Введение к работе
Постановка темы. Ее актуальность. История культуры, представляющая собой неотъемлемую часть исторической науки как таковой, все более и более коррелирует развитие последней в направлении к "новой культурной и новой интеллектуальной" истории, олицетворяющим собой инновации современного исторического знания. Нынешняя ситуация, когда "часть" интегрирует и направляет движение "целого", не в последнюю очередь обусловлена динамизмом развития самой истории культуры, пребывавшей до этого в статусе прикладного, иллюстративного компонента социально-политической истории и не имевшей, соответственно, ни своего языка, ни своего методологического инструментария.
Среди проблем, осмысление которых имеет принципиальное значение как для современной исторической науки в целом, так и для культуроведческих дисциплин в частности, особое место занимает проблема "переходных эпох", проблема смены "культурно-исторических* типов". Именно такой эпохой в развитии европейской культуры явился период рубежа ХІХ-ХХ вв., период глобальной культурно-исторической трансформации, запечатлевшийся в памяти современников как время "кризиса", "заката", "обезбоживания" культуры.
Антиномия уходящего и возникающего в эту эпоху культурных миров, была столь сильна, что новая формирующаяся культура с ее ярко выраженной неклассической ориентацией была воспринята не только как "смерть" классики, но и как гибель культуры в целом.
Процесс культурно-исторической трансформации Европы рубежа ХІХ-ХХ вв. имел свою региональную специфику. Особый интерес представляет вариант реконструкции типологических черт переходной кризисной эпохи на историко-культурном материале Франции.
В нововременной европейской истории Франция постоянно занимала одно из ведущих мест. Зачастую именно она определяла лицо
4 европейской культуры, и можно говорить о своеобразной "знаковости" французской культуры для Европы Нового времени, а также о превращении Франции в этот период в столицу европейской культуры в целом.
В силу этого интерес к французской культуре проявлялся исследователями всегда; однако до сих пор не осуществлены и поэтому актуальны не только реконструирование типологических черт переходного, кризисного состояния ее на рубеже веков, но и задача воссоздания целостной истории культуры Франции рассматриваемого периода.
При этом перед исследователем сегодня встает множество нерешенных вопросов, выходящих на проблемы типологии культуры XX в. В частности, нет ответа на вопрос, какой тип культуры формируется в процессе перехода, отторжения классических форм -модернистский или постмодернистский? Анализ переходного времени позволит конкретизировать сущностные черты нового, становящегося, неклассического типа культуры.
Цель и задачи исследования. Поскольку главная идея нашего исследования сопряжена не с фактическим описанием историко-культурных процессов во Франции изучаемого периода, а ориентирована на решение проблемы типологии кризисного, переходного периода на материале истории культуры Франции, постольку целью нашей работы является выявление типологических особенностей эпохи кризиса культуры и обстоятельств, обусловивших переход французской культуры от классического типа к неклассическому. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
определение специфики культурно-исторического развития Франции до изучаемой нами эпохи;
-
системно-историческая характеристика основных сфер
5 французской культуры на рубеже XIX-XX веков;
3. выявление важнейших типологических черт "переходности"
во французской культуре изучаемого периода;
4. оценка значения и роли данного переходного периода для
истории французской культуры в целом.
Хронологические рамки нашего исследования определяются концом XIX - началом XXвеков,т.е. вторым периодом Новой истории (1870-1914 годами).
Основой культурных преобразований конца века стало становление во Франции индустриального общества. Связанные с этим многочисленные изменения, естественно, не оказывали прямого действия на духовную культуру, но они были условиями и факторами, предопределившими характер изучаемой культурной трансформации.
Так или иначе, но приступая к изучению французской культуры рубежа веков, мы не можем начинать его с конкретной даты (например, 1870г.), т.к. специфическое культурное развитие рубежа веков подспудно подготавливалось еще в середине века.
Методология. В связи с тем, что наше намерение создать историко-культурное исследование с элементами типологического реконструирования переходного типа культуры не может опереться на выработанную методику (из-за отсутствия таковой), необходимо остановиться на истолковании нами самого понятия "культура".
Придерживаясь представления о культуре как духовной жизни общества, следует, на наш взгляд, все же подчеркнуть, что культура -это не механическая совокупность духовно-предметных ценностей, а некая целостность, в которой культурные явления обусловлены и интегрированы центральной идеей, прафеноменом культурной эпохи. Таким образом, культура того или иного исторического периода есть духовная жизнь общества (куда включается религия, философия, мораль, наука, искусство), которая определяется специфическим мировидением,
6 мироощущением, присущим этому периоду, социально-психологическим "самочувствованием" эпохи.
