Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Веселова Людмила Сергеевна

Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР
<
Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веселова Людмила Сергеевна. Институт «гуаньси» в социальной и культурной истории КНР: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / Веселова Людмила Сергеевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"].- Казань, 2016.- 192 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы гуаньси в Китае. Историография 13

1.1. Неформальные отношения в Китае: историография вопроса 13

1.2. Формирование и становление концепции в Китае 43

Глава 2. Институт «гуаньси» в торгово-предпринимательской и социально политической средах Китая с древних времен до наших дней 68

2.1. Появление и формирование «гуаньси» в торговой среде 68

2.2. Категория лица (Щ - «мяньцзы») как базовое выражение института

2.3. Основные составляющие «гуаньси»: симпатия (Aft- «жэньцин»), привязанность (ШЩ- «ганьцин»), доверие (Ш- «синьжэнь»), надежность (Щ Ш - «кэсинь»), «красные конверты» (М- «хунбао») и дарение подарков 97

Глава 3. Эволюция института «гуаньси» в КНР (1949 г. - начало XXI в.) 114

3.1. Неформальные отношения в китайском обществе в 1949 - 1970-х гг 114

3.2. «Гуаньси» в период социалистической рыночной экономики 123

3.3. Культурная схожесть и различия между «гуаньси» в Китае и блатом в России 136

Глава 4. Влиянии неформальных отношений на бизнес-процессы в КНР 145

4.1. Влияние «гуаньси» на многонациональные компании в Китае 145

4.2. Неформальные отношения - проявление коррупционной деятельности или культурная специфика Китая? 152

Формирование и становление концепции в Китае

Первые четыре типа взаимоотношений являются связями между близкими родственниками, в то время как последние два служат для организации клана. Помимо перечисленных взаимоотношений существуют связи между четвертыми и пятыми поколениями, а также родственниками по женской линии, которые расширяют родственный круг.

Семья была тем институтом, который с детства прививал основы взаимоотношений. В своей доктрине «Пять важнейших отношений» (3f - «у лунь»), Конфуций не только установил социальные нормы, ценности и иерархическую систему власти общества, но и обозначил фракционные связи, существующие в китайском обществе. Согласно «улунь» в китайском обществе существовали отношения между правителем и подданными (SL - «и»), отцом и сыном ( - «цин»), женой и мужем (ij - «биэ»), старшим и младшим братом (ЯР - «сю») и дружеские отношения (fg - «синь»).

Общаясь с людьми, человек должен отталкиваться от двух важнейших факторов - близости отношений и неофициальной иерархии, которую должен знать каждый.42 Конфуцианцы считали, что отношения между отцом и сыном должны быть пронизаны любовью и сплоченностью; отношения между правителем и министрами должны быть справедливыми; между мужем и женой всегда должно присутствовать внимание к своим обязанностям; отношения между старшими и младшими должны осуществляться через надлежащий порядок; а между друзьями должна сохраняться преданность. Китаец осмысляет свои качества через оценку группы, и в этом плане сознание китайцев является группо-ориентированным, в отличие от эго-ориентированного сознания представителей европейской цивилизации. Для среднестатистического китайца «контактная группа», которую представляет семья, клан, знакомые, друзья и т.д. играет значительно более важную роль, чем для любого европейца. В романе Юн Чжан «Дикие лебеди: Три дочери Китая» одна из героинь, описывая жизнь в

Китае, замечает, что «никто не мог выйти за жесткие рамки той или иной сословной категории: в анкете рядом с датой рождения и полом неизменно стояла графа «социальное происхождение»; этим определялись карьера, отношения с людьми, вся жизнь. Представители привилегированных слоев часто держались надменно, а рожденные в «дурных» семьях были обречены на жалкое существование. В результате все мы зациклились на том, кто из какой семьи родом и нередко задавали этот вопрос при первом же знакомстве».43

В императорском Китае в богатых семьях у сыновей было важное преимущество - родители могли дать им образование. Впоследствии они могли сдавать экзамены на чиновничью должность, получив которую, они повышали статус всей семьи, так как они попадали в сословие ученых мужей ( – «шэньши»), т.е. в одно из четырех официальных сословий императорского Китая. В императорском Китае, начиная с правления династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.н.э.) и заканчивая правлением династии Цин (1644-1911 гг.), за исключением времени монгольского правления (1271-1368 гг.), люди могли продвинуться вверх по социальной лестнице только с помощью сдачи государственных экзаменов и получения ученой степени «шэньши». Сама система государственных экзаменов была учреждена в период правления династии Хань, но представители высших сословий все равно имели преимущества при получении государственных постов. Влияние аристократии стало снижаться к периоду правления династии Тан (618-907 гг.), когда система государственных экзаменов стала достаточно развитой.

