Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламская пропаганда среди населения мусульманских регионов СССР, 1979-1991 гг. : Исторический анализ Федоткин, Максим Юрьевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федоткин, Максим Юрьевич. Исламская пропаганда среди населения мусульманских регионов СССР, 1979-1991 гг. : Исторический анализ : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/267-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Развитие теории исламской пропаганды в 70-80-е годы XX века 30

1 Эволюция взглядов на пропаганду ислама в странах мусульманского Востока 31

2 Западные концепции использования исламского фактора во внешнеполитической пропаганде 56

Глава 2 Ведение исламской пропаганды среди населения мусульманских регионов СССР 74

1 Организация, основные формы и методы исламской пропаганды среди мусульман Средней Азии и Казахстана 75

2 Особенности содержания исламской пропаганды среди мусульман СССР 98

3 Влияние исламской пропаганды на процесс политизации ислама в общественной жизни мусульман Средней Азии и Казахстана 124

Заключение 158

Источники и литература 171

Приложения 188

Введение к работе

В современном мире значительным фактором, оказывающим воздействие на формирование международной обстановки, является ислам. С распадом СССР заметно возросло влияние ислама в среднеазиатском регионе. Благоприятные условия для распространения ислама в Средней Азии и Казахстане в начале 90-х гг. XX века во многом были связаны с отказом от жесткой атеистической политики советского руководства, ко» торая проводилась вопреки религиозным традициям, присущим населению этого региона. В то же время республики бывшего СССР в 'своем желании возродить религиозные ценности вынуждены были объективно ориентироваться на зарубежные страны, где эти традиции поддерживались. Исламские страны в свою очередь стремились использовать выгодную для них ситуацию для укрепления своих политических позиций в регионе, используя весь потенциал форм и методов по раеггростране-иню исламской идеологии, накопленный в 70-80-е гг. XX века.

Актуальность исследования обусловлена:

во-первых, возрастанием роли мусульманского Востока в международных отношениях на современном этапе, усилением влияния ислама на общественную и политическую жизнь населения России и республик СНГ;

во-вторых, необходимостью глубокого научного осмысления изменений в теории исламской пропаганды зарубежных государств в конце 70-х - начале 90-х годов XX века;

«-третьих, спецификой рассматриваемого периода, для которого было характерно ведение исламской пропаганды среди населения СССР в различных условиях складывавшейся международной обстановки как со стороны исламских, так н со стороны западных стран;

в-четвертых, необходимостью учета содержательных аспектов пропагандистского воздействия на мусульман СССР при нейтрализации тезисов и аргументов исламской пропаганды дестабилизирующего характера в современный период.

Географическая область исследования охватывает мусульманские регионы СССР, чье население идентифицировало свою принадлежность к исламской культуре и вероисповеданию, а именно республики Средней Азии и Казахстан. Для обозначения республик Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан автором использовался как традиционный для отечественной историографии термин "Средняя Азия и Казахстан", так и получивший распространение в новейшей истории

2 термин "Центральная Азия" '. Применимо к географическому пространству, в пределах которого расположены современные государства Казахстан, Кыргызстан. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан понятия "Центральная Азия" и "Средняя Азия" тождественны.

За рамками исследования автор оставил вопросы ведения исламской пропаганды среди мусульман Российской Федерации (в частности мусульман Поволжья и Сибири), а также населения кавказского региона.

Выбор хронологических рамок исследования обусловлен, с одной стороны, вводом советских войск в Афганистан в 1979 г., что привело к активизации исламской пропаганды зарубежными странами среди населения Средней Азии, а с другой - распадом Советского Союза во второй половине 1991 года.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение автором научной и публицистической литературы по теме диссертации показало, что исследователи рассматривали вопросы, связанные с деятельностью зарубежных стран, государственных и специальных органов по организации н ведению исламской пропаганды. Это дало возможность выделить и охарактеризовать основные периоды развития отечественной и зарубежной историографии данной проблемы.

« Отечественная историография подразделяется на три основных периода, для каждого из которых характерны свои специфические особенности отражения исследуемой темы.

Первый период включает в себя совокупность исследований, проводившихся в СССР с 1979 г. до середины 80-х гг., и характеризуется прежде всего необходимостью решения руководством страны обострившихся международных проблем, которые потребовали изменения отношения к исламскому миру и, в частности, к самому исламу, проявившему себя в некоторых странах мощной политической силон.

В этот период существенно расширилась тематика исследований общего религиоведческого характера, в которых ислам рассматривался как система, с присущими ей элементами - религиозным сознанием, деятельностью, институтами и организациями и т.п. В увеличившемся объеме научных публикаций выделились два направления: изучение про-дессов, происходящих на зарубежном мусульманском Востоке и исследование роли ислама в регионах его традиционного распространения в СССР, в развитии которых ведущую роль играли такие ученые как

1 В соответствии с соглашением, подписанный главами бывших среднеазиатских республик СССР в ходе Ташкентской встречи на высшем уровне в январе 1993 г., к Центральной Азии отнесены Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркиенистаи и Узбекистан. - Прим. автора.

з А.Ахмедов, А.И.Ионова, Р.Г.Ланда, М.Б.Пиотровский, А.В.Сагадеев, М.Т. Степанянц ' и др. Необходимо отметить, что активизировавшаяся исследовательская деятельность во многом базировались на уже имевшихся к тому времени научных разработках Н.Аширова, Л.Р.Гордон-Полонской, Г.МКеримова2 и др.

В рассматриваемый период началось исследование проблем, непосредственно касавшихся отдельных аспектов темы диссертации: изучалась деятельность внешнеполитических органов исламских стран, международных исламских организаций и отдельных идеологов 3; появились первые работы, затрагивавшие вопросы использования ислама Западом в идеологическом противостоянии с Советским Союзом 4. В то же время упоминания о конкретных зарубежных программах по распространению исламской идеологии были редки, а большинство исследований несло на себе отпечаток своего времени.

Второй период (с середины 80-х гг. по август 1991 г.) характеризуется переменами в политической жизни страны, которые привели к либерализации в области идеологии, что не могло не сказаться и if» расширении диапазона исторических исследований.

