Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 4
ИСТОЧНИК
Lex municipalis Irnitana
І. Структура источника 9
И. Проблема происхождения lex Irnitana
а) lex Iulia municipalis 20
б) lex Flavia municipalis 23
в) "duae Iuliae" 28
r) lex Lati 30
Выводы 32
III. Издания Lex Irnitana 39
ИСТОРИОГРАФИЯ 44
I. Municipium 45
а) municipium согласно Т. Моммзену 46
б) municipium согласно А.Н. Шервин-Уайту 48
в) municipium в интерпретации Э. Манни 50
г) категория municipium согласно М. Эмберу 51
д) категория municipium в отечественной историографии 53
И. lus Lath (493 г. до н.э. - 90-89 гг. до н.э.) 54
а) характеристика раннего ius Lata у А. Н. Шервина-Уайта 55
б) характеристика раннего ius Latii у А. Бернарди 56
в) ius Latii как юридическая категория согласно И.Л.Маяк 57
д) суть раннего ius Latii согласно М. Эмберу 58
III. Провинциальное ius Latii 59
а) ius Latii в интерпретации Ш. Соманя 61
б) ius Latii в интерпретации X. Браунерта 63
в) полемика о ius Latii в свете теорий Соманя и Браунерта 64
г) ius Latii и Latini в интерпретации Ф. Миллара 68
д) провинциальное ius Latii в интерпретации М. Эмбера 69
е) дискуссия о провинциальном ius Latii после открытия lex Irnitana 70
ж) ius Latii в интерпретации А. Шастаньоля 72
з) категории municipium и ius Latii в интерпретации П. Ле Ру 73
и) прочие взгляды на суть ius Latii 74
Выводы 75
ГЛАВА I
LATINI МУНИЦИПИЕВ ФЛАВИЯ ПО ДАННЫМ LEX IRNITANA, LEX
SALPENSANA И LEX MALACITANA 79
I. MUNICEPS... QUI LATINUS ERIT 80
а) Latini Iuniani и статус liberti municipii 89
б) Проходила ли манумиссия servus publicus с применением виндикты? 93
в) Правовой статус городских вольноотпущенников согласно юридиче
данным 95
г) servus publicus - собственность муниципия 97
д) hereditas и bonorum possessio у муниципала-латина 100
е) почему манумиссия servus publicus производится без виндикты 106
ж) libertus municipii Italiae и libertus municipii Flavi 107
з) фрагмент Cod.Iust. VII. 9. 3. и несколько соображений по пс
гипотезы Л. Алькена 108
и) право манумиссии у муниципала-латина 111
II. OPTUMO IURE LATINI LII3ERTINI 114
III. INCOLAEQUI ... LATINIVE CIVES ERUNT 118
Выводы 124
ГЛАВА II
MUNICIPIUM LATINUM 126
Oppidum Latinorum и oppidum Latinum в "Естествознании" Плі
Старшего 131
а) понятия oppidum Latinorum и Latium antiquum у Плиния Старшего
III. 5. 68 - 70) 140
б) oppida Latio antiquitus donata 145
в) colonia Latina Libertinorum - oppidum Latio antiquitus donatum 147
r) oppidum Latinum 151
Введение к работе
Одно из центральных понятий современного антиковедения - гражданская община: в греческом мире - 7г6Х.ц, в римском - civitas. Жизнедеятельность античной гражданской общины уже длительное время исследуется в разных аспектах - военно-политическом, социально-экономическом, религиозном. При этом наиболее принципиальным и сложным был и остается вопрос о механизмах функционирования гражданской общины и факторах ее долгого и устойчивого существования. Очевидно, что всестороннее рассмотрение столь сложного организма, как античная гражданская община во всем многообразии ее форм, невозможно без изучения состава ее населения. Первое исследование, посвященное античной гражданской общине - греческому полису и римской civitas, появилось в 1864 г., когда Н. Фюстель де Кулапж представил идею о существовании общих исторических корней у греческих полисов и римской civitas1. Примерно тогда же К. Маркс, на основе переосмысленного им материала Б.Г. Нибура, была дана формула античной формы земельной собственности, лежащей в основе становления и развития античной гражданской общины. Суть античной формы собственности, по мысли немецкого ученого, заключается в ее двуединости, представляющей собой взаимообусловленное существование собственности гражданина на свой участок и одновременно коллективной собственности всех граждан на общенародную землю (ager publicus)2. Совместное осуществление прав собственности на землю лежало в основе становления античного гражданского общества в целом3.
