Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Шотландский Соломон: Искусство быть совершенным королем...21
1. «Истинный закон свободных монархий»: Увегцевая «любезных соотечественников» 24
2. «Царский дар»: Наставляя «дражайшего сына» 51
Глава II. Новый Артур: Борьба за Великобританию 77
Заключение 132
Список источников и литературы 143
- «Истинный закон свободных монархий»: Увегцевая «любезных соотечественников»
- «Царский дар»: Наставляя «дражайшего сына»
- Новый Артур: Борьба за Великобританию
Введение к работе
"С писательской точки зрения его работы не могут представлять ценности и заражены педантизмом и суевериями своего века. Я полагаю, тем не менее, что Яков не был тем ничтожным и слабым персонажем, к которым его относит заразительный голос критики. У него было больше критиков, чем читателей ".
И. Дизраэли "Литературные редкости "
"Его откровенное настойчивое
утверждение Божественного права королей не пугало его новых поданных столь сильно, как историков-вигов. Они были счастливы иметь ученого и литературно одаренного короля ".
Дж. П. Кеньон "Стюартовская Англия "
Актуальность темы исследования. Проблематика британской истории раннестюартовского периода неизменно вызывает живой интерес у исследователей на протяжение уже почти четырех столетий. В последнее время сюжеты, связанные с эпохой правления Якова I (VI) Стюарта (1567-1625 -король Шотландии, с 1603 года - король Англии), приобрели необычайную популярность в англоязычной историографии и стали излюбленной темой полемики между представителями различных научных школ и направлений. В спорах о природе и развитии в Англии политического конфликта, приведшего к гражданской войне середины XVII века, воцарение новой династии, зачастую,
фигурирует как важнейшая точка отсчета в последующем нарастании кризисной ситуации. В этой связи, вновь обратили на себя пристальное внимание феномен «персонального правления» первых Стюартов и полемика вокруг понятия «английский абсолютизм».
«Абсолютистская» доктрина в Англии зародилась именно в первой четверти XVII века. Притом главная роль в ее формулировке принадлежала самому правящему государю - основателю династии Стюартов, Якову I. И хотя некоторые английские монархи еще предшествующего столетия обладали на практике неограниченными властными полномочиями, идейное обоснование эта практика впервые получила лишь в сочинениях Якова, посвященных Божественному праву королей.
Идеология того или иного царствования, соотношение теории с ее практическим воплощением - одна из центральных проблем политической истории. Рассмотрение событий в контексте современной им идейной полемики позволяет шире взглянуть на это традиционное направление исторических исследований. Однако подобный подход к изучению английской истории начала XVII века стал применяться лишь относительно недавно. Дж. Соммервилл в своей книге «Политика и идеология в Англии, 1603-1640» справедливо отмечает, что в работах по ранним Стюартам мало места уделяется сфере идей. Одну из причин подобной ситуации он видит в концентрации внимания исследователей на таких крупных фигурах, как Ф. Бэкон или позже Т. Гоббс. Но ведь назвать этих людей типичными представителями политической мысли своего времени едва ли возможно1. Даже когда речь заходит о персонажах, реально влиявших на ход современных им событий и отражавших взгляды определенной части общества, избирательность исторической памяти зачастую направляет нас по ложному пути. По меткому замечанию Ч.Г. Макилвейна, одного из крупнейших специалистов по истории английской политической мысли раннего Нового времени, подлинным тестом на политическую значимость произведения является «не слава книги и даже не ее популярность среди образованных людей
1 Sommerville J.P. Politics and Ideology in England, 1603-1640. New York, 1995. P. 2-3.
своего времени, но ее влияние на умы и деяния людей наиболее активных в политической жизни». В пример он приводит «Утопию» Т. Мора, в свое время не оказавшую сильного впечатления на современников, в отличие от полемических трактатов того же автора, ныне практически забытых2.
Исследователь политической идеологии должен обращаться, прежде всего, к огромному и во многом неразработанному пласту нарративных источников, рожденных в пылу политической полемики. Притом важным является не только выяснение позиций участников дискуссии, но и установление степени соответствия их точек зрения взглядам людей, обличенных властью.
В данном отношении исследователи эпохи Якова I (VI) Стюарта обладают счастливым преимуществом. Обычно, для выяснения взглядов правителя историк вынужден обращаться к опосредованным источникам - письмам, воспоминаниям современников, фрагментарным записям публичных выступлений. Неполнота и неточность таких источников очевидны. В случае же с Яковом І в распоряжении исследователя имеется богатейший материал. Он включает целый ряд законченных политических сочинений, вышедших из-под пера самого короля, многократно переиздававшихся еще при его жизни и вызвавших широкий международный резонанс. Фактически, Яков был первым английским правителем со времен короля Альфреда, который объединил в своей собственной персоне политическое управление с политическим теоретизированием. В этой ситуации изучение сюжетов, связанных с политической идеологией в Англии раннестюартовского периода приобретает особую актуальность.
Предмет исследования. Предметом данного исследования стали идейно-политические основы английской монархии начала XVII века. Объектом же послужило литературно-политическое наследие Якова I (VI) Стюарта. Спектр тем, затрагиваемых Яковом І в политических трудах, необычайно широк. От вопросов происхождения королевской власти и ее Божественной природы - до
2 Mcllwain С.Н. Introduction // The Political Works of James I. New York, 1965. P. xx.
практических советов сыну и наследнику, касательно управления страной, от рассуждений об идеальной модели взаимоотношений между монархом и подданными и их взаимном долге - до пропаганды англо-шотландской унии и разъяснения своих конкретных политических решений. С одной стороны, такому разнообразию в какой-то степени не доставало объединяющей философской базы. Даже при скрупулезном анализе политических текстов, составленных Яковом, его взгляды едва ли возможно систематизировать в законченную теорию государства. Видимо, поэтому труды короля-ученого практически не упоминаются в некоторых обобщающих работах по истории английской политической мысли . Однако, по верному наблюдению ряда исследователей, интерес английского общества к вопросам политической философии как таковой в раннестюартовский период был минимален . Этим фактом, возможно, объясняется невнимание Якова I (VI) Стюарта, всегда ориентировавшегося на уровень своей аудитории, подчас достаточно широкой, к ряду политических проблем, лежащих в области чистой теории.