Программа государственных экзаменов была зачастую ограничена классическими конфуцианскими трудами. Успешные кандидаты распределялись по всем провинциям Китая, имея при себе лишь основные знания о конфуцианстве, в соответствии с которыми они принимали решение. Таким образом, конфуцианская идеология распространялась во все уголки Китая и стала основополагающим критерием при решении различных вопросов.

Юн Чжан: Дикие лебеди: Три дочери Китая. – СПб: ИД Ивана Лимбаха, 2008. С. 74 На всем протяжении истории императорское правительство поддерживало изучение конфуцианства. Например, в 124 г. до н.э. в период правления династии Хань была открыта академия Тайсюэ (Ж ), которая считалась высшим учебным заведением, и в которой основную часть учебной программы составляло изучение конфуцианской классики. Данное учебное заведение просуществовало вплоть до конца правления династии Южная Сун (1279 г.).44 Также, важную роль играла академия Ханьлинь ( Ш # Ш ), просуществовавшая с 738-1911 гг. Данное учреждение совмещало функции учреждения по делам культуры, императорской канцелярии по особо важным делам и органа идеологического контроля. Она была создана в 738 г. для составления проектов указов и научных трудов по высочайшему повелению. С X-XI вв. в обязанность академии вменено также государственное историописание. В эпоху Цин (1644-1911 гг.) при участии и под контролем академии активизировалась подготовка литературных сборников, антологий, словарей, энциклопедий, библиографических изданий. В числе главных задач академии, упраздненной в 1911 г., оставались помощь императору в организации управления на канонических основаниях, поддержание политико-идеологических традиции и формирование офиц. политики в области культуры.45 Даже в Республиканский период высшее образование, полученное сыновьями, способствовало продвижению семьи в группу местных политических лидеров, функции которых были сравнимы с функциями «шэньши». Большая семья представляла собой тесное и эффективное объединение большой группы людей, которые являлись источником экономической и социальной власти. Примеры крупных семьей подталкивали китайцев к установлению прочных связей с членами около родственного круга в попытке получить преимущества - богатство, престиж, авторитет.

Категория лица (Щ - «мяньцзы») как базовое выражение института

Помимо внутрисемейного круга лиц человеку приходилось взаимодействовать с официальными лицами, учителями, коллегами, соседями и друзьями. Многие из этих социальных отношений были результатом прямых или косвенных родственных контактов, и иногда даже напоминали по своей структуре семью. Так, например, «обращаясь к государственному официальному лицу, говорили «родитель-чиновник» (ЦЦ Ш «фумугуань»), а к народу «дети» (MR) «цзуминь»».149

Взаимоотношения между учителем и учеником также строились наподобие отношений между отцом и сыном: от ученика ожидали такого же почтения и уважения, которое он оказывал своим родителям. Дружба или соседство рассматривались в контексте семейных, братских отношений, в беседе друзья называли друг друга «старшими» или «младшим» братьями. Членство во всех видах социальных организаций, будь то братство, женское или литературное общество, бизнес-организации или ремесленные гильдии, было структурировано в соответствие с возрастом и поколением.

В многочисленных тайных обществах, которые существовали в Китае («Учение о пути великого равенства», «Секта Белого Лотоса»), их основатели рассматривались не иначе как «предки», что влекло за собой их почитание и различного вида ритуальное поклонение. Зачастую во время инициации новые члены такого общества должны были выпить нескольких капель крови друг друга, что помогало установить «кровные узы» и придать реальность их новому родству. Тайные общества играли важную роль в жизни многих слоев населения Китая, особенно среди бедных крестьян, чьи настоящие родственные связи не могли оказать им социальную и экономическую поддержку.

