Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения в Туркестане, 1865-1917 гг. : По арх. материалам Литвинов, Петр Петрович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Литвинов, Петр Петрович. Государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения в Туркестане, 1865-1917 гг. : По арх. материалам : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1997.- 340 с.: ил. РГБ ОД, 71 99-7/70-9

Введение к работе

Актуальность проблемы.

ИсторкЕо-религиоведческие проблемы всегда били актуальними ввиду важной роли религии в -пзпи общества, однако в их осмыслении, как правило, использованиеь не все возможности научного ег.эякза. Это,обстоятельство особо подчеркивалось в 'комплексной программе исследова-. кий "Роль религия b истории и современной мире",,-разработанной-группой видных ртечеетвошгах учепкх в 1939 г. и представлявшей собой продуманный, реалистичней план глубокого и всеобъемлющего изучения места и роли различных конфессия в общественном развитии, не реализован-кей,. к сожалзяиа, првкууцестзенна по- объективный причнчак. Поэтому и сегодня основній ггложшкл Коквлексной програмки сохраняют свою актуальность и нугдгзтзя в серьезной научном исследовании.

В общем ряду :їсгор:'ко--рзлїіг;іоЕадчесштх ігроблемгопроск государственно -ралкгкозннх отношзикй юга ют особую значимость. -Дихотомия "государство-религия" издавна вызывала большой интерес мыслителей и ученых, практически едішадузшо признававших наличие теснейшей.связи между этими институтами общественного развития /Г.Гегель, Т.Гоббс, К.Марко к др./. По" mhsikbd..автора, без глубокого _;ісследавашія-гссударственно-рзлигяозных отношений невозможно сущностное знание истории, так как они всегда оказкзали огромное влияете лііх вся систему общественных -эяономичеезаг, галк'пшесклх, правовых, пщяокажьнях, нравственных,се-мзйнкх к др. стноесие", опргделплд в основном и характер этноконфес-сиональннх осязай.

В диссертация означается, что присоединение Средней Азии к России повлияло на государственно-религиозные.-и этяояояфессиональнда отношения, слохибшизся з. стране -К- этому. времени..Б.,составе последней впер-еш..появился регион, в котором "ияоверцд"-негркстиЕно составляли абсолютное большинство "населения и где пркшркепци христианской реди-п:з, в том числе государственной- православной, практически растворились в среде каогокиллиошгаго мусульманства. Это потребовало от государства применения новых форм и методов в религиозной политике, отли-чгхяаихся'от применявшихся.им в таких, .копример, "мусульманских" регионах, . как Поволжье и Крым. Государство должно было, определить и свое отношение к."коренным" неисламским конфессиям--иудейской и индуистской, которые, несмотря на свою малочислешесть, играли заметную роль в экономической кизни Туркестана. Изменений в государстзенно-религи-озішх отношениях _талз:е требовало то обстоятельстго, что в Средней Азии, в условиях презбладащего уже не православного, а мусульманско-

го окружения,.стало иным поведение иногда "кнославных" конфессий, приверженцы которых быстро заселили присоединенные территории региона.Та-ким образом, государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения в Русском Туркестане составили весьма сложное, явление .в общественном развитии, страны во второй половине. XIX-. начале XX вв,,.. которое, к сожалению,- не стало предметом серьезного научного изучения.^

