Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Церковь в Третьем рейхе : Роль в обществе и взаимоотношения с фашистским режимом Гитлера, 1933-1945 гг. Гарнов, Владимир Альбертович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гарнов, Владимир Альбертович. Церковь в Третьем рейхе : Роль в обществе и взаимоотношения с фашистским режимом Гитлера, 1933-1945 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03.- Москва, 1998.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/218-4

Введение к работе

История второй мировой войны, породившие ее причины, опыт, вытекающие из него уроки и следствия на протяжении уходящего XX столетия продолжают оставаться в центре внимания общественности, прежде всего тех стран и народов, которые прямо или косвенно были втянуты в эту глобальную катастрофу. К числу главных участников прошлого общемирового конфликта относятся Россия и Германия.

Изучение исторического опыта Германии и России обусловлено и тем, что на рубеже XX и XXI веков все более заметно обозначается явная тенденция к сближению обоих государств., к многостороннему сотрудничеству. И здесь в процессе взаимного познания не должно быть "белых пятен".

Таким образом сама жизнь и логика текущего исторического процесса' требуют уточнения и оценки основных вопросов прошлой и настоящей немецкой истории, включая ее самые "деликатные" и спорные.

Актуальность германской проблематики объясняется и тем, что предмет данного диссертационного исследования - роль и деятельность немецкой христианской церкви, двух ее традиционных конфессий -католицизма и протестантизма в необычайно сложных условиях господства террористического режима Гитлера.

Деятельность церкви как традиционного общественного института подвергалась апологетическим и критическим оценкам.

Более того, в ФРГ существует и такая точка зрения, что одна из ведущих партий страны - Христианско-Демокрагический Союз является следствием католического Сопротивления, поскольку модель современной христианской демократии якобы разрабатывалась в одном из очагов Сопротивления - в Крейсаузском кружке. Об этом неоднократно заявляли оставшиеся в живых основатели ХДС. Высказанная в 1987г. в литературе и в прессе1, подобная трактовка получила поддержку и со стороны некоторых историков ФРГ".

С этой точки зрения представляет научный интерес и опыт тех партий, которые ориентировались в годы Веймарской республики на христианскую идеологию.

В первую очередь это была партия Центра. В то время . с один из ее политиков, сообщник Гитлера, Ф.Папен впоследствии оказался в числе главных военных преступников. Другой лидер этой партии Г.Брюнинг вошел в историю как противник Гитлера. Духовігую близость с ним испытывает сам Гельмут Коль, многолетний председатель ХДС и бывший канцлер послевоенной Германии3.

Духовный потенциал церкви, и ее деятельность, а также влияние на политические отношения в годы «Третьего рейха» и связанные с этим проблемы и противоречия, широко обсуждаются в ФРГ до последнего времени и не являлись предметом должного изучения российской историографии.

Состояние научной разработки темы. Выяснение роли немецкой церкви в годы правления Гитлера является одной из Бажньїх духовных проблем немецкой истории и тесно связано с так называемой коллективной ответственностью немцев за содеянные преступления и немецким Сопротивлением.

В целях изучения этой важной тематики напрашивается задача анализа политики обеих конфессий н их причастности к борьбе с Гитлером.

Проблема антифашистского Сопротивления была и остается объектом пристального внимания отечественных историков. В разные годы ее разработкой занимались А.С.Бланк, А.А.Галкин, Л.И.Гинцберг. Я.С.Драбкин, М.А.Мильштейн, Д.Е.Мельников, М.Е.Ерин. Г.Розанов, С.Воропаев и др.4. Эту проблему глубоко исследовали историки ГДР. труды которых переводились и издавались в Советском Союзе.

Наиболее извєстеіьі книги К.Финкера, К.Г.Бирлата и Л.Краусхаар. К.-Х. Янке5. Советским историкам были известны и другие публикации

: 5

немецких коллег, а ряд книг были подготовлены совместно. Среди них работы об антифашистском Сопротивлении6, а также издания по общим вопросам рабочего и молодежного движения, в которых антифашистская тема нашла достаточно широкое освещение7.

Следует однако констатировать, что как в прошлых советских изданиях і так и в изданиях ГДР в исследовании проблематики немецкого Сопротивления преобладала односторонность.

При характеристике состава участников Сопротивления акцент делался в основном на показе коммунистов и их руководящей роли в этой борьбе. В связи с этим другие участники антифашистской борьбы -представители других политических течений как бы оказывались в тени. На это обращал однажды внимание В.Брандт во время своего посещения в 1970 году музея на месте бывшего концлагеря Бухенвальд. Он призвал не забывать' и других героев и жертв — «социал-демократических, либеральных, христианских, еврейских заключенных и их страдания»8.

