Введение к работе
Актуальность темы. В соответствии с принятой в советской исторической науке периодизацией вьетнамское общество ЇУП-ХУШ веков находилось на второй стадии развитого феодализма в форме, распространенной у народов Юго-Восточной Азии, для нее характерны интенсивное разложение общинных укладов, рост частного крестьянского и мелкого частного феодального землевладения, ослабление публично-правовых отношений на всех уровнях. В социально-политической сфере произошло слияние традиций централизованной бюрократической монархии второй половины ХУ в. и правления военной олигархии в ХУІ в. Важные изменения произошли в организации господствующего класса и в социальной структуре в целом.
Эти процессы с различной силой и остротой протекали в двух независимых государственных формированиях в южной /дангчаунг / и северной /Дангнгоай / частях номинально единой империи дайвьет. Государственно-устроительная деятельность южных / Нгуены/ и северных / Чини/ правителей сопровождалась широкомасштабными военными операциями /ХУЛ в. и вторая половина ХУШ в./, что наложило своеобразный отпечаток на характер государственной власти и социальной политики верхов. Глубинные социально-экономические изменения в ХУШ в. подвели вьетнамское общество к всеохватывающему кризису,который завершился крушением обоих вьетнамских государств и созданием Тайшо-нами прообраза крупнейшей в регионе позднефеодальной единой империи Нгуенов дайнам, пришедшей на смену Тайшонам в 1802 г.
Основное внимание в предлагаемой диссертации уделено социальной и институционально:': структуре вьетского общества. Это общество смогло выработать адекватную новым условиям структуру властных отношений. Процесс их создания и эволюции
почти не изучен в мировой и советской литературе, а без его исследования во многом непонятен весь ход исторического развития Вьетнама в ХУЛ- XIX вв.
Прежде всего, речь пойдет о Дангнгоае, то есть об историческом центре формирования вьетнамского этноса / территория к северу от провинции Нгеан /. Необходимость такого сужения области исследования была продиктована двумя причинами. Во-первых, на севере страны, где были сильны старые традиции и те социальные силы, которые выступали за их сохранение / столичная гражданская бюрократия, императоры Ле/ с особой отчетливостью видны инновации этого периода, сфера и интенсивность их внедрения. Нахождение оптимального сочетания новых и старых традиций в ХУЛ- ХУШ вв. требовало от верхов общества и прежде всего от правителей Чиней изрядной изибретательности и государственной мудрости. Во-вторых, основные государственные летописи, которые легли в основу настоящего исследования, преимущественно описывают события в северной части Дайвьета, как того требовали правила конфуцианского летописания. Тханг-лонг / столица Дангнгоая / был резиденцией императоров династии Поздаие Ле / 1428-1789 /, которых традиционная вьетнамская историография признает единственными законными правителями Дайвьета. При этом надо помнить, что исследуемые процессы были характерны для всего вьетского общества.
В силу особенностей государственно-политического строя Дангнгоая ХУП-ХУШ вв. в официальных династийных хрониках -ХЫ в. получили весьма тенденциозную оценку конфуцианских историков. Эпоха Реставрации Поздних Ле / 1533-1789 / рассматривалась как " великая смута" /"дай лоан" /-, неспособная являть современникам XIX и XX вв. примеров для подражания, а значит, и недостойная подробного освещения. Сказалось, видимо, и то, что Чини были давними-политическими противниками, победивших впоследствии Нгуенов.Подобная установка нашла отражение в комментаторских сносках по ходу текста хроники XIX в. "Кыонг-мук", в известном энциклопедическом труде Фан Хюи Во и даже в работах известного историка 20-30-ых годов XX в. Чан Чонг Кима, а также в отвечающем ей подборе записей и событий хроники,характеризующих деятельность режима le-Чинь в Дангнгоае в ХУП-ХУШ вв. в негативном плане. Исторические сочинения, иначе тракту-
ющие события недавнего прошлого,подлежали конфискации и уничтожению /в первую очередь, динас тайная летопись Поздних Ле "Тоан-тхы", в многочисленных продолжениях которой -"Тук-биен", описывались годы правления постреставрационных императоров и тюа Чинь/.
Параллельно с принижением достижений эпохи "военного правления" феодальная историография XIX в. всеми средствами апологизировала реформы императора Ле Ты Тханя / тронное имя-Ле Тхань Тонг / второй половины ХУ в..создавая образы идеального правителя и "золотого века" вьетнамского феодализма. В обоих случаях имело место умышленное искажение реальной исторической картины.
