Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование японской национальной культуры. (Конец XVI - начало XX века) Гришелева, Лидия Диомидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гришелева, Лидия Диомидовна. Формирование японской национальной культуры. (Конец XVI - начало XX века) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03 / АН СССР. Ин-т востоковедения.- Москва, 1988.- 31 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-1/1602-2

Введение к работе

Предмет исследования. Диссертация посвящена изучению процесса формирования японской национальной культуры, который сопровождал и в определенной степени обусловливал превращение японской народности в нацию. Термин "национальная культура" не однозначен. Нередко в популярной, а порой и в научной литературе этот термин употребляется для обозначения культурных явлений феодального периода. Иногда к национальной культуре относят не только культурные явления средневековья, но и некоторые элементы архаической культуры. Поскольку один и тот же термин используется для обозначения разных исторических понятий, следует оговорить его употребление в данном исследовании.

Национальная культура рассматривается как культура общности людей, складывающейся в ходе зарождения развития и утверждения капиталистического уклада, а ее формирование как процесс становления духовной жизни буржуазной нации.

Полифункциональность понятия "культура" вызвала к жизни множество определений и концепций, сосуществующих в науке. Каждая из конкретных дисциплин подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами и ограничивает его кругом проблем, представляющихся ей наиболее важными. В данной работе выделены те области культуры, где тенденции развития духовной жизни на~ ции проявились наибол&е отчетливо. Это: общественно-политическая и религиозная мысль, просвещение, театр и музыка, изобразительное искусство и бытовая культура.

Литература как объект исследования в работу не включена, потому что анализ этой чрезвычайно важной сферы духовной жизни народа потребовал бы привлечения обширного литературоведческого материала и использования специальных методов исследования, что неизбежно привело бы к филологизвции работы, которая была

задумана как историко-культуроведческая.

Не привлекается как предмет исследования и народное творчество, опирающееся на устную традицию и обычай и относящееся к сфере фольклористики и этнографии, хотя его важная роль в формировании национальной культуры бесспорна.

Хронологические рамки работы определяются границами этапа в истории Японии, когда происходило превращение народности в буржуазную нацию с конца ХУТ до начала XX в.

Актуальность темы. Япония играет очень заметную роль в современном мире и привлекает внимание всеми аспектами своего развития, в том числе и культурным, в котором причудливо сочетаются, казалось бы, несовместимые элементы традиционной культуры, сложившейся в феодальную эпоху, и современной буржуазной культуры, не имеющей явной локальной этнической окраски.

В последние годы в Японии стала довольно распространенной тенденция к подчеркиванию традиционных мотивов в современной культуре. Ее приверженцы утверждают, что только традиционная культура представляет собой подлинно японскую национальную культуру, а все привнесенное с Запада является чужим, внешним, наносным, преходящим. Подобная игра на национальных чувствах, абеолвтизирование значения специфики традиционной культуры в атмосфере оживления интереса к традиционалистской идеологии оказывают заметное влияние на сознание широкой общественности и активно используются идеологами реакционной ориентации. Поэтому весьма актуальным представляется исследование процесса формирования японской национальной культуры с целью выявления сущности процессов, происходящих в различных сферах духовной жизни нации, и раскрытия идеалистического характера представлений о них, распространенных среди части японских культурологов.

Научная, политическая и практическая значимость исследования. Чрезвычайно сложная по структуре культура Японии,, подобно культуре любой другой буржуазной нации, содержит как прогрессивные демократические, так и консервативные, а подчас и явно реакционные элементы, соотношение между которыми меняется в зависимости от социально-зконошческюс и политических сдвигов в жизни общества.

В современной Японии, в условиях заметной трансформации жизни общества по западным буржуазным стандартам, наблюдается действие двух совершенно разных по характеру тенденций, вызы-

ваодих повышенное внимание к традиционной части национальной культуры. С одной стороны, это возрождение и усиление буржуазного национализма реакционного толка, с другой - проявление тревоги японской демократической интеллигенции и более широких масс трудящихся за судьбу традиционной национальной культуры.

