Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология национального освобождения в Британской Западной Африке : (30-е-начало 60-х гг. XX в. ) Смертин, Юрий Григорьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смертин, Юрий Григорьевич. Идеология национального освобождения в Британской Западной Африке : (30-е-начало 60-х гг. XX в. ) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1992.- 32 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/768-3

Введение к работе

Актуальность проблемы. Важность и актуальность исследования идеологических феноменов, возникающих в процессе борьбы за национальное освобождение, обусловливается рядом факторов. Во-первых, изучение движения человеческой мысли, какой бы эпохе она ни принадлежала, современно всегда, ибо мышление является высшей ценностью цивилизации и ее главным условием. Во-вторых, глубокое осмысление социальных, экономических и политических процессов в сегодняшней Африке невозможно без тщательного учета идейных течений, формировавшихся в колониальный период. Все современные идеологии, теоретически обосновывающие реальную политику государств Тропической Африки, генетически связаны с идеологическими установками периода борьбы за независимость и несут на себе известную печать прошлого. В-третьих, идейное наследие колониального периода не предается забвению в Африке, интерес к нему не ослабевает. Оно становится объектом острого идеологического и политического соперпичеества. Серьезные трудности, с которыми столкнулись африканские страны в годы независимого развития, обусловили поиски современной общественной мыслью как теоретических истоков неудач, так и источников вдохновения для их преодоления. В-четвертых, идеология национального освобождения в Африке в своих лучших проявленнях отличалась новаторством. То, что раньше считалось простым эклектизмом, эпигонством, сегодня следует рассматривать под другим углом зрения. Сейчас, когда наметился процесс становления нового мира, который с большей степенью вероятности может привести к синтезу лучших достижений мировой общественной мысли на базе

общечеловеческих ценностей, идейные поиски «третьего П) ги» в Африке могут оказаться весьма актуальными.

Предметом исследования является идеология националь ного освобождения, формировавшаяся в Британской Запад нон Африке со второй трети XX века.

Под идеологией национального освобождения автор пс пи.мает совокупность облеченных в теоретическую форм; пдеіі, ценностей, интересов, идеалов, желаний, эмоций и т. п -- совокупность, с помощью которой те нлн иные общест венные группы колоний пытались дискредитировать колони альный строй и оправдать собственную активность, направ ленную против этого строя и в пользу нового общественной устройства, основанного па политическом, экономическом і культурном суверенитете.

Совершенно очевидно, что в этом случае понятие «идео логин* носит собирательный характер. Единой идеологи! национального освобождения не существовало. Разные со цнальные силы, испытывая потребность в идеальном выра женин своих интересов, в объединении вокруг определенны: задач и целен, формировали собственные идеологические принципы, которые подчас были направлены не только ш политическое и моральное обличение системы идей и деист пий колонизаторов, по и против своих естественных союзнії ков по антиколониальной борьбе, принадлежавших к дру гнм социальным н/нли этническим группам. Объединяло различные идеологии только отрицание колониализма каї' сне. емы общественно-политического н экономического устройства африканских стран.

Следует отметить, что западноафриканские идеологи на цнонального освобождения, за редким исключением, не из лагали свои идеи в систематизированной форме. Эти идеї разбросаны по научным трудам и публицистическим стать ям, программным документам и письмам.

Цели и задачи исследования. Диссертация является по пыткой анализа идеологии освободительного движения в че тырех британских колониях Западной Африки и регионе в целом. Исследование этого сложного и многопланового явления, теоретически обосновавшего практику борьбы национальное освобождение и строительства постколониального общества, выявление основных идеологических течений осмысление этапов развития общественной мысли — основ пая цель данной работы.

Исходя из этой цели, автор ставит следующие задачи:

  1. Рассмотреть социально-экономические и соцнально-удьтурные факторы, повлиявшие на характер идейных потроєний периода становления и развития антиколониалыю-о движения.

  2. Проанализировать идеологические процессы, происходившие в колониях Британской Западной Африки (БЗА) в еды второй мировой войны и в послевоенный период, когда од влиянием глубоких внешних и внутренних изменении озннкали и конкретизировались многие концепции капітального освобождения.

