Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История формирования военно-теоретической мысли в Древнем Китае Чуев, Николай Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чуев, Николай Иванович. История формирования военно-теоретической мысли в Древнем Китае : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1997.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Научный интерес к истории формирования древнекитайской военной теории вызван рядом взаимосвязанных причин объективного и субъективного характера.

Во-первых, тема исследования важна для обогащения методологии научного познания, и прежде всего - методологии решения одной из глобальных проблем современности, проблемы сохранения мира на Земле. Она обращается к опыту китайской цивилизации, еще недостаточно известному и еще менее используемому у нас. Китайская традиция известна своими разработками методов достижения политических целей преимущественно невоенными средствами. Уяснение их сущности требует выяснения исторических корней данного явления.

Во-вторых, исследуемая проблема актуальна в практико-поли-тическом отношении. Прежде всего - для анализа современных международных отношений.

Китай - это динамично развивающаяся страна, которая решительно выходит на главенствующие позиции в мире. При этом многие возникшие в древности военно-теоретические представления продолжают и в наше время жить в общественном сознании китайского народа, активно влиять на решения его лидеров, а значит, требуют всестороннего изучения, в том числе и в аспекте их появления.

Родившаяся в Китае военная мысль давно распространилась и укоренилась в сопредельных с ним странах, и поэтому сказанное о Китае актуально и для них.

Изучаемая тема имеет непосредственное отношение к современной военной и военно-политической теории, теории геополитики. Из-за невозможности применить на практике накопленные арсеналы оружия массового уничтожения, политики обращают свои взоры к так называемой стратегии непрямых действий, они расширяют сущность войны за счет использования не убивающего оружия и переноса борьбы в нетрадиционные для прошлых войн области - информационную, идеологическую, психологическую и так далее, что позволяет подчинить противника без или почти без боевых действий. Названные взгляды и их теоретические основы впервые были сформулированы именно древнекитайской мыслью, и современные теоретики не оставляют без внимания свой первоисточник.

По сообщениям печати в самом крупном военном конфликте нынешнего десятилетия -в войне в Персидском заливе в январе

1991 года - при планировании и проведении продемонстрировавшей именно такие подходы операции "Буря в пустыне" американское командование опиралось на положения классической китайской военной теории.

В-третьих, тема имеет самостоятельный исторический и культурологический интерес.

Являясь неотъемлемой частью китайской цивилизации, военная сфера занимает в ней важное место. Без научного объяснения многих вопросов военной истории и теории Китая целый ряд экономических, политических, философских и культурологических проблем не может получить адекватного освещения.

Возникновение и развитие военной теории и практики подчинены определенным закономерностям. При разработке данной темы представляется возможность увидеть и китайскую специфику, и то общее, что присуще появлению военно-теоретической мысли в целом, независимо от этнокультурного региона.

Степень научной разработанности проблемы. Первыми исследователями проблемы были основатель китайской истории СымаЦянь1 и комментаторы древнейшего военного трактата "Сунь-цзы"2, сформулировавшие традиционную точку зрения на авторство и датировку военных текстов, считая их созданными в VI-V вв. до н.э. теми людьми, чьи имена они носят. Первыми европейскими научными исследователями были переводчики военных трактатов Л.Джайлс и Н.И.Конрад3, во многом оставшиеся на традиционной для Китая точке зрения. Прямо или косвенно затрагивают военные проблемы и историю военной мысли использованные в диссертации фундаментальные исследования доктрин важнейших философских школ4, хотя некоторые ученые

  1. Сыма Цянь. Историческиезаписки.-М.:Восточнаялитература, 1996.-T.VH.-Гл. 65.-С.48-55.

  2. Сунь-цзы ши цзя чжу ("Сунь-цзы" со сводным комментарием десяти авторов) // Чжу цзы цзи чэн.- Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 1954.- T.6.

