Введение к работе
Актуальность теми. Пураны - это огромный пласт религиозной литературы средневековой Индии. Кроме сведений по мифологии и ритуалу, они включают в свой состав трактаты, посвященные самым различным отраслям знания: от изобразительного искусства до медицины. Это позволяет некоторым исследователям считать энциклопедичность главной отличительной чертой этих произведений. Каждая пурана может рассматриваться как обобщение на определенном этапе знаний о мире.
Пураны сохраняют свое значение до наших дней: они авторитетны для основных направлений индуизма, их мифологические сюжеты продолжают жить в художественной литературе, популярны в народной среде. Исследование системы представлений, лежащих в основе этих памятников, необычайно важно для понимания особенностей не только средневековой, но и современной индийской культуры. Несмотря на это, пураны остаются еще малоизученными произведениями. Предпринимаются шаги для исследования пуран в самой Индии, ведется работа над переводом и изданием основных пуранических текстов.
Для понимания особенностей социальной психологии и морально-этических ценностей индийского общества прежде всего необходимо изучение представлений о человеке в его связях с миром. Такое' исследование соответствует тенденциям современного востоковедения, все больше обращающегося к проблеме человека.
Объектом исследования послужила Гаруда-пурана. Это произведение, помимо традиционных для пуран текстов /мифов о творении, истории и гибели мира, генеалогических списков^ включает обрядовые части, необычно обширные для такой
литературы. Кроме того, Гаруда-пурана содержит астрологический и гадательные тексты, трактат о драгоценных камнях, отрывки из дхармашастр, руководство по грамматике и метрике, трактаты по медицине и географии. Такой энциклопедический характер пураны позволяет относиться к ней как к своего рода срезу средневековой культуры. Сочетание в тексте элитарной традиции с народной предоставляет большие возможности для культурологического исследования,
В силу своей компилятивности пурана датируется лишь приблизительно: наиболее древние части - 1У-УП вв., оформление состава сборника - 1Х-Х вв. Отдельные изменения продолжались и в более позднее время.
Для работы над'диссертацией привлекался также материал Вишну- и Маркандеи-пураны, а также широкий круг более ранних источников: вед, упанишад, грихьясутр, брахман и дхармашастр.
Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать текст Гаруда-пураны и на его основе исследовать представления о человеке в соотношении с другими категориями культуры. В связи с этим определены следующие задачи:
- выявить мифологические и ритуальные корни представле
ний о человеке;
.- показать, как в самой Гаруда-пуране понимается человек и его место в мире; -
- рассмотреть концепцию человека в контексте представле
ний о времени и пространстве, мире и боге.
Для этого оказалось необходимым изучение самого текста: его состава, основных структурных принципов и приемов миро-описания.
Методологическая основа. Работа написана на основе анализа источника: его содержания, композиции, структуры. Восстанавливая картину мира, характерную для пуран, мы по мере возможностей старались подходить к материалу с адекватными ему критериями, остерегаясь навязывать его мировоззрению современные понятия и ценности. Поэтому важнейшей частью исследования стало изучение основной терминологии и представ-, лений, с помощью которых происходило описание и осмысление человека в пуране, а также истории их происхождения.
Эти принципы работы с источниками били выработаны в историографической традиции, посвященной исследованию индийских санскритских произведений. Особенно хотелось бы упомянуть таких авторов, как А.А.Вигасин, В.Н.Романов, A.M.Самозванцев.
Состояние научной разработанности проблемы. Ряд вопросов, связанных с традицией пуран, был поднят в классических работах по индологии Х.Х.Уилсона, В.йффеля, В.Каланда, П.В.Кане, Р.Ч.Хазрн. Следует особо отметить труды Ф.Е.Парджитера, посвященные генеалогическим спискам и проблеме истории в пуранах. Из более современных авторов наибольший интерес представляет исследование Л.Рочера.
Все эти работы в основном носят историко-источниковед-ческий и религиоведческий характер. Культурологический аспект текста пуран не изучался.
Самой Гаруда-пуране посвящена лить одна монография. Это исследование Н.Гангадхарана, в котором проделана большая предварительная работа по изучению источника: прежде всего по датировке и виявленню заимствований из других произведений. Заслуживает внимания также монография Е.Абегга, содержащая перевод с комментарием Гаруда-пураны /Сарродхарн/, по тематике сходной со второй книгой Гаруда-пураны. В эту работу включен краткий очерк об источнике, посвященный датировке и характеристике содержания, приводится отрывок из второй части Гару-да-пуранн, переведенный на немецкий язык.
В 1978-80 гг. в Дели был издан перевод на английский язык наиболее полной версии Гаруда-пураны, состоящей из трех книг.
Наряду с вышеуказанными исследованиями при работе над диссертацией использован широкий круг литературы по мировой культуре, исследования по мифологии, ритуалу, психологии.
В отечественной индологии всему многообразию пуран посвящена лишь одна монография П.Д.Сахарова "Мифологическое повествование в санскритских пуранах" и ряд статей Т.К.Посовой, П.Д. Сахарова и М.И.Тубянского.
Научная новизна. Диссертация является первым в отечественной и,в известной степени, в мировой науке культурологическим
исследованием пуран. Написана она на основании малоизученного источника. В работе исследуется один из аспектов этого памятника: как Гаруда-пурана продолжает и развивает традиции ритуа-листической литературы. Это необходимо для изучения основных терминов и понятий, с помощью которых происходит.самосознание' человека в средние века.
В диссертации показан генезис представлений о человеке и их место в средневековом мировоззрении. Поднят также такой важнейший вопрос, как роль традиции в средневековых представлениях об истории. В работе высказывается ряд новых мыслей о структуре и содержании Гаруда-пураны.
Практическая значимость диссертации. Основные выводы работы могут быть использованы при исследовании процессов развития культуры Индии, их специфики и закономерностей. Тематика диссертации представляет интерес для историков, филологов, религиоведов и культурологов. Материал и результаты исследования могут быть использованы при построении курсов древней и средневековой истории и литературы, а также при переводе и издании памятников индийской литературы.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседании сектора истории Центра индийских исследований Института восто-коведен'лЛ РАН. Основное содержание работы докладывалось автором:
а/ на конференции "Балтославянские этнокультурные и археологические древности. Погребальный обряд". М., 1985 г.
б/ на конференции " Древневосточная культура и вопросы ее преподавания на историческом факультете". Даугавпилс, 1985 г.
в/ на конференции "Культура и искусство народов Востока". М., 1987 г.
г/ на молодежной конференции "Южная Азия. История и современность". М., 1989 г.
а также нашло отражение в ряде публикаций /см. список/.
Структура диссертации.Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.