Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративная каменная резьба и пластика средневековой Каффы (XIV-XVIII вв.) Айбабина, Елена Акимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Айбабина, Елена Акимовна. Декоративная каменная резьба и пластика средневековой Каффы (XIV-XVIII вв.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 2000.- 26 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Достижения Каффы, центра генуэзской Газарии, крупнейшего торгового города Северного Причерноморья, во многом были обусловлены тем характером, который приобретал город как крупный культурный многоэтнич-ный и поликонфессиональный центр. Возникший как западная фактория, строящийся как западноевропейская крепость, в восточном окружении и с большим притоком восточного населения, он, вероятно, с начала строительства вместе с западными чертами приобретает восточные. В то же время Каффа - самый крупный центр западной (генуэзской) культуры в регионе.

Основатели города - латиняне, выходцы из Генуи, других мест Лигурии и иных итальянских центров. Представителями Запада были мигранты из Франции, Испании, Германии. Известны жители Каффы венгры и поляки, которые были немногочисленны (M.Balard,1978; А.Г.Еманов,1991). Вероятно, с самого начала образования фактория начала заселяться греческим и армянским населением. В нотариальных актах Ламберто ди Самбучето греки и армяне в Каффе в 80-90-х гг. XIII в. упоминаются многократно (M.Balard, 1973), в XIII в. они имели уже свои кварталы (M.Balard, 1978). В Ordo de Caffa говорится о существовании, как минимум, одной греческой церкви в Каффе до 1316г. (M.Balard, 1978). В 1305 г. в ее окрестностях был построен армянский монастырь Гамджак и храм Богородицы (В.А.Микаэлян,1974;Э.М.Корхмазян,1978). Греческое и армянское население, также как татарское и иудаистское (еврейское и караимское) - в числе наиболее упоминающихся в Каффе в XIV-XV вв. Источники свидетельствуют о существовании русского квартала в начале XIV в. (М.К.Старокадомская,1958). Торговые и политические связи Каффы с восточным миром отразились в появлении здесь представителей восточных стран - арабов, турок, персов. В каждой этнической группе прослеживаются процессы смешения. Конфессиональная неоднородность (основные конфессии - христианская, иудаистская и мусульманская) и этническое многообразие отражалось в материальной культуре. При этом, можно говорить о сохранении взаимо-

связи между населением Каффы (и всего Юго-Восточного Крыма) с армянским населением территории коренной Армении, Ки-ликии, центров Малой Азии. Значительным было влияние мусульманского Востока на духовную культуру и искусство городов Крыма, проявившееся, прежде всего, по религиозным причинам. Существовала и связь Каффы с крымскими центрами, с соседними Солхатом и Судаком, где с начала ХШ в. в непосредственной близости от Каффы появляется малоазийское сельджукское население. Связи охватывали не только сферу экономики и политики, это были и религиозные контакты, и влияние на художественную культуру. Исследование путей развития и распространения камнерезного искусства Каффы позволяет установить характер культурно-исторических взаимосвязей с искусством других крымских городов и регионов. Этот вид художественного творчества тесно связан с обширной строительной деятельностью крымского населения в период средневековья.

Изучение позднесредневековой орнаментики памятников каменной пластики Крыма началось в прошлом веке с исследованием архитектуры средневековых сооружений. Строительство крепостей, христианских церквей, мечетей, общественных зданий и фонтанов сопровождалось установкой закладных плит с надписями, орнаментами, декорированием порталов, наличников окон, архитектурных деталей. Некоторые христианские храмы, помимо орнаментальной каменной резьбы имели рельефные и скульптурные изображения в виде архитектурных деталей, а также отдельных сюжетных сцен. Большой круг памятников составляют орнаментированные христианские и мусульманские надгробия. Декоративная каменная резьба Крыма разнообразна. В условиях Крыма выработался определенный стиль архитектурных сооружений, а также и своеобразный декоративный стиль, который многими исследователями рассматривается как единый и своим происхождением связанный с культурной средой, сформировавшейся на территории Малой Азии, получивший название сельджукского. Считается, что в условиях Крыма декорирование сооружений не зависит от их конфессиональной принадлежности и однородный декор встречается на памятниках христиан-

ского и мусульманского происхождения. Ряд исследователей связывает искусство каменной пластики Крыма преимущественно с армянским этносом и армянскими традициями (О.И. Домбровский,1966; Э.М.Корхмазян, 1978); некоторые считают, что памятники Юго-Восточного Крыма созданы в сельджукском стиле, перенесенном на крымскую почву армянскими мастерами (И.А. Орбели, 1963; А.Л. Якобсон, 1964; В.А. Сидоренко, 1996); существует мнение о непосредственном малоазийском влиянии на распространение резьбы, выполненной в сельджукской стилистической манере в Крыму (А.Л. Бертье-Делагард, 1886, 1918); о приоритете мусульманской среды в создании и распространении архитектурного и камнерезного стиля в Юго-Восточной части полуострова (И.Н. Бороздин, 1926, 1927; А.С. Башкиров, 1926; О. Акчокраклы, 1927); о воздействии, помимо малоазийского, среднеазиатского и византийского искусства (Б.Н.Засыпкин, 1927). М.Г. Кра-маровским (1987; 1990) высказано мнение о привлечении ма-лоазийской артели мастеров из Амасьи в Солхат для возведения культовых построек. В настоящее время не изучен вопрос о дальнейшем развитии сельджукской декоративной стилистики в резной пластике полуострова.

