Введение к работе
Актуальность темы. "Россия намерена проводить сильную восточную политику. А такая политика немыслима без Индии", - подчеркнул президент R8 Б.Ельцин во время своего официального визита в Индию в январе 1993 г. Это определяет необходимость новых исследований процессов, происходящих в этом южноазиятском государстве, с тем чтобы правильно понимать характер и направление эволюции его внутриполитического и внешнеполитического курса.
События последнего времени свидетельствуют о существенном усилении воздействия на процессы социально-политического развив тия Индии фактора религиозно-общинной розни и действующих в этом русле религиозно-общинных и комиунялистских сил. Ярким проявлением влияния этого фактора на ситуацию в Индии стали известные декабрьские события 1992 года, когда межобщинная напряженность, нагнетавшаяся индуистскими шовинистическими организациями, с одной стороны, и мусульманскими фундаменталистскими объединениями, с другой, вокруг мечети Ьабри в городе Айодхья, вылилась в межобщинные столкновения по всей Индии с разрушением 6 декабря при попустительстве властей штата Уттар-Прадеш индуистскими, фанатиками этой мусульманской святыни. Но масштабам эти трагические события сравниваются индийскими обозревателями с событиями 1947/48 года и характеризуются как "второй религиозно-общинный кризис" в стране.
На волне обострения межобщинных отношений и усиления в индийском обществе коммуналистских настроений мы наблюдаем небывалый рост влиятельности индуистской общинно-религиозной
I. Цит.по: Известия. 1993. 30 января.
- г -
партии Бхярятия джаната парти 1Щ1), которая по итогам парла
ментских выборов 1991 г. стала крупнейшей'оппозиционной парти
ей страны, завоевав 118 мандатов. "Здесь неисключают, - сооб-
щается-в корреспонденции из Индии газеты "Известия", - что ухе
на следующих парламентских выборах "йсаратия джаната" завоюет
большинство"1. *"'
Наряду с религиозным фактором и фактором религиозно-общин
ной розни, в последние десятилетия важную роль во внутриполити
ческой жизни страны начинает играть рабочее:и профсоюзное дви
жение,' без учета которых теперь, на наш взгляд, также невозмо
жен полноценный анализ социально-политической ситуации и верное
определение перспектив общественного развития Индии и политичес
кой борьбы; Причем значение функциональной роли профдвижения в
условиях ускоренной модернизации переходного общества сущест
венно возрастает, поскольку особую актуальность приобретает во
прос "обеспечения социальной защищенности широких масс населе
ния, поддержания тесно связанной с нею политической стабильнос
ти»^.' . ..-:..::. '--.'
Представляется, что избранная нами тема диссертационного исследования позволяет рассмотреть оба этих влиятельных фактора индийской действительности во взаимодействии и взаимовлиянии. Актуальность темы определяется также возрастанием роли религи-
-
Известия. 19%. 1Z ноября.
-
Капица M.U. Предисловие // Опыт Индии в регулировании социально-экономического и политического развития и его значение для OCCf. / Отв. редакторы Куценков А.А., Кторов И.И. -
Я.: Наука, 1991, С.,5.
озного фактора в России и государствах-членах СИГ в условиях осуществления радикальных структурных экономических, социальных и политических преобразований, а также процессами перестройки и реорганизации российского профсоюзного движения в новых условиях. Опыт Индии в этих аспектах представляет для России особу» ценность ввиду сопоставимости по ряду важнейших параметров внут-ристрановых условий развития.
Предметом исследования служит феномен укрепления позиций хоммуналистских и: религиозно-общинных сил в профсоюзном движении Индии.
