Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История иранской цивилизации. Сефевидский период, 1500-1650 гг. : По материалам персидской средневековой миниатюры Баракат Хеба Наэль

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баракат Хеба Наэль. История иранской цивилизации. Сефевидский период, 1500-1650 гг. : По материалам персидской средневековой миниатюры : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03, 07.00.12 / Ин-т востоковедения.- Москва, 1998.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/2218-8

Введение к работе

!.

Предмет исследования. Цели и задачи.

Предметом исследования диссертанта являются этапы развития духовной культуры как важного составляющего элемента классической иранской цивилизации на премере эволюции художественных стилей и течений в миниатюрной живописи сефевидского периода на протяжении ХУ! века и вплоть до середины ХУП века в их тесной связи с явлениями политической истории Ирана и его взаимодействием с соседними государствами.

Диссертация построена на проработанном автором обширном материале собраний персидской миниатюрной живописи и рукописных персидских книг, относящихся к различным периодам иранской цивилизации, которые находятся в государственном и частном владении в различных странах мира, включая и такие страны, как Россия, Египет, Турция.

Цель данного исследования - выработать новый теоретический подход и новый метод для идентификации и датировки произведений персидской миниатюрной живописи как важной части познания исторического бытия средневекового Ирана, а также предложить оригинальное иллюстрированное руководство, облегчающее его

применение. Предложенный автором метод идентификации и датировки имеет далеко не частное, а скорее общекультурное значение и помогает оценить практически весь спектр материальной культуры Ирана и исламского культурного ареала.

Другая цель данной диссертации - привлечь внимание к

небольшой, но важной коллекции сефевидской миниатюры, находящейся в Музее искусства народов Востока а Москве. Эта коллекция не выставляется, не имеет достаточной известности, не проанализирована с научной точки зрения. В данном случае московская коллекция служит материалом для подтверждения верности предлагаемых критериев идентификации и датировки памятников духовной и материальной культуры. В свою очередь простая и надежная идентификация произведений искусства из этой коллекции доказывает практическую ценность данного метода.

Актуальность темы.

Актуальность темы исследования определяется научной
потребностью реализации нового подхода к процессу исторического
анализа, состоящего в теоретическом осмыслении богатого, накопленного
несколькими поколениями исследователей эмпирического материала с
применением междисциплинарных подходов. В процессе идентификации
миниатюр сефевидского периода возникает целый ряд проблем, таких
как отсутствие дат на рукописях, наличие нескольких дат, проставленных
позднее, сфальсифицированные подписи на отдельных листах и

миниатюрах. Вследствие этого многие миниатюры и рисунки датированы неверно. Это ведет к затруднению в работе специалистов. Отсюда потребность в наличии теоретического и практического руководства, 2

опираясь на которое можно облегчить и сделать более точным определение времени, места написания той или иной миниатюры и ее автора.

Научная новизна работы

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе впервые предпринята попытка провести теоретический и практический комплексный междисциплинарный анализ развития иранской цивилизации эпохи Сефевидов, основываясь на изучении источников -рукописных книг и миниатюрной живописи. Автор диссертации на широком историческом материале прослеживает связь между явлениями духовной сферы и цивилизационным, в том числе социально-политическим развитием сефевидской империи. В своей работе диссертант предлагает новый, оригинальный подход к идентификации персидской миниатюрной живописи, онованный на анализе деталей художественного произведения, имеющих второстепенное значение. Вплоть до настоящего времени главное внимание исследвателей привлекали основные персонажи миниатюры. Детальному анализу подвергаются, как правило, сюжеты, как главный содержательный элемент произведения искусства. В данной работе автор убедительно доказывает большое значение второстепенных деталей, то есть таких элементов, которые зависят в большей степени от личных представлений автора работы. Художник стремится быть наиболее точным в изображении персонажей, важнейшей части художественного замысла, поэтому особого внимания исследователя заслуживают второстепенные детали, где копиист мог отойти от принятой традиции. Наиболее точное следование деталям делает возможным создание достоверного дубликата. И наоборот -

торопливый имитатор менее внимателен к деталям, он стремится наспех заполнить плоскость живописного листа. С другой стороны в деталях художник более свободен, подчас склонен приближать их к окружаещему его быту, благодаря чему эти детали дают большую информацию о той культурной среде, в которой творит миниатюрист. На основе анализа всего живописного пространства, уделяя особое внимание второстепенным деталям, диссертант создал наглядное руководство для идентификации миниатюры, для определения ее истинного автора. Предложенный метод может иметь гораздо более широкое применение в отношение различных произведений искусства и проявлений духовной культуры.