Отсутствие точных сведений о государственно-религиозных и этнокон-фзссиональных отношениях в Русском Туркестане сохраняет актуальность проблемы по. сей день.. Но сегодня она важна не только с чисто научной точки зрения, стремящейся восполнить пробелы в.историческом знании, но и с практической."Саыоопрздедение!,.-и-эгнократизаци.я- власти в бывших союзных республиках СССР,..а ныне независимых,государствах "Центральной Азии" вызвали в среде "титульных" этносов прилив националистических настроений, нередко искусственно взращиваемых "верхами".. Желая сохранить власть- и.отвлечь внимание, общественности от собственных просчетов в политике и экономике, последние исподволь инспирируют дискуссии об "имперской" политике России в прошлом, пророчащие опасность ее возрождения в настоящем и будущем. Одним из важнейших козырей в этой политической игре является тезис о притеснении мусульманских народов царской России на религиозной почве, который обостряет отношения между коренным, исламским населением и русскоязычной диаспорой в Средней Азии.Таким образом, представляется-не только актуальным, но и жизненно необходимым'показать истинное положение мусульманства в Русском Туркестане, однако не в агитационно-пропагандистской варианте, а в научном,то есть на основе конкретных фактов, свидетельствующих объективно об отношении-российской-государственности к.исламской религии в регионе./И для того, чтобы этот вопрос приобрел полную ясность, положение ислама в Туркестане необходимо показать на фоне отношения государства ко всем прочим конфессиям края, в том числе и к "господствующей"-православной. Такой подход делает очевидным го обстоятельство, что в общей системе государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в Русском Туркестане мусульманство находилось в более предпочтительномположе-нии, чем все другие вероисповедные сообщества, не исключая и "государственного"- православного. Проблема представляется актуальной также потому, что Россия и сегодня остается многонациональным и поликонфессиональным образованием, в связи с чем соответствующий опыт ее дореволюционной государственности ^ожет оказаться полезным^пля ее нынешнего и будущего руководства.

Цели и задачи исследования. Основными целями диссертационного исследования являются следующие:

охарактеризовать государственно-религиозные отношения в Туркестане, охватывающие вез существовавшие в рассматриваемый период конфесій в регионе;

выявить основное содержание форм и методов религиозной политики государства на российских территориях б Сродней'Ас.'"!; -

-- установить степень воздействия, государственно-религиозных отношений на. экономическую, политическую, социальную и ипш сферы жизнедеятельности населения Русского Туркестана;

- показать характер этноконфессионалынс. отношений в регионе и выя-
зить фактори, влиявший на их формирование.

Поставленные в диссертации цели предопределили решение в ней ряде задач, средк кзтортлг сл.одуе-т видэяить таїмо, нак: установить, численний состав, ареалы распространения, наличие богослужебних, учреждений, религиозных учсбшгс заведений п т.п. в каждой кз конфессий Русского Туркестана;

определить в. связи с- отим, место, и-роль каждой концессии в Туркес-тапе, исходя как из-принципов -общегосударственной религиозной политики,- ток-И-из-оботоятельств-специфически региональных;

охарактеризовать взаимоотношения разгап: вере ис по в едок?: объединений Туркестана я те фактор», которые определяли степень и характер мех-ролкгиозпнх, этноконфессионалыпк свл?ей.

Хронологические рамки исследования и его терминология. Хронологические рамки исследования охвата акт лишь царистский период в истории Средней Азии /І6С5 г.- февраль 191" г./, так как он так л единую логику развития государственко-религиозшіїх и этноконфес-спонольнкх оіксшзняй в регионе. Автор считает необходимы! дать и некоторые терминологические разъяснения. Употребляя термин "Туркестан? он '«шел введу совокупность зеех российских территорий в Средней Азии, готорке до 1898 г. не составляли единого административно-территориального образования. Использование термина "Средняя Азия"яыеет более географический характер, но учитывает то, что таете ее территория, как Бухарское и Хивинское ханства„формально не входили в состав России. Автор сознательно употреблял .получивший недавно распространение термин "Центральная Азия" только в кавычках, поскольку считает, что,с действительно научной точки зрения, сн не имеет к Средней Азии никакого отношения, являясь плодом чьих-то, сугубо политических, амбиций.

Степень изученности проблемы.. То обстоятельство, что диссертационное исследование основано пре-

имущественно на архивных материалах, не только не снизило интерес автора к историографии проблемы, но и, напротив,, обусловило более ответственное отношение к ней, поскольку он стремился выявить действительные пробелы в истории вопроса с тем, чтобы знать,.что именно следует восполнить сведениями, почерпнутыми из документов.