Целью работы является определение и анализ причин, механизма укрепления позиций коммуналистсхих и религиозно-общинных сил в профсоюзном движении Индии, а также, на базе полученных результатов, выявление тенденции развития указанного феномена и его возможных последствий. Достижение поставленной цели исследования потребует выполнения следующих задач;
выявление общих предпосылок, которые способствуют закреплению, коммуналистсхих и религиозно-общинных сил в профдвижении;
рассмотрение факторов, благодаря которым коммуналистские и религиозно-общинные силы закрепились в профдвижении;
анализ механизма использования этих факторов в деятельности коммуналистских и религиозно-общинных сил;
выявление и изучение форм и методов, приемов проникновения этих сил в профсоюзное движение, закрепления там своего влияния;
определение места профсоюзов, созданных на идеологической платформе коммунализма и по религиозно-общинному принципу,
в профсоюзном движении Индии.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период 70-ЬО-х годов, что объясняется рядом причин, из которых выделим следующие. Во-первых, к началу ,70-х годов наметилась существенная перегруппировка социальнртклассовых и, политических сил, и таким образ,ом начался как бы новый этап развития независимой Индии, для которого характерно ускорение процесса классового размежеванич, резкое углубление социальной дифференциации общества, высокая.степень политизации населения, усиление партийно-политической борьбы за власть, обострение всех противоречий капиталистического развития, появление постоянных "очагов напряженности" (штат Д^амму и Кашмир,. Северо-Восточная Индия, штат Пенджаб), религиозно-общинная напряженность как постоянная чертя общественно-политической обстановки.
. Во-вторых, произошли существенные изменения в экономической сфере, которые заключаются прежде,всего в том, что главенствующей линией социально-экономической истории Индии в 70-ЬО-е гг, окончательно становится "перерастание многоукладной экономики в дуальнуч", где последствия сложного взаимодействия современного и традиционного секторов сказываются буквально на всех.сторонах жизни индийского общества .
В третьих, материалы исследований рабочего класса Индии показывают, что на рубеже 60-70-х годов он вступил, по существу, в новую стадию своего формирования - "стадию утверждения устой-
I. См.: Широков Г.К. Промышленная революция в странах Востока. М.: Наука, I9BI. С. 1в2.
чивой классовой общности, когда началось его "естесівенное воспроизводство", появились поколения городских потомственных рабочих и т.п.
В четвертых, именно период 70-80-х годов демонстрирует нам закрепление коммуналистских и религиозно-общинных сил в профсоюзном движении не в виде отдельных случаев, я как явление в развитии профдвижения.
На рубеже 80-90-х годов Индия вступила в новый этап своего развития, что выразилось прежде всего в общественно-политической сфере, где начались серьезные изменения в партийно-политической структуре (вторичное за годы независимого развития отстранение ИНК(И) от власти в стране в результате 9-х парламентских выборов; консолидация оппозиционных сил; небывалое усиление правонационалистической партии БДШ. В экономике в целом ускорилось претворение в жизнь основных идей "новой экономической политики" Раджива Ганди (либерализация, разгосударствление, привлечение иностранного капитала и т.д.).
Отечественное востоковедение внесло большой вклад в изучение рабочего и профсоюзного движения независимой Индии. Исследованию различных аспектов их развития посвящены работы З.Анчи-ковой, П.Васильева, Л.А.Гордон* ., М.Н.Кторовой, А..М.Мельникова, Д.В.Морозова, Л.А.Свердлова и других ученых-востоковедов. Осо- . бо выделяется фундаментальная работа Л.А.Гордона и М.Н.Кгоровой
I. Кторова М.Н. Рабочий класс Индии. Социально-экономические аспекты формирования и особенности массового сознания. М.: Наука, І9Ш. С. II.
"Рабочий класс независимой Индии", где подробно исследована история становления и развития индийского рабочего движения после обретения Индией независимости. Удачно дополняет эту работу другая серьезная научная монография - "Рабочий класс Индии", написанная М.Н.Егоровой, в центре которой - социально-экономические аспекты формирования и особенности массового сознания индийского пролетариата.
Проблемы развития рабочего движения Индии рассматривались и в коллективных трудах Института международного рабочего движения АН СССР. Назовем добротный труд коллектива авторов, посвященный рабочему движению стран Востока, - 7-й том сборника "Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории", в котором особенно ценными выглядят определение общемировых тенденций развития рабочего движения освободившихся стран, выявление его отличительных особенностей от рабочего движения стран Запада. Также интересна другая монография ИМРД - "Развивающиеся страны: нарастание классовой борьбы", в которой серьезному анализу подвергнуто забастовочное движение индийского пролетариата в 70-е годы.
В контексте работ по истории мирового рабочего движения, в том числе индийского, избранная нами для исследования тема только обозначается как одна из проблем развития рабочего движения Индии, как его "ьеестествешшй" феномен, отсутствует анализ причин его зозникновения и его последствий для рабочего движения.
