Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Особенности ирландского национализма .
1.1 Предпосылки возникновения ирландского национализма. 33
1.2 Развитие культурного национализма в Ирландии во второй половине XVIII – начале XIX века . 51
1.3 Социальное и экономическое положение Ирландии в середине XIX века . 66
Глава 2. Этапы культурного национализма и возрождения культуры в Ирландии конца XIX – начала XX века .
2.1 Мифологемы ирландского культурного национализма 84
2.2 Развитие ирландского национального движения во второй половине XIX века. Экономический и политический аспекты 114
2.3 Ирландские общественные и научные организации и конструирование национальной идеи в конце XIX – начале XX века. 134
Глава 3. Ирландская культурная традиция и ирландская политическая элита начала XX века .
3.1 Ирландский республиканский национализм как культурная мифологема. 166
3.2 Конституционный путь ирландского национального движения: его лидеры и культурные архетипы . 183
3.3 Шинн Фейн и ирландский культурный проект. 198
Заключение 211
Список сокращений 222
Список источников и литературы
- Развитие культурного национализма в Ирландии во второй половине XVIII – начале XIX века
- Социальное и экономическое положение Ирландии в середине XIX века
- Развитие ирландского национального движения во второй половине XIX века. Экономический и политический аспекты
- Конституционный путь ирландского национального движения: его лидеры и культурные архетипы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В начале XXI в. в мире возросла роль процессов глобализации, мультикультурализма и межкультурных коммуникаций. Обсуждение этих вопросов актуализировало исследования национальной проблематики. В отечественной и зарубежной исторической науке возрос интерес к процессам формирования национальных государств в Западной и Восточной Европе и связанным с ними развитием такого феномена как национализм. Однако, наименее изученной остается культурная составляющая этого явления, вплетенная в общую ткань формирования наций на европейском пространстве. Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу конструирования ирландского национального проекта.
Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе к изучению феномена национализма, что является актуальным в рамках современных тенденций к моделированию методов и выработке новых подходов в исторической науке. В настоящем диссертационном исследовании ирландский национализм рассматривается как многокомпонентный феномен, сочетающий в себе политические, культурные, социально-экономические и религиозные аспекты. Автор данной диссертации исходит из особой значимости развития культурной проблематики в генезисе идеологии ирландского национализма в XIX – начале XX вв.. В диссертации разработана и проанализирована схема 5 фаз развития ирландского национального культурного проекта. Особо отражен уровень культурного мифа и значения культурного архетипа в его формировании. В результате изучения взаимодействия политической и культурной составляющих ирландского национализма автором обосновывается модель противопоставления «мы-они». В научный оборот вводится ряд малоизученных документов – путевых заметок, публицистических сочинений ирландских националистов, трудов ирландских научных обществ. Особенностью настоящей работы является обращение к художественной литературе как к существенному историческому источнику.
Объектом исследования является ирландский национализм XIX – начала XX вв..
Предметом исследования является становление и развитие ирландского культурного проекта и его влияние на формирование идеологии ирландского национализма.
Цель настоящей диссертации состоит в анализе специфических черт ирландского национализма, выраженных в культурных мифологемах, послуживших основанием для складывания его идеологии, а также в исследовании развития этапов построения национального ирландского проекта.
Основной задачей данного исследования является выявление и анализ роли культурного национализма в общем феномене ирландского национализма. Для ее решения необходимо:
1. определить ключевые особенности ирландского национализ
ма;
-
проанализировать этапы конструирования ирландского культурного проекта и дать оценку его абсорбирования в политический ирландский национальный проект;
-
выявить культурные мифологемы и архетипы, на которые опирается ирландский национализм;
-
рассмотреть широкий культурный контекст, включающий такие компоненты, как религия, язык, образование;
-
проанализировать связи «низкой» народной и «высокой» официальной культуры в развитии мифологем ирландского национализма на примере стереотипного восприятия образа ирландца в английском обществе;
-
рассмотреть модернизационные социальные изменения в ирландском обществе конца XIX – начала XX вв. и их влияние на возрождение гэльской культуры;
-
описать процесс формирования национального ирландского культурного проекта в ходе выработки подходов к конструированию национального ирландского варианта истории;
-
дать оценку роли научных, общественных и общественно-политических организаций в процессе поиска национальных культурных архетипов;
-
выявить влияние культурной составляющей на политическую риторику формирующейся ирландской национальной политической элиты.
10. описать восприятие национальной ирландской идеи на совре
менном этапе через ее воспроизводство в образовательных програм
мах, информационных и общественных инициативах.
Хронологические рамки работы охватывают период с начала XIX в. по 1916 гг. Начальная дата носит условный характер, поскольку становление ирландской национальной идеи происходило не одномоментно, поэтому, для того, чтобы проследить поэтапное развитие ирландского культурного проекта, автор настоящей диссертации обращается к источникам и документам начала XIX в. Для того, чтобы более полно проанализировать взаимосвязи ирландского национализма с процессом возрождения культуры в Ирландии, автор посчитала важным дать ретроспективный обзор зарождения современной ирландской системы культурных символов. Конечная дата связана с тем, что наиболее насыщенным периодом в истории развития ирландского национализма является вторая половина XIX в., и основные изменения
и возрастающее влияние расцвета ирландской культуры пришлись на период с 1880 по 1916 гг. 1916 г. выбран границей изучаемого периода, т.к. стал временем ключевого оформления и перехода культурных мифологем в политическую деятельность. Неудавшееся Дублинское восстание оказало решающее воздействие на восприятие идеологии ирландского национализма на массовом уровне.
Степень научной разработки темы диссертации в отечественной исторической литературе носит фрагментарный характер. Глубокому изучению отечественных исследователей подверглось Гэльское возрождение. Несмотря на востребованность ирландской культурно-национальной тематики, отечественные историки не посвящали отдельных работ проблеме генезиса ирландской национальной идеи, что можно объяснить в первую очередь существовавшей в недавнем прошлом прерогативой изучения экономической и политической проблематики. Научная разработка тематики нации и национализма развита за рубежом, существует даже т.н. «англо-саксонская школа национализма». Однако в зарубежной историографии нашли отражение лишь отдельные аспекты интересующей нас проблемы.
Источниковая база исследования. Специфика исследования обусловила привлечение различных видов источников. Современные исследования отличает использование электронного ресурса, дающего возможность получения и изучения архивных материалов и многочисленных документов. В данном диссертационном исследовании автором использованы документы из архивных хранилищ Ирландии, Великобритании и США. Это электронные базы: www. jstor.org, , , Irish Vertual Research and Literature Archive – , digitalcollections.tcd.ie, . Большой корпус документов был задействован из «английского фонда» (фонд редких книг) Государственной Общественно-Политической Библиотеки (ныне ГПИБ России). Это сборники документов, парламентские дебаты, пресса. Поскольку акцент в исследовании сделан на ирландском культурном проекте, являющимся предтечей ирландского национального проекта, невозможно проследить процесс их взаимосвязи без привлечения широкого пласта литературных источников. Исходя из задач исследования, использованные документальные источники можно классифицировать следующим образом:
Официальные документы: парламентские дебаты по вопросу гомруля1, документы и законодательные акты 2, отчеты комиссий3.
1 Hansard’s Parliamentary Debates. House of Commons Deb. 8 Apr. 1886 vol. 304; Hansard’s Parliamentary Debates. House of Commons Deb. 13 May 1886 vol. 305; Hansard’s Parliamentary Debates. House of Commons Deb 12 July 1893 vol. 14;
Дебаты Палаты общин по вопросу гомруля привлечены автором с целью выявления основных аргументов в пользу и против гомруля и сохранения англо-ирландской Унии, поскольку, как с точки зрения ирландских националистов, так и с точки зрения ольстерских юнионистов, значение этих документов далеко превосходило исключительно политические вопросы. Документы, включающие переписи населения, статистические и законодательные акты и отчеты комиссий привлечены автором в основном в вопросе экономического развития страны, внедрения в Ирландии программы английских школ 1831 г., кроме того, для анализа англо-ирландской политической полемики привлечены отчеты комиссий по т.н. «делу Парнелла». Значительную роль в
Hansard’s Parliamentary Debates. House of Commons Deb 17 September 1914 vol. 66; Hansard’s Parliamentary Debates. House of Commons Deb. 17 February 1916, vol. 80.