Знакомство с историографией проблемы убедило автора в.том, что никто ранее не обращался к всестороннему и всеобъемлющему исследованию государственно-религиозных и эгноконфессиональных отношений в Русском Туркестане. Имеется значительная литература /отечественная и зарубежная/, изучавшая отношение царистской государственности к исламу в Средней Азии. Исследование вопроса, об-ее отношении к другим конфессиям региона было практически проигнорировано. Конечно, ислам как "генеральная" религия Средней Азии нуждался и нуждается в. говыленном внимании науки, однако, сосредоточенность на изучении лишь мусульманской проблематики порождала односторонний-подход к оценке религиозной жизни в регионе, не.позволяла увидеть и-правильно-понять все. то ее многообразие, которое было. привнесено в-Туркестан российской-государственностью и цивилизацией. .Для-этого-необходимо.было выйти, за рамки " исламе ко го"по-дхода. и рассмотреть.государственно--рздигиозные и втноконфессиональ-ные отношения в регионе в целом, применительно ко всем конфессиям, существовавшим в Средней Азии в рассматриваемый период,- определить место и роль каждой из них в этих отношениях. Но туркестановеды /и отечеств венные, и зарубежные/ как в дореволюционный, так и последующие периоды не смогли преодолеть исламский "крен" в своих исследованиях государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в Русской Средней Азии во второй половине XIX- начале XX вв.

Несмотря на вышеизложенное, знакомство с историографией вопроса не было безрезультатным, так как позволило автору определить все возможные грани проблемы и выделить наиболее существенные из них, нуждающиеся в специальном исследовании и документальном "наполнении".

Наиболее интересными в этом отношении оказались работы дореволюционных отечественных туркестановедов, которые хорошо знали проблемы Средней Азии, поскольку подолгу в ней бывали. Среди них особо следует выделить сочинения, авторы которых в разное время занимали различные административные должности в Туркестане, в том числе, и губернаторские, а потому лучше других могли судить о характере государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в региона /Арендаренго Г.А., Костенко Л.Ф., ЛыкошинН.С, Наливкин В.П., Остроумов Н.П., Теренть-ев М.А., Федоров Г.П., Юкаков Ю.Д. и др./.. Вместе с тем полезность этих сочинений для диссертационного исследования была ограниченной,

поскольку туркестанские администраторы, во первых, писали о государственно-религиозных и эткоконфессиональных; отношениях в Средней Азии в общем, мало опираясь на-конкретній документы-и не пытаясь серьезно разобраться d логике религиозно-политических действий правительства, а, во-вторых, они тоже в основном соблюдали в своих работах исламский "крен" и нередко грешили субъективизмом в оценке тех, или иных явлений. Из этих работ можно было неплохо усвоить дух среднеазиатской действительности в рассматриваемый период, но не конкретику деталей становления и развития государственно-религиозных и эт-ноконфессионалышх отношений .в Туркестане. Сложно было усвоить таковую, и из трудов профессиональных учетве-туркестановедрв / Бартольда В.В.,.Вешоко,ва М.И., Веселовского Н.Н., Григорьева В.В. и др./. Так, В.В.Бартодьд в. работе "История культурной жизни Туркестана" приводил некоторые сведения о неисламских-конфессиях в регионе, но все они были частными го отношению1к анализу автором проблем мусульманства, среди которых государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения не. были основными для ученого. Несмотря на ."фактическое" богатство-содержания,- труд В.В.Бартольда-не. имел солидной документальной основы-л-носил-преимуцеотвенно коыпиляцданннй характер.

Характер--послереволюционной.-.отечественной .историографии проблемы изменился мало. Стали иными идеологические акцепты, но исламский 'крен" сохранился. Непосредственно посла революции и гражданской войны в Средней Азии советская историография относилась осторожно к исламской '.проблематике, не желая обижать мусульман, с трудом приобщав-' тихая к новой жизни. Однако в годы "великого перелома" в советской историографии постепенно утвердился тезис о реакционной сущности ислама как разновидности "опиума народа" и мусульманского духовенства как классового союзника царизма в угнетении трудящихся масс /Асфэнди-аров С.Д., Галузо Г.П., Ибраиыов Г., Оясщук Ф., Смирнов Н.А. и др./. Тезис этот несколько поблек в постсталинский период, но оказался весьма живучим и даже во время "перестройки" он все еще муссировался', идейными" историками. Идеологизация проблемы в значительной мере снизила интерес к изучению архивных документов, из которых искусственным образом отбирались лишь соответствовавшие заранее заданным выводам. Даже исследования, имевшие солидную документальную основу, во многом утрачивали научную значимость из-за следования строгим идеологическим установкам, примером чему может служить работа Л.й.Климовича "Ислам в царской России"/М.,1930/. Таким образом, в 1930-х- начале 1950-х гг. изучение вопроса о государственно-религиозных и эгно-конфессиональннх отношениях в Русском Туркестане носило узконаправ-

б.

