Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Древнейшие сакральные сообщества Рима Гончаров Владимир Александрович

Древнейшие сакральные сообщества Рима
<
Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима Древнейшие сакральные сообщества Рима
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гончаров Владимир Александрович. Древнейшие сакральные сообщества Рима : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Воронеж, 2003 244 c. РГБ ОД, 61:04-7/93-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Обзор источников и историографии 12

1. Источники -

2. Историография 33

Глава П.Происхождение и сущность древнейших жреческих сообществ 60

Глава III. Культы и ритуалы древнейших сакральных сообществ Рима 82

1. Культы и божества -

2. Люстрационные ритуалы 95

3. Характерные черты организации культа 105

Глава III. Организация древнейших сакральных сообществ Рима Ill

1. Группы juniores 112

2. Группы seniores 146

Заключение 170

Список источников и литературы 181

Список сокращений 209

Приложение 213

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из основных проблем, достойных
самого внимательного рассмотрения при изучении социально-политической и
культурной истории древних обществ, несомненно, является возникновение и
развитие такого социального института, как жречество. Важность и
актуальность этой проблемы обусловлена прежде всего ролью и местом
служителей культа в жизни древних народов, их теснейшей связью с
культурным, религиозным, а также социально-экономическим и
политическим развитием архаических обществ. Как установлено

исследователями, представления, господствовавшие в общественном сознании древнейших периодов, предполагали зависимость любой человеческой деятельности от благосклонности высших сил1. Соответственно осуществление связи с миром сверхъестественного у архаических народов считалось делом не менее полезным для сохранения благоденствия человеческого коллектива, чем, например, занятия земледелием или военное командование''. По этой же причине и люди, отправлявшие ритуальные обязанности, пользовались очень высоким авторитетом и обычно занимали весьма значительное и престижное место в складывавшейся общественной системе, одновременно являясь хранителями традиций и определённой суммы положительных знаний"*. Так, уже древнейшие жрецы и сходные с ними «сакральные персоны» обладали весьма значительным влиянием как в

1 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М, 1986. С. 399;

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1980. С. 41; Зелинский Ф.Ф. История античной

культуры. СПб., 1995. С. 290; Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима

Воронеж, 1964. С.122.

2Landtman G. The Origin of Priesthood. Ekenaes, 1905. P. 72; Немировский А.И. Указ. соч.

С. 122; SabourinL. Priesthood. A Comparative study. Leiden, 1973. P. 2-4.

3 Landtman G. Op. cit. P. 125; Sabourin L. Op. cit. P. 5-7; История первобытного общества.

Эпоха классообразования. М., 1988. С. 389; 426-427; Куббель Л.Е. Очерки потестарно-

политической этнографии. М., 1988. С. 79; Синюк AT. Об исторической роли жречества //

Цивилизационный подход к истории: проблемы и перспективы развития (Тезисы

межвузовской научно-практической конференции). Воронеж, 1994. С. 53-57.

4 религиозно-идеологической, так и в социальной, политической, экономической сфере4.

Естественно, особую важность при изучении упомянутого института приобретает рассмотрение происхождения жречества и сходных сакральных организаций. В частности, раскрытие этого вопроса в значительной степени позволяет проследить процессы формирования в архаических обществах не только культурных и идеологических установок, но и самых различных социальных, потестарных и раннегосударственных структур3.

Весьма любопытный пример возникновения и развития института священнослужителей - людей, связанных с миром сакрального - дает нам история Древнего Рима, где, как уже давно отмечено исследователями, в исторический период существовала очень разветвленная структура специализированных жречеств. Данная структура отличалась весьма значительным разнообразием и включала в свой состав как индивидуальных жрецов (фламины, rex sacromm), так и множество жреческих коллегий и сообществ, ответственных за самые разные аспекты общения со сверхъестественными силами - осуществление гаданий, организацию празднеств и жертвоприношений, контроль за сакрально-юридическими нормами и т.д.6

Впрочем, помимо необходимости выполнения самых различных специализированных культовых функций причиной вышеупомянутой пестроты было и довольно длительное историческое развитие римского института священнослужителей. Конечно, в античной традиции господствовало представление о единовременном возникновении

4Куббель Л.Е. Указ. соч. С. 79; Синюк AT. Указ. соч. С. 53-57

5См. напр.: Килейников ВВ. К вопросу о роли жречества в формировании основ

цивилизации // Цивилизационный подход к истории. С. 57-61.