2 The Irish in America. 550–1972. A Chronology & Fact Book. Compl.and ed.
W.D.Griffin. NY., 1973. Irish Political Documents. 1916-1949 / Ed. Mitchell A.,
O‘Snodaigh P. Dublin: Irish Academic Press, 1985; Joseph L. Altholz. Selected
Documents in Irish History. NY. M.E. Sharpe, 2000; W.E. Gladstone et al. Hand
book of Home Rule. Lnd., 1886 – 1889; Irish Historical Documents. 1172 – 1922. /
Ed. By E. Curtis and R.B. McDowell. Lnd., 1943., Woollard M. Cen
sus of Ireland for the year 1841. Режим доступа: Census of Ireland for the year 1851 Режим доступа: Дата последнего обращения: 01.01.2015.
3 Appendix, Annual Report Commissioners 1881, XXIV // The Celtic Journal,
Vol.1, 1883. P. 98., The feasibility of Compulsory Education in Ireland. Read before
the Statistical Society, 5-th, May, 1879. Lnd., Edward Stanford, 1879; CNEI Report
(1835), Reports of the Commission of National Education in Ireland from the year
1834 to 1845 // PRIA, Section C. Vol. 98. N. 5, Dublin, 1998; Selection of Parochial
Examinations relative to the destitute classes in Ireland, from the evidence received
by His Majesty’s commissioners for enquiring into the condition of the poorer clas-
ses in Ireland. Dublin, 1835. Sixth Annual Report of St.Brigid's Orphanage. Dublin,
1862, P. 21 // J. Prunty. Battle Plans and Battlegrounds. Protestant Activity in the
Dublin Slums, 1840s – 1880s. P. 124 // Protestant Millennialism, Evangelicalism,
and Irish Society. 1790 – 2005 / Ed. Gribben Crawford, Holmes Andrew R. NY.,
Palgrave, 2006; Pamphlet containing the "recommendations" of the Royal Commis
sion of Inquiry into Primary Education (Ireland). Belfast, 1871; The Irish University
Bill. The Irish education question. The Council of the National Union of Conserva
tive and Constitutional Associations, Lnd., 1873; Convent Schools. Correspondence
written by Rev. Thomas Quin, P.P. Belfast, The Morning News Office, 1883; A
verbatim copy of the Parnell Commission report: with complete index and notes.
Lnd., 1890; The genesis of the Parnell Commission. Lnd.,1889; The truth about the
Parnellites: being extracts from the report of the Special Commission, and including
the findings of the judges on all the charges investigated. Lnd., 1890.
исследовании сыграли источники второй группы – программные труды политических деятелей: Т.В. Тона, Дж. О'Лири, А. Батта, Дж. Дэ-воя, П.Г. Пирса, Дж.Э. Редмонда, А. Гриффита4, и идеологов культурного возрождения – Т.О. Дэвиса, Ч.Г. Даффи, Д. Хайда, Э. Халл, А. Грегори. В этой же группе состоят и труды ирландских политиков и журналистов, которые также многое сделали для продвижения идей ирландского Ренессанса – С. О'Грэди, А.М. Салливана, Дж. Сигерсона, Д.П. Морана, речи ирландских политических и общественных деятелей5. Все они были тщательно рассмотрены автором исследования для анализа этапов конструирования ирландского культурного проекта.
Значительная роль в исследовании отведена третьей группе документальных источников, – публицистике, в которую входят: публици-
4 Life of Theobald Wolfe Tone, founder of the United Irish Society, and Adjutant
General and Chef de Brigade in the Service of the French and Batavian Republics.
Written by himself and edited by his son William T.W. Tone. In two Vol-
umes.Washington.Gales&Seaton.1826; Memoirs of Theobald Wolfe Tone. Written
by himself. Ed.by his son William Theobald Wolfe Tone. In two volumes. Lnd.,
1827; Davis. T. Our National Language. Dublin, 1854; Duffy C.G. Young Ireland.
Lnd., 1896; O'Leary J. Recollections of Fenians and Fenianism. In two volumes.
Lnd., 1896; Devoy J. Recollections of an Irish Rebel. With an Introduction by ean
Ling. Shannon, Irish UP, 1969; Redmond J.E. The Truth About the '98. By
J.E.Redmond; The Irish Question. No.6. Lnd., 1886; Redmond J.E. Ireland since'98
// The North American Review. Vol. 166, No. 497 (April, 1898), S.l. Pp. 385-397;
Griffith A. The Home Rule Bill Examined. Dublin, 1912; Griffith A. The Finance of
the Home Rule Bill. Dublin, 1912; Griffith A. The Resurrection of Hungary: A Par
allel for Ireland with appendices on Pitt's Police and Sinn Fein. Third edition / Dub
lin, 1918; Pearse P. Political Writings and Speeches. Dublin, 1966;Pearse P.H. The
Story of a Success. Ed.: Desmond Ryan. Dublin, 1963
5 Charles A.Read. The Cabinet of Irish Literature: Selections from the Works of the
Chief Poets, Orators, and Prose Writers of Ireland. Reprinted. Bibliolife. S.l., s.a;
Duddy T. A History of Irish Thought. Lnd., Routlidge, 2002; Phillips Ch. Irish Elo
quence: The Speeches of the Celebrated Irish Orators: Philips, Curran and Grattan,
to Which Is Added the Powerful Appeal of Robert Emmet, at the Close of His Trial
for High Treason. Philadelphia, 1836; Isaac Butt on Land Tenure. From Speech in
the House of Commons, 1876; Extracts from parliamentary speeches on the Irish
land question. Issued by the Irish Land committee. April, 1881. Dublin, 1881;
Speeches of the Right Honourable William Ewart Gladstone, M.P., in South-West
Lancashire, October 1868 // Bristol Selected Pamphlets, 1868. Liverpool, 1868:
Condemnations of crime: compiled from speeches delivered at meetings of the Land
League and National League in Ireland. – 1879–1887. – London, The Irish Press
Agency, 1888.
Arnold A. Free Land League: speech on the programmer of the League by Arthur Arnold, M.P. (President of the free Land League) at Borrow-in-Furness, on September 10, 1885 / A. Arnold. – Borrow-in-Furness, S.S. Lord, Printer, “News Office”, 1885.
стическая литература, популяризирующая ирландскую национальную идею6; памфлетная литература7, в которой отражены взгляды католического ирландского духовенства на ирландскую национальную проблематику и ряд сочинений английских интеллектуалов, касающихся актуальных вопросов ирландских исторических исследований и образования; путевые заметки8, содержащие многочисленные «свидетельства эпохи» об экономическом положении страны, и, одновременно с этим, изобилующие важными культурно-историческими отсылками.
Особо следует отметить четвертую группу, представленную научными трудами. Это – издания ирландских научных обществ9, к кото-
6 Bolg an tsolar: or Gaelic magazine: containing Laoi na Sealga:or, the famous Feni
an poem, called The Chase; with a collection of choice Irish songs. Belfast, Northern
Star-Office, 1795; M'Gregor J.J. True Stories from the History of Ireland. From the
Early Period to the Reign of Richard II. Second edition. Dublin, 1829; De Gaulle
Ch. The Celts of Nineteenth Century. An Appeal to the Living Representatives of
the Celtic Race. Translated from the original French, with notes by J.Davenport
Mason. Lnd., 1865. Davies E. Celtic Researches, on the Origin, Traditions and Lan
guage of the Ancient Britons, with some Introductory sketches on primitive society.