Без обращения к истории объективно оценить социодинамику культуры современной Японии невозможно. Поэтому очень важно разобраться в многообразных и сложных процессах культурной жизни Японии на очень важном этапе ее исторического развития - в пору становления буржуазной нации. В данной работе при рассмотрении общих тенденций в развитии духовной культуры нации основное внимание уделяется социально-политическим аспектам. Такой подход к теме делает историческое исследование политически актуальным.

В наши дни, когда очень многие народы мира обрели социально-политическую и культурную активность, необходимо внимательно изучать общие закономерности историко-культурного процесса, т.к. их недооценка может привести к национальной ограниченности и возникновению шовинистических тенденций. Осуществленный в диссертации анализ может оказаться полезным, как при подготовке обобщающих работ по теории культуры, так и в деятельности практических учреждений, заинтересованных в том, чтобы национальные культуры, взаимодействующие на мировой арене, использовались не как средство размежевания между народами, подчеркивания их различий и демонстрации превосходства одной нации над другой, а как средство сближения народов, углубления их взаимопонимания и взаимного обогащения..

Научная новизна исследования. Данная работа является первым в советской историографии обобщающим исследованием проблемы формирования японской национальной культуры. Новым не только в советском, но и в мировом японоведении является сам подход к теме. Впервые на основе марксистско-ленинской методологии формирование национальной культуры японского народа рассматривается как процесс становления духовной культуры буржуазной нации в ходе ее образования, с момента создания централизованного государства и зарождения капиталистических отношений в кедрах феодального строя и до утверждения Японии на международной арене в качестве империалистического государства. При этом выделен социально-политический аспект анализируемых культурных

явлений.

В диссертации немало и других новых моментов. Прослежен процесс интеграции культуры различных сословий феодальной Японии (придворной аристократии, воинского сословия, городских слоев), сложившейся на разных этапах исторического развития, в единый общенациональный комплекс традиционной культуры. Рассмотрено взаимодействие этого комплекса с широким потоком западной культуры, с которым Япония столкнулась в конце XIX в. в ходе буржуазных преобразований, связанных с революцией Мэйдзи. Выявлены причины своеобразной "самураизэции" духовной жизни нации в период перерастания японского капитализма в империалистическую стадию: са-мурайство пошло на службу к буржуазной монархии, используя на этой службе свой традиционный идейный багаж. Этому способствовало абсолютное преобладание бывших самураев в правительственном аппарате и в сферах, связанных с формированием нового молодого поколения японцев: школе, армии и полиции.

В работе привлечены неизвестные прежде в советской историографии исследования по проблемам, мало изученным в самой Японии, например, работы Нисиямз Мацуноскэ о иэмото - главах школ в традиционном искусстве. Это позволило автору осветить механизм социальных отношений в мире традиционного искусства, тщательно скрываемый в Японии вплоть до настоящего времени.

Новым является и характер исследования. В диссертации сочетается анализ закономерностей и общих тенденций социально-культурного развития со стремлением выделить их особенности и специфику проявления в различных областях духовной деятельности. Теоретические положения базируются на фактах живой истории и перемежаются портретами отдельных деятелей культуры и освещением активности крупнейших государственных деятелей в сфере художественного творчества.

Методологическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации являются труды основоположников марксизма-ленинизма, прежде всего те, в которых разрабатывается учение о нации, национализме и национальной культуре. Работа базируется на достижениях отечественного и мирового японо-ведения. В ней использованы материалы многих конкретных исследований, переосмысленные с позиций марксистско-ленинской методологии.

В отличие от буржуазного абстрактного определения нации, которое игнорирует исторические и классовые основне ее образо-

ваши, марксистско-ленинское учение связывает возникновение и развитие нации с определенной социально-экономической формацией. Оно рассматривает нацию не как этническую, а как исторически складывающуюся устойчивую общность людей, возникающую в период поднимающегося капитализма .

