Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Формирование государственно-политических взглядов жана кальвина 35
1. Условия возникновения и источники политических идей Жана Кальвина 35
2. Законность, свобода и суверенитет как основные принципы гражданских взглядов Жана Кальвина 48
3. Проблема организации светской власти в трудах реформатора 60
ГЛАВА 2. Реализация государственно-политических взглядов кальвина в женеве. 1542 - 1564 гг. 78
1. Начало Реформации в Женеве 78
2. Кальвинистская Реформация в Женеве в период господства старой аристократии. 1540 - 1554 гг 91
3. Конфессионализация в Женеве в условиях политического господства кальвинистов. 1555 - 1564 гг 105
ГЛАВА 3. Развитие и распространение государственно-политической концепции кальвинизма в последней трети XVI -XVII вв 122
I. Женева в к. XVI в. как центр распространения кальвинизма 122
2 Механизмы формирования интернационального кальвинизма 141
3 Адаптация кальвинистского учения к государственно-политическим особенностям европейских стран 153
Заключение 181
Источники 186
Литература
- Законность, свобода и суверенитет как основные принципы гражданских взглядов Жана Кальвина
- Кальвинистская Реформация в Женеве в период господства старой аристократии. 1540 - 1554 гг
- Конфессионализация в Женеве в условиях политического господства кальвинистов. 1555 - 1564 гг
- Адаптация кальвинистского учения к государственно-политическим особенностям европейских стран
Введение к работе
Актуальность темы исследования
Государственные традиции современных европейских стран зародились в Раннее Новое время, их истоки разумно искать в пропитанных христианством парадигмах отношений власти и общества того периода
Именно в XVI — XVII вв , в эпоху Реформации и Конфессионалюации через обострение религиозных конфликтов происходит секуляризация общества и начинается формирование светской политической мысли В отечественной историографии было уделено мало внимания изучению вопросов, касающихся кальвинистских государственных взглядов Зарубежные исследователи рассмотрели многие аспекты явления, но отдельные стороны остались без должного рассмотрения Кроме того, фактически отсутствуют комплексные исследования по нашей теме
Проблематика потатической теотогии в многообразии ее аспектов имеет злободневную актуальность в условиях широкого распространения в современном мире конфессионального фундаментализма
Объектом изучения является общественно-политическая мысль периода XVI - XVII вв в Европе
Предмет изучения - возникновение и трансформация во времени и пространстве теории и практики политической идеологии кальвинизма в 30-х гг XVI в-XVII в
Основной целью нашего исследования является рассмотрение сущности политической доктрины Жана Кальвина и его последователей, условий ее возникновения и влияния на развитие европейской политической мысли
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи
выявить усіовия и причины возникновения политической концепции каїьвинисгской (Второй) Реформации,
изучить взгляды Кальвина на политику и право в контексте теологических обоснований и в связи с практической деятельностью реформатора,
сравнить теоретические тезисы и практическое воплощение, которое потучили идеи реформатора в различных исторических условиях,
-сформулировать понятие почитической концепции кальвинизма приме-нитечьно к периоду XVI - XVII вв
Хронологические рамки нашего исследования главным образом ограничиваются периодом раннего Нового времени - 30-е гг XVI в (период формулировки Кальвином своих идей)- конец XVII в
Методологическая основа исследования определяется его предметом, поставленной целью и источниковой базой Основными являются компаративный (сравнительно-исторический) метод, нацеленный на изучение раз-
вития идей в разных исторических условиях, и системный подход, позволяющий рассмотреть политическую теологию кальвинизма как сложное явление, обусловленное комплексом социальных, политических и идейных факторов Работа опирается на концепции Конфессионализации (наиболее обстоятельно разработана X Шиллингом) и интернационального кальвинизма, которые раскрывают механизмы взаимодействия кальвинистской церковной организации и государств в различных странах Европы на протяжении второй трети XVI — XVII вв Для исследования нашей проблемы интерес представляет также методологический подход Макса Вебера, предложившего изучение типовых моделей мотивационного поведения и междисциплинарные исследования представителей французской школы «Анналов»1
Источниковая база исследования
Поскольку предмет нашего исследования составляют идеи видных политиков и мыслителей, первостепенное значение для нас имеют источники личного характера (сочинения, письма), а государственные, законодательные источники (протоколы, уставы) при этом помогают дополнить сведения, получаемые из первых Междисциплинарный характер нашего исследования определяет использование источников как светского, так и религиозного содержания Религиозные источники по рассматриваемому вопросу можно разделить на сочинения и уставы Светские представлены сочинениями, мемуарами, эпистолярными источниками и протоколами Совета Женевы
Поскольку в центре нашего исследования находится история протестантской политической мысли, ключевыми для нас являются теологические сочинения разных видов Главным произведением Жана Кальвина было «Наставление в христианской вере», или «Исповедание христианской веры» (Institutio Chnstianae Religionis)2 Реформатор не ставил перед собой цели рассмотреть основы светской организации человеческого общества, однако видел в ней проявление Божественной воли и поэтому отводил целую главу вопросам государственно-политического устройства Божественное установление в его рассуждениях выступало основанием законности и необходимости повиновения власти Оно же доказывало справедливость сопротивления тирану, наделенному единоличной властью и использующему ее против справедливости
Опубликованные проповеди Кальвина так же содержат некоторые высказывания по вопросам организации государства и политики Как правило,
ФеврЛ Бои за историю М 1991 С 32, Вебер М Протестантская этика и д>х капитализма //Вебер М Избранные произведения М 1990
2 Кальвин Ж Наставпение в христианской вере Т 1-3 М 1997,1998,1999
они имеют иносказательную форму Например, в комментариях к Новому завету реформатор описал образ правителя - пророка на примере Христа3
Последователь Кальвина Теодор де Без посвятил вопросу о почномочиях и обязанностях впасти специатьные сочинения, из которых наибольшую известность получил труд «О праве начальствующих»4 В них автор развил тнраноборчесміе идеи, сделав больший, чем Кальвин, акцент на праве со-противтения власти, допустимом и необходимом в том стучае, если она нарушает Закон Еще одно известное произведение де Беза - «Иск против тиранов» - так же содержит теологическое обоснование политических тезисов и явные намеки на деятельность французского монарха5