Практическая ценность работы

Диссертация вносит вклад в теоретическое исследование духовных аспектов развития иранской цивилизации в период Сефевидов. Оригинальный теоретический подход, предлагаемый автором метод и разработанное им практическое руководство могут использоваться исследователями духовной культуры и мусульманского' Востока, практическими музейными работниками, а также студентами. Критерии, разработанные диссертантом, могут быть применены при оценке подлинности и ценности произведений искусства и иных образцов материальной культуры.

Еще более важным является то, что данный метод имеет научную

ценность, поскольку он облегчает понимание предмета сефевидской

персидской миниатюристики и в более широком плане будет

стимулировать более углубленное изучение искусства народов Востока, а

также привлечет дополнительное внимание исследователей к исламской культуре и истории мусульманского мира.

Метод, предлагаемый автором и теоретический подход, на котором он основан, могут стать основой курса по истории искусств мусульманского Востока в высших учебных заведениях России, Египта и других стран.

Источники и литература, использованные автором при написании диссертации можно разделить на три группы. К источникам относятся тексты старинных рукописных книг с рисунками и миниатюрными иллюстрациями сефевидского периода, а также отдельные живописные листы. Автор работала с тремя коллекциями персидских рукописей: собранием Государственной пуличной библиотеки в

Москве, Музея искусств народов Востока в Москве, мало известного научной общественности за рубежом, а также с рукописями, хрянящимися в публичной библиотеке Дар эль-Кутуб в Каире. К группе источников относятся также произведения средневековых персидских авторов Кази Ахмеда "Трактат о каллиграфах и художниках" и Искандера Бек Мунши "Тарих-и Алам Арай-и Аббаси", содержащие ценные свидетельства о работе сефевидских придворных художественых мастерских и миниатюристах.

Исследования персидской миниатюрной живописи с начала XX века стали основой изученной автором литературы по исследуемуй теме. Среди этих работ следует назвать двухтомный труд Ф.Р.Мартина "Миниатюрная живопись и миниатюристы Персии, Индии и Турции УШ-ХУШвв.", изданную в 1912г. За ней последовала монография А.Саркисяна "Персидская миниатюрная живопись", опубликованная а 1933

г. В Лондоне. Эти основополагающие работы дали возможность А.У.Поупу возглавить работу и опубликовать в 1939г. фундаментальное шеститомное сочинение "Обзор персидского искусства", вслед за которым И.Щукиным был реализован системно-исторический подход в его исследованиях "Живопись в сефевидских рукописях 1502-1587г.г." и "Живопись в рукописях Шах Аббаса І в конце сефевидского периода", опубликованных в Париже в 1934г.

К середине нашего века новое поколение историков выработало два принципиальных подхода к исследованиям духовно-интеллектуальных параметров иранской цивилизации: 1) анализ музейных собраний и 2) классификация предметов материальной культуры (в данном случае миниатюрных произведений) по принадлежности их к той или иной школе, мастеру, покровителю или городу. Оба эти подхода развивались практически синхронно и оставили обширную литературу, обобщенную и опубликованную Американским университетом в Каире в трех томах под общим названием "Библиография архитектруы, изобразительного искусства и ремесел" (составитель и редактор - професссор Дж. Скэнлон). Исследователи К. Рёмер, М. Сейвори и Б. Грей рассматривали все наиболее важные аспекты эволюции мирроврозрения художников и становления центров развития миниатюры. Однако в этих работах практически отутствует информация об исследовании технически этапов создания миниатюры, исключение составляет превосходная публикация Норы Титли "Персидская миниатюрная живопись и ее влияние на искусство Турции и Индии" (Лондон 1983г.), где специальная глава посвящена подготовительным этапам создания миниатюры. Этой исследовательницей выявлен новый пласт материалов, имеющихся, но _ не

выставляемых в большинстве крупных музейных коллекций, включая

живописные работы на разных стадиях завершенности, а иногда и черновые рисунки. Работа Н. Титли концептуально значима для данной диссертации, поскольку этапы работы над миниатюрой, формируют часть доказательств, с помощью которых соискатель имеет возможность идентифицировать предемты и элементы второстепенной важности, изображаемые на миниатюрах.

