Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Церковно-миссионерская деятельность папы Григория Великого (590-604 гг. ) Тимофеев, Михаил Анатольевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимофеев, Михаил Анатольевич. Церковно-миссионерская деятельность папы Григория Великого (590-604 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Моск. пед. ун-т.- Москва, 1996.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-1/1373-9

Введение к работе

Актуальность исследования состоит в научной значимости проблемы становления европейской христианской цивилизации, изучения преемственности и традиции в развитии церковной организации, богословской мысли, своеобразия духовной культуры раннего средневековья.

Цели И залдчи исследования. Целью диссертации является

комплексное изучение на основе анализа произведений Григория Великого и других латиноязычных авторов IV-XV вв. значения деятельности папы на поприще укрепления основ Римской церкви. Проявив активное участие во всех сферах церковной жизни, он оказал существенное влияние на усиление позиций " папского престола и способствовал консолидации христианских народов.

В соответствии с этим в работе были поставлены следующие задачи:

дать оценку его вклада в развитие теологии и в целом идеологии западно-европейского общества в эпоху раннего средневековья;

дать характеристику церковной деятельности Григория на всем протяжении его церковной карьеры, выделив основные направления его политики и особенности миросозерцания папы;

осветить и проанализировать политику папы в отношении неортодоксальных течений в христианстве (ересей), показать реальные возможности Григория Великого как богослова-полемиста , его роль в оформлении ортодоксального христианства в сфере догматики и обрядности;

определить характер, специфику и теоретико-богословские основы миссионерской деятельности папы. Показать влияние используемых форм и методов на последующую практику римской церкви;

выявить особенности его восприятия эсхатологии на основе максимально полной реконструкции учения Григория Великого о загробном мире. Решить вопрос об отношении папы к чистилищному догмату;

определить вклад папы в формирование культа святых и реформирование круга богослужения.

Методологической основой исследования являются

разработанные в отечественной и зарубежной исторической науке

концепции органической связи .духовной культуры общества с изменениями в социально-политической сфере.

Хронологические рамки исследования ограничены в основном периодом понтификата папы, 590-604 гг., хотя в первой главе дана общая характеристика жизни и деятельности Григория. Ко времени понтификата относится расцвет богословской деятельности папы, он пишет много и талантливо. Именно в это время он сформулировал свои взгляды на основные вопросы теологии, определил направления своей церковной политики.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной медиевистике комплексно рассматривается вся церковно-миссионерская деятельность папы Григория Великого на широкой и разнообразной источниковой базе с точки зрения определения его вклада в развитие христианской цивилизации Западной Европы. В отечественной исторической науке в силу объективных причин еще не сложилась своя школа по изучению его творчества, а имеющиеся оценки его заслуг очень часто носят либо клерикально-апологетический характер, либо навеяны догматическим толкованием явлений религиозной жизни с позиций атеизма. Новым является и избранный аспект изучения: анализ наследия папы проводится не только с точки зрения влияния Григория I на развитие католической церкви Западной Европы, но и в плане соотношения его богословских воззрений с церковной практикой. В исследовании понтификата папы прослеживается связь с культурно-историческими тенденциями эпохи, проводится изучение его вклада в выбранных для исследования сферах богословия. Предпринята попытка , создать исследование синтетического типа, соединяющее изучение патристики, истории церкви и общества раннего средневековья. Новой является и методика работы с источниками - анализ текстов богословских сочинений и писем преобладает над систематизированным пересказом произведений папы, что свойственно многим трудам, посвященным Григорию Великому.

Практическая значимость диссертации. Материалы и выводы данного исследования могут быть использовавы при дальнейшей разработке проблем истории европейского средневековья, христианской церкви и истории папства, а также средневековой культуры и богословия. Изучение идеологических основ папской

власти позволяет понять многие особенности политического и духовного развития западноевропейского общества. Материалы диссертации могут быть использованы в общих и специальных курсах по истории средних веков, истории церкви и истории культуры.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории древнего мира и средних веков МПГУ им.В.И.Ленина, где и была рекомендована к защите. Сделаны доклады на Международной конференции в Ижевске в 1993 г. и на конференции Российской ассоциации антиковедов в ИВИ РАН в 1995 г. Опубликованы тезисы и две статьи по теме исследования. В 1996 г. выйдут в свет еще три статьи и комментированное издание "Диалогов" Григория.