Дія нашего исследования интересны источники, позвотяющие выявить происхождение идей Кальвина, к чисту которых относится христианская патронимика (сочинения Августина Блаженного, Бодуэна Кентерберийско-го, Игнатия Антиохийского и др), труды античных авторов (Платона, Цицерона, Аристотеля) н сочинения деятелей Первой Реформации
В сочинениях отцов христианской церкви теория первородного гре\а обосновывает изначальную неспособность человека разумом отличить добро от зла, которая обусловила необходимость смирения и подчинения решениям власти Августин Бпаженный развил идею предопредетения, в основе которой пежало представление о том, что все происходящее в человеческом обществе предопределено Богом в соответствии с одному ему понятным замыслом, так іто людям не дано понять истинный смысл событий6 В сочинении «О граде Божьем» он дал характеристику двух царств — Божьего и земного Каждое из них развивается по своим законам, они находятся в тесном взаимодействии между собой Высший закон, выраженный в Писанин, является основой и идеалом, к которому должен стремиться правитель в рамках данной ему Богом свободы воли7
Среди документов кальвиновской Женевы особенный интерес представляют собой те, которые были созданы реформатором К их числу относится Катехизис, то есть краткое изложение основ учения для преподавания в школах и семейного чтения Еще один важный документ - Ордонансы, в которых устанав тнвалась организация катьвинистской церкви и ее статус относительно светских властей8 К периоду после смерти реформатора от-
Calvin I Commentaires de Jean Саімп surleNouveau Testament T 1 Toulouse 1892 P 83 -84, 106 Calvin J Commentanus in Epistolam Pauh ad RomanosII Joannis Calvmi Opera Omnia Vol VIII Geneve 1999 P 230-233.270
Beze Th de Du droit des Magistrates sur leurs sublets I Introduction and noutes par R M Kingdon Geneve 1971, rheodoro Beza Vazelio Le\ Dei, moralis ceiemoniahs et politica Geneve 1557
Beze Th de Du droit des Magistrates P 24-25 6Біаженньш Августин О граде Божьем Минск, М 2000
7Эчьфонд11 Я Политическая мысль во Франции II пол XVI в Саратов 1993 С 88 8 CatechismTiancoisde Calvin Ong 1537 Geneve 1878, The Refomiation Oidinanceof 1536 //Tradition and Revolution Pioblems and Issues of European Renaissance and Refomiation History Ed b> R M Kingdon Minneapolis 1974
носятся записи протестантских синодов в Женеве В частности, они показывают развитие реформационных идей и распространение и трансформацию взглядов Кальвина9
Интересными для нас источниками являются документы религиозного плана, представляющие своего рода церковный устав, - «Гельветическое вероисповедание» и «Гейдельбергский катехизис» Первое «Гельветическое вероисповедание» было составлено в Базеле в 1534 г, Второе было написано в 1562 г группой протестантских деятелей под руководством ученика Ульриха Цвингли и Жана Кальвина Генриха Буллингера (Мико-ний, Гриней, Мегандер) как общее для всех швейцарских кантонов На основе «Второго Гельветического Вероисповедания» Буллингер составил Гейдельбергский катехизис, который получил большое распространение, был принят в качестве официального вероисповедания в Пфальце в 1563 г и по приказу курфюрста Фридриха III был издан на немецком языке и латыни
Светские сочинения представлены трудами античных философов, а так же памфлетными сочинениями предшественников и последователей реформатора Основы европейских представлений о государственном праве были изложены в трудах Аристотеля и Платона Платон полагал, что главная цель государства - установление дисциплины и необходимая для этого защита морали Аристотель выдвинул идею приоритета интересов личности над интересами государства, то есть идею служения государства интересам граждан10 Сочинение Цицерона «О законах» было создано позже и в нем более подробно рассмотрена сложная система государственных, традиционных и нравственно-религиозных норм, их содержание и взаимодействие"
Особый интерес представляют те источники по истории Первой Реформации, которые, несмотря на теологическую основу, носили светский характер и были написаны на злобу дня Они представляют для нас интерес, поскольку помогают выявить происхождение идей Кальвина и их преемственность по отношению ко взглядам Лютера, Цвингли и Мюнцера Ценность для нас представляет информация, содержащаяся в их памфлетных сочинениях, адресованных определенным социальным группам Например, памфлет Лютера «Обращение с мирными предложениями» был написан в ответ на появление программы швабских крестьян, известной как «Двенадцать статей» Большую популярность среди гугенотов имел тираноборческий памфлет Франсуа Отмана «Франкогаллия» (1573 г), написанный после событий Варфоломеевской ночи, когда правительство открыто продемонстрировало свою позицию по отношению к гугенотам Это сочинение представляет интерес как пример отражения кальвинистских идей во
9 Great Debates of Reformation N Y 1969
10Аристотечь Политика Афинская полігтая М 1997, Платон Законы М 1999
"Цицерон О законах 114, III 1
взглядах гугенотов По мнению Отмана, почитическим средством улучшения жизни подданных явчяется сословное представительство, которое предупреждает тиранию и укрепляет позиции государства на международной арене И только при исчерпании такой возможности допустимо испочьзо-вание крайнего средства, то есть бунта ради угодного Богу дела12
Использование переписки реформаторов в качестве источников требует тщательной верификации содержащейся в них информации Изучение этого источника позволяет так же собрать некоторый статистический материал, например, о частоте упоминания и значимости того или иного явления
В данном исследовании мы использовали опубликованную корреспонденцию Жана Кальвина и Теодора де Беза, а так же опись корреспонденции де Беза, основанную на материалах Женевского архива'3 С 1960 г в Женеве группа исследователи под руководством Г Мейлана и А Дюфора работа ти в европейских архивах, исследовали переписку де Беза, которая охватывает период с 1553 по1570 гг Б Волгер опубликовал анализ результатов их деятечьности1 Исследователь рассматривает переписку де Беза с Кальвином и делает вывод о том, что она носила характер переписки наставника с учеником15
Хотя, как упоминалось выше, мемуарная читература как таковая еще не сформировалась, до нас дошли отдельные описания событий современниками Подобно эпистолярным источникам, они отличаются субъективным характером и служат для допочнения картины событий и выяснения деталей К этой группе источников относятся записки послушницы кармелит-ского монастыря Жоан де Жуси и «Женевские хроники» сторонника Кальвина в Женеве Мишеля Розе Эти источники описывают события первой трети - середины XVI в с разных точек зрения Мишель Розе, стремясь создать хроники, привел более многостороннее описание событий и довел его до периода чидерства де Беза в реформированной церкви17
В протоко чах советов Женевы отражена борьба светской и церковной властей, громкие судебные разбирательства, отношения города с соседями и особенности функционирования самого Совета18
