Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональные и социальные аспекты ливанского кризиса, 70-е - 90-е годы Агавельян, Юлия Викторовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Агавельян, Юлия Викторовна. Этноконфессиональные и социальные аспекты ливанского кризиса, 70-е - 90-е годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1999.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/273-6

Введение к работе

Предмет исследования и актуальность темы

Сложности существования многонациональных и многоконфесснональных обществ являются одной из актуальных проблем социально-политического развития современных государств. Постоянным феноменом исторического процесса в этих странах в последней четверти XX века стали кризисы, сопровождающиеся этническими и религиозными конфликтами, являющимися одновременно выражением давно назревших социально-экономических и политических противоречий.

Анализ подобных кризисов, несомненно, позволил бы установить некоторые общие тенденции в объективно протекающих в этих странах процессах перехода от клановых приверженностей к национальному самосознанию, замене религиозного права более рациональной законностью, распространению требований более равноправного распределения благ, растущего стремления к политической активности масс и т.д. Социально-экономические и этноконфессиональные кризисы могут принимать различные формы конфликта - от отдельных сепаратистских выступлений до гражданской войны.

Этноконфессиональные конфликты, являясь одной из форм социального конфликта, возникают между различными этническими или религиозными общинами. Последние представляют собой объединенную общей культурой группу людей, обладающую высокой степенью сплоченности, имеющую к тому же свой управленческий аппарат. Особой чертой их является то, что члены указанных общин, сосуществуя и взаимодействуя между собой, вступая в различные политические и экономические взаимоотношения, являются в то же время гражданами одного и того же государства.

Характеризуя такое государство, следует принять во внимание понятие «культурного плюрализма». Его сущность заключается в сосуществовании в рамках одного государства замкнутых социальных сегментов, культурных общностей, осознающих свою особенность — этническую, кастовую, религиозную пли языковую. Объединение этих сегментов представляет собой «общество» лишь постольку, поскольку составляющие его исходные общности группируются в единую государственную структуру. Подобное плюралистическое общество представляет собой фактически смешение негосударственных

общественных структур, то есть наличие соседствующих
замкнутых общностей, принадлежность к которым является
необходимой и обязательной. При пом, стремясь осознать свою
принадлежность к определенной культурной общности, каждый
индивид в этом обществе, естественно, считает самыми главными
общинные или родовые узы. Плюрализм способствует появлению
таких специфических понятий, как «патронаж», «клиентелизм»,
«фракционность». Все они проистекают из ярко выраженного
приоритета «общинных» пристрастий над общегосударственными.
Культурный плюрализм способствует одновременно

относительному заглушению горизонтальных противоречий между классами, тем самым содействуя сохранению определенной социальной устойчивости. Столкновение интересов часто не проявляется открыто, а иногда целиком подав.птся клиснтслистскими обязательствами, существующими внутри культурных сегментов.

Особенность анализа государства, состоящего из ряда этпоконфессиональных общин, состоит в том, что основным элементом, необходимым для исследования всех социальных связей и характеристик социально-классовой структуры, является институт общины. Составляя сложную иерархическую структуру, общины, в зависимости от своего положения, обладают определенной политической властью и пользуются соответствующими экономическими благами. В результате общины, занимающие привилегированное положение, должны защищать свои политические и экономические позиции от притязаний общин, находящихся в дискриминационном политическом п экономическом положении. То есть в основе этнорелигиозного конфликта большей частью лежит борьба за власть и распределение экономических благ. Именно этот момент и формирует взаимодействие общин между собой и государством.

Борьба за экономическое и политическое превосходство усугубляется идеен об общинных интересах н ценностях. Глубокое осознание своей ирпнадлсжпостп к определенному сообществу приводит к тому, что каждый гражданин склонен проявлять свой «патриотизм» в большей степени в рамках интересов своей общности, а не в рамках всего общества, а это часто приводит к напряженности, ставящей под угрозу прочность и целостность государства. Этот психологический и идеологический аспект в межобщинных отношениях имеет первостепенное значение при мобилизации сил в этпоконфессионалыюм конфликте. Такие

ценности как язык, религия, обычаи, сплачивают сообпшнников, идентифицирующих себя в качестве членов этой этнорелигиозной группы и защитников своей общины, своей культурной общности. Исходя из этого, значимой подструктурой института общины становится семья, в которых поддерживаются эти ценности. В таких обществах социализация индивида протекает но системе «общество — община — семья — человек».