  3. Giles L. Sun Tzu. On the Art of War. The Oldest Military Treatise in the World.- L.,1910; Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950; его же: У-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и комментарий- М.: Изд-во восточной литературы, 1958.

  4. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков.- М.: Наука, 1979; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. с кит., вступ, ст. и примеч. В.В .Малявина.- М.: Мысль , 1995; Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. с кит., вступ, ст. и

намеренно исключают их из предмета своего исследования. Сделанные на основе анализа археологического материала важные выводы о развитии военной практики и соответствующих им военных представлений предлагают П.М.Кожин, С.Т.Кожа-нов, С.А.Комиссаров, А.В.Варенов5. К ним близка работа С.А.Школяра6. Для уяснения взаимосвязи военной мысли с важнейшими сферами жизни общества на различных исторических этапах важное методологическое значение имеют оценки древнекитайского общества, отдельных этапов его развития, оценки конкретных древних текстов и древнекитайской мысли в целом в работах ведущих отечественных и зарубежных китаеведов7. На

коммент. Л.С.Переломова.- М.: Наука, 1968; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба.- М., 1993; Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение.- М.: Наука, 1985; Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания,- С.-Пб., 1993; Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политический взгляды Сюнь-цзы (Исследование и перевод).- М.: Наука, 1976; Ян Хин-шун. Древнектиайский философ Лзо-цзы и его учение.- М.-Л.:Изд-во АН СССР, 1950. Кожанов СТ. Некоторые вопросы организации военного дела в Китае конца I тыс. до н.э. // Китай в эпоху древности,- Новосибирск: Наука, 1990.- С.76-87; Кожин П.М. О хронологии иньских памятников Аньяна // Китай в эпоху древности.- Новосибирск: Наука, 1990.-С.45-56; Кожин П.М. Об иньских колесницах // Ранняя этническая история народов Восточной Азии.- М.: Наука, 1977.- С.278-287; Комиссаров С.А. Клад бронзового оружия в Баймяофань // Китай в эпоху древности.- Новосибирск: Наука, 1990.- С.72-75; Комиссаров С.А. Комплекс вооружения древнего Китая. Эпоха поздней бронзы.-Новосибирск: Наука, 1988; Варенов А. В. Реконструкция иньского защитного вооружения и тактики армии по данным оружейных кладов // Китай в эпоху древности.- Новосибирск: Наука, 1990.-С.56-72; Варенов А.В. Китайская манипула иньского времени // Военное дело населения Сибири и Дальнего Востока.- Новосибирск: Наука, 1993.-С.41-64.

Школяр С.А. Китайская доогнестрельная артиллерия (материалы и исследования).-М.: Наука, 1980.

Васильев Л.С. Древний Китай.- М.: Наука, 1995.- Т.1; его же: Проблема генезиса китайской цивилизации,-М.: Наука, 1976; его же: Пролемы генезиса китайского государства.- М.: Наука, 1983; его же: Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета).- М.: Наука, 1989; Го Мо-жо. Эпоха рабовладельческого стороя.- М., 1961; его же: Бронзовый век.- М., 1959; его же: Философы древнего Китая,-М., 1961; КарапетьянцА.М. Формирование системы канонов в Китае // Этническая история народов Вост. и Юго-Вост. Азии в древности и ср. века.- М., 1981;

основании работ В.С.Спирина, А.М.Карапетьянца, А.И.Кобзева для определения критериев при разграничении подходов к военному делу разных философских школ были сделаны выводы из "учения о символах и числах" как формальной методологии древнекитайской философии и науки.

Непосредственно истории военной мысли Китая посвящены работы (или разделы в них) китайских и европейских9 иссле-

Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза.- М.: Наука, 1978; Ли Цзэхоу. Чжунго гудай сысян ши лунь (Очерки по истории древнекитайской мысли).- Пекин, 1986; Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая-М.: Наука, 1981; Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая.- М., 1958; Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy. -Princeton, 1952-1953.-Vol. 1,2; Hsu Cho-yun. Ancient China in Transition: An Analysis of Social Mobility, 722-222 B.C.- Stanford, 1965; Karlgren B. On the Autenticity and Nature of the Tso Chuan.- Goteborg, 1926; Needham J. Science and Civilization in China.- Cambridge, 1956-1959.-Vol.2.

Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов.- M.: Наука, 1976; Карапетьянц А.М. Древнекитайская системология: уровень прото-схем и символов-гуа- М., 1989; его же: Древнекитайская системология: генеральная схема и приложения.-М., 1990; Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии.-М.: Наука, 1994.

Гуань Фэн. Сунь-цзы цзюньши чжзсюз сысян яньцзю (Исследование военно-философских идей Сунь-цзы).- Ухань, 1958; Дун Чжисинь. Сунь-цзы Кун-цзы чжаньчжэн гуань бицзяо (Сравнение военных взглядов Сунь-цзы и Конфуция) // Сунь-цзы сюэкань.- Цзинань, 1992,-№2,3; Хуан Инсюй. Лао-цзы дэ чжаньчжэн чжэсюэ (Военная философия Лао-цзы) // Чжунго цзюньши кэсюэ.- Пекин, 1995,- №1.-С.125-130; Цзюньши кэсюэ гайлунь (Краткий очерк военной науки).-Пекин, 1994; Цзюньши бяньчжэнфа сысян ши (История диалектической мысли в военном деле).- Пекин, 1989; Ци Сыхэ. Сунь-цзы чжуцзо шидай као (Время создания трактата "Сунь-цзы") // Яньцзин сюэбао.- 1939.- №26.- С.175-190; Чжан Вэньму. Сунь-цзы цзе гу (Толкование текста "Сунь-цзы").- Пекин, 1987; Чжан Сунчжи. Бинцзя вэньхуа юй жуцзя бин вэньхуа (Культура школы бин цзя и военная культура конфуцианства) // Сунь-цзы сюэкань.- Цзинань, 1992.- №1.- С.11-18; Чжунго цзюньши сысян ши (История китайской военной мысли).- Тайбэй, 1968; Чжунго цзюньши ши (История военного дела в Китае).- Пекин, 1983;Чжунго цзюньши ши люэ (Краткий очерк истории военного дела Китая).- Пекин, 1992.- T.1.-С.1-207; Чэн Янь. Цзянь лунь Сунь-цзы цзай сянь-Цинь чжэсюэ ситун чжун дэ дивэй (О месте Сунь-цзы в доциньской философской системе) // Сунь-цзы сюэкань.- Цзинань, 1992.- №1; Franke Н. Siege and Defense of Towns in Medieval China II Chinese Ways in Warfare,-

дователеи. Важные выводы М.Льюиса о влиянии ритуала и норм культа предков на характер представлений древних китайцев о войне, мире, армии в значительной степени помогли вычленить этапы становления и развития древнекитайской военной мысли. Н.И.Конрад в названных выше работах наряду с переводом создал исследование доктрины военных трактатов и их эпохи, многие положения которых актуальны до сих пор. Проблему авторства и датировки древнейшего трактата подверг исследованию Е.П.Си-ницын10. Традиционные представления китайцев о возникновении и развитии военного дела и военных теорий дал военный историк Г.Н.Караев11.

Для изучения истории возникновения военной мысли было важно глубокое уяснение положений военных трактатов, особенно раскрываемое применением их в политической практике работами отечественных и зарубежных авторов12, среди которых выделяется серия статей О.В.Зотова.

Cambridge, Mass., 1974; Kierman F. Phases and Modes of Combat in Early China// Chinese Ways in Warfare.-Cambridge, Mass., 1974; Lewis M.E. Sanctioned Violence in Early China.- N.Y., Albany, 1990; The Seven Military Classics of Ancient China / Transl. and comment by R. D.Sawyer,-Boulder etc, 1993; Needham J. and Yates R. Science and Civilization in China.- Cambridge, 1994.- Vol. 5.- Part VI "Military Technology: Missiles and Sieges".