Lnd., 1804; Prichard J.C. The Eastern Origin of the Celtic nations Proved by a
Comparison of Sanskrit, Greek, Latin, and Teutonic Languages: Forming a Supple
ment to Researches into the Physical History of Mankind. Lnd., 1857; de Blacam A.
What Sinn Fein Stands for. The Irish Republican Movement, Its History, Aims and
Ideals, Examined as to their Significance to the World. Dublin, 1921; Henry M.R.
The evolution of Sinn Fein. Lnd., 1920; White J. R. The Significance of Sinn Fein –
Psychological, Political and Economic. Dublin. M. Lester Ltd., 1918.
7 The Hon. George L. Brodrick. English Land and English Landlords. An Enquiry
into the Origin and Character of the English Land System, with Proposals for its
Reform. Lnd., 1881; What Science is Saying about Ireland. Earl Grey Pamphlets
Collection, Lnd., 1882; Ireland and the Holy See: a retrospect 1866 v. 1883: illegal
and seditious movements in Ireland contrasted with the principles of the Catholic
Church as shown in the writings of Cardinal Cullen. Rome. May, 1883; The Most
Rev. Dr. Cullen versus the Tablet, Nation and Telegraph Newspapers // The Catho
lic Layman, Vol. 5. N. 52, Apr. 17, 1856; Staples R. Irish loyalty and English grati
tude; or, repeal of the Union the certain result of the destruction of the Irish church //
Bristol Selected Pamphlets, Dublin, 1869.
8 Balch. Wm. S. Ireland as I Saw it: the Character, Condition and Prospects of the
People. NY., 1850; Keshan D. Ireland, an Inquiry into social conditions of the coun
try, with suggestions for its improvement. Lnd., 1853; Clarke R.F. My Visit to Dis
tressed Ireland. N.Y., Benziger Brothers (American edition), 1883. Bicheno J.E.
Ireland and Its Economy: Being the Result of Observations Made in a Tour Through
the Country in the Autumn of 1829. Lnd., 1830., Тренч В. Стюарт. «Очерки ир
ландской жизни». СПб, 1873.
9 Transactions of the Iberno-Celtic Society for 1820. By Edward O'Reilly, Esq.
Vol. 1. Part 1. Dublin, 1820; Leabhar na G-Ceart, or the Book of Rights by John
рым редко обращаются исследователи. Однако, их ретроспективный анализ, как и анализ исторических (учебных) трудов10 ирландских и английских историков исключительно важен как для понимания широты культурно-политического контекста ирландского национализма, поиска его культурных архетипов и конструирования ирландского национального варианта истории, так и для выделения негативных архетипов, на опровержение которых он был направлен. К этой группе принадлежат и иллюстрированные хрестоматии11, содержащие важный материал по культурной тематике – репродукции картин, портреты ирландских художников, а также научные труды европейских лингвистов и литературоведов XIX в12., которые привлекались автором в связи с важностью изучения ирландской культуры и языка в Европе, что не могло не отразиться на формулировках построения национального культурного проекта его идеологами.
O’Donovan, esq., M.R.I.A. // Publications of the Celtic Society or the Irish Literary and Historical Association. Dublin, 1846.
10 Comerford T. The History of Ireland, from the Earliest Account of Time to the
Invasion of the English King Henry II. Dublin, 1826. ;Taylor W.C. History of Ire
land from the Anglo-Norman Invasion to the Union of the Country with Great
Britain. In two Volumes. NY., 1833; Moore T. History. Ireland. In two Vol-
umes.//The Cabinet Cyclopedia. Cond.by Rev. Dionysius Lardner, LL.D.,
F.R.S.L.&E. &c., &c. Assisted by Eminent Literary and Scientific Men. Lnd.,
1835;Olney J., Barber J.W. The Family book of History: Comprising a Concise
View of the Most Interesting and Important Events in the History of all the Civi
lized Nations of the Earth. Philadelphia, 1840; Mooney T. A History of Ireland,
from its first Settlement to the Present Time; Including a Particular Account of its
Literature, Music, Architecture, and Natural Resources…Boston, 1857;Corner
Julia. The History of Ireland from the Earliest Period to the Present Time. Adapted
for Youth, Schools, and Families. Lnd., s.a; Young T. Outlines of the History of
Ireland for Schools and Families. Dublin, 1868;Richey A.G. Lectures on Early
Irish History down to A.D. 1534. Dublin, 1869; Wright T. The History of Ireland;
from the Earliest Period of the Irish Annals, to the Present Time. NY., 1880.
11 The Irish World. Dublin, 1991; Sheeny J. The Rediscovery of Ireland's Past: The
Celtic Revival. 1830–1930. Lnd., 1980.
12Arnold M. On the Study of Celtic Literature and Translating Homer. The Works of Matthew Arnold in Fifteen Volumes. Vol. 5. Lnd., MacMillan, 1903; Stratton T. The Celtic Origin of a Great Part of the Greek and Latin Languages, and of Many Classical Proper Names, Proved by a Comparison of Greek and Latin with the Gaelic Language or the Celtic of Scotland. Edinburgh, 1870; de Jubainville H. D'Arbois. Etudes Sur Le Droit Celtique: Le Senchus Mor. Paris, 1881. Zimmer H. Keltische Studien von Heinrich Zimmer. Erstes Heft: Irische Texte mit Wterbuch von E. Windisch. Berlin, Weidmannsche Buchhandlung, 1881. Zimmer H. The Irish Element in Medieval Culture. Lnd., 1881.
Пятая группа содержит документальные источники личного характера – автобиографии и мемуары13. Автобиографии и мемуары участников Дублинского восстания привлечены автором диссертационного исследования для выявления идеологических причин их участия в восстании и идейных причин его последующей героизации в качестве маркера «национального ирландского сопротивления». В мемуарах Кэтлин О’Ши содержится важная информация о личности Ч.С. Парнелла. Кроме того, они проливают свет на архетип женщины, являющийся значимым в ирландской культурной системе.
Шестую группу составляют периодические издания. Она представлена ирландской прессой республиканского направления – газетами «Нэйшн», «Юнайтед Айришмен», «Викли Фриман», «Шан Ван Вокт». Были использованы публикации американского издания «Норф Аме-рикан Ревью», изданий «Айриш Таймс», «Католик Леймен», «Айриш Скулмистрес энд Фимейл Тичез Эссистант», «Юнайтед Айэленд». Привлечен ряд публикаций английских и российских периодических изданий XIX в.: «Иллюстрэйтед Лондон Ньюс» «Таймс», «Морнинг Пост», «Кэмбридж Интеллидженсер», «Кватерли Ревью», «Морнинг Хроникал», «Ньюс оф вэ Ворлд», «Викли Диспатч», «Дерби Меркью-ри», «Ноутс энд Квориз», «Вестник Европы», Отечественные Записки14. Анализ публицистической литературы позволил пролить свет на архетипы ирландского национализма, а также выявить связь культурной и политической компонент.
В отдельную, седьмую группу следует выделить художественную литературу15, среди которой большую ценность для понимания миро-
13 Peig Sayers, Peig: the autobiography of Peig Sayers of the Great Blasket Island,
translated by Brian MacMahon. Dublin, 1974; Peter O'Leary. My story by Peter
O'Leary, translated by C.T. O'Cirin. Oxford, 1987; O'Shea K. (Mrs.Charles Stewart
Parnell). Charles Stewart Parnell. His Love Story and Political Life. In Two Vol
umes. Vol.1 Cassell and Company, Ltd.,Lnd.-Toronto-Melbourne. 1914; O’Mailey
E. On Another Man’s Wound. Lnd., 1936; Breen D. My Fight for Irish Freedom.
Dublin, 1924; Young E. Flowering Dusk. Lnd., 1947.