ленннй/нслаискяй/, атеистиче.ско-пропагандистский характер.

В постеталинский период догматический прессинг стал ослабевать и появились, работы, более свободно трактовавшие проблемы истории дореволюционной Средней Азии, в том числе государственно-религиозных и втноконфвссионадьннх отношений /Миров Н.А., Ахмедов А.,Бендриков К. Бешаханова.Н.Е., Гафуров Б.Г., Кастельская'3;Д., Пясковский'А.В.,Са-идбаев Т.С., Сухарева О.А., Халфин Н.А. и др./. 'Документальная основа этих работ стала существеннее, но. исламский "крен" в них сохранялся, равно.как и идеологические подходы к анализу проблей, снижавшие уровень, объективности исследований. Постсоветское туркестановедение освободилось отпидеЙюй".зашоренвости и предложило науке ряд любопытных сочинений с неординарними подходами к изучению-"центрально-азиатской" проблематики /Вишневский А,,Ланда.Р.Г.,Малашенко-:А.В.,. Наумкин В.Б., Полонская Л.Р. и др./. К сожалению, их оригинальные, выводы имели слабое документальное.обеспечение,-что можно-считать результатом разрыва былых.научных связей-с-республиками. Средней Азии'/прежде всего, их архивохранилищами/,.-сотруднияать-С-когорьаи.-сз'ало сложно как по материальным,-так-и по-политическим-обстоятельствам.- .

Что касается.зарубежной-историографии. Русского Туркестана, то труды многих^дореводюцианных ее-представителей представляют серьезный интерес, тая-как были-ншисанн-на основе- личного посещения региона, изучении работ российских туркестановедов, среднеазиатской периодики и даже разведданных. Особенно преуспевала британская историография, интересовавшаяся положением в Туркестане не столько по научным,сколько по политическим соображениям противоборства России и Англии в Азии /Булджер Ч., Гладскон У., йолкахаун А., Раулинсон Г.. и др./. Безусловно, зарубежных авторов интересовали конфессиональные, .проблемы, но более исламские, поскольку от отношения царистской государственности к мусульманству зависела прочность позиций России в Средней'Азии, которые Англия всегда была непрочь ослабить. Следует отметить, что большинство зарубежных специалистов достаточно объективно оценивали государственно-религиозные/исламские/ отношения в Русском Туркестане и даже британская историография признавала их позитивный характер /например, "печально" известный Дж.Керзон/.

Новейшая зарубежная историография Русского Туркестана стала заметно беднее дореволюционной, поскольку утратила многие полезные источни ки информации."Буржуазные" авторы могли заниматься в основном компиля торскими упражнениями на основе изучения былой своей и российской ист риографии, а также работ советских туркестановедов. Поэтому сочинения зарубежных историков /д'Анкосс Э.К., Беннигсена А., Холдсворт М., БеР

кон Э., Крейдера Л., Пирса Р. и др./ приобрели,в известной мере, пове-рхностнкй характер, хотя и отличаются высоким уровнем профессионализма. Они также не избавлены от"фактических" ошибок и идеологических пристрастий, поскольку большинство "буржуазних" специалистов сознательно противопоставляли "хороший" царистский режим в Средней'Азии "плохому"- советскому. Подобно дореволюционной, новейшая зарубежная историография проявила повышенный интерес лишь к исламскому "сектору" го-сударствеило-релягиознта и этноконфессиональных отношений в Русском Туркестане, игнорируя изучение жизнедеятельности других конфессий региона. Любопытно, что зарубежные историки еврейского народа практически не изучала проблемы иудейской конфессии в Средней Азии.То же присуще и авторам, занимавшимся изучением истории христианских конфессий в дореволюционной Рос'с;-и,

Знакомство с общей историографией проблема убедило автора в том,что на осново иыесщихся публикаций нельзя осуществить исследование государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в Русском Туркестане и побудило, его обратиться к изучению разного рода источников -иредде всего архивных материалов.

