:Наука. 1994. Т.8. С.368-382.

  4. Cornell L. L. Kipling in India, L.Macmillan. N-Y,St.Martin,a press. 1966. Rao K.B. Rudyard Kipling.s India. Norrnann.Univ. of Oklahoma press. 1967. 190 p.; Wurgaft L.L). The imperial imagination magic a myth in Kipling, s India. Wesleyam inivprese. 1983; 244 p; Moore - Gilbert B.J.Kipling and "Orientalism" L.Sudney. Crom Helm. 1986. 228 p.;

большой интерес писателя к реальным историческим событиям и тот Факт, что его произведение написаны на документальном основе и отличаются глубиной анализа жизненных явлении.1 Творчество А.Конин Доила оценивается далеко не однозначно, о чем свидетельствует изучение работ об этом писателе Л.Зверева, А.С.Козлова, Х.Пирсона, М.Гаррисона, Дж.Саймонса и других. 2

Р.Л.Стивенсон в начале творческого пути мало уделял внимания политике (это отмечают многие исследователи). И лишь в конце своей короткой жизни занялся общественной деятельностью, переселившись на Самоа и путешествуя по тихоокеанским островам.3

Научная новизна исследования. Ранее и отечественном историографии не было специальных работ по этой теме. Принципиально новый подход позволил автору придти к целому ряду нетрадиционных оценок п вступить в актуальную дискуссию по проблемам колониализма. Кроме того, имеющаяся разрозненная критическая литература об отдельных писателях подверглась полному и всестороннему анализу и пересмотру с учетом современных оценок и систематизирована в еди-

  1. Давидсон А.Б. Шаг в Африку Хаггарда.// Хаггард Г.Р. Миссия в Трансвааль. М.:Наука. 1973, С.6-9; Васильева И. Уникальный талант рассказчика.//Хаггард Г.Р. Собр.соч. в 12 т. Калуга. 1992. Т.1. С. 5-24.; Темки'н А. Роман и история //Хаггард Г. Р. Собр. соч. в 12 т. Калуга. 1992.Т.1.

  2. Зверев А. Артур Конан Доил. Рассказы без Шерлока Холмса. М.:Детская литература, Н 12. 1992. С. 36-38; Козлов А.С. Многоликий Конан Дойл.// Доил А.К. Маракотова бездна: повесть, рассказы. Симферополь. 1989. С. 3-В. Pearson Н. Conan Doyle. Walker. N-Y. 1961. 256 p.; Harrison M. The London of Sherlock Holms. L. bavid and Charles. 1972. 232 p.; Symons J. Portrait of artist Conan Doyle. L.Whizzard press. 1979. 138 p.

  3. Тумаркин Д.Д. Стивенсоны на Самоа.//Стивенсон Ф., Стивенсон Р.Л. Жизнь на Самоа. М.:Мысль. 1969. С. 3-19; Олдингтон Р. Стивенсон Р.Л. Портрет бунтаря. М.:Изд."Книга".1985. 271 с; Balfour J. The life of Robert Louis Stivenson. In 2 Vols. Vol. 1-2. N-Y.Scribner. 1901. Vol. 1 -256 p., Vol.2 - 275 p.; Ellison J.W. Tusitala of the South Seas. N-Y.Hasting hause. 1953. 297 p.; Rankin N. Died Man,s chest. Travels after Robert Louis Sfcivenson. L.Boston. Faber and Faber. 1987. 336 p.

ный труд.

Практическая значимость. Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть применены при создании обобщающих работ по истории колониализма и неоколониализма Великобритании. Научно прикладное значение: диссертацию можно использовать при подготовке к лекииям и практическим занятиям в высших и средних учебных заведениях. В диссертации за основу взят нетрадиционный метод для исторического исследования - художественная литература как исторический источник. Этот метод может быть успешно применен студентами и аспирантами при написании дипломных и кандидатских работ, тем самым расширяются дальнейшие перспективы успешного использования междисциплинарного подхода в решении наиболее сложных проблем.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены в выступлении "Колониальная политика Великобритании в конце XIX - начале XX вв. в освещении английской художественной интеллигенции" на Всероссийской научно-практической конференции "Запид и Восток: традиции, взаимодействие, новации", проходившей во Владимирском государственном педагогическом университете 15-17 марта 1995 года, а также в выступлении "Английская художественная интеллигенция об англо-бурской воине (1(399-1902)" на межвузовски!) научной конференции "Международные отношения в межвоенный период", проходившей в Белгородском государственном педагогическом университете им. М.С.Ольминского в декабре 1995 г. Опубликованы тезисы. Статьи по аналогичной тематике опубликованы также в сборниках, подготовленных Московским педагогическим университетом и 1995 и 1996 гг.