B$D

Ливан представляет собой страну, где глубочайший социально-экономический кризис, продолжавшийся более 15 лет (с 1975 по 1990 год), во многом стал результатом общинного уклада и конфликта этнорелигиозных сил.

Рассматривая институт общины в ливанском обществе, исследователи, прежде всего, прибегают к определению их по религиозным конфессиям, а именно делят нх на мусульманские и немусульманские общины (исключение составляет армянская община, которая объединяет своих членов скорее по этнической принадлежности, чем но вероисповеданию). Особенностью расселения различных этноконфессиональных общин на территории Ливана, являлось то, что в течение всего исторического развития этого региона количество немусульманского населения практически всегда вплоть до последнего времени превышало количество мусульман. Среди мусульманских общин наиболее многочисленными являются общины суннитов, шиитов, друзов. Среди основных немусульманских общин следует отметить общины марошпов, греко-православных, грско-католиков и армян.

В начале 70-х годов общинно-клановые связи оказывали сильное влияние на общественно-политическую жизнь страны. Ливан но сути представлял собой своеобразную «федерацию» религиозных общин. Социальная напряженность во многом стала следствием конфессионального принципа распределения власти и растущих социально-экономических противоречий, обусловленных расколом общества на множество враждующих политических и конфессиональных групи, не способных к совместному решению накопившихся социально-политических проблем. Сложившийся социально-экономический и политический кризис неизбежно переходил в более активную фазу, означавшую начало открытого противоборства — гражданскую войну.

Хронологические рамки В нашем исследовании, рассматривая гражданскую воину в Ливане как отражение социально-экономического кризиса в стране, его социальных и эпюконфессиопальных аспектов, период открытого конфликта с 1975 года но 1990 год разделяется на два этапа. Первый этап (1975 — 1984 год) заканчивается датой разделения в феврале 1984 года Бейрута «зеленой линией» па Западный и Восточный секторы. Второй этап развития конфликта длится с 1984 года до октября 1990 года — официальной даты окончания военного противостояния в стране. Период с 1991 года по настоящее время рассматривается уже как посткризисный, отражая новый этап социального взаимодействия, когда процесс стабилизации как в политике и экономике, так и в социальной структуре общества, развертывается с новой силой.

Цель и задачи диссертационного исследования Цель исследования заключается в анализе социальных и этноконфессиональных особенностей развития ливанского общества как в период кризиса 1975 .— 90 годов, так и в посткрнзисный период 1991 — 1999 годов.

Автор ставит перед собой ряд задач, а именно:

выявление исторических особенностей возникновения и функционирования специфических соцпшіьимх основ ливанского общества - института общины и института семьи, их роль в образовании социальных и этноконфессиональных предпосылок ливанского кризиса;

описание хода гражданской войны, принимая во внимание действия различных этноконфессиональных сил, участвовавших в ней;

-' анализ социальных и этноконфессиональных

особенностей и социальных последствий кризиса, включая демографическую характеристику общества, как в кризисный, так и в посткрнзисный период;

- определение места и роли государства в устранении
социальных последствий кризиса, в восстановлении и
развитии социальной сферы общества, принимая во
внимание основные направления социальной политики
правительства на современном этапе.

Научная повита работы

Новизна диссертационной работы состоит в проведении
обзорно-аналитического исследования социальных и

тгнокопфессиональных аспектов развития ливанского общества как в период кризиса п )975 - 1990 годах, так и в посткрнзпеньш период. С тгой целью в научным обзор впервые вводится большое количество статистических и социологических данных, подтверждающих выводы и заключения работы в течение всего исследуемого временного периода.

Надо отмстить, что в работе не уделялось особого внимания сугубо экономическим особенностям кризиса и роли внешних факторов в развитии конфликта, поскольку эти проблемы не входили в число задач, поставленных автором для раскрытия темы исследования.

