Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исторические формы деревенского самоуправления в Китае .28
1.1. Низовое самоуправление в традиционном Китае 28
1.2. Управление китайской деревней: от Синьхайской революции до поворота к «социалистической модернизации» (1911 - 1978 гг.) 54
Глава 2. Развитие современных форм деревенского самоуправления в КНР 74
2.1. Законодательная база деревенского самоуправления в Китае 74
2.2. Реализация деревенского самоуправления в современном Китае 103
Глава 3. Факторы традиционных и современных властных систем в деревенском самоуправлении в Китае 129
3.1. Клановый фактор в управлении современной китайской деревней 129
3.2. Политика Коммунистической партии Китая в сфере сельского самоуправления 147
Заключение 173
Список использованных источников и литературы 182
Список терминов
- Управление китайской деревней: от Синьхайской революции до поворота к «социалистической модернизации» (1911 - 1978 гг.)
- Реализация деревенского самоуправления в современном Китае
- Клановый фактор в управлении современной китайской деревней
- Политика Коммунистической партии Китая в сфере сельского самоуправления
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный Китай является великой державой, важнейшим и влиятельным участником на мировой арене, одним из лидеров по темпам экономического роста, крупнейшим экспортером на международном рынке. При этом, несмотря на стремительные процессы индустриализации, глобализации и урбанизации, происходящие в последние десятилетия в Китае, одной из важнейших продолжает оставаться проблема крестьянства, поскольку это основа, корни, традиционные устои в истории любого народа. Тем более эта тема важна в истории Китая, который изначально относился к земледельческому типу цивилизации, где крестьяне всегда были самой многочисленной социальной группой, охватывающей и сегодня 2/3 населения страны.
К тому же крестьяне всегда были движущей силой почти всех народных движений в Китае. В 40-е годы двадцатого столетия именно они помогли коммунистам победить Гоминьдан. На начало XXI в. они располагают достаточным потенциалом, и, если того потребует сама ситуация их выживания, не остановятся перед тем, чтобы пойти на свержение и коммунистов. Правительство Китая и его идеологический авангард – Коммунистическая партия, осознавая социальный потенциал крестьянства, стремятся быть в курсе его интересов, проблем, к их своевременному решению, не допускают крайних обострений и недовольств в этой многочисленной части населения и реагируют серией реформ в сельской местности.
В этом плане особую актуальность представляют вопросы поиска оптимальных вариантов модернизации сельского Китая, экспериментов по современным формам управления многомиллионной крестьянской массой. Это связано не только с необходимостью обеспечения стабильности в китайском обществе, но и собственно с развитием сельскохозяйственного производства, а также в целом экономики страны.
Китай не остается и вне влияния процессов мировой модернизации и глобализации, понимая, что интеграция страны в современное международное сообщество невозможно без учета общепринятых международных стандартов и постепенного освобождения от тотального влияния традиционных ценностей.
Но при этом, следует учитывать, что какой бы не была продуманной и выверенной теоретическая модель по модернизации страны, предлагаемая правительством, она не сможет воплотиться, реализоваться без деятельности и энтузиазма самих крестьянских масс. В инертном, застывшем, невежественном деревенском обществе с его низким культурно-образовательным и научно-техническим уровнем, которое можно было наблюдать на момент старта реформ, начать движение села по пути модернизации было сверхтрудной задачей. Тем более, что «реформа в деревне является тем моментом, с которого началась и с которым соотносится модернизация всего современного Китая», являясь основой многоэтажной пирамиды всего экономического и политического реформирования. Возникает вопрос, каким же образом, эта огромная, бедная, необразованная масса, составляющая большую часть населения страны, справится с ответственностью стать авангардом реформ и определенным образом вершить судьбу современного Китая. То есть, за кажущейся узостью проблемы самоуправления в китайских деревнях встают глобальные вопросы развития страны в целом.
Актуальность темы определяется и тем, что процесс развития низового самоуправления на селе представляет интерес своей сложностью, противоречивостью и немалыми трудностями на своем пути. К тому же, он еще не завершен, его движение происходит медленно, поэтапно, продолжаясь и сегодня. При этом политика Коммунистической партии Китая (КПК) в этом вопросе также многопланова и преследует весьма противоречивые цели.
Особый интерес проблеме придает фактор демократии, являющийся сегодня центральным в дискуссиях на мировой политической арене и в научных кругах. Введение в китайских деревнях с конца 70-х гг. XX в. всеобщих выборов, общих собраний, появление первых Комитетов сельских жителей положили начало новому этапу в их развитии. С одной стороны, это были элементы демократии, и правительство Китая, взяв курс на подобные преобразования, как бы утверждает приоритет закона. С другой стороны, реальное положение дел на местах часто является нарушением последнего и противоречит общепринятым нормам демократии.
Тем не менее, модернизация сельского Китая, начатая как эксперимент, продолжается уже более тридцати лет и приносит свои ощутимые плоды. И самый главный из них - в результате реформ впервые за многотысячелетнюю историю китайский крестьянин обретает свои права и экономические выгоды.
Безусловно, значение этой проблемы, прежде всего, внутрикитайское - современное реформирование политической системы традиционной страны, хотя несомненен и ее мировой резонанс. По мнению западных исследователей, «с возрастающим участием Китая в глобальном политическом и экономическом процессе, эффективное управление в Китае привлекает все более пристальное внимание международного сообщества и в том числе США. Возможный социальный и политический хаос в Китае может поколебать региональный азиатский порядок и американский бизнес, связанный с этим регионом» .
Опыт реформирования в сфере деревенского самоуправления в Китае интересен также развивающимся странам, многие из которых еще находятся в самом начале поиска своего пути в современном мире. И здесь китайская модель с ее проблемами и трудностями модернизации, и в то же время, впечатляющим динамизмом, может служить в качестве важного опыта и возможного ориентира.
Китайский путь развития деревенского и в целом низового самоуправления, несмотря на пробы и ошибки, актуален и для стран, которые развивались в двадцатом столетии по советско-коммунистической модели, в частности, для России и других государств постсоветского пространства.
Кроме того, изучение китайских реформ по управлению в деревне имеет не только практическое, но и теоретическое значение, поскольку подрывает принятые сегодня в западном научном мире парадигмы, доказывая, что западная модель общественного развития, ее принципы и нормы не являются универсальными и не всегда применимы к различным, особенно восточным странам.
Степень изученности темы.