В связи с тем, что в результате археологических исследований средневековых городов и поселений Крыма накопилось значительное количество новых изделий каменной пластики, появилась необходимость пересмотреть некоторые взгляды на генезис архитектурного декора и культурную принадлежность этих памятников. Исследование, проведенное в пределах данной работы, позволяет ввести в научный оборот новый материал, уточнить и в ряде случаев установить даты самих памятников, а также архитектурных сооружений. Новые исследования каменного резного декора дают возможность выяснить место Каффы в создании художественной культуры региона.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Предлагаемая диссертация выполнена в рамках плановой темы отдела средневековой археологии Крымского филиала ИА НАН Украины "Средневековая Таврика (V-XVIII вв.)".

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертационной работы является изучение историко-культурных процессов, происходивших в средневековом Крыму и, в частности, Каффе на основании исследования вопросов, связанных с атрибутированием и систематизацией памятников каменной резьбы и пластики генуэзского, армянского, татаро-турецкого происхождения из Каффы-Феодосии с привлечением широкого круга крымских и иных аналогий.

В связи с этим основные задачи исследования следующие:

систематизация памятников каменной пластики, выделение определенных групп на основе стилистического анализа с учетом этно-конфессиональной принадлежности каждой группы материала (армянской, греческой, генуэзской, татаро-турецкой).

выработка принципов атрибуции крымских памятников каменной резьбы по художественно-стилистическим признакам, по надписям, по принадлежности к определенным архитектурным сооружениям, по условиям находки.

попытка установить происхождение и принадлежность отдельных изделий каменной резьбы к известным (разрушенным или существующим) архитектурным объектам.

создание систематизированного перечня наиболее значительных изделий каменной резьбы и пластики из Каффы и хранящихся в других музеях.

создание графической базы данных каменной пластики Каффы - Кефе, с привлечением аналогий по другим крымским и иным центрам.

Методологическая основа диссертации. Предлагаемая научная работа построена на сочетании общеисторического метода с методами частных исторических дисциплин, составляющими вместе комплексный подход к изучаемой проблеме. В процессе разработки изучаемых вопросов было стремление использовать достижения эпиграфики, археологии, картографии. Хронологические рамки работы определены лапидарным материалом, составляющим объект исследования: произведениями каменной резьбы XIV-XV вв. и XVI-XVI1I вв. Хронологическое деление обусловлено этапами исторической периодизации Каффы.

Научная новизна работы. В работе предпринята попытка систематизации памятников резьбы в связи с их стилистической принадлежностью, на основе определения типологически родственных групп изделий. Выделена группа генуэзских лапидарных плит с надписями и западным декором; группа латинских рельефов западноевропейских по стилю, связанных с официальной деятельностью генуэзской администрации и католической церкви; группа армянских хачкаров и надгробных плит, в характерном для этого вида памятников стиле; памятников архитектурного декора, связанных с сельджукскими заимствованиями, укоренившимися в крымской архитектуре с XIV в.; группа изделий, декорированных в стиле османской орнаментики, получившей распространение с XVI в. Предложенный в работе принцип систематизации памятников каменной резьбы и пластики позволяет рассматривать типологические группы памятников каменной резьбы в определенном стилистическом контексте. Этот материал впервые представлен в обобщенном виде, что позволило рассмотреть общие черты и различие стилистического подхода в резьбе памятников разных групп.

В работе используются несколько десятков памятников, не введенных ранее в научный оборот.

Практическая значимость полученных результатов. Изучение декора разных групп памятников позволяет выявить их культурно-художественные особенности, рассмотреть динамику развития стилеобразующих признаков, сформировавшихся в другой культурной среде и перенесенных на крымскую почву. В частности, предпринята попытка анализа декоративных особенностей памятников, так называемой, сельджукской орнаментики. Проделанное исследование позволяет установить взаимосвязи художественных традиций в Причерноморье и Восточном Средиземноморье с художественной культурой Крыма, проследить эволюцию приемов, тем и сюжетов в резьбе и пластике, получивших развитие на крымской почве.

Установление принадлежности ряда памятников каменного декора к определенным архитектурным сооружениям позволяет дополнить представление о художественно-стилистических приемах декорирования сооружений средневековой Каффы-

Кефе. В решении этой проблемы большое значение приобретают сведения нарративных источников, изобразительный материал XIV-XVIII вв. Сопоставление этого фонда источников оказывается полезным для решения ряда вопросов исторической топографии города.

Апробация результатов диссертации. Положения диссертации обсуждены в виде сообщений и докладов на международных и республиканских конференциях в Ереване, Симферополе, Киеве, на семинаре по проблемам итальянской колонизации Средиземноморья и Причерноморья в Центре истории и культуры Византии в Париже. Основная часть работы была представлена в виде доклада ученому совету Крымского филиала ИА НАНУ. Материалы диссертационной работы опубликованы в научных работах, опубликованных в ряде тематических сборников и периодических изданий Института археологии УССР, Института археологии НАНУ, Института археологии и этнографии Армянской ССР, Института всеобщей истории Российской АН, сборниках тезисов и материалов указанных выше конференций.

Объем и структура диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация складывается из введения, трех глав, выводов; списка использованных архивных и опубликованных источников, списка литературы; иллюстраций.