Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китай и северные "варвары" (III в. до н.э. - VI в. н.э.): взаимодействие народов и культур Сюй Тао

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сюй Тао. Китай и северные "варвары" (III в. до н.э. - VI в. н.э.): взаимодействие народов и культур : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1996.- 22 с.: ил.

Введение к работе

В диссертации рассматривается взаимодействие культур древнего Китая и северных племен и народностей в Ш в. до н. э. - VI в.н.э. Значительное внимание в исследовании уделено влиянию природно-географических факторов на взаимодействие культур двух регионов, -их составным элементам, результатам этого взаимодействия в указанный период.

Актуальность темы исследования. Период с Ш в. до н.э. по VI в.н.э. был ключевым в истории формирования древнекитайсного этноса и китайской модели культуры. На протяжении долгого времени (эпоха правления династий Цинь. Западной и Восточной Хань [211 г. до н.э. - 220 г.н.э.], Троецарствия [220 - 280 гг.]. Западная и Восточная Цзинь [265 - 420 гг. ] и.Северных и Южных династий [420 - 589 гг.]) складывалась традиция древнекитайской философии и культуры, создавалось единое централизованное государство. По мере укрепления императорской власти, развития культуры и экономики на Среднекитайской равнине складывалась этническая общность - китайский этнос (народ хань).

В древности китайцы контактировали с многочисленными кочевыми племенами и народностями, обитавшими к северу от Великой стены, чья культура кардинально отличалась от земледельческой культуры Китая. Эти кочевники жили в суровых природных условиях Великой евразийской степи. В конце Ш в. до н.э. возникли могущественные союзы кочевых племен, в первую очередь, сгонну, усу-ней, сяньби. Степной образ жизни и производства составлял своеобразную обширную сферу культурного развития, контрастировавшую с китайским культурным полем. В результате контактов в каждую культуру проникали инородные элементы, постепенно становившиеся их составной частью. Это оказало влияние на формирование новой этнической культуры народов, обитавших как в кочевых, так и в земледельческих районах. В этом смысле изучение взаимодействия

этих двух сфер крайне важно для исследования истории культурного развития древнего Китая и древних народов степи.

В период, определенный хронологическими рамками данной работы, непрерывно шли процессы этнического слияния, что оказало большое влияние на развитие древнекитайской культуры. Многие не-ханьские племена создавали на Среднекитайской равнине свои государства, подчиняя себе и местное земледельческое население и племена других кочевников. Для осуществления господства над исконным населением и укрепления своей власти правители этих государств принимали меры по насильственному распространению своих обычаев и, в то же время, осваивали китайские культурные традиции. Все это способствовало взаимодействию разнообразных этнических культур.

Проблема общения между земледельцами равнины и северными кочевниками в указанный период, всегда привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, как китайских, так и зарубежных. По этой теме имеется целый ряд исследований, включая работы таких российских востоковедов и синологов, как Н.Я. Бичури-на, А.Н. Бернштама, Л.Н. Гумилева. Л. С. Васильева, М.В. Крюкова, B.C. Гаскина, В.Ц. Головачева и др. Особенно важны новые подходы российских ученых в раскрытии данной темы, привлечение ими неисследованных исторических памятников.

Старшее поколение китайских исследователей истории периода Северных и Южных династий, а также истории северных степных племен, высоко ценит труды их российских коллег. Так, известный историк, специалист по истории северных кочевников, Ма Чаншу использовал многочисленные археологические материалы, опубликованные в Советском Союзе, в своей работе "Северные ди и сюнну".

Работы, посвященные истории взаимоотношений Китая с северными соседями, опубликованных как в Китае, так и в России, подняли научную разработку данной темы на сравнительно высокий уровень. В тоже время следует отметить, что почти все эти работы рассматривали экономические и политические аспекты проблемы, и

мало уделяли внимания культурному. Исследований же. специально посвященных вопросу взаимодействия культур Китая и северных соседей в древности, практически нет. Относительная малоизучен-ность указанных проблем, необходимость анализа и обобщения существующих на сегодняшний день исследований и определяют актуальность настоящей диссертационной работы.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является изучение фантов, особенностей и тенденций взаимовлияния этнокультур Среднекитайской равнины и Северной степи, а также его роли в процессе образования традиционной культуры Китая. В связи с этим формулируются и следующие задачи:

осуществить источниковедческий анализ материалов, как письменных, так и археологических;

показать сущность, особенности и динамику процесса этнокультурного взаимодействия Китая с северными соседями на различных этапах древности;

выявить особенности, условия и формы взаимодействия двух культур;

определить значение взаимодействия в области культуры как субъективного фактора этносоциального развития, показать адаптирующую роль культуры в процессе эволюции китайского этноса.