14 The Nation. 1842, 1845; United Irishmen (Дж. Митчелла). 1848; United Irish
men (А. Гриффита), 1899; Weekly Freeman. 1883, 1919; Shan Van Vocht. 1897,
1898; North American Review. 1898; Irish Times. 1917; The Catholic Layman.
1856; United Ireland (1884); The Irish Schoolmistress and Female Teacher’s Assis-
tant. 1891; The Illustrated London News. 1843; The Times. 1848, 1865,1887; Morn
ing Post. 1798; Cambridge Intelligenser. 1798; Morning Chronical. 1798; News of
the World. 1847; Weekly Dispatch. 1867; Derby Mercury. 1867; Quaterly Review
(1869); Notes and Queries. 1871; Вестник Европы. 1868; Отечественные Запис
ки. 1871.
15 Синг Д.М. Драмы. М. Искусство, 1964; Йейтс.У.Б. Видение. М., 2000. Йейтс
У.Б. Кельтские сумерки. СПб., Инапресс, 1998; Йейтс У.Б. Звездный единорог.
Восемь пьес Нобелевского лауреата. М., Текст, 2001; Йейтс У.Б. Плавание в
воззренческой картины ирландских идеологов представляют поэтические произведения «младоирландцев», П.Г. Пирса и прочих ирландских националистов республиканского направления, пьесы Дж.М. Синга и В.Б. Йейтса, Леди Августы Грегори. Важным для понимания англо-ирландского идеологического противостояния является и английская художественная литература, в которой нашло отражение противопоставление «высокой» английской и «низкой» ирландской культур. Восьмую группу сформировали современные источники информации – верифицированные (подтвержденные) интернет-каналы ирландских образовательных учреждений и общественных организаций16. Привлечение этого ресурса отвечает поставленной в исследовании задаче описания востребованности национального ирландского проекта в современном ирландском обществе, а также процесса абсорбирования оформленной на рубеже XIX-XX вв. ирландской национальной идентичности в образовательные, общественные и информационные процессы.
Историография проблемы отличается междисциплинарной спецификой, и ее можно разделить на две основные группы. К первой группе относятся работы общего характера, посвященные истории развития ирландского национализма.
Среди отечественных в первую очередь следует выделить работы,
заложившие основы исторического исследования Ирландии. В дорево
люционной России исследование экономической и политической ис
тории Ирландии было проведено историком и экономистом Г.Е. Афа
насьевым17. В рамках советской методологической школы проводил
свои исследования П.М. Керженцев18, А.Д. Колпаков19. Особо следует
отметить коллективную монографию «История Ирландии»20, в кото
рой дан подробный анализ политического и социально-
экономического развития страны с периода раннего средневековья до
1970-х гг.. Наиболее широкое освещение в советской историографии
получили бурные события в истории Ирландии конца XIX – начала
Византию. Стихотворения. / Пер. с англ. Г. Кружкова. СПб., Азбука-классика, 2007; Литературное творчество Леди Августы Изабеллы Грегори см. по ссылке: .
17 Афанасьев Г.Е. История Ирландии. / Пред. Т.А. Михайловой. Изд. 3-е. М.,
Изд-во ЛКИ, 2007.
18 Керженцев П.М. Ирландия в борьбе за независимость. М., 1936.
19 Колпаков А.Д. Ирландия – остров мятежный. М., 1965; Колпаков А.Д. Ир
ландия на пути к революции. М., 1976.
20 История Ирландии. / Отв. ред. Л.И. Гольман. М., 1980.
ХХ вв.: национально-освободительная борьба, проблема гомруля, Ольстерский кризис и Дублинское восстание 1916 г. Этим вопросам посвятили свои исследования отечественные ученые Л.И. Зубок21, Е.Б. Черняк22, С.В. Толстов23. А.В. Мирошников24, В.И. Дуров25, Е.Ю. Полякова26 в своих работах развили исследование ирландского политического национализма с привлечением современных научных теорий. А.В. Мирошникову принадлежит ряд значительных работ, посвященных идеологии ирландского национализма. Особенно тщательно А.В. Мирошниковым исследована история фенианского движения, чему посвящена его монография «Ирландия и фении. 1850 – 1860». Весьма важно для постановки задач дальнейших исследований ирландского национализма и методологическое замечание А.В. Мирош-никова о невозможности проведения четких границ между направлениями ирландского национализма, сделанное им в монографии «Восстания и реформы. Ирландский национализм от установления Унии до Братства фениев (1800–1858)». В диссертационном исследовании В.И. Дурова на обширном архивном материале проанализирована роль прогерманизма в идеологии ирландского национализма. В ходе исследования, В.И. Дуров уделяет внимание и роли культурного возрождения в активизации политической ирландской повестки. Отдельно следует отметить важное замечание В.И. Дурова о дискуссионности вопроса о взгляде на ирландский лингвистический национализм. Вышеупомянутый автор считает его частью общего феномена ирландского культурного национализма, отмечая при этом, что ряд исследователей
21 Зубок Л.И. Ирландское восстание 1916 года // Историк-марксист. Б.м., 1937.
№5/6. С. 17–40.
22 Черняк Е.Б. Дублинская стачка 1913 года // Ученые записки по новой и но
вейшей истории ИИ АН СССР. М., 1957; Черняк Е.Б. Ольстерское движение
(1912–1914 гг.) // Империализм и борьба рабочего класса. Сб. ст. М., 1960.
С. 314–336.
23 Толстов С.В. Развитие национального направления в ирландском нацио
нально-освободительном движении 1913 – 1918 // Вопросы новой и новейшей
истории. Вып. 27. Киев. 1981. С. 25–53.
24 Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. М., Наука, 1982.
25 Дуров В.И. Германский фактор в развитии идеологии и практики ирландско
го национализма. (1900–1919 гг.) ДиС. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Во
ронеж, 2010.
26 Мирошников А.В. Джон Митчел: возрождение революционной тенденции в
ирландском национальном движении 1840-х гг // Вестник Воронежского Госу
дарственного Университета. Сер. 1, Гуманитарные науки. Вып. 1. Воронеж,
1998. C. 116–135; Мирошников А.В. Ирландия и фении. 1850–1860. Воронеж,
Из-во ВГУ, 1995; Мирошников А.В. Восстания и реформы. Ирландский наци
онализм от установления Унии до Братства фениев (1800–1858). Воронеж,
2001.
выделяют ирландский лингвистический национализм как самостоятельный феномен. Е.Ю. Поляковой принадлежит ряд статей, посвященных национальной ирландской проблематике. Таковы статьи «Национальная идея и раскол Ирландии» и «Ирландия – разделенная нация»27. Автор выделяет наиболее значимые точки в формировании ирландского национализма, указывая на религиозные и культурные факторы в качестве важных его составляющих. В статье «Национальная идея и раскол Ирландии» Е.Ю. Полякова указывает, что типология направлений ирландского национализма затруднена и классифицировать их можно лишь приблизительно, опираясь при этом на методы и цели соответствующих идеологов.
Классической зарубежной работой, посвященной истории Ирландии, является монография английского историка Т.А. Джексона «Борьба Ирландии за независимость»28, изданная в СССР в 1949 г. Несмотря на то, что исследование велось Джексоном в основном с учетом политических и экономических подходов, а ирландский национализм истолковывался им в качестве «национально-освободительного движения», ему удалось осветить некоторые культурные составляющие – в частности дать оценку деятельности Томаса Дэвиса и влияния образованной им газеты «Нэйшн» на республиканскую традицию.