Источниковая база исследования. Для того, чтобы восполнить значительные "белые пятна" в истории вопроса, автор привлек к исследованию широкий круг источников. По степени значимости для диссертационной работы их ькшк разделить условно на три основных категории: а/ источники опубликоианные-"соиутствущие? б/ источники опубликованные-"вспомогательные"; в/ источники неопубликованные/архивные/- основные, составившие ядро всего диссертационного исследования в целом.

В качестве "сопутствующих" автор использовал такие источники, как: цневнини, отчеты, путевьв заметки, очерки и т.п. отечественных и зарубежных путешественников /Верещагина В.В., Венюяова М.И., Мушкетова И., Ігеоіпю П.И., Северцова Н.А., Бонвало Г., Гедіша С, Бэрнеби $., Коббо-чьда, Лэнсделла Г., Сиайлера Ю. и др./, специальные иеторико-географи-іеские издания по Туркестану, "справочную" литературу- статистические сборники, путеводители,календари-"ежегодни;ш",областью "обзоры" и др. Сопутствующие" источники не столько заполнили саму "ткань" исследова-шя, сколько способствовали более живому и многостороннему восприятию і понимании автором его предмета.

'Вспомогательные" источники представили собой публикации официальных .окумеитов и материалы из "официозных" туркестанских периодических из-;аний и общероссийских. Их можно разделить на два основных типа:а/до-

менты общегосударственного характера /правительственные заяонополо-

жения, постановления, циркуляры и т.п., документы Государствешюй Думы по религиозно-политическим вопросам, отчеты обер-прокуроров Св.Синода и др.; б/ документы,. относящиеся непосредственно к Туркестану /правительственные "положения" об управлении Туркестанским краем, Семиреченс-кой и Закаспийской областями, материалы "ревизий" Туркестанского края по "высочайшему повелению","всеподданнейшие" отчеты генерал-губернаторов, областных губернаторов и т.д./. К этому типу следует отнести и опубликованные "Материалы для истории завоевания Туркестанского крал", собранные. А.Г.Серебрянниковым, а также сборники документов по истории дореволюционной Средней Азии, изданные в советское время. В. качестве

"вспомогательных", источников важное значение имели материалы,, опубликованные в таких периодических изданиях, как-"Туркестанские ведомости",

'Туркестанские епархиальные.ведомости","Закаспийское обозрение","Семи-реченские областные ведомости", к др. Они привнесли в диссертационную работу не только полезные сведения, но и позволили установить точно хронологическую связь, событий,, оптують-пульс среднеазиатской жизни в рассматриваемый_перюд,-юстияь-.ее-дух, ибо без. этого исследователь теряет способность к-живоыу восприятию.-событий и явлений в прошлом. Существенное значение, имели также материалы, опубликованные в общероссийских периодических изданиях, не оставлявших без внимания Туркестан.

Несмотря на то, что "сопутствующие" и "вспомогательные" источники вместе с данными историографии представили ценный материал, для глубокого исследования всеобъемлющих государственно-религиозных и етнокон-феосиональных отношений в Русском Туркестане его„явно недостаточно.Необходимо обращение к архивным документам, поскольку только они позволяют решить главные задачи диссертационной работы, открывая множество иеведомых ранее фактов, деталей и граней исследуемой проблемы.

К изучению были привлечены материалы из важнейших архивохранилищ как центральных, так и бывших ранее региональными; Центрального Государственного исторического архива Российской Федерации /г.Санкт-Петербург/, Центрального Государственного воєнно-исторического архива РФ, Архива Государственного исторического музея, Архива Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения РАН, Центрального государственного архива Узбекистана, Центрального государственного архива Казахстана, Центрального государственного архива Киргизстане и Центрального государственного/ архива Туркменистана.