В рассматриваемый период нродоігжилось изучение основных аспектов исламской идеологии. Авторы уделяли внимание исследованию как политических, правовых, нравственных и религиозных основ ислама, так и практической деятельности отдельных исламских идеологов, ис-

' См.: Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М, 1985 240 с; Монета А.И. Ислам а Юго-Восгочной Азии. Проблемы современной идейной эволюции. М., 1981. 264 с; Ланда Р.Г. Актуальные проблемы идеологии и культуры стран Востока. М., 1982. 175 с; Сагадеев А.В. Ислам и политика в зарубежных странах Востока. М., 1981. 64 с; Степанянц М Т Мусульманские концепции в философии и политике (Х1Х-ХХ вв.) М., 1982. 248с; и др.

2 См.: Аширов Н. Эволюция ислама в СССР М., 1972. 152 с, Гордон-Полонская Л Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана. М., 1963. 326 с; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. 223 с;

1 См : Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985. 230 с; Москаленко В.Н. Внешняя политика Пакистана ( формирование и основные этапы эволюции). М., 1984. 232 с; Полонска* Л.Р., Вафа А.Х. Восток. Идеи и идеологи - М., 1982 256 с; Борисов Л.Б. Организация исламская конференция, политические аспекты деятельности /,' Народы Азии и Африки. 1983. № 4. С. 101-107; и др.

4 См.: Абдуллоев Ш "Культурная" экспансия Запада и ислам. М. 1983. Вып 31 С 163-176; Алискеров И Ш. "Исламский фактор" в подрывной стратегии империализма и реакции. М., 1984. 53 с. Ислам и современная идеологическая борьба // Редколл.: Ва-габов М.В. (гл.ред ) и др. Махачкала, 1985. 152 с; и др.

ламских организаций . Значительному обогащению знаний по идеологии ислама способствовали монографии С.А.Агаева, Д.Є.Еремеева, книга Н.В.Жданова и А.А.Игнатенко ". В этот период в работах исследователей постепенно стала приобретать значимость тема политизации исла-

з ма .

В этот период появились работы, в которых вопросы исламской пропаганды ставились в прямой постановке. В частности, диссертация Б.Г.Караева была посвящена изучению влияния исламской пропаганды на туркменскую молодежь 4.

Взгляды политического руководства Запада на использование исламского фактора в пропаганде среди советских мусульман рассматривались в работах К.Нурмагамбетова, О.С.Реджеповой и др.5 Вопросы формирования исламского менталитета населения Средней Азии, в том числе и под воздействием внешних факторов, рассматривались в диссертационных исследованиях Б.Ч.Аширова, Х.Насруллаева, К.К.Шадиева ь и др.

Однако необходимо отметить, что эти исследования лишь частично затрагивали проблематику, разрабатываемую Диссертантом, и боль-

1 См.; Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. М., 1986 63 с; Корови
не* А.В Сейид Кутб - идеолог исламского экстремизма // Религии мира. Ежегодник
1986 г М., 1987. С.120-135; Микульский Д.В Социальное учение исламского возрож-
денчества - М, 1990. 114 с ; и др

2 См.: А гаев С А Иран между прошлым и будущим : События. Люди. Иде». М , 1987.
319 с; Еремеев ДЕ. Ислам, образ жизни и стиль мышления М , 1990. 268 с; Жданов
Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века М, 1989. 352 с;

. ' См.: Медведко Л К. Германович А В Именем Аллаха .. Политизация ислама и исла-мизация политики. М , 1988. 255 с; Полонская Л Р. Политизация религии// Мировая экономика и международные отношения. 1986. № Ч. С. 156-157; Рыбин В.А. Современные аспекты политизации ислама // Известия АН Кирг.ССР. Общ .науки. 1988. №2.С.32-37;

4 См.: Караев Б Г. Зарубежная пропаганда исламского образа жизни и изучение ее
влияния на молодежь (на мат. ТуркССР) : Дисс.. канд фил. наук. М., 1991. 165 с.

5 См.: Иурмагамбетов К. Ислам как орудие буржуазной пропаганды // Партийная
жизнь Казахстана. 1986. № 12. С.73-77; Реджепова О.С. Средняя Азия в объехтин
буржуазной советологии Ашхабад, 1986. 125 с.

* См.: Аширов Б.Ч., Социально-психологические факторы сохранения ислама в регионах традиционного распространения ислама: (на кат. КиргССР). Дисс... канд. философ наук: М., 1988. 176 с, Насруллаев X. Сущность приспособлкния идеологии ислама и тактика мусульманского духовенства в современных условиях (на мат. УзССР) : Дисс... канд фил наук. Ташкент, 1987. 189 с; Шаднев К.К. Критика концепций буржуазной советологии о положении ислама в республиках Средней Азии (по мат. англоязыч лит.): Дисс... канд ист. наух. Ташкент, 1987. 169 с

5 шинство из них либо несли ярко выраженный атеистический, антиисламский характер, либо были выполнены по национальному признаку и охватывали узкие географические рамки.

Постсоветский период (с августа 1991 г. по настоящее время) характеризуется существенными переменами в жизни российского общества, которые определили новые подходы к изучению всеобщей истории. В рассматриваемый период значительно активизировались усилия российских ученых по исследованию проблемы возрождения ислама на постсоветском пространстве '. Появились исследования, в которых рассматривались основные направления деятельности западных советологических центров в последние годы существования СССР, в том числе и по разработки ими исламской проблематики 2. В этот период развивается и такое направление исследовательской деятельности, как анализ зарубежных концепций эволюции ислама в СССР \

В целом, для исследований этого периода характерно значительное расширение источниковой базы и на основе этого, более углубленное, чем в советское время, освещение отдельных вопросов, касающихся исламской пропаганды.

В развитии зарубежной историографии по теме диссертационного исследования можно выделить два периода, охватывающих советское и постсоветское время.

В первый периоо (с 1979 г. по август 1991 г.) интерес западных исследователей к рассматриваемой теме во многом определялся складывавшейся международной обстановкой.