Фюстель де Кулапж //. Древняя гражданская община (La cite antique). 2-е изд. М., 1903.
Маркс Л".Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46. Ч. 1. М., 1968. С. 461-487. -Данный реферат датируется 1857-1858 гг. См.: там же. С. 537. Прим. 206.
Об истории изучения полиса и civitas см.: Маяк И.Л. К вопросу о понимании civitas в современной пауке // Феномены истории. К 70-летию B.J1. Керова. М., 1996. С. 24-30.
Впоследствии, в научной литературе появился целый пласт работ, посвященных общим историческим корням в обоих типах гражданских общин (полисе и civitas): наличие двуединой формы земельной собственности, эксплуатация рабского труда, своеобразная организация гражданского коллектива и системы политического управления4. Вместе с тем, другие исследователи, признавая вышеперечисленные аргументы, приводимые в пользу подобного сближения греческих полисов и римской civitas, все же настаивали на определенных чертах, подчеркивавших неповторимость каждого отдельно типа гражданских общин5.
Одним из таких своеобразных типов был римский муниципий. Муниципий — явление многоплановое, но основанное на тех же принципах, что и всякая античная гражданская община - коллективно-индивидуальном праве на землю. Муниципий как исто-рико-правовая категория в целом - предмет для отдельного более глубокого и широкого изучения, чем позволяют рамки диссертации. Одним из примеров муниципального устройства является муниципий Флавия (municipium Flavium), появившийся на территории западных провинций Римской империи в последней трети I в. н.э. Наибольшее распространение муниципии Флавия получили в испанских провинциях после дарования всей Испании ius Latii в 73-74 гг. по решению императора Веспасиана.
Необходимость обращения к municipium Flavium диктуется целым рядом обстоятельств. Очевидно, что изучение гражданской общины, муниципия в частности, немыслимо без определения ее гражданского состава. В центре гражданского коллектива стоял гражданин. Если для эпохи Республики правовой статус гражданина римской общины не вызывает сомнений и представителями республиканских муниципиев были только cives Romani, то для эпохи Империи это правило перестает быть непреложным.
Как известно, ключевым направлением в процессе романизации Италии, а затем и провинций было приспособление разных перегринских общин к нормам римской
Кудрявцев О.В. Эллинские провинции Балканского полуострова во II в. н.э. М., 1954; Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М., 1965; Маяк И.Л. Проблема генезиса римского полиса // ВДИ. 1976. № 4. С. 43-55.
' Глускіша Л.М. О специфике греческого классического полиса в связи с проблемой его кризиса // ВДИ. 1973. № 2. С. 27-41; Кошелепко Г.А. Древнегреческий полис // Античная Греция. Проблемы развития полиса. Т.1. М., 1983. С. 5-36.
гражданской общины6. Этой цели с I в. до н.э. и в течение двух первых веков нашей эры служила определенная политика, связанная с распространением и дарованием ius Latii (главным образом западным провинциям). Несмотря на то, что главное качество провинциального ius Latii, а именно, право добиваться римского гражданства через исполнение годичной магистратуры (ius adipiscendae civitatis per magistratum), никогда и никем не оспаривалось, в историографии практически до последних лет ведется полемика о том, были ли в императорском ius Latii такие права как conubium и commer-cium, и получали ли муниципалы-неримляне из муниципиев Флавия гражданские права благодаря ius Latii. Вопрос о реальном содержании провинциального ius Latii осложнен, прежде всего, тем, что его дарование какой-либо провинции традиционно принято связывать с одновременным возведением подавляющего большинства перегринских общин этой области в статус колонии или муниципия. Обязательная для многих исследователей связь между дарованием ius Latii и городского статуса перегринской общине, неизбежно привела к тому, что ius Latii стали воспринимать как право, альтернативное римскому, а следствием этого понимания стало то, что к ius Latii стали относиться как к самостоятельному гражданству (civitas Latina), альтернативному римскому (civitas Romana). Такой взгляд на "право Лация" был сформирован во многом благодаря муниципальным уставам Сальпенсы и Малаки (lex Salpensana и lex Malacitana), в текстах которых среди граждан этих муниципиев упомянуты municeps Latinus и Latini cives, обладавшие определенными гражданскими правами.