Невозможно заниматься изучением проблем рабочего и профсоюзного движения в отрыве и без учета той социально-экономической среды, в которой они действуют.
Вышедшие в 60-70-е годы работы Л.Б.Алаева, Г.Г.Котовского, А.П.Колонтаевя, А.И.Левковского, О.В.Малярова, В.И.Павлова, 'Г.А.Покатаевой, В.Г.Растянникова, Л.И.Рейснера, Г.К.Широкова и др. углубили представление о социально-экономическом базисе индийского общества, прежде всего о таких присущих восточному обществу особенностях, как многоукладность, незавершенность клас-сообразовательных процессов, сосуществование в экономике двух типов хозяйствования - современного и традиционного с соответст-вупцими социальными структурами, наличие многочисленных промежуточных слоев. В научный оборот ими введено понятие "современный пролетариат", "современный рабочий класс". В частности, работы А.И.Левковского, Л.Б.Алаева, В.Г.Растянникова, Т.А.Покатаевой помогают лучше понять специфику классообразования пролетариата в Индии.
В дальнейшем новые работы отечественных экономистов-индо-логов, таких, например, как А.Грановский, А.П.Колонтаев, 0.В.Маляров, А.И.Медовой, Г.К.Широков, способствовали пониманию процессов, происходящих в рабочем классе Индии с точки зрения их концептуального осмысления, особое внимание было уделено вопросам взаимодействия традиционных и капиталистических структур.
В научных трудах отечественных экономистов-индологов проблема коммунализма в рабочем движении выявляется как элемент специфики классообразовательных процессов многоукладного переходного восточного общества, а также процессов урбанизации и капиталистической трансформации индийского общества.
Разработка отечественными учеными Ы.Н.Кторовой, Л.С.Васильевым, А.А.Куценковым, Р.В.Рыбаковым, К.Б.Рашковским и др. проблем социальной психологии многоукладного индийского обще-
ства, взаимодействия его традиционных структур между собой и с современными социальными структурами помогает лучше понять социально-психологическую подоплеку возникновения взятого нами для исследования феномена. В этом плане наиболее ценной выглядит работа "Низшие городские слои и социальная эволюция стран Востока".
В отечественной историографии, посвященной проблемам идеологической борьбы в странах зарубежного Востока, работы К.З.Аш-ряфян, А.Г.Вельского, А.Х.Вафы, Н.Р.Гусевой, Б.И.Клюевя, А.Д.Ли-тмана, гі.Микаелян, М.Н.Мезенцевой, Л.Р.Полонской, Р.Б.Рыбакова, М.Н.Степанянц, Р.А.Ульяновского и др. рассматривают место религии в жизни индийского общества и идеологической борьбе. В них обращено внимание на тенденцию политизации религии в 70-80-е годы. Среди указанных ученых выделяются работы А.Г.Вельского, Б.И.Клюева, Л.Р.Полонской и Н.Микаелян, которые специально рассматривают в этом контексте место коммунализма и религиозно-общинных сил в жизни индийского общества, в конкретном плане исследуют деятельность отдельных коммунялистских организаций (Б.И.Клюев, А.Г.Вельский), касаясь, в частности, проблемы проникновения коммунализма в рабочее и профсоюзное движение.
В центре исследования работ А.Г.Володиня, Г.Б.Горошко, Г.Г.Котовского, Э.Н.Комарова, М.Н.Куныциковя, А.А.Празяускаса, Е.С.Юрловой и др. - внутриполитическое развитие Республики Индии. В этом контексте, рассматривая события 70-80-х годов, авторы большое внимание уделяют правой буржуазной оппозиции, усиление которой по всем линиям дает нам хроника событий общественно-политической жизни Индии этого периода. Ученые отмечают, что в условиях обострения политической борьбы за власть, высокой
степени политизяции няселения, с нарастянием регионализма и ком-муналистских настроений в обществе партии и различные движения все чаще склоняются к тому, чтобы использовать религию, другие традиционные институты в целях политической мобилизации мясе.
Попытку политологического анализа происходящих в освободившихся странах Востока политических процессов предприняли А.Г.Володин, Г.А.Воскресенский, А.В.Кива, я также явторы книг "Политические отношения на Востоке: общее и особенное" и "Буржуазные партии и политическая борьба в странах Востокя", в которых также отмечено усиление тенденции наступления прявых сил и укрепление коммунализмя.