  3. Исследовать вопрос о степени взаимодействия внут-енних и внешних идейно-политических факторов, о влиянии того взаимодействия на идеологическую ситуацию п Запад-ой Африке.

  4. Проследить идейное соперничество различных соци-лыгых и этпо-конфссснсна.тьных групп, партий, нолнтиче-ких деятелей в вопросах о власти н выборе путей будущего езависимого развития.

  5. Выявить исторический смысл феномена идеологии аф-ніканского освободительного движения, определить его мето и мировом идеологическом процессе.

Хронологические рамки исследования обусловлены внутренними этапами общественного развития Западной Афри-:и и мира в целом.

Нижняя граница исследуемого периода совпадает с за-:ершением формирования системы британского ко.тониализ-іа в Западной Африке. Верхняя граница определяется да-ами провозглашения независимости Ганы, Нигерии, Сьер-а-Лсопе и Гамбии.

Периодизация работы определяется коренными внутрен-'имн и внешними сдвигами, связанными с развитием коло-шального общества Западной Африки в предвоенные годы, і течение второй мировой войны и после нее. Именно в эти іва с половиной десятилетия возникла, развилась и завертіла свое существование идеология национального освобождения, трансформировавшаяся п постколонизлыюй Афрн-е в идеологию национального развития.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Летодологической основой работы послужили некоторые 110-южения, выдвинутые в работах родоначальников марксиз-іа, сохранившие свою актуальность и ставшие широко распространенным видом исторической интерпретации. Прежде

iscero это касается: а) известного социологического и общефилософского положения Маркса о социальной обусловленности сознания, имея в виду, что эта связь имеет не механический (причинно-следственный), а органический, как во всякой живой системе, характер; б) признания марксизмом активной, действенной роли идей и теорий (а также чувства, желаний, стремлений, воли) в общественной жизни; в) положения о том, что развитие человеческого общества не совершается стихийно, автоматически, а осуществляется в результате деятельности людей.

В то же время автор исходит из того, что никакая идеология не может- быть научной, поскольку наука опирается на объективные факты, поддающиеся проверке, а идеология является субъективным мыслительным образом должного мира, отражающим действительность не такой, какова она есть, а какой она должна быть, какой ее хотят видеть те или иные социальные группы или личности, обладающие своими ценностными орпситациями, партийными интересами, эмоциональным отношением к объекту познания. Идеология может апеллировать к научному знанию, но знание безразлично к ней .

Отрицая возможность существования научной идеологии, автор, таким образом, разделяет основное положение того направлення в социальной философлн, которое получи ло название «критика идеологии» и нашло развитие в трудах Л. Арона, Г. Лассуэла, К. Мангейма, К. Поппера, однако не приемлет сугубо иегативистского подхода к идеологии как духовному явлению, которое необходимо преодолеть ради создания социальной науки, свободной от ценностных суждений. Па этом пути можно создать лишь новую утопию.

Методологической основой работы послужили также идеи А. Д. Сахарова о конвергенции как желательном и е то же время необходимом условии ликвидации потенциально крайне опасного политико-экономического н ндеологическо го разделения мира. А. Д. Сахаров считал, что конвергенция прежде всего подразумевает отказ от догматизма капиталистической и социалистической идеологий в политико-экономической и политической областях и развивающийся н; этой основе объективный процесс роста идентичных политических и экономических структур.

Наиболее ценными теоретическими посылками для дан ной работы являются: G

1. Концепция нового политического мышления, обосновы-
зающая тезис о приоритете общечеловеческих ценностей
іад любыми государственными, национальными, классовы
ми, групповыми и прочими интересами.

  1. Концепция колониального общества как специфического варианта общественного развития в рамках мировой системы капиталистического хозяйства, когда привносимые иззне капиталистические отношения накладываются на социальные отношения, характерные для более ранних классовых, а то и доклассовых общественно-экономических стадий, в результате чего происходит как насильственная ломка и трансформация докапиталистических отношений п структур, так и изменение, искажение самих капиталистических отношений1.

  2. Концепция колониального синтеза, под которой понимается формирование в странах Азии и Африки «синтезированного социального организма метрополия-колония», представляющего собой диалектическое единство двух противоположных и противоборствующих частей2, их компромиссную структурно-функциональную сочлененность и взаимодействие3.