Подобные оценки были некритически восприняты европейскими исследователями французской школы, а впоследствии они встречаются и в работах современных вьетнамских и зарубежных ученых / в том числе и советских/. Сыграло свою роль и то, что до недавнего времени значительный круг источников ХУП-ХУШ веков, по которым можно реконструировать исторически правдивую картину этого времени,отличную от той, что рисовалась историками династии Нгуен, не был введен в научный оборот. Эти обстоятельства делают крайне актуальным преодоление старых схем и наслоений,выработку нового,более реалистичного подхода к истории Вьетнама ХУП-ХУШ вв.
Анализ механизма государственной власти и структуры господствующего класса позволяет определить тот этап эволюции,на котором находилось общество Дангнгоая в эти века, установить связь социально-экономических изменений и событий политической истории. Как уже случалось в истории императорского Вьетнама /.конец ХІУ- начало ХУ вв./, основы многих реформ Нгуен Тхё'То в начале XIX в.были заложены в последние десятилетия правления предыдущей династии, а некоторые из них - уже апробированы. Социальная напряженность, в условиях которой были вынуждены действовать правители дангнгоая -Чини, не позволила им завершить свою преобразовательную деятельность. И прежде всего потому, что аграрный кризис в перенаселенной дельте Красной реки, основной части их владений, мог быть разрешен только в рамках объединения испытывающего земельный голод Дангнгоая и имеющего обширные пустующие земли Дангчаунга. А это произошло уже после крушения Чиней.
Однако накопленный ими позитивный опыт не пропал даром и был с успехом использован выдающимся реформатором - первым императором династии Бгуен. '
Основные задачи и пели исследования. Основной целью исследования было вычленение в социальной структуре Вьетнама ХУП-ХУШ вв. важнейшей по роли и численности социальной группы господетвующего класса - чиновничества, и детальное описание ее состава, места,роли и соотношения с государственной властью и иными социальными стратами в обществе того времени
Исследователи социальных групп традиционных восточных обществ едины в том мнении, что проблема служилых слоев имеет два аспекта: чиновно-должносгная система и личный состав государственного аппарата. ' При системной характеристике управленческих структур решались следующие задачи: 1/опреде-ление социально-политического облика,социального характера и базы правящего режима; 2/ соотношение старых / по нормативному законодательству ЗУ в./ и новых элементов государственного аппарата и должностной системы; 3/ функционировани должностной и титульной систем чиновничьей иерархии. В ходе анализа чиновничьего корпуса ставилась задача соотношения различных категорий чиновничества в "социально- активной" части господствующего класса /чиновников, чьи имена остались в памяти истории, т.е. были занесены в хроники,списки я стелы/. В работе выделяются три важнейшие группы чиновников: гражданские,воеиные и евнухи.
В целях создания более полной картины государственного устройства Дангнгоая в ХУП-.ШІ вв. отдельно были рассмотрен! .. институт верховной власти, венчавший чиновно-должностную систему, и важнейшие сферы взаимоотношения государства и слуаилых слоев: система комплектования кадров государственных служащих, экзамены,порядок прохождения службы, выход на пенсию,вознаграждение за службу / чиновничьи кормления /.
1/Рябинин A.I. Рождение империи Нгуенов /социально-политическая история Вьетнама в начале XIX в./, М., 1988. 2/ Волков СВ. Чиновничество и аристократия в ранней йстори Кореи, М., 1987, с.4
В плане постановки проблемы анализируются также вопросы социальной мобильности и корпоративной замкнутости чиновничества, механизм расширения границ правящего сословия.
Научная новизна -работы. Предлагаемая диссертация -это первое во вьетнамоведческой науке исследование по социальной истории традиционного Вьетнама, где объектом изучения избран правящий слой. Выбор автора не случайно остановился на феодальном чиновничестве Вьетнама ХУП-ХУШ вв. Тому есть несколько причин. Во-первых, исследование организации и социальной практики верхов общества / в данном случае феодалов, находящихся на государственной службе / яаиболее ярко, в силу хорошей документированности.показыва-эт особенности феодального общества-той или иной страны. Полученные в ходе работы результаты позволяют также ответить I или уточнить существовавшие ранее точки зрения / на ряд тринцйпиально важных вопросов в истории Вьетнама: о месте ї значении в государственной практике вьетнамских правителей китаизированных институтов и общественных форм, о стадиальной характеристике феодального строя во Вьетнаме и т.д. Зо-вторых, традиционный.Вьетнам по признаку организации государственной власти типологически схож со всеми прочими згранами Востока. Поэтому изучение социальных слоев, ймекщих )гношение к государственной службе, в историческом'контексте іа примере конкретной страны расширяет возможности сравнительно-исторического анализа и решения общетеоретических и «етодологических задач востоковедения. В-третьих, элементы 'государственного феодализма",присущие всем традиционным )бществам афро-азиатского региона, в наибольшей степени :войственны Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии. На пересечении этих мощных субрегионов с различными государственно-юлитическими и культурными традициями и находится Вьетнам.