По причине распыленности письменных материалов и отсутствия целостных источников по изучаемой проблеме, работа по данной теме представляет особую трудность.

В связи с этими обстоятельствами наша работа имеет во многом постановочный характер.

Научная новизна исследования. В диссертации рассматриваются слабоизученные вопросы взаимодействия Среднекитайской равнины с Северной степью. С этой целью проведен анализ и обобщены результаты доступного нам круга специальных трудов китайских и российских авторов. В качестве основы исследования в научный оборот вводятся новые данные письменных источников и археологических раскопок, позволяющие сформулировать следующие выводы:

впервые проведено комплексное изучение факторов взаимодействия культур древних китайцев и северных кочевников;

природно-географические и социальные условия определяли не только характер этнической культуры, но и по разному воздействовали на процесс возникновения и формирования культур в разных районах;

особенности этнокультурной традиции древнего Китая во многом определялись характером ее взаимодействия с неханьской культурой в различные периоды, при этом порой элементы северных культур, проникнув в китайское общество, играли в нем очень важную роль;

- развитие китайской цивилизации в средневековье осущест
влялось на основе широкого усвоения элементов инородных культур;
при этом в большой мере на ней отразилось влияние кочевых об
ществ, обитавших в Северной степи.

Степень научной разработанности проблемы. Как в китайской, так и в российской историографии проблемы взаимодействия культуры Китая с соседними племенами и народностями, в особенности с северными кочевниками, в качестве специального объекта исследования были изучены мало. При этом история отношений Китая с северными соседями в целом давно является важной составной частью в общих трудах по истории Китая. Она приковывала большое внимание традиционных хронистов древнего Китая. Материалы по истории кочевых народов Северной степи (хотя и разрозненные) и их отношений со Среднекитайской равниной имеются в летописях почти всех периодов китайской истории. В XVIII - XIX вв. китайские и российские исследователи начали разработку этих материалов. Китайские историки Чжао И (1727 - 1814 гг.) и Ван Говэй (1817 - 1927 гг.) провели источниковедческий анализ, исследовали многочисленные документы разных эпох о кочевниках. При этом они также решали некоторые частные вопросы 1'. В то же время Российский китаевед Н.Я. Бичурин (Иакинф) создал свой известный труд "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена" 2 ,

в котором уделил большое внимание истории связей древнего Китая со степными племенами и народностями на севере. Важное место в исследовании истории северных кочевников занимают материалы археологических раскопок, проведенных на территории России, Монголии и Китая, которые пробудили у многих российских ученых интерес к изучению данной темы. Наиболее известны из них были А. Н. Бернштам 3/. М. В. Воеводский и М. П. Грязнов 4/, Г. П. Сое-новский 5/, СИ. Руденко б/, А.В. Давыдова 7/. Используя резуль-

1/ Чжао И. Гайюй цункао (Собрание заметок, написанных в разное время). Шанхай, 1957; Ван Говзй. Гуань тан цзилинь (Собрание сочинений Ван Говэй). Т. і - 4. Шанхай, 1930. 2/ Бичурин Н.Я.(Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. - Л., 1950. 3/ Бернштам А. Н. Золотая диадема из шаманского погребения на р. Картанинке. - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры (АН СССР). N.5. М. - Л., 1940.

4/ Воеводский М. В. и Грязнов М.П. Усуньские могильники на территории Киргизской ССР: К истории Усуной. - Вестник древней истории. М., 1938. N.3.

5/ Сосновский Г. П. Находки китайских тканей в могилах Ильмовой пади. - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры (АН СССР). N. 2. М. - Л., 1939; 0 поселении гуннской эпохи в долине реки Чикоя. - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры (АН СССР). N.14. М. -Л.. 1947. 6/ Руденко СИ. Искусство скифов Алтая. М.. 1949; Культура населения горного Алтая в скифское время. М., 1953. 7/ Давыдова А. В. Иволгинское городище (К вопросу о гуннсних поселениях в Забайкалье). - Советская археология. Т.25. М.. 1956; К вопросу о земледелии у гуннов. - Вестник древней истории. N.2. М., 1953.

таты исследований российских коллег, китайский археолог и историк Чжоу Лянькуань разработал некоторые вопросы по проблемам материальной культуры истории северных народов * /.