Естественно, что общество включает в себя множество различных социальных слоев и групп; все они обладают своими специфическими представлениями о мире, своими ментальными особенностями. В данной работе мы останавливаемся на мироощущении "верхнего" культурного слоя общества, рождающего элитарную, профессиональную, личностно-окрашенную модель культуры, определяющую ментальность эпохи в целом.
Предметом культурно-исторического исследования становится внетекстовый "фон" эпохи, "культурный контекст", а точнее - история его развития и то, каким образом он проявляется в различных сферах культуры.
Наше истолкование понятия "культура" предопределило и выбор методологических принципов исследования; таковыми для нас являются известный "тезис" М.Вебера, (дополняющий раннюю марксову идею взаимодействия материального и духовного начал в культуре), а так же ряд положений М.К.Мамардашвили и Ю.М.Лотмана о структурировании картины мира в отдельных культурах через соотнесение "текста" с коллективной ментальностью.
Источниковая база. Исходя из специфики предмета истории культуры (духовная жизнь общества), следует оговорить и специфику культурно-исторического источника. История культуры вынуждена во многом основываться на материалах, изначально субъективных -философских эссе, литературных произведениях, памятниках искусства. Поэтому задача историка культуры усложняется тем, что он должен обнаружить объективное в субъективном, подвергнуть эмоциональное суду рационального. При таком понимании задач историка культуры его источником могут быть буквально все явления (по Ю.М.Лотману -все "тексты") определенной культуры; причем особенное значение для
7 понимания специфики духовного развития будут иметь как раз источники "субъективного" происхождения.
Таким образом, к существующей классификации исторических источников история культуры может присоединить свои, дополнительные группы культурно-исторических источников.
К первой группе культурно-исторических источников по нашей теме мы относим группу мемуарно-эпистолярной литературы, материалы публицистики и литературно-художественной критики. Здесь наряду с информацией частного характера дается широкая панорама культурной жизни Франции и философское осмысление проблем своего времени (дневники таких французских писателей, как Ш.Бодлер, Э.иЖ. Гонкур, Ж.Ренар, Р.Роллан; письма Ван Гога, К.Дебюсси, А.Матисса).
Кроме того, спецификой публицистики и художественной критики является ее установка на актуальность, восприятие и анализ артефактов культуры с позиций своего времени, что особенно ценно для истории культуры. Известно, что во Франции изучаемого периода в качестве художественных критиков и искусствоведов выступали зачастую блестящие писатели - Ш.Бодлер, Э.Золя, братья Гонкур, Т.Готье, С.Малларме, П.Валери и многие другие.
Вторая группа источников - манифесты и программы художественных и литературных объединений - представлена в нашей работе прежде всего манифестами таких направлений, как реализм, натурализм,символизм.
Третью группу культурно-исторических источников составляют научно-философские эссе, религиоведческие исследования, а также религиозные трактаты. Как и критика, жанр эссе получил во 2-й п. XIX в. очень широкое развитие - сложность процессов, переживаемых французским государством, обществом и культурой вызывали многочисленные попытки осмысления происходящих вокруг изменений (П.Бурже, П.Ж.Прудон, Ж.Леметр, Г.де Ривальер и другие). Научные и
философские работы не являются прямым осмыслением коллизий времени, однако они - порождение своей эпохи. Для историка культуры интерес представляют не только трактуемые философские или научные идеи, но и непосредственные свидетельства авторской позиции, которые обнаруживаются в процессе изложения идей - это могут быть авторские отступления, комментарии, предисловия к работе, в которых так или иначе дается оценка своему времени (А.Бергсон, Э.Ренан, А.Пуанкаре, И.Тэн, Г.Тард).
Особенностью изучаемого периода французской истории и культуры является особая острота проблем религии и церкви; соответственно эта тема находит отражение в многочисленных трудах как самих религиозных деятелей, так и философов, ученых, писателей -современников этих процессов (К.Фламмарион, Э.Ренан, Ж.-М.Гюйо).