С другой стороны, размышления короля на политическую тему являлись зачастую непосредственной реакцией на происходящие события и процессы. Яков был страстным полемистом, и вопросы, поднимающиеся в его политических сочинениях, были продиктованы насущными требованиями времени. Это, вероятно, должно было вызывать живой отклик в обществе, степень политизации которого в этот период была достаточно велика. Так, доктрина Божественного права королей стала во многом своеобразным ответом Якова на активную пропаганду идей монархомахов в Шотландии в конце XVI
3 Например, Дж. Аллен в своей классической работе по английской
политической мысли XVI века не рассматривает всерьез ранние шотландские
трактаты Якова I (VI) Стюарта как лишенные оригинальности и не содержащие
никакой стройной политической концепции. Allen J.W. A History of Political
Thought in the Sixteenth Century. London, 1928. P. 252-253. А автор
обстоятельного труда, посвященного основам политической философии Нового
времени, К. Скиннер даже не включил сочинения Якова в список своих
первоисточников. Skinner Q. Foundations of Modern Political Thought. 2 vols.
London, 1978.
4 См., например: Hirst D. Authority and Conflict: England, 1603-1658. Cambridge,
1986. P. 84-88.
века. Ее разработка в определенной мере подытожила более чем десятилетний опыт автора в самостоятельном управлении страной.
После восшествия Якова I (VI) Стюарта на английский трон эта проблема до некоторой степени сохранила свою актуальность, однако, приобрела несколько иной разворот. Стремление подорвать авторитет властных полномочий Якова, на сей раз, исходило не от пресвитерианской оппозиции, а от папского престола. Вопрос, тем самым, получил международную огласку, став частью многовековой общеевропейской полемики о светской власти Римского понтифика. Именно в таком внешнеполитическом контексте доктрина Божественного права королей развивалась Яковом в трактатах английского периода.
В то же время, в обращениях к подданным, прежде всего, в знаменитых парламентских речах, Яков акцентировал внимание совсем на других насущных внутриполитических проблемах. На одном из первых мест среди них, несомненно, стоял вопрос о перспективах англ о-шотландской унии. Пропаганду идеи гармоничного объединения Великобритании Яков I считал главнейшей задачей своего царствования. И хотя у идеи союза Британских королевств было множество противников, как в Англии, так и в Шотландии, уния этих двух корон была оценена как одно из важнейших политических достижений Якова I (VI) Стюарта уже его ближайшими потомками. Не случайно, еще в бытность Якова шотландским королем ему предрекали славу «Нового Артура».
Яков был далеко не первым английским монархом, претендующим на лавры легендарного героя рыцарского эпоса, по преданию правящего некогда всеми Британскими землями. Подобные сравнения с выдающимися персонажами прошлого и ориентация на авторитетные исторические примеры были в целом характерны еще для средневекового стиля мышления. Однако в эпоху Барокко, когда весь мир стал восприниматься европейцами как огромная театральная сцена, они стали особенно популярны, превратившись в аллегории с многоуровневыми смыслами.
Немногие английские короли могли бы похвастаться таким количеством звучных прозвищ, как Яков. Притом некоторые из этих сравнений
инициировались и пропагандировались им самим. Уже в ранних трактатах шотландского периода Яков выводит образ идеального монарха - мудрого и справедливого судьи, миротворца, праведного защитника истинной веры, -подражать которому он будет стремиться до конца жизни. Именно отсюда ведут свое происхождение многочисленные расхожие ассоциации, неразрывно связанные в сознании современников с фигурой этого короля. Некоторые из них, например, «Защитник веры», оформятся впоследствии как часть официальной титулатуры Якова. Другие, прежде всего «Шотландский Соломон», окажутся ключевой аллегорией для понимания идейной основы и достижений его царствования. В 1630-е годы весь этот образный ряд, слитый воедино, получит блистательное живописное воплощение в композиции плафона Банкетного зала дворца Уайтхолл, ставшего своеобразной квинтэссенцией политических идей раннестюартовской монархии.
Хронологические рамки работы обусловлены выбранным объектом исследования и охватывают период с конца 1590-х - до середины 1610-х годов, бывший временем наибольшей активности Якова I (VI) Стюарта в области политического теоретизирования. Нижней границей здесь является момент написания и публикации первых трактатов короля, а верхней - выход в свет в 1616 году сборника трудов Якова І, в который вошли все его политические сочинения и самые значительные публичные речи.
Историография. Изучение сюжетов, связанных с идеологией раннестюартовской монархии, получило развитие, главным образом, в британской и американской исторической науке. Интерес к данной теме возник достаточно поздно. Подобная ситуация была во многом следствием превращения уже на рубеже XVII-XVIII веков пафосного образа «Британского Соломона» в карикатуру, к чему приложили усилия историки нарождающегося вигского направления . Представления о Якове I как о трусливом и развращенном
5 Наибольший вклад в создание карикатурного образа Якова уже в XVII веке внес один из его современников, Э. Уэлдон, автор сочинения «Двор и характер короля Якова». Weldon A. The Court and Character of King James written and taken by A.W. being an eye and eare witnesse. London, 1650. Эта книга стала особенно популярна в XIX столетии, после переиздания по инициативе В. Скотта в
педанте, обладавшем к тому же неуемной жаждой власти, стали общим местом в историографии XIX - начала XX веков6. Данное обстоятельство долгое время отвращало исследователей от такого уникального комплекса исторических источников, как литературно-политическое наследие основателя династии Стюартов. И хотя уже И. Дизраэли обратил внимание на важность детального изучения сочинений Якова для правильной оценки его исторической роли, серьезный анализ политических взглядов этого британского монарха был впервые предпринят лишь в начале XX века .
В 1918 году Ч.Г. Макилвейн выступил научным редактором переиздания практически в полном объеме сборника трудов Якова I, увидевшего свет в 1616 году8. Введение к этому тому содержало большую критическую статью, являвшуюся вплоть до последнего времени самым обстоятельным исследованием политических идей короля . Подход к изучению данной темы, примененный Макилвейном был характерным следствием вигского восприятия английской истории XVII века. Согласно этой традиционной точке зрения, Яков I (VI) Стюарт был королем-иностранцем, которому не дано было почувствовать, понять и принять английский образ жизни вообще и английскую политическую традицию в частности. Он всегда твердо стоял на позициях доктрины Божественного права королей, сформулированной им еще в Шотландии. В Англии Яков свои убеждения никак не скорректировал, но, напротив, всячески
составе «Секретной истории двора Якова I». Secret History of the Court of James the First. 2 vols. Edinburgh, 1811.
6 Gardiner S.R. History of England from the Accession of James I to the Outbreak of
the Civil War 1603-1642. 10 vols. London, 1888-1892; Trevelyan G.M. England
under the Stuarts. London, 1905; Montague F.C. The History of England from the
Accession of James I to the Restoration 1603-1660. London, 1907.