6 Классификации римских жречеств см. напр.: Preller L. Romische Mythologie. Berlin, 1865.

S. 107-112; Тумасов H. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима.

Киев, 1880. С. 3; Wissowa G. Religion und Kultus der Romer. Munchen, 1912. S. 550-567;

Bayet J. La religione romaine: histoire politique et psychologique. Paris, 1969. P. 77-88;

Dumezil G. La religion romaine archaique. Paris, 1974. P. 579-583; Pagan priests. London,

1990. P. 19-22.

5 большинства римских жречеств в результате так называемой «реформы Нумы Помпилия» , да и некоторые современные исследователи придерживаются сходной точки зрения.8 Однако, судя по многим признакам, отдельные организации священнослужителей отражали различные этапы развития древнеримского общества и его сакральной сферы. Так, некоторые жречества были нацелены на отправление культа богов государственного и общегородского пантеона, а некоторые - на почитание более архаических, часто безымянных божеств или даже духов, восходящих к родо-племенному строю. Одни жречества демонстрируют связь с уже сформировавшейся юридической сферой и сходство с раннегосударственными институтами, для других же характерны более примитивные функции и организация, и т.д.

Подтверждением подобного положения, несомненно, является и выведенное исследователями религии и мифологии правило, согласно которому в сакральной сфере «с появлением нового старое не умирает»9. Таким образом, в системе римских жречеств исторического периода присутствуют и весьма архаичные сакральные организации, зародившиеся на предгородском этапе, и институты священнослужителей, возникшие или значительно преобразованные уже в рамках единой городской общины и нередко выступающие даже в качестве органов формирующейся государственной власти.

В этом плане древнейшим типом римского жречества многие исследователи называют т.н. жреческие сообщества (sodalitates), к которым обычно относят луперков, салиев, арвальских братьев, тициев и иногда фециалов10. Именно в их названиях, атрибутах, функциях и организации усматривались весьма заметные следы ранних форм организации культа и

Liv.I.20.1-6: Dion. Hal. A.R. 11.63-72; Cic. De r.p. II 26; Plut. Numa.7-13.

8 Gjerstad E. Early Rome. Lund, 1973. Vol. V: The Written Sources. P. 228; 248.

9 Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки
(Собрание трудов В.Я.Проппа). М., 1998. С. 366.

10 Preller L. Romische Mythologie. Berlin, 1865. S. 111-112; Wissowa G. Op. cit. S. 550-567;
Hild J.A. Salii II Dictionnaire des antiquites Grecques et Romaines. Paris, 1904. Tome IV.
Partie 2. P. 1014; Dumezil G. Op. cit. P. 579-583; Bayet J. La religione romaine... P- 77-88,
105; Porte D. Les donneurs de sacre. La pretre a Rome. Paris, 1989. P. 50-54.

6 соответственно - сакральных институтов11. Таким образом, рассмотрение именно этих организаций сакрального характера позволяет лучше раскрыть весьма важную проблему происхождения жречества в древних обществах на примере раннего Рима.

Степень разработанности проблемы. Разумеется, римские жреческие сообщества уже довольно давно привлекли внимание исследователей, и за века изучения было высказано немало точек зрения на их происхождение и сущность. Так, многие ученые (Дж.Вико, Н.-Д.Фюстель де Куланж, Н.Тумасов, Л.Ланге, С.Бэйли и др.) не признавали sodalitates изначальными жречествами, толкуя их как довольно поздние организации «помощников» царей или глав семейно-родовых коллективов, выполнявших древнейшие сакральные функции. Другие исследователи (Л.Преллер, Т.Моммзен, Г.Виссова, А.И.Немировский и др.) трактуют большинство древнейших жреческих сообществ Рима как образования гентильного характера, изначально состоявшие из кровных родственников, третьи (У.Уорд Фоулер, Г.Унгер, Э.Гьерстад, К.Латте и др.) - как организации, отправлявшие определенные культы в рамках территориальных общин. Безусловно, все эти точки зрения имеют право на существование и несут в себе определенное рациональное зерно. Однако, по нашему мнению, они не раскрывают во всей полноте сущности рассматриваемых сообществ.