Очевидно, что и в российской, и китайской историографии рамки изучения темы ограничились, в основном, лишь вопросами общей истории северных кочевников и связей древнего Китая с северными соседями; специальных se исследований по проблеме культурного взаимодействия Среднєкитайской равнины и Северной степи (а не только процесса односторонней синизации кочевников) практически не было.

Одно из первых указаний на эту интереснейшую сферу принадлежит Л.С. Васильеву, обратившему внимание на неоднозначность последствий этнокультурных контактов г/. На основе важнейших исторических памятников автор раскрывает культурные и торговые связи ханьского двора с соседними народами (особенно с северными и западными кочевниками). Кроме того, большую помощь диссертанту оказало обращение к трудам Л.Н. Гумилева37, Л.И. Думана4/, B.C. Таскина 5/, М.В. Крюкова, В.В. Малявина и М.В. Софронова

1/ Чжоу Лянькуань. Цзай наньсиболия фасянь чжунго фэнгэ дэ цзяньчжу (Находки остатков дворцовых сооружений в китайском стиле на юге Сибири). - Каогу сюэбао. Пекин, 1956,N. 4. 2/ Васильев Л. С. Культурные и торговые связи ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии. - Вестник истории мировой культуры. М., 1958. N. 5.

3/ Гумилев Л. Н. Хунну в Китае. С-Петербург, 1974. 4/ Думан Л. И. Внешнеполитические связи древнего Китая и истоки даннической системы. - Китай и соседи в древности и средневековье. М., 1970.

5/ Таскин B.C. Отношения Китая с северными соседями в древности. - Проблемы Дальнего Востока. N. 3.[15] М.. 1975.

1/, В.Ц. Головачева 2/, в которых подробно проанализированы вопросы отношения северных "варваров" с Китаем в древности. Необходимо отметить также труды Тань Цисяна 3/, Ма Чаншоу 4/. которые тоже касались вопроса взаимоотношении земледельческого населения Среднекитайской равнины и северных кочевников.

Продолжая исследования в области данной темы, китайские историки обратили внимание на собственно культуру северных кочевников. В 1993 г. вышла "История культуры северных народов древнего Китая" ' - первая монография, специально посвященная данной теме. Авторы систематически рассматривают все культурные элементы, присущие образу жизни и производству народов и племен, обитавших в северном Китае и Великой степи в древности. Но специальной монографии или статьи, изучающей связи, обмен и взаимодействие культур земледельческого населения Среднекитайской рав-

1/ Крюков М.В., Малявин В.В. и Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979; Крюков М.В. Китай и соседи; две традиционные модели взаимоотношений. - Общество и государство в Китае. М., 1980. Ч. II, с. 3 - 13.

2/ Головачев В.Ц. К проблеме китайско-сяньбийского культурного взаимодействия. - Вестник Московского университета. Сер. 13. Востоковедение. 1990, N. 1. с. 24 - 32; Этнические процессы и этническая политика в государстве северной Вэй (IV - VI вв.). -Автореф. диена соиск. учен, степени кандидата исторических наук. М., 1991.

3/ Тань Цисян. Цзинь юнцзя чжилуань хоу дэ жзнькоу цяньси (Переселение народов после смуты "юнцзя" при династии Цзинь). - Янь-цзин сюэбао (Вестник университета Яньцзин). Пекин. 1934, N.15. 4/ Ма Чаншоу. Бэйди юй еюнну (Северные ди и еюнну). Пекин, 1962. 5/ Чжан Бибо, Дун Гояо. Чжунго гудай бэй фан миньцзу вэньхуа ши (История культуры северных народов в древнем Китае). Харбин, 1993 .

нины и кочевников Северной степи, в Китае практически не было.

Большое внимание исследователей, как китайских, так и российских приковывала к себе доктрина "цзими" как важнейший термин во внешнеполитических отношениях. Г. В. Мелихов в своем труде трактует, "цзими" как средневековый термин, дословно переводя его: как "земли связывания Ссковывания] сил" х/. Ю.Л. Кроль и другие китаисты переводили этот термин так: "слабое управление", и "слабое контролирование" . Рассматривали этот вопрос и А.С. Мартынов, B.C. Мясников. Они считают, что политика цзими " была составной частью сформулированной в период Хань дипломатом Бань Гу доктрины "цзими буцзюэ" ("ослабив поводья, не прерывать отношений") 3/. Они подходили к этому понятию как к практике внешних отношений древнего Китая, и почти не затрагивали философскую и культурную основу этого термина.

Апробация работы: Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории Китая Института стран Азии и Африки при МГУ. Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций, а также были представлены в виде доклада на международном экологическом конгрессе (г. Москва, ноябрь 1995 г.).