Среди важнейших материалов, привлеченных к исследованию, следует выделить прежде всего документы из различных фондов ЦГА Узбекистана, свидетельствующие о религиозно-политической деятельности туркестанской краевой администрации, а также областного и уездного руководства.

Они весьма многообразны, а именно: переписка краевых властей с правительством и нижестоящими инстанциями по конфессиональна вопросам,докладные записки по краевой Канцелярии,"всеподданнейшие" доклады и отчеты, генерал-губернаторов и областных губернаторов, рапорты и отчеты начальников уездов, переписка туркестанской администрации с епархиальными властями и др. Однако для воссоздания полной картины государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в Русском Туркестане их тоже оказалось недостаточно, так как в 1882-1898 гг. Семире-ченская область, а в 1874-1898 гг. закаспийский регион не входили в состав Туркестанского края и,, соответственно, религиозно-политическая и этноконфессиональная ситуация в них не нашла отражения в материалах ЦГА Узбекистана. В связи с этим к исследованию были привлечены материалы ЦГА Казахстана и ЦГА Киргизстапа, свидетельствовавшие о жизнедеятельности Семиреченской.области за еєсь дореволюционный период ее существования, а также документы из фондов ЦГА Туркменистана, повествующие о государственно-религиозных и этноконфессиональных отношениях в Закаспийской области в І874-І9І7 гг.. Материалы этих архивохранилищ многообразием темг-т^ческого-содержания схоки с материалами из фондов ЦГА Узбекистана и потому не нуждаются в дополнительной характеристике. По мнению, автора, - в. сваем суммарном выражении документы из центрально-азиатских" архивохранилищ сьтрали в диссертационном исследовании основную роль, тая как именно в них государственно-религиозные и этшконфзесиональнъв отношения в Русском Турпестаїе нашли наиболее аивое жизненное отражение. Вместе с чек, для формирования действительно глубокого и цельного представления о таковых,этих документов недостаточно, поскольку общее направление и содержание государственно-религиозных отношений в регионе, влиявших и на этноконфессиональные, определялись не на туркестанском, а на общероссийском -правительственном уровне.

В связи с этим были изучены материалы центральных архивохранилищ, в которых религиозно-политическая деятельность царского правительства в Средней Азии отразилась достаточно полно. Это особенно относится к документам из фондов ЦІМ РФ и ЦГВИА РФ, которые свидегельству-пт о такой деятельности всех тех правительственных ведомств, чьи позиции влияли на формирование и развитие государственно-религиозных и этноконфессиональных отношений в Туркестане- КЬыитета/Совета/ министров, Святейшего Синода, министерств: военного, внутренних дел, юстиции, финансов, промышленности и торговли, народного просвещения, императорского двора и др. Важное "дополняющее" значение для диссертационного исследования имели документы из фондов /М.Г.Черняева и

Н.И.Гродекова/ Архива ГИМа, а также. Архива Санкт-Петербургского отделения ИВ РАН /фонд А.Л.Куна/. Такое же значение имели и многочисленные разнообразные документы из фондов рукописей Государственной Публичной Библиотеки Российской Федерации /г.Москва/, ГПБ РФ /г-Санкт-Петербург/ ГПБ Узбекистана /г.Ташкент/, ГПБ Казахстана /г.Алма-ата/ и др.

Безусловно, база источников, изученных в процессе исследования, шире той, которая представлена в диссертационной работе, так как из-за ограниченности раыок последней в ней не били рассмотрены многие, сопутствующие теме вопросы. Автор избрал основные, по его мнению, направления в государственно-религиозных и этноконфессионадьных отношениях в Туркестане и считает, что привлеченный для их изучения круг документов достаточен для решения главных задач диссертационной работы.