Научные материалы, касающиеся вопроса деревенского самоуправления в Китае, можно условно разделить на следующие группы. Это работы китайских ученых, труды западных авторов, а также работы отечественных исследователей, и все они характеризуются самыми различными точками зрения в рассмотрении политических и экономических реформ в Китае, и в том числе, на проблемы деревенского реформирования со всеми ее достижениями и сложностями.
К особенностям функционирования деревенского самоуправления в Китае как в новое время, так и в древности, средние века обращены работы китайских исследователей Хуан Вейкуна «Система местного самоуправления в Китае в эпоху Чжоу, Хань, Тан, Сун и Мин», Ли Вэньхуя «Теоретическое и практическое осуществление местного самоуправления в Китае».
Важное понимание проблем китайской деревни и деревенской жизни, вопросов сельского самоуправления представляет труд видного ученого Фэй Сяотуна «Китайская деревня глазами этнографа».
Монография тайваньского автора Чжан Хоуана «Реформа низового самоуправления в континентальном Китае» посвящена непосредственно проблемам самоуправления в китайских деревнях. Автор подчеркивает, что Китай в настоящее время находится лишь в стадии обучения построению «социалистической демократии», и стране необходимо пройти длительный путь и проделать большую работу в этом направлении. С точки зрения официально принятого постепенного, поэтапного осуществления «социалистической демократии» и с точки зрения перспективы на будущее, автор уверен, что Китаем уже сделан огромный шаг вперед, и наработанные формы управления в китайской деревне имеют значение основы огромных перемен в этой стране.
Особую группу работ представляют исследования представителей западной науки, у которых в последней четверти XX века отмечался значительный рост интереса к проблеме крестьянства вообще, и, в частности, к крестьянству азиатских обществ. Последнее явление, как отмечает российский ученый А.И. Фурсов, внешне довольно парадоксально. Несмотря на то, что в последние десятилетия ускорился процесс «раскрестьянивания» в странах Азии, Африки и Латинской Америки, в западных странах увеличивается количество работ, посвященных крестьянам, крестьянскому хозяйству, крестьянской психологии, политической жизни крестьянства и т.п. При этом, на вопрос о причинах этого интереса даются разные ответы – экологический кризис, «ностальгия», связанная с уходом в прошлое этой социальной группы на Западе, как противоположная тенденция западной науке середины прошлого столетия, воспринимающей крестьянство в несколько негативной форме, как препятствие на путях развития современного модернизирующегося мира, а также признание роста политической роли и значения сельского населения, несмотря на уменьшение его численности. Проблемы самоуправления в китайской деревне западные авторы в основном рассматривают в аспекте демократизации страны. И это вполне естественно, т.к. в условиях современного мира с выраженными демократическими тенденциями и неуклонной политикой Запада «наращивания демократии», особенно в отношении развивающихся стран, именно Китай как стратегически важный партнер привлекает особый интерес западных авторов. Их позиция, их взгляд на проблему, безусловно, несколько тенденциозны, поскольку историческая ситуация восточной страны освещается в основном с позиции европоцентризма и западных стереотипов. Тем не менее, материалы иностранных наблюдателей очень важны и интересны конкретными наблюдениями, а осмысление национальных проблем как бы извне просто необходимо.
При этом хотелось бы отметить, что западные исследователи не обходят своим вниманием и традиционные вопросы, касающиеся управления на местах в различные периоды китайской истории. Так, например, Тун-тсу Чу в своей книге «Local government in China under the Ch’ing» рассматривает низовые управленческие структуры в Цинском Китае. Цзяньсюнь Ван посвящает свою работу «Village Governance in Chinese history» формам сельского управления с древности до наших дней.
Среди работ, посвященных современному Китаю в плане нашей темы, значительную ценность представляет исследование известного специалиста Анны Терстон «The muddling towards democracy. Political Change in Grassroots China». Основное внимание в своей монографии Терстон уделила социальным последствиям экономических реформ КНР и проблемам демократизации в китайских деревнях. Во время своих исследований она присутствовала на выборах в сельской местности в качестве наблюдателя, ее примеры реальной жизни китайской деревни, обзор разнообразия вариантов деревенского самоуправления в Китае в 80-е и начале 90-х гг. XX в. оказали весомый вклад в научное осмысление современных проблем этой страны.
Интересный материал в плане нашей проблемы содержится в исследованиях профессора Генри Роуэна «The Short March: China’s Road to Democracy» и «The Growth of Freedoms in China». В своих исследованиях он обращается к глобальным тенденциям модернизации, перспективам экономического роста развивающихся стран, к политическим и экономическим изменениям в Восточной Азии. Основное внимание Роуэна обращено к проблеме демократизации Китая, при этом он связывает этот процесс с экономическим ростом страны и выводит прямую зависимость демократического развития от экономических показателей. Он отмечает, что народ Китайской Народной Республики приобрел значительные свободы за прошедшие двадцать лет, и, что наряду с процессом экономического развития страны процесс роста демократических свобод продолжается. По его прогнозам реальная демократия в Китае может быть осуществлена к 2020 г. Его утверждение достаточно спорно, что заставляет с ним полемизировать других специалистов Запада.
В своей статье «Undemocratic capitalism: China and the limits of economism» в полемику с Роуэном вступает профессор Дэвид Цвейг, он высказывает свое сомнение по поводу того, что прогноз Роуэна сбудется, и полагает, что демократия в Китае наступит намного позже, процесс ее становления будет происходить достаточно медленно и с противодействием со стороны КПК. Для осуществления же этого процесса необходим «средний класс», появление которого возможно лишь при определенных условиях. Но при отсутствии альтернативных политических партий Китай скорее придет не к демократии, а к военной диктатуре.
Свой взгляд на проблему представляет статья консультанта Центра Картера по деревенским выборам в Китае Джеми Хорслей «Village elections training ground democratization». Статья основывается на богатых полевых материалах и многочисленных беседах по данной проблеме с китайскими должностными лицами. Особое внимание в своей работе Джеми Хорслей уделяет проблеме конкуренции и противоречий между местными партийными организациями и деревенскими Комитетами.
Представляет научный и практический интерес статья «Potential for domestic instability in the People’s Republic of China in the medium-term (2001-2006)» профессора Майкла Сзония, являющегося признанным авторитетом в области изучения Азии, сотрудником отдела истории Университета Торонто. По мнению автора статьи, негативные последствия экономической реформы будут продолжать нарастать и выливаться в народные выступления. Однако протесты не координируемы какими-либо организациями и не носят антиправительственный характер, поэтому вряд ли будут представлять собой угрозу существующему режиму.