12HotmanF Opcit Р 149, 154-155
13 Lettres de Jean Calvin P 1854 ConesrxmdencedeReformateurs dans les Pa\s Langue
Francaise Par HermanjardA -L T2 Pans, Geneve 1868 Muses Histonque de Reformation
Inventaire Correspondance de Ih De Beze (1564 - 1571) Geneve sa
14 Volger В fcuiope as Seen Through the Correspondence of Theodore Beza Politics and Socie
ty in reformation Europe Ed by E M Kaury and Scott T Hong Kong 1987 P 252-264
15 Volger В Op cit P 252-264
16 Misliel Roset Chronicles of Geneva // Tradition and Revolution P 77 - 87, Jeanne de Jus-
sie/ Tradition and Revolution P 78-80
17 Mishel Roset Chronicles of Geneva II Tradition and Revolution P 77-87
18 Arretes du Conseil de Geneve Sur le Fait de L'impreraerie et de la libraire II Memoires et
documents de la Societe de histoire et de arheologie de Genev e Vol 3 Pans 1844
Историография
Исследовательские работы, рассматривающие политические идеи Кальвина и его последователей, касаются проблем теологии и потому находятся в тесной связи с богословской литературой, направленной на изучение кальвинистского толкования Священного Писания и практики протестантизма, однако отдельны от нее
Исключение в нашем исследовании составляет сочинение Г X Миттера, главы Центра исследований кальвинизма штата Мичиган «Основные идеи кальвинизма» В нем автор разъясняет теологическое учение Жана Кальвина, включая важнейшие для понимания государственных взглядов реформатора вопросы19
Отечественная историография вопроса весьма скудна Во второй половине XIX в , в эпоху господства позитивистского подхода в исторической науке, исследователи стремились максимально подробно описать интересующие их события, что не исключало их анализа, который, однако, не доходил до уровня построения теорий Важным достижением позитивистской историографии было введение в научный оборот новых источников Известный российский медиевист Р Ю Виппер в сочинении «Церковь и государство в Женеве XVI в Влияние Кальвина и кальвинизма на попитиче-ские учения и движения XVI в »20 наиболее полно описал биографию Жана Кальвина и его деятельность в Женеве Он видел особенность женевской модели кальвинизма в организации Консистории - органа управления с широкими полномочиями, в состав которого входили представители церковного и светского управления Исследователь воссоздал подробную картину взаимодействия церкви и государства в кальвинистской Женеве, однако он не рассматривал конфессию как фактор международных отношений в Европе XVI-XVII вв
В советский период отечественная историография развивалась на основе марксистского материалистического подхода, история религии как область научного знания была заменена научным атеизмом, внимание исследователей сконцентрировалось на социальной природе кальвинизма Б Ф Порш-нев, А Н Чанышев и другие авторы, анализируя взгляды последователей Кальвина, основывались на трудах Ф Энгельса21
В советской историографии вопрос о распространении кальвинизма в Европе не освящен в специальных исследованиях А Н Чистозвонов рассматривал историю борьбы за независимость Нидерландов и полагал, что кальвинизм, положенный в основу идеологии восставших, имел классовый
Міптер Г X Основные идеи кальвшгизма М 1995 20 Виппер Р Ю Церковь и гос)дарство в Женеве XVI в Влияние кальвинизма на политические учения и движения в XVI в М 1894
2 Поршнев Б Ф Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма Выи 2 М 1958, Чанышев АН Протестантизм М 1969, Капелюш Ф Д Религия раннего капитализма М 1931
характер и поддерживал интересы буржуазии в Нидерландской револю-
История английского кальвинизма рассмотрена в сочинениях В В Штокмар и А В Исаенко23 В В Штокмар, рассматривая историю Англии накануне революционных событий, полагала, что монархия Елизаветы Тюдор использовала англиканскую церковь как орудие государственного управления и средство борьбы против религиозных оппонентов24 Тем самым она обозначила конфессию как важное политическое средство, но не самостоятельную силу М А Барг, исследуя английскую буржуазную революцию XVII в, акцентировал внимание на социально-экономических факторах По его мнению, «Одной из важнейших особенностей Английской революции середины XVII в являлось своеобразие идеологической драпировки ее социально-классовых и политических идей Это была единственная революция европейского масштаба, в которой роль боевой теории восставших играла идеология Реформации в форме кальвинизма на английской почве - пуританизма» О В Дмитриева и Т А Павлова так же рассматривали указанные события как борьбу классов, использовавших религиозные лозунги для обоснования своих практических целей и интересов 2б Н В Ревуненкова так же, как вышеуказанные авторы, склонна умалять роль религиозного менталитета, присущего европейцам XVI - XVII вв Она представляла развитие взглядов на государство и общество реформатора как эволюцию от гуманизма к тираноборчеству и делала акцент на недоверии Кальвина к единоличной власти и рассматривает отражение его идеи об установлении Царства Божьего на Земле в идеологии Оливера Кромвеля27
На современном этапе произошло сближение отечественной и зарубежной историографии В странах Запада с 80-х гг, в России - с середины 90-х, в связи с процессом глобализации, большинство исследований раннего кальвинизма носят макроисторический характер и основываются на теориях Конфессионализации и интернационального кальвинизма
Ю Е Ивонин, изучая международные отношения в Европе в период Раннего Нового времени, обратил внимание на интернациональный кальвинизм как фактор международных отношений и идейную основу межгосу-
22 Чистозвонов А Н Реформациошюе движение и классовая борьба в Нидерландач в первой почовине XVI в М 1964
2< Исаенко Л В Пуританская Реформация в Ангчин в XVI - XVII вв Орджоникидзе 1980 24 Штокмар В В Очерки по истории Англии XVI в Л 1957 С 56 " Лавровский В , Барг М Английская буржуазная ревочюция М 1958, Барг М А, Великая английская революция в портретах ее деятелей М 1991 С 81
26 Дмігтриева О В Социатыго-потитическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII
вв Канд Дисс М 1985, Павлова Т А Вторая анпийскаяреспубчика М 1974
27 Ревуненкова II В Общественно- идеологические основы борьбы Кальвина против сво-
бодочысчия эпохи Возрождения Докт дисс Л ЛГУ 1990 25, 115, 122, 163, Реву ненкова
Н В Ренессансное свободомыслие и Реформация М 1988
дарственных союзов" Российская исследовательница С Л Плешкова рассмотрела историю отношений власти и церкви во Франции перед Реформацией и выявила закономерность распространения кальвинизма на почве французской культуры и политики Она показала так же тесную связь между кальвинистами Женевы и гугенотами, проиллюстрировав это на примере лидерства Теодора де Беза на коллоквиуме в Пуасси (1561 г)29 Л И Ивонина рассматривает Славную революцию 1688 г в Англии в контексте отношений с Францией, что является дополнительным свидетельством конфессионального характера Славной революции в Англии30
