Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая эволюция традиционной политической культуры кхмеров и её роль в развитии современного камбоджийского общества (50-70-е гг. ХХ века) Бектимирова, Надежда Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бектимирова, Надежда Николаевна. Историческая эволюция традиционной политической культуры кхмеров и её роль в развитии современного камбоджийского общества (50-70-е гг. ХХ века) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1993.- 44 с.: ил.

Введение к работе

В послевоенной исгории Камбоджи было немало неожидан-ных доворогов. Являя собой в течение почги двух десятилетий "базис мира и стабильности", страну . не знавшую продовольственной проблемы и серьезных социальншс взрывов, Камбоджа вдруг ужаснула мир небывало жестокими формами геноцида собственного народа,предстала страной, истерзанной многолетней гражданской войной, разделенной враждебными группировками, консенсуса между которыми не удавалось достичь в течение десятилетия. Реставрация монархии, принятие новой конституции, завершение миротворческой миссии ООН знаменовало собой очередной новый поворот в истории Камбоджи.

Ученые постоянно ошибались в своих оценках, как правило , шли вслед за событиями, поспешно анализируя их предысторию,чтобы затем, оказавшись в тупике после очередной "неожиданности", начать все сначала. Попытки рассмотреть все происходящее в Камбодже без учета специфики страны, сквозь призму западной системы ценностных ориентиров, через язык иной цивилизации приводили лишь к появлению поверхностных интерпретаций камбоджийской исгории, которые не давали возможности адекватно воспринимать те или иные ообытия прошлого и настоящего.

Историю Камбоджи в послевоенный период, совр^ленные политические проблемы, особенно иотокд и генезис десятилетнего внутреннего конфликта, сопровождавшегося гражданской войной, нельзя понять без учеса цивилизационных особенностей общества, без анализа специфики"его политической культуры. В связи о этим встает необходимость изучения традиционной политической культуры кхмеров в контексте современных политических событий в-Камбодже, чтобы без излишней идеологизации рассмотреть послевоенную историю страны о объективных, реалистических позиций» что и обусловливает актуальность данного исследования.

Цели и задачи исследования. Главной задачей диссегацион-ной работы является исследование традиционной политической культуры кхмеров, ее исторической эволюции и влияния на политические процессы в Камбодже после получения независимости в 50-70-е годы. К числу конкретных задач работы относятся следующие:

выявление особенностей формирования градационной долитяческой кульгуры кхмеров,

определение "ядра" политической кульгуры я анализ ее "базовых культурных тем", включая представления о власти, монархии и чиновничестве,

рассмогрение религиозной системы в контексте политической культуры как ее основополагающего базиса,

исследование анимистических веровании, в частности, культа "неак-га" и его взаимосвязи со структурами власти,

определение социо-полигических установок и ориентации на локальном уровне,

рассмотрение некоторых социопсихологических черт кхмеров, во многом определяющих тип их политического поведения,

анализ влияния колониального фактора на традиционную политическую культуру,

анализ политического развития Камбоджи в 50-70-е годы с точки зрения воспроизводства основных культурных тем традиционной политической кульгуры. Особое внимание уделено проблемам партийных структур, парламентской систеш, концепции "кхмерского буддийского социализма", института политического лидера,

определение этапов и путей формировааия современной политической кульгуры Камбодаи.

Выбор данного периода, совпадающего с правлением Нородома Сианука (1953-1970 гг.) обусловлен тем, что именно в эти года шел активный процесс формирования политической современной культуры Камбоджи. Не случайно политический и духовный климат того времени явился питательной средой для зарождения политической элиты постсиануковской Камбодаи. Логическим итогом процесса, берущего начало в те годы, стало возвращение на политический олимл Н.Сяанука в качестве монарха - символа и живого воплощения традиционной политической культуры кхмеров. В современную политическую кизнь.Камбодаи вовврадаюЕся нз только государственные деятели 50-70-х годов, но д отчасти политические программы, концепции и идеи тех лег.