Синицын Е.П. Об авторстве и датировке трактата "Сунь-цзы" // Народы Азии и Африки.- М., 1964,- №4.- С.97-103. Караев Г.Н. Военное искусство древнего Китая,- М.: Воениздат, 1959. Бокщанин А.А О средневековой китайской стратегии и тактике на примере войны Цзиннань (1399-1402 гг.) // Китай: общество и государство.- М.: Наука, 1973; Васильев КВ. "Планы сражающихся царств" (исследование и перевод).- М.: Наука, 1968; Зотов О.В. Сунь-цзы и Клаузевиц: парадоксы различия // XVII научная конференция "Общество и государство в Китае".- М., 1986.- 4.2; его же: Чем объяснялось "слабое управление варварами" //XIX НКОГК.-М., 1988.- 4.2; его же: "Цзими" и "сюанье" (О цинской геополитике в Центральной Азии) // XX НК ОГК.- М., 1989.- 4.2; его же: Учение Сунь-цзы и война в пятом измерении (к вопросу о демистификации теорий геополитики) // Проблемы военной истории народов Востока.- Л., 1990; его же: О логике и структуре трактата Сунь-цзы // XXV НК ОГК- М., 1994; его же: Идеи Сунь-цзы, принципы Тамерлана // XXVI НК ОГК,- М., 1995; Лапина З.Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае.- М.: Наука, 1985; ее же: Традиционные политические доктрины Китая и военная мысль средневековья // Китай: государство и общество.- М.: Наука, 1977; Лобов В.Н. Военная хитрость в истории войн.- М.: Воениздат, 1988;

При оценке места древнекитайской военной теории в современной военной науке и политике автор опирался на ряд соответствующих специальных работ13 и анализ современной китайской и японской военной доктрины14.

Из анализа изученности проблемы можно сделать выводы:

- Несмотря на обширность литературы, посвященной военной мысли древнего Китая, в ней практически отсутствуют работы обобщающего характера, увязывающие возникновение' военной теории с процессами развития различных сфер жизни древнекитайского общества, показывающие целостную картину взаимосвязей взглядов военной школы и других школ общественно-политической мысли периода Чжаньго (V-III вв. до н.э.).

-Сдругой стороны, появившиеся за последниедесятилетия многочисленные глубокие исследования по древней истории и общественно-политической мысли Китая создают благоприятные предпосылки для изучения истории формирования военной мысли.

В связи с этим возникает потребность комплексно рассмотреть объективные (материальные) и субъективные (духовные) условия,

его же: Сунь-цзы и военная хитрость // Вестник АН Казахской ССР.-Алма-Ата, 1987.- №1; Мясников B.C. Империя Цин и Русское государство в XVII в.- Хабаровск, 1987; Фомина Н.И. Роль традиций в формах и методах антицинской борьбы на юго-востоке Китая (середина XVII в.) // Роль традиций в истории и культуре Китая.- М.: Наука, 1972; Bloodworth D. The Cinese Machiavelli.- N.Y., 1976; McNaughton W. Guerrilla War: Mao Tse-tung, Che Guevara, Sun Tzu, Chuko Liang.- Ohio, Oberlin, 1970.

із Борчев M.A. О теории военного искусства II Военная мысль.-1994.-№9.- С.41-49; Военная наука /Теоретический труд.- М.: ВА ГШ, 1992; Гареев М.А. "Если завтра война?.." (Что изменится в характере вооруженной борьбы в ближайшие 20-25 лет).- М.:"ВлаДар", 1995; его же: Методологические проблемы военных наук // Военная мысль.-1994.- №8.- С.40-54;Говард М. Большая стратегия / Пер. с англ.- М.: Воениздат, 1980; Категории, законы и методы военной науки / Теоретический труд.- М.: ВА ГШ, 1996; Лиддел Гарт Б.Х. Стратегия непрямых действий / Пер. с англ.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957; Эволюция военного искусства: Этапы, тенденции, принципы / В.В.Ларионов, НААнтонов, И.Я.Выродов и др; под ред. Ф.Ф.Гайворонского.- М.: Воениздат, 1987.