Более продуктивным, с нашей точки зрения, является активное привлечение аналогий со стадиально близкими древнейшим римлянам народами и проведение параллелей между древнейшими жреческими sodalitates Рима и мужскими (тайными) союзами, известными в большинстве архаических обществ, находящихся на стадии разложения родо-племенных структур и классообразования. Подобная тенденция возникла в антиковедении уже довольно давно, однако организации, сходные с архаическими мужскими союзами, до сих пор выявлялись прежде всего в древнегреческом обществе различных эпох. Достаточно вспомнить работы

" Немировский А.И. Указ. соч. С. 120; Porte D Op. cit. P. 50; 53.

7 А.Жанмэра, П.Видаль-Накэ, С.Я.Лурье, Ю.В.Андреева и т.д. Все эти авторы трактуют как аналоги мужских или юношеских союзов критских куретов, спартанских криптов, афинских эфебов, героев гомеровских поэм.

Конечно, определенные попытки в этом направлении были сделаны и в отношении отдельных социальных структур Древнего Рима. В частности, в литературе довольно распространено проведение параллелей между мужскими союзами и древнейшими римскими куриями. Кроме того, многие исследователи (М.Элиаде, Ж.Дюмезиль, М.Торелли, Д.Сабатуччи, К.Ульф и т.д.) с подобной позиции трактуют и некоторые жреческие сообщества Рима, прежде всего - луперков и салиев. Однако эти трактовки в большинстве своем носят характер отдельных замечаний и догадок, а главное, не составляют сколько-нибудь целостной концепции. Чаще всего ученые ограничиваются констатацией наличия определенного сходства между упомянутыми институтами или в лучшем случае рассматривают некоторые из сходных черт.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является полная и комплексная реконструкция древнейшей истории сакральных сообществ, существовавших в рамках Рима и предшествовавших ему территориальных общин. При этом мы в первую очередь стремимся рассматривать упомянутые сообщества как организации, по сути дела аналогичные мужским (тайным) союзам других архаических народов. Для достижения поставленной цели необходимо решить целый ряд конкретных задач.

1. Провести детальное рассмотрение божеств, ритуалов и празднеств, особенностей отправления культа и организации, характерных для жреческих сообществ древнейшего Рима. Выявить максимально возможное количество черт, позволяющих обосновать тезис о тождестве рассматриваемых объединений и мужских (тайных) союзов других архаических народов.

2. Реконструировать внутреннюю структуру мужских сакральных
сообществ, которые предшествовали возникновению государственных
жречеств. Уделить при этом особое внимание подробному
рассмотрению двух основных подразделений (juniores и seniores) и
выявлению их характера, атрибутов, божеств, сакральных и
общественных функций.

3. Рассмотреть древнейшие сакральные сообщества Рима в развитии и
выделить основные исторические типы древнейшего римского
жречества.

Если говорить о хронологических рамках исследования, то в первую очередь мы стремимся восстановить и описать положение, характерное для сакральной сферы отдельных народов Центральной Италии первой половины I тыс. до н.э. Отправной точкой в данном случае является возникновение в указанном регионе территориальных общин и появление в их рамках определенной социальной дифференциации, что современные археологи относят к X-IX вв. до н.э.и Заканчивается же интересующий нас период временем формирования упорядоченной системы общегородских жречеств уже в рамках единой римской civitas к концу царского периода, т.е. к последнему десятилетию VI вв. до н.э.

Источниковая база диссертации представлена различными категориями источников. Прежде всего, это, конечно же, довольно значительный и наиболее информативный комплекс письменных свидетельств. В его состав входят произведения греческих и римских историков III в. до н.э.- II в. н.э. (Тит Ливии, Дионисий Галикарнасский, Тацит, Светоний, Дион Кассий), римских антикваров (Варрон), поэтов (Вергилий, Овидий, Гораций, Проперций), политических деятелей (Цицерон), моралистов (Плутарх), учёных (Плиний), а также позднеантичных и раннесредневековых комментаторов и компиляторов (Авл Геллий, Валерий Максим, Сервий,

12 Smith C.J. Early Rome and Latium. Economy and Societv с 1000 to 500 B.C. Oxford. 1996 P. 108, 123-124.

9 Макробий, Фест), сохранивших в своих трудах письменную традицию более раннего времени. Кроме того, в рамках рассматриваемой категории следует упомянуть и эпиграфические материалы, прежде всего - надписи, непосредственно отражающие деятельность жреческих организаций Рима (протоколы арвальских братьев, фасты салиев и т.д.).