Исследователь проблем стабильности китайского сельского общества Рэй Йеп в своей работе «Maintaining stability in rural China: Challenges and responses» обращает внимание на то, что самоуправление в деревнях Китая рассматривается партийным руководством как ключ к усилению прозрачности и ответственности в управлении на селе.
Имеются работы западных исследователей, посвященные общим проблемам модернизации и демократизации китайского общества. Они рассматривают эти вопросы в контексте генеральной тенденции всего мирового сообщества. Среди них следует указать работу известного американского исследователя современных процессов, доктора Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». В своем труде он дает достаточно обширный обзор глобальной политики в современном мире, процессов модернизации, вестернизации и демократизации незападных народов. При этом С.Хантингтон достаточное внимание уделяет проблемам Китая, его динамичному развитию, политическим амбициям этой страны вновь обрести свою особую историческую миссию.
Говоря о работах отечественных авторов, посвященных проблеме деревенского самоуправления в Китае, следует отметить, что здесь, прежде всего, превалирует интерес к традиционному опыту страны, процессу зарождения и особенностей развития форм низового самоуправления на различных этапах китайской истории.
Важные сведения по исторической динамике вопроса можно найти в исследованиях Васильева Л.С., Васильева К.В., Дацышена В.Г., Кроля Ю.Л., Переломова Л.С., Писарева А.А., Померанца Г.С., Почагиной О.В., Салтыкова Г.Ф., Смолина Г.Я., Тяпкиной Н.И., Тюрина А.Ю. и др.
Научный интерес к осмыслению современного состояния проблемы пока остается крайне незначительным.
В этом плане следует отметить монографию Капралова П.Б., в которой дается достаточно развернутое представление о тенденциях социально-экономического развития китайских деревень в 70-е гг. XX века. Новым аспектам вопроса, а именно, его идеологическим основам, посвящена статья Волковой Л.А. «Политика руководства КПК в отношении крестьянства в начале 80-х гг.», в которой автор затрагивает вопрос стратегии Коммунистической партии Китая в отношении деревни и деревенских жителей.
Значительное внимание проблемам китайских деревень уделяет в своих работах Я.Бергер. В статье «Некоторые тенденции социального развития современной китайской деревни» он поднимает вопросы социальных изменений на селе в 80-х – начале 90-х гг. в связи с проводимыми реформами, отмечает негативные явления, связанные с введением самоуправления, такие, как низкий уровень образования, медицины, социального обеспечения и т.д. Кроме того, к теме деревни и сельских жителей в Китае обращается видный ученый Мугрузин А.С., рассматривающий в своих работах систему традиций китайского крестьянства и ее эволюцию в условиях современности.
В статьях Т.М.Емельяновой «Сравнительное исследование организаций самоуправления в Китае» и «Законодательное регулирование общественного самоуправления в Китае» намечены основные вехи становления деревенского самоуправления, создания Комитетов сельского населения, а также проблемы, которые были выявлены в ходе реализации реформ, препятствующие осуществлению демократизации в деревне.
В своей публикации «Развитие самоуправления на низовом уровне: сравнительный анализ России и Китая» автор Л.М.Лысякова на теоретическом уровне затрагивает вопросы деревенской демократии, развития институтов самоуправления, их проблемы и перспективы развития. В статье дается сравнительный анализ опыта развития низового самоуправления в Китае и России, так как обе страны имеют общее коммунистическое прошлое, а в настоящее время стоят перед выбором своего пути развития в связи вызовами современного общества.
Наиболее фундаментальной работой, посвященной властным структурам КНР и их реформированию является коллективный труд авторов ИДВ РАН «Как управляется Китай. Эволюция властных структур Китая в конце XX - начале XXI века», изданный в 2004 г. В этой работе проблеме китайского деревенского самоуправления отдана лишь одна глава «Комитеты сельского населения». Хотя в целом в монографии представлен обширный анализ партийной и представительной систем, административного аппарата и других органов власти. В данной работе проблема властных структур и их эволюция показаны в свете политики КПК, освящены важнейшие решения последних съездов партии.
Некоторая информация по предмету исследования содержится в работах, посвященных актуальным проблемам современного китайского общества. Данные монографии и статьи не касаются напрямую вопросов деревенского самоуправления, но затрагивают проблематику, связанную с современной внутренней политикой, политической идеологией и политическими системами Китая в процессе их реформирования. Они дают общее представление о проблемах модернизации и демократизации деревни, в целом китайского общества и их проявлениях на местах. В этом плане следует назвать работы таких авторов, как Виноградов А.В., Галенович Ю.М., Гудошников Л.М., Кондрашова Л.И., Кокарев К.А., Литвинов О.В., Мамаева Н.Л., Титаренко М.Л., Чудодеев Ю.В..
Особую группу работ составляют так называемые крестьяноведческие труды. Они позволяют рассматривать интересующий нас вопрос в контексте глобального крестьянского мира, с его образом жизни, мышлением, традициями и хозяйственным укладом.
В этом плане большую ценность представляет труд Теодора Шанина «Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире» в форме хрестоматии, в которой собраны статьи известных историков, социологов, политологов и экономистов, раскрывающие различные аспекты феномена крестьянства. Сам Т. Шанин предлагает рассматривать крестьяноведение как междисциплинарную отрасль знания, изучать крестьянство, применяя комплекс разнообразных методов. В работе подчеркивается огромная важность изучения деревни и ее жителей, поскольку «стоит помнить, что крестьяне и крестьянские дети как в прошлом, так и в настоящем представляют большинство человечества и останутся таковыми до конца нашего столетия и еще долго после». Пренебрежение к деревне может оборачиваться колоссальными катастрофами. Т. Шанин пишет - «после четвертьвекового игнорирования «крестьянский вопрос» зазвучал с новой силой, став определяющим фактором вьетнамских войн, латиноамериканской герильи, африканского застоя и китайского «большого скачка».
Сборник работ «Проблемы социальной истории крестьянства в Азии» посвящен анализу последней фазы в развитии западных концепций крестьянства азиатских стран. В указанном сборнике на теоретическом уровне представлены основные модели ведущих западных специалистов в данном вопросе. В частности рассматриваются модели «морально-экономического» крестьянина с его стремлением к обеспечению безопасности существования, его приверженности к коллективным нормам, взаимопомощи и т.д., а также модель «рационального» крестьянина, который руководствуется соображениями индивидуальной выгоды. Противостояние этих двух моделей стало определяющим в научных дискуссиях крестьянства на Западе, вызвав активную научную полемику и стимулируя дальнейшие исследования проблем крестьянства.