Неформальные отношения присущи многим восточным обществам. Например, система Южной Кореи также, как и китайская характеризируется иерархичностью, основанной на традиционной конфуцианской системе межличностных отношений. Как и в Китае, эти отношения делятся на пять типов: государь-подданный (начальник-подчиненный), отец-сын, муж-жена, старший брат-младший брат, друзья. Российский кореевед К.В. Асмолов отмечает, что в Корее сыновья почтительность считалась более важной, чем верность государю. В Корее, также, как и в Китае, страна рассматривалась в качестве большой семьи, что ослабило вертикаль власти, «поскольку при сохранении иерархической системы «ближний круг» оказывался важнее, а это провоцировало регионализм, протекционизм, коррупцию и фракционную борьбу». 150 В современной Южной Кореи использование влияния того или иного политического деятеля в обмен на финансовые вливания является типичным видом коррупционной деятельности. Ссылаясь на данные Международного Криминологического конгресса, который прошел в 1998 г., К.В. Асмолов пишет, что «каждый третий кореец в течение своей жизни прибегал к подкупу гражданского чиновника хотя бы раз в году. … 48 % опрошенных давали взятки в сфере производства, 46 % - в сфере развлечений, 37 % - в строительном бизнесе. Взятки давали 28 % «белых воротничков», существующих на жалование, и 27 % владельцев ресторанов. При этом почти 70 % предпринимателей считает, что предложение взятки как выражение благодарности государственному чиновнику должно быть воспринято правоохранительными органами «с терпимостью»»151.

По мнению социолога А.В. Леденевой, функционирование неформальных отношений и связей было определено структурными характеристиками систем советского типа. Именно поэтому «гуаньси» схожи с такими феноменами как блат в России и zaatwi sprawy в Польше, но не имеют аналогов на Западе. Это объясняется тем, что в условиях дефицита товаров и услуг в данных системах неформальные отношения были необходимостью и единственным способом получить желаемое. Также стоит отметить, что в Китае в связи с перенаселенностью наблюдается отсутствие достаточного количества ресурсов. Например, площадь пахотных земель за последние 15 лет ежегодно сокращается на 6% (к 2050 г. возможно снижение урожаев риса от 15 до 78%), а запасы воды на душу населения составляют лишь четверть от общемирового уровня.153 Уже на уровне сырья Китай нуждается в поддержке других стран, поэтому несложно предположить, что и внутри самой страны существует нехватка отдельного вида товаров и услуг. КНР импортирует большое количество сельскохозяйственных продуктов и лесоматериалов, что иногда влечет за собой сложность в их получении.

С давних времен в Китае для того, чтобы найти достойную партию для своего ребенка, поступить на хорошую работу, начать свой бизнес, продвинуться на политической арене, отправиться за границу или просто найти новое жилье, люди прибегали к неформальным отношениям. Такая помощь только скрепляла семейные или дружеские узы. Для того, чтобы установить «гуаньси» необходимы общие основы, а именно семейные, родственные, партнерские или дружеские узы, а также хорошие отношения с соседями, коллегами, земляками и т. д. Из всех видов связей - семейные отношения одни из самых надежных. Известный китайский ученый Линь Юйтан пишет, что «в Китае нет классов с точно установленными границами, есть только различные семьи. … В Китае нет семьи, у которой не было бы полезных связей; едва ли найдется такая китайская семья, которая не воспользовалась бы возможностью - либо благодаря браку, либо через знакомых -разыскать дальнего родственника, знакомого с учителем третьего сына господина Чжана, жена которого является младшей сестрой жены некоего чиновника. Такие связи очень важны, если придется с кем-нибудь судиться».

«Гуаньси» в период социалистической рыночной экономики

Стоит отметить, что «лицо» не является чем-то перманентным. При определенных условиях человек может не только улучшить его, но и лишиться, потерять его, поэтому китайцы стараются избегать конфликтов и не допускают дисгармонии в отношениях. Также, поскольку от обладания «лицом» зависит благосостояние человека, то для его обретения и усиления люди идут на различные уловки и хитрости, стараются усилить «гуаньси», которые являются опорой для «лица». Есть много причин, по которым индивидуум может лишиться данной привилегии, главная из которых несоблюдение социальных норм и неправильное поведение в обществе. Спешнев Н.А. пишет, что ««потеря лица» происходит потому, что человек не может действовать согласно установленным правилам и в глазах других оказывается в невыгодном положении. Ценность личности состоит не в ее внутренней духовности, а в чем-то внешнем, полученном извне».