Точностью и вниманием к деталям отмечены некоторые современные публикации. Например, А.Саудавар в своем авторитетном обзоре "Искусство персидского двора" использовал термин "атрибутировано" в том смысле, что это скорее суждение исследователя, вынесенное на основе анализа, нежели наличие точных указаний об авторстве и времени создания произведения. В приложении он представил факсимиле всех имеющихся в обработанном им материале печатей, что дает возможность понять важность любой информации содержащейся в рукописи.

С.К.Уэлш и Э.Уэлш могут считаться ведущими специалистами по истории духовной культуры иранской цивилизации периода Сефевидов. С 1972 по 1978 гг. Э.Уэлш опубликовал серию работ, посвященных описанию коллекций принца Ага-Хана, где прослежен процесс мировоззренческого развития художников. В декаре 1973г. он организовал выставку в галерее "Эйша хаус", а в январе-феврале 1974г. - в художественном музее "Фог", посвященные сефевидскому искусству конца ХУ1-ХУП вв. В 1976г. им были опубликованы монографии "Художники при шахе" и "Пять шахских сефевидских рукописей ХУЛ в".

Попытки выявить характерные особенности отдельных школ живописи были начаты Г.Данау Гест в 1949г. В публикации "Шираз, живопись ХУ'в.", которая положила начало тенденции группировать

миниатюры по их принадлежности к определенному городу. Кульминацией такого подхода стала работа Б.Шмиц "Миниатюрная живопись в Герате. 1570-1640гг."

К третьей группе использованной для написания данной диссертации литературы относятся каталоги музеев и библиотек из различных стран мира, которые дают обширные сведения о рисунках и миниатюрах периода Сефевидов. У.Робинсон опуликовал подборку из коллекции Кеворкяна и составил каталог коллекций Бодлейнской библиотеки и коллекций, находящихся в Великобритании. В 1977г. Н.Титли составила каталог Британской библиотеки и Британского музея. Среди работ, посвященных музею Метрополитен, следует отметить книгу И.Грубе о рукописи "Язык птиц" и работу Н.Мартина. Художественная галерея "Фрир" представлена Иссен Атил. Коллекция Вивера - описана Дж.Лаури и Х.Бич. Сборник миниатюр из Национальной библиотеки' Австрии был опубликован исследователями Ф.Уинтеркирхеном и В.Дудой в 1983г.

Турецкие ученые Акатай и Зерен из Стамбула работали над материалами из библиотеки музея дворца Топкапы, а Нурхан Атасой представила на 7-м международном конгрессе иранского искусства и археологии в 1976г. библиотеку Сулеймании. Британским советом по. искусству опубликован каталог персидской миниатюры из Шахской и Национальной коллекций в Тегеране. Доктор М.Хаиби из Кабула опубликовал обзор собраний Афганистана, а С.М.Букай Наифи из Каира - "Сокровища персидского искусства из собраний Каира". В России О.Адамова недавно опубликовала подробный каталог персидских миниатюр и рисунков, хранящихся в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.. О.Ф.Акимушкин, А.Иванов, Г.Гулеркина, О.Пугаченкова и М.Ашрафи

работали наряду с другими исследователями в рамках Российского проекта по изучению неопубликованных коллекций на территории бывшего Советского Союза и в Российской Федерации.

Хотя опубликованные каталоги музеев и колекций сделали
доступным большое количество не известных ранее памятников, в то же
время очевидна нехватка полной и надежной информации по
идентификации миниатюр. В большинстве публикаций информация
ограничена названием произведения и рукописи, именем художника и
датой, причем не ясно, содержится ли эта информация в манускрипте
или она является догадкой исследователя. Анализируя миниатюры из
колекций Вивера, Дж.Лори и М.Кливленд-Бич воспроизвели в своей
работе все имеющиеся печати, подписи, предположительно современных
миниатюре каллиграфов или более поздних переписчиков и

художников, а также всю возможную информацию, имеющуюся в рукописи, а не только на миниатюре. Таким образом они представили миниатюры в их истинном социально-историческом контексте.

Апробация работы.

Диссератация обсуждена на заседании Отдела сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН. Некоторые ее аспекты и положения нашли отражение в статьях и других работах автора.

Предварительные выводы исследования были изложены в лекции, прочитанной автором в Отделе исламского искусства и архитектуры Американского университета а Каире в декабре 1996г. Ряд выводов соискателя нашел отражение в статьях, опубликованных в журнале "Дипломат" (Каир), журнале "Мир строительства" (Каир), в журнале

факультета изящных искусств Университета Мансура (Египет), а также в журнале "Азия и Африка сегодня" (Москва).

Структура работы.

Дисссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы, списка фотографий, списка рисунков.