7 Disraeli I. l)Curiosities of Literature. Paris, 1835 Vol. I. P. 462-468; 2) An Inquiry
into the Character of James I. London, 1859.
8 The Workes of the Most High and Mighty Prince, James, By the Grace of God Kinge
of Great Brittaine France and Ireland Defendor of ye Faith etc. London, 1616. В
сборнике, вышедшем под редакцией Ч.Г. Макилвейна, сделана выборка
политических работ Якова, что нашло отражение в заглавии. The Political Works
of James I / Ed. by C.H. Mcllwain. Cambridge (Mass.), 1918. В данной работе был
использован репринт этого издания, вышедший в 1965 году.
стремился претворить их в жизнь путем установления в стране абсолютистского режима. Это, естественно привело к конфликту короля с парламентом, а в дальнейшей перспективе и к политическому кризису середины XVII столетия. Отталкиваясь от подобных суждений, Макилвейн предложил взглянуть на литературно-политическое наследие Якова как на некую статичную систему. Превосходно владея материалом, он, тем не менее, не пытался рассмотреть политические идеи короля в развитии. Уделяя наибольшее внимание антипапской полемике английского периода, Макилвейн строил свои выводы на сопоставлении схожих отрывков из этих произведений и ранних трактатов Якова. Акцент делался на доктрине Божественного права королей, которая практически приравнивалась к понятию абсолютизм. При этом другие важные темы, поднимаемые Яковом в трактатах и речах, явственно отодвигались на второй план. Подобная позиция являлась общим местом в историографии вплоть до середины XX века и до сих пор имеет солидных приверженцев10.
9 Mcllwain С.Н. Introduction // The Political Works of James I. New York, 1965. P.
xv-lxxx.
10 В первой половине XX века многие специалисты по истории политической
мысли следовали схеме Макилвейна, не проводя собственного обстоятельного
анализа полных текстов источников. Их выводы были зачастую основаны на
сравнение отдельных, не связанных между собой, отрывков и ярких фраз из
разных сочинений короля. Allen J.W. A History of Political Thought in the
Sixteenth Century. London, 1928. P. 252-255; Constitutional Documents of the Reign
of James I I Comment, by J.R. Tanner. Cambridge, 1930. P. 4-22. Впрочем, даже
такие солидные биографы Якова, как Д. Уилсон, хорошо знакомые с комплексом
самых разнообразных источников, относящихся к его творческому наследию, не
демонстрировали попыток оригинальной трактовки этого материала. Willson
D.H. King James VI and I. New York, 1956. После выступления ревизионистов
данная точка зрения закрепилась в основном среди историков литературы и
искусства. См., например: Orgel S., Strong R. Inigo Jones: The Theatre of the Stuart
Court. 2 vols. Berkeley, 1973; Strong R. Britannia Triumphans: Inigo Jones, Rubens
and Whitehall Palace. London, 1980; Parry G. The Golden Age Restor'd: The Culture
of the Stuart Court, 1603-1642. London, 1981. В последние два десятилетия это
мнение нашло последовательного сторонника в лице Дж. Соммервилла, одного
из авторитетнейших современных исследователей политических . идей в
раннестюартовской Англии: Sommerville J.P. 1) Politics and Ideology in England
1603-1640. London, 1986; 2) James I and the Divine Right of Kings: English Politics
and Continental Theory II The Mental World of the Jacobean Court I Ed. by L.L. Peck.
Cambridge, 1991. P. 55-70.
В 1960-1970-е годы в англоязычной исторической науке наметилась яркая новаторская тенденция к пересмотру вигского мифа в отношении политической ситуации в Англии в начале XVII столетия. Однако этот «ревизионистский» подход также мало способствовал углубленному анализу обширного наследия Якова I. Исследователи-ревизионисты выдвинули тезис об отсутствии острых противоречий в политических воззрениях англичан в раннестюартовский период. В основе подобного относительного единства взглядов, по их мнению, лежала «замкнутость» английского стиля мышления, мало подверженного влиянию какой-либо инородной традиции. Такая невосприимчивость к идеям, приходящим извне, зиждилась на беспримерном уважении англичан к своему прошлому, в первую очередь, к специфической национальной системе Общего права". В результате основной акцент ревизионисты делали на исследовании «древней конституции», а в качестве источников использовали, прежде всего, труды английских юристов. С одной стороны, ревизионисты признавали, что Якову I (VI) Стюарту не чужды были абсолютистские идеи, которые находились в оппозиции к концепции первичности и непререкаемого авторитета Общего права. Однако, по словам Дж. Кеньона, «абсолютизм короля относился к теоретической сфере», а на практике «он всегда аккуратно действовал в рамках Общего права»12. Как следствие, ревизионисты уделяли мало внимания анализу политических работ Якова, слабо отражавших, с их точки зрения, английские реалии начала XVII века.
Лишь относительно недавно, в начале 1990-х годов в исторической науке вновь появился интерес к идейно-политическому наследию Якова I (VI) Стюарта. Новое поколение историков «постревизионистского» направления оказались склонны отрицать отсутствие идеологического конфликта в Англии в начале XVII века13. Подобный подход потребовал уточнения и детального
Классическое обоснование этой точки зрения: Pocock J.G.A. The Ancient Constitution and the Feudal Law. Cambridge, 1957. P. 30-69.
12 Kenyon J.P. The Stuart Constitution 1603-1688. Cambridge, 1966. P. 8-9.
13 Кондратьев СВ. Предреволюционная Англия в постревизионистской
историографии // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и
раннего нового времени / Под ред. Г.Е. Лебедевой. Вып. 2. СПб., 2000. С. 62-70.
истолкования позиции различных участников политических дискуссий того времени, в том числе самого короля. По инициативе Дж. Соммервилла в 1994 году в свет вышло новое научное издание сочинений Якова I14. Появились специальные исследования, посвященные отдельным группам его политических трудов15. Наметилась серьезная тенденция к комплексной переоценке личности и наследия этого английского монарха . Например, на первое место среди идейных споров эпохи Якова такие исследователи, как Дж. Уормалд и У. Патерсон, выдвигают не «конституционный» конфликт с английским парламентом, а полемику вокруг «союзнических» устремлений короля17. Особое
14 King James VI and I: Political Writings I Ed. by J.P. Sommerville. Cambridge,
1994. В 2003 году вышло еще одно издание избранных сочинений Якова: King
James VI and I. Selected Writings I Ed. by N. Rhodes, J. Richards, J. Marshall.
London, 2003.
15 Наибольшее внимание современных исследователей выпало на долю
антипапских трактатов Якова, написанных в Англии. Их подробный анализ в
контексте полемики о клятве верности для английских католиков и о границах
светской власти Римского понтифика дан в работах У. Патерсона и Дж.