С одной стороны, ученые анализировали деятельность ряда государств Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока по возрождению

См.: Абазов РФ. Исламское возрождение в центрально-азиатских новых независимых государствах //Полис полиг.исслед. - М., 1995 № 3. С.62., Куликов И.Д. Социально-психологические аспекты исламского возрождения в СНГ // Окружающая среда и социально-экономические процессы в исламском мире М , 199». С.117-123.; Ланда Р.Г. Ислам в истории России // РАН. Ин-т востоковедения. М , 1995 312 с; Малашен-ко А.В Исламское возрождение в современной России. М., 1998. 222 с; Юиусова А.Б Ислам к Советской России (периодизация государственно-исламских отношений) // Россия и Восток проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995. Ч. I С.87-90. и др 2 См.: Дурдыевл Я К. Социально-политическая направленность исламоведческих исследований западных советологических центров. : Дисс... канд. ист. наук. М., 1992. 243 с.

1 См . Балтанова Г Р. Социально-философский анализ зарубежных концепщгіі эволюции ислама в России и СНГ Дисс.. д-ра фил. наук. М., 1994. 299 е., Годунов СВ. Ислам в СНГ в общественной и научной мысли Запада: Дисс . канд пег наук.М., 1998 243 с.

6 ислама. Причины подобного явления в этот период рассматривали Р.Декмеджян, Д.Пайпс, М.Рутвен и др. '

С другой сюроны, в условиях обострения международной напряженности, усилешія холодной войны у западных ученых повысился интерес к изучению положения ислама в СССР как к тематике, которую можно широко использовать в рамках советологических программ я идеологическом противоборстве с Советским Союзом. Для диссертанта наибольший интерес представляли работы ученых советологического направления, таких как Дж.Кричлоу, М.Б.Олкотт,- М.Ривкин, Г.Фуллср, Ш.Хантер (США); А.Беннигсен, Э.Каррер Д'Анкос (Франция);. М.Беннигсен-Броксап (Великобритания) и др. В их трудах нашли отражение такие воігросьі, как атеистическая деятельность советского руководства, положение официального ислама в СССР и наличие т.н. "параллельного ислама", проблема самоидентификации мусульман Средней Азии и др.2

Второй пернем) (с августа 1991 г. по настоящее время) характеризуется углубленным изучением тем, касающихся влияния ислама на развитие внутренних процессов, происходивших в среднеазиатском регионе.

« Большинство исследователей - М.Аткин, Дж.Кричлоу, В.Фирман,

Х.Крех, М.Б.Олкотт, Г.Пекер 3 - не только постепенно переключились на анализ ситуации в отдельных республиках, районах, но и смогли на основе открытых в 90-е годы в нашей стране архивных документов, воз-

1 См.: Dekmejiart R. The anatomy of islamic revival II Middle East J., Wash., 1980 vol. 34. № 1. P. 1-12; Ruthven M. Islamic Politics in the Middle East II Tlie Middle East and North Africa 19S6. London, 1987. P.136-147., Pipes D The islamic revival of the seventies. Orbis Philadelphia, 1980. vol. 24 № 1. P 9-41

3 Си.: Bennigsen A. Mullahs, Mujahidin and Soviet Muslims II Problems of Communism. Wash. D.C. Nov.-Dsc. 1984. Vol. 33. P.28-44; Bennigsen A., Broxup M. The Islamic threat of tlie Soviet state. Ixindon, 1983. [9J 170 p.; Fuller G. Tne emergence of Central Asia II Foreign Policy. Wash., 1990. No. 78. P. 49-67; H'Cantre d'Encausse. La situation da L'lslam en URSS a la fin des arjies soixante II L'lslamd*; la Seccnde Expansion. Repporti .devant etre presentes an Colloque. Paris, 27-28 mars 198І; Hunter S.H. Nationalist Movements in Soviet Asia II Current history. Vol. 89. № 549. Oct 1990 P.324-30. 3 См.: Atkin M. Islam as Faith, Politics, and Bcgeym?n in Tajikistan II The International Politics of Eurasia. N.Y., 1995. Vol. 3. P.247-269, Crrtchlow J. The Ethnic Factor Central Asian Foreign Policy II National identity and ethnicity in Russia and the new states of Eurasia. Armonk (NY), 1994. P.266-280; Fierman W. Policy toward islam in Uzbekistan in the Gorbachev era II Nationalities papers. N.Y., 1994. Vol. 22. № 1. P.225-246; Olcou M. Central Asia's-New States. Independence, Foreign. Policy an Regional Security. Washington, 1996. 180 p.;

7 можности посетить изучаемые ими регионы, по-новому взглянуть на дававшуюся ранее Западом оценку места и роли ислама в СССР.

В целом анализ отечественной и зарубежной историографии свидетельствует, что весь комплекс вопросов, касающихся ведения зарубежными странами исламской пропаганды среди населения мусульманских регионов СССР, до сих пор не был обобщен в научном контексте и не стал предметом самостоятельного исторического исследования. Таким образом, недостаточная изученность темы, ее актуальность явились основанием для проведения настоящего исследования.

Объектом исследования является исламская пропаганда среди населення мусульманских регионов СССР.

Предметом исследования - направления содержания, формы и методы деятельности і осударственньгх и специальных органов зарубежных езран по распространению исламской идеологии среди населения Средней Азии и Казахстана.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность и значимость проблемы, се недостаточную разработанность в исторической науке, автор поставил целью исследовать деятельность внешнеполитических ор-ганоа, международных организаций и пропагандистских центров зарубежных с іран по велению исламской пропаганды на мусульманские регионы СССР, определить уровень ее эффективности и на этой основе выработать практические рекомендации по.снижению влияния зарубежной исламской пропаганды среди населения России в современных условиях.

В соответствии с целью исследования определены основные за-

исследовать развитие теоретических взглядов мусульманских идеологов на сущность и содержать исламской пропаганды;

рассмотреть западные концепции пропаганды ислама среди населения мусульманских регионов СССР в исследуемый период, вскрыл» исторические и политические предпосылки их формирования;

провести исторический анализ развития религиозной ситуации в республиках Средней Азии и Казахстане, выявить степень влияния на нее со стороны субъектов исламской пропаганды;

изучить содержание исламской пропаганды среди населения мусульманских регионов СССР, проанализировать динамику развития ее основных методов и приемов;

проанализировать развитие основных форм и методов исламской пропаганды среди населения Средней Азии и Казахстана в исследуемый период;

- обосновать необходимость всестороннего учета исламского фактора при формировании внешнеполитических программ по сотрудничеству с республиками СНГ.