Фундаментальным исследованием истории ирландского национализма является работа английского историка Роберта Ки «Зеленый флаг. История ирландского национализма»29. В центре внимания исследователя находится социальный контекст развития национализма в Ирландии. В этом отношении его работа может быть расценена как история идей ирландского национализма. Следующим фундаментальным исследованием стала работа Чарльза Тауншеда «Политическое противостояние в Ирландии. Правительство и сопротивление с 1848»30, в которой автором на основе большого количества источников проводится исследование британской реакции на политические требования ирландцев. Модернизации социально-политической составляющей традиции ирландского республиканизма посвящена работа ирландского историка Тома Гарвина «Националистические революции в
27 Полякова Е.Ю. Национальная идея и раскол Ирландии // Национальная идея
на европейском пространстве в XX веке. Сб. ст. Ч. II. М., 2005. C. 76–94; По
лякова Е.Ю. Ирландия – разделенная нация // Национализм в мировой исто
рии. Сб. ст. / Под ред. В.А. Тишкова и В.А. Шнирельмана. М., Наука, 2007.
С. 143–171.
28 Джексон Т.А. Борьба Ирландии за независимость. М., 1949.
29 Kee R. The Green Flag. A History of Irish Nationalism. Lnd,, 1972.
30 Townshend C. Political Violence in Ireland. Government and Resistance since
1848. Oxford, 1984.
Ирландии 1858–1928»31. Гарвин акцентирует внимание на расколе между республиканцами старой школы, конституционной традицией и рядовыми ирландцами по вопросу о применении силовой борьбы за ирландскую автономию. Культурное возрождение Том Гарвин рассматривает как одну из главных причин появления в стране общественных и политических организаций, оказавших влияние на политическую судьбу страны. В числе общих исследований выделяется книга английского исследователя, ученика Ч. Тауншеда Ричарда Инглиша «Ирландская Свобода. История национализма в Ирландии»32. Эта работа является комплексным исследованием ирландского национализма и истории Ирландии с начала XII в. до новейшего периода. Особую важность в работе играет заключение, в котором Р. Инглиш предпринимает попытку системно оценить ирландский национализм в исторической ретроспективе. Исследователь приходит к выводу, что ирландский национализм является современным феноменом, который, однако, обладает четко выраженными историческими корнями, уходящими в прошлое ирландской прото-нации.
Ко второй группе можно отнести специальные исследования ирландского национализма и культурного возрождения в Ирландии, которые велись в границах различных научных дисциплин и разделяются соответственно на исторические, литературоведческие и лингвистические.
В отечественной исторической науке проблема связей ирландского культурного возрождения и ирландского национализма освещена фрагментарно. Среди общих работ, в которых находит освещение эта тема, выделяется книга А.Д. Колпакова «Ирландия на пути к револю-ции»33. Широкую известность у отечественных исследователей ирландской проблемы приобрели книги и статьи А.П. Саруханян, в каждой из которых особо отмечается прочная связь между литературным творчеством, поиском самобытности и политической борьбой за автономию Ирландии. В заслугу исследователю стоит поставить систематизацию своеобразия языковых средств ирландских писателей, таких как мифологизм, яркая символика, образность, близость к национальному фольклору.
Языковые исследования национального варианта языка в Ирландии в настоящее время интересуют все большее количество отечественных исследователей. Отмечу одно из последних диссертационных исследований на эту тематику, выполненное О.О. Куреней «Особенности ирландского варианта английского языка в художественной литературе и
31 T. Garvin. Nationalist Revolutionaries in Ireland 1858–1928. Clarendon, 1987.
32 English R. Irish Freedom. The History of Nationalism in Ireland. Lnd., 2007.
33 Колпаков А.Д. Ирландия на пути к революции. М., 1967.
фольклоре Ирландии»34. Автор делает вывод о намеренном использовании писателями-ирландцами ирландского варианта английского языка и фольклорных сюжетов, начиная со второй половины XIX в., с целью привлечения внимания к социальным проблемам ирландцев. В художественной литературе, справедливо утверждает в своем исследовании О.О. Куреня, черты ирландских диалектов используются намеренно, создавая в противовес принятому негативному стереотипу «простачка-ирландца» новый архетип хранителя многовековой житейской мудрости.
Среди специальных зарубежных исторических исследований ирландского культурного возрождения XIX – начала XX в. выделяется книга Ф. Лайонза «Культура и анархия в Ирландии. 1890–1939»35. Лайонз отстаивает оригинальный взгляд на самобытность ирландской культуры. По его мнению, обозначение самобытности стало первой причиной «англо-ирландской анархии культур», в которой найти исконную ирландскую идентичность практически невозможно. Лайонз утверждает, что ирландская культура является изобретенной, и не может отразить гомогенности ирландского общества, несмотря на желания или идеи ирландской политической элиты. Книга обладает широчайшей источниковой базой, что несомненно делает ее важным исследованием по ирландской культурной и политической проблематике.
Ряду исследований свойственен междисциплинарный подход. К числу таковых относится монография немецкого исследователя Инке-на Шульзе «Национальная идентичность в драмах Йейтса, Синга и О'Кэйси»36. Исследование влияния ирландских литераторов на становление ирландской идентичности продолжено английским исследователем Дж. Кьюсаком в работе «Политика ирландской драмы: В.Б. Йейтс, Августа Грегори и Дж.М. Синг. К безусловным достоинствам исследования относится его насыщенность фактами и блестящее изложение материала.
Междисциплинарный подход к анализу взаимодействия культурной и политической составляющих ирландского национализма обусловил выбор методологической основы исследования. Сравнительно-исторический метод использован для выявления закономерностей и особенностей развития ирландского национализма. На его основе автором настоящего исследования была предложена модель развития
34 Куреня О.О. Особенности ирландского варианта английского языка в худо
жественной литературе и фольклоре Ирландии //Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата филологических наук. Сектор герман
ских языков ИЯ РАН., М., 2009.
35 Lyons F.S.L. Culture and Anarchy in Ireland. 1890 – 1939. Oxford, 1979.
36 Shulze I. National Identity in the Dramatic Works of Yeats, Synge and O'Casey.
GRIN Verlag, 2007.
ирландского национализма «мы-они». Структурно-системный метод использован для установления взаимосвязей между социально-экономическим положением Ирландии и социально-политической жизнью общества. Этот метод был использован при разработке схемы поэтапного развития ирландского культурного проекта. Метод истории ментальностей использован для анализа восприятия переработанной героики ирландских мифов в повседневной жизни ирландцев. Герменевтический метод использован при описании значимой ирландской символики. Основными научными принципами послужили принцип историзма и социо-культурный принцип, позволяющий выявить идеологическое ядро ирландского национализма в сплетении религиозных, культурных, политических и экономических аспектов.
Взаимосвязь ирландского культурного и политического национализма, по мнению автора настоящего исследования, осуществлялась в двух основных направлениях. Во-первых, развитие ирландского национального политического проекта осуществлялось вместе с развитием ирландского культурного проекта, который обеспечивал первому идеологическую основу. В течение всего XIX в. точками активизации культурного и политического ирландского национализма становились то городские (с опорой на ирландскую интеллигенцию и политическую элиту), то сельские (с активизацией ирландской Католической церкви и крестьянства) районы страны, отношения между которыми заметно влияли на активизацию культурного или политического аспектов.
Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
-
Ирландское культурное возрождении конца XIX – начала XX вв. было подготовлено десятилетиями конструирования национального ирландского культурного проекта;
-
Национальный ирландский культурный проект развивался в течение всего XIX в. и состоял из последовательных этапов:
а) на первом этапе, осуществлявшемся с конца XVIII до заключе
ния Англо-ирландской унии 1800 г. произошло обобщение ирландских
культурных символов и мифологем;
б) на втором этапе – с 1801 г. до конца первой трети XIX в. проис
ходило становление ирландской культурной модели, которая склады
валась наряду с политической моделью противопоставления «мы-
они». Успеху в широком восприятии самобытной культурной модели
способствовала католическая эмансипация и «Общественные собра
ния» рипиллеров. Кроме того, в рамках «Общественных собраний
произошло и становление ирландского гражданского общества.