Соммервилла: Patterson W.B. King James VI and I and the Reunion of Christendom.
Cambridge, 2000; Sommerville J.P. James I and the Divine Right of Kings II The
Mental World of the Jacobean Court... P. 55-70. Интересный подход к прочтению
ранних политических сочинений короля был предложен одной из ведущих
современных специалистов по шотландской истории раннего Нового времени,
Дж. Уормалд: Wormald J. James VI and I, Basilikon Doron and The Trew Law of
Free Monarchies: The Scottish Context and the English Translation II The Mental
World of Jacobean Court... P. 36-54. П. Кристиансон, полемизируя с Дж.
Соммервиллом о сути политического конфликта в раннестюартовской Англии,
дал новаторскую интерпретацию идейного содержания публичных речей Якова:
Christianson P. Royal and Parliamentary Voices on the Ancient Constitution, с 1604-
1621// The Mental World of the Jacobean Court... P. 71-95.
16 Подробнее об этом см.: Эцина Е.И. «Шотландский Соломон»: политическое
наследие Якова I (VI) Стюарта и подходы к его изучению // Актуальные
проблемы всеобщей истории / Под ред. А.А. Егорова. Вып. 3. Ростов-на-Дону,
2004. С. 124-141.
17 Однако сущность этих «союзнических» устремлений понимается ими по-
разному. Если, по мнению Патерсона, речь шла, прежде всего, о религиозном
союзе всех христиан и о стремлении Якова играть роль третейского судьи и
миротворца в международных конфликтах: Patterson W.B. King James VI and I
and the Reunion of Christendom... To Уормалд считает, что главным союзом, о
котором мечтал Яков, было объединение Великобритании: Wormald J. James VI
and I, Basilikon Doron and The Trew Law of Free Monarchies: The Scottish Context
and the English Translation...
внимание стало уделяться самоидентификации основателя династии Стюартов и
его отношению к своему творчеству .
Многие из этих сюжетов, однако, остаются пока лишь намеченными и требуют дальнейшего изучения. Особенно это касается ранних политических трактатов и публичных речей Якова. Несмотря на частое цитирование этих текстов, они остаются практически неисследованными с точки зрения современного им политического контекста и задач, которые ставил перед собой автор. Кроме того, данная часть литературно-политического наследия Якова I (VI) Стюарта традиционно продолжает считаться яркой иллюстрацией его абсолютистских взглядов. Учитывая кардинальный пересмотр понятия и самого термина «абсолютизм» в современной историографии, нам представляется необходимым вновь внимательно перечитать эти важнейшие источники по английской истории раннестюартовской эпохи.
Что касается отечественной медиевистики, то в ней указанный тематический комплекс до сих пор не получил широкой разработки. Хотя начало рассмотрению проблем, связанных с идеологией английской монархии раннего Нового времени, было положено уже в дореволюционный период. Так, в работе К.А. Кузнецова «Опыты по истории политических идей в Англии (XV-XVII веков)» взглядам Якова I была посвящена отдельная глава19. Специальное внимание этому вопросу было уделено и в знаменитых лекциях А.Н. Савина по истории Английской революции . Отношение этих исследователей к фигуре и идейному наследию Якова, несомненно, формировалось под влиянием вигской
В этой связи большое значение стало придаваться образному строю сочинений Якова и их религиозному подтексту. Помимо упомянутых работ, интересный взгляд на эти проблемы был предложен К. Шарпом: Sharpe К. The King's Writ: Royal Authors and Royal Authority in Early Modern England II Culture and Politics in Early Stuart England I Ed. by K. Sharpe and P. Lake. Basingstoke, London, 1994. P. 117-138.
19 Кузнецов К.А. Опыты по истории политических идей в Англии (XV-XVII
веков). Владивосток, 1913. С. 172-199.
20 Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. Москва, 2000. С. 59-
63. Книга была впервые опубликована в 1924 году по материалам курсов,
прочитанных в 1907-1910 годах в Московском университете.
историографии и, в целом, укладывается в схему Макилвейна, рассмотренную выше.
В советский период эпоха правления ранних Стюартов специально практически не изучалась. Она традиционно рассматривалась в контексте нарастающего политического, экономического и социального кризиса, последовавшего за периодом расцвета английского абсолютизма в XVI веке и приведшего к революции середины XVII столетия . Хотя отдельных исследований, посвященных идеологии эпохи Якова I, предпринято не было, ряд важных вопросов истории английской политической мысли раннего Нового времени был рассмотрен в работах В.В. Штокмар, М.А. Барга, Ю.М. Сапрыкина,
Б.А. Каменецкого . Специальное внимание также уделялось теме англошотландских отношений в XVI веке и проблеме унии британских корон23.
Классическую оценку с позиций марксистской историографии политические идеи Якова получили в двухтомном академическом издании, посвященном Английской революции. Король назван в этой работе пропагандистом абсолютистских идей, на этом этапе английской истории уже совершенно устаревших, притом авторство большинства его политических сочинений поставлено под сомнение без какой-либо корректной аргументации: Английская буржуазная революция XVII века / Под ред. Е.А. Косминского и Я.А. Левицкого. Москва, 1954. Т. 1.С. 80-82.
22 В.В. Штокмар одной из первых обратилась к исследованию проблем английского абсолютизма, в том числе его идейных основ: Штокмар В.В. 1) Идеология английского абсолютизма в письмах Елизаветы Тюдор // Ученые записки ЛГУ: Исторические науки. Вып. 17. 1950. №127. С. 223-228; 2) Очерки по истории Англии XVI века. Л., 1957. М.А. Барг освещал в своих работах, в первую очередь, проблематику Английской революции, затрагивая отчасти вопросы, связанные с идейно-политической борьбой эпохи Якова І: Барг М.А., Лавровский В.М. Английская буржуазная революция. Москва, 1958; Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. Москва, 1991. Областью научных интересов Ю.М. Сапрыкина было развитие политических идей в Англии XVI века: Сапрыкин Ю.М. 1) От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии. Москва, 1985; 2) Абсолютистские идеи английской реформации в XVI веке // Вестник МГУ: История. 1985. №1. С. 79-90. Б.А. Каменецкий также исследовал формирование английской абсолютистской идеологии в XVI веке. В одной из своих работ он даже затрагивает, впрочем весьма поверхностно, политические взгляды Якова I. Автор не пытался рассматривать их в развитии, цитируя разновременные высказывания без уточнения контекста: Каменецкий Б.А. 1) Формирование абсолютной идеологии в Англии XVI века и ее особенности // Вопросы истории.