  3. Концепция переходного общественного сознания, основой которого является «идеологическая многоукладное^» как следствие незавершенности процессов классообразова-ния, их особой специфики в странах Азии и Африки. Для такого «коалиционного сознания» (А. Левковскнй) характерно сочетание трудносовместимых в условиях развитых стран принципов традиционализма и модернизма, национализма и социализма, радикализма и консерватизма4.

  4. Концепция, признающая «третий мир» неформацион-ной мнроисторической общностью, конституированной взаимодействием двух социальных начал — личностно ориентированного, данного извне, и коллективистского, данного из-

1 Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политнческой этнографии.—М., 1988.

С. 193; Симония Н. А. Страны Востока: пути развития.—М., 1975.

С. 174—179; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. — М., 1984. — С. 150—193.

2 Симония Н. А. Страны Востока; пути развития. — М., 1975. — С. 164.

3 Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного.

— Л!.. 1984. — С. 9.

4 Исследования социологических проблем развивающихся стран: теория
социальной структуры. — AL, 1978. — С. 59; Эволюция восточных об
ществ: синтез традиционного и современного. — М., 1984. — С. 447.

нутри. Этим определяются дуалистический характер развивающегося мира, разновекторность его развития и трансформации1.

Логика исследования. Рассматривая идеологическую ситуацию в колониях БЗА, автор стремился избежать двух крайностей — как сугубо теоретического анализа и сопоставления отдельных течений, так и скрупулезной характеристики исторической обстановки, в которой формировались идеологии, ибо последнее неизбежно ведет к потере панорамного видения феномена идеологии национального освобождения из-за гипертрофированного внимания к историческим частностям и различиям. В диссертации теории наци-опального освобождения рассматриваются в широком историческом контексте, в тесной связи с социальной практикой их носителей.

Автор не ставил целью критику взглядов и идей деятелей национального освобождения с точки зрения их соответствия некоему эталону социальной истины. В то же время в расоге содержится критический анализ различных идеологических течений и доктрин. При этом автор руководствовался мыслью русского философа В. С. Соловьева, который считал, что «первое условие истинной критики — показать главный принцип разбираемого умственного явлення— насколько это возможно — с хорошей стороны».2

Автор пытался уйти от подхода к истории освободительного движении в Африке с более поздними мерками. Изучаемый период общественного развития БЗА нужно понять, исходя из самосознания тон эпохи в его особых, только ему свойственных чертах; необходимо исходить нз той идейной ситуации, а также личной борьбы за власть; учитывать, что предопределено обьективнымп условиями, а что порождено субъективными факторами; проверять тогдашние идеи сегодняшним гуманистическим самосознанием человеческого

общества.

Для решения поставленных задач используется проблемно-хронологический подход, который позволяет, на взгляд автора, наилучшим образом соотнести локальное развитие концепций национального освобождения с движением всемирной истории.

1 Общественная мысль развивающихся стран. — М., 1988. — С. 10.

2 Соловьев В. С. Идея сверхчеловека // Соловьев В. С. Избранное. —
М., 1990. — С. 220.

Источники по проблемам идеологии национального освобождения в БЗА весьма многочисленны и разнообразны. Те из них, которыми удалось воспользоваться автору, можно разделить на семь групп.

  1. Официальные документы политических партий, общественных и международных организации. Основную часть этой группы составляют программные документы п меморандумы западноафриканских политических партий и организаций, выступавших с позиций аитиколоннализма.

  2. Научные и публицистические труды западноафриканских политических и общественных деятелей, главным образом прижизненные первонздаппя.

  3. Мемуарная литература западноафриканских политиков и идеологов (Аволово, Азнкиве, Белло, Нкрума, Стивене и др.).

  4. Материалы эпистолярного характера. В работе используется личная переписка политических деятелей БЗА (Уоллес-Джонсон, Дапква, Бусна, Смолл и др.), а также деятелей международного коммунистического движения (Пэдмор, Зусманович и др.) и британских официальных лиц (Ллойд, Крич-Джонс и др.) в связи с событиями в Западной Африке.