Что касается роли церкви и христианских участников Сопротивления, то об этом в исторических исследованиях в Советском Союзе и социалистических страна&уществовали лишь отдельные публикации. В основном причиной были идеологические суждения, согласно которым религия, как «опиум для народа» являлась реакционным мировоззрением.

В первую очередь это относилось к католической церкви, ее главе -римскому папе. До определенного периода отношение к католицизму в нашей историографии оставалось негативным, прежде всего - по причине его антикоммунизма и антисоветизма.

Действительно, папский престол, католический епископат в целом относились снисходительно к фашизму как антиподу большевизма. В той обстановке антикоммунизм и антисоветизм христианской церкви был естественным, что во многом и обусловило двойственность церкви на Западе в отношении к такому явлению как фашизм и гитлеровский режим.

Тем не менее это не давало оснований причислять всю христианскую общественность к профашистским силам. Нельзя обходить, замалчивать ее вклад в антифашистское Сопротивление.

Из истинных христиан-антифашистов в монографии и другие публикации попадали лишь отдельные, наиболее яркие трагические фигуры. Это были отдельно взятые личности, как бы подтверждая, что появление их среди участников Сопротивления не правило, а исключение из правила. К тому же ими оказывались те деятели, которые поддерживали коммунистов или, во всяком случае, не противостояли им (Й.Россен, М.Нимеллер, Г.Пёльхау, О.Нушке и др.). Таким образом, воссоздаваемая картина движения Сопротивления не раскрывала до конца роль обеих конфессий.

Неполным являлось и освещение характера антифашистской борьбы. Негативно представлялись многие послания и демарши римских пап, обращения епископата, партии Центра. При этом в прошлых изданиях не учитывалась ситуация, в которой оказывались христианские деятели, их возможности, да и целесообразность открытых выступлений против режима, грозивших для церкви разгромом и потерей всяких легальных каналов общения с народом.

Наряду с этим недооценивались и результаты исследований западных стран и, в частности, в ФРГ. В свою очередь, эти исследования также не отличались безупречностью, они преуменьшали вклад коммунистов в антифашистскую борьбу. На фоне сотрудничества церкви с Гитлером коммунисты в Сопротивлении играли активную р<іль, сознательно шли на жертвы*.

Столь же неоднозначной и категоричной является и оценка роли в движении Сопротивления самих христианских церквей. Наряду с работами, аргументированно показывающими эту роль в позитивном плане, существуют и публикации, написанные с тенденциозных позиций. Мнение церковных иерархов сводилось к тому, что католическая церковь

видела свой главный интерес в сохранении своих структур. Но в то же время отмечается важность ее выступления в лице кардинала Галена, в защиту прав и свободы человека (1937г). Однако этот факт был отмечен папой Пием XI1 только по окончании войны10.

Среди евангелистов также существуют неоднозначные оценки их собственной роли в этом процессе. Есть точка зрения, что их борьба против фашистского режима не носила политического характера. Однако определенную долю несогласия с этим утверждением содержит другой взгляд на протестные выступления евангелистов как на «движение Сопротивления против воли»". Тем самым, вопрос об оценке роли и места христианской церкви и ее обеих конфессий в германской историографии остается открытым.

В целом историки ФРГ достаточно продуктивно исследуют роль церкви в годы фашистской диктатуры. Нам удалось воспользоваться трудами таких авторов, > как Герхард Рингсхаузен, Клаус Готто, Конрад Репген, Хайнц Хюртен, Иоахим Куропка и др.(см. Список литературы). Однако при богатом фактическом материале заметно отсутствие единства в оценках конкретных событий и личностей, требующих в определенном смысле приведения их общей линии и характеристики позиции церкви в гитлеровском рейхе.

Таким образом различные мнения и единичные работы в России в области церковной политики в годы правления Гитлера (статья А.Бровко) предопределяет необходимость данного исследования. Его задача - внести вклад в ликвидацию, по крайней мере, одного из существующих белых пятен в истории Германии. Относящиеся к политике рейха по вопросам религии и церкви проблемы, а также научное объяснение подхода церкви и роли христианской общественности в оценке фашистского режима и участие их в движении Сопротивления предопределили творческий интерес автора.

Цель и задачи исследования. Речь идет о выявлении роли и места церкви в Германии периода фашистской диктатуры (1933-1945гт).