Естественно, при анализе письменных источников мы учитывали их неаутентичность. Для подкрепления или корректировки содержащейся в них информации мы использовали данные археологии (погребальный материал, остатки культовых построек, изображения жрецов), нумизматики, лингвистики (названия жреческих сообществ, их ритуалов и некоторых атрибутов).

Наконец, для воссоздания изначального положения древнейших сакральных организаций Рима в своей работе мы задействовали и сравнительный этнографический материал, который также позволяет по-новому взглянуть на многие моменты, освещенные в письменной традиции.

Методологическая основа нашего исследования в значительной степени обусловлена особенностями источниковой базы. Ее анализ осуществлен в рамках рационально-критического метода с использованием комплексного подхода, прежде всего заключающегося в сопоставлении данных различных видов источников. В работе также применялись метод историзма и проблемно-хронологический подход, позволившие, с одной стороны, рассмотреть древнейшие сакральные организации Рима в развитии, а с другой - выявить и проанализировать наиболее важные проблемы в рамках отдельных этапов истории изучаемого института. Особое место в предлагаемом исследовании занимает и сравнительно-исторический метод, а также метод междисциплинарного синтеза. Именно их использование дало возможность реконструировать многие аспекты древнейшего положения сакральных сообществ - отчасти по отдельным пережиткам, сохраняющимся в более поздние периоды (ретроспективный подход), а отчасти - по аналогичным моментам, выявляемым у других народов, стадиально близких

10 населению архаической Италии, и известных не только по письменным источникам, но и по данным этнографии.

Практическая значимость диссертации заключается прежде всего в том, что ее материал и основные выводы могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории и культуре Древнего Рима, а также по этнологии и истории первобытного общества. В этом отношении особенно важны выявляемые аналогии между сакральными сообществами древнейших римлян и многих других древних и примитивных народов. Кроме того, проделанная работа открывает новые возможности для разработки специальных курсов по истории религии и религиозных институтов в Древнем Риме, Античности или древних обществах в целом. Определенное значение имеет наше исследование и в плане обоснования целесообразности и необходимости применения в образовательном процессе цивилизационного подхода к истории вообще и к истории Античности в частности.

Апробация результатов исследования проводилась в докладах на научных конференциях («Античный мир и варварская периферия», Саратов, ноябрь 2000 г.), на проблемном семинаре по сравнительному изучению древних цивилизаций (Воронеж, декабрь 2000 г.), на «круглых столах» («Человек в истории», Воронеж, апрель 2002 г.), заседаниях кафедры археологии и истории древнего мира Воронежского государственного университета, в публикациях по теме исследования в различных научных изданиях («Норция», «Новик», «Ученые записки колледжа «Номос», «Труды молодых ученых ВГУ», «Античный мир и археология», «Древнее право»).

Научная новизна предлагаемого исследования заключается прежде всего в том, что оно по сути дела является первой в отечественной историографии попыткой общей реконструкции сакральных сообществ древнейшего Рима и предшествовавших ему поселений. Кроме того, в диссертации применительно к архаическому Риму предложена развернутая аргументация тезиса о наличии общих закономерностей, присущих развитию

сакральных организаций в древних и примитивных обществах. Прежде всего, в этой связи практически впервые проводятся комплексные аналогии между жреческими сообществами древней Италии и существовавшими у многих архаических народов мужскими (тайными) союзами. Для этого гораздо шире, чем во многих других антиковедческих исследованиях привлекается сравнительный материал, в том числе и данные этнографии.