К числу крестьяноведов относится и индийский исследователь М.Н. Шринивас, который также акцентирует внимание на важности изучения сельских проблем. На примере Индии, которая является преимущественно аграрной страной, где 3/4 ее населения продолжают жить в полумиллионе деревень, автор раскрывает всю сложность и противоречивость крестьянского мира. В своей работе «Запомнившаяся деревня» он описывает индийскую многокастовую деревню Рампур в Майсуре, повествует о сельском хозяйстве, типах общественных отношений, разделении труда между полами, религии, семье и кастах, а также об изменениях, произошедших в деревне за последние годы.
Еще один исследователь-крестьяновед Л.В. Милов в своей работе «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса», за которую он был удостоен Государственной премией Российской Федерации, рассматривает быт, труд, проблемы русского крестьянства XVIII столетия в связи с особенностями природно-климатических факторов, а также специфическими чертами всей российской цивилизации, приходя к выводу, что ориентированность многих историков на общеевропейкие основы русской истории не всегда правомерны.
Таким образом, проблема деревенского самоуправления в Китае получила освещение в работах зарубежных и отечественных авторов. Однако в современной российской историографии при достаточном количестве работ, освещающих модернизационные процессы, происходящие в КНР, отсутствуют исследования, за исключением отдельных статей, напрямую связанные с нашей темой. Большее внимание эта проблема привлекает западных исследователей, однако их позиция, как мы уже говорили, достаточно односторонняя. В Китае же, ссылаясь на «китайскую специфику», исследователи закрывают глаза на существующие проблемы, противоречия и недостатки своей системы.
Цели и задачи научного исследования. Целью исследования является анализ деревенского самоуправления в современном Китае, политики Правительства КНР и Коммунистической партии в этом вопросе. В этой связи в рамках диссертационной работы были поставлены следующие конкретные задачи: выявить элементы, формы деревенского управления и самоуправления в истории Китая с древности до новейшего времени; рассмотреть роль государства и шэньши в управлении деревней в докоммунистический период новейшей истории Китая; исследовать опыт сельского управления в Китае в XX веке до 1978 года, выявить скрытые формы клановой организации и их влияние на власть в маоистский период; рассмотреть процесс развития законодательной базы деревенского самоуправления в современном Китае; проследить практическую реализацию деревенского самоуправления в 80–е - 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.; выявить влияние кланового фактора на деревенские властные структуры; проанализировать стратегию Коммунистической партии Китая в области сельского самоуправления, ее курс на демократизацию сельской власти; выявить задачи Коммунистической партии Китая в деле реализации деревенского самоуправления.
Объектом диссертационного исследования являются органы деревенского самоуправления в КНР
Предметом диссертационного исследования является процесс развития деревенского самоуправления в деревнях Китая с начала эпохи модернизации по 2010 г., политика правительства КНР и Коммунистической партии в этом вопросе.
Хронологические рамки – 1978 г. – 2010 г. Нижние границы хронологических рамок обосновываются началом эпохи модернизации в КНР, появлением первых Комитетов сельских жителей после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, состоявшегося в декабре 1978 г. Верхние границы хронологических рамок связаны с принятием 28 октября 2010 г. проекта поправок к действующему Закону об организации Комитетов сельских жителей Постоянным Комитетом Всекитайского собрания народных представителей.
Территориальные рамки – территория Китайской Народной Республики
Методологическая основа исследования. В диссертации использованы принцип историзма и хронологический метод, необходимые для того, чтобы проследить динамику процесса развития форм деревенского самоуправления Китая в ходе истории. Для целостности восприятия современных процессов, происходящих во всех сферах жизни Китайской Народной Республики с 1978 г. и продолжающихся в настоящее время, применены системный подход и теория модернизации. Это позволило раскрыть проблему китайского деревенского самоуправления в контексте общего процесса модернизации и демократизации страны, выявляя целостность и взаимосвязанность всех его составляющих. В работе использовались и такие общенаучные методы познания исторических и социально-политических явлений и процессов, как анализ, сравнение, синтез, индукция и дедукция. Сам материал работы по анализу исторической ситуации конкретной страны продиктовал необходимость сочетания цивилизационного и формационного подходов, позволяющих раскрыть «китайскую специфику» происходящей модернизации и демократизации общества, основывающуюся на историческом и культурном опыте Китая, особой системе традиционных ценностей, но при этом учитывая и материалистическую, экономическую основу совершающихся перемен. Кроме того, автор придерживался необходимого для любого исследования принципа научной объективности.
Источниковая база.
К особому ряду источников как вообще по истории Китая, так и по нашей теме, в частности, следует отнести древнекитайские летописи Сыма Цяня, его исторический трактат «Ши цзи» («Исторические записки»), а также летопись «Чуньцю» («Вёсны и осени»). Они содержат неоценимые сведения по выявлению элементов, форм деревенского самоуправления в богатом опыте традиционного Китая.
Важнейшим источником по изучению проблемы китайского деревенского самоуправления являются, прежде всего, труды выдающегося китайского государственного деятеля Дэн Сяопина, который явился главным идеологом реформ и преобразований в Китае, начавшихся с 1978 г. Его работы дают понимание общей концепции политики КПК, основных преобразующих идей, которые определили ход реформ, реализующихся и поныне. В основе его учения лежит тезис о единстве политики и экономики, гарантирующем стабильность социалистического общества и социалистический характер проводимой в КНР модернизации. По мнению Дэн Сяопина, политика социалистической модернизации страны выражается в сочетании сохраняющихся социалистических основ государства с экономическим либерализмом, сильной политической властью и способностью руководства Китая отвечать на вызовы времени, обеспечивая тем самым эффективное управление страной в современных условиях. В принципе, эти политические установки, заданные и сформулированные в конце 70-х гг. XX в., остались практически неизменными и основополагающими для всего современного курса КПК.
В диссертационной работе были использованы выступления и другого выдающегося государственного деятеля современности Цзян Цзэминя, который продолжил и развил теорию Дэн Сяопина, выдвинув идею «тройного представительства». В своих докладах и выступлениях Цзян Цзэминь также нацеливает правительство КНР и Компартию на внимательную работу с селом и на совершенствование механизмов деревенского самоуправления.