В последнее десятилетие интерес отечественных исследователей к изучению политических идей в Англии конца XVI - начала XVII веков значительно возрос. Так, в работах О.В. Дмитриевой демонстрируется перспективный подход к осмыслению политических событий и идей в елизаветинской Англии через художественные образы эпохи24. Политические и правовые взгляды английских юристов раннестюартовского периода получили широкое освещение в исследованиях СВ. Кондратьева . Существенным вкладом в изучение британской истории времен Якова I (VI) Стюарта стали труды СЕ. Федорова и его учеников. В них представлены современные интерпретации ряда тем, ранее находившихся в забвении в отечественной исторической науке, таких как: британская аристократия яковитской эпохи,
1969. №8. С.70-90; 2) Идейная борьба в Англии в период кризиса абсолютизма (конца XVI - начала XVII веков). Политико-юридический аспект // Средние века. Вып. 43. 1980. С 171-173.
23 Штокмар В.В. 1) Некоторые условия и дипломатическая подготовка
объединения Англии и Шотландии в конце XVI - начале XVII веков // Англия
XIV-XVII веков. Проблемы генезиса капитализма. Вып. 2. Горький, 1975. С. 108-
119; 2) Англо-шотландские отношения накануне соединения двух королевств //
Проблемы отечественной и всеобщей истории. Вып. 3. Л., 1976. С. 196-199; 3)
Религиозно-политический и национальный аспекты объединения Англии и
Шотландии в начале XVII века // Проблемы социальной структуры и идеологии
средневекового общества. Вып. 2. Л., 1978. С. 92-103; Магаков Г.Ю. Отношения
между Шотландией и Англией в конце XVI - начале XVII веков. Автореф. канд.
дисс. Л., 1986; Брандт М.Ю. Союз Шотландии и Англии в европейских
международных отношениях конца XVI - начала XVII века // Англия в эпоху
феодализма. Москва, 1988.
24 Дмитриева О.В. 1) Театр и политическая борьба в Англии конца XVI - начала
XVII века // Культура Возрождения XVI века. Москва, 1997. С. 203-214; 2)
Елизавета I. Семь портретов королевы. Москва, 1998; 3) «Монументы
преданности»: частное строительство и организация королевских визитов в
елизаветинской Англии // Культура Возрождения и власть. Москва, 1999. С. 178-
186; 4) «Древняя и достойнейшая процессия»: репрезентация королевской власти
в парламентских церемониях второй половины XVI - начала XVII века //
Королевский двор в политической культуре средневековой Европы / Под ред.
Н.А. Хачатурян. Москва, 2004. С 360-382.
25 Кондратьев СВ. 1) Идея права в предреволюционной Англии. Тюмень, 1997;
2) Юристы общего права в елизаветинской и раннестюартовской Англии //
Англия XVII века: социопрофессиональные группы и общество / Под ред. СЕ.
Федорова. СПб., 1997. С 85-135.
ментальность английской политической и интеллектуальной элиты того времени, становление институтов английского королевского двора, борьба придворных группировок за власть и т.д. . Однако официальная идеология царствования Якова I и комплекс его политических трактатов и речей до последнего времени оставались на периферии отечественного англоведения.
Таким образом, учитывая многообразие и неоднозначность существующих в зарубежной литературе мнений и подходов к интересующей нас теме, можно констатировать наличие широкой перспективы для дальнейшего исследования сюжетов, связанных с идейно-политическим наследием Якова I (VI) Стюарта. Кроме того, изучение данной проблематики помогло бы восполнить определенную лакуну в отечественной исторической науке.
Целью данной работы стало освещение политических взглядов Якова I (VI) Стюарта, легших в основу официальной идеологии английской монархии первых десятилетий XVII века.
В связи с этим мы ставили перед собой ряд исследовательских задач, а именно:
Федоров СЕ. 1) «Альтернативный двор» в раннестюартовской Англии: принц Уэльский и его окружение // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени / Под ред. Г.Е. Лебедевой. СПб., 1996. С. 160-179; 2)В поисках сценария: Анна Датская и ее последний путь // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. 2000. №3. С. 43-68; 3) «И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил»: Анна Датская и финальный эпизод шотландских королевских свадеб // Адам и Ева. Альманах тендерной истории. 2004. №7. С. 40-64; 4) Раннестюартовская аристократия (1603-1629). СПб., 2005; 5) Стюартовские придворные (Некоторые аспекты самосознания и поведения общности) // Англия XVII века: социопрофессиональные группы и общество / Под ред. СЕ. Федорова. СПб., 1997. С. 9-84; Журавель Н.А. Граф Лестер и католическая оппозиция при Елизавете I Тюдор. Автореф. канд. дисс. СПб., 2000; Ковин B.C. Королевские слуги и яковитский двор в Англии 1603-1625. Автореф. канд. дисс. СПб., 1999; Паламарчук А.А., Федоров СЕ. Рубежи антикварного сознания: история и современность в раннестюартовской Англии // «Цепь времен»: проблемы исторического сознания / Под ред. Л.П. Репиной. Москва, 2005. С. 151-197; Эцина Е.И. Арабелла Стюарт и династическая альтернатива в Англии в начале XVII века // Астарта. Женщина в структурах власти архаических и традиционных обществ / Под ред. М.Ф. Альбедиль и А.В. Цыба. Вып. 2. СПб., 1999. С. 273-294.
- обозначить основные политические идеи, которых придерживался
шотландский король Яков VI в преддверие своего восшествия на английский
престол;
проследить изменения в его политической доктрине, произошедшие за годы английского правления;
сравнить взгляды Якова I (VI) Стюарта в английский период с его воззрениями, изложенными в ранних шотландских трактатах, и попытаться, тем самым, оценить степень преемственности политических идей, легших в основу раннестюартовской монархии.
Источники. Очерченный круг исследовательских задач обусловил выбор политических сочинений Якова І в качестве основных источников данной работы.
Опираясь на издание трудов короля, вышедшее в 1616 году, его политическое наследие можно условно разделить на три группы. К первой относятся два ранних шотландских трактата Якова - «Истинный закон свободных монархий» и «Царский дар»27. Вторую группу составляют три полемических сочинения, написанных Яковом уже в Англии. Это «Апология клятвы верности», «Предупреждение всем могущественнейшим монархам, королям, независимым князьям и государствам христианского мира», которое является пространным вступлением к переработанному изданию первого трактата, и «Декларация светлейшего короля Якова І в защиту права королей и
независимости их корон» . К этой же группе косвенно примыкает и
27 The Trew Law of Free Monarchies II The Workes of the Most High and Mighty
Prince, James, By the Grace of God Kinge of Great Brittaine France and Ireland
Defendor of ye Faith etc. London, 1616. P. 191-210; Basilikon Doron II The Workes...