Структура диссертации определяется перечисленными выше целями и задачами. В первой главе дается обзор источников и историографии, связанных с древнейшей историей римского жречества. Во второй главе выделяются основные теории происхождения и сущности древнейших жреческих сообществ Рима. Третья глава посвящена рассмотрению культов и основных сакральных функций древнейших жреческих сообществ. В четвертой главе подробно освещается внутренняя организация упомянутых сакральных объединений - с выделением двух основных групп, условно именуемых juniores и seniores. При этом исследуется характер данных групп и выполняемые ими функции. Наконец, в заключении помимо обобщения результатов проведенного исследования делается попытка дать краткий очерк исторического развития древнейших сакральных сообществ Рима - от аналога мужских союзов к организованным государственным жречествам.

Историография

С самого начала развития историографии Античности рассмотрение сакральной сферы Древнего Рима было одним из приоритетных направлений исследования. При этом, естественно, весьма значительное внимание уделялось и людям, отправлявшим религиозные функции, в том числе и на самых ранних этапах римской истории. Конечно, древнейшее римское жречество весьма нечасто освещалось подробно, однако практически все исследователи римской религии так или иначе обращались к данной проблеме, затрагивая вопросы бытования фамильных, родовых, куриальных культов, сакральных функций царей, возникновения института священнослужителей и т.д.

Первые обращения к подобным темам содержались уже в произведениях так называемых «антикваров» или «эрудитов» - авторов XVI-XVIII вв., сосредоточивших основные усилия на тщательном собирании и последующей систематизации всего, что сохранилось от Античности . На этой основе ими были созданы вполне обстоятельные труды, посвященные подробному и систематическому рассмотрению происхождения, ритуалов, обязанностей и привилегий, общественного положения практически всех жреческих организаций Древнего Рима. Среди этих трудов необходимо упомянуть работы А.Нифа, Г.Кирхмайера, Д.Буллича, Й.Херманссона и др. об авгурах , фундаментальное сочинение Я.Гутерия о понтификах , книги М.Риттера, А.Вагнера, Й.Штусса о фециалах54, исследование культа и организации сообщества салиев, принадлежащее перу Т.Гутберлета55 и т.д.

Анализ упомянутых трудов показывает, что одной из основных отличительных особенностей «антикварных» исследований было, с одной стороны, привлечение очень широкого круга письменных источников, а с другой - полное сосредоточение только на письменной традиции и весьма значительная степень доверия ей при фактическом отсутствии стремления к созданию собственных концепций.

Конечно, отдельные авторы рассматриваемого направления не ограничивались простым пересказом мнений античных писателей, осуществляя довольно любопытные сравнения данных разных источников или даже проводя параллели со жречествами других народов древности50, однако это не было главенствующей тенденцией. Проявилось подобное положение и при рассмотрении вопроса о происхождении отдельных категорий священнослужителей. Здесь «эрудиты» в подавляющем большинстве случаев придерживались господствующей у древних авторов точки зрения о сознательном учреждении жречеств царями 7, основанном либо на выделении «жреческих достоинств» из царской власти58, либо на иноземных заимствованиях 9.

Решительный отход от описательности «антикварных» произведений был осуществлен в знаменитом сочинении итальянского мыслителя Дж.Вико «Основания Новой науки об общей природе наций» (1725)60, которое считается одним из первых собственно научных трудов, касающихся истории Античности . Как известно, Вико попытался создать уже свою собственную теорию развития древних обществ, в которой не последнее место занимали священнослужители, в том числе и римские. Так, в частности, говоря о возникновении профессиональных служителей культа, применительно к выделяемым им самим «веку богов» и «веку героев» Вико фиксирует совмещение законодательных, военных и жреческих функций в лице сначала «Отцов» (т.е. глав патриархальных коллективов), а затем «Героических Царей» . Для более поздних периодов («человеческий век») при этом отмечается возникновение так называемых «Мудрецов» (т.е. профессиональных жрецов и толкователей знамений) , которые происходили из «Героических Сословий», были тесно связаны с общественно-политической жизнью и закладывали основы права64.

Таким образом были заложены основы теории изначального отправления культовых функций «естественными» главами человеческих коллективов, оказавшей весьма значительное влияние на дальнейшее изучение сакральной сферы древнейшего Рима.