Теоретико-методологические основы исследования. Методологическая база исследования основывается на трудах отечественных и зарубежных ученых в области истории, философии, политологии и религии. Автор опирался на фундаментальные положения теории научного познания. Использование диалектического метода позволило рассмотреть концепции пропаганды ислама и их практическое осуществление среди мусульман бывшего СССР как единый процесс, протекавший во всем многообразии взаимоотношений государственных, ведомственных к общественных интересов, которые и определяли его направленность на конкретных исторических этапах.

Проблема исследуется при помощи таких общенаучных принципов как объективность и историзм в изучении явлений, процессов, связей и отношений. При написании диссертации автор применил общенаучные метооы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. Среди епециачьно-исторических метооов особое значение для диссертанта имели методы периодизации, сравнительно - исторический, проблемно - хронологический, личностно - деятельностный.

Источниковая база исследования объединена диссертантом в несколько групп документов и материалов.

Первая группа - официальные документы на иностранных языках, опора на которые позволила диссертанту достоверно и объективно рассматривать проблемы, связанные с исламской идеологией. В этой группе особый интерес представляли конституции исламских государств, уставы и программы исламских партий и организаций .

Вторая группа источников включает труды исламских идеологов, рассматривавших вопросы распрос гранения исламской идеологии. К этой группе относятся фундаментальные работы видных идеологов исламского мира - Х.Аль-Банны, Аль-Мавдуди, С.Кугба, Р.Хоыейни ", s также труды отдельных представителен ближневосточной и средневосточной исламских школ, разрабатывавших проблемы исламской пропа-

1 См.: Constitution of the Muslim World League. II The Muslim World League Journal. -1987. - Vol. 15.- № 6. - P. 3-Ю; Кануи-е асаси. - Техран, 1360/1982. - 42 с и др. ' См.: Al-Banna'H Five tracts of Hasaii Al- Banna. California press, 1975. VIII. 180 p.; Al-Mawdudi. The Human Rights in Islam. Tehran, 1989. 60 p; Kutb S. Haw to invite people to UUm II Islamic Da'wah - important issues and techniques. Islamabad, 1989. P.34-46; al-Mawdudi. The Human iUghU in Islam- Tehran: AI-Tawhid, 1987.- 60 p.; Khomemy R. Principes politiques, philosophiques, sociaux et religieux. Paris, 19)9. 164 p.; Кутб С. Ислам на днгаран. Техран, 1361/1982. 121 с и др.

9 ганды . Существенную роль при написании диссертационного исследования оказали работы идеологов исламской организации "Да'ава"2.

Значимость этих трудов заключается в том, что они в своей совокупности дают широкую палитру теоретических и практических взглядов и подходов в исламском мире на такую форму деятельности по рас-прос гранению исламской идеологии как исламская пропаганда.

Третьи группа источников - архивные материалы Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) - фонд "Академия общественных наук при ЦК КПСС"; Центра хранения современной документации (ЦХСД) - фонды "Аппарат ЦК КПСС" и "Коллекция копий документов, рассекреченных для Конституционного суда РФ по "делу КПСС"; а также различные исторические документы, хранящиеся в ИНИОН и в Российской государственной библиотеке. В первую очередь, к ним относятся официальные документы Академии общественных наук при ЦК КПСС, отделов пропаганды и международной информации ЦК КПСС, отдела по делам религий при Совете мини-строи СССР, информация и документы правительственных органов республик Средней Азии и Казахстана.

Четвертая группа - монографии, научные исследования и публикации отечественных и зарубежных авторов по исследуемой диссертантом проблеме.

Пятая группа - образцы материалов исламской пропаганды (газеты, листовки, брошюры), распространявшиеся в среднеазиатском регионе.

Шестая группа - справочно-статистические издания на русском и иностранных языках. К этой группе также относятся периодические издания СССР, Российской Федерации, ряда стран Западной Европы и Среднего Востока.

1 См. например: Мотаххари М. Энсан-о-иман. -Техран, 1355//1985 - 50 с; Мохсени
М А. Тоузих-е масаэл-е джанги йа байан-е ахкам-е дефа-е ислами дар Афганестан. -
Техран: комит-е фарханг, 1362/1983. - 146 с.

2 См: Islamic Da'wah - important issues and techniques II (Kateregga P Ahmad K., Denffer
V., Ahmed A., Badawi J., Al-Johani M, Kutb S. and others). Islamabad. Da'wah academy,
International Islamic University, 1989. 124 p.; Islamic leadership and organisational skills II
(Badawi J., Gilani A., Wilniot F. and others) Islamabad, 1989. 109 p., Problenu of Muslim
minorities II (Wilmot F., Kettani A. and others). Islamabad, 1989. - 61 p

II. СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ

Эволюция взглядов на пропаганду ислама в странах мусульманского Востока

Одним из условий возрождения ислама на рубеже 70-80-х годов XX века явилось его широкое распространение. Движение за возвращение к "корням ислама" имело наднациональный характер и охватило исламские общины независимо как от их величины, так и от политической, экономической и культурной среды. Все большую активность в мусульманском мире стали проявлять Иран, Саудовская Аравия, Ливия, Пакистан, Турция; международные мусульманские организации и объединения - Организация исламской конференции, Лига исламского мира, исламские культурные центры и научно-исследовательские институты, основанные за границей, организации "Да ава" - "Исламского призыва"1. Актуальными и востребованными стали теоретические разработки по вопросам идеологии ислама, основным концепциям возрождения мусульманской веры, ее распространению и пропаганде, изложенные в трудах исламских теологов М.Икбаля, Х.Аль-Банны и С.Кутба (Египет), И.Аль-Джазаири (Алжир), Аль-Мавдуди (Пакистан), М. Мохсени, А.Шариати и имама Р.Хомейни (Иран) 1.

В основе большинства взглядов на пропаганду и распространение ислама вышеперечисленных авторов лежали идеологические основы этой религии.