  5. Официальные публикации британского правительства, парламента, учреждений и ведомств Великобритании, колониальных администраций, законодательных советов колоний.

  6. Свидетельства очевидцев и современников (иностранных), мемуары, дневники и труды путешественников (полевые исследования). В основном это книги колониальных чиновников (Бинг, Брук, Берне, Смит и др.), впечатления от поездок в Западную Африку английского романиста Г. Грина, американского писателя Р. Райта и менее известных личностей.

.7. Материалы прессы. Наибольшую ценность для дан-!!ой работы представляют .западноафриканские газеты («Дейли комнт», «Дейлп тайме», «Сьерра-Леоне упклп ныос», «Уэст Африкой пайлот» и др.). Из британских пери-эдических изданий наиболее полезным оказался хорошо ос-зедомленный журнал «Узст Африка», в котором помещаюсь как аналитические статьи, так и хроника текущих событий.

Большая часть перечисленных источников находится п

научных библиотеках России. Кроме того, автором привлекались документы и материалы, хранящиеся в Библиотеке Конгресса США, в бывшем Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, в личном архиве И. И. Потехина. Автор благодарен также африканским студентам и аспирантам Кубанского госупиверситета за помощь в подборе источников в Нигерии, Гане и Сьерра-Леоне.

Степень изученности темы. При проведении данного исследования диссертант опирался на достижения мировой науки об Африке, частью которой является отечественная африканистика. Поэтому в работе не выделяется специально анализ советской историографии как противостоящей всей «немарксистской» историографии на основании использования «подлинно научной» методологии. Такой подход позволяет создать целостную картину научного знания по исследуемой проблеме и избежать идеологизированной тенденциозности в освещении сложных проблем развития общественной мысли африканских стран. Автор не ставил своей задачей критику с позиции нового мышления трудов советских исследователей, написанных в «доперестроечный» период. Это было бы некорректно по отношению к ученым, которые, как и сам диссертант, находились в то время в плену определенных общественно-политических иллюзии, жестко заданных схем и стереотипов.

Специальных обобщающих трудов по теме диссертации в мировой африканистике нет. Тем не менее существует зна-"ительиое количество работ, в той пли иной мере освещающих некоторые ее аспекты.

Исследованию истоков современной общественной мысли Африки, деятельности н идейных воззрений пионеров западноафриканского национализма посвящены работы М. Ю. Френкеля, американского автора Р. Джулая1. Общественному поведению и мировоззренческим позициям африканской интеллигенции — главного оппонента колониализма в идейной и политической сферах — уделяется внимание в рабо-

1 Френкель М. Ю. Общественная мысль Британской Западной Африки. — М., 1977, н др. работы: July R. The Origins of Modern African Tliought- Its Development in West Africa during the Nineteenth and Twentieth Centuries. — L., 1968.

тах Б. С. Ерасова, И. Т. КатагощиноГг, Н. Д. Косухнна, Л. Е. Куббеля, А. Б. Летнева, С. В. Мазова, А. Н. Мосейко, И. В. Следзевского, Б. М. Туполева, Д. П. Урсу, американских ученых М. Смит и X. Смит, английского африканиста Т. Ходжкина, африканских исследователей Т. Адсбо, В. Му-димбе, Б. Эдсмэна и др.1

Валяный вопрос о соотношении идеологии и массового сознания рассматривался в трудах Б. С. Ерасова, Л. Е. Куббеля, В. Г. Хороса2, американского социолога Д. Аптера и английского исследователя Дж. Хэтча3. Работ, посвященных массовым формам антиколониально]"! идеологии, немного. Представляют интерес оценки и выводы Б. 1-І. Шаревской,