В целом реконструкция социального облика бюрократической, зоенной и аристократической элиты - обязательное условие при тбой попытке интерпретировать социальную природу верховной >ласти и стратификацию господствующего класса.
До недавнего времени в центре внимания авторов научных >абот по истории Дангнгоая ЖІ-ХУШ вв. преимущественно нахо-доись вопросы аграрных отношений, социальных движений
5'
/ в первую очередь восстание Тайшонов в конце ХУШ в./,внешних связей дайвьета с китайской империей,европейскими и другими странами. Выходили в свет монографии и статьи,посвященные отдельным аспектам государственного устройства и истории правящих слоев / Ле Ким Нган, Деопик д.В. и другие/. В изданных во Вьетнаме, Франции и Советском Союзе курсах и очерках истории воссоздавался многоплановый исторический фон ХУП-ХУШ вв. Однако написание детализированной социально-политической истории Вьетнама этого времени по-прежнему стоит в повестке дня. Более успешному решению этой задачи в будущем призвана послужить настоящая работа.
Практическая ценность работы. Использованные в диссертации при описании социальной группы служилых феодалов материалы, собранные из разных источников и систематизированные, в том числе и из тех источников, что до сих пор не переведены с вэньяня и неопубликованы, а также полученные результаты выборочного количественного анализа могут быть включены в соответствующие разделы курса истории Вьетнама и в специальные курсы по проблемам социальной структуры и государственного устройства традиционного Вьетнама.
Выделенные в процессе работы с документами термины и атрибуты государственно-политической практики чиновничества / ритуал,стандартные обороты, обращения,указы,экзамены, лауреатские степени, критерии аттестации и т.д./ помогут в дальнейшем лучше ориентироваться в реалиях службы и повседневной жизни, понять психологию вьетнамского чиновника. Особое значение, на наш взгляд, имеет сбор и систематизация всех известных в настоящее время данных по чиновно-долж-ностной и титульной иерархиям служилых феодалов. Из них стандартная должность и титул знатности - наиболее важные и чаще других встречающиеся в биографиях чиновников социально-детерминирующие знаки. Правильная их интерпретация позволяет с высокой степенью надежности определить место чиновника в иерархиях служилой.соподчиненности и прес тижа. В каждом конкретном случае употребление в хрониках ж документах иерархических оценок исторического лица имеет не только социально-политическое, но и источниковедческое значение / при чтении текстов, а также при датировки эпиграфических памятников и пр. /.
Анализ традиций феодального -чиновничества как важнейшей социальной группы Вьетнама до начала ЇХ в. может также оказать практическую и научную помощь при решении различных вопросов современного положения страны.
Источники для написания работы. В диссертации были использованы все категории источников по истории Вьетнама. Это хроники /государственные,частные,семейные /, своды законоположений и законодательных актов, сборники государственных указов., подборки указов о назначении на должность в ряде семейных архивов, жизнеописания духов / чиновников-предков, ставших объектами поклонения /, списки лауреатов столичных конкурсов, энциклопедии и историко-литературные произведения современников и более поздних авторов, эпиграфика /государственная,родовая и общинно-храмовая /.материалы местных архивов / архив уезда Куихоп /.
Приоритет при изучении той или иной категории источников определялся задачами исследования, а также доступностью и характером письменного памятника. Часть главных источников для написания работы была переведена с вэньяня и опубликована вьтнамскими учеными. Это относигся к основным государственным и частным летописям, лауреатским спискам и стелам,энциклопедиям,сборникам указов / частично / и житиям духов /частично/. Остальные в виде рукописей / тексты на вэньяне и вьетнамской иероглифике "ном" / и эстампажей / культовые и государственные стелы / хранятся в четырех основных исследовательских центрах г. Ханоя: в Институте иероглифического письма Комитета Общественных Наук / КОН/ СРВ, на истфаке Ханойского университета, в Институте Истории КОН СРВ , в Центральном архиве № 1 г. Ханоя.