в) с середины 1840х до 1870-хх гг. происходил «этап архетипов»,
связанный с деятельностью «младоирландцев» и «ирландских конфе-
16
дератов». Данному процессу способствовала и неблагобриятная социально-экономическая ситуация, в которой английская довлеющая культура стала восприниматься в качестве внешнего раздражителя. На конструирование ирландского национального культурного и политического проектов большую роль оказало социально-экономическое положение Ирландии. «Великий голод», смерть и массовая эмиграция ирландцев, а также нарастающая культурная экспансия со стороны Великобритании, выраженная в подавлении ирландской культурной системы английской системой «высокой» культуры, вызвало отторжение в Ирландии, которое стало фоном для выработки собственных культурных архетипов соответственно национальной модели противопоставления «мы-они».
в) 1870 – 1900 гг. Важнейший прикладной этап, когда по всей Ир
ландии стали открываться популяризирующие научные исследования
ирландского культурного наследия общественные организации.
г) 1900 – 1916 гг. «Этап синтеза». Борьба за гомруль, отсрочка его
введения в результате начала Первой мировой войны, Дублинское вос
стание 1916 г. – все эти факторы способствовали выделению полити
ческой партии Шинн Фейн, в рамках которой произошел успешный
синтез культурного и политического аспектов в самодостаточный
национальный проект.
-
Заключительный этап формирования национального ирландского культурного проекта связан с социально-экономической модернизацией, произошедшей в Ирландии в последней четверти XIX в..
-
Ирландский республиканский и конституционный типы политического национализма во многом исходили из единой культурной парадигмы «удревления» истории. Однако, республиканский национализм «видел» славное прошлое ирландской нации в древности ирландского эпоса и легенд, а конституционный настаивал на христианском образе цивилизованной Ирландии.
-
Свою силу ирландский культурный проект обретал на страницах собраний трудов ирландских научных обществ и в выработке национального варианта истории. В этом процессе наблюдалось, с одной стороны, противоречие с английской методологией научных исследований, с другой стороны, вырабатывалась ирландская научная самобытность.
Практическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в использовании его результатов при разработке спецкурсов по истории Ирландии, спецкурсов, посвященных развитию национальной идеи на европейском пространстве, в дальнейшем, более глубоком исследовании феномена национализма, в частности его культурной составляющей, при оценке современных
политических событий, связанных с формированием или сохранением национальной идентичности.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения диссертации нашли апробацию в выступлениях и докладах автора на следующих семинарах, круглых столах и конференциях:
-
Международная научно-практическая конференция «Первая мировая война и современный мир». (Москва, 26–27 мая 2010 г.).
-
Международная научная конференция «Британия: история, культура, образование». (Ярославль, 24–25 сентября 2012 г.).
-
Международная конференция «История Британии: современные исследования». (Москва, 22 марта 2013 г.).
-
Международная научная конференция «Первая мировая война, Версальская система и современность. (Санкт-Петербург, 11–12 октября 2013 г.).
-
Всероссийская научная конференция «Британский мир»: опыт политического, социального и культурного развития. (Санкт-Петербург, 20–21 марта 2014 г.).
-
Международная научная конференция «Россия – Британия: взаимодействие культур и социумов». (Москва, 20–21 ноября 2014 г.).
7. Всероссийская научная конференция «Британский парламент вчера и сегодня». (Москва, 27 марта 2015 г.
8. Международная научная конференция «Британия: история,
культура, образование». (Ярославль1 – 2 октября 2015г.).
Структура диссертации: Настоящее диссертационное исследование общим объемом 250 страниц состоит из введения, трех глав (каждая из которых разделена на три параграфа), заключения, списка сокращений, списка источников и литературы и приложений.
Развитие культурного национализма в Ирландии во второй половине XVIII – начале XIX века
Широкую известность у отечественных исследователей ирландской проблемы приобрели книги и статьи А.П. Саруханян, в каждой из которых особо отмечается прочная связь между литературным творчеством, поиском самобытности и политической борьбой за автономию Ирландии. В работе «Современная ирландская литература» исследователь отмечает, что «многовековая борьба за национальную независимость, необходимость защищать самостоятельность своей культуры обусловили тесную связь ирландской литературы с народно-поэтическими традициями. Она чаще, чем литературы многих других наций, обращалась к своему прошлому, чтобы освоить и утвердить его в настоящем»35. В заслугу исследователю стоит поставить систематизацию своеобразия языковых средств ирландских писателей, таких как мифологизм, яркая символика, образность, близость к национальному фольклору. Не обходит вниманием исследователь и вопросы о связях английской и ирландской литератур. В статье «К вопросу об англо ирландских литературных связях XVIII – XIX веков»36 А.П. Саруханян отмечает, что ирландская литература не может рассматриваться вне связей с борьбой за воссоединение страны. Она также обозначает вопрос о древности ирландской литературной традиции и общем кельтском влиянии на европейскую культуру. Несмотря на современную дискуссионность этих вопросов, их обозначение, безусловно, является одной из заслуг уважаемого автора. Очень интересен анализ ряда работ ирландских ученых, сделанный А.П. Саруханян в статье «История Ирландии в зеркале ирландской литературной критики». В ней исследователь ставит помимо прочих вопрос об общественном статусе ирландской литературы, указывает на ряд дискуссионных вопросов, касающихся сюжетов протестантской и католической традиций в ирландской литературе. Языковые исследования национального варианта языка в Ирландии в настоящее время интересуют все большее количество отечественных исследователей. Отмечу одно из последних диссертационных исследований на эту тематику, выполненное О.О. Куреней «Особенности ирландского варианта английского языка в художественной литературе и фольклоре Ирландии»38. Автор делает вывод о намеренном использовании писателями-ирландцами ирландского варианта английского языка и фольклорных сюжетов, начиная со второй половины XIX в., с целью привлечения внимания к социальным проблемам ирландцев. В художественной литературе, справедливо утверждает в своем исследовании О.О. Куреня, черты ирландских диалектов используются намеренно, создавая в противовес принятому негативному стереотипу «простачка-ирландца» новый архетип хранителя многовековой житейской мудрости.
Среди специальных зарубежных исторических исследований ирландского культурного возрождения XIX – начала XX в. выделяется книга Ф. Лайонза «Культура и анархия в Ирландии. 1890 – 1939»39. По сути, это цикл лекций, посвященных политической и культурной истории Ирландии. Лайонз отстаивает оригинальный взгляд на самобытность ирландской культуры. По его мнению, обозначение самобытности стало первой причиной «англо-ирландской анархии культур», в которой найти исконную ирландскую идентичность практически невозможно. Лайонз утверждает, что ирландская культура является изобретенной, и не может отразить гомогенности ирландского общества, несмотря на желания или идеи ирландской политической элиты. Автор четко отделяет идеи ирландского политического национализма от их воплощения, и главной проблемой видит непреодоление влияния английской культуры и языка на рождающуюся национальную ирландскую культуру. Книга обладает широчайшей источниковой базой, что несомненно делает ее важным исследованием по ирландской культурной и политической проблематике.
Ряду исследований свойственен междисциплинарный подход. К числу таковых относится монография немецкого исследователя Инкена Шульзе «Национальная идентичность в драмах Йейтса, Синга и О Кэйси»40. Автором сделан глубокий анализ национальных мифологем в творчестве В.Б. Йейтса, Дж. Синга и Ш. О Кэйси, проведен анализ общественной проблематики распространения данных мифологем посредством театра, наполненности «политического вакуума» интересом к ирландской литературе. Исследование влияния ирландских литераторов на становление ирландской идентичности продолжено английским исследователем Дж. Кьюсаком в работе «Политика ирландской драмы: В.Б. Йейтс, Августа Грегори и Дж.М. Синг»41. Кьюсак подробно анализирует сюжеты произведений Йейтса, Синга и А. Грегори, указывает на фольклорные черты в образах героинь и героев, через которые прослеживается связь с народной культурой. Исследователь также приводит важные факты из жизни Йейтса и Синга, отмечает их сложные и противоречивые отношения с республиканским крылом ирландского национализма, анализирует постановки пьес на театральных подмостках. К безусловным достоинствам исследования относится его насыщенность фактами и блестящее изложение материала.