Нсточниковая база исследования. При работе над данной темой использованы источники, характеризующие не только деятельность папы, но и относящиеся к истории римской церкви VI-ХШ веков. Кроме того, привлечены сочинения латинских и греческих церковных писателей, а также правовые источники светского и канонического характера. В основе диссертационного исследования - сочинения папы Григория: "Диалоги о жизни италийских отцов и бессмертии души", Регистр писем, "Моралии или Комментарии на книгу Иова", а также "Пастырское правило", "Гомилии на Иезекииля", "Гомилии на Евангелия'^. Классические издания этих текстов сопоставлены с более старыми изданиями, также принятыми в научной литературе. Привлекали мы и имеющиеся переводы сочинений Григория на русском языке2. Памятник агиографического жанра, "Диалоги" содержит ценный материал для анализа эсхатологических построений папы. Сравнительный анализ "Диалогов" с его теоретическим трактатом, "Морзлиями" позволяет говорить о наличии в его произведениях двух систем загробного мира. В этих источниках можно найти идеологическое обоснование

1 Gregorii Magni Dialogi llbri IV, a cura di U.Moricca,
Koma, 1924; s.Gregorii I papae Registrum epistolarum, t.1-2,
Berolini, 1887-1896 (MGH. Epistolarum, t.I-Il); s.Gregorii
papae I cognomento Magni Opera omnia, t.1-4, Paris, 1849 (PL,
t.75-79).

2 Памятники средневековой латинской литературы IV-IX
веков, М., 1970, с.166-179; Собеседования о жизни италийских
отцов и о бессмертии души, Казань, 1858; Беседы на Евангелия,
СПб., 1860, т.1-2; Беседы на книгу св.пророка Иезекииля,
Казань, 1863, 4.1-2; Пастырское правило, Киев, 1873; переводы
писем в журналах "Христианское чтение" и "Воскресное чтение".

культа святых и определение понятия святости. Эпистолографический источник (письма папы) исчерпывающе раскрывает характер и теоретическую основу его миссионерской деятельности. Они позволяют судить о том, какой смысл вкладывал папа в понятия "язычество" и "иудаизм", как он относился к евреям и носителям языческих воззрений.

Ценный материал дают послания папы и для анализа его антиеретических выступлений - они предоставляют возможность понять суть и систему его полемики с еретиками (пелагианами, агноитами), аргументацию своих взглядов на спорные вопросы богословия, определить особенности его позиции, порой отличавшейся от строгих официальных догматов.

Большую группу источников составляют сочинения церковных авторов эпохи средневековья, относящиеся к различным периодам в истории западной церкви. Обращение к источникам, выходящим за хронологические рамки данного исследования, оправдано, ибо позволяет проследить связь некоторых положений религиозного учения папы с традицией; своеобразие восприятия потомками богословского наследия папы; его влияние на теологию и литературу латинского средневековья. Сочинения религиозного содержания относятся к разным литературным жанрам: жития8, исторические сочинения (истории папства, хроники, анналы)-*, биобиблиографические трактаты», богословские сочинения (полемические, экзегетические, визионерские), эпистолярное наследие церковных и государственных деятелей средневековья.

  1. Жития самого Григория: A Life of Pope St.Gregory the Great, written by A Monk of the Monastery of Whitby, Westminster, 1904; s.Gregorii Magni vita auctore Paulo Diacono monacho cessineneie // PL, t.75, col.41-59; s.Gregorii Magni vita, a loanne Diacono scripta libris quatuor // Ibid., col.60-241; жития святых последующих времен, написанные отчасти в подражание "Диалогам" папы: Vita e.Bonifacii, auctore Willibaldo // PL,t.89, col.603-632; Jonis Vita s.Burgundofarae abatissae // PL, t.87, col.1069-1083 и др.

  2. Например, s.Adonis...Chronicon // PL, t.123, col.23-138; Bedae venerabilis Historia ecclesiastica gentis anglorum // PL, t.95, col.23-289; Anonym! Zwetlensis Historia romanorum pontificum // PL, t.213, col.987-1040 и т.д.

5 Например, сочинения Исидора Севильского "О знаменитых
мужах" (PL, t.83, col.1081-1106); Ильдефонса Толедского "Книга
о знаменитых мужах" (PL, t.96, col.195-206); Гонория Отюнского
"О светильниках церкви или о церковных писателях"(PL, t.172,
col.197-234) и т.п., которые дают общие оценки литературному
творчеству папы.

Сочинения латинских богословов использованы для того, чтобы показать преемственность в развитии богословской мысли, например, по поводу толкования Священного писания и основам христианской догматики (среди них особо следует выделить труды блаж.Августина 'ХЭ граде Божием" и "Энхиридион"), и то, как использовали сочинения самого папы позднейшие церковные авторы. Экзегетические трактаты VII-XI веков свидетельствуют о сохранении авторитета сочинений Григория, т.к. их авторы в своих построениях опирались исключительно на них". Авторы же визионерских произведений типа "Книги видений" Отлона Эмерамнского заимствовали из "Диалогов" целые сюжеты и систему образов для создания картины потустороннего мира.

Правовые источники (кодекс Феодосия, Свод гражданского права Юстиниана) необходимы при анализе юридической основы действий папы (отношение к евреям). Для изучения влияния рекомендаций папы в области миссионерства на политику римской курии в последующие века привлечены папские буллы. Отдельные постановления канонического права помогают восстановить его отношение к иконопочитанию. Для этой же цели использованы акты поместных соборов 305 г. в Эльвире и 589 г. в Нарбонне.