Изначально исламская теология определила существование всего двух видов идеологий: идеологий общечеловеческих и идеологий групповых (корпоративных). К первому типу относились такие системы взглядов, которые обращены ко всему человечеству, а не к конкретному этносу, расе или общественному классу.

Групповая (корпоративная) же идеология обращалась к определенному слою, классу или объединению людей, пытаясь обеспечить им спасение или власть и превосходство над другими. Соответственно, и все, что предлагала такая идеология, относилось к определенной группе, только представителями которой она и исповедовалась.

Иранский теолог М.Моттахари, объясняя феномен исламской идеологии, подчеркивал , что она, базируясь на одной из мировых религий, представила такую систему взглядов, которая обратилась именно ко всему человечеству, а не к особому этносу, расе или общественному классу 2. Эта система взглядов, по его словам, была направлена на спасение человечества, а не на спасение и освобождение определенной группы или класса; она предложила общие пути для всех, а не для отдельных групп; поддерживала представителей различных слоев общества, социальных и иных групп, классов и т.д., а не определенные слои общества.

Именно с религиозным аспектом связано широкое распространение исламской идеологии, впитавшей ряд черт, присущих самому исламу - простоту культа и доктрины, а также необычайную способность адаптации к самым разнообразным социально-экономическим условиям и культурам. В этой связи в 1979 году главный советник Арабского фонда экономического и социального развития А.К.Шандерли отмечал, что "ислам явился единственной религией, способной прогрессировать в конце XX века, убеждая людей принимать ее и приспосабливаться к ней" ].

Идея того, что исламская идеология выражает общечеловеческие интересы и настроения, являлась основополагающей в рассматриваемый период в трудах лидера исламской революции в Иране Р.Хомейни, во многом развившего идеи египетского теолога середины XX века Х.Аль-Банны. При этом Р.Хомейни подчеркивал, что "находясь во враждебном окружении чуждой идеологии, исламская идеология может выражать и групповые интересы, но с обязательной перспективой ее более широкого распространения" 2.

Предпосылки исламского возрождения и усиления влияния исламской идеологии в мусульманских странах Востока в начале 80-х годов рассматривались многими отечественными и зарубежными исследователями 3 и в основном группировались по трем основным направлениям: политические, экономические и социальные. При этом большинство авторов рассматривало эти направления в совокупности, справедливо подчеркивая взаимообусловленную связь между ними.

Среди причин, выдвинувших именно исламскую идеологию в авангард политизированных теорий и воззрений, распространенных на Ближнем и Среднем Востоке в 80-е годы XX века, и способствовавших развитию тенденции к реформации и модернизации, поискам "третьего пути", можно считать провал на мусульманском Востоке попыток импортировать западные модели развития общества, базировавшихся на чуждых мусульманскому обществу системах ценностей. Их реализация привела к тому, что основные социально-политические проблемы в мусульманских странах не только не были разрешены, но приняли еще более острый характер.

Процесс усиления влияния исламской идеологии необходимо также рассматривать с точки зрения защиты самобытности исламской культуры, ответной реакции на всестороннее проникновение западной цивилизации. Так, деятельность мусульманских государств по возрождению ислама в конце 70-х годов оценивалась ими как выполнение задач "стратегии защитного сопротивления" \ включавшая в себя изоляцию от внешних попыток вестернизации и усиленное искоренение уже проходивших в исламском обществе подобных процессов, отдание приоритета в развитие общества процессу сохранения и защиты мусульманского культурного и интеллектуального наследия.

Важной причиной усиления влияния исламской идеологии в этот период можно считать секуляризацию политических, экономических и социальных учреждений традиционно мусульманских государств. Секуляризация пробовала налагать новую социальную этику, основанную на западном представлении о развитии государственности, на диаметрально противоположное по своему характеру мусульманское общество. Следствием же этого процесса явилось раздвоение системы образования в мусульманских странах на две параллельные ветви: современное светское образование и традиционное религиозное образование. Это привело к разделению руководства мусульманского общества на две группы: светские элиты и традиционные религиозные лидеры. Члены нового светского лидерства были представлены в различных слоях общества, но воспринимались мусульманскими массами как люди, которые идентифицировали себя с западной культурой и ценностями и стали добровольным или ненамеренным инструментом политики вестернизации общества 1. Традиционное же лидерство в мусульманском обществе было планомерно разрушено.

Таким образом, анализ работ ведущих исламских теологов, таких как Х.Аль-Банна, Аль-Мавдуди, С.Кутб, М.Моттахари и др., показывает, что все они склонны были рассматривать исламскую идеологию как систему политических, правовых, нравственных, эстетических и философских взглядов и идей, базирующихся на религиозной традиции. По своей сущности идеология ислама явилась конгломератом различных идей и концепций вышеперечисленных ученых-богословов. При этом все они исходили из общего принципа признания исламской религии, вытекающей из Корана и являющейся всеобъемлющей системой, четко определяющей каждый аспект личной, общественной и политической жизни.

В начале 80-х годов в развитии исламской идеологии наметилась тенденция к совершенствованию основ исламской пропаганды для популяризации ислама в мире. Иранский теолог М.Мохсени в своей работе "Разрешение военных проблем или разъяснение положений защиты ислама в Афганистане" в 1983 году подчеркивал, что "именно сейчас настали дни активной работы по распространению религии пророка Мухаммеда, и от того как мы сможем организовать пропаганду ислама зависит весь наш успех"2.

Вопросы организации и ведения исламской пропаганды особое место занимали в трудах духовного лидера Ирана аятоллы Р.Хомейни. В программных документах Партии исламской революции, у истоков создания которой в 1979-1980 гг. стоял Р.Хомейни, исламская пропаганда определялась как "совокупность мероприятий, посредством которых одна организованная группа людей стремится воздействовать на психологию народных масс и побудить их к активному сочувствию планам и деятельности этой группы" 1. Другой иранский идеолог М.Мохсени подчеркивал, что "задача исламской пропаганды - не только нести людям знания об основах ислама, но и вооружать их теорией по практической реализации этих знаний" .

