Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Античная традиция в этико-политической мысли раннего английского просвещения Кирюшкина, Виктория Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кирюшкина, Виктория Викторовна. Античная традиция в этико-политической мысли раннего английского просвещения : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Саратовский ун-т.- Саратов, 1997.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-4/2711-6

Введение к работе

з - Т.

Актуальность и научная значимость темы. В рамках просветитель-:кого движения в европейских государствах XVIII века были заложены л :формированы основные модели современного гражданского общества, эылн сформугпгропаны гласные принципы правового государства. Перзен-лвутащая роль в этом процессе несомненно принадлежала английским просветителям. Именно английские философы, литераторы и политики зформили и внедрили новое политическое, ->кономическое сознашіе, новый менталитет в целом, центром которого являлся образ активного гражданина, реализующего собственные интересы, при этом необходимо соблюдая общественные. Многие проблемы, связанные как с переменой обществен-юго умонастроения вообще, так и с созданием правового государства в шстности, с которыми сталкивались британцы начала XVIII зека очень 5лизки нам и их рассмотрение в рамках исторического исследования может :пособствопать более верной оценке современной ситуацій! и решению со-фемепных насущных задач, стоящих перед намл. Это свидетельствует об нсгуальностн темы.

Обращение данного исследования к этико-политической мысли ан-'лийского Просвещешія отражает общую тендеіщню, прослеживающуюся ;ак в западной, так и в российской историографии. Интерес историков все іолее концеїгхріфуется на человеке как представителе той. или иной исто-яіческой субкультуры. Наиболее популярными стали вопросы, связанные с-юобешюстями быта, образа жизни, поведения человека в прошлом, нако-!ец- проблемы менталитета того или иного общества как объекта нстори-іеского исследования. Можно сказать, что в исторической науке идет про-іесс "гуманизации" истории и данное историческое исследование имеет воей целью внести скромный вклад в решение этой задачи. В диссертации осматривается проблема адаптации идейного наследия одной культуры к .отребностям другой цивилизации, имеющей собственные культурные осо-еияости. Просвещеіше и античность представляют собой классический рішер такого рода.

Степень изученности темы. Вплоть до недавнего времени английское [росвещение оставалось одной из наименее изученных исторических тем. (олгое время как в западной так и в отечественной исторической науке ан-пшнсклй, наряду с другими нащшналъными вариантами проеветителъско-э движения оказался в тени, а основное внимание было сосредоточено н&-зучетш французского Просвещешгя, которое рассматривалось как клас-пческое и наиболее яркое выражение этого'культурного явленій. Исследо-ания .литературоведов, философов и историков ограшгшваднсь, как правіло, рассмотрением жизни-и творчества отдельных наиболее известных редставлтелен рагаїего английского 1 Іросвешешш. Лішіь и последнее вре-я стали появляться работы обобщающего характера, авторы которых іализируют английское Просвещение как единое социально- культурное шише (Р. По| rep, Т. Л. Лабутииа). Кроме того, хотя факт влияния ан-гаиой культуры на просветительсісую мысль общеизвестен, исследовагага

этого влияния- на основе конкретного материала очень редки, а в отечественной исторической науке практически отсутствуют. Таким, образом, слабая изученность темы сама по себе является стимулом для ее рассмотрения.

Научная новизна исследования определяется степенью изученности темы английского Просвещения и проблемы взаимовлияния культур. Впервые на основе анализа конкретных этических и политических идей раннего английского Просвещения показано как и "почему античные мотивы обрели столь приметное место в общественном сознании Великобритании конца XVII- первой трети XVIII веков, сделана попытка проанализировать как трансформировался заимствованный идейный материал в соответствии с потребностями иной исторической эпохи.