Изучение понтификата Григория на Западе и в России дало огромную литературу, в основном она носит "конфессионально-петрологический характер" или общебиографический. В них проблемы, избранные нами для исследования, очень часто либо не рассмотрены совсем, либо не в полной мере, либо же материал не подвергается анализу, а просто излагается в соответствии со схемой исследования.

В России изучение жизни и деятельности папы началось с середины прошлого века. Наиболее фундаментальные работы посвящены вопросам эсхатологии, церковной политики, проблемам культуры. А.И.Пономарев рассматривал эсхатологическое учение папы в контексте развития латинской средневековой литературы, представляя Григория учеником Августина, систематизировавшим и сохранившим его взгляды. Говорит исследователь и о влиянии на папу агиографической и мартирологической традиций в изображении

в Например, Alulfi Expoaitio Nov! testamenti // PL, t.79, col.1137-1424; s.Odonis Moralium in Job libri XXXV // PL, t.133, col.105-513 и пр.

рая и ада. А.И.Пономарев считает, что Григорий не является автором учения о чистилище, сформировавшегося гораздо позднее. Характерной чертой других исследований взглядов папы является подчеркивание его приверженности ортодоксии ("православию" в терминологии авторові, однако В.Ф.Певницкий отмечал некоторую нечеткость в понимании им ряда теологических постулатов.

В дореволюционной русской науке привлекала внимание и миссионерская деятельность папы, его отношение к иудаизму и язычеству, к языческой культуре. Ф.И.Успенский говорил Об. обусловленности его деятельности в этой сфере не только пастырским рвением (такова была точка зрения А.СІВязигина), но и конкретным политическим расчетом, стремлением укрепить позиции римской церкви в том числе и в системе международных отношений. Все они говорят о разнице в отношении папы к указанным категориям населения, объясняя ее, в основном, фактором материальной заинтересованности (Ф.И.Успенский). Говоря об отношении Григория к "народу Израиля", исследователи единодушно отмечают его мягкость, основанную, по их мнению, на следовании нормам римского права (Гершберг С, Дубнов С.М., Успенский Ф.И.), подчеркивая при этом одновременное падение качества новообращенных СВ.В.Болотов, А.С.Вязигин).

Вопросы антиеретической полемики затрагивались в трудах Ф.И.Успенского, А.С.Вязигина, С.А.Предтеченского. Они обращали внимание на административный характер, который носила борьба Григория с донатистами; указывали на ориентированность папы на полемику с внешней, обрядовой стороной ересей; говорили об опоре Григория в поисках аргументов на латинских отцов церкви и Священное писание; давали общую положительную оценку заслугам папы в уничтожении этих ересей, не акцентируя внимание на богословской стороне вопроса.

В современной медиевистике указанные аспекты трудов Григория Великого были предметом специального исследования лишь в двух работах Б.И.Ярхо и В.И.Уколовой. Б.И.Ярхо исследует "Диалоги" папы в контексте визионерской традиции на Западе, квалифицируя их автора как родоначальника системы образов загробного мира. В.И.Уколова дала оценку вкладу папы в формирование нового мировоззрения эпохи раннего средневековья, показала историческую неизбежность возникновения нового

миросозерцания и обусловленность его объективной ситуацией; вместе с тем, она считает, что папа развивал учение о существовании чистилища. Говоря об отношении к язычеству, В.И.Уколова отметила гибкость политики папы, выдвинула тезис о том, что Григорий работал над созданием нового идеологического комплекса, который должен был объединить Европу.

Таким образом, в отечественной исторической науке деятельность и творчество папы Григория Великого раскрыты недостаточно полно. Проблемы эсхатологии, борьба с ересями попрежнему вызывают споры и противоречивые суждения.

Большая часть зарубежных исследований богословской и пастырской деятельности Григория относится к клерикальной и историко-культурной школам. Отдельно следует выделить петрологическое направление- Антиеретическая полемика папы специально в них глубоко не разбиралась - отмечался лишь факт его участия в этом и вклад в их искоренение (М.Костелло, Л.Вебер, Дж.Ричарде, Ж.Шарпантье). Говоря об отношении к язычеству, исследователи основное внимание уделяют проблеме "Григорий и языческая культура", выделяя в самом процессе приобщения варварских народов к христианству либо только внешний, политический аспект, либо, наоборот, только идеальные устремления- папы как пастыря. Исследуя отношение Григория к иудаизму, историки сходятся в том, что в своих действиях он основывался на нормах римского права и относился к евреям терпимо, не дозволяя силой обращать их в христианство (Дж.Парке, С.Кац, Р.Рюйтер, Дж.Ричарде и др.). Однако все они, как правило, ограничиваются систематизированным пересказом источников, призванным проиллюстрировать их тезисы.

Изучение же эсхатологической доктрины папы сводится очень часто к определению его роли в формулировании догмата о чистилище и влиянии "Диалогов" на последующую латинскую литературу средневековья в области системы образов и идей.

Структура работы предопределена проблемным принципом рассмотрения темы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, списка сокращений и приложения.' В первой главе дается анализ политической и культурно-психологической ситуации в Италии конца VI века; показаны основные вехи жизни и