М Н Артеменков показал кальвинизм как идейную основу гугенотского движения, гражданской войны во Франции и международных отношений в период религиозных войн во Франции Н В Иванов описал взаимосвязь кальвинизма, цвинглианства и политики на примере истории епископа Жака Спифама32
Зарубежная историография проблемы так же началась с позитивистских работ, сформировавших фактологическую основу для последующих исследований Например, А Дид подробно изучил историю борьбы Кальвина с известным ученым, врачом и богословом Мигелем CepBCTOMJ Т Ван-Мюйден издал сочинение «История швейцарского народа», которое содержит интересную информацию о местных причинах ее начала и особенностях проведения Автор сочинения акцентировал внимание на локальном характере швейцарской Реформации и разнице между лесными и городскими кантонами, определившей появление после цвинглианской Реформации кальвинистской34
Позитивистской по сути является более поздний труд статистического характера голландского историка Л Смитса, содержащий материал, позволяющий судить о преемственности взглядов на земную жизнь Кальвина по отношению к Августину Блаженному Для этого он привел соотношения
Ивонин Ю Е Реформация, Контрреформация, Иез\иты // Очерки истории христианской церкви в Европе Ред Ю Е Ивонина Смотенск 1999, Ивонин Ю Е Универсализм и территориализм Старая империя и территориальные государства Германии в раннее новое время 1495 - 1806 гт Т 1М 2004 С 20-22
2!> Плешкова С Л Французская Реформация М 1993, Плешкова С Л Французская монархия и церковь (XV - сер XVI в)М 1992 С 149-151,ПтешковаС Л Франция XVI-начата XVII века королевский галликанизм М 2005 С 149-150 "Ивонина Л И Очерки между народных отношений в Европе во время становления Вестфальской системы (1648 - 1715) М 2005 С 68-80 31 Артеменков М Н Англия и гугеноты в период религиозных воин во Франции М 2004
Иванов Н В Между Парижем и Женевой Французская монархия и реформа церкви в письме Жака Спифама Генриху I // Многообразие религиозного опыта и пробтемы сакрализации и демократизации власти в христианском и м> сульманском государстве М 2005 С 94-100 33DideA MisheJ Servet et Calvin Paris 1906 P 196
Ван-Мюйден T История Швейцарского народа T 2 СПб 1902
идей, изложенных в работах авторов - о граде Божьем и человеческом обществе, о предопределении и Законе35
В 30-х гг XX в европейские исследователи сконцентрировали внимание на изучении истории идей и их роли в жизни различных эпох Ф и Ч Пальмы рассмотрели влияние идей реформатора на идеологию гугенотов и показали, что кальвинизм стал основой французских тираноборческих взглядов, а не инструментом группы людей16 Крайней противоположностью советскому материализму стало направление, известное как «школа анналов» Его представители Л Февр и Э Ле Руа Ладюри обратили внимание на проблемы средневековой истории Европы37 Э Ле Руа Ладюри описал сакрализацию института монархического правления в средневековой Европе"8
Своего рода компромиссная позиция между крайностями материалистического и идеалистического подходов нашла выражение в исторической антропологии, которая легла в основу исследования повседневной жизни Женевы при Кальвине, опубликованного французским исстедователем Д Грузе
В американской историографии вопросы возникновения и развития политической доктрины кальвинизма весьма актуальны ввиду широкого распространения протестантизма в стране В рамках либеральной историографии основным является вопрос о соотношении демократических и тоталитарных элементов Современный американский исследователь X Хопфл провел сравнитечышй анализ взглядов на государство Кальвина и Лютера и сделал вывод о том, что Кальвин был в большей степени, чем Лютер, склонен к демократическому представительному ограничению власти монарха, при этом он отмечал, что Кальвин рассуждал о политике исходя из
интересов религии
Б Волгер подробно исследовал переписку Теодора де Беза с современниками Ученый описал развитие внешнеполитических отношений Женевы и положение де Беза в городе после смерти Кальвина, когда власть над Женевой опять сосредоточилась в руках Совета41
В русле либеральной историографии выдержан труд французского исследователя Ж Курвуазье, который рассматривает события в Женеве, уде-
Smiths L Saint Augustm dans l'oeuvre de Jean Calv in Vol I II Assen 1957,1958
36 Palm F, Palm Ch Calvinism and the Religious Wars N Y 1932
37 Le Roy Ladune L L Etat royal de Louis XI a Henry IV 1460-1610 Pans 1987,Короіев-
ская Франция (1460-1610) От Людовика XI до Генриха IV М 2004, FebvreL LeProbteme
de Pincroiance au XVI siecle P 2003
38 Le Roy Ladune E L Etat royal de Louis XI a Henry IV 1460-1610 Pans 1987 P 203
39 Grouzet D Jean Calvin Vies parallels Pans 2000 P 291 - 294
40 Hopfl H Chnstian polity of John Calvin Cambndge, N Y, L, New Roshelle, Melbourne,
Sjdney 1982, Luther and Calvin on Secular Authonty Ed byH Hopfl Cambndge 1993
"'VolgerB Op cit
ляя особое внимание деятельности городского Совета и оценивая его политику как направленную на защиту интересов горожан42
В работе П Жантона «Образы и направления Реформации XVI в » представлен обзор направлений Реформации в европейских странах в XVI в Оно содержит систематизированную информацию, касающуюся предыстории кальвинизма Отличительной особенностью женевской модели исследователь назвал организацию и деятельность Консистории43
Немецкий ученый X Шиллинг, разработавший свою концепцию Конфес-сионализации, рассмотрел кальвинизацию некоторых территорий Священной Римской империи — Северо-Западной Германии и Нидерландов Проанализировав памфлеты кальвинистов, он охарактеризовал их жанр как политическую теологию44 Во французской историографии Конфессионали-зация общественно-политической жизни была рассмотрена Б Руссетем, который утверждал, что в XVI в европейское равновесие зависело от существующих противоречий династического и религиозного характера
Особое место в американской историографии занимают работы Р Кин-гдона, который является ведущим современным исследователем реформ Кальвина в Женеве Он опубликовал ряд работ, основанных на широком круге источников, в которых он изложил сведения о повседневной жизни Женевы при Кальвине и о роли реформатора в происходящих событиях на основе данных записей женевской Сеньории и протоколов Консистории В сфере внимания Кингдона находятся конфессиональные связи Женевы с другими территориями, которые составляют суть интернационального кальвинизма 7 Он является так же автором предисловия к изданию труда Теодора де Беза «О праве начальствующих»48 Участник исследовательской группы, работавшей под началом Кингдона, Г Саншайн защитил диссертацию и опубликовал ряд статей о возникновении и развитии организа-
42 CourvoisierY Theodore deBezeet 1 ctet chretienIIHistoirde Geneve Ch 3 Geneve 1978
P 258
43 Janhton P Voies et Visages P 58, 100-102, 106-108
44 Shilling H Civic Calvinism in Northwestern German) and the Netherlands XVI to XIX