Источники и литература

При написании диссертации автор опирался на труды российских востоковедов, составивших теоретическую основу исследования, касающихся общих концепций развития общества, эволюции развития общественных отношений на Востоке, взаимодействия цивилизаций и культур и посвященных также проблемам новейшей истории арабских стран, региональному ближневосточному конфликту и теме международных отношений как в целом в регионе, так и в Ливане. Среди них следует отметить книги Примакова Е.М. «Анатомия ближневосточного конфликта» (М.,1978); «История одною сговора»(М.,1985), Медведко Л.И. «К востоку и западу от Суэца»(М.,1980); «Этот Ближний бурлящий Восток» (М.,1985); ««Седьмая» ближневосточная война»(М.,1993). Диссертантом были также изучены работы по указанным проблемам других российских исследователей, в их числе Кима Г.Ф., Левина З.И, Мирского Г.П., Симония Н.А. и др.1

Теоретическим вопросам развития восточных обществ, его различных этносов и религиозных общин наибольшее внимание уделено в работах западно-европейских авторов И. Рабиновича, И. Мильтона, У. Кимлика.

Большой интерес для определения подходов в исследовании развития общества в целом и развития конфликтов в современном мире представляет работа профессора Гарвардского Университета

' Названия этих н других исследований даются в библиографии диссертации.

С. Хантингтона «Столкновение цивилизации» (Huntington S. "The Clash of Civilizations?" N. Y., 1993). Несмотря на то, что тезисы этой работы неоднозначны и достаточно спорны, на наш взгляд, попытка объяснения современных этноконфессиональных конфликтов с точки зрения столкновения различных культур помогает осознанию этих процессов на цивилизационно-культурологическом уровне.

Обширный исторический анализ взаимодействия двух мировых религий и взаимовлияния восточной и западной культур проводится в работе Журавского А.В. «Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога» (М.,1990). Особое внимание в ней уделяется этнорелигиозным меньшинствам, живущим именно на Ближнем Востоке.

Важными для понимания теории самих социальных и этноконфессиональных конфликтов, их сути, динамики развития и типологии стали работы российских исследователей Здравомыслова А.Г., Звягельской И.Д., Вострикова СВ., Глуховой М.В.. Эти авторы дают полный анализ современных конфликтных ситуаций в разных частях света, дополняя и систематизируя существующие понятия в области теории конфликта.

Большую помощь в исследовании социологических аспектов конфликта дала, в частности, работа Здравомыслова А.Г. «Социология конфликта» (М., 1995), в которой определяется суть происходящих социально-политических процессов в обществе с позиции теории конфликта, его основополагающие понятия, такие как природа, движущие силы и мотивация, различные уровни и сферы развертывания конфликта.

Интересной работой в области теории конфликтов является и исследование Глуховой А.В. «Типология политических конфликтов». (Воронеж, 1997), где анализируется формирование субъектов конфликта и выделяется несколько типов политических конфликтов, таких как государственно-правовой, статусно-ролевой и социокультурный.

Среди западных авторов, обращающихся к теме этнических конфликтов, следует отметить американских исследователей Р. Левина, Д.Кэмпбслла, западноевропейского исследователя Д.Форбеса и др.

Интересный анализ этнополитических процессов, развертывающихся в государствах Закавказья и Центральной Азии, а также на Ближнем Среднем Востоке, дает российский исследователь Востриков С. В. в монографии «Конфликты в


і

«Ближнем зарубежье» и стабильность в Азии» (М., 1997). Это исследование позволяет' составить представление о причинах возрастания конфликтности, динамике протекания кризисных процессов, сочетании и взаимовлиянии конфликтов, факторах как способствующих урегулированию конфликтных ситуаций, так и препятствующих ему.

Немалым подспорьем в работе над темой стали исследования по конфликтным ситуациям Звягсльской И.Д., где автор уделяет особое значение политике различных государств в области разрешения конфликтов, делая акцент на анализе его международных аспектов.

Изучая исторические этапы развития ливанского общества, сю социальных и политических институтов, диссертант опирался на исследования известного российского востоковеда Смилянской И.М., которая в своих аналитических работах раскрывает особенности исторического и политико-экономического развития ливанского общества в Новое время.

Важными для понимания диссертантом исторических
условий существования этнорелигиозных общин явились работа
Иванова Н.А. «Система миллетов в арабских странах ХУ1 - ХУ11
вв.» (М., 1992) и Родионова М.А. «Марониты. Из

эпюконфессиоиалыюй истории Восточного Средиземноморья» (М., 1982). Особенности развития Ливана в османский период отражены и в монографии западноевропейского исследователя Дж. Снаньоло. (Spagnolo J. «France and Oltoman Lebanon. 1861 — 1914 ». L., 1977).