Близкая по своей сути концепция, в значительной мере также основанная на библейских постулатах, проявилась и в труде французского исследователя Дюбуа о весталках 5. Согласно его точке зрения, изначально общение с Богом осуществлялось непосредственно патриархами или главами больших семей. По мере же увеличения человеческого рода сответственно увеличивалось и количество человеческих потребностей и обязанностей, в связи с чем забота о культе нередко оставалась в небрежении. По этой причине стали появляться религиозные объединения «домов» для совместных молитв, в главе которых стоял выборный «понтифик», ответственный также за жертвоприношения. Постепенно подобная должность стала наследственной, а отправление священнодействий сосредоточилось в руках отдельных людей и родов. Так, собственно, и появились жрецы ь.

Делает Дюбуа и несколько интересных замечаний о значении жречества в жизни людей древности - по его мнению, именно священнослужители, пытаясь оправдать свое положение и быть полезными для людей, в числе всего прочего заложили основы медицины и анатомии, умножая и накапливая наблюдения, полученные, в частности, в результате изучения внутренностей жертвенных животных .

С начала XIX в. отдельные упоминания о различных аспектах, связанных с древнейшими римскими священнослужителями, стали появляться практически во всех крупных исследованиях, посвященных истории Древнего Рима. В первую очередь среди них следует упомянуть основательные труды Б.Нибура68, А.Швеглера69 и Т.Моммзена70.

Люстрационные ритуалы

Воздействие на богов двойственного характера шло также двумя путями. С одной стороны, необходимо было офадить людей, посевы и стада от их зловредного влияния, с другой же - испросить божественного благословения, без которого было бы невозможно и плодородие земель, и плодовитость живых существ (в том числе и членов общины). Оба эти аспекта чаще всего сочетались в весьма распространенных у римлян и вообще архаических народов обрядах умилостивления и очищения (люстрации) . При этом вполне естественно, что исполнение подобных обрядов сосредотачивалось именно в руках мужских (тайных) союзов, в нашем случае - древнейших сакральных сообществ. В первую очередь, люстрационные церемонии, преследовавшие также цели повышения плодородия, распространялись на основные источники благосостояния общины - скот и посевы.

Связь с очищением и плодовитостью скота наиболее заметна в ритуалах самого архаичного из рассматриваемых сообществ - луперков. Прежде всего, почитавшийся ими Фавн (Пан) в источниках называется «хранителем стад» (Ovid. Fast. 11.271 - deum pecoris), «божеством скота» (Ovid. Fast. П.277-278), «козловидным божеством» (Ovid. Fast. V.101 -semicaper), «пастушеским богом» (Serv. Ad Aen. VI11.343 - deus past oralis), «божеством, благодатным для селян» (Verg. Georg. 1.17). Кроме того, отдельные древние авторы, описывая легендарное празднование Луперкалий Ромулом и Ремом, прямо указывали на их скотоводческий характер (Plut. Rom. 21; Serv. Ad Aen. VIII.343). Весьма показательно в этом плане и замечание Плутарха (Caes.61): «...Празднество Луперкалий, о котором многие пишут, что в древности это был пастушеский праздник (itoipevcov)». Наконец, Цицерон в речи за Целия (XI.26) даже прямо именует рассматриваемое сообщество «пастушеским братством» (sodalitas pastoricia).

Далее, на подобные функции луперков указывает время проведения праздника - середина февраля, конец зимы, т.е. период первого выгона скота на луга, к тому же непосредственно предшествовавший сезону случки1 2. Кроме того, свидетельством связи Луперкалий со скотоводством является и упоминание при описаниях рассматриваемых ритуалов Инуя - божества, прежде всего покровительствовавшего оплодотворению животных (Serv. Ad Aen. VI.775; Arnob. 111.23).

Очистительное воздействие на стада при этом осуществлялось луперками по двум основным направлениям. Во-первых, посредством описывания ими магического круга загоны и содержавшийся в них скот очищались от накопившихся за зиму вредных влияний . Следы подобных ритуалов, по всей видимости, сохранились и в Луперкалиях позднейших периодов - когда члены сакрального сообщества, опоясанные козьими шкурами, бежали вокруг территории древнейшего палатинского поселения334.