14 Стефашин В.В. Современная военная доктрина Китая // Военная мысль.-1993.- №1.- С.62-68; его же: Основы современной военной доктрины Японии // Военная мысль.- 1993.- №11.- С.75-80; его же: Эволюция военной стратегии Китая // Военная мысль.-1994.- №3.-С.72-79; Международная безопасность и разоружение / Ежегодник СИПРИ 1994.- М.: Наука, 1994.

в которых формировалась военно-теоретическая мысль древнего Китая, а также проследить взаимовлияние военной школы и основных школ общественно-политической мысли периода Чжаньго.

Был избран такой подход к отбору источников, который не ограничивается одними военными произведениями. К первой группе источников относятся сами тексты военно-теоретических произведений, собранные в "Военный канон в семи книгах"15, комментаторская литература к " 'Сунь-цзы' со сводным комментарием десяти авторов"15, отрывки ныне утраченных древних военных сочинений, сохраненные в энциклопедиях17, библиографическая глава "Истории [ранней] Хань"18.

Другой группой источников является каноническая и историческая литература доциньского периода и ранней Хань19. Важнейшим источником послужили произведения главных общественно-политических и философских школ древности20.

15 Сун бэнь у цзин ци шу (Военный канон в семи книгах по сунскому

изданию).-Тайбэй, 1974. 15 Сунь-цзы ши цзя чжу ("Сунь-цзы" со сводным комментарием десяти

авторов) // Чжу цзы цзи чэн.- Пекин, 1954.- Т.6.

  1. Ду Ю. Тун дянь (Всеобщий свод).- Ханьчжоу: б.г.- Бин чжи бу (Военный раздел); Тай-пин юй лань (Высочайше просмотренная [энциклопедия, составленная в годы] Тай-пин [син-го]) / Сост. и ред. Ли Фан,-Пекин, 1960.

  2. Бань Гу. Хань шу И вэнь чжи (Библиографический раздел Истории династии Хань).- Шанхай, 1957; Гу Ши. Хань шу И вэнь чжи цзяншу (Заметки и комментарии к библиографическому разделу "Истории династии Хань").- Шанхай, 1927.

  3. Ши цзин. Книга песен и гимнов. Пер. с кит. А.Штукина.- М., 1987; Шу цзин (Канон писаний) // Legge J., trans. The Chinese Classics. In Five Volumes.- Hongkong, 1960.- Vol. Ill; И цзин II Щуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен".- М.: Наука, 1993; Ли цзи цзицзе ("Записи о нормах поведения" со сводными комментариями).-Шанхай, 1936; Чунь цю. Цзо чжуань II Legge J., trans. The Chinese Classics. In Seven Volumes.- Hongkong, London, 1872.- Vol. V; Го юй (Речи царств) I Пер. с кит., вступ, и примеч. В.С.Таскина.- М.: Наука, 1987; Сыма Цянь. Исторические записки.- М.,1972-1996.- Т.1-7; Чжу шу цзи нянь (Бамбуковая летопись) // Legge J., trans. The Chinese Classics.ln Five Volumes.- Hongkong, 1960.-Vol.III.

  4. Лунь юй (Суждения и беседы) // Чжу цзы чзи чэн,- Пекин, 1954.- Т1; Мо-цзы // ЧЦЦЧ.- Т.4; Чжуан-цзы // ЧЦЦЧ,- Т.З; Ле-цзы // ЧЦЦЧ,- Т.З; Дао дэ цзин // ЧЦЦЧ.- Т.З; Мэн-цзы // ЧЦЦЧ.- Т.1; Сюнь-цзы // ЧЦЦЧ.-Т.2;Хань Фэй-цзы // ЧЦЦЧ.- Т.5; Шан цзюнь шу // ЧЦЦЧ,-Т.5.