С позиций марксистско-ленинской методологии в исследовании рассматривается и роль национализма в культуре Японии на различных этапах ее развития. Обращение к традициям, к культурному наследию народа с целью консолидации нации в критической ситуации, перед лицом угрозы духовного порабощения со стороны колонизаторов или оккупантов - явление закономерное и исторически оправданное. Но в позиции, приближайющейся к критической ситуации, Япония была только дважды и очень недолго: в середине XIX в., сразу после "открытия" страны западными державами, и в самые первые годы оккупационного режима после второй мировой войны. В эти периоды наблюдались две вспышки национализма нации угнетенной, обладающего известным общедемократическим содержанием (антиимпериалистическая направленность, стремление к политической и экономической независимости). Все другие случаи .-проявления национализма в Японии - это проявления.национализма нации угнетающей (связанного со стремлением к экспансионизму в экономической, политической и культурной сферах), окрашенные в реакционные тона разной интенсивности в зависимости от исторической ситуации. Первая волна национализма в Японии в 80-е годы XIX в. по своей сути была близка к национализму нации угнетенной, вторая же, с середины 90-х годов XIX в., носила ярко выраженный агрессивный характер.

Еще одним важным отправным пунктом в данной работе послужило ленинское положение о двух нациях в каждой нации и двух национальных культурах в каждой национальной культуре2. Это положение было выдвинуто применительно к эпохе капитализма. В.И. Ленин указывает, что размежевание двух культур усиливается с обострением противоречий капиталистического строя. На заре же капитализма, когда новые общественно-экономические отношения и их противоречия находятся еще в зародышевом состоянии, высказы-

  1. См. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Поли.собр. соч., т.25.

  2. См. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Поли.собр.соч., т.24.

вания идеологов буржуазии выражали "интересы прогрессивных общественных классов, насущные интересы всего общественного развития по данному, т.е. капиталистическому пути" .

Апробация 'работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора исторических наук на расширенном заседаний Отдела Японии Института востоковедения АН СССР. Ее основные положения и выводы изложены в публикациях автора: монографии "Формирование японской национальной культуры. Конец ХУТ - начало XX в.", М., 1986; в главах коллективных монографий и статьях в научных изданиях. Публикации диссертанте были положительно оценены в рецензиях в советских научных журналах. Результаты научных исследований автора по проблемам, рассматриваемым в диссертации, излагались в докладах и выступлениях на научно-теоретических конференциях, симпозиумах и дискуссиях, во время встреч с учеными социалистических стран и Японии.

Цели и задачи исследования. Японский империализм стремится играть все более значительную роль на мировой арене, претендуя на лидерство не только в экономической и политической жизни своего региона, но все более настойчиво выдвигая "японскую модель" экономического, политического, социального и культурного развития как идеальную для воех стран и народов. Апологеты японизма объясняют успехи страны исключительностью японской нации и национального характера, уникальностью ее культуры, "особой миссией" Японии в мировой истории.

В этой ситуации как в научном, так и в политическом плане важно проанализировать процесс формирования японской нации и национальной культуры, выявить в нем действие общих закономерностей социально-экономического развития, определить реальное место страны в мировом историческом процессе, на конкретном материале показать необоснованность притязаний японских националистов на особое место в мире, что и является целью данной работы.

В ходе исследования автору пришлось обратиться к решению 'следующих конкретных задач:

- выявление главных факторов, обусловивших превращение

I. В.И.Ленин. От какого наследства мы отказываемся. Поли.собр. соч., т.2, с.521.

японской народности в нацию, (объединение страны и создание централизованного государства, появление зачатков капиталистического уклада в недрах феодального общества, интеграция культуры различных социальных групп в общенациональный комплекс традиционной культуры);

анализ социально-классовой структуры японского общества и происходивших в нем изменений.в качестве необходимого условия выяснения духовного потенциала и выявления движущих сил культурного развития общества;

оценка борьбы двух тенденций в японской культуре - вес-тернизвции и традиционализма, - происходившей.после буржуазной революции Мэйдзи, и их взаимодействия в отдельных областях духовной деятельности;

прослеживание закономерностей и общих тенденций социально-культурного развития с учетом их особенностей и специфики проявления в различных областях культуры;

рассмотрение плюралистичности японской национальной культуры, обусловленной разными стадиями ассимиляции заимствованного и вновь появившегося в сочетании с намеренно сохраняемым

и поддерживаемым традиционным.

Структура исследования определяется поставленными задачами. В основу построения работы положен проблемно-хронологический принцип, позволивший осуществить комплексное исследование основных проблем, связанных с формированием японской национальной культуры.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы. Членение на главы произведено по хронологическому принципу. Внутри глав выделены параграфы, посвященные исследованию отдельных проблем и тенденций развития различных областей культуры.