' На трактовку и анализ проблем, освещенных в проведенном

нами исследовании, во многом повлияли работы известного
немецкого социолога Т. Ханфа в области современной истории
Ливана и теории развития мультнконфессиональных обществ.
Большой фактический материал имеющийся в книге французского
исследователя И. Шемеля (Schemeil I. "Sociologie du systeme
politique libanais". Grenoble, 1976) помог составить объективную
картину социально-политических и конфессиональных

особенностей ливанского общества накануне гражданской войны.

В раскрытии проблемы развития политических институтов и органов власти Ливана значительную помощь оказали работы российских исследователей Зубова А.Б. и Дадиани Л.Я. Эта же тема отражена в исследованиях ливанских ученых А. Бааклини и Ж. Баху и других авторов.

Собственно ливанскому кризису п его социально-экономическим особенностям посвящены работы российских исследователей Горбуновой П.М, Сто кл никого С.Л., Шанряпа Г.П., французского исследователя Э.Пикар. ценность которых заключается в широїс охвата проблем в области истории ливанского общества, его политических сил, религии и конфессии, культуры Ливана. Несмотря на то, что многие из этих работ написаны достаточно давно, выводы, содержащиеся в них, не потеряли научную значимость и в наши дни. Теме ливанскою кризиса посвящен также ряд работ американского исследователя М. Хадсона. Большое количество социологических аналитических данных представлено ливанским неелсдовате.тем Ж. Кормом. Некоторые его теоретические обоснования во многом помогли в анализе диссертантом конфликтной ситуации в Ливане.

Весьма интересным и значимым, на наш взгляд, является разработка рядом российских исследователей — Дадиани Л.Л., Шумилиным А.Ю., Мсдпсдко Л.И., а также Ж. Кормом на основе изучения особенностей развития конфликта модели этноконфессиопалыюго противостояния, характерного не только для Ливана, но и для стран в других регионах, вводя в научный оборот термин «ливанизацня» конфликтов. Последнее подразумевает глубокую фрагментацию общества но конфессиональным и социальным линиям, нарушение социально-политического баланса и неспособность этносоциальных сил идти на компромиссы при потере взаимопонимания на уровне групповых элитных слоев. Начало открытого противостояния сопровождается активизацией насилия. Происходит полная дезорганизация общества, его распад па воюющие группировки, и конфликт приобретает затяжной характер. В условиях, когда нарастают центробежные, разъединяющие силы, возрастает роль международных структур. На этой стадии все более заметную роль играют внешние силы, вовлекающиеся в конфликт или как посредники, или как союзники одной из воюющих сторон - таким образом наступает «интернационализация» конфликта. Известный российский политолог Мсдвсдко Л.И. считает, что при модели «ливанизации» происходит заполнение «силовых вакуумов» сверхдержавами. Это приводит к «перемирию» и «разъединению» противобортствующнх сторон в многоконфесспональных и многонациональных обществах, но не к установлению прочного мира.

Подобные черты развертывания конфликтном ситуации
были обозначены на Кавказе в зоне грузино-абхазскою конфликта в
1992 году, в Югославии и период сербохорватского

противостояния в начале 90-х годов. В модель «лпвапизации» конфликта можно отнести и недавним конфликт в Косово, где кризис приобрел этпоконфессиопальный характер, и активная роль внешних сил была очевидна.

Разносторонним анализ ливанского кризиса, его причин и особенностей дастся арабскими историками и политологами. Так ливанские исследователи Ф. Эль - Хазин (El-Khazen F. Une place pour lc Lilian: la marginalisation de l'clat dans un espace regional reduil.// Le Liban aiijoiird'hui. P., 1994)и X. Баракат (Barakat H. The Social Context. Lebanon in Crisis. Syracuse University Press, 1979), поднимая вопрос о причинах социально-экономического кризиса, охватившего Ливан на протяжении 20 лет, дают подробный и развернутый социально-политический it экономический анализ развития страны, раскрывая основные причины кризиса, коренящиеся в докризисном социально-экономическом развитии ливанского общества. Л. Бсйдун (Beydoun A. L'Identite des Libanais. II Le Liban aujourd'hui. P., 1994; Le Liban: itineraircs dans une guerre incivile. P., 1993), напротив, исследует социально-культурный, социально-психологический аспект особенностей развития ливанского общества. Однако присутствие эмоционального момента в изложении придаст слишком субъективный оттенок выводам этих работ.