Отечественняя востоковедческая няукя не могля не зяметить проблемы коммунялизмч и в своих фундаментальных трудях, рассматривающих общие яспекты и проблемы рязвития яфро-язиятского миря. Это, няпример, "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного", трехтомник "Зарубежный Восток и современность", "Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы", "Классы, партии и политика в развивающихся странах Во-стокя-' и др. Особо хочется выделить последнюю, изданную в І98Й г., где коллективу авторов удалось на основе новейших наработок отечественной и зарубежной историографии по Востоку провести взвешенный, тщательный и, главное, комплексный анализ процессов, происходящих в развивающихся странах Востока, с учетом уже проявивших себя тенденций и явлений 60-х годов.
Научная новизна диссертации зяключяется прежде всего в том, что избранная для исследования тема остается малоизученной как в отечественной, так и в зарубежной историографии. Находясь на стыке четырех направлений научной мысли - социологии, истории
мирового рабочего движения, новейшей истории стран Востока и политологии, эта проблема только затрагивается в некоторых работах отечественных и зарубежных ученых в русле тематики их исследований по соответствупцему научному направлению.
единственным исключением явилось исследование проблемы индусского коммунализыа в рабочем классе Индии Т.К.Посовой в начале 70-х годов, опубликовавшей в 1973 г. ряд посвященных этой теме научных статей . Однако избранный, автором ракурс исследования лишь частично совпадает с нашей темой. К тому же Т.К.Посова рассматривает распространение в рабочем классе только индусского коммунализма, тогда как за 70-80-е годы проблема коммунализ-ма в рабочем классе вышла за рамки одной конфессии, приобрела иное измерение. По нашему мнению, в начале 70-х годов был лишь первый этап развития этого явления, и, таким образом, за прошедшие с того времени почти 20 лет ситуация в рабочем движении и в стране во многом изменилась, а выводы Т.К.Посовой требуют пересмотра с учетом реалий сегодняшнего дня, с позиций обновления научных подходов -к изучению и оценке рабочего класса, профсоюзного движения.
Научную новизну исследования определяет также введение автором впервые в научный оборот целого ряда источников, ранее не использовавшихся.
I. Посова Т.К. Индийские рабочие против коммунализма // Рабочий класс и современный мир. - 1973. - №4. - С. I5B-I63; Реакционная сущность организации Шив сена // НАА. - 1973. - №3. -С. 124-130; Что такое индусский коммунализмї // AAU. -1973. - №7. - С. 49-ЬО.
- II -
Методология исследования. Учитывая разработанность в марксистской литературе терминологического яппярятя, категорий и понятий по рабочему классу, рабочему и профсоюзному движению, которые широко используются не только отечественными, но и зарубежными учеными, автор прибегает к имеющемуся в этом отношении в марксизме инструментарию. Вместе с тем наш подход к исследованию изучаемых вопросов определяется в первую очередь принципом историзма, который служит методологической основой нашей работы. Это определяет для автора необходимость учитывать в исследовании временные рамки изучаемого явления, его специфические черты и особенности, которые детерминированы конкретно-стряновы-ми условиями данного исторического периодч. Следовяние принципу историзма предполагает в ракурсе нашего исследования учет много-уклядности общественной и экономической структур Индии, доминирование "переходных форм" производственных отношений при незавершенности классообразовательных процессов, учет огромной роли религии в общественно-политической жизни и идеологических течениях Индии и т.п.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации, результаты исследования нашли применение при подготовке автором рядя материалов для Посольства СССР в Индии (декабрь I9B9 -янвэрь 1990 гг.). Кроме того, материалы диссертационного исследования, его основные положения и выводы внедрены автором в І99І/9І! учебном году в учебный процесс, обеспечиваемый кафедрой Востоковедения МГИМО, по курсу "История Шной- Азии", используются кафедрой в лекционно-семинярских занятиях. Возможно их ис-* пользование некоторыми практическими организациями, кяк, например, МВД и Всеобщая конфедеряция профсоюзов СНГ, по соответатву-
пцим. направлениям деятельности. Они могут быть полезны при составлении соответствующих курсов в высших учебных заведениях в рамках истории стран Азии и Африки, истории международного рабочего движения, политологии.