Историография темы. В имеющихся .исторических трудах рассматриваются лишь те или иные аспекта интересующей нас темы. А поскольку она предполагает аналитическое исследование общественной (этической и политической) мысли раннего английского Просвещения и философских теорий античности (начинал с Сократа и заканчивая творчеством Квиптилиа-на и Плутарха), то в круг привлекающей нас литературы попадают труды очень разной тематики. Данный историографический обзор строится на основе тематического принципа и начинается с рабог общего характера, охватывающих как период античности, так и эпоху Просвещения. Среди них- книги Б. Гассела и А. Швейцера, авторы которых, благодаря широте своих интересов, имеют возможность проводить сопоставление различных культур, находить точки соприкосновения и антагонизмы, преемственность и новые черты в философских теориях от античности до современности.1

Особый интерес вызывает труд американского ученого П. Гея. в котором прослеживается историческая связь между античной культурой и идеологией нового времени. Но желая рассматривать Просвещение в целом, автор все же концентрируется на его французском образце, оставляя английских просветителей, как правило, за рамками свиего исследования.2

Среди исторических трудов, посвященных Англии XVIII столетия невозможно обойти вниманием ставшие ухсе классическими сочинения Т. Маколея и И. Тэна. Непосредстврнно проблемы влияния античной классики на развитие английской культуры конца XVII- XVIII веков рассматриваются в книге Д. Джонсона "Формирование английской неоклассической мысли". В большей степени автора интересует влияние литературной античной традиции, но определенное внимание Джонсон уделяет и вопросу проникновения греческих и римских философских идей в сознание англичан "века Августа".3

1 Рассел Б. История Западной философии. М., 1959.; Швейцер А. Культура и

этика. М., 1973.

* Gay P. The Enlightenment: in interpretation. Vol.1. N-Y '1966.

*Маколей Т. Поли. собр. соч. СПб., 1863.Т.5.; Тэн И. Развитие политической и

гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. СПб., 1871.

4.1.; Johnson J. W. The formation of English neoclassical thought. Princsnton, 1967.

Наибольший интерес для нашего исследования представляет коллективный труд "Просвещение в национальном контексте". Авторы статен пытаются опровергнуть распространенный в исторической науки ззгляд на французское Просвлцекпе как на классический обра ten. тліло и просветительского движения. Английскому Просвещению, его особенностям, его месту в общем просветительском двнхенин посвящена статья Р. Поргера. Этот же подход к проблеме Просвещения лег з основу а. следовательской статьи современных отечественных историк л; В. Г. Хисунько л А. В. Ревякнна и определлет характер каллехтньнсн монографии 'Просветительское движение з .Англии". Необходимо такм>'е отметить хкп-лі Н. С. Креленко и Т. Л. Лабутпнсй. посвящеиньг. обшестнепной л пели-гической мысли раннего английского Просвепаенші.1

Ео второй половине XX века у историков іпачлтедьно повьпла .тс.-; інтерес к отдельным историческим личностям, их творчеству. Исследсаа-іїп становятся более детальными, поезлщаютел какой-либо отдельной проблеме, отдельному аспекту творческой длпельпеегл героя. Эта eeiuaa "сплетіння хорошо нреслехлітгіется на примере а/ааслоаагельсхлх работ ::с ірсияемам английского іїрескелтяс:;;.

3 'западной дстерпегра.р'дд одним из наплоде.; :лл;уданнь;х образов яігднйсхоґо Простака дня является лорд Еолкагба/х. ,_хя нашей г л:;1-! іредстаь.тлот особый интерес ьаботы ,; к. Хартн ; "Энкочт Стлингохск. Х/мдплсг Тогаї') и С. В. Д;:-екмч:и (''Человек лХтх; г;-;;"). Ана.-лг.- ± гдл-Lccs Болпшброха татлхо посваїдспа статья патссткоге отечественного ,;:го-:;:т:а М. А. Барга. Не мелідкее внимание как л ялхубехлюй. так л л отече-твепиой литературе удалено творчеству почта- лпослештелд Лдлгсиндпа Іоупа (книги Васильевой, Слдер'-елко, статьи Тьх'хятл л Лльпег.салб

3 современной аселелоьател1 слой лмдплтуре особ".' -сего :ах -;;:;?-::", Арсссатспнл отводится Ддон\ мелку. Гаго творчеству посвящен берили; статей, виїледшнн до следам мхтхл даведпоп-4 яслле-гао/ма з Гчд-

?г~-~ '

ачветілч г.г:

/31. Р.-',.; Кисуиьгс Б. Г., р-ятеан А. В. Е-венлАхсетртсеесап;"-:. ;'/ Чстопия

вропы: п 8 т.-М., 1994. Т.Ч : Увепижо Н. С. Пуританская роамлок'-д г; ангд'ч':-

;ал еоаикттаенчаа мисль XVЛ - ХАбІІ : екеа. Сатанг, а. ! ,;~У).: J л: у такі Г. би У

стоков современной демократии. М., 1<9І.