Во-вторых же, посредством того же ритуального бега, очевидно, общинные стада ограждались от вредоносных воздействий извне - прежде всего, от нападений волков, которые в начале весны представляли наибольшую опасность для скота335. Среди основных доказательств подобной функции луперков чаще всего называется приводимая Сервием этимология названия этого сообщества от lupus + arcere (Serv. Ad Aen. VIII.343). Конечно, отдельные ученые считают последнее весьма сомнительным, указывая при этом на то, что с бегом более связаны ритуалы очищения336, однако отвращение волков скорее всего являлось неотъемлемой частью обрядов именно подобного плана - в том смысле, что отпугивание волков от стад одновременно было и ограждением от вредоносных воздействий духов внешнего мира, воплощавшихся в диких хищниках.

Очистительные ритуалы, касающиеся посевов и плодов, прослеживаются в деятельности древнейших жреческих сообществ Рима еще более отчетливо - очевидно, в силу несколько более позднего появления земледельческих обрядов и их более тесной связи с жизнью римлян исторического периода.

Прежде всего, очищение и повышение плодородия полей являлось основной функцией жреческого сообщества арвальских братьев"37. В первую очередь, у древних авторов существуют прямые указания на это. В частности, Варрон (De l.L. V.85) пишет: «Арвальскими братьями названы те, кто совершает общественные священнодействия ради того, чтобы поля приносили плоды». Также само название fratres Arvales указывает на аграрный характер их культа - оно, по всей видимости, происходило от arvum («вспаханное поле») или arvia («зерна, колосья») (Varro De l.L. V.85), а также корреспондировало с названием явно земледельческого праздника Ambarvalia"38. Далее, основной праздник арвальских братьев отмечался в конце мая - период созревания посевов, непосредственно перед жатвой }. Кроме того, сами ритуалы рассматриваемого сообщества были насыщены земледельческими элементами - достаточно вспомнить обряды с касанием плодов, хлебов, увенчанных лавром и специальной каши puis (Acta. P. CCVIII; CCXVIII), ритуальный сбор fruges, венки из колосьев, обвитые белой лентой (Plin. N.H. XVIII.6; Gell. VII.7.8), и т.д. Наконец, аграрная природа хорошо заметна и в образах многочисленных божеств, почитавшихся арвальскими братьями. Наиболее яркие примеры здесь - это уже упомянутая Dea Dia, отождествлявшаяся с Церерой, Теллус, богиней земли One, и, конечно, Марс, тоже не в последнюю очередь выполнявший функции покровителя земледелия340.

Группы juniores

В первую очередь, говоря собственно о внутренней организации древнейших сакральных сообществ Рима, следует обратить внимание на тот факт, что большинство древних авторов особо отмечает вхождение в состав подобных организаций молодых людей.

Особенно это касается sodalitas луперков. Практически во всех источниках они называются «юношами» или «молодыми людьми» Ромул и Рем, нередко даже считавшиеся первыми луперками404, также всегда трактуются как юноши405. Молодые люди, принимавшие участие в ритуале с кровью и молоком, Плутархом называются словом (ігіракмх (Rom.21), обозначавшим возрастной класс между юношами и взрослыми406. Наконец, только в подобном плане имел смысл и известный запрет Августа участвовать в Луперкалиях «безбородым» (Suet. Aug.31 - Lupercalibus vetuit currere inberbes).

В значительной степени из юношей состояли и сообщества салиев. Так, в частности, Дионисий Галикарнасский, Лукан и Фест прямо говорят о салиях как о юношах . Также для салиев известно требование, чтобы они имели живых родителей (Dion. Hal. A.R. ГІ.71 - 6сіфі6аА,єц), указывающее на то, что назначение на этот жреческий пост происходило в довольно юном возрасте. Кроме того, существует и немалое количество конкретных примеров вхождения в состав салийских сообществ молодых людей - в письменных и эпиграфических источниках фигурируют квиринальские (коллинские) салии 17-и и 20-и лет (Stat. Silv. V.2; CIL VI. 1439), salius Palatinus 24-х лет (CIL IX.4855) и т.д. Для императорского периода известны и случаи, когда салиями становились знатные мальчики 7-8 лет - достаточно вспомнить императора Марка Аврелия (Capitolin. Vita Marc. Анг. Ant. IV.2) или Л.Юния Силана, жениха Октавии, дочери императора Клавдия