Наиболее распространенная причина «потери лица» - это невыполнение обязательств по отношению к семье, друзьям или друзьям друзей. В Китае помощь друзьям это моральная и социальная обязанность любого человека. Китайцы продумывают свои действия с точки зрения социальных обязанностей и того, как они могут быть осуществлены или утеряны без нанесения вреда имеющимся или потенциальным связям. В отношениях с людьми из близкого круга для китайцев важна гармония, однако в отношениях с «чужаками» они не придают ей особой важности. В китайском романе «Путешествие на Запад» автор описывает встречу главных героев с юношей Гао Цаем, который хочет спасти дочь старосты от волшебника. По словам старосты, наличие такого зятя «это большое несчастье для семьи, так как подрывает ее репутацию и, кроме того, у них не будет родственников, с которыми можно было бы поддерживать связь».201 Данное описание может быть примером описания потери лица семьей. В данном случае, первая проблема – это то, что этот волшебник не носит фамилию Гао, т.е. он чужой, а, во-вторых, его вид деятельности порицается окружающими. Все эти факторы и сегодня могут послужить причиной потери репутации, поэтому в Китае серьезно подходят к вопросу выбора жены и мужа, в особенности, в богатых и влиятельных китайских семьях.

Интересен пример «потери лица» в истории русско-китайских отношений. Н.С. Хрущев стремился улучшить отношения с Западом, в особенности, с Америкой, чего не одобрял Мао Цзэдун. В 1959 г. празднование десятилетия со дня создания КНР совпало с официальным визитом Хрущева в США, а тот факт, что празднования начались не с 1 октября, а с 26 сентября, когда Н.С. Хрущев еще был в поездке, ухудшило ситуацию. После демонстрации Мао Цзэдун пригласил Хрущева в свою резиденцию под Пекином и предложил ему поплавать в бассейне. Проблема заключалась в том, что Хрущев в отличие от Мао, который был великолепным пловцом, не умел плавать, и все об этом прекрасно знали. Мао Цзэдун опозорил Хрущева, показав его слабость и неспособность. Впоследствии Хрущев спешно уехал из Китая, отменив поездку по стране. Стоит отметить, что помимо идеологических разногласий, которые ухудшили отношения между странами, личная неприязнь и неспособность построить «гуаньси» также ослабили взаимодействие двух стран.202

Примером «потери лица» может служить громкий скандал 2007 г., связанный с отзывом большой партии кукол китайского производства из розничных сетей США. Куклы были покрашены некачественной краской с завышенным содержанием свинца. Краску поставлял лучший друг хозяина компании. В итоге хозяин компании повесился, не выдержав такой «потери лица». 203 Новостной портал Newsru.com пишет, что «хозяин и основатель компании, гражданин Гонконга Ли Шухун был найден повесившимся на складе своей фабрики на юге Китая в субботу. По утверждению коллег и сотрудников компании, Ли Шухун повесился из-за того, что «его лучший друг нанес ему такой ущерб».204

Еще один пример приводят Со Иньлун и А. Уолкер. Некий китайский журналист Рэй из Гонконга решил сменить место работы, а его коллеги собрались устроить ему прощальный вечер и заказали небольшой банкет в ресторане. Было принято решение разделить счет на всех сотрудников за исключением увольнявшегося, но поскольку в гонконгских компаниях существует большая разница в зарплатах, более обеспеченные сотрудники предложили менее обеспеченным не отдавать деньги за ужин. Их предложение было отклонено, так как менее обеспеченные сотрудники решили, что таким действием они «потеряют лицо» перед Рейем.205 В своей книге, описывая приезд американского президента Никсона в Китай в 1972 г., китайский автор Юн Чжан отмечает, что китайцы старались всеми силами не «потерять лицо», показав, что ничего не знают об Америке. Правительство начало поощрять изучение английского языка, в городах даже стали менять название ресторанов и улиц, которые были переименованы в период «Культурной революции». Например, в Чэнду (Никсон туда не доехал) ресторан «Запах пороха» вновь стал «Дуновением благоуханного ветра».206