їяп і Vi:cour;t Behacbrcke. Тону Ia'-namst. Lcr.dca; Гогсчно, 1965.: .і«с!л:мл :ї. А .

Ьи or Mercury. Ал Лррпсайсл of the Г, had of Henry it. John, Vnceaat De::rcbroKe. L..

УгУ; Серг M. А. Историческая н.мель английского Просвещения: болипгврек. Бодингброк. Письма об пзу-кепна и пользе истории. М., :973.: Тсгсваїз Г. Ь'иі-s: Popes hit Hero. // Essential Arncbs for йіе Study of Аі-слс-вйл Гер: / Ян. by Маупялі ack. Atchon books. Harp.den, Connecticut, 196.-. А!рекя P. I Pope's to Baiburst cud іЬї mdevillian State. // Essential for the Study at Alexander Peps / Ed. by ЛЬулагсі ?.ck. Archon bor's. Ha-nden, Connecticut, 1963.; Васильева Т. її. .Александр Поуп и о политические сатиры. Кгавенез, !979.; Сндорченхо Л. В. Поуп: а поисках імла. JL, 1987.

ле. Социально- политическая теория Докка глубоко анализируется в статье
российского философа Э. Ю. Соловьева.1

Джонатан Свифт, его окружение, его эпоха характеризуются в книге М. Левидова. Отдельный аспект творчества сатирика- его памфлеты- исследует И. А. Дубашинский. Жизни и творчеству Даниэла Дефо посвящена книга Д. Урнова. Взгляды Бернарда Мандевиля рассматриваются в работах Б. В. Мееровского и А. Л. Субботина.2

Поскольку наша тема предполагает наряду с изучением просветительской идеологии анализ взглядов античных философов, при написании работы активно, использовались исследования по античной философии. Прежде всего остановимся на трудах обобщающего характера. Для многих работ конца XIX- начала XX веков (Марта, Гомлерца, Корешша, Зелинского) была характерна оценка античного мировоззрения с позиции христианской доктрины.5

Советская историография, основанная на марксистской методологии делала основной уклон на изучение социально- зконошіческой истории. С 20-х годов интерес исследователей перемещается от философской теории в сферу общественно- политических взглядов античных мыслителей (работы С. Я. Лурье, А. К. Бергера, В. С. Нерсесянца, С. Л. Утченко, Е. М. Штаер-ман). Очень интересны две относительно новые книги В. А. Гуторова и Э. Д. Фролова, посвященные античной общественной мысли. Невозможно переоценить вклад в изучение античной культуры А. Ф. Лосева.-5

Как уже отмечалось, историография XX века характеризуется повышением внимания к отдельным историческим личностям, темапгческой специализацией среди историков. Непосредственно творчеству Цицерона

' John Lock: Wissenschaftliche Kolloquiuai. - Halle, 1985.; Соловьев Э. Ю. Феномен Локка,// Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

2 Лезидов М. Путешествие б некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Дяс. Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1964.; Дубашинский И. А. Памфлеты Свифта. Рига, 1968.; Мееровскин Б. В. Мандевиль и его "Басня о пчелах". // Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.; Субботин А.-Л. Бернард Мандевиль. М., 1986.; Урнов Д. Дефо. М., 1990. > Марта К. Философы н поэты- моралисты во времена римской империи. М., "' 1В79.;ГомперцТ. Греческие мыслители. СПб., 1912. Т.2.; КорелинМ. С. Падение античного миросозерцания. СПб.,-1901.; Зелинский Ф. Ф. Из истории ан-тичной культуры. М., 19)5. Ч. 1-2.

'Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократки. М., 1966.; Нер-сесянц В. С. Политические учения древней Греции. М., 1979; Утченко С. Л. Кризис полиса и политические воззрения римских стоикоз. М., 1955; Он же. Политические учения древнего Рима. М.. 1977.; Штаерман Е. М. От гражданина к подданному. // Культура дреаїїіто Рима. М., 1985. Т. 1.; Гуторов В. А. Античная' социальная утопия. Л., 19S9; Фролов Э. Д. Факел Прометея (очерки общественной мысли). Л., 1991.; Лосев А. Ф. История античной эстетики (Софисты, Сократ, Сократики, Платон). М, 1969: Он же. Исторня'антнчной эстетики. Высокая классика. М., 1974; Он же. История античной эстетики. Поздняя классика. Аристотель. М., 1974.; Он же. Эллинистическо-римская эстетика І-І1 вв. н. э. М., 1979.