P. 137-189.
28 Triplici nodo, triplex cuneus. Or An Apologie for the Oath of Allegiance II The
Workes... P. 247-286. Первое, анонимное, издание вышло в 1608 году. Свое
авторство Яков признал в издании 1609 года; A Premonition to All Most Mightie
Monarches, Kings, Free Princes, and States of Christendome II The Workes... P. 287-
346. Самостоятельный трактат, который впервые был издан в 1609 году как
расширенное вступление к авторскому переизданию «Апологии»; Declaration du
serenessime Roy Jacques I, Roy de la Grand Bretagne et Irlande, defenseur de la Foy,
pour le Droit des Rois et independance de leurs Couronnes, contre la harangue de
«Декларация, касающаяся заседания Генеральных штатов Объединенных
провинций Нидерландов по делу д-ра Конрада Ворстия» . Третья группа включает в себя публичные речи Якова. Пять самых известных из них также вошли в издание «Трудов»30. Это касается обращений 1603(4), 1605, 1607 и 1609(10) годов к парламенту и речи перед судьями в Звездной палате в 1616 году.
Сочинения второй группы, как уже отмечалось выше, являются наиболее исследованными в современной историографии. К тому же, изначально спровоцированные внутриполитическим конфликтом между королем и английскими католиками, они создавались, прежде всего, в расчете на континентального читателя, в рамках общеевропейской полемики о границах власти Римского папы, то есть имели внешнеполитическую направленность. Ранние трактаты и английские речи Якова, напротив, касались не международных проблем, а вопросов внутренней жизни страны и управления ею. Именно эти политические тексты, наиболее отвечающие предмету нашего исследования, легли в основу данной работы.
Все политические труды Якова I (VI) Стюарта уже при жизни автора выдержали по несколько публикаций на английском, латыни, французском и некоторых других европейских языках. Работая над переводом и анализом текстов этих источников, мы обращались к их оригинальным изданиям, хранящимся в фондах Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Кроме того, мы пользовались упомянутой выше классической
rillustrissime Cardinal du Perron, prononcee en la Chambre des Trois-Estats, le 15 Janvier 1615. Londre, 1615. Английский перевод вышел в 1616 году: А Remonstrance for the Right of Kings, and the Independance of Their Crownes, etc. II The Workes... P. 381-484.
29 A Declaration Concerning the Proceedings with the States Generall, of the United
Provinces of the Low Countreys, in the cause of D. Conradus Vorstius II The Workes...
P. 347-380.
30 The Workes... P. 485-569.
публикацией под редакцией Макилвейна, в которой собраны все интересующие
нас тексты .
В ходе исследования был привлечен также целый ряд вспомогательных источников. Среди них в первую очередь следует выделить политические сочинения старших современников Якова I (VI) Стюарта, из которых он черпал идеи и с которыми полемизировал («Наставления» императора Карла V, «Государство» Ж. Бодена, «О праве королевской власти в Шотландии» и «История Шотландии» Дж. Бьюкенена и пр.) . Помимо этого мы обращались к историческим хроникам и полемическим трактатам яковитской эпохи, пользовались документальными материалами, в том числе: сборниками королевских прокламаций и дневниками заседаний английского парламента33.
В качестве методологической базы исследования нами был выбран социокультурный метод, позволяющий рассматривать идеологию раннестюартовской монархии не только с теоретических позиций, но и с точки зрения ее образного строя и восприятия широкой аудиторией шотландцев и англичан конца XVI - начала XVII веков. Именно такой подход, по нашему мнению, помог бы взглянуть на политическое наследие Якова I (VI) Стюарта в
31 The Political Works of James I / Ed. by C.H. Mcllwain. New York, 1965. Далее:
Works. В этой публикации полностью сохранена оригинальная орфография и
пунктуация начала XVII века, а также авторские пометки (выделение курсивом,
заглавные буквы и пр.). Все ссылки на труды Якова в основном тексте работы
даны по этому изданию. Во всех переводах, по возможности, сохранен
оригинальный стиль источника.
32 U Instruction de Charles V a Philippe II, son fils. s.l., s.a; Bodin J. Les six Livre de
la Republique. Paris, 1986 [reprint Lyon, 1593]; Buchanan G. 1) The Powers of the
Crown in Scotland [De jure regni apud Scotos] I Ed. and trans, by C.F. Arrowood.
Austin, 1949; 2) The History of Scotland [Rerum Scotiarum Historia]. London, 1690.
33 Полный список использованных источников дан в конце работы. Важнейшие
документальные материалы по теме исследования были взяты из следующих
публикаций: Constitutional Documents of the Reign of James I I Comment, by J.R.
Tanner. Cambridge, 1930; Kenyon J.P. The Stuart Constitution 1603-1688.
Cambridge, 1966; Notestein W. The House of Commons, 1604-1610. New Haven,
1971; Royal Proclamations of James III Stuart Royal Proclamations I Ed. by J. Larkin,
P. Hughes. 2 vols. Oxford, 1973. Vol. 1.
развитие, раскрыть его неразрывную связь с событийной канвой и идейным климатом эпохи.
Научная новизна исследования заключается не только в обращении к теме, до сих пор остающейся малоизученной даже в англоязычной историографии, но и в выборе ракурса ее освещения. В центре нашего внимания стоял не просто детальный анализ работ Якова с целью реконструкции его политических взглядов, но и рассмотрение их в широком культурно-историческом контексте, учитывая современную им политическую полемику, стереотипы общественного сознания, направленность на определенного читателя или слушателя и т.д.
Практическая значимость исследования состоит, прежде всего, во введении в научный оборот и детальном рассмотрении целого комплекса важнейших нарративных источников, ранее почти не использовавшихся отечественными историками, несмотря на свою относительную доступность. Результаты данной работы могут быть использованы при дальнейшем изучении самого широкого круга проблем и сюжетов, связанных с историей раннестюартовской Англии, а также при обновлении лекционных курсов по истории Западной Европы раннего Нового времени и написании обобщающих трудов по истории политической мысли и идеологии европейского абсолютизма.