Методология исследования. Диссертационное исследование осуществлено автором с позиций исторического материализма. .Однако автор отошел в нем от обязательных ранее методологических требований, .в. частности-"экономического детерминизма". Он считает, что нет. оснований-преувеличивать влияние недоразвитого российского капитализма, на. государственно-религиозные и этнокон-фессиональные-отношения в Туркестане, так как оно мало про являлось, например, в религиозной жизни мусульыан-абсолвтного большинства населения региона. Соответственно, вряд ли правомерно связывать любое религиозно-политическое мероприятие государства в Русском Туркестане со "скрытым" смыслом капиталистического развития страны в пореформенный период. Вместе с тем, по мнению автора, это обстоятельство и нелишне постоянно "держать в уме", поскольку быстроменяющиеся условия такого развития не могли так, или иначе не влиять на многие процессы, в том числе на государственно-религиозные и этноконфессиональные отношения в Туркестане. Что касается развернувшейся в науке дискуссии о соотношении преимуществ и недостатков "форыационного" и "цивилизадионного" методов, то, по мнению автора, она несколько искусственна, хотя и небесполезна. Он считает, что оба метода достойны использования как в отдельности, так и в совокупном варианте, что всецело зависит от предмета научного исследования.

Научная новизна диссертации. По мнению автора, научная новизна диссертационной работы заключается в следующей: а/ в нем впервые на основе значительного числа документов изучен весь много конфессиональный спектр государственно-религиозных отношений в Русском Туркестане; б/ эти отношения рассматриваются в работе не только как отдельно взятая сущность, но и как фактор

формирования ыежконфессиональных, межнациональных и межцивилизацион-ных связей в регионе; в/ диссертация открывает новій возможности для изучения истории различных конфессий во всей России в целом, написания о них тех обобщающих трудов, на важность которых указывали авторы Комплексной программы "Роль религий в истории и современном мире", г/ диссертационное исследование основано преимущественно на архивных материалах, большинство из которых впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования достаточно обширна. Оно должно заинтересовать турнестановедов, поскольку без надежных сведений о государственно-религиозглк и зтноконфессиональных отношениях в Русском Туркестане нельзя глубоко и всесторонне анализировать среднеазиатскую действительность как в прошлом, так и в насто-лщэм. Работа должна привлечь внимание- специалистов по истории отдельных .конфессий в России. Она может- пригодиться преподав ато лям высшей и средней школы, а также конфессиональных учебных заведений. С ней полезно ознакомиться священнослужителям различных вероисповеданий. Работа вызовет- интерес зарубежных туркестановедов, не добившихся пока заметных успеховв-изучешш общвконфессиональных государственно-религиозных и этноисцоведньх отношений в Русской Средней Азии. По мнению автора, диссертационное исследование вносит известны'! вклад в дискуссию вокруг концепции американского политолога С. Хантингтона, о "столкновении цивилизаций"- азиатской исламской и российской христианской.

Практическая значимость работы выходит за рамки ее чисто научного и педагогического предназначения. Она может быть использована специалистами из ведомств, разрабатывающих принципы религиозной и национальной политики в современной России, а также работниками МИД Российской Федерации, формирующих стратегические основы ее отношений с молодыми независимыми государствам "Центральной Азии". С диссертацией полезно ознакомиться российским и зарубежным дипломатам, работающим в этих государствах, отечественным и ииострашшм журналистам, часто посещающим их и активно о них пишущим. Она поможет им разобраться как в истоках, так и нынешнем состоянии государственно-религиозных и зтноконфессиональных отношений в странах "Центральной Азии", включая положение русскоязычной христианской и иудейской диаспоры в регионе. Не исключено, что работа может представить интерес как для профессиональных историков, так и для профессиональных политиков из среднеазиатских государств, нередко весьма вольно трактующих- особенности "имперской" и "колониальной" политики царской России в Туркестане.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование имеет объем в 27,5 а.л. и схомпанова-но в.два тома, содержащих непосредственно сам текст, диссертационной работы /21,5 а.л./, состоящий из введения, четырех глав и заключения, а также примечаний к тексту /по разделам/, приложений в.виде, извлечений из. важных документальных и иных материалов /59 ед./, библиографии, указателя архивных и рукописных фондов и списка сокращений.

Апробация работы. Основные положения диссертационногр исследования опубликованы в трех монографиях автора общим объемом в 41^9 печ.л., а также в целом ряде статей в академических изданиях Киргизстане, Литвы, Украины и др. Общий объем публикаций по теме диссертации превышает 50 печ.л.