Наконец, в источниках отмечено участие молодых людей и в священнодействиях арвальских братьев. В протоколах этого сообщества упоминаются некие puen ingenui patnmi et matnmi senatorum tilii прислуживавшие при жертвоприношениях fratres и присутствовавшие при их пиршестве . Отдельные исследователи проводят параллели между этими юными прислужниками и camilli - мальчиками и девочками, которые играли сходную роль в священнодействиях фламинов411. Конечно, наименование «pueri» говорит в пользу подобной точки зрения, однако, возможно, маленькие мальчики в императорское время, к которому относятся вышеприведенные упоминания, заменили юношей, как это отчасти произошло с салиями, о чем мы уже сказали. Кроме того, слово «pueri», как известно, использовалось и для обозначения подростков 14-17 лет - возраста, переходного от pueritia к adulescentia412. Возможно, на более значительную, чем у камиллов, роль указывает участие арвальских pueri ingenui в ритуальном пиршестве, что позволяет усмотреть сходство с луперками и салиями, а также спартанскими криптами413.

Как мы видим, древнейшие сакральные сообщества Рима в довольно значительной степени состояли из молодых людей, составлявших, очевидно, отдельную группу, по своей природе напоминавшую инициационные братства многих других архаических и примитивных народов.

Возникновение групп подобного характера было обусловлено прежде всего особенностями и структурой обрядов инициации, которые в архаических обществах были довольно масштабными. В первую очередь они включали определенный период жизни отдельно от всей общины -замкнутой группой молодых воинов, живущей в лесах и добывающей средства к существованию набегами и охотой 14. Подобные обычаи не только зафиксированы этнографами, но и известны по письменным источникам у древних народов Европы - в частности, греков гомеровского периода и германцев времен Тацита, на Крите (куреты), в Спарте (крипты) и Афинах (эфебы)4 ь. Отголоски рассматриваемого обычая в исторические времена сохранялись и у италийских народов. В частности, у луканцев и бруттиев даже в IV в. до н.э. юноши в течение определенного периода должны были жить без посторонней поддержки в дикости, нападая группами на соседей (Justin. 23.1.6-10). Hirpi Sorani у фалисков, согласно упоминанию Сервия (Ad Aen. XI.785), «жили грабежом» (rapto viverent). Наконец, в этой же связи следует упомянуть и известный у многих италийских народов обычай «священной весны» (ver sacrum), заключавшийся в посвящении всех новорожденных людей и животных богам дикого мира (в частности, Марсу), а впоследствии замененный выселением подростков на новые территории и объективно связанный с колонизацией416.

Подобная жизнь в «диком» пространстве играла двойственную роль. С одной стороны, вышеупомянутые инициационные братства являлись группами молодых воинов - наиболее активных, ловких, сильных членов общины, охраняющих ее границы от внешних вторжений . Однако наряду с воинскими функциями у рассматриваемых сообществ, несомненно, были и функции сакрального плана. Путем жизни в изоляции от общины юноши, которым предстояло пройти инициации, отделялись от мира живых и погружались во владения мертвых. Последние же, как известно, в сознании человека архаического общества отождествлялись с «диким», «нечеловеческим» пространством 8. При помощи подобного «погружения» инициируемый, как предполагает, в частности, М.Элиаде, стремился установить контакт с духами-хранителями и достичь состояния одержимости и обладания магико-религиозными силами419.

Следы выполнения вышеописанных функций довольно хорошо заметны и у рассматриваемых нами «юношеских» групп внутри древнейших жреческих сообществ. Не в последнюю очередь на это, конечно же, указывает характер уже рассмотренных нами культов sodalitates. Как мы помним, прежде всего они были связаны с почитанием предков, а также амбивалентных божеств, в значительной степени являвшихся повелителями именно пограничных пространств и «внешнего» мира. Связанные же с этими культами внешние атрибуты, ритуалы и некоторые элементы поведения молодых членов сакральных сообществ, пожалуй, дают еще больше материала для проведения параллелей с инициационными братствами молодых воинов.