Организация, основные формы и методы исламской пропаганды среди мусульман Средней Азии и Казахстана

В условиях сложившейся международной обстановки в конце 70-х - начале 80-х годов географическое распределение субъектов исламской пропаганды носило глобальный характер и имело свою иерархию с точки зрения очередности и применяемых средств, форм и методов практической реализации политики по распространению исламской идеологии.

Масштабы проводимых мероприятий по распространению ислама, преследование определенных целей и задач в этой деятельности позволили выделить четыре основные группы субъектов исламской пропаганды:

1) исламские страны: Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливия, Турция и др.;

2) международные исламские организации и объединения: Организация исламской конференции, Лига исламского мира и т.п.;

3) исламские культурные центры и научно-исследовательские институты, основанные за границей;

4) внешнеполитические ведомства и советологические центры западных государств.

Анализ пропагандистской деятельности исламских государств показал, что именно у этого субъекта сложился полномасштабный комплекс по организации распространения исламской идеологии, включавший государственные органы (министерства и ведомства), политические и религиозные партии и организации, а также международные исламские центры, основанные на территории этих государств (См.: Приложение 5-6).

Среди исламских стран ведущее место в разработке и реализации форм и методов исламской пропаганды на государственном уровне принадлежала Ирану. Возрастание влияния ислама на развитие военно-политической обстановки в ряде стран мира явилось непосредственным или косвенным результатом активной деятельности иранского руководства по экспорту "исламской революции". Пришедшее в 1979 году к власти в Иране шиитское духовенство во главе с Р.Хомейни открыто заявило о своих претензиях на лидерство в исламском мире и в качестве первостепенной задачи нового режима определило достижение объединения под эгидой Ирана всех исламских сил и признание ими имама Р.Хомейни духовным лидером всех мусульман. Политика экспорта "исламской революции" в данный период представляла собой комплексную программу, определявшую стратегию и тактику политической борьбы, формы и методы идеологической и военной деятельности иранского правящего духовенства на внешнеполитической арене.

Требование иранских богословов об усилении пропагандистской работы нашло свое отражение в трудах аятоллы Р.Хомейни, в частности в книге "Политические, философские, социальные и религиозные принципы" \ В рамках мероприятий по "экспорту" исламской революции руководство Ирана сосредоточило усилия по следующим основным направлениям: страны Ближнего и Среднего Востока, Саудовская Аравия и арабские страны Персидского залива; мусульманские общины, сепаратистские и экстремистские организации в странах Азии и Африки, а также лагеря "афганских беженцев", размещенные в этих странах; мусульманские общины, исламские экстремистские организации и радикальные движения в странах Америки и Европы; население мусульманских регионов СССР.

В соответствии с долгосрочной стратегией, разработанной на основе идей Хомейни одним из ближайших сподвижников имама аятоллой Монтазери, предусматривалось создание в перспективе единой исламской империи, в которую на правах автономных республик должны были войти Ирак, Курдистан, Белуджистан, Пуштунистан, Кашмир, Афганистан 2. При этом в состав "империи" должна была быть отторгнута и включена часть территории Турции, Пакистана, Индии, Китая, а также юго-восточные районы СССР с городами Мары, Самарканд и Бухара \ Панисламские устремления иранского руководства, составлявшие сущность программы экспорта "исламской революции", были раскрыты и официально закреплены в Основном законе - Конституции Ирана, законе об армии и в уставе Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

В системе политической структуры ИРИ обеспечение внешнеполитической экспансии ислама было возложено на министерство, называемое "Исламским руководством". Помимо этого ведомства еще до 1985 года существовало "Бюро мирового освободительного исламского движения". Для практического осуществления "экспорта" исламской революции в зарубежные страны в Иране были созданы Корпус стражей исламской революции, а также Министерство исламской ориентации, одно из подразделений которого занималось распространением идеологии ислама, опыта исламской революции и, вообще, исламскими идеологическими проблемами за рубежом 2. Были также созданы бюро по связям с освободительными движениями, в 1981 году замененное Международной организацией пятничных намазов, Институт личных представителей имама Р.Хомейни за границей и Международная организация шиитов.

Наибольшему пропагандистскому воздействию со стороны Ирана подвергалось в рассматриваемый период население Средней Азии, чему способствовало наличие общей с Советским Союзом границы (свыше 2 тысяч километров). Первым шагом в этом направлении стали попытки иранского руководства создать на территории советских среднеазиатских республик сеть своих представительств. Так , в начале 80-х годов Тегеран выдвинул предложение перенести генеральное консульство ИРИ из Ленинграда в Душанбе, а также просил разрешить открыть культурные центры по пропаганде иранской революции и достижений ислама в таких советских республиках, как Узбекистан, Киргизия, Туркмения и Казахстан [. Ирану было отказано в переносе консульства и в открытии культурных центров в советских республиках Средней Азии, населенных мусульманами. В ответ на это Тегеран закрыл свое консульство в Ленинграде и потребовал закрыть советское консульство в Реште (Северный Иран).

Положение ислама в отдельных регионах мира, проблемы распространения исламской религии были в центре внимания крупнейших религиозных и исследовательских центров стран Востока. Результаты исследований, проводившихся на этом уровне во многом определяли в дальнейшем содержательную основу пропагандистских кампаний.

Самым влиятельным в мусульманском мире учебным заведением, где готовили в рассматриваемый период исламских теологов, являлся Высший богословский университет аль-Азхар в Каире. Диапазон миссионерской деятельности и подготовки служителей культа в этом университете был достаточно широк: он имел среднюю школу, подготовительные курсы для мусульман-неарабов и женский факультет в виде закрытого пансиона. Выпускники женского факультета не только преподавали исламские дисциплины в школах и институтах и занимались религиозным воспитанием детей в семье, но и привлекались к миссионерской деятельности. В 1978-79 учебном году в университете аль-Азхар обучалось более 48 тысяч студентов и слушателей из 93 стран мира2.

После победы революции 1979 года в Иране также стало уделяться большое внимание созданию "международных исламский центров". В 1984 г. Собранием исламского совета ИРИ был утвержден проект создания Международного исламского университета. Цель создания университета — пропаганда исламской культуры, цивилизации и системы образования. Преподавание в университете велось на персидском, арабском и других языках Востока с привлечением иностранных преподавателей и приемом студентов из мусульманских стран. Программой университета предусматривалась стажировка слушателей в других исламских странах.