1 Ерасов Б. С. Тропическая Африка: идеология и проблемы культуры. _ М., 1972, и др. работы; Катагощнна И. Т. Интеллигенция Нигерии (Становление н роль в политической жизни страны). — М., 1977, и др. работы; Косу.хнн Н. Д. Арена борьбы идей — Африка. — М., 1985; Куббель Л. Е., Туполев Б. М. Антнколонналпзм в африканской общественной мысли // Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке. — М., 1983; Летне» А .Б. Общественная мысль в Западной Африке. 1918—1939 гг. — М., 1983, и др. работы; Мазов С. В. Идеология политических организаций Золотого Берега // Антиколониальная борьба и общественная мысль в Тропической и Южной Африке — М., 1983, и др. работы; Мосейко А. Н. Идеология в странах Тропической Африки. — М., 1985, и др. работы; Урсу Д. П. У истоков африканского и революционного демократизма .// Вопросы истории. — 1983. - № 10; Smythe Н., Smytlie М. The New Nigerian Elite. — Stanford, 1960; Hodgkin Т. Nationalism in Colonial Africa. — L., 1956; Adebo T. Ideological Trends in the Political Thinking of the Developing Regions: the Case of Sub-Sahara Africa. — Lund, 1982; Amdimbe V. The Invention of Africa. Gnosis, Philosophy and the Order of Knowledge. — Bloomington, 1988: Edsnian В. M. Lawyers in the Gold Coast Politics. 1900—1945. — Uppsala, 1979.

2 Идеологические процессы її массовое сознание в странах Азии н
Африки. — М„ 1982.

3 Aptcr D. Political Religion in the New States. II Old
Societies and New States. — N. Y., 1963; Hatch J. A Historv
эГ Post-War Africa. — L., 1965.

A. M. Пегушева. американцев У. Макгэффи и Р. Митчелла, а также африканских ученых Э. Айанделе и М. Чуквумы1. Весомый вклад в исследование проблем африканского национализма — основы антиколониальной идеологии—внесли Н. С. Илларионов, О. В. Мартышин, М. Ю. Френкель, Л, Д. Яблочков, авторы коллективной монографин «Национализм в современной Африке», американские африканисты X. Кон, Дж. Коулмэн, А. Мазруи, Р. Ротберг, У. Сокол-ски, М. Тайди, африканцы У. Абрахам, О. Алуко, Ф. Охаег-булам « др.2

1 Шаревская В. И. К вопросу о типологии антиколониальных ре
лигиозно-политических движении в Тропической Африке // Народы
Азии и Африки. — 1974. — № 4; Пегушев А. М. Массовые антико
лониальные движения в Тропической Африке. Идеологические формы
и социально-политические цели // Антиколониальная борьба и общест
венная мысль в Тропической и Южной Африке. — М., 1983;
MacGaffv W. African Ideology anb Belief: A Survey II The
African Studies Review. — 1981. — vol. 24. — No. 2/3; Mit
chell R. Religion Protest and Social Change: The Origins
of the Aladura Movement in Western Nigeria II Protest and
Power in Black Africa. — N. Y., 1970; Ayandele E. A. The
Missionary Impact on Modern Nigeria. 1842—1914. — L.,
1966; Chukwuma M. Nigerian Politics and the Role of Religion.

— Bonn, 1985.

2 Илларионов H. С. Идеология и общественный прогресс в странах
Тропической Африки. — М., 1978; Мартышин О. В. Социализм и на
ционализм в Африке. — М., 1972; Френкель М. Ю. Радикальные те
чения в раннем африканском национализме // Идеология революцион
ных демократов Африки. — М., 1981, и др. работы; Яблочков Л. Д.
Эволюция африканского национализма // Идейные течения в Тропиче
ской Африке. — М., 1969; Национализм в современной Африке. — М.,
1983; Kohn Н., Sokolsky W. African Nationalism in the Twen
tieth Century. — Princeton, 1965; Coleman J. Nigeria: Back
ground to Nationalism. — Berkley, 1958; Mazrui A., Tidy M.
Nationalism and New States in Africa from about 1935 to the
Present. — L.( 1984; Abraham W. The Mind of Africa. —
Chicago, 1962; Aluko O. Politics of Decolonisation in Bri
tish West Africa, 1945 — 1960 II History of West Africa. —
vol. II. — N. Y., 1973; Ohaegbulam F. Nationalism in Colo
nial and Post-Colonial Africa. — Washington, 1977.

Наиболее разработанной идейной концепцией в Тропической Африке стала теория панафриканизма. Ее анализу и практическому воплощению посвящены работы И. П. Поте-хнна, II. II. Высоцкой, немецкого историка 1-І. Гейсса, английского исследователя К. Легума, американского ученого Д. Аптера, нигерийцев В. Томпсона и П. Эседебе, гамбийца Дж. Лэнгли и др.1

Исследованием социалистических идей как основы многих направлений идеологии национального освобождения и Тропической Африке плодотворно занимались А. Б. Давид-сон, Б. С. Ерасов, А. Б. Летнев, О. В. Мартышин, Ю. II. Попев, М. Ю. Френкель, американцы Ч. Апдрэйн, Дж. Грегор, К. Росберг, Э. Уилсон, У. Фрндлэнд, англичанин Ф. Броку-эй, нигерийские авторы X. Опптири и О. Отите, политолог из Республики Кабо Верде О. Силвейра и др.2

1 Потехнп II. II. Панафриканизм и борьба двух идеологий // Ком
мунист. — 1964. — Кя 1; Высоцкая Н И. Панафриканизм // Идейные
течения в Тропической Африке. — №.. 1969; Geiss I. Pan African
Movement. A Ilistorvof Pan-Africanism in America, Europe
and Africa. — N.Y., 1974; Legum С Pan-Africanism. A Short
Political Guide. — L., 1962; Thompson V. Africa anb Unity:
The Evolution of Pan-Africanism. — L., 1969; Esedebc P.
Pan-Africanism. The Idea and Movement. — Washington, 1982;
Langlcy A. J. Pan-Africanism and Nationalism in West-Af
rica, 1900—1945. — Oxford, 1973.

2 Давидсон А. Б. Коминтерн и рождение первой компартии в Афри
ке // Коминтерн и Восток. — М., 1969; Попов 10. Н. Формирование
общественной мысли в странах Африки (К вопросу о соцплистическнх
доктринах) // Народы Азии и Африки. — 1971. — 5; Френкель М. 10.
Социализм и национально-освободительное движение в Африке (1917—
1939) // Народи Азии и Африки. — 1987. — № 3; Andrain С. De
mocracy and Socialism: Ideologies of African Leaders II Ide
ology and Discontent. — N. Y., 1964; Gregor J. African Socia
lism, Socialism and Fascism: An Appraisal //Review of Poli
tics. — vol. 20. — 1957. — No. 2; Friedland W., Rosberg С
The Anatomy of African Socialism II African Socialism. —
Stanford, 1964; Wilson E. Russia and Black Africa before
World War II. — N. Y., 1974; Brokway F. African Socialism.
— L., 1963; Onitiri H. Karl iMarx and African Thought
on Economic and Social Development II Marx and Contem
porary Scientific Thought. — The Hague — Paris, 1969;

Отдельные стороны анализируемых в диссертации проблем исследуются в трудах.Е. А. Глущенко, Т. С. Денисовой, Ю. Н. Зотовой, Р. Н. Исмашловой, И. Т. Катагощиной, В. И. Коровнкова, Н. Б. Кочаковой, Н. Л. Крыловой, 10. П. Мадора, С. В. Мазова, А. С. Огановой, А. С. Орловой, Л. Н. Прибытковского, И. Е. Снницыной, И. В. Следзевского, В. А. Субботина, М. 10. Френкеля, Л. А. Фридмана, А. 10. Шпирта; западных африканистов X. Гейли, Л. Денцера, Дж. Дженкпнса, Б. Дэвидсона, Р. Италнаандера, Дж. Кар-трайта, М. Килсона, К. Поуста, Р. Склара, Л. Спитцера, ГІ. Уилмота, К. Унтаксра, Э. Шиллера, А. Фейнстайна, африканских ученых Дж. Annua, А. Визе, Б. Дадли, И. Нзн-миро, Л. Офосу-Аппиа, Я. Твумаси и др.

Анализ научной литературы, изданной за последние 30 лет в разных странах мира, позволяет выделить ряд существенных черт в изучении идеологических проблем антиколониального движения в Тропической Африке.

  1. Для подавляющего большинства исследований характерно стремление рассматривать конкретные проявления африканской общественной мысли во взаимодействии с мировыми идеологическими и политическими процессами. Объектом их изучения стали наиболее важные идейные течения и доктрины, сыгравшие и продолжающие играть большую роль в идеологическом развитии стран Тропической Африки.

  2. Большинство ученых, несмотря на разнообразие методов исследования, в целом исповедуют объективистский подход к явлениям общественной жизни и избегают оценок с классовых или партийных позиций. Собственно, иной подход, основанный на партийной ангажированности исследователя, считается в мировой исторической науке ненаучным. Для советских исследователей, руководствовавшихся до недавнего времени едиными методологическими принципами, характерны симпатии к леворадикальным и «революционно-демократическим» течениям общественной мысли Африки, другие же рассматриваются как тупиковые с точки зрения марксистской теории общественного развития.

2 Otite О. The Study of Social Thought, in Africa II Themes in African Social and Political Thought. — Enugti, 1978; Silveira O. Africa South of Sahara: Party System and Ideologies of Socialism. — Stockholm, 1976.

  1. Обращает на себя внимание факт широкого участия а научном диалоге африканских ученых. Воспитанные в основном в западной научной традиции, они тем не менее внесли свой оригинальный вклад в мировую историографию проблем антиколониального движения. Значительную часть их исследований 70-х и особенно 80-х гг. отличает богатый фактический материал, знание местных условий, использование широкого круга нетрадиционных источников.

  2. К наиболее изученным проблемам идеологии освободительного движения в Тропической Африке относятся место и роль национализма в этом движении; зарождение и эволюция панафриканизма; влияние западного образования, христианства, ислама и традиционных институтов на менталитет африканской интеллигенции; формирование образованной элиты и субэлитных групп, имевших собственные интересы и взгляды на эволюцию африканского общества как в колониальных условиях, так и в период независимого развития.

  3. Наименее исследованными вопросами идеологии антиколониального движения являются следующие: общая типология идейных течений; влияние западных идейных доктрин па формировавшуюся в период освободительной борьбы националистическую идеологию; особенности массового сознания в африканских странах н его влияние па развитие идеологии; связь религии с политикой африканских партий и организаций.

Научная новизна диссертации связана прежде всего с тем что формирование и особенности эволюции идеологии национального освобождения в регионе в обозначенных временных рамках рассматриваются в африканистике впервые. Предпринята попытка комплексного анализа широкого спектра идейных воззрений — от традиционалистских до леворадикальных. При этом автор отошел от несостоятельного принципа деления общественной мысли по принципу «прогрессивно-реакционно» и исходил из того, что все рассматриваемые деятели и мыслители решали на ментальном уровне одну задачу — освободить страну от колониализма и построить процветающее государство, а методы достижения пели предлагали разные.

В диссертации значительное внимание уделяется исследованию культурной и социальной среды, окружавшей идеологов на разных этапах их творческого развития. Автор ста-

рался взглянуть на колониализм и антиколониальное движение без идеологической предвзятости, без предания анафеме первого, без романтизации и идеализации последнего. По-новому, без догматической детерминированности, рассматриваются проблемы взаимоотношении международного коммунистического и рабочего движения с африканским освободительным движением в 20-е — 50-е гг. Вводятся в научный оборот и анализируются новые для отечественной африканистики источники, прежде всего разнообразные труды африканских политических общественных деятелей, архивные материалы. Автор стремился определить место западноафриканской идеологии национального освобождения в мировом идеологическом процессе, который представляет собой не «борьбу капиталистической и социалистической идеологий», а сложный, многоплановый и обновляющийся духовный комплекс, создаваемый интеллектуальным творчеством всех народов Земли.

Научно-практическое значение диссертации связано с возможностью использования ее положений и выводов как в изучегш: собственно идеологических процессов в Африке, так и в других аспектах — например, при оценке состояния и перспектив политического развития стран континента, их социокультурной политики. Материалы исследования также могут быть реализованы в практике учебной работы вузов страны (в частности, в курсах новейшей истории стран Африки, истории колониализма и национально-освободительного движения, истории общественной мысли развивающихся стран).

Положения диссертации апробированы автором в специальном курсе «Идеологические проблемы африканских стран», прочитанном в Кубанском государственном университете, в научных докладах и сообщениях, сделанных в разные годы в Институте Африки АН СССР, Институте востоковедения АН СССР, а также на международном симпозиуме в Гане (Аккра, 1975). Диссертация была обсуждена "в Институте Африки АН СССР (1990 г.).