Репутация человека очень важна в случае, если он задействован в какой-либо экономической сфере. Хорошая репутация помогает при «теневой деятельности», для получения нелегальных кредитов, и гарантии исполнения нелегальных контрактов. В случае невыполнения обязательств пострадавшая сторона может передать данную информацию другим партнерам или обратиться к семье, родственникам или друзьям в надежде на групповое давление, и таким образом испортить репутацию нарушившего обязательства.207

В Китае концепция «лица» применяется повсеместно, особенно в деловой среде. Люди доверяют друг другу, а в случае возникновения спорных ситуаций обращаются к обычному праву и редко прибегают к помощи судов. Все это является отличительной чертой традиционных культур. Стоит отметить, что данная концепция присуща не только китайскому обществу, ее можно наблюдать и в других восточных культурах, однако в Китае, где существует огромная конкуренция между компаниями и производителями, она имеет важное значение и ценность. Начиная какие-либо деловые отношения в Китае, компании обычно собирают всю возможную официальную и неофициальную информацию о репутации будущего партера и лишь потом начинаются переговоры. В большинстве случаев это связано с несовершенством законодательной и судебной системы КНР, о чем уже упоминалось ранее.

Неформальные отношения - проявление коррупционной деятельности или культурная специфика Китая?

Наибольшую важность для МНК составляют «гуаньси» с представителями китайской власти, так как именно благодаря им можно получить нужную информацию, что влечет за собой возможности для бизнеса, а также помощь властей в решении многих вопросов. Чем прочнее связи, тем больше возможности. В своем отчете в 2014 г. Американо-китайский деловой совет написал, что в последнее время иностранные компании придают большое значение налаживанию связей с официальными чиновниками КНР, причем практически все компании, участвующие анонимно в опросе Совета, признали это. 2 из 26 компаний утверждают, что полагаются только на связи с чиновниками, остальные ответили, что наравне с неформальными связями развивают длительные стратегические отношения. Многие иностранные компании в Китае выработали специальные методы для институционализации отношений с чиновниками. Во-первых, они стараются сотрудничать лишь с ключевыми чиновниками, которые хорошо известны в правительстве. Во-вторых, они создают, так называемые, «досье отношений», в которые они заносят, все возможные связи, которыми может владеть чиновник. В-третьих, стараются строить отношения сразу с несколькими чиновниками из одного и того же ведомства, чтобы быть уверенными в поддержке и лояльности со стороны необходимого государственного органа.290

В своей статье «Контролируя иностранного агента: как правительства сотрудничают с МНК в переходной экономике» М. Пэн рассматривает три МНК – компанию «Beijing Jeep», «Shanghai Volkswagen» и «Guangzhou Peugeot», и на их примере показывает взаимодействие между китайскими властями и МНК. Китайское правительство заинтересовано в привлечении иностранных компаний в китайскую экономику, однако сами компании стараются уменьшить контроль со стороны правительства и ограничить вмешательство в дела компании. Для того чтобы осуществлять контроль, китайское правительство поддерживает только смешанные предприятия, т.е. компании которые сотрудничают с государственными фирмами.

В конце 1970-х гг. в Китае наметился кризис в автомобильной промышленности. В год в Китае выпускалось 1500 - 2000 автомобилей, что не могло удовлетворить потребности такой страны, как Китай. В 1985 г. импорт автомобилей вырос до 105 775. К 1985 г. импорт достиг более 3 млрд. долларов, в стране наметился дефицит твердой валюты. Китаю требовалась стратегия для уменьшения оттока твердой валюты за рубеж, и единственным выходом стало развитие автомобильной промышленности с помощью МНК, т.е. создание совместных предприятий.