Социальное и экономическое положение Ирландии в середине XIX века
В религиозном направлении реформ большую роль сыграла ирландская
протестантская аристократия, которая, по утверждению Айрин Вилан, «дала евангелическому моральному крестовому походу чувство общего движения и обеспечила направление к установлению аристократического лидерства консервативного протестантизма в Ирландии…»189. Аристократические протестантские ирландские семьи поддерживали формирование организаций, опирающихся на доктрину «протестантского господства», основой которой было положение об отказе католикам в праве на власть. В рамках этой доктрины католическая Ирландская церковь и Папа Римский ассоциировались не просто с «суеверием», а с «антихристом»190, власти которого каждый протестант должен противостоять. В сложившемся социальном контексте культурные различия стали играть существенную роль, «ирландский колониальный опыт означал, что культурные различия между классами принимали крайние формы»191.
В 1831 г. Британия инициировала в Ирландии программу «национальных школ», в которых обучение должно было вестись исключительно на английском языке. Возможность получать классическое начальное образование в Ирландии была предоставлена городскому англоязычному населению. Еще в 1806 г. «Лондонское Хибернианское Общество» начало приводить в жизнь план по образовательным программам и распространению англоязычной Библии среди ирландцев. Под эгидой протестантской церкви в Ирландии происходило наращивание роли протестантов в качестве «культурной и социальной элиты», чей уровень образованности в результате английской политики значительно превосходил «католическое большинство, доля неграмотности которого в начале XIX в. была чрезвычайно высокой»192. Для проверки деятельности школ в Ирландии была учреждена специальная комиссия, состоящая из ирландских протестантов – «Комиссия Национального Образования Ирландии». Существовал и ряд других контролирующих организаций: «Ирландские Христианские Братья», «Общество Церковного Образования Ирландской Протестантской Церкви», «Брансвик Клаб», «Британское Общество Реформации». Размах программы и ее интенсивность привели к тому, что уже в 1851 г. более 75% населения Ирландии в той или иной степени владели английским языком193. Согласно отчетам «Комиссии Национального Образования» к 1835 г. 1106 школ посещали 145 тысяч 521 ученик, в 1845 г. 8684 школы посещало 770 тысяч учеников194. Конфессиональный признак ощутимо влиял на систему образования в Ирландии, что позже сказалось на вплетении образовательной проблемы в ирландскую национальную проблематику, наполняя смыслами национальную ирландскую модель противопоставления «мы-они». Это также создало предпосылки для создания проектов национального образования в Ирландии «по-ирландски» (на гэльском языке), которым большое внимание уделяли деятели Гэльского возрождения конца XIX в..
В сельской местности были сосредоточены католические полулегальные т.н. «школы для бедных», в которых преподавание вели в основном странствующие учителя и священники195. В монографии Тома Гарвина «Национальные революции в Ирландии» проанализировано влияние странствующих учителей и католического священства на рост национального движения в Ирландии XIX веке. Отталкиваясь от значения успеха эмансипации католиков, Гарвин подчеркивает тесную связь между священниками, учителями и «патриотами» – как он называет ирландских националистов середины XIX в.. Их деятельность, по мнению Гарвина, способствовала изменению общественно-политической повестки, вновь сместив центр тяжести развития национального проекта в сельские районы страны. Католическая церковь выступала в роли «оградительницы» традиционной ирландской культуры, которая долгое время была «заблокирована» извне, священники писали статьи и памфлеты, в которых особое значение придавали идеям «инаковости», противоставления ирландских католиков протестантам, а учителя, многие из которых обучались в католических учебных заведениях, выступали в роли распространителей церковных идей196. Впрочем, этим их деятельность не ограничивалась. Свою роль играла «ответная реакция» ирландцев – идеал средневекового ирландского монаха и связанной с ним учености стал в XIX в. романтизироваться и наделяться истинным «кельтским духом». Множественное миссионерство в сельские районы страны было заметной приметой времени. Чему же учили своих воспитанников эти новые миссионеры и чем отличались от учителей-протестантов? С начала XIX в. выпускники Мейнутской семинарии могли составить успешную конкуренцию выпускникам старейшего в Ирландии протестантского Тринити колледжа. Для того, чтобы убедится в том, что католическая высшая школа не соответствовала протестантским представлениям о «воспитании суеверий», достаточно рассмотреть список преподаваемых в Мейнуте дисциплин: гуманитарное направление: латынь, древнегреческий, современные языки – английский, ирландский, французский; философия – логика, метафизика, этика; цикл точных и естественнонаучных дисциплин, в который, помимо алгебры и геометрии были включены и разделы физики – оптика, гидравлика, механика и изучении химии. Безусловно, в семинарии большая часть обучения отводилась на изучение богословских дисциплин197. Элементы классического образования включались и в преподавание в школах для бедных: «Будь благословенно то время, когда учителей в бедных школах было словно черники в Ирландии, когда ученики сидели на кусках торфа, но каждый знал Вергилия, Горация и Гомера так же хорошо, как он знал последнюю балладу о каком-нибудь повешенном повстанце…»
Развитие ирландского национального движения во второй половине XIX века. Экономический и политический аспекты
Каллен жестко критиковал периодические издания, в деятельности которых видел намек на революционные настроения. В 1856 г. в журнале «Католик Лэймен» была напечатана заметка, в которой отмечалось, что Каллен, помимо самого «Католик Лэймен» исключил из читален молодежных католических обществ Дублина газеты «Тэблэт», «Тэлэграф» и «Нэйшн»308. В 1864 г. Каллен написал пасторское письмо, в котором резко осудил деятельность фенианской газеты «Айриш Пипл» как «оскорбляющую нашу религию, продвигающую революционные доктрины и вовлекающую страну в глупую бойню»309. Придерживаясь принципов конституционного национализма, провозглашенных О Коннеллом, которого Каллен ставил в образец «мирной борьбы и силы разума», он стремился пресечь деятельность фениев не только в Ирландии, но и в Америке, с целью чего он вел переписку с американскими католическими епископами. Судя по тому, что епископы в 1864 г. постановили исключить фениев из Католической церкви, действия Каллена увенчались успехом. «Фенианизм оказался …чрезвычайно выгодным делом для его лидеров в Америке…Собрав миллионы долларов, они могут жить в огромных дворцах…оставив Ирландии несчастья»310, – писал Каллен архиепископу Филадельфии Джеймсу Вуду. Бескомпромиссность Каллена311 сделала из него одну из самых одиозных фигур середины XIX в..
Оценивая деятельность архиепископа Пола Каллена, в первую очередь следует выделить предложенную им альтернативу нарастающей секуляризации в европейском обществе, а в ирландском политическом поле второй половины XIX в. он первый заговорил о возможности конституционного ограничения полномочий Англиканской церкви в Ирландии. Каллен также обозначил возможность законодательного изменения земельных отношений, решения проблем бедности среди ирландского населения повышением уровня его грамотности. «Необходимо развивать образование, защищать сельскохозяйственное производство и освобождать Ирландию от оков протестантизма»312, – писал Каллен. Идеи пасторских посланий Каллена разделялись в английской политической среде, в особенности среди либералов. Но и консерваторы разделяли т.з. Каллена на «корень ирландских зол» – «деструктивную идеологию фенианизма». Однако, в вопросе образования либералы не видели очевидной для Каллена связи между устранением главенства протестантской Церкви Ирландии и установлением системы католического образования. В Ирландии этот вопрос тоже вызывал разногласия: часть ирландских политиков считали, что образование в первую очередь должно быть всеобщим и бесплатным, а не религиозным, что ставил во главу угла Каллен.