Литература, посвященная японской культуре исследуемого периода чрезвычайно обширна. Это и соответствующие тома разнообразных многотомников по истории культуры и главы в многотомных историях японских авторов , и отдельные монографии на европей-

I. ІЇИХОН сэйсин бунка тайкэй (Всеобщая история японской духовной культуры). В 9 томах. Токио, 1938; Мэйдзи бунка си- (История культуры периода Мэйдзи). В 3 томах, Токио, 1955; Мэйдзи бунка дзэнсго (Материалы по культуре периода Мэйдзи).

Продолжение сноски на след.стр.

ских языках, и статьи в тематических сборниках и научных журналах, и разнообразные художественные альбомы и серии. Обилие литературы вызывало известную сложность в работе. Исходя из задач исследования (переосмыслить факты с марксистско-ленинских позиций), автор отбирал те книги, которые содержали больше всего конкретного материала и ярких эпизодов из жизни японского общества рассматриваемого периода и отдельных исторических личностей того времени. Работам концептуального и полемического характера уделялось меньше внимания. Основная использованная литература приведена в библиографии, приложенной к работе. В библиографию не включены каталоги, проспекты, театральные программы и т.д.

Серьезной опорой в работе послужили эвтору такие советские издания общетеоретического характера, как "Очерки методологии истории" Е.М.Жукова (М., 1980), "Проблемы теории культуры" (М., 1977), "Культура и идеологическая борьба" (М., 1979), "Вопросы формирования русской народности и нации" Ш.-Л., 1958), "Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в." В.В.Познанского (М., 1975), "Художественно-конструктивная деятельность человечества" Л.Н.Безмоздша (М., 1975), "Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа)" М.С.Кагана, "Марксистско-ленинская теория нации и современность" С.Т. Калтахчана (М., 1983) и др.

Значительное внимание рассматриваемому периоду уделили русские и советские историки.

Историческая база настоящей работы почерпнута из таких серьезнейших трудов советских японоведов старшего поколения, как "Очерки социально-политической истории Японии в период позднего феодализма", "Некоторые вопросы объединения и изоляции Японии при первых Токугава" и "Социально-экономические предпосылки буржуазной революции в Японии" А.Л.Гальперина, "Япония в

Продолжение сноски со с.7

В 8 томах. Токио, 1955; Нихон бунка си (История японской культуры). В 3 томах, 1977; Нихондзш-но сэйкацу то бужа (Жизнь и культура японцев). В 12 томах, Токио, 1984; Нихон сэйкацу бунка си (Культура жизни в Японии). В II томах, Токио, 1986; Нихон рэкиси. Иванами кодза (История Японии, курс Иванами). В 23 томах. Токио, 1962-1964; Кодза нихонси (Курс истории Японии). В 10 томах, Токио, 1971 и др.

ХУГ - середине ХУШ в." Д.И.Гояьдберга, "Крестьянское петиционное движение в Японии (во второй половине ХУЛ - начале ХУШ в.) Г.И.Подпаловой, "Русско-японские отношения в І697-Т875 гг.)" Э.Я.Файнберг, "К вопросу об оценке "революции Мэйдзи" Е.М.Жукова. Широко была использована коллективная монография "Очерки новой истории Японии (І640-І9І7 гг.)", общую научную концепцию автор рэзделяет.

Концепция исторического развития японской культуры основывается на трудах Н.И.Конрада. В своих разносторонних глубоких исследованиях ("Запад и Восток", "Очерки японской литературы", "Избранные труды. История", "Избранные труды. Литература и театр", "Очерки истории культуры средневековой Японии"), охватывающих историю, религию, философию, общественную мысль, идеологию, искусство и литературу, академик Н.И.Конрад создал оригинальную концепцию исторического развития японской культуры. Он твердо и последовательно проводил идею культурного равноправия Востока и Запада, решительно выступая как против европоцентризма, так и против азиацентризма: "Ни у кого нет права считать себя народом особым, превосходящим всех других. Каждая нация должна обладать чувством собственного достоинства, но мания величия у нации столь же ложна, вредна и просто смеша, как и мания величия у отдельного человека" .

Труды Н.И.Конрада оказали большое влияние на многих советских исследователей. Его идеи получили развитие в большом числе статей и книг, посвященных отдельным областям культуры и искусства Японии, а также в трудах общего характера.