«Истинный закон свободных монархий»: Увегцевая «любезных соотечественников»
Обратимся к самой ранней и самой цитируемой работе короля Якова -«Истинному закону свободных монархий» . Этот трактат был впервые опубликован в 1598 году и, традиционно, считается «единственным англоязычным сочинением эпохи королевы Елизаветы, в котором четко сформулирована доктрина абсолютной монархии»5. Ряд пассажей из этого произведения уже в XVII веке стали крылатыми фразами и, в течение уже не первого столетия, кочуют из одного исторического исследования в другое. В то же время, работ, содержащих обстоятельный анализ «Истинного закона», совсем немного6. Принимая во внимание и тот факт, что само понятие «абсолютистской доктрины», с которым традиционно соотносились идеи, высказанные в этом трактате, в последнее время подвергается широкому обсуждению и пересмотру, нам представляется необходимым вновь критически перечитать и осмыслить этот классический текст. Полное название первого политического труда Якова VI Шотландского -«Истинный закон свободных монархий, или Обоюдный и взаимный долг между свободным королем и его подлинными подданными». Уже само заглавие несет в себе немало информации, касательно содержания трактата. На наш взгляд, две формулировки являются здесь ключевыми: «свобода» короля, совмещенная с «взаимностью» обязательств между монархом и его народом. Именно эти две проблемы, в разных своих проявлениях, рассматриваются Яковом на страницах «Истинного закона». Уже в коротком обращении к читателю, предваряющем основной текст трактата, шотландский король ясно излагает свои цели, очерчивает предполагаемую аудиторию и, в соответствие с этим, обосновывает стиль своего повествования. Яков пишет для блага своих «дорогих соотечественников». Они, по его мнению, должны были получить двоякую пользу от прочтения «Истинного закона»: «Выгода, которую мне бы хотелось, чтобы вы извлекли отсюда, состоит в том, чтобы так ограничивать все свои действия рамками этих основ (т.е. истинным законом - Е.Э.), чтобы это могло укрепить вас как честных и покорных Поданных вашего Короля на все времена, также как и в том, чтобы, когда вы по воле случая столкнетесь с кем-либо, кто станет прославлять или оправдывать прошлые восстания, произошедшие в этой стране, или какой-либо другой, вы были бы вооружены против их [коварных] песен Сирены, помещая их отдельные примеры в рамки этих основ»8. В связи с ориентацией на столь широкую и неоднородную аудиторию, какую представляло из себя шотландское общество конца XVI столетия, Яков выбирает простую форму и доступную манеру изложения своих идей. Прежде всего, шотландский король называет свое сочинение не трактатом, а памфлетом, сознательно обращаясь к более популярной малой форме, и указывает на его доходчивость и небольшой объем: «Я был бы несклонен оказаться одновременно сладкоречивым и основывающимся на недостаточном количестве фактов. И поэтому, если он (т.е. памфлет - Е.Э.) и не полон сентенций, по крайней мере, он краток»9. А так как в намерения Якова входило «наставлять, а не возмущать», он предпочел не вступать в открытую полемику, «не тратя времени на опровержение [мнений] оппонентов», ограничив себя лишь изложением «истинных основ взаимного долга и верности между свободным и абсолютным Монархом и его народом»10.
Однако несмотря на столь нарочито декларируемую самим автором ориентацию на популярное изложение и отказ от непосредственной дискуссии, «Истинный закон» - произведение, несомненно, полемическое, отличающееся ясностью формы и четко выверенной системой аргументации. Эти черты становятся заметны уже при рассмотрении структуры трактата. Яков начинает с обоснования актуальности темы своих размышлений, отмечая, что «нет другой вещи столь необходимой для познания народом любой земли, вслед за познанием их Бога, как правильное познание их верноподданства согласно форме правления, установленной среди них »". Незнание в этой сфере не раз «приводило к краху и уничтожало различные цветущие государства»12. В этом и кроется основной мотив, побудивший шотландского короля к написанию трактата. Ведь, «среди других, ни одно Государство, которое когда-либо существовало от начала времен, не имело большей потребности в истинном знании этой основы, чем это наше столь долго пребывавшее в беспорядке и расстройстве Государство» . Объяснив злободневность интересующей его проблемы, Яков формулирует задачи своего труда, рассмотренные нами выше.
Обратимся теперь к другому знаменитому трактату Якова VI (I) Стюарта, написанному в шотландский период, «Царскому дару»97. Созданное практически одновременно с «Истинным законом» это сочинение впервые увидело свет в 1599 году. Считается, что это самое талантливое произведение Якова с литературной точки зрения . 1ем не менее, специалисты по истории политической мысли часто обходили этот текст вниманием". А те, кто обращался к исследованию «Царского дара», склонны были, как правило, видеть в нем развитие тех же идей, что и в «Истинном законе» 00. Однако, по справедливому замечанию Дж. Уормалд, сходство этих трактатов заканчивается на их небольшом объеме, факте написания в Шотландии и популярности среди читателей вплоть до наших дней .
Действительно, сам жанр, к которому относится «Царский дар», делает его „ непохожим на остальные сочинения Якова. Если «Истинный закон» - это полемический трактат, тематика которого относится к сфере политической теории, то «Царский дар» ориентирован, прежде всего, на политическую практику. Это не что иное, как учебник по искусству управления государством для будущего короля. Он примыкает к большой группе так называемых «зерцал» и «наставлений» государям, которые получают особое распространение в Европе, начиная с XV века. Недвусмысленное тому свидетельство - полное название труда «Царский дар, или Наставления Его Величества своему дражайшему сыну, Принцу Генри».
Подзаголовок трактата ясно указывает и на главного адресата «Царского дара». Им должен был стать старший сын и наследник Якова VI. То есть, в отличие от «Истинного закона», второе сочинение шотландского короля не было рассчитано на широкую общественную огласку ни в Шотландии, ни, тем более, за ее пределами. Подтверждением тому служит ситуация вокруг первого издания этого труда. Во-первых, оригинальная версия «Царского дара» была написана не по-английски, а на средне-шотландском языке. К тому же первоначальный тираж составил всего семь экземпляров. Один из них предназначался самому принцу Генри, шесть других - членам королевской семьи и самым преданным людям из окружения Якова VIIUZ. Яков сам объясняет эту ситуацию в обращении «К читателю», предваряющем первое публичное издание «Царского дара» в 1603 году: «И среди других моих тайных деяний, которые стали известны обществу, так случилось с Царским даром, адресованным моему старшему сыну, который я написал для тренировки своего собственного ума и для наставления ему, предназначенному Богом (я надеюсь) сидеть на моем троне после меня. Так как цель и суть [трактата] подходят лишь для короля в качестве обучения его его должности, ... я решил, что никоим образом неприемлемо и неподходяще извещать всех о том, что имеет отношение лишь к одному [человеку] (особенно являясь посредником между двумя столь близкими людьми). ... И поэтому ради сохранения его в секрете, я позволил напечатать лишь семь [экземпляров], предварительно взяв клятву с Издателя беречь тайну. И эти семь [копий] я распространил среди нескольких моих вернейших слуг для бережного хранения на случай, если из-за беззакония или по прошествии времени какая-то из них потеряется, чтобы другие остались после меня как свидетельства моему Сыну как о честной прямоте моего сердца, так и о моей отцовской любви и естественной заботе о нем» .