Самостоятельную группу источников составили материалы археологических исследований и их интерпретация21.

В процессе работы над темой были комплексно использованы различные методы исследования. Однако в силу особенностей проблемы основным был избран исторический анализ зароде-ния древнекитайской военно-теоретической мысли. Содержание исторического анализа предполагает рассматривать явление, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, как органическое целое, как систему; во-вторых, с точки зрения процесса, то есть следующих во времени друг за другом совокупностей исторических связей и зависимостей его внутренних составляющих; в-третьих, с точки зрения выявления и фиксирования качественных изменений в его структуре в целом; в-четвертых, с точки зрения раскрытия закономерностей его развития, законов перехода из одного исторического состояния, характеризующегося одной структурой, в другое историческое состояние, характеризующееся другой структурой.

Объектом исследования является общественно-политическая мысль древнего Китая.

Предметом исследования выступает процесс формирования военно-теоретической мысли в древнем Китае.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования состояла в изучении истории процесса формирования военной теории в древнем Китае. Конкретными задачами были следующие:

проанализировать объективные и субъективные условия появления военной теории в древнем Китае;

выяснить специфику процесса возникновения китайской во-ено-теоретической мысли;

- раскрыть содержание различных направлений военно-
теоретической мысли;

21 Го Можо. Хоума мэншу шитань (Попытка изучения надписей соглашений в Хоума) // Вэньу.- Пекин, 1966.- №2; его же: Чуту вэньу эр сань ши: синь чу Хоума мэншу шивэнь (Толкование вновь извлеченных текстов соглашений в Хоума) // Вэньу.- Пекин, 1972.-№3; Иньцюэшань хань му чжу цзянь Сунь-цзы бин фа ("Военное искусство" Сунь-цзы на бамбуковых планках из ханьской могилы Иньцюэшань).- Пекин, 1976; Сунь Бинь. Сунь Бинь бин фа чжу и (Трактат Сунь Биня о военном искусстве. Комментарий и перевод).-Пекин, 19S6; Чэнь Мэнцзя. Иньсюй буцы цзуншу (Свод сведений о надписях на иньскихгадательных костях). - Пекин, 1956.

проследить эволюцию представлений о войне на различных этапах древнекитайской истории;

проанализировать становление взглядов особой военной школы бин цзя;

показать влияние традиционных китайских военных воззрений на современные проблемы войны и мира.

Научная новизна исследования заключается в предпринятом комплексном изучении истории формирования военно-теоретической мысли древнего Китая, обобщающем результаты как специально посвященных военной проблематике работ, таки фундаментальных исследований древнекитайской истории и общественно-политической мысли (в целом и отдельных ее направлений), а также привлекающем весь доступный круг письменных и археологических источников и их интерпретаций.

Более конкретно научная новизна выражается в следующем:

раскрыта специфика процесса возникновения древнекитайской военно-теоретической мысли на основе анализа объективных и субъективных условий ее появления;

показана эволюция представлений о войне в различные периоды доциньской истории Китая;

проанализировано становление взглядов самостоятельной военной школы бин цзя;

показано влияние традиционных китайских военных воззрений на современную политическую и военную мысль;

показана роль военной практики и военной мысли в формировании основ самой традиционной китайской культуры.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической основой исследования послужили новейшие достижения отечественной и зарубежной науки в раскрытии процесса становления древнекитайского государства, содержания его этапов, изменений в различных сферах жизни общества. Методологическую основу работы составили системный подход, принципы сравнительного исторического анализа, конкретности и историко-логический принцип. Использовался также метод структурного анализа древнекитайских текстов.