посвящены книги французского исследователя П. Грималд и советского историка С. Л. Утченко. Большой интерес для нашей темы представляют ста-_ тъи А. Ф. Лосева о Посидонил, Диогене Лаэршш, Плутархе, а также его работы о жизни и философии Платона и Аристотеля. Философия Платона рассматривается в и книге Асмуса. Необходимо отметить капитальный труд. А. VI. Доватура "Политика и Политий Аристотеля''. а также его статью, посвященную философии и государственной деятельности римского императора- стоика Марка Аврелия Антонина. Большое внимание уделено в советской историографии анализу в?-лядов другого представителя поздней Стой- Лущи Аннея Сенеки (исследования Р. Ю. Виппера. В. С. Горского, С. А. Ошерова). Мало исследованная в нашей историографии философская теория Эгшктета анализируется в работе Е. М. Штаерман.1

Как видим, в зарубежной и отечественной историографии исследуют-:я отдельные аспекты интересующей нас темы. Многочисленные работы їьісвечивают различные, порой неожиданные грани исследуемой пробле-иы. Но общего исследованиг' степени и характера злилнпя античных идеи га общественную мысль раннего английского Просвещения мы не находим. ^Іежду тем, нам представляется интересной такая лостаяовк;' зопроса.

Цель данной диссертации- на основе имеющихся научных знаний по ідеологші античности и эпохе Просвещения показать, как идеи одной :ультуры полулают новую жизнь, интерпретируются в рамках нового, ко-іечно по многим своим установкам отличающегося мировоззрения. Для юстижения этой темы необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть основные идеи общественной и политической мысли іаннего английского Просвещения и выделить те из них на формирование :Отсрых оказали значительное влияние теории античных мыслителей.

' 2. Проанализировать степень и характер влияния античных авторов а этические теории английских ав густиандев.

3. Определить место античной традиции в образе идеального гграви-еля, разработанного в английской гфосветительсхой литературе первой оловин-1 XVIII века..

Источники. Такая постановка цели и з<:дач предполагает исследова-ие различных культурно- исторических пластов. Поскольку основным редметом нашего исследование является идеология раїшего английского [росвещения, на источниках, характеризующих ее мы и остановимся преж-е всего-. Специфика исследования определтет собой крайне разнообразный1

Грималь П. Цицерон. М., 1991.; Утченко С. Л. Цицерон и его времг M.r 1972.; смус В. Ф\ Платон. М.,. 1975.- Доватур А. И. Политика и Политий Аристотеля. І.-Л.. 1965.; Доватур А. И. Римский император Марк Аврелий Антония. // іарк Аврелий Антонин. Размышления. Л., 1985., Виппер Р. Ю. Эпгческие и ре-ц-иозные взгляды Сенеки. // Вестник Древней Истории. 1943. ЛЬ 1.; Гор-:ов В.. С. Политические взгляды Сенеки-,'/ Из-иеторші ашичной хуяьтуры. М^ >76.; Ошетроа С.... Сенека. От Рима тс миру. // Сенека. Нравственные письмаїс уциг;да. М.,. 1977.; Щтаермаи Е. М.. Эшпстет и его место в античной фштосо-ї». // Вестник Древней. Истории-1.975. Mi Z.

характер используемых источникоб. Естественно, что основным типом источников для нас являются сочинения самих просветителей, которые в свою очередь можно условно разделить на несколько групп.

Самой многочисленной группой литературных источников оказываются философские трактаты- эссе (этической, политической или иной тематики) широко распространенные в английской литературе конца XVII-первоп половины XVIII века. Наибольший интерес для нашей темы представляют сочинения Джона Локка (1632-4704 гг.) по проблемам политической философии, религии, педагогической теории. Локковские положения, касающиеся самых различных аспектов мировоззрения легли в основу просветительской идеологии.1

Огромное значение для изучения этических взглядов августнаныев имеет анализ взглядов Э.-Э. Шефтсбери (1671-1713 гг.). которые сыграли важную роль в процессе внутреннего освобождения человека, создания естественной морали, основанной на разуме. Продолжая теоретическую линию Локкь. Шефтсбери ставит своей целью научить человека "пользоваться разумом'', обосновать "здравый смысл" как естественный, а значит-, истинный взгляд на-мир. При этом ценности античной цивилизации, ее философия остаются для писателя высшим идеалом.2