centuries Kirksvilie, 1991 Shilling II Confessionahsation and the Rise ot Religious and
Cultural Frontiers in Early Modem Europe II Frontiers of Faith Religious Exchange and the
Constitution of Religious Identities 1400-1750 Ed byE Andor< I GTadi Budapest 2001
45 Roussel B, Bedouelie G Le Temps des Reformes et la Bible P 1989, Roussel В
Lessinodes nationauxde 1594, 1596 et 1598 et dificile maintien d'une «bonne union et
mtellegence» entre les eghses refomiees //Grandjean M ,Roussel В Coexister dans
l'mtolerances L"editde Nantes (1598) Geneve 1998 P 115-120
46 Kingdon R A New view of Calvin in the light of the Registers ot the Geneva consistory II
Calvimana Ideas and Influence of Jean Calvin Kirksville 1992, Kingdon R M The Geneva
Consistory in the Time of the Calvm\
47 Kingdon R M Genva and the coming of the Wars of religion in France P 116, Kingdon R
M Confessionahsm in Calvin's Geneva , Kingdon R M Was the Protestant Reformation a
Revolution9
48 Beze Th de Du droit des Magistrates sur levrs sublets P 9, 22 - 23
ції и кальвинистской церкви О Грелл показал, что в распространении кальвинизма в Европе участвовали не только проповедники, но и купцы, которые являлись носителями протестантской конфессии50
Д Виззер рассматривал организацию кальвинистской церкви в Соединенных провинциях и сделал вывод о том, что нидерландская модель зна-читечьно отличаїась от женевской отсутствием Консистории и аналогичных ей институтов51
Из всего вышесказанного вытекает научная новизна работы, которая заключается в разработке малоизученной в отечественной историографии темы и в необходимости переосмысления изложенного в имеющихся научных работах фактотогического материала с современных методологических позиций Надо отметить, что в историографии довольно широкое освещение по тучили вопросы, связанные с кальвинистской теологией, а проблемы государственного устройства остались в тени Мы стремились не просто рассмотреть государственно-политические идеи Кальвина и его сторонников как таковые, но и проследить взаимодействие теологической доктрины с политической жизнью европейских стран в рамках явления Конфессионализации, отражающего сущность переходной исторической эпохи раннего Нового времени В частности, скудны исследования, в которых рассмотрен вопрос о природе возникновения политической концепции кальвинизма Хотя на сегодняшний день отечественные исследователи отказались от классового подхода к объяснению причин возникновения и сути кальвинистской теологии, применительно к вопросу о природе государственно-политической концепции Жана Кальвина научных работ на основе нового подхода не создано В историографии описаны идеи кальвинистов рассматриваемого периода, однако не прослеживается их связь с исходной концепцией, закономерности и пути их распространения и понятие европейской политической концепции кальвинизма Хотя в зарубежной историографии освещены многие вопросы, касающиеся возникновения и развития кааьвинизма, комплексные работы, охватывающие период XVI — XVII вв , отсутствуют Поэтому важно рассмотрение идей Жана Кальвина и его последователей, послуживших основой кальвинистской Конфессионализации, как развивающегося явления, имеющего свои истоки и следствия
Практическая значимость работы Результаты исследования могут быть применены в преподавании курсов «История средних веков», «История Нового времени», «История политических учений», а так же специальных
49 Sunshine G Refonned Theology and the Origins of Smodical Poht) Calvin, Beza and the
Galilean confession II Later Calvinism International Perspectives Knksville 1995
50 Grell О P Merchants and ministers & the foundations of international Calvinism //Journal of
Religious Historv 1995 Vol 14 №3 P 102-131 MacNeilJ The Histiory and Character of
Calvinism NY 1954
51 Visser D establishing the Reformed Church Clergy and Magistrates in the Low Countnes
1572- 1620II Later Calvinism International Perspectives Kirksville 1994
курсов Кроме того, они могут быть использованы для изучения вопросов, касающихся возникновения, содержания и развития государственно-политических идей Жана Кальвина и его последователей в Европе
Апробация
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории Смоленского государственного университета
Основное содержание диссертации изложено в пяти статьях
Автор приняла участие в работе IV научного семинара «Политическая жизнь Западной Европы античность, средние века, новое и новейшее время», состоявшегося 27-28 марта 2009 г в Арзамасском государственном педагогическом институте им А П Гайдара, г Арзамас с сообщением по теме «Государство и Бог в политической и правовой теологии Жана Кальвина»
Законность, свобода и суверенитет как основные принципы гражданских взглядов Жана Кальвина
Интересными для нас источниками являются документы религиозного плана, представляющие своего рода церковный устав, - «Гельветическое вероисповедание» и «Гейдельбергский катехизис». Первое «Гельветическое вероисповедание» (Confessio Helvetica prior) было составлено в Базеле в 1534 г., Второе (Confessio Helvetica posterior) было написано в 1562 г. группой протестантских деятелей под руководством Буллингера (Миконий, Гриней, Мегандер) как общее для всех швейцарских кантонов. Г. Буллин-гер был учеником У. Цвингли и Ж. Кальвина. На основе «Второго Гельветического Вероисповедания» Буллингер составил Гедельбергский катехизис, который получил большое распространение, был принят в качестве официального вероисповедания в Пфальце в 1563 г. и по приказу курфюрста Фридриха III был издан на немецком языке и латыни. В нем нашли отражение кальвинистские идеи о первородном грехе, предопределении, оправдании верой и богоустановленности власти христианского правителя. Курфюрст встретил противников в лице лютеранских князей, которые угрожали ему исключением из мирного соглашения, не признававшего кальвинизм официальной конфессией.
Светские сочинения представлены трудами античных философов, а также памфлетическими сочинениями предшественников и последователей реформатора. Основы европейских представлений о государственном праве были изложены в трудах Аристотеля и Платона. Они разработали понятие закона и законности, классификацию законов, соотношение нравственных норм и государственного санкционирования, основные функции государства. Наиболее существенные расхождения между Платоном и Аристотелем касались соотношения интересов государства и частных лиц, соотношения светских и церковных интересов . Платон полагал, что главная цель госу дарства - установление дисциплины и необходимая для этого защита морали. Аристотель выдвинул идею приоритета интересов личности над интересами государства, то есть идею служения государства интересам граждан. Сочинение Цицерона «О законах» было создано позже и в нем более подробно рассмотрена сложная система государственных, традиционных и нравственно-религиозных норм, их содержание и взаимодействие .