Для уяснения многих проблем общественной мысли в Японии неоценимую помощь оказали работы Я.Б.Радуль-Затуловского "Из истории материалистических идей в Японии в ХУЛ - первой половине XIX в." и "Конфуцианство и его распространение в Японии", а также книги Д.П.Бугаевой "Японские публицисты конца XIX в.", К.Н.Попова "Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли" и Г.Е.Светлова "Путь богов".

Серьезная теоретическая постановка проблемы взаимодействия японской культуры с культурами других народов, столь важной для формирования национальной культуры, содержится в трудах П.А. Арутюнова и М.В.Воробьева.

Очень важным для выяснения отправных моментов начального

I. Конрад II.И. Запад и Восток. М., 1972, с.28.

этапа становления японской нации и ее культуры является исторический период подробно и живо освещенный в работах А.А.Искенде-рова "Феодальный город Японии ХУТ столетия" и "Тоётоми Хидэё-си". Интересные сведения о жизни воинского сословия содержатся в книге А.Б.Спеваковского "Самураи - военное сословие Японии".

В области японоведения ощущается явный недостаток историографических работ. Работа Н.Ф.Лещенко "Революция Мэйдзи в работах японских историков-марксистов" восполняет этот недостаток и помогает ориентироваться в огромном числе японоведческих публикаций, посвященных этому важнейшему периоду в истории страны.

Советскими японоведами написано значительное число интересных работ по частным проблемам японской культуры, имеющим самое непосредственное отношение к процессу формирования национальной культуры в стране: книгопечатание, языкознание, просвещение, урбанизация. Среди них: монография С.В.Неверова "Общест-венно^языковая практика современной Японии", диссертации B.C. Гривнина "Японская печатная книга УШ - первая половина XIX в. и его роль в развитии культуры" и В.Т.Нанивской "Система "морального воспитания" в японской школе", книги Г.Б.Навлицкой об истории японских городов Нагасаки и Осака.

Довольно много серьезных трудов посвящено японскому искусству. Это и монографии Н.С.Николаевой "Декоративное искусство Японии" и "Японские сады", и книга Г.Комаровского "Пять тысяч Будд Знку", и исследования А.С.Коломиец и Б.Г.Вороновой о творчестве Хакусая, и работа Н.Г.Апариной "Японский театр Но" и др.

Значительным подспорьем в изучении японской культуры в нашей стране явилась публикация переводов отдельных трудов японских исследователей по различным областям культуры. Среди них серьезная обобщающая работа Иэнага Себуро "История японской культуры", интереснейшая книга Тангэ Кэндзо "Архитектура Японии. Традиции и современность", монографии Д.Кина "Японцы открывают Европу. I72O-I830", Кодзаи Ёсиоигэ "Современная философия. Заметки о "духе Ямато", Накамура Синтаро "Японцы и русские", Ива-саки Акира "История японского кино", М.Гундзи "Японский театр кабуки" и др.

Что касается зарубежной литературы по японской культуре, то ее имеется великое множество, правда, ощущается явный недостаток комплексных многосторонних исследований. Учитывая выбранный ракурс работы, особое внимание автора уделено не концеп-

туальным трудам, а монографиям и статьям, содержащим максимум конкретного материала и ярких фактографических, зарисовок.

Общепризнанным классиком в исследовании истории японской культуры считается англичанин Джордж Сэнсом. Его живо написанные труды глубоки и при этом содержат массу интереснейшего конкретного материала по различным областям культурного развития Японии, их отличает стремление дать объективный анализ процессов, происходивших в духовной жизни японского общества.

Бесспорным знатоком японской конкретики является Эдвин Рей-шауэр, крупный американский ученый, бывший довольно долго американским послом в Японии. Его многочисленные работы по различным аспектам японской истории полны разнообразной конкретики и серьезных размышлений об исторических судьбах нации.

В исследованиях ряда видных западных специалистов по проблемам японской культуры подробно и серьезно рассматриваются различные ее области: социальная психология , религия4, просвещение , театр, музыка, изобразительное искусство и т.д. В'

  1. Sanson» George Bailey: History of Japan (3 vol). London, 1963. Japan: a short cultural history. Stanford, 1978. Japan in world hiotory. London, 1952. Western world and Japan. New York, 1951.Historical grammar of Japan.Oxford,1931. Japan. London, 1945.