Итак, Яков VI первоначально создавал «Царский дар» в расчете на одного конкретного читателя. Какова же была его цель? К моменту первого издания трактата принцу Генри было всего лишь пять лет, но шотландский король уже был полон мыслей о его будущем и стремился поделиться накопленным опытом. В обращении «К Генри, моему дражайшему сыну и естественному наследнику» Яков призывал: «Прими и приветствуй эту Книгу как своего вернейшего Наставника и советника. ... И ибо смертный час мне неведом, как и любой плоти, я оставляю ее для тебя как мое Завещание и последнюю волю»104. В 1603 году Яков будет еще раз настаивать на этом объясняя относительную краткость «Царского дара» и ограниченность его проблематики. Шотландский король подчеркнет, что его трактат был предназначен не столько «для просвещения Принца вообще», сколько «содержал частные наставления специально для моего Сына»105.
Такая постановка цели, требовала от автора весьма определенных методов и форм изложения материала. В предисловии к изданию 1603 года Яков декларирует: «Я учу своего Сына, исходя только из моего собственного опыта»106. В этой связи, весьма характерно, как шотландский король объясняет, почему он сам взялся за перо, чтобы дать советы своему сыну. По его мнению, монарх, познавший искусство управления и с теоретической, и с практической стороны способен выразиться по этому вопросу «гораздо полнее, чем любой простой учитель, который знает о делах королевств только из [сторонних] наблюдений»107. Именно опора автора на личный опыт в решении конкретных политических проблем придает «Царскому дару» яркую самобытность при всей традиционности жанра. Что же касается формы трактата, Яков стремился сделать ее максимально доступной для сына. Шотландский король отмечает, что в юном возрасте, увлеченный различными удовольствиями, принц «не может терпеливо выдержать чтение любого большого тома».
Новый Артур: Борьба за Великобританию
Если бы мы попытались сегодня ранжировать долгосрочные политические итоги царствования Якова I (VI) Стюарта, на одном из первых мест оказалось бы появление на европейской географической карте нового государства Великобритании. С одной стороны, в этом союзе двух островных королевств, Англии и Шотландии, скрепленном первоначально только личной унией, не было ничего экстраординарного. Подобные многосоставные монархии, объединенные еще по наследственному принципу фигурой правителя, стали характерной особенностью Европы раннего Нового времени. Хрестоматийным примером являются необъятные владения Карла V Габсбурга, в которых никогда не заходило солнце. О лаврах великого императора мечтали многие, и молодой шотландский король Яков VI, видимо, не был здесь исключением1. С другой стороны, недолговечность таких образований становилась очевидна, по большей части, уже современникам событий. Различие в традициях, отсутствие языковой, а подчас и географической близости между субъектами подобных союзов часто сопровождалось стремлением более сильного государства доминировать над остальными территориями, ассимилируя их в политическом, экономическом и культурном планах. Это приводило к быстрому распаду унитарных монархий после смерти короля-объединителя . В случае же с англо-шотландским союзом этого не произошло. И хотя «уния парламентов» двух британских государств была заключена только в 1707 году, начало полноценному объединению Великобритании было положено в эпоху Якова 1 (VI) Стюарта.
Мечту об объединении Британии в единое государство под властью своего скипетра Якова VI Шотландский лелеял задолго до восшествия на английский престол. Своеобразным примером на пути к достижению этой честолюбивой цели стал для него легендарный король Артур, по преданию управлявший некогда всем островом. Прозвище «Новый Артур» появилось у Якова еще в бытность королем Шотландии. Как и в случае с царем Соломоном, отождествление себя с героем рыцарского эпоса не было оригинальной находкой Якова VI. Артуровский цикл на протяжении нескольких столетий был важнейшим источником образов и аллегорий, использовавшихся английскими королями для пропаганды своих политических идей3. Шотландский король ориентировался здесь, прежде всего, на своего прапрадеда, основателя английской династии Тюдоров, Генриха VII. Этот король, сумевший умиротворить и консолидировать страну после кровавых междоусобиц войны Роз, был в глазах Якова не только главным гарантом его наследственных прав на английский трон, но и вдохновляющим примером в деле объединения4. И если первенец Генриха VII был наречен Артуром в честь легендарного правителя объединенной Британии, «Новый Артур» Яков VI назовет своего старшего сына, родившегося в 1594 году, Генрихом, в честь человека восстановившего целостность Англии. Именно принцу Генри Яков посвятит созданный несколькими годами позже «Царский дар», где впервые и еще очень осторожно затронет вопрос о Великобритании.
Впрочем, как показал анализ ранних политических сочинений Якова VI, шотландский король не был склонен открыто выступать в защиту унии двух островных монархий с собственной персоной во главе вплоть до момента вступления на английский трон. Он вообще остерегался затрагивать английские реалии в трудах шотландского периода, ссылаясь на отсутствие личного опыта. Зато, получив столь желанную корону, первый Стюарт мгновенно изменил свою позицию. Резкое повышение статуса Якова на международной политической арене вкупе с его давней страстью к ученому диспуту и назидательному теоретизированию обернулись богатыми плодами.
Обилие и разнообразие сочинений, вышедших из-под пера Якова I (VI) Стюарта в английский период его жизни не может не поражать. Рассуждения о вреде табака соседствуют здесь с размышлениями над текстами Нового Завета, полемические трактаты, направленные против континентальных апологетов светской власти римского папы, с программными речами, адресованными английскому парламенту5. Конечно, далеко не все эти труды были посвящены исключительно политическим проблемам. Однако у английских поданных Якова
были широкие возможности познакомиться с взглядами своего нового короля на власть и управление страной. Это, несомненно, касалось и проектов объединения Англии и Шотландии, которое становится теперь одним из любимых сюжетов рассуждений «Нового Артура».
Обращаясь к обширному наследию политических текстов Якова I (VI) Стюарта, созданных в английский период его жизни, исследователи естественно задавались вопросом о преемственности идей этих сочинений в сравнение с трудами, написанными королем еще в Шотландии. Согласно традиционной точке зрения, до сих пор имеющей большое количество сторонников, Яков всегда оставался верен позиции, сформулированной им на страницах «Истинного закона свободных монархий» и «Царского дара».