Поскольку наше исследование посвящено политической мысли и кальвинизма, особый интерес представляют те источники по истории Первой Реформации, которые, несмотря на теологическую основу носили светский характер и были написаны на злобу дня. Они представляют для нас интерес, поскольку помогают выявить происхождение идей Кальвина и их преемственность по отношению ко взглядам Лютера, Цвингли и Мюнце-ра. Наибольший интерес для нас представляют их памфлетические сочинения, адресованные определенным социальным группам". Например, обращение Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», посвященное «досточтимому господину Николаусу фон Амсдорфу первому, лиценциату Священного Писания и канонику в Вит-тенберге, моему самому близкому другу» (1520 г.), было написано в период, когда Карл V Габсбург, названный наследником императора Фердинанада Арагонского, встретил сопротивление испанских земель, отказывавшихся платить новые налоги. Автор высказал идею о разделении сфер деятельности светской и духовной властей и необходимости подчиняться первой в пределах ее полномочий: «Итак, я полагаю, что отныне светская власть становится членом христианского Тела, и, занимаясь земными делами, она все же принадлежит к духовному сословию; поэтому сфера ее деятельности должна беспрепятственно касаться всех членов Тела в целом: наказывать виновных и преследовать их в случае необходимости, не обращая внимания на пап, епископов, священников; пусть они угрожают и отлучают, как только им вздумается» . Сочинение носит ярко выраженный политический характер, хотя в нем, по сути, центральное место занимает теологическое обоснование подчинения светской власти.
Памфлет Лютера «Обращение с мирными предложениями» был написан в ответ на появление программы швабских крестьян, известной у л
как «Двенадцать статей» . В нем автор, исходя из соображений практической необходимости, стремился объяснить сеньорам, что некоторые уступки требованиям восставших крестьян необходимы ради их же пользы. Лидер народной реформации Томас Мюнцер известен как автор Статейного письма, на основе которого были сформулированы «Двенадцать тезисов» -программа крестьянской войны в Верхней Швабии, и множества менее значимых тезисов и листовок, в которых проводилась идея об ответственности власти перед населением страны35. Однако если о работах Лютера можно говорить, что они стали источником формирования идей кальвинизма, то взгляды Меланхтона скорее необходимы нам для общей характеристики государственных взглядов реформаторов первой волны.
Большую популярность среди гугенотов имел тираноборческий памфлет Франсуа Отмана «Франкогаллия» (1573 г.). Франсуа Отман (1524 -1590 гг.) - французский публицист, юрист, профессор римского права во Франции и Швейцарии. Он воспитывался как католик и перешел в кальвинизм в возрасте двадцати восьми лет, после чего был наставником герцога Наваррского, секретно находился в Германии и отправлял королю донесения о происходивших гам событиях36. После Варфоломеевской ночи переселился из Франции в Женеву, ставшую к тому времени оплотом протестантизма. Он создал свое наиболее известное произведение после событий Варфоломеевской ночи, когда правительство открыто продемонстрировало свою позицию по отношению к гугенотам. Оно представляет собой тираноборческий памфлет и носит более злободневный, прикладной характер, чем произведения Кальвина и де Беза. Поэтому содержащаяся в нем информация об истории Франции довольно тенденциозна, однако для нас это сочинение представляет интерес как пример отражения кальвинистских идей во взглядах гугенотов и поэтому информация не выглядит искаженной.
Кальвинистская Реформация в Женеве в период господства старой аристократии. 1540 - 1554 гг
По мнению официального теолога католической церкви Фомы Аквинского, за церковью должно оставаться последнее слово при решении вопроса о законности политики власти при определении тирании. Если она признает правителя тираном, то возможно и оправданно сместить его по общему решению представительства народа9. Эти возможности церкви подкреплялись ее ролью «владычицы умов» и международным статусом, дававшим ей дополнительные ресурсы разного рода.
С точки зрения философии права, в состав юридических норм средневековья входили положения естественного права как своего рода мостик между духовной и практической жизнью. Понятие естественного права в средние века основано на видении воли Бога, и при этом оно, подобно естественному праву других эпох, является врожденным и неотчуждаемым. На правовую сферу распространялась идея «золотого века», обосновывавшая верность традициям.
В основе системы канонического права лежали идеи отцов церкви10. В процессе своего становления и развития оно вбирало в себя элементы античных знаний. Например, в середине XIII в. труды Аристотеля были переведены на латынь и вошли в научный оборот. Фома Аквинский, учение которого было признано официальной доктриной католической церкви в XIII в., изложил свое отношение к социально-политическим вопросам в работах «О правлении властителей», «Сумма теологии». Он предложил классификацию законов, созданную на основе синтеза аристотелевской и христианской, и включающую четыре элемента: вечный закон, естественный закон, человеческий и божественный законы. Под естественным законом понимается отражение вечного закона человеческим разумом. Фома Аквинский также использовал аристотелевское обоснование легальности существующего порядка в различных формах. Он усилил логическую аргументацию доводом первородного греха, лишающего человека способности самостоятельно поддерживать должный порядок. Кроме того, он ссылается на слова апостола Павла, который утверждал, что «нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены» .
Однако в этот период в обществе происходят изменения, которые подвергают угрозе главенство католической церкви. Хронологические и содержательные рамки нашего исследования не предполагают фундаментального изучения причин Первой Реформации. Однако, исходя из того, что лютеров-ская, цвинглианская и кальвинистская Реформации - части единого процесса, необходимо вкратце охарактеризовать его причины и общие закономерности ". Эти, по сути, теоретические вопросы имеют много аспектов - доктри-нальный, социально-политический, идейный, организационный, ментальный и др. В рамках рассматриваемой нами проблематики нас интересуют, в первую очередь, идейная и организационная стороны Первой Реформации как части сложного явления, а также характер произведенных ей изменений в жизни общества.
Р. Кингдон, основываясь на понимании революции как «глубоких, фундаментальных изменений в политической структуре, экономическом управлении собственностью и социальным порядком, означающих важное изменение в направлении развития» саму протестантскую Реформацию и порожденные ей процессы он характеризует как революцию, обосновывая это в первую очередь изменением статуса католической церкви. Эта революция, по его мнению, началась до Кальвина и продолжалась после него .
В начале раннего нового времени возникли новые города, лишенные широких семейных связей, земельных и хозяйственных зависимостей, которые лежали в основе сельской общины14. В силу этого здесь возможно и желательно было создание новой организации власти с сохранением черт демократии. Городское население было экономически более мобильно, чем сель 39 ское, что породило стремление к обоснованию политической независимости, так как интересы представителей основной торгово-ремесленной прослойки города по понятным причинам не совпадали с интересами сельской округи. Например, это видно в переписке Женевского Совета с римской курией и Берном и сообщениях женевских послов во Фрибурге. Указанные материалы дают основания утверждать, что выходцы из села видели в горожанах силу, которая в выборе религии исходила из стремления к политической независимости, и противопоставляли ей «знатных» \ Современный английский исследователь Р. Визноу объединяет по этому признаку с вновь возникшими старые города, вокруг которых не сложилось сильной сельской округи. Среди них - Женева, Страсбург, Нюрнберг и др. Отметим, что такая специфика городов в немалой степени определялась географическим фактором, например, ей благоприятствовал горный неравномерный рельеф швейцарских кантонов. Отсутствие в городах католической общины, которая брала на себя ряд административно-правовых функций, или ее слабость приводили к постановке вопроса о перераспределении полномочий государственной (светской) и церковной властей еще в период Первой Реформации.