' Научная новизна. Настоящая диссертация представляет собой первое комплексное исследование как в отечественной, гак и в мировой кхмерологии граіционной политической кульгуры и ее эволюции. Автор проводит анализ политической кульгуры путем

определения ее ядра и базовых культурній гем, охватывающих , в часгносги, представления о власти, монархии, чиновничестве. В свете политической кульгуры впервые исследуются анимистические верования, в часгносги, культ "неак-га". Раскрывается механизм снижения конфликтности в обществе через культ "неак-га", его взаимосвязь со структурами власги, особенно институтом монархии. Впервые дана развернутая характеристика социо-лсихологиче-ских черт кхмеров, во многом определяющих гил политического поведения, а гакяе исследование моделей политического поведения на локальном уровне.

При анализе влияния колониального фактора на традиционную политическую культуру кхмеров автор работы пришел к ряду новых выводов и обобщений. Так, в часгносги, доказано, чго в годы протектората значительно усилилась символическая роль монарха, преобладающая в кхмерской концепции власги, чго позволило избежать "мировоззренческого кризиса" основной массы населения и явилось важнейшим фактором формирования современной политической, кульгуры в посгколониальннй период.

В огличие ог предыдущих исследований, анализ новейшей истории Камбоджи, опираюацгіїся на познание политической кульгуры как традиционной, гак и современной, приобретает дополнительную внутреннюю логику и убедительную.мотивацию.

Методологической основой исследования явилось использование цивилизационного и формационного подходов на основе признания многообразия форм или илюралисгичАосги всемирной истории и неисчерпаемости цивилизационной самобытности.

В практическом плане материалы диссертации могуг быть использованы:

в преподавательской деятельности при подготовке лекционных курсов по истории, политологии, религии Камбоджи, а также при составлении общих лекционных курсов по политологии и культурологии стран Индокитая и Юго-Восгочной Азии;

могу*: стать основой для написания учебников, учебных пособий, справочных и энциклопедических изданий;

практическими организациями, согрудничаюцими с Камбоджей, для прогнозирования на научной почве хода развития политических событий в этой стране.

Апробация диссертационной работы, основные положения и выводы работы диссертационной опубликованы в монографиях и ряде научных статей. Диссертация обсуждалась на кафедре политологии

Востока Института стран Азии и Африки при МГУ- Ее отдельные положения и части были изложены в докладах автора на различных конференциях и симпозиумах, в том числе: Всесоюзной буддологи-ческой конференции в I9B7 г., Москва; 1-м советско-французском симпозиуме по Юго-Восточной Азии 1989 г., Москва; П-м советско-французском симпозиуме ло Юго-Восточной Азия, 1991, Парик; Международной конференции по Индокитаю, 1991 , Москва; Ломоносовских чтениях, 1993, Москва.

Теоретические разработки западных ученых шестидесятых годов придали проблематике политической, культуры серьезное звучание в современной социологии политических отношений. Пионером в этой области считается Г.Алмонд, влервые сформулировавший основные положения концепции "политической культуры", которые получили дальнейшее развитие в работах С.Вербы, Л.Пая, Е.Еяг-ра, С.Зйзенштадга и др. Сторонники школы Г.Алмонда интерпретировали политическую культуру как культуру политического сознания,культуру политической психологии, г.е.скорее как явление психологического порядка. В бихевиористской теории, как правило, принимались за исходное начало внутренние мотивации, а характер социальных структур и политико-исторических факторов оставался без должного внимания.

Этот недостаток был в значительной мере устранен в работе Л.Пая, написанной два десятилетия спустя, посвященной отдельным проблемам политической культуры ША. Анализ в ней начинается с основополагающего вопроса - концепции власти в традиционных обществах ША и не ограничивается аспектами политического сознания, но затрагивает и образцы политического поведения. Свидетельством продуктивности такого подхода к изучению традиционной политической культуры стран Индокитая стали работы С.Тамбая, разрабатывавшего тему буддийской политической культуры.