Хроники. Основная династийная хроника Поздних Ле -"Дай-Вьет Шы-ки Тоан-тхы",продолжение которой составлялось регулярно /"Бан-ки тук-биен" - "Дополнительные записи"/. В диссертации были использованы опубликованные переводы книг ХУП-ХІХ "Дополнительных записей", составленных Нгуен Куй Дыком и Іе Хи в 1697 г.,книг ХХ-ХХП "Дополнительных записей",составленных Ле Куй Доном и Нго Тхи Ши в 1775 г., хронологически охватывающие период 1592-1740 гг. Последние десятилетия Ле-Чинь в Дангнгоае /І740-178У / вошли в книги ХХШ.ХХІУ "Дополнительных записей ",опублико-
ванные в виде заключительной части хроники "Тоан-тхы" известным, китайским текстологом Чэнь Цзинхэ в Токио в 1984-1986 wM Вьетнамские, коллеги предоставили нам также возможность ознакомиться с уникальными находками последних лет - '2-мя книгами / XX.XXI / "Дополнительных записей" ос-ной династийной'Хроники "Тоан-тхы", составленной Фам Конг Чы в 4662 г. A600-I643 /и хроникой " Хау-Ле Тхи-шы Ки-
.лыок" /1729-1789/. Преимущество этих текстов - большая подробнбсгь описания по сравнению с уже известными. Сейчас в СРВ готовится публикация1 этих текстов.
' Основные летописи династии Нгуен - "Вьет-шы Тхонг-зам Кыонг -мук" и " Дай-Нам Тхык-люк" также освещает события ХУП-ХУШ вв:, но по информативности уступают "Дополнитель-ннм(записям" хроники Поздних Ле. Из частных хроник в диссертации были использованы истории Нго Као Ланга /"Лить-чиеу тап-ки"/,,Нго Тхи Тьи и Нго Тхи Зу /"Іоанг-Ле нят-тхонг-тьи"/, Нгуен Тху /"Ле-куи ки-шы"/, Буй Эыонг Литя " Ле-куи зат-ш"/,'а также неизвестных авторов /" Ле-жи тук-биен", " Де-чиеу 'за-шы"/. Дополнительная информация была почерпнута также из отдельных описаний четырех победоносных военных походов Чиней во второй половине ХУШ в. /иТы-бинь тхык-люк"/.
Своды закон о.п оложений и з а к о н о д а т е л"'ь н ы х. актов, энциклопедии Подбрр 'Этой категории источников происходил по принципу наличия информации по чиновн'о-должностной системе. Наиболее ценными для нашей работы являются свода законов ХУ в. -"Тхиен-Нам зы-ха-тап" / книга 2,раздел "Куан-тье диен-ле"/ и."Хоанг-яиеу куав-тье",ХУ-ХУ1 вв. -"Хонг-дык тхиен-тьинь" ХУД в. - "Ле-чиеу Кань-Хынг куан-тье", энциклопедии Ле Куй
„Дона /" Киен-ван тиеу-люк"/, Фан Хюи Тю /"Лить-чиеу хиен-тьыонг лоай-тьи"/,Фам Динь Хо /" Ле-чиеу хой-диеня/, Данг Суан Банта/" Шы-хок би-кхао"/, которые были написаны в' разное время со второй половины ХУШ до начала XX вв.
1/Публикация информационно-библиографического центра по Аз при Институте культуры Востока при Токийском университете Токио Бунку. Вып.45-47. Дай-Вьет Шы-ки Тоан-тхн.ч.І-Ш. Составитель и комментатор - Чэнь Цзинхэ. 1984-1986. '.
,8 '
Сборники указов, документов, архивы. В диссертации было использовано 506 документов 38 видов, взятых из шести различных источников, а именно: 1/ Свод указов императоров и правителей ХУЛ в. /"Ле-чиеу тьиеу-лень тхиен-тьинь"/; 2/ Свод указов правителя и распоряжений его канцелярии ХУШ в. /"Тьинь-Хоа тьиеу-тхы"/; а/ Сборник документов,указов и распоряжений, изданных в і758-1759 гг. в связи с подготовкой посольской миссии в Китай / Же Куя Доя " Бак-ш юсонг-люк", книга I /; 4/ Подборки указов о назначении ХУП-ШПвв. в ряде семейных коллекций документов / "Фа-чуиен тунг-люк", книга I /; 5/ Сборник докладов наместника Лангшона, поданных на имя правителя в конце 70-х годов ХУШ в./ HJ?o їхи Ши "ійю-тьыонг хоань-мо" /; 6/ Ранняя часть документов архива уезда Куихоп / провинция йгеан /, в основном, по второй половине аУШ в. / Архив Куихоп, фонд хыонгкхе.Центральный архив J* I, г.Хан'ой/.