Четвертую группу культурно-исторических источников составляют литературные произведения. В этой группе источников в первую очередь следует отметить романы-эпопеи Р.Роллана и М.Пруста, дающие широкое описание панорамы культурной жизни Франции. При этом историческим фоном и духовной атмосферой романов служит Франция второй половины XIX - начала XX веков. В работе были использованы также романы французских писателей изучаемого периода, в которых действие разворачивается на фоне событий того времени (произведения Г.Флобера, П.Бурже, Э.Золя,А.Жида и других). К этой же группе источников относятся и поэтические произведения (поэзия Ш.Бодлера, французских символистов), которые отражают "настроение" эпохи, систему моральных ценностей того времени.
Наконец, пятую группу культурно-исторических источников составляют произведения искусства. Примером исторической значимости искусства может служить живопись импрессионистов, которые сделали предметом своего изображения повседневную, "демистифицированую" жизнь Парижа конца XIX века. Кроме
9 живописи импрессионистов, которая хорошо представлена в музейных собраниях нашей страны (Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, г.Москва; Государственный Эрмитаж, г.Санкт-Петербург), для знакомства с французским искусством мы использовали каталоги и альбомы Всемирных Парижских выставок и каталоги Парижского Академического Салона.
Исследовательскую литературу, которая была использована в работе, можно подразделить на несколько групп. К первой мы относим работы общетеоретического характера, решающие проблемы философии истории и философии культуры. Среди них следует отметить исследования М.Блока, М.Вебера, Ю.М.Лотмана, М.Мамардашвили, Ф.Ницше, К.А.Свасьяна, О.Шпенглера и других.
Следующее подразделение - это исследования культурно-исторического характера, т.е. работы обобщающие, синтезирующие конкретный материал по истории культуры. Следует отметить, что работ такого плана, касающихся нашей темы, очень немного, но именно к такому пониманию истории мы стремимся в нашей работе. Примерами подобного взгляда на культурно-исторический процесс можно назвать работы Л.Е.Кертмана и В.И.Божовича, где осуществляется попытка синтезного подхода к явлениям культуры на материале искусства Франции.
Следующая группа исследований чрезвычайно обширна, т.к. состоит из работ, посвященных отдельным сферам культуры изучаемого периода - это специальные работы по истории морали, религии, науки, философии, литературы, живописи, музыки и т.д. (С.И.Великовский, А.И.Владимирова, Е.П.Кучборская, Н.Н.Калитина, В.А.Крючкова, Д.Д. Обломиевский, В.Раздольская и другие). Такие узко специальные исследования предоставляют историку культуры как бы частные, промежуточные результаты, а также поставляют фактологический материал, на основании которого делаются выводы и реконструируется
10 типологическая модель культуры того или иного периода.
Говоря о специальных работах (культурно-исторического содержания), следует отметить, что в отечественной историографии до настоящего времени преобладали исследования традиционных сфер культуры, взятых в их автономном развитии, - науки, искусства, религии. Однако почти не получили изучения такие темы, которые говорят о мироощущении, мирочувствовании эпохи, ее "настроении", о тех или иных "уходящих" или "предопределяющих" микроклимат времени идеях. Эти вопросы особенно активно рассматриваются зарубежными (в частности, французскими) исследователями, к работам которых мы сочли необходимым обратиться (работы таких исследователей, как Ж.Сежел, Э.Карассю, Г.Сагнес, Ж.-Фр.Юго, М.Мансюи, Миллуорд).
Научная новизна. Актуальность и новизна научного исследования во многом совпадают, ибо новизна - это уровень воплощения актуальной, ранее в полном объеме не рассматривавшейся научно-состоятельной идеи. Новизна нашей работы заключается в попытке дать системную, целостную картину развития французской культуры на рубеже XIX-XX вв.; достижение системности предполагается за счет "ингрессии" культурно-исторического материала.
Подобный подход к историко-культурному развитию Франции рубежа XIX-XX вв. позволил выделить региональную симптоматику "переходного" типа культуры (применительно к самой Франции) и определить суть европейской культурной трансформации рубежа веков в ее французском варианте.
Использование исторических и культурно-исторических источников потребовало их новой соотносительной классификации, иной постановки вопроса об "истине" и "неистине" как цели анализа исторического источника (в связи с проблемой "снятия" субъективного), а также соотнесение проблемы внешней и внутренней критики источника
11 современной структуралисткой и герменевтической методологией.
Практическая значимость. Материалы и выводы данного исследования могут быть использованы при создании обобщающих и специальных трудов по истории культуры европейской цивилизации в период становления индустриального общества, в разработке лекционного курса по истории Франции, при подготовке семинаров и специальных курсов по истории европейской или французской культуры рубежа XIX-XX веков.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.