В российской науке политической культурой стали заниматься в начале 80-х годов. В этот период была опубликована серия статей, связанных,главным образом,с теоретической постановкой проблемы. В середине 80-х годов и особенно в начале 90-х годов появился целый ряд работ, в которых наметилось два направления; первое - использование различных аспектов политической культу-

ііі при рассмотрении страноведческой проблематике, как правило, вносящейся к политически:,! процессам и политической системе. Згороо направление представлено работами, посвященными специально политической культуре стран Востока, как традиционной, гак и современной, данная тематика освещена в монографиях и згагьях Б.И.Корнева, А.Б.Зубова, А.С.Агадаавлна, Л. Н. Тайваня, І.Г.Словесной, Л.Е.Куббеля, Н.А.Симонии, Г.Г.Бавдиленко и др. 'ели по политической культуре соседних стран- Таиланда, Бирмы, и'чаотп Лаоса за последнее десятилетие появилось немало иссле-юваний, то по политической культуре Камбоджи ни в российской, м в западной науке до сих пор не выпущено ни одной работы. Не-і^змояность привлечь для решения задачи опыт, наработанный пред-ївсгвенндками, поставила автора перед не обходил остью ознакомлена с шярокш,! кругом трудов из различных областей: истории, жояомики, религия, этнографии, кхмерской классической лигера-уры. ііричеп часть ее, не представляя особого интереса с точки ! роняя наличия фактического материала для непосредственного исследования, оказатась поистине бесценным источником пос гиже-и!Л духовного мира кхмеров, специфики кхмерского национального слракгара, ощущения атмосферы кхмерского общества прошлых веков.

Первоисточниками для написания разделов по традиционной юллтической культуре послужили:

королевские хроники "Понгсавода";

средневековые гьбапы;

свод кхмерских законов ХУЛ в.;

произведения кхмерской классической литературы:" Риемке", 'Священная песнь Сакава", поэма "Какей".

Особенно широко использовались хроники, посвященные перио-ly 1594-1677 гг. в переводе Мак Пхына, "Легендарные хроники" в -го же переводе и "Хроники о правлении Понья Яга до взятия Ло-іека" в переводе Кхин Сока х. Бследсгвие многократного перепи-лния хроники содержат немало разночтений как в датировках,гак в деталях описания событий. Однако, для данной работы это не ' Г-;вк Phoeun. „hronicues royules du Go-ibodpe t de I? "4 в 1677) p TiTOj.iv'e-, "'--oriqnfR ro-Plris cu .:.а^о~-є (des oricines le-peAdPiresjusqu'a Рвгвиогв'зя-П, Р.,І"№; Khin Sok. Les Chro-niques royoles du CBmbodre (Tie ІШІЛ YAT ,1usqu'a le prise de

ілпуш:).' p., 1075.

имело принципиального значения, потому чго нао лагересовали не столько факты, сколько ценностные ориентации, как самого монарха, гак и королевских чиновников по отношению к сюзерену. Хроники оказались особенно ценным источником по исследованию куль-га "неак-га".

Базой для написания раздела о монархии в свете политической культуры явились прежде всего средневековые гьбапы х ("правила поведения", "поучения"), написанные в поэтической форме сборники советов и правил морали, адресованные- различным слоям общества - правителям, сановникамj монархам , мужчинам, женщинам. Помимо проповеди буддийской морали они содержат конкретные со- вегы, соответствующие определенному статусу читателя. Причем религиозные и моральные принципы, проповедовавшиеся в них,продолжали широко использоваться в учебных пособиях вплогь до 70-х годов нашего века. Особое внимание было уделено, пожалуй, самому известному в Камбодже гьбапу "Трей Ниеги", написанному королевским гуру в ХТП веке для воспитания королевских детей. Грей Ниеги - это правила поведения монарха и его взаимоотношений с королевскими чиновниками.

Важным источником для данной работы послужил свод кхмерских законов, переведенных на французский язык и изданных в конце прошлого века А.Леклером**. Важное значение имел анализ "Крам преах реагеа прапдапхисек" ("Закон о коронации, о посвящении в государи"), "Крам реатьниеги сагх" ("Закон об искусстве управления") и "Крам срок" ("Закон страны").