  2. fieishauer E.O. Japan. Past and present. New York, 1964. Japan. The story of a nation. Tokyo, 1976.Japan. Tradition and transformation. Sydney, 1979. ( & A.Craig).

  3. Benedict Ruth. The chrysantemum and the sword.Tokyo, 1976. Duns Peter. The rise of modern Japan. Boston, 1976.

Murthy N. The rise of modern nationalism in Japan.New Delhi,1973.

4. Ballon R. 0. Shinto: the unconquered enemy. New York. 1985.
Eliot Ch. Japanese buddism. London, 1964.

Hall Ы.Р. Buddism and psychotherapy. Los Angeles, 1967. Smith W.W. Confucianism in modern Japan: A study of conservation In Japanese intellectual history. Tokyo, 1959. 5.Passin H. Society and education in Japan. New York, 1965. 6. Bowers F. Japanese theatre. Tokyo, 1974. Adachi B. The voices and h hands of Bunraku. Tokyo, 1978.

Malm W.P. Modern music of Meiji Japan. В kn.: Tradition and modernization in Japanese culture. Princeton, 1976. Keene D. Landscapes and portraits. Appreciations of Japanese culture, Tokyo, 1971.

интереснейшей книге Чарльза Дана1 дается очень яркая картина повседневной жизни различных сословий в Токугавской Японии. Все эти работы были использованы автором, а содержащийся в них материал послужил базой для концептуальных обобщений.

Однако самый разнообразный и наиболее достоверный материал содержится в старых и новых работах японских ученых. Вне зависимости от позиции авторов и от того, через какую призму они рассматривают приводимые факты, с поправкой на время их опубликования и политическую ситуацию они могут быть использованы как материал для научного анализа. К тому же среди японских историков довольно много марксистов, чья позиция близка к нашей. В частности к таюш трудам можно отнести два уже упоминавшихся многотомника по истории Японии "Кодза нихонси" и "Нихон рэкиси. Иванами кодза".

Материал десятитомника "Кодза нихонси" по культуре носит фрагментарный и дискуссионный характер. Постановка отдельных проблем полемически заострена и очень актуальна для современной Японии. Однако материал в целом не содержит последовательного освещения хода формирования и развития японской культуры, так же как и единой исторической концепции по этой проблеме.

Большое место в работе уделяется пространному изложению марксистских теоретических положений без конкретной связи их с японским материалом. Часто это изложение носит расплывчатый характер.

В 23-томном издании "Нихон рэкиси: Иванами кодза" обобщены итоги многолетних исследований японских историков, стоящих на материалистических позициях. Разделы по культуре содержат последовательное изложение процессов, происходивших в духовной жизни японского народа в рассматриваемый период. Уделено большое внимание классовой структуре общества, различиям в духовных устремлениях отдельных социальных слоев и процессам, связанным с их постепенной интеграцией в национальное единство. По всем областям культуры приводится подробный конкретный материал, и потому авторские обобщения особенно убедительны.

Глубоким проникновением в сущность исторического процесса и серьезным анализом приводимого материала отличается трехтомник "Нихон бункя си: ", подготовленный группой прогрессивных историков под редакцией Кавасаки Цунэюки и Нарамото Тацуя. В

I. Dunn Ch. Everyday life in traditional Japan. Tokyo, 1982.

этом труде различные явления материальной и духовной культуры рассматриваются в связи с исторической обстановкой и социальной средой, их породившей. С позиций исторического материализма освещается и становление таких традиционных японских эстетических категорий как "мияби", "югэн", "ваби", "саби", "суй", "ики" и др. Трезво оценивается взаимодействие японской традиционной культуры с европейской и их соотношение в культуре Японии нового времени.

Как серьезные фундаментальные исследования по японской культуре следует также отметить многотомную серию "Дэнто гэйдзюцу кодза" (Лекции по традиционному искусству) и классический труд по истории японского театра Каватакэ Сигэтоси "Нихон энгэки . дээнси" (Всеобщая история японского театра). Несомненно полезны и многочисленные публикации японских авторов на английском языке, рассчитанные на зарубежного читателя.