Источниковедческая база. Основу.источниковой базы работы составили документальные материалы коммуналистских и религиозно-общинноїх партий и организаций, где выделяются материалы и документы созданных на коммуналистской и религиозно-общинной основе профсоюзов. Здесь наиболее ценными выглядят материалы и документы съездов профсоюзного центра Бхаратия маздур сангх (ШС /Союз индийских рабочих/ действует как рабочее крыло религиозно-общинной организации воинствующего индуизма РСС), его внутрипрофеоюз-ные документы, которые не вводились в научный оборот и были любезно предоставлены автору в штаб-квартире профцентра . 1. к Guide for Bharatiya llaadoor Sangh Activists, -Hagpur.(n.d.). ихарятия маздур сангх. Двития а.бх. адхивешан. Канпур. 11-12 ап-райл, 1970. - Канпур: 'Гип-тап принтчрс, 1970. йсаратия маздур сангх ка прятхам ахил бхарятия адхивешан. Дилли. 12 ва 13 агаст, 1967. - Дилли: Тип-тап принтарс, 1967. 3h?.rc.tiya Mazdoor Sangh 4-th All India Conference (Amristsar, 19-20 April 1975) // Organiser. - New Delhi. -10*05.1975, vol. 28, H39. Bharatiya Mazdoor Sangh General Secretary Reports to Eighth All India Conference. Bangalore. 26 to 28 December, 1987« - Bangalore: Sri Sudhindra Press, 1987. Bharatiya Mazdoor Sangh General Secretary's Report. 5-th All India Conference. Jaipur. 21, 22, 23 April 1978. - New Delhi: C'axton Press (P) Ltd., 1978. Bharatiya liazdoor Sangh Sixth All India Conference. General Secretary's Report. Calcutta. 7-th and 8-th ilarch 1981.- Calcutta: Hew Art Press, 19B1. Report of General Secretary to the Seventh All India Coneference of Bharatiya Mazdoor Sangh. Hyderabad. 9-11 January 1984. - Hyderabad: Itaiasa Printers, 1984. national Charter of Demands of Indian Labour. -Delhi: Arjun Ргсзе, 196.
- ІЗ -
Деятельность коммуналистских и религиозно-общинных организаций, как правило, проходит под определенной завесой таинственности, в обстановке секретности, что делает получение принятых их руководящими органами документально оформленных решений практически невозможной. В связи с этим для исследования их деятельности в профдвижении автор привлекает в качестве источника тексты выступлений, выдержки из них, публикации и интервью их руководящих деятелей, где более-менее полно отражается официальная позиция соответствующей организации, а, порою, и ее перспективные планы и задачи.
Важную группу источников составили публикации, выступления, интервью руководителей профцентра ьМО, прежде всего его основателя и нынешнего идеологического руководителя Датспант 'Гхен-гади и нынешнего президента Манхар Мехты, в том числе их книги и брошюры . Эта группа источников в соединении с документаль-
1. Mehta М.Р, EMS on Menace of Multinationals. - Bombay,(n.d.). The Black Bill X-Rayed. -Hew Delhi: BMS, 1988. China in Transition.- Bombay: Bharatiya Shrama Shodh Mandal. (n.d.). Social Responsibilities of Trade Unions. - Nagpur: Vishwakarma Shramik Shiksha Sanstha, 1984. War Against Foreign Economic Imperialism. -New Delhi: BMS, 1989. Тхенгади Д.Ь. лакшья аур кярья /Цель и задачи/. - Наи Дилли: Дурга Мудраналай, I9U6. Хамара адхиштхан /Наша опора/. - Наи Дилли: Вивек Мудраналай, І9В9. Thengadi D.B. Focus on the socio-economic problems.- ITew Delhi: Suruchi Sahi-tya, 1972. The Onward March of Bharatiya I.lazdoor Sangh.- Hew Delhi (n.d.). The Pledge. The Palladian Palaver and the Panoply. -iian^alore: Jayam Enterprisea, 1988. Why Bharatiya Mazdoor Sangh? (n.pl., n.d.). RSS lights up the path to eternal glory. - Bangalore, 1979« His legacy: Our mission. - Calicut.: Jayabharat Publications, 1973.
ними материалами позволила автору составить достаточно полное представление не только о деятельности этого профцентра, с конца 70-х гг. ставшего вторым по влиянию общеиндийским профобъединением, но и понять причины этого успеха, выявить позицию профцентра в отношении роли и места профсоюзов в жизни современного общества, провести полноценный анализ выработанных ШС задач и целей.