Когда мы давали нашей работе заглавие "Гражданский состав муниципиев Флавия", то отдавали себе отчет в том, что понятие "гражданский состав" может пониматься достаточно широко: это может быть и классово-сословное определение, и конфессионально-этническое. Между тем, смысл, который мы вкладываем в это название, заключается в определении персонального правового положения свободных членов гражданского коллектива, которые находятся под эгидой единого для всех них статуса -статуса муниципала (municeps). В этом смысле lex Irnitana представляет в новом свете и с новой глубиной те понятия, о которых было давно известно, но содержание которых не было достаточно хороню понятно или было понято в ином аспекте предшествующими поколениями исследователей.
0 Jacques F., ScheidJ. Rome et Pintegration de PEmpire 44 av. J.-C. -260 ap. J.-C. T.l. Les structures de PEmpire Romain. Paris, 1990. P. 219-250.
Для достижения этой цели мы предполагаем решить целый ряд задач, которые, по нашему мнению, могут позволить, в конечном счете, ответить на вопрос о том, для какой категории жителей Империи открывался наиболее легкий и автоматический путь к римскому гражданству.
В этой связи, в главе "Источник. Lex municipalis Irnitana" освещается проблема происхождения устава муниципия Флавия Ирни.
В главе "Историография" поставлена задача через изложение основных мнений в историографии сформулировать собственный взгляд на две категории - municipium и провинциальное ius Latii - и решить вопрос о том, был ли процесс распространения ius Latii и возведения перегринских общин в статус муниципиев неразрывным или это были два самостоятельных, независимых друг от друга процесса.
Первая глава основной части работы "Latini муниципиев Флавия по данным lex Irnitana, lex Salpensana и lex Malacitana" посвящена идентификации той категории муниципалов, которая определяется в трех муниципальных уставах как Latini. В рамках этой главы мы ставим перед собой отдельную задачу выяснить статус муниципального вольноотпущенника, который известен согласно данным lex Irnitana как латин и муниципал.
Во второй главе "Municipium Latinum" разбирается вопрос о времени появления и характере "латинского муниципия" на провинциальной почве, известного по тексту lex Irnitana. В связи с этим, во-первых, мы ставим перед собой задачу разобраться в правомерности отождествления в историографии понятий oppidum Latinum, oppidum Latinorum и oppida Latio antiquitus donata, известных по спискам Плиния Старшего. Во-вторых, мы стремимся ответить на вопрос о том, насколько верно распространенное в историографии мнение, согласно которому Latini, упоминаемые Плинием Старшим в "Естествознании", были непременно бенефициариями ius Latii. В-третьих, мы ставим перед собой задачу определить, каким временем можно датировать раннее распространение ius Latii на Пиренейском полуострове. Решение этих задач, по нашему мнению, может позволить увидеть процесс формирования municipium Latinum. Третья глава "Путь муниципала-перегрина к достижению civitas Romana согласно данным lex Irnitana" посвящена вопросу о том, каковы были требования к муниципалам-неримлянам, претендующим на магистратские должности в муниципии Флавия.
Четвертая глава данной работы "Lex Lati" посвящена выяснению роли "закона Лация", известного по lex Irnitana, действовавшего в Ирни до возведения самой общины в ранг муниципия.
Текст lex Irnitana в основной части работы дается без перевода. Перевод устава муниципия Ирни в полном объеме представлен в разделе "Приложение". Перевод выполнен диссертантом по изданию X. Гопсалеса и М. Кроуфорда7 с учетом позднейших исправлений, известных в настоящий момент по электронной версии, размещенной на веб-сайтах сети Интернет8.
7 Gonzalez J., Crawford М.Н. The Lex Irnitana: a new copy of the Flavian municipal
law//JRS. 76. 1986. P. 147-243.
8 Websites: The Roman Law Library by Alexandr Koptev :
:
Archeologhia: : Instituto de historia del derecho "Juan de Solorzano у Pereyra":