Особенности содержания исламской пропаганды среди мусульман СССР

Анализ оперативных материалов исламской пропаганды, публикаций западной прессы о роли исламского фактора в процессах, происходивших в среднеазиатских республиках СССР, выступлений советологов зарубежных организаций и центров свидетельствует о том, что содержание исламской пропаганды в период с 1979 по 1991 годы претерпевало значительные изменения в зависимости от складывающихся условий международной обстановки. При этом изменения происходили в содержании пропагандистских материалов как западных, так и мусульманских субъектов исламской пропаганды.

Интерес западных исследователей к мусульманским регионам СССР в конце 70-х - начале 80-х годов обосновывался следующими факторами: мусульманский мир переживал в этот период эпоху религиозного "возрождения"; мусульманские регионы СССР являлись районами традиционного распространения исламской религии, корни которой были здесь чрезвычайно прочны; национальности и народности СССР, традиционно исповедующие ислам, составляли значительную часть населения страны; в системе Российской империи, а затем и Советского государства эти народы всегда были "дестабилизирующим фактором" и в рассматриваемый период могли превратиться во "взрывоопасную силу".

Попытки направить процесс формирования национального самосознания населения Средней Азии в русло ислама и тем самым постараться вызвать дес-табилизационные процессы в регионе нашли отражение в появившихся в эти годы на Западе многочисленных публикациях, посвященных исламу в СССР. В некоторых из них авторы обращали внимание на отдельные факторы и тенденции, реально существующие в обыденном сознании советских людей, которые потенциально могли служить основой для внедрения религиозных представлений и необходимых пропагандистских установок (См.: Приложение 14).

Необходимо отметить, что западные субъекты исламской пропаганды содержательные аспекты своих материалов определяли на основе результатов многочисленных исследований по оценке положения ислама в СССР. В результате анализа западных материалов по данной проблематике в период с 1979 по 1986 год выделялись следующие содержащиеся в них оценки положения мусульман в восточных республиках СССР:

1) Политическая обстановка в рассматриваемых регионах изображалась так, будто их самостоятельность была незначительна.

"Хотя некоторые государства зарубежного Востока отстали от Средней Азии в экономическом и культурном отношении, они независимы. Это вызывает зависть советских мусульман", - писал профессор университета Майами (США) Дж. Дрейер \

По словам американского политолога Д. Линдгрена, "все решалось в центре, все решала партия, в которой доминировали русские эффективно контролируя республиканские правительства" . Феномен так называемого "исламского возрождения" использовался в целях пропаганды тезиса о том, что СССР, как государство, имевшее в своем составе значительное количество мусульманского населения, стояло на пороге серьезных социальных потрясений, которые должны были быть поддержаны и усилены извне. "В Средней Азии можно ожидать сейчас самых неожиданных и обнадеживающих событий", - отмечал один из ведущих работников радиостанции "Свобода"2.

2) В характеристике положения мусульман в рассматриваемых районах главный упор делался на "живучесть исламских традиций".

Утверждая, что СССР "стоит на пороге мощного подъема национализма в этих республиках", западные пропагандистские центры исходили из того, что корни мусульманской религии чрезвычайно прочны. При этом они отождествляли все население республик Средней Азии и Казахстана с верующими, а последних - с враждебно настроенными государству религиозными фанатиками. По оценкам аналитиков радиостанции "Свобода", в 1981 году мусульманское население советской Средней Азии являлось "благоприятной средой и мощной базой для инспирации массовых антиобщественных выступлений на религиозно-националистической основе, способных разрушить устои социалистического строя не только в этих республиках, но и в целом - в СССР" \

Так, одним из важных факторов в сохранении исламской идентичности в Таджикистане, несмотря на советскую антирелигиозную политику, являлось длительное использование традиционных путей распространения религиозной информации. Данные пути являлись наиболее эффективными, так как не требовали создания какой-либо новой широкомасштабной тайной религиозной сети в условиях советской системы.

Во-первых, как и в досоветский период продолжалось религиозное обучение детей в семьях. Во-вторых, несмотря на законодательные ограничения, религиозное обучение осуществлялось в школах. Третий источник поддержания интереса населения к исламу, который стал возможен с развитием бытовой техники: прослушивание зарубежных радиостанций и просмотр видеокассет религиозного содержания, доставлявшихся из-за границы 1. Специфической особенностью восприятия радиопередач по исламской тематике, являлась возможность свободной интерпретации религиозных высказываний к существующей действительности. Аудитории, прослушивавшей зарубежные радиостанции, было свойственно чувство того, что она поступала "незаконно", в разрез официально существовавшей атеистической идеологии и запретам к такого рода деятельности.

Однако, идентифицируя себя с мусульманским миром и испытывая потребность знать об исламе больше, аудитория зарубежных радиопередач в советской Средней Азии критически не оценивала содержание передач многочисленных радиостанций, а лишь довольно-таки свободно интерпретировала их, выбирая "удобную", насущную информацию .

3) Значительное место в оценке положения мусульман в СССР занимал тезис об "естественном стремлении" среднеазиатских народов к объединению на пантюркистекой, "туркестанской" основе.

По словам профессора Висконсинского университета (США) К. Карпата, "ощущение тюркского единства для местного населения было более существенно, чем навязанное советской властью деление на казахов, узбеков, киргизов, туркмен" !.

Большинство советских мусульман предпочитало избегать идентификации с какой-либо исламской школой и просто называли себя мусульманами 2. Фактически все западные авторы, кто исследовал проблему идентичности населения Советской Средней Азии подтверждали слова востоковеда В. Бартол-да, что "если вы спросите туркестанца об его идентичности, он ответит, что он, прежде всего, мусульманин, затем житель такого-то города или деревни, или, если он кочевник - член такого-то племени"3.