Общее представление о ценностных ориенгациях кхмерского общества дает знакомство с произведениями кхмерской классической литературы - эпосом "Риемке", поэмой Анг Дуонга "Какей" и др. Особенно следует выделить "священную песнь Сакава" ххх, написанную в 1932 г. королем Монивонгом, специальные, стихотворные песнопения, исполнявшиеся самим монархом по случаю праздника

род и поклонения Дуне. Она фактически в сжатой форме содержала S.Pou, rh.Jenner. i,es СРАР'ou "Codes de Conduite" Khmers. -EEFEO.Vol.lXX.P. ,1981. ** A.Leclere. Les Codes Carabodpiens. P.,1898, Vol.1.

***Бавб оиак Сакава. Іінсшшиь, 1Ь70.

зод нормативных установок в отношении короля, королевской сго-щн, подданных. Особое значение имеет юг факт, что Песнь Сака-а была создана в первые десятилетия нашего века, что дало воз-жносгв провести сравнительный анализ ценностных ориентации и лановок новейшего времени и концепции, почерпнутых из источ-шов прошлых веков.

фундаментальными работами по истории и религии Камбодаи )гаюгся монографии французских авторов колониального периода, гасгящих знатоков и ценителей кхмерской цивилизации - А.Лек-іра, Э. Змонье и Ж.Мура х. В их работах затрагивается широкий мплеко проблем, связанных с организацией королевской власти,, юбенносгями дворцовой культово-религиозной практики, работой мянисгративного аппарата, функционироваием буддийской санг-: и др.

Значительный интерес для исследования традиционной долиги-ской культуры кхмеров представляют работы Э.Поре-Маслеро, Бизо, Г.Маргель, М.Эбихарн, А.Форе, С.Цу. Кинг Хок Ди, К.Бхаг-чарья, Ж.Дельвера, Ф.Маргини, Ж.Седеса, с.Сахая, С.Твери, Чендлера и др.

Из российских исследований в той или иной степени соприка-ющихся с темой диссертации, следует выделить груды Д.В.Деопи-, Ю.П.Деменгьева, Л.Д.Спекгорова, Ю.М.Осшова, И.Н.Шмелевой.

Первоисточниками для написания разделов по современной мтической культура послужили:

кхмерская пресса как франко-, гак и кхмероязичная периода -х - 70-х годов. Особую ценность в этом плане представляют эгийнне газеты демократов, либералов, группы "Прачеачуниконца -50-х годов, очень редко использовавшиеся в научных исоледо-1иях и полученные автором во время научной командировки, из агаов Камбоджи;

стенограммы заседаний кхмерского парламента - Националь-ю собрания, также до последнего времени не введенные в науч-; оборот;

- речи и заявления руководителей сангкума и членов прави-
ьсгва; программные документы Сангкума и матери.?лы Националь-

i.Leclere. P.ecberchea sur le droit; public des Cambodgiens. P., [898; Idem. i,e Bouddhisme au Conbodge. P.,1899; J.Moura. Le iovaume du ОamDodge, P., 1885; ь. Aymonier.notice sur le Uam-30dge. P., IB'/!?; idem. Le Csmbodge. Vol. 1-3, i'. , ІпЯО.

ного конгресса.

Среди западных монографий по сиануковскому периоду, в гой или иной сгепени использованных в работе, следует огмегигь книги таких авгоров, как ф.Прешец, Г.Гур, М.Викерря, М.Осборн, М.Дейфер, Р.Смлг, Ш.Мейер, А.Тонг, В.Вильмот и др. Все эги работы появились, как правило, в конце 60-х - первой половине 70-х годов и представляют собой в целом достаточно полный и в определенной степени критический анализ режима Н.Сианука, однако отнюдь не в русле градационной политической культуры. Среди работ последнего пятилетия следует выделить исследования Б.Кьернана и Г. Мартин...

Среди российских авгоров по проблемам истории, культуры, этнографии сиануковского периода писали: Ю;Деменгьев, М.Исаев Е.Кобелев, И.Косиков, А.Мещеряков, Д.Мосяков, Ю.Овсянников, Г.Сочевко и др.