Основными источниками, которые были использованы в работе, являются Законы КНР об организации Комитетов сельского населения 1987 г. и 1998 г., поправки к Закону от 2010 г., принятыми ПК ВСНП, они, по сути, отражали новый курс политики КПК относительно деревенского реформирования. Первый Закон 1987 г. являлся экспериментальным, что подчеркивалось официальной пропагандой. В ходе претворения этого Закона в жизнь были выявлены его недостатки, некоторые недочеты. Закон 1998 г. – это доработанный вариант первого Закона, он содержал в себе поправки с учетом десятилетнего опыта реализации нового курса сельской власти Китая и дополнения новыми статьями. В 2010 г. Закон был вновь пересмотрен и отредактирован, в нем были усилены положения по контролю за деятельностью Комитетов сельских жителей. Важным источником являются и Краткие правила по работе Комитетов сельского населения.
Для определения роли Коммунистической партии Китая в управлении государством, в проведении всех модернизационных реформ, в том числе и в деревне, источниками служат Конституция КНР и устав КПК. В них определены стратегические цели партии, направленность на демократизацию, организацию деревенского и городского самоуправления.
Неоценимым материалом для работы явились китайская периодическая печать, статьи из китайской прессы (Renmin Ribao, Renmin Ribao on-line, Xin Hua), выступления руководителей высших органов власти КНР, в том числе Мао Цзэдуна, Ху Цзинтао, Вэнь Цзябао и др., их интервью с журналистами по вопросам деревни и самоуправления. Они представляют позицию официального Китая и КПК в данном вопросе, способствуют уяснению динамики стратегии КПК в деле демократизации и либерализации сельской власти. Пресса оперативно отражает основные текущие моменты проведения реформы, проблемы, возникающие в ходе ее реализации, многочисленные нарушения в процессе деятельности Комитетов и собраний жителей деревни, процедуры выборов, а также не соблюдения законных прав крестьян.
К этому же ряду источников можно отнести данные китайских сайтов. Материалы, размещенные на этих сайтах, помогли отследить последние тенденции в развитии низового самоуправления и политику КПК в этом вопросе после принятия Закона 1998 г. В них также содержатся свежие сведения по проблемам деревенского самоуправления, отражаются текущие меры КПК по разрешению противоречий и проблем жизни села. В частности, можно отметить данные сайта Китайского информационного Интернет-центра, официального сайта Посольства Китайской Народной республики в Российской Федерации, а также Генерального Консульства Китайской Народной Республики в г. Хабаровске.
Наиболее важным источником для автора стали полученные им и введенные в научный оборот материалы китайского Комитета сельских жителей одной из деревень сумона Чжэлиму автономного района Внутренняя Монголия КНР, в частности, Договор о семейном подряде от 1 декабря 2009 , Протокол заседания всеобщего Собрания жителей деревни от 4 сентября 2009 г., Протокол заседания деревенского Собрания от 17 декабря 2009 г., Протокол заседания деревенского собрания от 12 октября 2009 г. Из данных документов становится очевидно, какие конкретно вопросы решаются органами самоуправления на местах. Необходимо отметить, что эти документы были получены с определенными трудностями, и просьба сделать копии материалов была удовлетворена с трудом, что подтверждает особый контроль Коммунистической партии за делами самоуправления и демократизации общества. Тем более, что при получении документов оказалось, что в данной деревне, обнаружились нарушения по реализации самоуправления, поэтому китайская сторона отказалась указать название деревни. Этот факт также свидетельствует о еще немалых трудностях в деле модернизации низовой власти в Китае.
В диссертационном исследовании также использованы материалы американских сайтов, специально посвященных вопросам китайского деревенского самоуправления, что, кстати, только подчеркивает широкий интерес мировой общественности к этой теме. Публикации официальных сайтов фонда «The Asia Foundation», фонда «The Woodrow Wilson Center», а также «China Elections», основанные на результатах мониторинга западных наблюдателей, помогают воссоздать более полную картину современного состояния демократизации деревенских выборов, все последние достижения и трудности в деле демократизации сельского Китая.
В свете вышесказанного научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью проблемы китайского деревенского самоуправления в отечественной ориенталистике и ее неполной объективностью в зарубежной. Научная новизна работы заключается в следующем.
Впервые в современной российской историографии было целенаправленно проведено комплексное исследование проблемы низовых властных структур в современной китайской деревне.
Обобщая предыдущий научный опыт и вводя в научный оборот современный текущий материал правовых документов, данных сайтов, прессы, информантов, в работе проведен анализ становления и развития деревенского самоуправления в современном Китае, выявлена степень демократизации сельской жизни, что нашло отражение в таких фактах, как наделение крестьян избирательными правами, обучение сельских жителей демократическим свободам в области управленческих дел деревни и т.п.
Автором уделено особое внимание несоблюдению демократических прав сельских жителей в области сельского самоуправления, нарушениям Закона КНР о сельских Комитетах.
Особая роль и стратегия КПК в вопросах модернизации и общей демократизации Китая известна, автор впервые обращается к этой проблеме на материалах низового сельского управления, приходя к выводу о противоречивой политике КПК в этой сфере, с одной стороны, поощряя и актуализируя процессы деревенского самоуправления, с другой - всячески сдерживая и контролируя эту систему.
Определены цели и задачи партии в общей политике модернизации общества и сельского самоуправления;
Прослежена преемственность черт традиционных и современных форм деревенского самоуправления в Китае, при этом подчеркнута демократическая основа современных процессов, обусловленных вызовом времени и мирового сообщества. В то же время выявлено и сохранение клановых структур в китайской деревне, а также их определенное влияние на сельское самоуправление.
Практическая значимость исследования.