Серьезность сложившейся в Ирландии социально-экономической ситуации, обострившей англо-ирландские противоречия во второй половине XIX в., заставляет английских политиков ввести этот вопрос в повестку обсуждения в Вестминстере. Либеральный курс, обозначенный премьер министром Вильямом Эвартом Гладстоном, занявшим этот пост в 1868 г., предполагал глубокое реформирование социально-экономического положения Ирландии. Гладстон строил свой реформаторский курс «справедливости для Ирландии»313 на трех «китах»: земельной реформе, регулировании отношений государства и церкви («disestablishment»), реформирования системы образования. Экономические реформы были призваны преодолеть разрыв, вызванный неравномерным региональным развитием Ирландии. Политика протекционизма, которой руководствовалась английская политическая элита в начале XIX в., негативно повлияла на ирландскую экономику. С явным перевесом в пользу Ольстера, – практически единственного региона в Ирландии с устойчиво развивающейся промышленностью, остальные регионы страны были законодательно, – через
ограничение торговыми пошлинами и отсутствием государственной поддержки развития индустриальных и промышленных областей экономики, ограничены в экономическом развитии. Ситуация осложнялась отсутствием правового регулирования земельных отношений между лендлордами и арендаторами. Гладстоном был внесен законопроект, направленный на регулирование системы землепользования в Ирландии – Земельный Акт 1870 г., который упорядочивал отношения между землевладельцем и арендатором. В его основу легла существующая система «ольстерского обычая»: «Там, где есть закрепленный обычай, равнозначный Ольстерскому, и где лендлорд подчиняется этому обычаю – пусть и там будут те же преимущества, которые есть в Ольстере»314, – говорил Гладстон в Парламенте. Согласно Земельному акту, землевладелец не мог самостоятельно повышать арендную плату за землю, а арендатор, согласно отдельным статьям, наделялся правом оформить часть земли в собственность. Вместе с тем, закон оказался недостаточно проработанным, и на практике мало ограничивал права лендлордов, которые по-прежнему могли де-факто произвольно повышать размеры арендной платы. К тому же, у него нашлось немало противников среди политической элиты в Ирландии. Еще до его принятия, против закона в Парламенте выступил секретарь по колониальной политике граф Грэнвиль, критиковал его и секретарь по делам Ирландии лорд Честер Фортескью Карлингфорд. Грэнвиль заявил, что корень всех зол земельной проблемы в Ирландии заключен не в лендлордах, а в «ирландских порядках», а Фортескью высказал точку зрения, что предложенный Гладстоном Земельный акт является лишь имитацией «Ольстерского обычая», и не отвечает ни интересам землевладельца, ни интересам арендатора
Конституционный путь ирландского национального движения: его лидеры и культурные архетипы
«Эра Парнелла», символизирующая отстаивание Ирландией собственного культурного и политического пути, завершилась спадом и политической сумятицей. Единственной возможностью продвинуть ирландский политический проект стала опора на культурные «национальные корни», когда политика абсорбировала культурную мифологему. Это был один из тех моментов в истории Ирландии, когда главную роль стала играть личность лидера. В истории Ирландии начала XX в. имя основателя партии Шинн Фейн Артура Гриффита связано с принятием ряда ключевых политических решений, касающихся независимости страны. Между тем, из исследовательского поля часто уходит важный вопрос о связях А. Гриффита и Шинн Фейн с ирландским культурным проектом. В данном параграфе осуществлена попытка раскрыть эту связь. По мнению автора настоящей работы, развитие взаимоинтеграции культурной и политической компонент отличалось чередованием, когда наблюдалось перемещение политического вопроса в культурную плоскость, а культурного вопроса – в политическую. Это чередование было также связано с экономическим фактором развития Ирландии в XIX – начале XX вв.. Экономические проблемы аккумулировали развитие культурной парадигмы, порождали в ослабленном экономическим упадком ирландском обществе всплеск поиска культурной самобытности. А. Гриффит очень четко понимал эту связь: «Сегодня нам необходимо создать организацию, в рамках которой будут предприняты практические шаги к сохранению ирландской идентичности, развитию нашей промышленности, защите нашей экономики и сохранению наших людей на их родине»536, – писал Гриффит в своей газете «Юнайтед Айришмен». Горькая сентенция Гриффита о том, что «Ирландия продолжает эмигрировать», не имея «новых свободных мыслей», а также его сожаление по поводу ориентирования существующих общественно-политических организаций на древние мифологемы, отнюдь не означала критику А. Гриффитом самобытной ирландской культурной системы. Она была вызвана опасениями Гриффита, что ориентирование исключительно на внутренние мифологемы приведет к изоляции страны. Тем не менее, основной принцип ирландской культурной системы – принцип преемственности, прослеживается и в деятельности Гриффита, в особенности той, что предшествовала образованию Шинн Фейн. Скорее, этот упрек, обращенный в первую очередь к Ирландской Парламентской Партии, был отражением личных переживаний А. Гриффита, который глубоко чтил скончавшегося в 1891 г. лидера ИПП Ч.С. Парнелла. Критики «парламентаризма», как называли курс ИПП его современники, в числе которых был и молодой А. Гриффит, указывая, что дальнейший компромисс с Англией означает тупик, пытались найти прочный фундамент для собственных построений.
А. Гриффит целенаправленно создавал политическую национальную партию с опорой на ирландский культурный архетип. К 1905 г., когда партия Шинн Фейн была основана, Гриффит уже прошел достаточный путь общественного организатора и журналиста. С 17 лет А. Гриффит посещал литературный кружок Лейнстерского Литературного Общества, был частым слушателем на открытых собраниях ИПП, где глубоко вдохновился идеями Ч.С. Парнелла о включении в ирландскую национальную проблематику социально-экономической повестки и построении ирландской нации вне конфессионального компонента. «То, что Парнелл говорит сегодня, Ирландия будет говорить завтра»537, – писал молодой Гриффит в одной из своих ранних работ. Соратником Гриффита стал Вильям Руни – молодой человек, увлекающийся литературой, историей и культурой Ирландии, с которым юный Гриффит познакомился на собрании Лейнстерского Общества. Гриффит высоко ценил Руни, он даже отводил ему роль человека «возрождающего народ». Во многом благодаря В. Руни А. Гриффит сам стал глубоко интересоваться ирландской культурой. В 1899 г. увидел свет первый номер газеты Гриффита и Руни «Юнайтед Айришмен». Название газеты было выбрано неслучайно, де-факто означая возрождение одноименной газеты Дж. Митчелла. Это подтверждалось ее основателями и в одной из статей первого номера, в которой они утверждали, что «принимают национализм 98, 48 и 67 годов и призыв Граттана оживить Ирландию»538. Первые номера «Юнайтед Айришмен» были наполнены публикациями о возрождении ирландской культуры, изобиловали отсылками к творчеству Т. Дэвиса. Не останавливаясь на достигнутом, Руни и Гриффит основали в 1901 г. Кельтское Литературное Общество, в которое влились ирландские интеллектуалы – В.Б. Йейтс, М. Гонн, Д. Хайд, Дж. Конноли, Д. ОЛири.
Известный ирландский писатель Патрик Колум заметил в своей статье «Артур Гриффит: ирландский политический деятель», что опора на ирландскую культурную систему позволила Гриффиту «расширить политический горизонт»539. В своей статье П. Колум отмечает, что Гриффит был человеком глубоких знаний, хорошо ориентировался в истории, политике и культуре Европы, входил в «круг интеллектуалов» Ирландии.