Важное значение для нашего исследования имеют сочинения английских политических деятелей "века Августа"- Темпля, Болингброка, Сомер-са. Лаконично ^ ярко отражено просветительское мировоззрение в поэмах А. Поупа (1688-1744 гг.). Его поэтическое эссе "Опыт о человеке" предстаЕ-ляетхобой ценнейшую для исследователя антологию английской просветительской мысли.3

В качестве второй группы использованных* литературных источников можно выделить политические памфлеты и периодическую литературу, которые занимали важное место в литературной традиции Англии кон. XVII-перв. полов. XVIII вв. В этот период памфлеты, другие полиггизированые сочинения были основным орудием политиков в борьбе за общественное мнение. Журнальные эссе мгновенно реагировали на каждое событие политической жизни Англии. Понятно, что сейчас они являются не только незаменимыми источниками по политической истории Англии того периода, .но также предоставляют богатый материал для изучения политической мысли, общественного сознания Англии эпохи Просвещения. Самое активное участие в "памфлетной войне" принимали такие известные писатели

1 Локк Д. Два трактата о государственном правлении. // Локк Д. Сочинения : в 3 т.-М., 1988. Т.З.-; Локк Д. Письмо о веротерпимости. // Локк Д. Сочинения. М., 1988. Т.З.; Локк Д. Мысли о воспитании. // Локк Д. Сочинения. Т.З.; Он же. Что ' читать и изучать юному джентельмену. // Локк Д. Сочинения. Т.З. "ШефтсбериЭ.-Э. Эстетические опыты. М., 1975.

' Болингброк. Идея о Короле-Патриоте. // Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.; Поуп А. Опыт о критике. // Поуп А. Поэмы. М., 1988; Он же. Виндзорский лес. // Там же.; Он же. Опыт о человеке. // Англия в памфлете. М., 1987.

как Д. Дефо и Дж. Свифт. Необыкновенной популярность пользовались журналы Стиля и Аддисона.'

Определенное значение для нашего исследования имели художественные сочинения "века Августа". Прежде всего- романы Дефо и Свифта. Значительным подспорьем ; ля данного исследования стали записи из "Дневника для Стеллы" Свифта, а также- корреспонденция А. Поупа.2

Разнохарактерные сочинения просветителей позволяют воссоздать идеологию английского Просвещения во всех ее проявлениях. Большинство сочинений августианцев сильно политизированы, что необходимо учитывать при работе с ними. С другой стороны, эта черта английской литературы кон. XVII- первых десятилетий XVIII вв. является одной из определяющих черт общественного сознания англичан этого периода и очень важ'на для его понимания. Политпзированость сочинений просветителей отражает особенности политической ситуации, сложившейся в Англии на рубеже XVII- XVIII вв., характеризующейся бурным процессом законотворчества. Наряду с литературными в исследовании использовались источники юридического плана, которые б' ши необходимы дл-< лучшего понимания той политической ситуации, в которой активно действовали английские просветители.-5

Данное исследование было бы невозможно без анализа сочинений античных авторов. Античная философия предоставляет неисчерпаемый материал для изучения, но нас интересовали наиболее распространенные взгляды "древних" на политику, мораль, педагогику и прежде всего те идеи, которые были восприняты и адаптированы идеологией нового времени. Следует оговориться, что в данном исследовании не ставилась задача- определить на какие конкретно сочинения античных философов опирались просветители и какие произведения греческих и римских авторов не были известны европейцам XVIII века. Это могло бы стать темой отдельного исследования. Кроме того, необходимо учитывать,- что многие положения неизвестных тогда античных трактатов стали достоянием европейской культуры XVIII века через свидетельства других античных авторов, фрагменты, приведечные в их сочинениях, а также через малоизвестные арабск.іе интерпретации сочинений античных философов. Поэтому при работе с источниками мы прежде всего рассматривали влияние наиболее распространенных античных идей, которые для европейцев XVIII века являлись воплощением наиболее характерных черт античной культуры.