Наиболее ярким примером плодотворного сотрудничества местных властей и МНК является пример компании «Shanghai Volkswagen», которая подписала контракт с китайской стороной в 1984 г. В данном совместном предприятии 50% принадлежало компании «Volkswagen», 25% - корпорации «Shanghai Automotive Industrial Corporation» (SAIC), 15% - «Банку Китая» и 10% - корпорации «China National Automotive Industrial Corporation» (CNAIC). Стоит отметить, что, выбирая партнеров, «Volkswagen» рассматривал их с точки зрения обладания «гуаньси». Китайские партнеры помогали компании «Volkswagen» в решении различных проблем: «Банк Китая» выдавал и гарантировал необходимые займы, корпорация «SAIC» с помощью своих «гуаньси» с чиновниками решала местные проблемы с поставщиками, а корпорация «CNAIC» была связующим звеном с центральным комитетом по планированию. Благодаря хорошим связям, компании «Volkswagen» было разрешено конвертировать свою прибыль из юаней в твердую валюту (но только пока производство машин не достигнет 89 000). К середине 1990-х гг. компания «Shanghai Volkswagen» стала самым крупным смешанным предприятием в КНР.291 Из данного примера видно, что правильное использование «гуаньси» с компаниями и чиновниками разного уровня помогли иностранной компании занять лидирующее место на рынке Китая. Только взаимодействие с местными правительствами может открыть все двери и решить проблемы, связанные с китайским законодательством.

Еще одним примером использования «гуанси» западной МНК может служить открытие в 1987 г. в центре Пекина недалеко от площади Тяньаньмэнь ресторана быстрого обслуживания «KFC». Впервые компания «KFC» открыла свой филиал в Гонконге в 1973 г., к 1974 г. количество ресторанов достигло 11, но руководители компании недооценили местный рынок и не смогли выстроить правильную бизнес модель, поэтому вскоре все рестораны сети были закрыты. В конце 1980-х гг. -начале 1990-х гг. смешанные предприятия были единственной возможностью для иностранцев организовать бизнес в Китае, поэтому в качестве партнера была выбрана местная компания со связями в правительстве, которая использовала все возможные местные ресурсы. К тому моменту, когда были сняты ограничения для иностранных фирм, компания «KFC» уже накопила достаточно опыта и ресурсов от своего местного партнера и с легкостью отказалась от партнерства с китайской стороной.

В 2008 г. Уоррен Лю бывший вице-президент по развитию бизнеса и член исполнительного комитета «Tricon Greater China», предшественника компании «YUM! Brands» (китайской компании-учредителя «KFC») выпустил книгу «KFC in China: Secret Recipe for Success», в которой он рассказал о секрете успеха компании. В своем интервью порталу «INSEAD Knowledge» он подчеркнул, что для того, чтобы быть успешными, особенно для иностранных или неместных компаний решающее значение имеет глубокое и широкое понимание ситуации на рынке. В широком смысле слова это понимание является интуицией. Интуиция означает, что вам не надо проводить маркетинговых исследований, не надо организовывать огромное количество встреч для того, что найти лучшее решение проблемы или выделить будущее направление стратегии. Для «KFC» важную роль оказала, так называемая, «тайваньская группа», а именно, команда управленцев из Китая и других азиатских стран. Многие из них обладали более, чем 20-летним опытом работы в индустрии быстрого питания, и были этническими китайцами, хотя получили высшее образование на Западе, что, безусловно, давало им преимущество для понимания китайского рынка.292

Как уже упоминалось ранее, в Китае большинство жителей получают работу, во многом, благодаря неформальным связям. Первое с чем сталкиваются МНК, приходя на китайский рынок, это недостаток квалифицированных кадров, которые владеют иностранным языком и готовы работать в европейских компаниях. В большинстве случаев связи помогают решить данную проблему.

Например, для того чтобы заполучить квалифицированные кадры компания «Microsoft» выстроила связи с местными правительствами и проводила рекрутирование талантливых студентов в лучших технических университетах Китая. В 2004 г. азиатский филиал «Microsoft», «Microsoft Research Asia», подписал соглашение с Китайским Министерством Образования о создании совместных компьютерно-научных лабораторий в четырех самых престижных университетах страны: Гонконгском университете науки и техники, Чжэцзянском университете, Харбинском технологическом университете и университете Цинхуа. Более того, при поиске ведущих менеджеров старались нанимать на работу этнических китайцев, которые хорошо понимали азиатский менталитет, но при этом долгое время прожили в США и умели взаимодействовать с европейскими и американскими коллегами. 293