Для выявления достоверности привлекаемых источников из коммунялистских и религиозно-общинных партий и организаций, взаимодействующих с ними профсоюзов, автор обращается к документальным источникам из иных партийных и профсоюзных структур, где выражаются альтернативные подходы и оценки по принципиальным вопросам общественно-политического развития и проблемам профдвижения. В этой группе источников находятся и документальные материалы компартий Индии и действующих под^гидой профсоюзов. Их привлечение обусловлено как относительной прочностью коммунистических традиций в Ьндии и заметными позициями левых сил в профдвижении, так и тем, что укрепление позиций коммуна-листских и религиозно-общинных сил в профсоюзном движении Индии происходит в значительной степени за счет соответствующего общего ослабления влияния в нем левых сил.
Для исследования деятельности коммуналистских и религиозно-общинных сил в профсоюзном движении Индии автор привлекает обширный статистический материал по труду и трудовым отношениям, данные переписей населения. В отечественной научной литературе уже указывалось, что стятинформация за разные десятилетия неч полностью сопоставима из-за определенных изменений в критериях подходя. Например, в материалах переписи населения 1981 г. поя-
вились данные по такой важной категории трудящихся как маргиналы. Это вынуждало обращаться дополнительно к альтернативным статистическим источникам, чтобы путем сравнительного анализа выявить оптимальный вариант использования статистической информации для получения после их анализа достоверных результатов. В некоторых случаях привлекаются статистические данные, приводимые в периодической печати, ввиду невозможности их получения в официальных правительственных документах.
В работе использованы книги и статьи как отечественных, так и зарубежных авторов - ученых, политических деятелей, публицистов, профработников, в которых затронуты связанные с профсоюзным движением вопросы социально-экономического и политического развития Индии, где в центре внимания находится рабочее и профсоюзное движение, где рассматривается в целом деятельность коммуналистских и религиозно-общинных сил. Эта литература в соединении с материалами периодической отечественной и зарубежной печати позволила провести более полноценный анализ интересующих нас вопросов, послужила важным дополнительным источником информационно-фактического материала.
Среди работ зарубежных ученых и профсоюзных деятелей выделим труды П.Вермы, В.Б.Карника, Харольдя Кроуча, Д.С.Матхура, С.Мукерджи, Б.С.Мурти, Г.Рчмануджама, Е.А.Рамчсв»ми, Умы Рамас-вами, С.Суда, М.Холмстрема, Дкона Хэррисч, П.Чаттерджи, Г.К.Шяр-мы, Нарендры Шармы, в которых излагается история рабочего и профсоюзного движения Индии, подвергнуты анализу проблемы их развития, дается характеристика действующих в Индии профсоюзов. Однако профсоазы, созданные на религиозно-общинной основе, не нашли должного места в их исследованиях. Следует особо отметить
книгу лектора Аллахабадского университета д-ра Джаганнатх Сваруп Мятхура , которую выгодно отличает проведение исследования преимущественно на документальном материале, что позволило автору более объективно подойти к анализу исследуемых вопросов. Кроме того, эта книга, написанная на хинди, практически не использовалась в отечественном востоковедении, хотя обладает хорошим научным уровнем исследования и другими достоинствами.
При анализе автором религиозно-общинной ситуаци и определении тенденций ее развития весьма полезными оказались научные труды индийских ученых А.А.Инжинира, П.Кумара, іішан Чандры, Ь.Ядчва, в которых, в частности, коммунализм рассматривается как опасный феномен жизни современной Индии, таящий в себе угрозу стабильности и социальному прогрессу страны.
Неоценимое значение имело личное общение автора и обсуждение вопросов, исследуемых в диссертации, с рядом профсоюзных руководителей в штяб-квартирвх профобъединений ЬМО и Центра индийских профсоюзов (действует под эгидой КОД/М/Ь штаб-квартире маратхской национал-шовинистической организации Шив сены. Эта серия встреч и бесед, которые автор имел также и с рядовыми членами профсоюзов, носившая характер полевого научного исследования, позволила выверить наши предварительные оценки исследуемого явления, скорректировать направление дальнейших научных поисков, четче и полнее представить проблематику индийского профсоюзного движения.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех