Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология царской власти в Древнем Израиле Иванова, Маргарита Владиленовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова, Маргарита Владиленовна. Идеология царской власти в Древнем Израиле : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Ин-т востоковедения.- Санкт-Петербург, 1997.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/2240-9

Введение к работе

Актуальность яоследоваядя,. Интерес к архаическому паровоз-«в я адеологяям древнах, особенно древневосточных цавдля-Й является характерной чертой современного мара а астора-ой науки XX века. Отоюда и аитерас к библейскому тексту, рый не составляет исключения оредд древневосточных традя-ных писаний. Так, за последние десятилетия в вдровой а от< веяной науке был предпринят ряд попыток создавдя новях ледов Баблди. Насущна потребность и в русском комменгирован-переводэ гіиблайских текотов. Настоящая работа моае? продлять ангерео как ясояедованде проблем монархической ядво-в древнего Израдля я как материал для возникновения нових водов Едбяяя на русском языке.

ябдейокая мысль сфокусирована на царской влаота небесного -Отца а Его земного "Сына", царя Иудейского. Ветхозаветны* ты я ях позднейшая экзегеза во много» определяла собой ха-ер царской власти в христианских монархиях Средневековья 19 более позднего временя. Необходамо понять, насколько око уходят в архаяку корна этого маровоззреняя, является зо специфически израильский. Современные исследования в эта гуманитарных наук дают возможность заново открыть Баб-

поскольку доказала, что исторические формы идеология а ш ззреная являются отражением глубинных процессов. Совреиен-вознаяне открыто в прошлое я будущее. Интерес к эпохе рас-

архаякя датаэтся насущной потребностью эпоха, породившей модернизм, осмислять этя глубанные процессы.

востоковедения тема,царской влаота на материала бяблейсш чняков неоднократно затрагивалась, но не была предметом зального исследования, которое представляется актуальным.

Основные яоточняки для изучения генезиса идеологии царской власти в древнем Израиле - библейские тексты ХЇЇ-Х вв. до н.э., литургические тексти Первого храма, книги Пророков. По мере необходимости привлечен более поздний материал Библии, а также тексты других народов Древнего Востока.

Цель исследования. Опираясь на идею генетического родства культуры древнего Израиля и эападносекитского мара, реконструировать идеологии монархии в древнем Израиле, обосновать модель царской власти, проанализировать ее элементы и внутренние связи, различая в ней типологическое я самобытное. Реализация данной цели предполагала постановку ряда исследовательских задач: анализ проблемы достоверности библейского текста, уточнение хронологии доионархического Израиля, аналиа генезиса царской власти в древнем Израиле эпохи Судей, определение взаимосвязи представлений о небесном владыке и земном правителе, типодога-заадя понятий "царя", "царской влаозра", "идеального царя", и других.

Методология исследования. По необходимости привлекая различные методы современной исторической науки, диссертант стремился опиоать идеологию царской власти не с точки зрения ее позднейших интерпретаций, а на материале самой архаики, прибегая к методу, который условно мохег быть назван генетической реконструкцией.

Научная новизна и практическая значимость диссертации. Исследование генезиса идеологии царской влаоти в древнем Израиле на этапе разложения архаической картины мира потребовало специального изучения вопрооов, которые ранее не поднимались в связи с проблемой становления монархии в древнем Израиле. Это вопросы о циклическом времени. Космическом Законе, о типах хариз-

- 5 -мы в Ветхом Завете, о царв-жрецэ л "идеальных" царях. Было предложено интерпретировать слово "йешуруя" как архаический эпитет раведносгя народа Израиля в связи о эпитетами "праведного царя" в заладносеыигской традиции. Особое внимание было уделено образу царя-мудреца л демиурга, которые существовал в Израялв наряду с образом царятпаотнря.

Представление о царской харизма поставлено в связь с патриархальным "Заветом" /^^^^/ а "благословением" / ^97^/. При рассмотрении системи библейских "Заветов" особое внимание Зыло уделено вваииоотношеняю индивидуальной и родовой харизмн. Представление о патриархальной харизме поставлено в связь с избранничеством а судьбой и впервые оценено как. стержень монархической библейской идеологии.

Поскольку царь в архаическом обществе воплощает жизнь мира, понимание различных аспектов идеологии царской власти в дрежяо-зтн чрезвычайно важно для осмысления традиций, укорененных в 5иблейской культуре. Будучи попыткой такого осмысления, настояная работа, ее результаты и предложенный метод могут быть ис-юльзованн в дальнейших научных исследованиях и в педагогической практике.

Научная апробация. Основные положения диссертации были изло-іенн в двух докладах, сделанных автором на конференции к 80-ле-сию ИоМ. Дьяконова в Санкт-Петербургском филиале Института во-локоведения РАН /январь 1995 г./, на конференции памяти Б.А.. Ту-заава в Санкт-Петербургском государственном уяивврситете /сентябрь 1995 г./, а также в двух опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех 'лав, заключения я списка использованной литературы.