Лауреатские списки. Основные виды списков лауреатов - это списки лауреатов столичных конфуцианских конкурсов /"дай-Вьет лить-чиеу данг-кхоа-люк" / и списки лауреатов столичных военных конкурсов /" Ле-чиеу тао-ши данг-кхоа-люк"/. Информация о дипломированной верхушке чиновничества представлена в них полнее, чем в хрониках и лауреатских стелах /" Ле-чиеу лигь-кхоа тиен-ши де> -зань би-ки"/. Основное внимание было уделено описанию службы чиновников по данным этой категории источников.
Эпиграфика. Из богатейшего массива деревенской и государственной, в основном, культовой эпиграфики в настоящей работе было использовано 115 стел, установленных в честь 75 евнухов. Это составляет примерно 2% от общего количества эпиграфических памятников Вьетнама ХУП-ХУШ вв. и HQ3 от числа "персональных стел", установленных в честь представителей феодальной правящей верхушки. Выбор евнухов-общинных и храмовых"дарителей в качестве анкетируемой группы был обусловлен тем, что данные хроник по этой служилой категории неполны и отрывочны. Для более объективного анализа этой группы и были привлечены массовые эготрафические источники.,
Теоретической и методологической основой ' работы послужило марксистское положение о том, что основы государственнь институтов складываются под влиянием социальных / прежде все го, правящих / групп. Автор стремился показать как смена социальной структуры повлекла за собой трансформацию форм организации государственной власти. Представляется .также, что раздельное исследование, этих двух характеристик общества у народов с развитыми государственно-политическими традициями /каковым являлось вьетское.общество ХУЇЇ-ХУШ вв. /не вполне правомерно.
Методы исследования. В диссертации используются оба вщ основных методов исторического исследования: описательные и количественные. В результате работы с основными хрониками, лауреатскими списками и "персональными стелами" евнухов былс составлено 1419 кратких "биографий" представителей социально активной части чиновничества / по упоминаниям в хрониках/: 828 "биографий" гражданских лауреатов, 199 "биографий" военных лауреатов и 79 "биографий" евнухов. "Биография" составлю лась на основе данных по происхождению,родственным связям, тестации, поступлению на службу,прохождению службы,выходу ее службы и смерти чиновника, взятых из основных исторических источников.
Основными единицами для статистических расчетов были вые раны стандартные социально-детерминирующие знаки в послужньо списках чиновников: должность и титул знатности. На наш взг; использование для количественного анализа частоты упоминание в основных хрониках этих двух социальных знаков оправдано пс следующим причинам. Во-первых, это массовая категория информации о чиновниках во всех видах источников / хроники,указы, списки,стелы/. Во-вторых, это самый достоверный вид информации о конкретном представителе господствующего класса такае во всех источниках. Заведомая фальсификация должностей и титулов чиновников исключена. В-третьих, это были одни из самых устойчивых атрибутов государственно-политической культуры. Чиновничество дорожило ими. Поэтому анализ упоминаний с< циальных знаков способен дать нам реальную картину девальвации титулов знатности и дефункционализации должностей по сравнении с нормативной системой эпохи Хонгдык и появления новых социальных детерминативов, т.е. о сложении новой стру:
туры верхов в ХУЛ-ХУШ вв.
При решении конкретных вопросов методики количественного анализа был использован метод составления " коллективной биографии", впервые в советской науке примененный для выборочного анализа феодального чиновничества на Востоке Д.В.Де-опикомЧ
Апробация работы. Предварительные результаты и выводы диссертации обсуждались на заседании текстологического семинара Сектора истории Института востоковедения AHrCCCf в феврале 1988 г. О новых источниках по истории феодального Вьетнама и результатах научной командировки в СЕВ /г. Ханой/ автор докладывал на вьетнамоведческом семинаре ИСАА при МГУ в марте І990 г. Отдельным аспектам работы посвящены две публикации: статья в "Вестнике Московского Университета" и тезисы доклада на XX Научной конференции "Общество и государство в Китае".
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,заключения, списка литературы, списка сокращений и приложения.