Теоретические положения и практические выводы, сделанные автором, могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем модернизации и демократизации современного китайского общества, низового самоуправления в современном Китае вообще, и деревенского, в частности, а также футурологических вопросов, касающихся выбора направления развития китайского государства в XXI веке. Материалы диссертации могут быть использованы в чтении вузовских курсов и спецкурсов по Всеобщей истории, истории Китая, политологии, государственному и муниципальному управлению. Уже проявляется заинтересованность студентов, в частности, ТывГУ, к теме на уровне реферативных, курсовых и дипломных работ. Анализ китайского опыта в области деревенского самоуправления может использоваться для практической деятельности по реализации местного самоуправления на территории Российской Федерации и Республики Тыва с учетом всех достижений, трудностей и ошибок китайской модели.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были апробированы на Международной научно-практической конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры и фауны и народонаселения Центрально-Азиатского региона» (Кызыл, 2007); Ежегодной конференции преподавателей, студентов и аспирантов ТывГУ (Кызыл, 2007; Кызыл, 2008; Кызыл, 2009); Региональной научно-практической конференции «Духовно-исторические чтения» (Красноярск, 2009); II Международной научно-практической конференции «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы» (Красноярск, 2010); Ежегодной научно-практической конференции преподавателей и аспирантов ТывГУ (Кызыл, 2007; Кызыл, 2010; Кызыл, 2011). Результаты научного исследования изложены в публикации в журнале «Известия Алтайского государственного университета», который входит в список изданий, рекомендованных ВАК РФ. Кроме того, автор апробировал тему в форме лекций и практических занятий в рамках учебного курса «Новейшая история стран Азии и Африки», проведимых на историческом факультете ТывГУ. Учебное пособие «Модернизация Китая» также содержит ключевые тезисы диссертационного исследования.
Управление китайской деревней: от Синьхайской революции до поворота к «социалистической модернизации» (1911 - 1978 гг.)
Некоторая информация по предмету исследования содержится в работах, посвященных актуальным проблемам современного китайского общества. Данные монографии и статьи не касаются напрямую вопросов деревенского самоуправления, но затрагивают проблематику, связанную с современной внутренней политикой, политической идеологией и политическими системами Китая в процессе их реформирования. Они дают общее представление о проблемах модернизации и демократизации деревни в целом китайского общества, и их проявлениях на местах. В этом плане следует назвать работы таких авторов, как Виноградов А.В.38, Галенович Ю.М.39, Гудошников Л.М.40, Кондрашова Л.И.41, Кокарев К.А.42, Литвинов О.В.43, Мамаева Н.Л.44, Титаренко М.Л 45, Чудодеев Ю.В 46.
Таким образом, в современной российской историографии при достаточном количестве работ, освещающих модернизационные процессы, происходящие в КНР, отсутствуют исследования, за исключением отдельных статей, напрямую связанные с нашей темой. Большее внимание эта проблема привлекает зарубежных исследователей, однако их позиция, как мы уже говорили, достаточно тенденциозна. В Китае же, ссылаясь на «китайскую специфику», исследователи закрывают глаза на существующие проблемы, противоречия и недостатки своей системы.
Особую группу работ составляют так называемые крестьяноведческие труды. Они позволяют рассматривать интересующий нас вопрос в контексте глобального крестьянского мира, с его образом жизни, мышлением, традициями и хозяйственным укладом. В этом плане большую ценность представляет труд Теодора Шанина «Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире»47 в форме хрестоматии, в которой собраны статьи известных историков, социологов, политологов и экономистов, раскрывающие различные аспекты феномена крестьянства. Сам Т. Шанин предлагает рассматривать крестьяноведение как междисциплинарную отрасль знания, изучать крестьянство, применяя комплекс разнообразных методов. В работе подчеркивается огромная важность изучения деревни и ее жителей, посколысу «стоит помнить, что крестьяне и крестьянские дети как в прошлом, так и в настоящем представляют большинство человечества и останутся таковыми до конца нашего столетия и еще долго после»48. Пренебрежение к деревне может оборачиваться колоссальными катастрофами. Т. Шанин пишет - «после четвертьвекового игнорирования «крестьянский вопрос» зазвучал с новой силой, став определяющим фактором вьетнамских войн, латиноамериканской герильи, африканского застоя и китайского «большого скачка»49.
Сборник работ «Проблемы социальной истории крестьянства в Азии» посвящен анализу последней фазы в развитии западных концепций крестьянства азиатских стран. В указанном сборнике на теоретическом уровне представлены основные модели ведущих западных специалистов в данном вопросе. В частности рассматриваются модели «морально-экономического» крестьянина с его стремлением к обеспечению безопасности существования, его приверженности к коллективным нормам, взаимопомощи и т.д., а также модель «рационального» крестьянина, который руководствуется соображениями индивидуальной выгоды. Противостояние этих двух моделей стало определяющим в научных дискуссиях крестьянства на Западе, вызвав активную научную полемику и стимулируя даньнейшие исследования проблем крестьянства.
Индийский исследователь М.Н. Шринивас также акцентирует внимание на важности изучения сельских проблем, указывая на то, что Индия -преимущественно аграрная страна, и 3/4 ее населения продолжают жить в полумиллионе деревень. На ее примере автор раскрывает всю сложность и противоречивость крестьянского мира. В своей работе «Запомнившаяся деревня» он описывает индийскую многокастовую деревню Рампур в Майсуре. На основе 18-летних наблюдений автор в индивидуализированной манере изложения повествует о Рампуре и ее обитателях, о сельском хозяйстве, типах общественных отношений, разделении труда между полами, религии, семье и кастах, а также об изменениях, произошедших в деревне за последние годы. Характеристика одной деревни, по мнению М.Н. Шриниваса, дает представление об индийской глубинке в целом.
Еще один исследователь-крестьяновед Л.В. Милов в своей работе «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса»52, за которую он был удостоен Государственной премией Российской Федерации рассматривает быт, труд, проблемы русского крестьянства XVIII столетия в связи с особенностями природно-климатических факторов, а также специфическими чертами всей российской цивилизации, приходя к выводу, что ориентированность многих историков на общеевропейкие основы русской истории не всегда правомерны.
Реализация деревенского самоуправления в современном Китае
В контексте заданного вектора демократизации в деревень 80-е годы XX века, отмеченные начаиом экспериментов по созданию сельских Комитетов, были осложнены отсутствием единого закона, регулирующего их деятельность. В связи с чем в 1984 г. началась работа по созданию единого нормативного акта о Комитетах сельского населения, которая длилась четыре года. Подготовленный документ получил название «Положение об организации Комитетов сельского населения». В 1987 г. он был переименован в «Закон КНР об организации Комитетов сельского населения»172. На текущих заседаниях и оессиях Постоянного Комисета ВСНП проект Закона неоднажды обсуждалси, расширялся, вызывая споры в среде депутатек.