Проблемам, связанным с миграционными процессами как внутри страны, так и за се пределы, посвящены статьи и монографин таких ливанских неследователей как А.Бодуан, Б.Лабаки, К.Хамдан, Ж.Ассаф. Этн работы содержат большое количество статистических данных, а также анализ причин и особенностей развития кризиса, его экономических и социальных последствий.

Следует отметить также монографию российского исследователя Старчепкова Г.П. «Трудовые миграции между Востоком гг Западом. Вторая половина XX столетия» (М., 1997), в которой даются объективные оценки причин миграций жителей стран Востока и проанализированы положительные и отрицательные последствия этого социального явления. Состоянию дел в Ливане и стратегии властей в области социальной политики посвящены статьи и доклады лидера Прогрессивно-социалистической партии, министра но делам перемещенных лнц-

В. Джумблата (Joumblatt W. Reflexions sur Ic Conscil National des Desplaces. Beyrouth. 1994; Republique libanaise. Ministcrc des cJeplaces. Programme d'exccution de la premiere etape сік retour, premier phase. Beyrouth, mars 1993) о решении всего спектра проблем, связанных с перемещенными лицами.

Фактические данные о существующих социальных проблемах, последствиях многолетнего кризиса подробно отражены в Белой социальной книге Ливана (Le livre blanc social vers la politique sociale au Liban. Le rassemblement de clirigeants ct chefs d'enterprises libanais.RDCL, 1996). Информацию о работе и ее результатах, включая статистические данные, можно найти и на официальных страницах Интернет этих министерств, а также ливанских университетов и исследовательских центров. Большую помощь в понимании фактических событий оказали различные справочные издания, чья ценность заключается в подробном хронологическом описании ливанских событий и в наличии соответствующего статистического материала.

В процессе работы над диссертацией автором были изучены ряд кандидатских диссертации, посвященных различным социально-экономическим, политическим и культурно-историческим аспектам развития Ливана. Исследования таких авторов, как Нгусн Тхи Хонг Бик «Палестинский фактор в ливанском кризисе» (М., 1986 ), Бирюков А.И. «Идейно-политические аспекты американо-израильского вмешательства в Ливане в условиях гражданской войны(80-с годы)» (М, 1990), Джабер Шабиб Халиль «Место и роль ливанскою кризиса в межарабских отношениях (1982 - 1996)» (М., 1997) имели для диссертанта познавательную ценность, поскольку затрагивали проблемы, относящиеся к международным отношениям и внешнеполитическим аспектам ливанского кризиса.

Диссертация Мадо Исса «Религиозно-этнические общности
маронитов и друзов в политической истории Сирии и Ливана ( до
1861 года)» (М., 1990), являясь большей частью этнографическим
исследованием, посвящена анализу определяющего влияния
религии на этнические процессы. Идеи работы помогли
диссертанту провести объективный исторический анализ

возникновения и развития ливанских этнорелигиозных общин.

Наиболее близкой по теме диссертации является работа Нажема Сами Аниса «Проблемы социально-экономического развития Ливана (70-е — 80-е годы)» (М., 1995). В ней проведен подробный анализ социально-экономических особенностей

ливанского кризиса. Эти вопросы изложены и в его другой работе «Проблемы возрождения общества и экономики в Ливане после войны».//Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. (М, 1995), а также в написанной в соавторстве с известным российским экономистом Филоииком Л.О. статье «Аграрная политика и ресурсный потенциал в продовольственном обеспечении Ливана» .// Арабские страны. Проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. (М., 1995)

Указанные источники и научные труды помогли диссертанту выявить степень изученности избранной им темы, выработать адекватный методологический подход к исследуемой проблеме, провести исследование системно, используя обзорный исторический анализ с учетом существующей социальной реальности.

Практическая значимость С практической точки зрения диссертация позволяет сделать ряд прогностических выводов и оценок. Полученные результаты и выводы работы могут использоваться при чтении лекций в высших учебных заведениях гуманитарного профиля и при написании учебников по Новейшей истории стран Ближнего Востока.

Структура работы В основу диссертации положен проблемный принцип анализа и изложения материала. Работа отвечает основным задачам анализа избранной темы диссертации и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.