Так, фундаментальным значением вг% антично- философчи обладали положения Платона и Аристотеля. Естественно, что их сочинения являлись зажнейшими источниками для нашего исследования. Неизменный интерес шглийских августианцев вызывали положения эпикурейской и стоической

Избранные листки из английского "Зрителя" и некоторых других периодиче-жих изданий того же рода. Кн.1-6. М., 1833-1836.; Англия в памфлете. М., 1987. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. М., 198!.; Pope A. The correspondence of A Pope I id. by G. Sherbum. Oxf., 1956. .

Закс юдательство английской революции. 1640-1660. М.-Л., 1946; Конституции і законодательные акты буржуазных государств XVH-XK вв. М., 1957.

философских школ, оформившихся в, IV веке до н. э. Эллинистическая философская литература дошла до нас почти исключительно в виде фрагментов и свидетельств более поздних авторов (Плутарх, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Но основной материал представлен в книги Диогена Лаэрция, посвященной истории греческих и римских философских'школ.1

Огромной популярностью среди просветителей пользовались диалоги римского оратора, политика, философа Марка Туллия Цицерона. Анализ гго политических и этически?: трактатов"имел огромное значение для разработки нашей темы. Роль признанных авторитетов "древности" играли в просветительской культуре представители римской поздне-стоической школы- Сенека. Эпиктет, Марк Аврелий Антонин. Их сочинения стали важными источниками для данного исследования. Не меньшее значение имели и сочинения Плутарха- одного из,самых популярных античных писателей в Европе XVIII века.: Анализ источников как по идеологии английского Просвещения, так и по философской мысли античности позволяет заключить, что избранная нами тема в достаточной мере обеспечена историческим материалом.

Методологическая основа исследования. При работе с многочисленными и разнообразными литературными источниками широко применялся системный метод.' Исследование, лежащее в рамках общей проблемы взаимовлияния культур было бы невозможно без использования сравнительно-исторического метода. Кроме того, рассматривая происхождение отдельных идей ранних английских просветителей мы обращались к генетическому методу.

Хронологические рамки. .Данное исследование ограничено сравнительно небольшим этапом б формировании нового мировоззрения: в нем рассматривается значение античной философской мысли для этико-политической теории раннего английского Просвещения. Временные рамки нашего исследования ограничиваются условно 1689-1740-ми годами. "Славная революция" 1688-1689 гг. стала своеобразным рубежом, ознаменовав утверждение основных исходных принципов организации нового Общества (новые механизмы власти и гражданские свободы). Поэтому началом века Разума и Просвещения в Англии можно считать 1689 год.

Заключительная временная граница данного исследования обосновывается событиями политической жизни Великобритании. В 1745 году окон-

1 Платон. Сочинения: г. 3 т.- М., 1971-1972. Т.З. 4.1-2.; Аристотель. Сочинения: в
4 т.-М., 1984. Т.4.; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знамени
тых философов. М., 1986.

2 Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.; Сенека. Утешение к
Полибию. // Вестник Древней Истерии. 1991. № 4.; Он же. О блаженной жизни.1 //
Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. 4.2.: Он же. Нравственные пись
ма к Луцилию. М., 1977.; Арриан. Беседы Эпиктета; // Вестник Древней Ис
тории. 1975. № 2-4,1976. № 1-2.; Марк Аврелий Антонин. Размышления. Л.,
1985.; Плутарх. Нравственные и философские сочинения. СПб., 1789.; Плутарх.
"Моралии". //Вестник Древней Истории. 1976. № 3. -1781. № I.; Плутарх. Сочи
нения. М., 1983.

11 "

чилась полной неудачей последняя попытка реставрации Стюартов, предпринятая английскими якобитами. С тех пор угрозы в адрес достижений "славной революции" со стороны "Претендента" больше не пугали британцев. Сложившаяся политическая ситуация, казалось, несла обществу порядок и Покой. Начинается новый этап в политической исторіш Великобритании. Кроме того, в сороковых годах завершается жизнь и творческая деятельность последних ярких представителей раннего английского Просвещения- Поупа и Болингброка.

Практическая значимость диссертации состоит в углублении знаний о сущности просветительской идеологии, генезисе английского Просвещения. Собранный в работе материал и некоторые положения диссертации могут быть использованы как исследователями культуры нового времени, так и философами, социологами при разработке различных тем, а также в учебном процессе в рамках общих и специальных курсов.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Принцип деления материала по лавам- проолемньгіі. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.