Влияние исламской пропаганды на процесс политизации ислама в общественной жизни мусульман Средней Азии и Казахстана

К началу 80-х годов СССР был пятой по численности населения страной после Индонезии, Пакистана, Индии и Бангладеш, где в процентном отношении к другим народам проживала большая мусульманская община. В соответствии с данными переписи населения Советского Союза, проведенной в 1979 году, среди 262 млн. советских граждан 43 млн. были представителями народов, традиционно исповедующих ислам \ При этом в СССР проживало мусульман больше, чем в любой из стран Ближнего Востока.

Быстрый рост мусульманской общины Советского Союза, ее биологическая сила объяснялись двумя основными причинами: во-первых, мусульмане старались избегать ассимиляции с русскими и с представителями других религий; во-вторых, мусульмане жили преимущественно в сельской местности и в среднем соотношение между сельским и городским населением среди мусульман было 70 % к 30 %, в то время среди русских - 30 % к 70 % ].

Анализ отечественных и зарубежных источников, освещавших положение ислама в СССР в начале 80-х годов, позволил автору выделить следующие основные факторы, которые оказывали влияние на развитие религиозной ситуации в среднеазиатском регионе и учитывались субъектами исламской пропаганды в своей деятельности: живучесть национальных традиций, деятельность официального мусульманского духовенства, развитие ситуации вокруг Афганистана, социальные проблемы региона, атеистическая политика советского руководства в республиках Средней Азии и деятельность международных пропагандистских центров - прежде всего радиоцентров (См.: Приложение 14).

Исследование состояния религиозности в регионах традиционного распространения ислама, проводившееся в рассматриваемый период Институтом научного атеизма АОН показало, чтодосравнению с другими регионами страны, наиболее высокий уровень религиозности отмечался в Вахшском, Кабодиен-ском, Коммунистическом, Куйбышевском, Кумсангирском, Пянджском, Шаар-тузском, Яванском районах Курган-Тюбинской области Таджикской ССР, а также в городах Бухара и Каган, в Алатском, Бухарском, Вабкентском, Гижду-ванском, Каганском, Каракульском, Ромитанском и Шафирканском районах Бухарской области Узбекской ССР 2 . В Казахстане ислам был не так широко распространен и его влияние было не столь сильно, как в других среднеазиатских республиках 1. Для казахов и других мусульманских народов (узбеков, киргизов, уйгуров и др.), проживавших в республике, доминировали иные духовные и культурные ценности, соединявшие их с другими народами Востока: язык, особенности быта и обычаев.

Если для верующих участие в религиозных праздниках и обрядах служило выражением их религиозности, то в глазах значительной части неверующих они потеряли религиозный характер и воспринимались ими как элемент традиционного образа жизни, как средство национальной (этнической) идентификации, как привычки, стереотипы поведения без их мировоззренческого осмысления 2. Так, одна треть опрошенных в Таджикской ССР и 13 % в Узбекской ССР считали религиозные праздники ураза-байрам и курбан-байрам народной (семейной) традицией . Следует отметить, что значительное число верующих также воспринимало эти мусульманские праздники и обряды как национальные. В районах распространения ислама, особенно в сельской местности, практически все умершие подвергались отпеванию, почти все мальчики проходили через обряд ритуального обрезания и до 60-90 % молодоженов "освящали" свой брак у служителя культа 4.

Сильное влияние ислам оказывал на образ жизни, семейно-бытовые отношения, восприятие культурных ценностей и некоторые другие стороны жизни коренного населения. Результаты проводившихся исследований фиксировали высокий уровень религиозности среди молодежи до 30 лет, в том числе и среди учащейся молодежи 1.

Анализ архивных документов показал, что на развитие религиозной обстановки в среднеазиатском регионе оказывали влияние и нерешенность и запущенность целого ряда социальных проблем - в республиках ощущалась острая нехватка жилья, дошкольных учреждений, школ, перебои в снабжении товарами широкого потребления, в сфере услуг и т.д. Например, Узбекистан, по бытовому обслуживанию населения занимал последнее место в стране 2.

В целом следует отметить, что советский период, со светской образовательной системой и наступательной атеистической идеологией значительно ослабил позиции ислама в восточных регионах СССР. Все образованные граждане, включая старшее поколение, стали только номинальными мусульманами и отказались от фундаментальных исламских канонов. Большинство людей не знали ни арабского, ни персидского языков, на которых изложены основные исламские каноны. Мусульманские каноны были важны для духовных аспектов жизни и многих церемоний (развод, похороны, и т.д), но исламский культ сильно смешался с доисламскими, а также с национальными традициями среднеазиатских народов. Главные социальные нормы, регулирующие ежедневную жизнь, диктовались не религией, а моральными принципами, обычаями и традициями народа, и даже воспоминаниями прежней языческой веры (включая тотемизм, шаманизм, идентификацию старых богов с Аллахом) 3. Ислам, таким образом, в начале 80-х годов приобрел положение номинального существования в национальном сознании среднеазиатских народов - ежедневно живя, но не играя сколько-нибудь значительной роли.

Деятельность официального мусульманского духовенства также являлась одним из факторов, оказывающим влияние на развитие религиозной ситуации в регионе. Термин "официальное духовенство" использовался в СССР применительно к группе людей, которые имели юридическое признание и были зарегистрированы государством. В государственном подчинении находилось четыре региональные мусульманские духовных администрации - муфтияты. Несмотря на то, что советские власти жестко регулировали все сферы деятельности официального духовенства с целью не допустить роста его авторитета и значения в жизни народов Средней Азии, муфтияты располагали системой подготовки религиозных кадров и осуществляли международное сотрудничество с другими мусульманскими странами.

Одним из аспектов религиозной жизни, который подвергся наибольшему пересмотру в советский период, был институт подготовки религиозных кадров. Традиционно, молодежь, получившая религиозное воспитание в семье, продолжала учиться в семинариях (медресе), которые исторически были многочисленны в среднеазиатских городах. Резко ограниченный доступ к религиозному образованию в советский период эффективно суживал число людей, которые могли бы стать исламскими функционерами.

В СССР действовало всего два исламских учебных заведения: открытое в 1945 году в Бухаре медресе и основанный в 1971 году в Ташкенте Исламский институт. Число обучавшихся в этих учебных заведениях было достаточно не-большое: около 200 человек в медресе и около 100 - в институте \ Курс обучения в медресе продолжался семь лет, а в институте - четыре года.