В плане достижения данной цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

- сравнительный анализ церковно-христианской и национал-
социалистской идеологий;

изучение вопроса о роли религии и веры в гитлеровских планах нацификации страны;

показ взаимоотношений фашистского режима и политического католицизма: роль партии Центра в фашизации страны и установлении фашистской диктатуры;

Выяснение позиций католической и протестантской конфессий в условиях политики идентификации веры и национал-социализма;

- ' анализ отношений католической церкви и католической
общественности с Третьим рейхом, фашистскими властями и их
отношение к антифашистскому движению;

- исследование форм и средств противодействия евангелической
церкви и общественности фашистскому режиму, фашистской имперской
церкви;

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии:

- изучены документы и материалы папской канцелярии (Послания
папы, энциклики, переписка с епископатом), германского католического
епископата и синода евангелической церкви по вопросам фашизма и
антифашизма, документы гитлеровского режима по вопросам религии и
церкви в Третьем рейхе (конкордат, решения имперских министерств,
материалы прессы);

- дается комплексный анализ проблем функционирования
христианской церкви в условиях тотального, террористического режима

фашистского рейха и обобщены современные дискуссии о виновности церк- шников;

- введены в научный оборот новые документы, материалы, научные труды, опубликованные в Германии и неизвестные до сего времени российскому исследователю.

Методологическую основу исследования составил принцип историзма, требующий рассматривать и оценивать любое явление в его возникновении и развитии, в связи с другими явлениями и с учетом опыта истории, позволяющего при освещении событий принимать во внимание и их последствия.

Принцип историзма позволяет так же соотнести классовые, социально-политические и мировоззренческие интересы конкретных общественных групп с национальными интересами народов. Данный метод помогает* более четко проследить диалектику взаимодействия в треугольнике сил, каждая из которых имела антиподов и противников. Этот треугольник: фашизм — христианство - большевизм.

Основными источниками исследования явились документы церкви - энциклики, обращения, послания папы, выступления прелатов, законы фашистского рейха, указания, речи высокопоставленных деятелей, различные свидетельства участников Сопротивления и т.д. Важнейшие документы святого престола, касающиеся нашей темы, содержатся в периодически переиздаваемых «Текстах католического социального учения»12 (публикует Федеральный союз Движения католических трудящихся).

По традиции эти сборники включают в себя основополагающие материалы, начиная с энциклики Льва XIII «Рерум новарум» (1891г). Правда, в текущее 7-е издание сборника не вошли две энциклики Пия XI 1937г.: «С глубокой озабоченностью» и «Devini Redemption's», одна из которых осуждала национализм, вторая - «красный тоталитаризм»13. К

началу- 90т гг. XX века обе. они, по мнению составителя, утратили актуальность.

Из документов, характеризующих позиции и деятельность церкви в годы Третьего рейха, при подготовке диссертации исследовались сборники, составленные и редактированные В.Адольфом, У.фонХелем, Д.Альбрехтом, церковным управлением евангелической церкви, объединением историков епархии Роттенбург-Штутгарт и т.д.14.

Ряд аспектов политики Третьего рейха, касающихся воспитания молодежи, нашел обоснование в собранных документах приложения к книге Х.В.Куна и П.Массинга «Политическое образование в Германии». В данной публикации получил отражение и период фашистского господства15.

Документы о деятельности католической и евангелической молодежи, ее союзов, а также политику Третьего рейха в их отношении, вошли в сборник, подготовленный К.Х.Янке и М.Буддрусом16.

В процессе работы .над темой, автор знакомился с материалами антифашистского Сопротивления17. Особо рассматривались документы руководителей покушения 20 июля 1944 года18, следствия по данному делу'.

При анализе роли партии Центра и ее союзниц на рубеже 20-30-х годов использовались статистические и другие документальные данные, опубликованные в книге П.Лёше20.

Диссертанту удалось с большой пользой для исследования познакомиться с мемуарами некоторых деятелей церкви - участников Сопротивления21. Близки по жанру и этим публикациям книги о борцах против фашизма, написанные людьми, знавшими их лично. Таковы книги о фон Штауффенберге, Нимёллере, Россене и др.".

В работе использовался также фактический материал, вошедший в труды германских историков.

11 В целом документальная; источниковая база представляется достаточно емкой и надежной, чтобы на ее основе решить поставленные научные задачи и достаточно полно раскрыть проблематику диссертации.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в трех публикациях общим объемом в 1,5 печатных листа. Автор выступал по теме своей диссертации на Дне науки (исторический факультет Московского городского педагогического университета) и научной конференции молодых ученых в Нижнем Новгороде. Подготовленный материал используется при чтении спецкурсов по антифашистскому Движению Сопротивления в годы второй мировой войны.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.