Важным фактором развития протестантизма было распространение в городах книжного знания вследствие развития книгопечатания и накопления новой, не уложенной в рамки существующих идей и учений, информации о мире. Эти обстоятельства значительно облегчало процесс распространения реформационного учения, содержательно нацеленного на обращение к широким кругам верующих, его выхода за пределы узких кружков интеллектуальной элиты. Кроме того, сама католическая церковь переживала кризисный период. Ее претензии на главенство в обществе, нашедшие выражение, например, в заявлении папы Бонифация VTII о своих претензиях на полноту духовной власти и о необходимости подчинения его власти европейских монархов, подтвержденных буллой Unam Sanctam (1302 г.), вызывали недовольство со стороны последних и всего населения .
Конфессионализация в Женеве в условиях политического господства кальвинистов. 1555 - 1564 гг
В ответ на действия реформаторов войска герцога оккупировали сельскую округу Женевы, отрезав тем самым ей пути продовольственного снабжения. В помощь окруженному городу выступил Берн, который находился в союзнических отношениях с Женевой. Бернские войска освободили территорию Женевы. После этого по праву победителя, а также в силу ощущаемой поддержки со стороны Берна, протестантские проповедники 21 мая 1536 г. созвали Генеральное Собрание, которое отвергло католическую мессу и приняло Устав Реформации (The Reformation Ordonance). В нем говорилось об установлении евангелического вероисповедания, отмене мессы и другие католические обряды и церемонии .
Для отправления нового культа была учреждена конгрегация пасторов Женевы и прилегающих территорий. С момента создания ее возглавлял приезжий пастор Денис Ломберт, который оставил должность по своему желанию в конце 1536 г. В ноябре 1535 г. был учрежден муниципальный госпиталь. Р. Кингдон отмечал, что дополнительный титул дьяконов - госпитальеры - отражал наложенную на них обязанность по надзору за оставшимися в городе католиками, для которых была ведена временная месса, и над вновь организованным муниципальным госпиталем.
После принятия нового вероисповедания началась борьба внутри протестантского лагеря. Сторонники Реформации делились на две части. Первая - приверженцы новой веры Ами Порал, Мишель Септ, Жан Курте и Жан Го-лас. Другая - сторонники связанных с Реформацией политических изменений. Для них самыми важными были идеи контроля государства над церковью и социального дисциплинирован. В эту группу входили Жан Филипп, вышеупомянутый Клод Ришардотт, Ами де Шапоруж и Пьер Вандель. Перед принятием новой конфессии Генеральным собранием реформированный Берн, от которого жители Женевы зависели в вопросах войны и торговли, прислал делегацию с требованием принять вероисповедание по цвинглиан-скому образцу. Внешнеполитический фактор был настолько значителен для всего населения, что Генеральное собрание проголосовало за утверждение проекта Реформации Кальвина (Ordonances) только после достижения соглашения с Берном. В этом соглашении были закреплены благоприятные для Женевы условия, которые не зависели от проведения реформационных мероприятий по тому или иному образцу. Согласно преамбуле Ордонансов, новое вероисповедание было утверждено по предложению первого синдика Клода Савойского
Под влиянием французских противников Реформации Мишель Септ и три синдика отказались исполнять свои обязанности. Совет Двухсот проголосовал за отстранение их от должности. В феврале 1537 на выборах в Совет победу одержала партия реформаторов (Куре, Голаз, Петап, Дефоз). В предсмертном письме 1564 г., обращенном к пасторам Женевы, Кальвин так вспоминал о состоянии евангелической общины перед его приходом в город: «когда я впервые увидел эту церковь, она не представляла собой ничего. Проповедовали, и это все»20. Эта информация подтверждается материалами исследований, показывающих, что к моменту призвания Кальвина в городе была разрушена старая церковная община и не была создана новая21.
С апреля по ноябрь 1537 г. был согласован с Советом предложенный Кальвином текст Катехизиса, или «Указаний о вероисповедании для использования в церкви Женевы»". Этот документ, представлявший собой конспект «Наставления...», по мнению Р. Кингдона, был создан для детей. Согласно другим предположениям, издание было адресовано самому широкому кругу читателей для ознакомления с основами кальвинизма"". Он был издан тиражом 1500 экземпляров, то есть предназначался для широкого распространения. Против принятия Катехизиса выступали многие эмигранты в Женеве, которые традиционно имели поддержку Франции в период союза с Савойей. Центром оппозиции новой конфессии стал Малый Совет, в частности, Клод Ришардотт, Жан Филипп, Жан Люле и Ами Шапоруж. 13 марта по их инициативе было принято постановление об отказе от поддержки новой конфессии. Одновременно внешнеполитическое положение Женевы значительно изменилось, так как она потеряла надежных и сильных союзников в лице ка 87 толической Савойи. Теперь город искал поддержки, играя на противоречиях Берна и Савойи, а также обращаясь к формирующемуся международному сообществу реформаторов. В Берне сохранялись цвинглианские обряды (причастие хлебом, купель для крещения и изображение девы Марии), против которых выступал Кальвин. В результате войны с Савойей Берн подчинил своему влиянию Лозанну, Тонон и прилегающие территории. Но на многих землях, зависимых от Берна, Реформацией руководили через своих ставленников Кальвин и Фарель (например, Пьер Вирет в Лозанне). 15 апреля в Женеву пришло письмо из Берна с повторным требованием принять цвинглианскую Реформацию. В этой ситуации Малый Совет ради сохранения политической автономии выступил против предложения Берна" .
В феврале 1537 г. синдиками были избраны сторонники Кальвина (Куре, Голаз, Петапи и Дефозе)"". По их инициативе были проведены мероприятия для организации Реформации в городе. Женева была поделена на 28 административных единиц - дистриктов, или соседств. Каждое соседство давало присягу на Катехизисе, и должно было или исполнять ее, или покинуть город. При Малом Совете по уставу был создан институт стражников с функцией нравственного надзора26. По сути, это был действенный инструмент для обеспечения большинства в Совете сторонникам Кальвина. Не находя достаточной опоры среди горожан, они стремились заручиться поддержкой стекавшихся в Женеву религиозных эмигрантов. Современный американский исследователь В. Напфи обратил внимание на то, что в 1536 - 1537 гг. власти Женевы не стремились ограничить приток иностранцев в город. Поэтому в 1536 г. из числа всех получивших гражданские права в городе только половину составили достигшие совершеннолетнего возраста женевцы, а вторую половину - иностранцы.
