Введение к работе
Актуальность темы. Амдо,северо-восток Тибета.являлся основным регионом в поступательном движении буддизма на север. Из Амдо (по-монгольски: Куку-нор - Синее озеро),усеянного многочисленными буддийскими храмами - дацанами,через Монголию на рубеже XVI-XVII вв.проник буддизм в Бурятию.
Область Амдо, расположенная на перекрестке путей, связывающих Тибет с Китаем.Монголией и странами Средней Азии и обладавшая богатой историей и культурными традициями,играла важную роль во взаимоотношениях Тибета с соседними странами,как бы служила своеобразным мостом между ними. Поэтому без изучения истории и культуры Амдо невозможно воссоздать историко-культурное прошлое народов Тибета.Своеобразие его.развития заключается в том,что наряду с широким развитием буддизма в Амдо сохранились элементы шаманистического верования - бонпо.в то же время в своем историческом развитии культура Амдо испытала влияние культуры Китая и Монголии.
Актуальность темы обусловлена тем,что общественность проявляет большой интерес к истории буддизма,к этике и морали этого феномена восточной культуры.Амдоское культурное наследие представляет собой часть этой культуры.Поэтому сегодня в условиях возрождения исторической памяти народа,его буддийского прошлого,вполне закономерно исследование истории и культуры народов "буддийских" стран и областей,в частности истории и культуры Амдо,одной из центральных областей Тибета,родины северного буддизма-ламаизма.
Степень изученности темы. Сведения по истории и культуре Амдо, по истории буддизма в Тибете,в его областях имеются в монографиях "Тибетская историческая литература" А.И.Вострикова (М.,1962),."Пагсам Чжонсан" - памятник тибетской истриографии" Р.Е.Пубаева (Новосибирск, 1981), "Монгольская историография" (XIII-XVII вв.) монгольского академика Ш.Биры (М.,1973), в сборнике научных статей "Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии" (ред.Р.Е.Пубаев, Новосибирск, 1989).в книге "Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма" К.М.Герасимовой (Новосибирск, 1989). Особо следует отметить неопубликованные путевые дневники Б.Барадина,совершившего путешествия в 1905-1907 гг.по Тибету.в частности по Амдо. Эти дневнику использованы нами в нашем исследовании. Фактические материалы по отдельным вопросам темы содержатся в работе выдающегося путешественніка-ученого Гомбожаб Цыбикова "Буддист-паломник у святынь Тибета" 'Пг.,1918).
Данная работа "История и гультура племен Амдо (по материалам "Дабтэр-чжамцо") является первым ь российской ориенталистике специальным исследованием названной темы с максимальным использованием матери-
алов из ранее недоступных российским тибетологам и буддологом источников, прежде всего из источников на тибетском и старомонгольском языках, в частности из тибетской исторической хроники XIX века "Дэб-тэр-чжамцо".
Цель исследования. Учитывая слабую изученность темы, а также ее актуальность, научно-практическое и гуманитарное значение в диссерта-ционой работе поставлена цель- всесторонне осветить историю и культурі племен Амдо в контексте со взаимоотношениями с сопредельными областям Китая и Монголии, с правящими династиями в Пекине.
Цель исследоваия определяет задачи, раскрываемые в 6-ти главах: а) Анализ этногенеза тибетцев, в частности племен Амдо по материала! этнотопонимики; б) Анализ взаимоотношений населения Амдо (амдова) < соседями, в частности с минягами (тангутами Си Ся), разгромленными і 1927 г. монгольскими войсками; в) Определение статуса Амдова в конкретных условиях в разные эпохи, опираясь на династийные хроники наследственных князей Чжонэ; г) Рассмотреть сосуществование различных ре-лигий - буддизма и бонпо, опираясь на тибетские источники;.д) Показаті на основе материалов тибетского йcтoчникav'',Дэтэp-чжaмцo', роль монасты рей - дацанов Амдо, как .в. истОрии^культуры тибетцев северо-восток страны, так и в истории тибётско-монгольских отношений.
Хронологические и территориальные рамки исследования. Они охваты вают период с VII века, с ранней эпохи государственности Тибета, п XIX век, когда владения Амдо находились'в' составе Цинской "(Маньчжуре кой) империи. Географические рамки ограничиваются в основном админист ративными границами Амдо (Куку-нора), северо-востока Тибета.
Методология исследования. Методологической основой исследовани послужили принципы;историзма и объективности.
Методика исследования построена на хронологически последовательно изложении сведений и фактов по истории.'и культуре'Амдо. В основу поло жен системный подход, тщательный отбор материалов и анализ прошлог Амдо.как культурно-исторического феномена в контексте с централь но-азиатской историей.
Научная новизна и практическая значимость. Диссертация представляет собой первую попытку комплексного изучения истории и культуры An до в средневековье. В исследовании'впервые вводятся в научный оборе материалы, содержащиеся в "Дэбтэр-Чжамцо" и других тибетских и мои гольских источниках. Исходя из этих материалов, впервые подробно ана лизируется история монастырей Амдо', деятельность их лам. Автор така впервые вводит в научный оборот материалы дневников бурятского путе шественника - ученого Базар Барадина, содержащих ценные сведения г
историческому прошлому и культурным традициям Амдо.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что факты и выводы, содержащиеся в работе, прилагаемый к ней перевод текстов с тибетского языка могут быть использованы в исследованиях по истории Тибета и стран Центральной Азии, по истории буддийской культуры. Ряд наших работ по теме уже используется востоковедами в исследованиях.
Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах, читаемых в вузах и специальных средних учебных заведениях гуманитарного направления.
Апробация работы. По результатам исследования автором опубликованы две монографии: "Дэбтэр-чжамцо" - источник по истории монголов Ку-ку-нора" (Новосибирск, Сибирское отделение изд-ва "Наука", 1983. Редактор - Ш.Б.Чимитдоржиев), "Очерки истории и культуры Амдо. VII-XIX вв." (Улан-Удэ, 1995. Редактор - Л.Е.Янгутов) и ряд статей в изданиях Бурятии, России и Монголии. Основные положения диссертационной работы изложены в докладах на Международном конгрессе монголоведов (Улан-Батор), на всесозных и всероссийских, региональных и республиканских конференциях и совещаниях (Владимирцовские чтения, Рериховские чтения, Цыбиковские чтения, Базаровские чтения, конференции по истории и культуре монгольских народов...).