Часть вепутатос прддерживала Закон, считая его реализацию важным этапом на ьути к деревенской демокЗатизации. Сяоеонники Закона считали, что гмтовящийкя ероект будет спраобствии.тС ликвидации чрезмерного партийного контроля над теревней, искоренению ьиктатуры руководителей но местах, практики слепого адмй,истрирнвания. Были и другие мнейия, содержавшие убежденность в том, что в деревне еще ылт уилодий, подхмдящих для реализации готовящегося Закона, реальное положение дел в деревне не отвечает требованиям нового Закона, и она ещж не готова к началу демократических преомразовании. К тому же, социальные смуты в косточной Европе и бывшем Советском Союзе после краха коммунизма подтверждали некоторую опасность демократии. Звучали опасения и по поводу того, что партия может потерять контроль над выиорами деревенских лидеров, что неотвратимо приведет к хаосу и, как следствие, к утрате политического лидерства КПК.1М Некотор ые депутаты высказывались за то, чтобы Комитеты стали правительственными органами власти низового уровня. Были и предложения не принимать общегосударственный закон, а деятельность Комитетов регулировать только местными инструкциями, принятыми на уровне провинций. Тем не менее, в 1987 г. на 5-й сессии ВСНП 6-го созыва Закон был одобрен для претворения в качестве экспериментального. После доработки Постоянным комитетом ВСНП он был окончательно принят большинством голосов на заседании Постоянного комитета ВСНП 24 ноября 1987 г. Предполагалось, что реализация Закона рассчитана на длительный период времени, так как является достаточно сложной задачей в условиях отсутствия демократических традиций в Китае. С 1 июня 1988 г. Закон вступил в силу с оговоркой, что его реализация должна проводиться «в опытном порядке» . По Закону Комитеты яельскогп населения должны были создаваться в каждоП деревне у учетом конкретных услолий яизни нельсклго населения, в усл зависимости ес ето численности. В даниом вопросе решилв руководствоваться установкой Дэн Сяопина, которая омределяла, ето «очели важно исходить из конкретных условий и трекотаний наредных масс данного вайонаи и, что «не слекрет афишировати какой-либо один метод и требовать, чтобы »се районы сседовала ему»176. Тть, несколько деревень могли создавать чдин Комитетон ы крупной иеревне могло существовать несколько иомитетов. Каждый Комитет должен был мостоять из председателя, заместителя прждсейателя итрех д семи членов Комитета. Избрание руководствз Комитетов предполагалясь на -обрании жителей теревни (одие делегат от 10 или 20 пеловек - в зависнаости от количества населения) по предложатию партячейки. Руковод-теля избирали на три гона открытым голосованием. платилась деревней и зависела от ее доходов. В конце года всем работникам Комитета выдавалась премия в зависимости от объема работы. Комитеты, являющиеся низовыми массовыми организациями самоуправления, должны были осуществлять непосредственно самоуправление, самовоспитание и самообслуживание населения, уделяя при этом внимание экономическим и производственным проблемам села, способствовать оживлению и развитию связей партийных и правительственных органов с массами. Главной задачей этого Закона являлось стимулирование политической и социальной активности крестьян, развитие их демократического мышления, воспитание демократических традиций и обучение сельского населения демократическим азам управления. В связи с чем, создаваемые деревенские Комитеты и реализация реформ по низовому самоуправлению Китая были названы «курсами демократии»177. Принятие Закона воспринималось КПК важной составляющей реформы политической системы, большим событием в политической жизни деревни, а также началом следующего этапа в деятельности Комитетов сельского населения.
Функции Комитетов все более расширялись, конкретизировались. Самой основной задачей Комитетов оставалось осуществление самоуправления. Важнейшей их обязанностью было информирование местных правительств о замечаниях и предложениях населения, пропаганда Конституции КНР, ее основных положений, проведение в жизнь государственной и партийной политики, правовое воспитание сельских жителей 78. Комитеты занимались урегулированием гражданских споров среди населения, стимулированием единства и взаимопомощи, как внутри своей деревни, так и между деревнями. Комитеты сельского населения должны были защищать имущественные и другие права и интересы коллективных хозяйственных организаций, крестьян, подрядных дворов и объединений. В соответствии с Законом Комитеты ведали землей и другим имуществом,
Клановый фактор в управлении современной китайской деревней
В конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. после начала модернизационных реформ и ослабления контроля над деревней со стороны Коммунистической партии Китая в сельской местности начинается процесс оживления и восстановления традиционных ценностей, систем и связей. Прежде всего, активизируются клановые структуры, которые с древности составляли основу китайского общества, но при Мао Цзэдуне активно подавлялись.
После всех испытаний культурной революции и Большого скачка подобное возрождение объясняется жизнестойкостью и укоренением в народном сознании определенной системы ценностей, основанной на конфуцианских нормах морали. Ее основные черты характеризуются специфическим миропониманием, в котором семья занимает важнейшее место в социальной системе, представляет базу, фундамент общества. Государство и семья в соответствии с подобными идеологическими воззрениями рассматриваются как макрокосм и микрокосм. Конфуцианская традиция представляет семью как маленькое государство и наоборот, государство как большую семью. Поэтому последняя явилась прообразом, моделью для всех других социальных групп и объединений, в частности клана, тайных обществ и т.д. Практически все социальные связи за пределами семьи и клана строились по аналогии с родственными взаимоотношениями, процветанию которых способствовал и конфуцианский принцип сыновней почтительности, культивировавший все семейные кровные отношения. Как отмечает, Л.С. Васильев, «в учении Конфуция культ предков, сыновней почтительности и интересов семьи и клана... был необычайно возвеличен и превращен едва ли не в центральный пункт санкционированной и поддерживавшейся конфуцианством системы культов, верований и ритуалов»256.
Некоторыми синологами, в частности тайваньским профессором Ян Гошу, была даже разработана теория социориентированности китайцев, что фактически означает группоорентированность или кланоориентированност2 ф рамках ианной теории индивидуум нсторически лключен в такую систьм. взримоотношеной и соиианьных связей, в которых клан в родство играеу ключевую роль. йто свяиано с хриродно-географическлми исровиями Китая, при которых выжитотс и успешно заниматься хозяиствкм моуно было иолько в группах, оптимальнее всусп в нодственных. В связи, м чем можно привести слова СМ. Соловьнва, которые можно нтнестВ и к Китаю, о том, что «природи для Западной Европы, для ее народов оыла мать, для Восточной ... мачеха» . Для создания и поддержания оросительных систем, каналов, широко применявшихся в сельском хозяостве, дамб хт разливов рек требовалось участие целого коллектива. Кроме того, вследствие недостатка земли, воды и других ресурсов существовала необходимость системы взаимопомощи. и голодные годы нееогатая семья могла обратиться за помощью к родственникам, главе клана. По мнению некоторых ученых, клан, как и другие корпоративные организации, оыл тем механизмом, при помощи которого 131 Прочность подобных морально-этических установок подтверждена временем. По опросам населения в Китае, проводимым как западными, так и китайскими специатистами, традиционные ценности типа сыновней почтительности до сих пор в приоритете у опрашиваемых260.
После начала реформ с конца 70-х гг. в деревнях наблюдается восстановление клановых храмов предков, проведение обрядов поклонения душам усопших, восстановление и ведение клановых хроник, функционирования «совета старших». Еще более усилилось клановое движение после ликвидации народных коммун и введения семейного подряда. Относительная финансовая и административная самостоятельность крестьян позволила оживить традиционные взгляды на семью и родственные связи.
Согласно проведенному китайскими учеными обследованию провинций Хунань и Цзянси было выявлено, что уже на рубеже 80-90-х гг. XX в. практически повсеместно в деревнях возродились клановые организации261. При этом функции их сводятся к нрадиционным, ьем, которыо бытоваци и . императорском Китае, например, к деятельности, ,вязанкот с культом предков, отправлением обрядов, прежде всего свадебных и похоронных, проведением праздников, меатрализованных представлений, хпособствующих укреплению клановой ,олидраности. Клап контрллирует поведение члеукр клаию, вмешиваясь даже в .тношеник между юношами и девушкамк, во внутрисемеьныа дела, тнзрождая традиционные иорядкд, а аакже о хозяйственную деятельность. Нередко трановые главы прибегают а наказанияв для нарушителей внутреннНх пдавил новбщества, например, наким, как штрафы, психологическре давление, лзбиения, за,рет ни еахоронения нк родовых кладхищах и т.д. едновреме,ни происходит и урегулирование назного рода конфликтов, споров как внутри семей, так и меиду различными семьями по вопросам имущества, распределения земли, воды, содрржания пристарелыи родственников и т.п.
Политика Коммунистической партии Китая в сфере сельского самоуправления
Следующим этапом в развитии деревенского самоуправления в КНР становится принятие поправок к Закону об организации Комитетов сельского населения в октябре 2010 г. Они направлены на совершенствование выборов членов сельских Комитетов, механизма их отзыва с должности и расширение полномочий собрания жителей деревни в принятии важнейших решений. Благодаря созданию специального надзорного органа по делам села, избираемого жителями Закон в редакции 2010 г. ввел систему общественного надзора за работой сельского Комитета. Предполагается ежегодное проведение демократического обсуждения членов данного надзорного органа и сельского Комитета.
Таким образом, процесс развития демократического самоуправления в китайской деревне насчитывает уже более тридцати лет. С одной стороны, это немалый срок, но с точки зрения исторической перспективы, это небольшой период, который можно считать только началом, первыми шагами реформирования местного управления. Рассматривая этот период в целом, можно сказать, что это были трудные годы экспериментов, ошибок, поисков, поскольку вся история Китая, ее этнокультурный комплекс, насчитывающий несколько тысячелетий, оказывал естественное сопротивление демократическим преобразованиям, генетически не свойственным специфике государственно-политического устройства страны. Поэтому реформирование осуществлялось осторожно, поэтапно, с ориентиром на долгосрочность цели.
Кроме того, на всех этапах реформ значительным тормозом становления модернизированного общества и демократических принципов явилось отсутствие эффективного механизма, направляющего и стимулирующего все современные преобразования. Руководящие и контролирующие действия партии были слишком противоречивы и компромиссны, чтобы создать такой механизм, так как демократизация на селе для КПК являлась не целью, а лишь средством для укрепления своей власти, социалистического строя и стабилизации общества. Так что реформа по трансформации властных структур села, исходящая из центра - «сверху», осложняла дело следующим образом: в тех местностях, где высокоуровневые власти поддерживали демократические преобразования в деревне, там она развивалась более успешно, где этого не происходило, реформа встречала противодействие со стороны местных руководителей.
Также немаловажную роль в деревенской власти сыграл и клановый фактор. Возродившись с ослаблением давления «сверху» со стороны Коммунистической партии, клан стал вновь оказывать влияние на политическую жизнь на селе. В тех районах, где клан оказывался особенно силен, клановая верхушка могла влиять на выборы, продвигая нужных людей, узурпировать власть, нарушать Закон или оказывать неповиновение правительству. В то же время сплоченные клановые структуры стали привлекательным инструментом для вышестоящего руководства в плане проведения политики правительства. Клановые традиции позволяют, например, быстро собирать средства на всеобщие нужды. Баланс между кланами, деревенскими партячейками и руководством сельских Комитетов является залогом успешного деревенского управления, его же нарушение приводит к различного рода конфликтам и складыванию нездоровых ситуаций в деревне.
И все же, не смотря на все просчеты, трудности и проблемы, годы реформирования принесли ощутимые плоды, и цели, намеченные КПК, в некоторой степени были достигнуты. Экономические результаты, которые принесла реформа в деревне, по сути, предотвратили хаос в стране, позволили некоторым образом удерживать относительную стабильность в обществе в целом и на селе, в частности. Повысилась социальная активность крестьян, их заинтересованность в решении своих дел. Жители села все больше узнают и используют предоставленные им законные права и свободы, и, обучаясь делу демократии, приобретают опыт обновленного, более раскрепощенного сознания. Т.е. можно утверждать, что «вирус» демократии уже занесен в китайское общество. Свидетельством того являются тенденции к становлению самоуправления на более высоких уровнях власти. Значительную помощь во внедрении этого «вируса» оказывают западные страны, и у них имеются к этому свои прагматические основания: Китай демократический представляется им более спокойным и предсказуемым партнером, как в сфере политического, так и экономического сотрудничества. Думается, совершенно неслучайным было посещение в 1998 г. американским президентом Биллом Клинтоном одной из показательных в плане реформ деревень Китая373. Многие международные организации и фонды Запада, такие, как. Азиатский Фонд, центр Картера, центр Вильсона, Фонд Форда, Международный Республиканский Институт США, Европейский Союз, Программа по развитию ООН и другие международные организации, а также правительства отдельных стран предоставляют Китаю финансовую и техническую поддержку происходящим процессам. Их усилия сосредоточены на обучении китайских должностных лиц, занимающихся выборами, и только выбранных членов Комитета сельских жителей, а также на создании учебных материалов, разъясняющих функции Комитетов и процедуры выборов, разработано программное обеспечение, направленное на создание национальной компьютеризированной базы данных для сбора и анализа результатов деревенских выборов374.