Адаптация кальвинистского учения к государственно-политическим особенностям европейских стран
Вышеописанные события подорвали позиции ортодоксальных кальвинистов и подготовили новый этап их борьбы с оппонентами. В этом контексте известно, например, дело проповедника Морели. Оно нашло широкое освещение в корреспонденции Теодора де Беза. В сентябре 1565 г. в письме к капеллану Колиньи Жану Маллоту он комментировал отлучение Морели от церкви конгрегацией области Иль-де-Франс. Скорее всего, это дело получило особую огласку, так как стало камнем преткновения в вопросе об организации международного кальвинизма. Из письма следует, что дело Морели рассследовалось в Женеве Конгрегацией и Советом старейшин. Известно также, что дело было рассмотрено в Орлеане. Однако их решение должно было быть заверено постановлением Синода нескольких провинций в соответствии с действовавшими правилами. По мнению адресанта, «церковная дисциплина необходима для славы Господа». Конгрегация Иль-де-Франса нарушила этот порядок, самостоятельно приняв решение об отлучении Мо-рели от церкви, что было встречено враждебно женевской церковью, претендовавшей на главенство в международном кальвинистском движении .
Обострение международной конфессиональной борьбы, в свою очередь, значительно повлияло на внутреннюю политику Женевы, так как происходил рост эмиграции кальвинистов в Женеву. Зачастую они составляли наиболее активную часть населения, так что для них, например, организовывались новые цеха. Так, был создан часовой цех, ставший основой для дальнейшего развития одной из главных доходных отраслей производства в городе. О большом влиянии иностранцев свидетельствует введение законов против роскоши, спровоцированное принесенными ими в дисциплинированную Женеву привычками36.
На протяжении 1555 - 1564 гг. в корреспонденции Кальвина практически не упоминался конфликт Женевы с Савойей. . Более того, в письме, адресованном сеньорам Берна, от 4 мая 1558 г. (написано рукой реформатора от имени «Синдиков и Совета») сообщается о неком «эксперименте Кальвина в Савойе» (попытка введения протестантской проповеди в городе)3 . Ж. Курву-азье объясняет такое положение дел политикой молодого герцога Имануеля Филиберта, который занимался налаживанием торгово-экономических отношений с Женевой. 23 января 1565 г. (т. е. еще при жизни его отца Филиппа Имануеля) герцогиня Савойская Маргарита (Французская) отправила письмо, адресованное де Безу, которое свидетельствует о том, что между ними ведется личная переписка параллельно официальной корреспонденции, адресатами которой являются «Синдики и Совет». В этом письме, говоря о решении торговых и политических противоречий с Савойей, Маргарита Французская довольно резко заявляет: «я опасаюсь, как бы не было никаких ошибок и на 136 рушений данных Вами обязательств».39 Однако перед этим в письме 26 декабря 1564 г. она настаивала на необходимости большей религиозной свободы в Женеве, тем самым осложняя диалог сторон. Параллельная переписка герцогини с Советом и де Безом по одним и тем же вопросам отличает ее от корреспонденции Кальвина, фактически участвовавшего в делах города и представлявшего его во внешних сношениях .
Однако известно, например, письмо 1572 г., в котором де Без выступил от имени Совета41. Показателен также тот факт, что, как следует из описи его корреспонденции, хранящейся в Женеве, он, даже перестав быть официальным главой коллегии пасторов, на протяжении 16 лет практически не выезжал из города. Только семь писем отправлены им за период с 1564 по 1580 гг. не из Женевы, хотя датировка корреспонденции реформатора свидетельствует о ее интенсивности. Это говорит о важности фигуры де Беза для жизни города.
Из письма Маргариты Французской от 16 февраля 1565 г. мы узнаем, что она ведет личную переписку с де Безом, выражая в ней позицию своего супруга, герцога Савойского. Эта переписка известна довольно широкому кругу женевцев, которые обвиняют герцогиню в интриганстве и угрожают осложнениями в официальных переговорах Женевы с Савойей, которые и без того приобрели затянутый характер и не приносили видимых результатов42. 2 апреля того же года де Без сообщил цюрихскому реформатору Генриху Бул-лингеру, находившемуся в тот момент в Страсбурге, о том, что переговоры с Савойей вновь откладываются. Письмо от 3 мая 1565 г. помогает понять суть конфликта. Де Без сообщил Буллингеру о пресечении в Женеве попытки са-войских купцов по истечении срока торгового соглашения требовать определенных прав для исповедания католической веры. Де Без аргументировал это следующим: «в городе действует наше право, и претензии на епископию являются незаконными» 3. 25 августа 1565 г. де Без сообщил Буллингеру о возникновении военной угрозы Женеве. Данный тезис подтверждается действиями адмирала Колиньи, который выделил войска в помощь республи 137 ке44. Таким образом, на основании доступных нам данных эпистолярного наследия двух реформаторов мы можем предположить, что после смерти Жана Кальвина активизировались попытки савоиских герцогов восстановить свои права на Женеву, которые достигли своего пика в войне городов, продолжавшейся на протяжении 1589 - 1592 гг. и завершившейся перемирием вследствие истощения сил и нехватки ресурсов у обеих сторон . Противостоять Савойе женевцам помогают внешние конфессиональные связи, установление и развитие которых началось при Кальвине. Основные векторы внимания реформатора и его преемников были направлены на Берн, Страсбург и Францию.
Переписка Кальвина с Берном носила регулярный и очень интенсивный характер. Судя по содержанию, это объяснялось не только злободневными потребностями и заинтересованностью городов, но и некоторым политическим этикетом. Когда Кальвин был впервые приглашен в Женеву в 1538 г., перед ним была поставлена задача реформирования церкви в городе по образцу Берна, принявшего цвинглианское вероисповедание. Еще ранее Берн предъявлял свои претензии на включение Женевы в орбиту своего влияния вплоть до военной угрозы в 1530 г. Однако из пространного письма магистратам Берна от 4 мая 1555 г. мы узнаем, что положения Реформации в нем не были зафиксированы официально в письменном виде, и Кальвин, ссылаясь на это, пытался обратить «сеньоров Берна» в свою конфессию46. В обращении 20 мая того же года «Синдики и Совет» Женевы разъясняют бернцам суть доктрины предопределения, которая, судя по всему, отвергается последними47. Женева и Берн были связаны между собой финансовыми отношениями. Последний был менее крупным городом, и просил у Женевы финансовой поддержки в обмен на помощь в борьбе за независимость.